Люди объединяются и заключают между собой договор об образовании государства

Обновлено: 24.04.2024

Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства.

Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа.

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным.

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» – в этом суть марксистской теории.

Теория государства и права прошла долгий путь становления, предлагая в разное историческое время и разные теории происхождения государства. Самой первой теорией можно считать теологическую.

Теологическая теория объясняла происхождение государства и права божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский – XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли, но отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, подчеркивая в то же время зависимость самого государства от божественной воли.

С развитием общественных отношений в Древнем мире возникла так называемая патриархальная теория. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.). Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение власти отца, монарх является отцом всех своих подданных. Из теории вытекает вывод о необходимости подчиняться государственной власти.

Долгое время ведущей считалась договорная теория происхождения государства и права. Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и других, то есть в XVII–XVIII вв. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749–1802). По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т. п.).

В большинство концепций входит идея «естественного права», то есть наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ.

Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование – политическую организацию: государство. В договорной теории различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом. При этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что если власть добровольно передана правителю, например князю, то он – князь – отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха. Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города. Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.

Наиболее богатым на появление различных теорий было девятнадцатое столетие, породившее историко-материалистическую, органическую, насильственную, психологическую и другие теории происхождения государства и права.

Историко-материалистическая теория связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но последние опирались на труды предшественников, таких как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Эта теория наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Органическая теория возникла в связи с успехами естествознания, хотя подобные идеи высказывались значительно раньше XIX в. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV–III вв. до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. В соответствии с теорией человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга и управляет всем организмом. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Теорию насилия выдвигали Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. деятели XIX в. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Психологическая теория связана с повышенным интересом общества XIX в. к психологии человека (Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др.). Появление государства и права объяснялось проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Современная теория государства и права не придерживается марксистских взглядов на происхождение государства, хотя ряд положений этого учения считает правильным. Однозначной трактовки вопросов происхождения государства в современной теории государства и права не существует. Можно выделить три основных теории происхождения государства: кризисную, дуалистическую и специализации.

Согласно кризисной теории (проф. А. Б. Венгров), государство возникает как итог неолитической революции – перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник 10–12 тыс. лет назад. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях.

Дуалистическая теория (проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин) связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Но отличие от кризисной теории она говорит о двух путях возникновения государства – восточном (азиатском) и западном (европейском). Восточный путь: государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. Постепенно должностные лица, выполнявшие функции общественного управления, превращались в привилегированную замкнутую социальную прослойку, касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата. Западный путь: ведущим государствообразующим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства.

Теория специализации (проф. Т. В. Кашанина), не отвергая значения неолитической революции в образовании государства, акцентирует внимание на том, что государство есть результат специализации в управленческой сфере. По мнению автора этой теории, закон специализации – это закон развития окружающего мира. Частной формой проявления данного закона является разделение труда. Экономическая специализация заложила материальную основу для возникновения и постепенного развития политической специализации, которая и привела, в конечном счете, к возникновению государства.

Цель: познакомить учащихся с различными теориями происхождения государства, вспомнить признаки государства.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

А) Теологическая теория.

Б) Патриархальная теория.

В) Ирригационная теория.

Г) Договорная теория.

Д) Классовая теория.

Е) Теория насилия.

Лекция в сопровождении презентации.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, мыслители и ученые разных эпох пытались оформить свои взгляды в стройные теории. Рассмотрим некоторые из них.

Основные положения теологической теории содержатся в религиозных источниках — Библии, Коране, Ведах, а также в произведениях богословов. Среди религиозных философов наиболее известными являются Фома Аквинский, Ал- Маварди. Согласно религиозным взглядам, государство возникает в результате божественного творения. Хотя это и социальный институт, но главное его предназначение состоит в том, чтобы исполнять волю Бога. Таким образом, религиозные нормы становятся важными правилами жизни людей в государстве. Они находят отражение и в правовых нормах.

Теологическая теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви. Лучшей формой государства, по мнению многих религиозных мыслителей, является монархия.

Создатели данной теории отражали религиозные взгляды на жизнь. В странах Древнего Востока власть действительно принадлежала религиозным лидерам. В России о божественном происхождении государства писали в разное время патриарх Никон и митрополит Филарет (Дроздов), в Западной Европе — Ж. Маритен.

Следует признать ценность данной теории, так как она устанавливает порядок в обществе, утверждает в политике духовно-нравственные образцы поведения. Выполнение религиозных норм — это одновременно и реализация норм нравственности.

Недостатком теории является ее ненаучный характер и невозможность подтвердить или опровергнуть акт божественного творения государства.

В соответствии с патриархальной теорией государство происходит из разросшейся семьи. По мнению Аристотеля, государство в своем развитии проходит ряд этапов: простая семья, состоящая из мужа, жены и детей; расширенная семья, объединяющая несколько поколений родственников; селение и полис. По мере усложнения человеческих коллективов люди приобретают большее количество материальных и духовных благ и в полисе, являвшемся, с точки зрения античного философа, наивысшей ступенью социального развития,

Другой представитель данной теории — Р. Фильмер в работе «Патриарх» пытался обосновать власть английского монарха. Опираясь на Библию, он утверждал, что первый человек — Адам — получил от Бога одновременно семейную (отцовскую) и политическую власть над людьми, которая впоследствии передавалась по семейной линии его потомкам и дошла до современного мыслителю времени в виде власти короля. Монарх, по убеждению Фильмера, является божественным ставленником, отцом своего народа, а подданные — члены единого семейства — обязаны во всем беспрекословно подчиняться своему главе.

Помимо истинного объяснения отдельных процессов образования государства, патриархальная теория обладает нравственным, гуманистическим потенциалом. В соответствии с ней власть в государстве должна быть авторитетной, проявлять заботу по отношению к подданным. Однако не следует забывать, что опека государства над своими гражданами (такую политику называют также патерналистской — от лат. рШег — отец), подобная заботе отца о своем семействе, не может не вызывать конфликты в обществе. Не все индивиды и социальные группы согласятся только повиноваться главе государства и в его лице государственной власти. Народ должен иметь возможность реально осуществлять власть или влиять на нее непосредственно, участвуя в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании, референдумах или через институты представительства.

В основе объяснения причин возникновения государства теорией общественного договора лежат взгляды о так называемом естественном состоянии человека.

Естественное состояние человека — жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

По мнению представителей данной теории, некогда люди жили в безгосударственном обществе и подчинялись только законам природы. Англичанин Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии человек эгоистичен, стремится к наслаждениям, богатству и власти. Порядки догосударственного общества философ охарактеризовал словами: «Война всех против всех». Б. Спиноза утверждал, что в естественном состоянии «человек человеку — волк». Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, наоборот, говорили о естественном состоянии как о царстве свободы, равенства и справедливости, где гармонично сочетаются общие и частные интересы.

Однако безвластная жизнь не могла продолжаться долго. В первом случае она грозила закончиться самоуничтожением человека, а во втором — власть понадобилась для прекращения нарушений естественных прав и наказания виновных. Люди объединяются и заключают между собой договор об образовании государства, главными целями которого выступают обеспечение мира, безопасности, порядка, прав человека.

В соответствии со взглядами Т. Гоббса, люди отказываются от всех естественных прав в пользу государства, получающего, таким образом, абсолютную и неограниченную власть над обществом. Обладателем всей полноты государственной власти становится одно лицо — монарх, который не связан ничьими правами и никакими законами, в том числе своими собственными. Дж. Локк, а вслед за ним и Т. Джефферсон считали, что с заключением общественного договора люди не утрачивают естественных прав. Государство как раз и создается для обеспечения их защиты и реализации, в особенности — права частной собственности, выступавшего, по мнению мыслителей, гарантом свободы. У народа сохраняются также свобода мысли и слова, совести и вероисповедания, право на восстание, допускавшееся в случае нарушения политической властью естественных прав.

Теория общественного договора используется как принцип объяснения социального предназначения и функций государственной власти, смысл деятельности которой заключается в обеспечении безопасности и гарантированности естественных прав человека.

В последующем положения договорной теории были восприняты при учреждении политического строя США, СССР и Франции. В США и СССР основы государственного устройства устанавливались соответственно конституциями 1787 и 1924 гг., во Франции — Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., являвшихся своего рода формами общественного договора. Влияние теории договора прослеживается и в Конституции РФ 1993 г., в преамбуле которой говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации. принимаем Конституцию Российской Федерации».

Представителями классовой теории происхождения государства были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс указал на следующие закономерности образования государства:

• разделение труда, в результате которого земледелие, скотоводство, ремесло, а в последующем и торговля стали самостоятельными направлениями хозяйственной деятельности;

. переход общества от кочевого образа жизни к оседлому;

. снижение роли рода (родовой общины) в социальной организации общества;

• возникновение семьи и соседской общины как основных социальных единиц общества;

• появление прибавочного продукта;

  • возникновение на основе присвоения прибавочного продукта отдельными лицами частной собственности;
  • разделение общества на классы — социальные группы, определенным образом относящиеся к средствам производства (имеющие их в собственности или не имеющие);
  • создание экономически господствующим классом государства как аппарата политического насилия над классом эксплуатируемых.

Главной движущей силой социальных изменений, по мнению К. Маркса, является экономическая сфера, выступающая базисом общества и определяющая надстройку — политическую, социальную и духовную сферы. Экономика, считал Маркс, обусловлена производственными отношениями.

Общественно-экономическая формация — определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

К. Маркс выделил пять общественно-экономических формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Развитие человеческого общества представляет собой естественно-исторический процесс перехода от низших форм социальной организованности к более высоким.

Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный тип государства. Все эти государства (рабовладельческое, феодальное и буржуазное) — эксплуататорские, поскольку их сущность состоит в подавлении экономически господствующими классами эксплуатируемых классов. Коммунистическая формация виделась Марксом как наивысшая цель человечества. Он полагал, что коммунистическое общество будет установлено по мере революционного ниспровержения капиталистического.

Переходным этапом на пути от капитализма к коммунизму является, по Марксу, социалистическое общество, образуемое в результате социалистической революции, знаменующей переход власти от буржуазии к пролетариату. При социализме собственность на средства производства находится у государства, которое планирует экономическую деятельность в масштабах всей страны. Классовое неравенство и частная собственность уничтожаются, а вместе с их исчезновением происходит постепенное отмирание государства и права. При коммунизме все члены общества, считал Маркс, трудятся, а результаты их труда распределяются справедливо, в зависимости от потребностей.

Представителями теории насилия являлись немецкие ученые К. Каутский, австрийский правовед Л. Гумплович, Е. Дюринг. По их мнению, важнейшим фактором в образовании государства является насилие одной части общества шш отдельного племени над другой частью общества (племенем). К. Каутский считал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим.

По мнению Е. Дюринга, насилие, а вместе с ним и государство, как аппарат насилия, вызревают внутри общества, где осуществляется разделение людей на властвующих и подвластных. Первые закрепляют свое господство путем создания государства.

Безусловно, насилие играло существенную роль в образовании государства. И сейчас применение насилия остается прерогативой государственной власти. Но образование государства стало

возможным лишь вследствие изменения социальной организации общества, а изменения обусловлены развитием экономики. Каким образом завоеванное племя или подвластная часть населения смогли бы поддерживать свое существование, а также содержать племя завоевателей или властвующую социальную группу? Ответ один: только изменив характер экономической деятельности. Поэтому в основе образования государства лежит не насилие, а экономика. Насилие выступает важным, но не решающим фактором этого процесса. Как показывает история, завоеватели, покоряя другие народы, уже сталкиваются с государственной организацией и используют государство в своих целях. Так было с варварами, завоевавшими Рим, и монголо-татарскими кочевниками, захватившими Русь.

Какие бы споры ни велись в науке по вопросу о том, как же в действительности образовалось государство, следует признать, что оно обладает важными признаками.

У каждого государства есть определенная территория, очерченная границами, в пределах которых и осуществляется власть. В первобытном обществе взаимоотношения между представителями общества поддерживались благодаря родственным связям. Постепенно принцип кровного родства, связывавший людей, уступает место другому принципу: совместного проживания на конкретной территории. Эта территория делится на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы. Появляется функция ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, то есть не допускает вмешательства в дела по управлению страной других властей.

Государство характеризуется публичной властью, отделенной от народа. Власть осуществляется особой группой людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).

В государстве существуют общеобязательные нормы, исполнение которых поддерживается его силой. С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений. Правотворчество напрямую взаимосвязано с государством. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.

Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы.

Важнейшим признаком государства является суверенитет. Он означает верховенство и независимость государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.

Внешняя сторона проявления суверенитета выражается в самостоятельности и независимости государства в решении вопросов внешней политики; внутренняя сторона — в праве государства на правотворчество, управление и юрисдикцию в пределах всей государственной территории. Верховенство государственной власти внутри страны проявляется, во-первых, в универсальности власти, которая распространяет влияние на все население, партии и общественные организации страны; во-вторых, в прерогативе государственной власти, то есть отмене, признании ничтожным, незаконным проявление любой другой общественной власти; в-третьих, в наличии у государства таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т.д.).

Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.

Государство обладает символикой (имеет герб, флаг, гимн).

Государственный флаг Российской Федерации трехцветный, состоящий из горизонтальных полос белого, синего и красного цвета, расположенных сверху вниз.

Как символ государства он вывешивается на зданиях органов государственной власти и управления. Его изображение наносится на воздушные суда, космические корабли, катера пограничной службы. За границей российский флаг вывешивается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений России и т.п.

Государственный герб Российской Федерации изображает золотого двуглавого орла с поднятыми вверх крыльями, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя коронами — одной большой и двумя малыми. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла — всадник на серебряном коне, который поражает копьем дракона.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. Какие теории происхождения государства вы знаете?
  2. Что такое государство?
  3. Каковы основные признаки государства?

Д.З § 1 . Сформулировать по три вопроса к каждой теории происхождения государства.

Цель: познакомить учащихся с различными теориями происхождения государства, вспомнить признаки государства.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

А) Теологическая теория.

Б) Патриархальная теория.

В) Ирригационная теория.

Г) Договорная теория.

Д) Классовая теория.

Е) Теория насилия.

Лекция в сопровождении презентации.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, мыслители и ученые разных эпох пытались оформить свои взгляды в стройные теории. Рассмотрим некоторые из них.

Теологическая теория (слайд 3)

Основные положения теологической теории содержатся в религиозных источниках — Библии, Коране, Ведах, а также в произведениях богословов. Среди религиозных философов наиболее известными являются Фома Аквинский, Ал- Маварди. Согласно религиозным взглядам, государство возникает в результате божественного творения. Хотя это и социальный институт, но главное его предназначение состоит в том, чтобы исполнять волю Бога. Таким образом, религиозные нормы становятся важными правилами жизни людей в государстве. Они находят отражение и в правовых нормах.

Теологическая теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви. Лучшей формой государства, по мнению многих религиозных мыслителей, является монархия.

Создатели данной теории отражали религиозные взгляды на жизнь. В странах Древнего Востока власть действительно принадлежала религиозным лидерам. В России о божественном происхождении государства писали в разное время патриарх Никон и митрополит Филарет (Дроздов), в Западной Европе — Ж. Маритен.

Следует признать ценность данной теории, так как она устанавливает порядок в обществе, утверждает в политике духовно-нравственные образцы поведения. Выполнение религиозных норм — это одновременно и реализация норм нравственности.

Недостатком теории является ее ненаучный характер и невозможность подтвердить или опровергнуть акт божественного творения государства.

Патриархальная теория (слайд 4)

В соответствии с патриархальной теорией государство происходит из разросшейся семьи. По мнению Аристотеля, государство в своем развитии проходит ряд этапов: простая семья, состоящая из мужа, жены и детей; расширенная семья, объединяющая несколько поколений родственников; селение и полис. По мере усложнения человеческих коллективов люди приобретают большее количество материальных и духовных благ и в полисе, являвшемся, с точки зрения античного философа, наивысшей ступенью социального развития,

Другой представитель данной теории — Р. Фильмер в работе «Патриарх» пытался обосновать власть английского монарха. Опираясь на Библию, он утверждал, что первый человек — Адам — получил от Бога одновременно семейную (отцовскую) и политическую власть над людьми, которая впоследствии передавалась по семейной линии его потомкам и дошла до современного мыслителю времени в виде власти короля. Монарх, по убеждению Фильмера, является божественным ставленником, отцом своего народа, а подданные — члены единого семейства — обязаны во всем беспрекословно подчиняться своему главе.

Помимо истинного объяснения отдельных процессов образования государства, патриархальная теория обладает нравственным, гуманистическим потенциалом. В соответствии с ней власть в государстве должна быть авторитетной, проявлять заботу по отношению к подданным. Однако не следует забывать, что опека государства над своими гражданами (такую политику называют также патерналистской — от лат. рШег — отец), подобная заботе отца о своем семействе, не может не вызывать конфликты в обществе. Не все индивиды и социальные группы согласятся только повиноваться главе государства и в его лице государственной власти. Народ должен иметь возможность реально осуществлять власть или влиять на нее непосредственно, участвуя в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании, референдумах или через институты представительства.

Договорная теория (слайд 5)

В основе объяснения причин возникновения государства теорией общественного договора лежат взгляды о так называемом естественном состоянии человека.

Естественное состояние человека — жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

По мнению представителей данной теории, некогда люди жили в безгосударственном обществе и подчинялись только законам природы. Англичанин Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии человек эгоистичен, стремится к наслаждениям, богатству и власти. Порядки догосударственного общества философ охарактеризовал словами: «Война всех против всех». Б. Спиноза утверждал, что в естественном состоянии «человек человеку — волк». Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, наоборот, говорили о естественном состоянии как о царстве свободы, равенства и справедливости, где гармонично сочетаются общие и частные интересы.

Однако безвластная жизнь не могла продолжаться долго. В первом случае она грозила закончиться самоуничтожением человека, а во втором — власть понадобилась для прекращения нарушений естественных прав и наказания виновных. Люди объединяются и заключают между собой договор об образовании государства, главными целями которого выступают обеспечение мира, безопасности, порядка, прав человека.

В соответствии со взглядами Т. Гоббса, люди отказываются от всех естественных прав в пользу государства, получающего, таким образом, абсолютную и неограниченную власть над обществом. Обладателем всей полноты государственной власти становится одно лицо — монарх, который не связан ничьими правами и никакими законами, в том числе своими собственными. Дж. Локк, а вслед за ним и Т. Джефферсон считали, что с заключением общественного договора люди не утрачивают естественных прав. Государство как раз и создается для обеспечения их защиты и реализации, в особенности — права частной собственности, выступавшего, по мнению мыслителей, гарантом свободы. У народа сохраняются также свобода мысли и слова, совести и вероисповедания, право на восстание, допускавшееся в случае нарушения политической властью естественных прав.

Теория общественного договора используется как принцип объяснения социального предназначения и функций государственной власти, смысл деятельности которой заключается в обеспечении безопасности и гарантированности естественных прав человека.

В последующем положения договорной теории были восприняты при учреждении политического строя США, СССР и Франции. В США и СССР основы государственного устройства устанавливались соответственно конституциями 1787 и 1924 гг., во Франции — Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., являвшихся своего рода формами общественного договора. Влияние теории договора прослеживается и в Конституции РФ 1993 г., в преамбуле которой говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации. принимаем Конституцию Российской Федерации».

Классовая теория (слайд 6)

Представителями классовой теории происхождения государства были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс указал на следующие закономерности образования государства:

• разделение труда, в результате которого земледелие, скотоводство, ремесло, а в последующем и торговля стали самостоятельными направлениями хозяйственной деятельности;

. переход общества от кочевого образа жизни к оседлому;

. снижение роли рода (родовой общины) в социальной организации общества;

• возникновение семьи и соседской общины как основных социальных единиц общества;

• появление прибавочного продукта;

  1. возникновение на основе присвоения прибавочного продукта отдельными лицами частной собственности;
  2. разделение общества на классы — социальные группы, определенным образом относящиеся к средствам производства (имеющие их в собственности или не имеющие);
  3. создание экономически господствующим классом государства как аппарата политического насилия над классом эксплуатируемых.

Главной движущей силой социальных изменений, по мнению К. Маркса, является экономическая сфера, выступающая базисом общества и определяющая надстройку — политическую, социальную и духовную сферы. Экономика, считал Маркс, обусловлена производственными отношениями.

Общественно-экономическая формация — определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

К. Маркс выделил пять общественно-экономических формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Развитие человеческого общества представляет собой естественно-исторический процесс перехода от низших форм социальной организованности к более высоким.

Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный тип государства. Все эти государства (рабовладельческое, феодальное и буржуазное) — эксплуататорские, поскольку их сущность состоит в подавлении экономически господствующими классами эксплуатируемых классов. Коммунистическая формация виделась Марксом как наивысшая цель человечества. Он полагал, что коммунистическое общество будет установлено по мере революционного ниспровержения капиталистического.

Переходным этапом на пути от капитализма к коммунизму является, по Марксу, социалистическое общество, образуемое в результате социалистической революции, знаменующей переход власти от буржуазии к пролетариату. При социализме собственность на средства производства находится у государства, которое планирует экономическую деятельность в масштабах всей страны. Классовое неравенство и частная собственность уничтожаются, а вместе с их исчезновением происходит постепенное отмирание государства и права. При коммунизме все члены общества, считал Маркс, трудятся, а результаты их труда распределяются справедливо, в зависимости от потребностей.

Теория насилия (слайд 7)

Представителями теории насилия являлись немецкие ученые К. Каутский, австрийский правовед Л. Гумплович, Е. Дюринг. По их мнению, важнейшим фактором в образовании государства является насилие одной части общества шш отдельного племени над другой частью общества (племенем). К. Каутский считал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим.

По мнению Е. Дюринга, насилие, а вместе с ним и государство, как аппарат насилия, вызревают внутри общества, где осуществляется разделение людей на властвующих и подвластных. Первые закрепляют свое господство путем создания государства.

Безусловно, насилие играло существенную роль в образовании государства. И сейчас применение насилия остается прерогативой государственной власти. Но образование государства стало

возможным лишь вследствие изменения социальной организации общества, а изменения обусловлены развитием экономики. Каким образом завоеванное племя или подвластная часть населения смогли бы поддерживать свое существование, а также содержать племя завоевателей или властвующую социальную группу? Ответ один: только изменив характер экономической деятельности. Поэтому в основе образования государства лежит не насилие, а экономика. Насилие выступает важным, но не решающим фактором этого процесса. Как показывает история, завоеватели, покоряя другие народы, уже сталкиваются с государственной организацией и используют государство в своих целях. Так было с варварами, завоевавшими Рим, и монголо-татарскими кочевниками, захватившими Русь.

Признаки государства (слайд 8,9)

Какие бы споры ни велись в науке по вопросу о том, как же в действительности образовалось государство, следует признать, что оно обладает важными признаками.

У каждого государства есть определенная территория, очерченная границами, в пределах которых и осуществляется власть. В первобытном обществе взаимоотношения между представителями общества поддерживались благодаря родственным связям. Постепенно принцип кровного родства, связывавший людей, уступает место другому принципу: совместного проживания на конкретной территории. Эта территория делится на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы. Появляется функция ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, то есть не допускает вмешательства в дела по управлению страной других властей.

Государство характеризуется публичной властью, отделенной от народа. Власть осуществляется особой группой людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).

В государстве существуют общеобязательные нормы, исполнение которых поддерживается его силой. С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений. Правотворчество напрямую взаимосвязано с государством. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.

Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы.

Важнейшим признаком государства является суверенитет. Он означает верховенство и независимость государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.

Внешняя сторона проявления суверенитета выражается в самостоятельности и независимости государства в решении вопросов внешней политики; внутренняя сторона — в праве государства на правотворчество, управление и юрисдикцию в пределах всей государственной территории. Верховенство государственной власти внутри страны проявляется, во-первых, в универсальности власти, которая распространяет влияние на все население, партии и общественные организации страны; во-вторых, в прерогативе государственной власти, то есть отмене, признании ничтожным, незаконным проявление любой другой общественной власти; в-третьих, в наличии у государства таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т.д.).

Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.

Государство обладает символикой (имеет герб, флаг, гимн).

Государственный флаг Российской Федерации трехцветный, состоящий из горизонтальных полос белого, синего и красного цвета, расположенных сверху вниз.

Как символ государства он вывешивается на зданиях органов государственной власти и управления. Его изображение наносится на воздушные суда, космические корабли, катера пограничной службы. За границей российский флаг вывешивается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений России и т.п.

Государственный герб Российской Федерации изображает золотого двуглавого орла с поднятыми вверх крыльями, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя коронами — одной большой и двумя малыми. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла — всадник на серебряном коне, который поражает копьем дракона.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. Какие теории происхождения государства вы знаете?
  2. Что такое государство?
  3. Каковы основные признаки государства?

Д.З § 19 . Сформулировать по три вопроса к каждой теории происхождения государства.

Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».

Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.

Договорная теория Т.Гоббса

Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».

Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.

Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.

Теория общественного договора Дж.Локка

Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.

Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.

Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.

Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.

Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.

Из современных мыслителей можно отметить Дж. Ролза (1921 – 2002), который взял договорную теорию как основу в свою концепцию справедливости. В работе «Теория справедливости» Ролз отмечает, что в условиях отказа людей от «природного состояния» существовало два варианта: первый вариант - выбор принципа равенства в приписывании основных прав и обязанностей, включая равенство в собственности. Данный принцип означает выбор коллективистического государства и коллективистического общества. Второй вариант – принцип социального и экономического неравенства, по которому неравное положение людей справедливо в том случае, если оно приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека и, в частности, для менее преуспевающих членов общества. Этот принцип означает выбор индивидуалистического государства и индивидуалистического общества.

Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.

Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.

Существование различных подходов к вопросу происхождения государства говорит о том, что эта проблема остается актуальной до сих пор.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: