Литературный суд метод обучения

Обновлено: 28.03.2024

Урок-суд над литературным героем – это форма урока литературы, которая в своей основе имеет ролевую игру, строящуюся на подготовленных монологах действующих лиц и неподготовленных диалогах, диалогах-импровизациях, неизбежно возникающих в ходе «судебных прений». Учебный диалог возникает сначала на этапе подготовки к уроку: в процессе 1) самоопределения детей относительно тех ролей, которые они хотели бы исполнять, 2) перечитывания произведения с целью отобрать «свой» материал, 3) создания собственного варианта выступления. С одной стороны, это групповая работа , поскольку школьники, выступающие в роли прокурора и свидетелей обвинения, адвоката и свидетелей защиты, должны вместе обсудить те пункты обвинения или защиты, которые кажутся им наиболее убедительными и важными. Это необходимо, чтобы не упустить главное, чтобы не было лишних повторов, чтобы выступление каждого дополняло и обогащало выступление группы. С другой стороны, это внутренний диалог , который ведется каждым готовящимся к выступлению. Это диалог читателя с автором произведения, который ведется с целью понять замысел писателя, определить отношение автора к герою, найти «задушевную мысль» создателя произведения. Это диалог читателя с героем, от имени которого он будет говорить: попытка понять и объяснить характер персонажа, особенности его взаимоотношений с другими персонажами произведения, выстроить свою интерпретацию образа. Наконец, это диалог ребенка с самим собой: «Правильно ли я выбрал «своего» героя, что в нем понял и принял (не принял) и почему, как я построю свое выступление, чтобы быть убедительным, зачем я буду выступать».

Следующий этап в развитии учебного диалога в рамках данной формы урока – «судебное заседание», этап реализации подготовленных выступлений и возможности проявить умение вести импровизированный диалог. Реальное судебное заседание не предполагает обмен мнениями, имея своей целью вынесение приговора на основании предварительного следствия и показаний свидетелей. Учебное заседание суда, основанное на материале литературного произведения, имеет иные цели , а именно: 1) обобщить полученные знания, 2) дать характеристику литературному персонажу, 3) предоставить школьникам возможность собственной интерпретации произведения. Исходя из этих целей, мы переопределяем структуру урока-суда, которая обязательно включает в себя элементы дискуссии. Судья не просто может, а обязан задавать особые вопросы свидетелям защиты и обвинения, Прокурору и Адвокату, а также «обвиняемому». Особенность этих вопросов состоит в том, что они являются не вопросами на уточнение каких-либо деталей, подробностей, а провокационными вопросами. Провокационными мы называем такие вопросы, которые заставляют учащихся искать ответ не в тексте произведения, а в той жизненной позиции, которую они приняли на себя, став на время урока тем или иным персонажем. Это вопросы, которые заставляют не читать «по бумажке» сделанные дома заготовки, а думать, анализировать прочитанный материал, делать самостоятельный выводы. Задавать провокационные вопросы может на уроке-суде каждый. Только одно ограничение существует в данном случае: если вопрос задает «персонаж», то он должен исходить из тех знаний и сведений, которые есть у него именно как у персонажа, а не как у читателя, знающего содержание произведения полностью; если вопрос задает один из зрителей (читателей), то он может исходить из знания всего текста и даже критической литературы, которую он прочитал к уроку. В последнем случае задача отвечающего «персонажа» усложняется: он должен быстро сориентироваться в содержании и найти такой ответ, который был бы наиболее близок к позиции персонажа произведения. В нарушение правил ведения реального судебного заседания мы вводим такой прием ведения учебного диалога как переадресация заданного вопроса спрашивающему. Этот прием заключается в следующем. Поскольку мы ведем учебный диалог: учим дискутировать, формируем определенные учебные действия, - то всегда настаиваем на том, чтобы ребенок, задающий вопрос, был готов ответить на него сам при отсутствии ответа у оппонента. Этот прием обязательно используется в тех случаях, когда спрашивающий оказывается в лучших по сравнению с отвечающим условиях: имеет возможность цитировать по книге, имеет домашние заготовки.

Заключительный этап в развитии учебного диалога – творческая письменная работа по итогам изучения произведения и обобщающего урока-суда над литературным героем. Это форма проявления внутреннего диалога, который ученик ведет с собой как с автором и критиком. Определить для себя задачу (тему сочинения, проблемы, которые раскроешь в нем), способы ее решения (какие цитаты используешь, какую критическую литературу привлечешь в качестве подтверждения той или иной мысли, в каком жанре напишешь работу и т.д.) и осуществить решение задачи возможно только в том случае, если умеешь вести разговор с собой как с «Другим», с тем, кто может задать вопросы на понимание, уточнение, оценить сделанное, внести необходимые коррективы.

  • Самые краткие методики
  • Диалоговые формы
  • Игровые формы
  • Комплексные формы
  • Наглядные формы
  • Формы повышения квалификации
  • О нашей библиотеке
  • Идеи для игровых заданий
  • Крупные формы

вторник, 10 июня 2014 г.

Литературный суд

Методика организации

Литературный суд – имитационная ролевая игра. Строится на стимулировании познавательной, читательской активности участников. Рекомендуется для проведения среди старшеклассников и молодежи.

Между участниками распределяются роли. Они определяются особенностями отечественного судопроизводства, которое предполагает обязательное присутствие на судебном заседании основных участников процесса: Судьи, Защитника (Адвоката), Прокурора, Судебных заседателей, Секретаря суда. Иногда к ним добавляются Общественные обвинители и Общественные защитники.

Участник, которому досталась та или иная роль, должен хорошо ее знать. Для этого он должен почитать литературу, посмотреть видео из зала судебного заседания. Исходя из фабулы и сюжета произведения, определяются Потерпевший, Обвиняемый, Свидетели и др.

Пример: А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Евгения Онегина судят за убийство Ленского, то есть он обвиняемый. Владимир Ленский – потерпевший, Ольга, Татьяна и другие герои – свидетели .

Литературный суд строится на подготовленных монологах действующих лиц и неподготовленных диалогах, диалогах-импровизациях, неизбежно возникающих в ходе «судебных прений».

Пример: В. Липатов «И это все о нем…»: фабула произведения позволяет четко распределить роли, провести дознание в помещении «суда». Каждый участник в силу своего воображения, умений, артистических способностей, напористости играет выбранную роль. Здесь уже идет соревнование между участниками, а зачастую итог игры зависит даже не от сюжета, а от их активности и творческой инициативы .

С одной стороны, это групповая работа, поскольку дети, выступающие в роли прокурора и свидетелей обвинения, адвоката и свидетелей защиты, должны вместе обсудить те пункты обвинения или защиты, которые кажутся им наиболее убедительными и важными. Это необходимо, чтобы не упустить главное, чтобы не было лишних повторов, чтобы выступление каждого дополняло и обогащало выступление группы. С другой стороны, это внутренний диалог, который ведется каждым готовящимся к выступлению. Это диалог читателя с автором произведения, который ведется с целью понять замысел писателя, определить отношение автора к герою, найти «задушевную мысль» создателя произведения. Это диалог читателя с героем, от имени которого он будет говорить: попытка понять и объяснить характер персонажа, особенности его взаимоотношений с другими персонажами произведения, выстроить свою интерпретацию образа. Наконец, это диалог ребенка с самим собой: «Правильно ли я выбрал «своего» героя, что в нем понял и принял (не принял) и почему, как я построю свое выступление, чтобы быть убедительным, зачем я буду выступать».

Реальное судебное заседание не предполагает обмен мнениями, имея своей целью вынесение приговора на основании предварительного следствия и показаний свидетелей. Литературный суд имеет иные цели, а именно: 1) обобщить полученные знания, 2) дать характеристику литературному персонажу, 3) предоставить детям возможность собственной интерпретации произведения. Исходя из этих целей, литературный суд обязательно включает в себя элементы дискуссии. Судья не просто может, а обязан задавать особые вопросы свидетелям защиты и обвинения, Прокурору и Адвокату, а также «обвиняемому». Особенность этих вопросов состоит в том, что они являются не вопросами на уточнение каких-либо деталей, подробностей, а провокационными вопросами, вопросами, которые заставляют учащихся искать ответ не в тексте произведения, а в той жизненной позиции, которую они приняли на себя, став на время урока тем или иным персонажем. Эти вопросы заставляют не читать «по бумажке» сделанные дома заготовки, а думать, анализировать прочитанный материал, делать самостоятельный выводы. Задавать провокационные вопросы может на суде каждый. Только одно ограничение существует в данном случае: если вопрос задает «персонаж», то он должен исходить из тех знаний и сведений, которые есть у него именно как у персонажа, а не как у читателя, знающего содержание произведения полностью; если вопрос задает один из зрителей (читателей), то он может исходить из знания всего текста и даже критической литературы, которую он прочитал к мероприятию. В последнем случае задача отвечающего «персонажа» усложняется: он должен быстро сориентироваться в содержании и найти такой ответ, который был бы наиболее близок к позиции персонажа произведения. В нарушение правил ведения реального судебного заседания может быть введен прием переадресации заданного вопроса спрашивающему. Ребенок, задающий вопрос, должен быть готов ответить на него сам при отсутствии ответа у оппонента. Этот прием обязательно используется в тех случаях, когда спрашивающий оказывается в лучших, по сравнению с отвечающим, условиях: имеет возможность цитировать по книге, имеет домашние заготовки.

Подобные имитационные игры в форме литературных судов позволяют участникам раскрыть свои артистические способности, самоутвердиться, самовыразиться, повысить статус среди сверстников, ощутить эпоху.

Очень важна функция библиотекаря: он выступает как организатор, который должен создать игровую атмосферу, разбудить творческие возможности участников.

Недостатки формы: основной акцент делается на фабуле, сюжете произведения. Обсуждаются поступки героев, зачастую как реальных лиц, дается их оценка с точки зрения моральных норм и правил того времени и современности.В этом случае не рассматривается само произведение, которое может исчезнуть из поля зрения как продукт творчества, не уделяется внимание его художественным особенностям, авторской позиции.

1. Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек. – М.: Либирея-бибинформ, 2006. – С. 61-62. - (серия «Библиотекарь и время. XXI век»; № 43)

2. Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. - Ярославль, 2009. ( с сайта «Мой сайт»)

Тема: Так что же за человек этот Печорин? Литературный суд. Урок — эпилог к роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Цель урока: помочь учащимся дать свою оценку Печорину, выработка умения разбираться в людях, доказывать свою точку зрения; представить Печорина как личность, воплотившую характерные черты общественного сознания людей 30 — х годов, интенсивность нравственно философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Эпиграф: « . если я причиняю несчастье другим, то и сам не менее не счастлив. »

« Вы видите человека с сильной волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги.» В.Г .Белинский.


Я люблю сомневаться. во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив. я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».


( из романа).




Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь думать о том, что другие думают не так, как он. Надо иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставить всех думать одно.


В.Г .Белинский.

1. Слово учителя. Вот и пришло время подвести вас к заключительному выводу : что же за человек этот Печорин?» Вопрос « кто он? Логически вызывает другой: «в какое время он жил?». Печоринское время — 30 — 40 годы 19 века. Помните, как герой скажет : «Я имел несчастье родиться в один прегадкий вечер».


Оказывается в России были периоды, когда родиться умным и талантливым означало обречь себя на несчастья, когда, говоря словами Герцена, « кругом никто и ничто не знало живого человека». Поколение Печориных было слишком юным, чтобы 14 декабря выйти на Сенатскую площадь. Оно увидело только казни и ссылки, научилось молчать, сдерживать слезы, выучилось скрывать свои мысли.

Россия превратилась в грандиозную казарму. Преследовалось свободомыслие. Какой трагической стала судьба передовых людей!

Наступил 1840 год. В свет вышел роман Лермонтова. На него посыпа.лись обвинения. И тогда автор решил сказать свое слово.

Лермонтов( ученик в гриме): Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет,


составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть дурен, а я вам скажу, что ежели верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не верите в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?.

Учитель: Вот и подошли мы к теме нашего урока. Сегодня вы должны будете убедиться в том, что у Печорина действительно были «необъятные>> нравственные силы, породившие в нем глубокую безысходную грусть, что трагедия героя — в его одаренности, незаурядном интеллекте, не нашедшем себе отзвука в эпоху реакции.

Печорин(ученик в гриме): И может быть, я завтра умру! Одни скажут: он был добрый малый,- другие- мерзавец! . . . И то и другое будет ложно».

Учитель: А что же истинно? Это мы и выясним сегодня. Каков же

Печорин?В чем вина, а в чем беда его? Посмотрим на него глазами тех, кто с ним разделял дни жизни, глазами автора, кто о нем прекрасно рассказал, критика В.Г.Белинского, а также собственными глазами.

Предоставляется слово следователю.

Следователь: Сегодня в литературном суде установлено, что Печорин, будучи от природы умным, наблюдательным человеком, глубоко разбирающимся в людях, приносит только несчастья им. Он бесцельно вмешался в жизнь и дела контрабандистов в Тамани. Нарушил покой горцев: отнял у Казбича самое дорогое — коня, сделал бездомным абреком Азамата, стал виновником смерти Белы и ее отца, обидел близкого человека, Максима Максимыча, разбил жизнь Мери, убил на дуэли Грушницкого. «Орудием казни» он остается в отношениях с Верой. Мы убедились, что он никого не согрел своим сердцем, а только принес страдания. Всего этого достаточно, чтобы дело передать в суд.

Судья: Ну что ж, господа, приступим. В зале присутствуют все, кто хоть какое- то отношение имеет к Печорину. У обвинения и защиты есть вопросы к обвиняемому?

Прокурор: Скажите, Печорин, что привело вас на Кавказ? Охота к перемене мест?

Печорин: Конечно, нет. (рассказывает, что был выслан за дуэль, задержался в Тамани и.т.д.) Поверьте, я никому не хотел зла.

Прокурор: Да, поступок ваш бесцелен, Обратите внимание, к какому страшному выводу приходит обвиняемый: «Какое мне дело до радостей и горестей человеческих!» Не правда ли, это жестоко?

Адвокат: Я протестую, господин прокурор. (Оправдывает Печорина, объясняет его поведение молодостью, неопытностью, говорит о сочувствии к обвиняемому).

Прокурор( говорит оравнодушии к человеческим страданиям в Пятигорске).

Судья: Прошу вызвать свидетельницу, княжну Мери.

Мери: ( говорит, что влюбилась в Печорина, а он не ответил ей взаимностью).

Адвокат: ( говорит, что нельзя судить Печорина за то, что он честно признается, что не любит).

Прокурор: Скажите, Печорин, для чего вы добивались любви Мери? Чтобы потом отвергнуть ее? Это жестоко.

Печорин говорит о том, что ни во что не верит. Даже в дружбу).

Адвокат: тоска бросает его от одного пустого действия к другому. Это его беда, а не вина.

Прокурор: Скажите, печори, зачем вы вышли на дуэль?

Печорин: (Говорит, что Грушницкий оскорбил его).

Адвокат: Он в глубоком разладе с самим собой и другими и обречен на раздвоенную жизнь.

Судья: Прошу вызвать свидетеля Вернера.


Вернер:(говорит о дружбе с Печориным и о разочаровании в нем). Прокурор:Печорин способен на убийство, не умеет ценить настоящей дружбы, черствый и холодный,

Адвокат: Господа судьи, я протестую против такого вывода и вызываю свидетельницу, княгиню Веру.

Вера: ( говорит, что Печорин благороднейший человек, он несчастлив и.т.д.) Адвокат:Печорин — человек незаурядный, обладающий таинственной силой, нравом гордым и непобедимым, его поступки- стремление разуверить себя в трагизме своей судьбы.

Прокурор:(Опровергает слова адвоката, просит вызвать свидетеля, Максима Максимыча).

Прокурор: Вот еще одна жертва. Мы должны судить его строго.


Адвокат:Прошу вызвать главного свидетеля- автора, господина Лермонтова. Лермонтов:Герой моего романа портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.

Прокурор: Вот и Лермонтов подчеркнул, что в Печорине собраны все пороки, а не достоинства.

Адвокат: Прошу вызвать свидетеля Белинского.


В.Г.Белинский:(говорит в защиту Печорина).

Судья: Суд считает необходимым заслушать обвиняемого.

Печорин:(во мне живет два человека).

Учитель: Ну что ж, сегодня в литературном суде мы выслушали защиту, обвинение, свидетелей. Настала пора и вам, ребята, дать свою оценку Печорину.

К этому уроку ребята готовились заранее. Тимофеев Андрей, Стрепунин Максим сняли сцену дуэли. Тимофеева Надежда Петровна, учительница физики, Салонина Юлия Андреевна приготовили накидки для дуэлянтов, 5-й класс раскрашивал цилиндры, Максим делал пистолеты, в общем, работы всем хватило. Съёмка проводилась на улице, в зимнее время (поэтому Турганбаеву Нурзату, исполняющему роль В.Ленского, было не больно падать на снег…). Роль Евгения Онегина сыграл – Владиков Артём, секундантами были – Салимов Равиль и Колесов Никита. Ребята сделали несколько дублей каждой сцены на улице и в школе. Видео смонтировали, озвучили – получилось 2 минуты. Теперь самое главное правильно распределить роли. Мы их распределили так:

Пушкин А.С. – Логинов Сергей (внешне очень похож на поэта – кудрявые волосы, нос, губы, глаза – фото прилагается)

Е.Онегин – Владиков Артём ( секундант – Салимов Равиль)

В.Ленский – Турганбаев Нурзат (секундант Зарецкий в сцене дуэли – Колесов Никита)

Судья – Грудинина Юлия

Прокурор – Шадрин Дмитрий

Адвокат – Мордовская Рита

Ольга Ларина – Букус Ева

Татьяна Ларина – Цоктоева Татьяна

Зарецкий (в зале суда) – Приблоцкий Максим

1. Виссарион Григорьевич Белинский – Колесов Никита

2. Иван Васильевич Киреевский – Турганбаев Нурзат

3. Герцен Александр Иванович – Тимофеев Андрей

4. Дмитрий Владимирович Веневитинов – Салимов Равиль

Независимые эксперты из 21 века – Брянская Екатерина, Золтуева Евгения Ивановна, директор школы, Бухольцева Галина Сафоновна, учитель литературы;

Соседи (крестьяне) по имению дяди Онегина и Ленского – Томских Александра, Федотов Егор, Федотова Анастасия, Воробьёв Александр, Тазетдинова Алёна

Присяжные заседатели : Васютина Елена Владимировна, завуч по ВР, Манзурова Ирина Ивановна, библиотекарь семейного чтения с.Гусиное Озеро, Рябова Елена Дмитриевна, учитель математики, 5 класс, 11 класс.

Цели урока: Основная задача суда – не только осудить или оправдать Онегина, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик главных персонажей романа, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков, автора и современного читателя, т. е. услышать живой диалог времен.

Эпиграф на доске и в видео ролике:

"…Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его…"

Вступительное слово учителя-предметника Бухольцевой Г.С.: Дорогие ребята, сегодня мы проводим необычный урок, а урок-суд над литературным героем Евгением Онегиным. Прошу всех настроиться на артистическую волну и на отлично сыграть свои роли.

- Прошу всех встать, суд идёт!

Ход урока (ХОД ЗАСЕДАНИЯ)

Судья. Сегодня суд слушает дело по обвинению Онегина Евгения, осьмнадцати лет, светского франта, уроженца Петербурга, семейное положение - холост. Предан суду по обвинению в убийстве Владимира Ленского, а также за его эгоизм по отношению ко всему свету. Слово предоставляется обвинению.

Прокурор . Евгений Онегин, находясь в деревне, завязал дружбу с Владимиром Ленским.

“Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья."

Они часто бывали в доме Лариных, где и произошло то трагическое событие, которое послужило поводом для предстоящей дуэли.

Судья. Нами получено вещественное доказательство из 21 века – видео-ролик, давайте просмотрим его. (смотрим видео – 2 минутки). Итак, факт убийства на лицо, продолжим разбирательство.

(В зал приглашается Ольга Дмитриевна Ларина)

Судья. Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да)

Ольга . Ларина Ольга Дмитриевна. Господин судья, господа присяжные заседатели. Хочу засвидетельствовать тот факт, что Онегин стал виновником смерти моего жениха. Пусть он ответит за свое преступление.

Прокурор . Ваша честь, могу ли я задать вопросы обвинителю? (да)

Расскажите об Онегине. Когда вы с ним познакомились?

Ольга. Впервые мы познакомились у нас дома. Он появился внезапно вместе с Владимиром, который представил его нам. “Онегина явленье у нас произвело на всех большое впечатленье и всех соседей развлекло. Пошла догадка за догадкой. Все стали толковать украдкой, Шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха". После этого явленья Онегин был у нас всего два раза. Мы танцевали на балу у Тани на именинах. Он пытался ухаживать за мной, во время танца “шептал мне пошлый мадригал", но меня больше увлекала музыка, танец, а не его слова.

Адвокат . Вы знали о предстоящей дуэли? Догадывались о последствиях своего поведения на балу?

Ольга - нет

Адвокат . Явилась ли смерть Ленского для вас ударом?

Ольга - Да. Я изнывала, плакала.

Адвокат . Недолго плакала. А что изменилось в вашей жизни после дуэли?

Ольга. Я вышла замуж за улана и уехала с ним в полк.

Адвокат . Ваше отношение к Ленскому.

Ольга . Я, наверное, любила его. Он был свидетель умиленный моих младенческих забав; в тени хранительной дубравы он разделял мои забавы, и нам все прочили венцы: друзья-соседи и отцы. После его возвращения домой мы всюду были вместе, он был со мною очень робок, он смел лишь только иногда развитым локоном играть иль край одежды целовать, он читал мне нравоучительный роман, мы играли в шахматы, он рисовал мне в альбоме и писал стихи. Да, я его любила. Он был мне женихом.

Адвокат . Была ли у Ленского веская причина для дуэли?

Ольга. Я не знала о дуэли. Накануне Ленский был у меня, он не сказал мне о дуэли, мы были счастливы как прежде.

Адвокат . И вы даже не заметили перемены в нем? Или не захотели ничего замечать?

Ольга. Да, я с радостью прыгнула с крыльца в его объятья. Он был счастлив и здоров.

Адвокат . Почти здоров!

Судья. Что произошло на балу?

Ольга . Он пригласил меня на танец, я согласилась.

Судья. Сколько раз вы танцевали с ним?

Ольга . Я уже не помню. Раза два или три. Какая разница?

Адвокат . А вы не чувствуете, что виноваты? (нет)

Судья. Присаживайтесь.

Адвокат. Ваша честь, прошу пригласить в зал суда следующего свидетеля. Ларину Татьяну.

(В зал приглашается Ларина Татьяна)

Судья . Представьтесь, пожалуйста.

Татьяна . Татьяна Дмитриевна Ларина.

Судья. Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (да)

Адвокат . Что вы можете сказать об Онегине?

Татьяна. Я его любила. Сначала я молчать хотела, но чувства были сильнее меня, и я написала ему письмо, в котором призналась ему в любви. (читает отрывок из письма) Да, это может подтвердить сам Онегин, он же в зале…

Онегин. Учитесь властвовать собою, не всякий Вас, как я поймёт, к беде неопытность ведёт… Я вас любил любовью брата, а может быть ещё сильней…

Адвокат . Онегин ответил вам взаимностью? (нет)

Адвокат Он посмеялся над вами? Был жесток? (нет)

Татьяна . Он исповедь прочел свою (см. гл. 4 строфы 13- 14)

Адвокат. Вы считаете его виновником дуэли? (нет) Ваше отношение к Онегину переменилось?

Татьяна . Нет. И в одиночестве жестоком сильнее страсть моя горит, и об Онегине далеком мне сердце громче говорит. Я не могу его ненавидеть. Он благороден и умен, он много ездил, много знает, он книги странные читает.

Прокурор. Уж не пародия ли он?

Адвокат . Ваша честь, пригласите в зал суда участника дуэли, секунданта Ленского.

(В зал суда приглашается Зарецкий)

Судья. Вы знали о причинах дуэли? Почему вы согласились стать секундантом? Почему не остановили бывших приятелей?

Зарецкий. Я в прошлом некогда буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный, теперь же добрый и простой отец семейства холостой, надежный друг, помещик мирный и даже честный человек: так исправляется наш век!

Прокурор. Кто выстрелил первым?

Зарецкий. Онегин. Он убил Ленского одним выстрелом.

Прокурор . Вы считаете его виновным? (да)

Адвокат. Как вел себя Онегин после выстрела?

Зарецкий . Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его … напрасно: его уж нет…Убит! Сим страшным восклицаньем сражен, Онегин с содроганьем отходит и людей зовет.

Судья. Присаживайтесь.

Адвокат . Ваша честь, разрешите пригласить в зал суда главного свидетеля всего произошедшего. А. С. Пушкина.

Судья. Пригласите.

(В зал суда приглашается А. С. Пушкин)

Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (да) Представьтесь.

Пушкин. А. С. Пушкин. Поэт.

Прокурор . Как давно вы знакомы с подсудимым? Как вы отзывались о нем?

Пушкин . Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель; там некогда гулял и я: но вреден север для меня. Онегин в начале моего романа молодой повеса, ученый малый, но педант (см. гл. 1 строфы 5-10). Я изменил его, точнее, он менялся сам.

Прокурор . Он изменился в худшую сторону. Он стал убийцей своего друга!

Адвокат . Я протестую! Вина моего подзащитного еще не доказана! Скажите, почему Ленский погиб от руки своего бывшего приятеля? Почему они не помирились?

Пушкин . Онегин не мог отказаться от этой дуэли, он соблюдал кодекс чести. (см. гл. 6 строфы 37- 41, 11)

Судья. Вы считаете своего героя виновным?

Пушкин. «Я писал этот роман с 1823 года по1830годы. В романе я не судья и тем более не прокурор, я не сужу и не обвиняю героев, а наблюдаю и анализирую их характеры, как друг и очевидец, обычный человек, которому что-то нравится в героях, что-то не нравится. Я хотел показать настоящую русскую жизнь с атмосферой городских дворянских салонов, внешне ослепительной, но внутренне пустой и провинциальное дворянство с его сплетниками и глупцами, остряками и дуэлянтами. Я понимаю Онегина и сочувствую ему. Мой герой - один из лучших представителей высшего общества не нашел применения своим способностям, не принес пользы никому, не нашел счастья в действительности и в этом его трагедия.»

Адвокат . Ваша честь, прошу пригласить в зал суда свидетеля защиты: литературного критика Дмитрия Владимировича Веневитинова.

(В зал суда приглашается критик Д. В. Веневитинов)

Судья. Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (да) Что вы можете сказать о подсудимом?

Критик Д. В. Веневитинов. Характер Онегина принадлежит нашему поэту и развит оригинально. Мы видим, что Онегин уже испытан жизнью; но опыт поселил в нем не страсть мучительную… деятельную досаду, а скуку. Для такого характера все решают обстоятельства. Если они пробудят в Онегине сильные чувства, мы не удивимся: он способен быть минутным энтузиастом и повиноваться порывам души. Если жизнь его будет без приключений, он проживет спокойно, рассуждая умно, а действуя лениво. Он не виновен.

Прокурор . Ваша честь, я прошу выслушать свидетеля обвинения: критика Ивана Васильевича Киреевского.

(В зал суда приглашается критик Иван Васильевич Киреевский)

Критик Киреевский. Онегин есть существо совершенно обыкновенное и ничтожное. Он также равнодушен ко всем окружающим; но не ожесточение, а неспособность любить сделали его хладнокровным. Он не живет внутри себя жизнью особенною, отменною от жизни других людей, и презирает человечество потому только, что не умеет уважать его. Нет ничего обыкновеннее такого рода людей, и всего меньше поэзии в таком характере. Виновен.

Адвокат. Я продолжаю настаивать на том, что мой подзащитный не виновен и прошу выслушать еще одного свидетеля защиты. У него есть свое мнение о герое.

(В зал суда приглашается критик В. Г. Белинский)

Критик. Виссарион Григорьевич Белинский: Онегин совсем не изверг, не развратный человек, хотя в то же время и совсем не герой доброжелатель. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охладила к бесплодным развлечениям. Онегин - добрый малый, но, при этом, недюжинный человек. Онегин - страдающий эгоист, эгоист поневоле! Не виновен.

Прокурор . Ваша честь, я прошу выслушать свидетеля обвинения: критика Герцена Александра Ивановича.

Критик . Герцен Александр Иванович: Онегин - русский, он возможен лишь в России; там он необходим, и там он встречается на каждом шагу. Онегин - человек праздный, потому что она никогда и ничем не был занят; Это лишний человек в той среде, где она находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из неё. Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, и который хотел бы отведать смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. В двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви. Как и все мы, он постоянно ждал чего-то. Ничего не пришло, а жизнь уходила.

Судья . Есть ли дополнения у адвоката, а у прокурора?

Прокурор . Ваша честь, я предлагаю выслушать независимого эксперта: читателя XXI века.

(В зал суда приглашается независимый эксперт)

Судья. Ведь Онегин учился неприлежно! Ни блистал воспитанием.

«не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»

Независимый эксперт - ученик. «Мы все учились понемногу…чему-нибудь и как - нибудь»

«Зато читал Адама Смита» и «дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей». В нашем веке таких как Онегин великое множество и что, всех судить?

Независимый эксперт-1.учитель: Выслушав все обвинения выступавших на суде, считаю его виновным. Он убил человека! Не им жизнь дана, не он ею должен распоряжаться. Он убил друга, заигрывал с его невестой на именинах у Татьяны, предварительно зная, что она в него влюблена! Поступок не в его пользу. Любой молодой человек посчитает это оскорблением и вызовет на дуэль обидчика! Считаю виновным!

Независимый эксперт -2. учитель . У Онегина есть смягчающие обстоятельства: он искренне смог полюбить Татьяну, но было уже поздно. А Татьяна – любит одного, а выходит замуж за другого. «Но я другому отдана и буду век ему верна». После дуэли Онегин искренне сожалеет о случившемся… «Несчастной жертвой Ленский пал». Это общество виновато, что породило таких людей, играющих по его законам. Не виновен! Онегин далёк от народа, хотя народ его помнит и любит, прошу в зал суда пригласить представителей из народа – соседей дяди Онегина. ( приглашаются)

Судья. Пригласите. Клянитесь говорить только правду и ничего, кроме правды.

1 представитель. Мы жили в имении дяди Онегина, а когда приехал этот барин, то он нам барщину заменил оброком. Жить стало веселее, хоть на себя стали работать и времени больше стало, поспать можно…

2 представитель. Кака никака копейка поивилась, диньгу можна зашибить левую…

3 представитель . Я в няньках у ево была, барин добрай, не злой, панимал нас, ни виновнай он, отпустити христа ради!

4 представитель. Ну чаво гаварить, робят-то у миня много, аха, он яблаками их угашал из свово сада, аха, добрай малый, правда странный нимного, чуть свет, на коня и скачит, и скачит. Шитаю иво ни виновным. Бог иму судья!

5 представитель. Я крепастная Ленского, красивая был барин, за што ентот иво убил, ни знаю, барин-то наш умнай был, стихи писал, книжки читал, а ентот убил иво, шитаю виноватым иво, пусть суд рассудит!

6 представитель. Падумаш пульнул, вся аднако маладёш така, чуть што за писталеты, нет шоб пагаварить, падумать, на миравую пайти, раз так вышла, жаль малого барина, я ж иво с пилёнок знала, мышь не абидить, шитаю не виноватым иво! Прастити иво, люди добрыя!

Судья . Понятно, присаживайтесь. Вам, подсудимый, предоставляется последнее слово. Клянитесь говорить только правду и ничего, кроме правды.

Онегин: Да, клянусь. Я так еще молод. Мне всего лишь 26 лет. А я уже охладел к жизни. Я пытался найти для себя новые духовные ценности, новые пути. В Петербурге, да и в деревне я читал книги, пробовал писать, общался с немногими близкими мне по духу людьми. Попытался в деревне «порядок новый учредить»- заменив барщину «оброком легким». Я хотел бы, но не знал, как и чем заняться. Я недоволен был всем, что видел вокруг себя и понимал, что вынужденным бездельем я гублю себя. Оттого я делался все более угрюмым. Я вас прошу: не судите меня строго… У меня всё.

Адвокат. Да, мой подзащитный не идеален, не лишен, как, впрочем, и все люди, недостатков. Но, несмотря на то, что он зависел от условий света, от образа жизни, который навязывали каждому дворянину, он протестовал, старался изменить свою жизнь, свой характер, он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни». В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек, он сумел увидеть в ней искренние чувства. Нельзя упрекать героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны, - сердцу, как известно, не прикажешь. Онегин послушался не голоса сердца, а голоса рассудка. Онегин не верил в любовь, и в этом была его беда, его страдания, что чувства в нем так рано остыли. Отказ Татьяны от его любви, там, в Петербурге, производит переворот в его душе. Он получил свое наказание, утратил надежду на счастье, вспыхнувшая любовь к Татьяне не прошла для него бесследно. Он узнал настоящее страдание, настоящую боль, настоящую любовь, его жизнь стала более содержательной. Он не виновен.

Суд удаляется на совещание . После возвращения зачитывается приговор.

Именем закона Российского государства суд, рассмотрев дело по обвинению Евгения Онегина в убийстве Владимира Ленского, решил:

1. Евгений Онегин виновен в совершении преступления, так как Ленский убит.

2. Также суд установил обстоятельства, смягчающие вину господина Онегина: рос без матери, имеет эгоистичный характер, ему всё наскучило и он страдает от этого. Он не мог отказаться от дуэли, так как общество стало бы его презирать, а он очень дорожит мнением света.

3. Исходя из вышеуказанного, суд применяет к господину Онегину следующую меру наказания - изгнать из общества, как опасного вольнодумца, наказание в нём самом – он не может искренне любить и дружить, приносит окружающим одни страдания, ему не место среди людей, он далёк от народа…

4. Приговор считать основательным, привести в исполнение, обжалованию не подлежит.

Так закончился наш урок. Дети остались в раздумье: виновен или не виновен, но голосование в своём большинстве посчитало приговор суда справедливым и героя невиновным. Спасибо всем за участие. Хочется добавить, что выступление А.С.Пушкина (Логинова Сергея) и видео-ролик учащиеся встретили аплодисментами

Ведущий: Сегодня мы с вами будем говорить о любви. На протяжении столетий поэты, философы искали ответ на извечный вопрос: «Что такое любовь?» Для начала вспомним, что нам о ней известно. Любовное чувство считается чисто романтическим, т.е. неподвластным рассудку. Ведь не зря же в ходу обыденное противопоставление: «женился по любви», «вышла замуж по расчёту». Более того нередко бывает, что человек просто не может жить без любимого или любимой, хотя прекрасно видит его или её недостатки.

Бывает, что это чувство появляется буквально с первых минут или часов знакомства. И тогда говорят о любви с первого взгляда. Традиционно оно считается чем-то мистическим, предопределённым свыше. Считается, что браки заключаются на небесах. Однако чувство любви часто настаёт незаметно, пока в один прекрасный день человек вдруг не обнаруживает, что он влюблён.Наконец, есть ещё и неразделенная любовь. Как это не парадоксально, но и в этом случае человек тоже испытывает радость от того, что любит, хотя и не встречает ответного чувства. Так что же такое любовь? Может это тайна? Светлый, уютный мир приходит к человеку, когда пробуждается любовь, когда существование ради любимого или любимой становится см ыслом жизни. Или это сродни болезни, когда пробуждаются страсти и страхи? Попробуем разобраться? Итак, встать! Суд идёт!
(входят судья, прокурор, адвокат)
Судья: Господа присяжные заседатели, сегодня мы рассматриваем дело подсудимой гражданки Романтической любви. Призываю вас к справедливости. Вы должны по окончании слушания судебного дела вынести приговор. Введите подсудимую!

В зал входит « Романтическая любовь». Она медленно поднимается по ступенькам на сцену под фонограмму песни «Любовь - волшебная страна» и слов ведущего.

Голос за сценой: Молчать и гибнуть… Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова!

Как свет застенчивый лампад

Трепещет пред лицом Мадонны.

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный.

Судья: Господа присяжные заседатели! Призываю вас к справедливости. Вы должны по окончании слушания судебного дела вынести приговор. Господин прокурор, ваше обвинительное слово.
Прокурор: Двадцать лет назад выдающийся американский психотерапевт высказал предположение, что подсудимая гражданка «Романтическая любовь» - не что иное, как болезнь. И сегодня есть исследователи человеческой психики, которые считают, что он близок к истине. В сложнейшем комплексе переживаний и поступков, обозначаемом, как романтическая любовь, очень много болезненного. Пробуждение неосознанных влечений, потребностей, страстей и страхов, примитивных защитных механизмов – это всё от подсудимой гражданки « Романтической любви»!
Вспомним, сколько людей пострадало от подсудимой! Яркий тому пример – Княжна Мери из повести « Герой нашего времени» М. Лермонтова. Сколько пришлось выстрадать этой милой девушке из-за романтической любви к Печорину! Руками Печорина Романтическая любовь погубила Мери. Послушайте: « …. Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали что-нибудь похожее на надежду. Её бледные губы напрасно старались улыбнуться. Её нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны…»

Как можно назвать это состояние, если не болезнью? Все признаки налицо: похудение, бескровные губы, лихорадочный блеск глаз.

Другой пример. Изгой рассказа Куприна «Гранатовый браслет» покончил жизнь самоубийством из-за «Романтической любви», любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Список пострадавших огромен, его можно продолжать и продолжать. Я привёл только два факта, потому что они хорошо известны присяжным заседателям, и , думаю, когда они будут выносить справедливый приговор, то вспомнят князя Мышкина и Анну Каренину, Ромео и Джульетту. Отелло и Дездемону. Печальный итог ждёт всех, кто отдаст себя в руки «Романтической любви». И поэтому, чтобы избежать пополнения списка истерзанных сердец, нужно прекратить безобразие и осудить «Романтическую любовь»!

«Романтическая любовь» ( перебивая): Это неправда! Кто сказал, что на свете нет настоящей любви, верной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Судья: Подсудимая гражданка « Романтическая любовь», Вам слово не давали! Господин прокурор, у вас всё?
Прокурор: Пока всё, Ваша честь.
Судья: Господин адвокат, ваше защитное слово.
Адвокат: В защиту гражданки подсудимой могу сказать следующее: для романтической любви не страшны разлуки и расстояния. Ей присущи сильный накал чувств, загадка, тайна, окрылённость. Многие поэты и музыканты своим творчеством обязаны романтической любви. Она подарила им идеал, возвышенную жизнь, мечту, помогла развить творческое мышление и богатое воображение. Творчество невозможно без романтических поисков, как и невозможно без второго человека, того соавтора, который порождает неземное вдохновение и неземную любовь! Ваша честь, для доказательства вызываю на Ваш суд свидетеля.

Судья: Вызываю первых свидетелей!
(На фоне музыки «Вальс» Свиридова из кинофильма «Метель» выходят двое ведущих).

Свидетель: Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатая любовь. В конце 1828 года на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля Пушкин увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавец. « В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой… Пушкин не мог оторвать от неё глаз. Он был знаменит, слава его гремела на всю Россию… Она же стыдливо отвечала на его восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила её в глазах влюблённого поэта». Звали девушку Натали, Наталья Гончарова.

(на фоне «Сентиментального вальса» П.И.Чайковского)

Пушкин: Я встретился с Натали в декабре 1828 года. «Когда я увидел её в первый раз,- писал я позднее Наталье Ивановне (матери Гончаровой),- я полюбил её, голова у меня кружилась».

Свидетель: Уже в конце апреля 1829 года Пушкин делает предложение. Ответ матери неопределёнен - дочь ещё слишком молода. В начале апреля он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.

Пушкин: Итак, участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивал глазами, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой ,- она.… Почти моя.

Свидетель: Исполнилась мечта поэта: в дом его вошла «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец». Он был счастлив своей любовью к ней, тосковал в разлуке, часто писал ей. Чувство его к жене, глубокое, нежное, бережное,- в словах писем и стихов, словах, таких простых и таких великих…

(чтец на фоне музыки читает стихотворение Пушкина «Мадонна»)

Судья: Вызываю второго свидетеля.

(на фоне музыки чтец читает стихотворение А. Блока «Предчувствую тебя»)

Свидетель: На два года старше Александра Блока была актриса Наталья Волохова.

Ей посвятил он циклы стихотворений "Снежная маска", "Фаина".

Вот явилась. Заслонила

Всех нарядных, всех подруг,

И душа моя вступила

В предназначенный ей круг.

Зима 1907 г. была одним из самых плодотворных периодов в творчестве поэта: за две недели он написал тринадцать стихотворений.

Женщина-звезда, женщина-комета на год ворвалась в жизнь Блока и повела его за собой. "Скажу одно, - писала М. Бекетова, - поэт не приукрасил свою "снежную деву". Кто видел ее тогда, в пору его увлечения, тот знает, как она была дивно обаятельна. Высокий, тонкий стан, бледное лицо, тонкие чер ты, черные волосы и глаза, именно "крылатые", черные, широко открытые "маки злых очей". И еще поразительная улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая, победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают мглу. " Она была из тех женщин, что рождены для обожествления, для поклонения, для вдохновенной поэзии.

Вдохновленный ею Блок создал образ недоступный Снежной маски. А потом сам же страдал от того, что Наталья Николаевна приняла условия игры. Она запретила Блоку сопровождать ее на гастролях. Волохова не хотела в суете повседневности превращаться в обычную женщину. Блок не понял ее и обиделся - так началась их размолвка.

Жизненные пути двух художников разошлись, но память о зиме 1907 г. они пронесли через всю жизнь. "Впоследствии Наталья Николаевна встречалась с Блоком раза два и всегда замечала волнение и смущение, которых он не мог скрыть", - вспоминала подруга Волоховой В. Веригина.

(Звучит фрагмент романса А. Малинина «Любовь и разлука»)

Свидетель : А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. Лиля Брик была источником вдохновения поэта. Если бы не ее влияние, как знать, может, ушел бы он в актеры, художники, глядишь, и прожил бы сто лет. Но Маяковский всегда возвращался к поэзии, всегда возвращался к Лиле Брик.

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

До самого последнего дня его жизни она была для Маяковского жен щиной номер один, предметом безоговорочного восхищения и неустанного поклонения. Об этом знали решительно все, в том числе и те немногие женщины, которым судьба его была небезразлична. Но она зорко берегла свое первенство и легко относилась к его увлечениям, не терпела намека на нечто всерьез глубокое, на чье-либо владение его душой и самое главное - его стихами" (Ю. Карабчиевский).

Без ее любви не было поэтического взлета, не было стихов. Маяковский требовал от Лили Брик любви постоянно и настойчиво. « Любишь ли ты меня?» - писал он ей. - Для тебя, должно быть, это странный вопрос - конечно, любишь. Но. любишь ли ты так, чтобы это мною постоянно чувствовалось?"

. Кроме любви твоей, мне нету солнца.

Между Маяковским и Лилей Брик всегда сохранялось необходимое для романтических иллюзий расстояние. Если Маяковский пытался его сократить, то Лиля мгновенно отходила дальше, пытаясь держать прежнюю дистанцию. Такова цена романтических отношений.

Знаменитое домашнее заточение Маяковского, в результате которого была написана поэма "Про это", длилось с 28 декабря 1922 г. по 28 февраля 1923 г. Лиля Брик, настоявшая на этой разлуке, позже так объясняла ее необходимость: ". жилось хорошо. Привыкли друг к другу, к тому, что обуты, одеты, живем в тепле, едим вкусно и вовремя, пьем много чая с вареньем. Установился "старенький, старенький бытик". Лиля почувствовала главную опасность, ибо нет ничего более страшного для романтических отношений, чем обыденность. Разлуки, свидания, страдания. - что угодно, но только не обыденность.

(звучит композиция Ф.Лэя «История любви»)

Судья: Приглашается следующий свидетель по делу гражданки «Романтической любви»

Свидетель: О тех женщинах, с кем сводила судьба Сергея Есенина, можно много рассказать.

( на фоне музыки)

…Ранняя золотая осень 1923 года подарила Сергею Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил шедевры любовной лирики. Это Августа Миклашевская.

(чтец читает стихотворение Сергея Есенина «Заметался пожар голубой»)

Ведущий: Фёдор Тютчев на склоне лет полюбил молодую девушку- Елену Александровну Денисьеву, воспитанницу Смольного института куда он приезжал навещать своих дочерей. Трагедия их «незаконной», осуждённой обществом любви, нашла отражение в цикле стихов, который был назван «денисьевским». Их мучительный роман длился 14 лет. Страстно любимая поэтом женщина стала презираемой обществом «любовницей», матерью «незаконных» детей, хотя официально признанных Тютчевым. Денисьева умерла от чахотки, оставив троих детей, подарив Тютчеву 14 лет жизни, счастья и боли.

(Чтец читает на фоне музыки стихотворение Ф. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»)

Судья: Есть ещё свидетели по делу гражданки «Романтической любви»

Свидетель: Есть, Ваша честь, есть!

В 1843 году в Петербурге познакомились Иван Сергеевич Тургенев и известная французская певица Полина Виардо. Началась их многолетняя дружба, но соединить свои судьбы они так и не смогли. Из письма Тургенева: «Мне радостно сказать Вам, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём жизненном пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мной…».

Адвокат: Романтический союз невозможно создать по расчету, по умыслу. Это нечто, данное свыше. Ближе всего к пониманию любви подошли поэты, нашедшие в романтическом браке свой идеал. Конечно, не все, заключившие романтический союз, будут писать стихи, но каждый может превратить этот союз в поэму. Потому что романтический союз - сам по себе уже поэзия. Он пробуждает творческие силы независимо от того, рифмуете вы строки или нет.

Да, я говорю именно о такой любви. любви великой, той, что потрясает миры, сокрушает вековые династии, той, что сохраняется до самой смерти.

Так что же такое на самом деле любовь? Это тайна. Светлый, уютный мир приходит к человеку, когда пробуждается любовь. Разве можно назвать это великое чувство болезнью? Ваша честь, я закончил.

Здесь литературная игра непосредственно переходит в дискуссию.

Какого-то дополнительного толчка не требуется, вы уже подготовили подростков к спору, уже есть информация для размышления. Как и в любом другом споре, будут два мнения. Каждая сторона отстаивает свое, прибегая к примерам из жизни литературных героев, к своим личным впечатлениям.

После дискуссии судья требует вынести окончательное решение.

Присяжные оправдывают подсудимую.

Романтическая любовь (в белом покрывале и с зажженной свечой в руках) :

Закон любви, закон пыланья,

Не дай обрушиться во тьму. Веди сквозь грозы и восстанья

К преображенью моему!

Не дай в иллюзии угаснуть иль к безразличию прийти,

Чтоб мысль и грозно, и прекрасно

Венчала все мои пути!

Любовь - это маленький огонек, мерцающий в ночи. Посмотри вокруг - везде тьма, жутко и холодно. А здесь, в сердце, тепло. Этот огонек способен обогреть нас, его хватит на всех. В очередной раз победила Любовь. И пусть так будет всегда, ибо мир держится на любви, и если она исчезнет, то тьма поглотит нас.

Ведущий: В глубине души каждый все-таки надеется, что и к нему придет любовь, которая сделает его жизнь сказкой, осуществит мечту.

Судья: Подсудимая, встаньте. Вам предоставляется последнее слово.

(Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)

Всё начинается с любви…

Твердят: «вначале было слово».

А я провозглашаю снова»:

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка-

Всё начинается с любви.

С любви! Я это точно знаю.

Судья: Для вынесения вердикта попрошу всех встать!
Романтическая любовь – это греховная смесь двух воплощений любви.
Одна из них – Божественная любовь – это естественное желание человека к постижению внутреннего мира, страстное устремление души к Богу.
Другая - это земная любовь, которая свойственна людям, обычным человеческим созданиям из плоти и крови.

Обе эти любви истинны, обе необходимы. Но внутри нас, с античных времён расположились две призрачные армии, находясь в непрерывных баталиях, всё последнее тысячелетие. Эту войну нельзя выиграть. Однако армии будут сражаться и крушить друг друга до тех пор, пока мы не узнаем на каком уровне живёт каждая правда.
Правда романтизма – это правда нашей души, внутреннего мира. Ей следует жить внутри!
Правда человеческой преданности и обязательств – она должна жить на уровне наших отношений с другими людьми.
Если мы отдадим должное каждой правде, то эти древние армии сложат своё оружие и установится Мир! Главный вопрос заключается не в том, чтобы превознести или опорочить « Романтическую любовь», оставить её жить или отказаться от неё, а в том, чтобы научиться принимать оба мира, сливающихся в «Романтической любви»: Божественный мир и мир земной!
На этом наше заседание окончено.

ВЕРДИКТ ПРИСЯЖНЫХ: оправдать «Романтическую любовь».

Все участники выходят на сцену и исполняют песню «Пусть миром правит любовь».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: