Лишение статуса адвоката за предпринимательскую деятельность

Обновлено: 18.04.2024

29 марта 2021 г. на сайте ФПА опубликованы поправки в Кодекс профессиональной этики адвокатов, которые планируются рассмотреть на всероссийском съезде адвокатов уже 15.04.21.

Проект был предварительно одобрен советом ФПА.

Одна из наиболее обсуждаемых поправок – изменение пункта 7 статьи 18 Кодекса: «В случае если статус адвоката за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса прекращается повторно, указанный срок должен составлять от пяти до семи лет».

Проектируемая норма дополняет действующую редакцию: «В решении Совета о прекращении статуса адвоката за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса устанавливается срок, по истечении которого указанное лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката. Указанный срок может составлять от одного года до пяти лет».

Введение пяти-семилетнего срока прекращения, по всей видимости, является реакций разработчиков на предложение министра юстиции «лишать статуса нужно минимум на 5 лет».

Предложенные поправки несколько мягче, так как предлагают применять такую санкцию лишь при повторном лишении статуса. Вместе с тем, соотношение, как поправок, так и действующих положений, предусматривающих возможность при принятии решения о прекращении статуса установление срока допуска к экзамену, вызывают сомнение в возможности существования такой нормы.

Прекращение статуса, в силу статьи 17 федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее «закон об адвокатуре», «профильный закон», «профессиональный закон»), может быть санкцией за ряд нарушений, включая этические нормы и закон об адвокатуре.

Федеральный законодатель предусмотрел последствия для адвоката, чей статус был прекращен – не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Кроме того, он(а) не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя при прекращении статуса по специальным основаниям. Иных последствий закон не содержит.

Приобретение статуса адвоката и допуск к квалификационному экзамену регулируется статьями 9 и 10 профессионального закона.

Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе (пункт 5 статьи 10).

Кроме статьи 9, временное ограничение для допуска к квалификационному экзамену содержится в пункте 3 статьи 11, предусматривающей, что претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.

Ни статья 9, ни статья 10 не содержит такого основания в допуске, как решение совета о прекращении статуса адвоката, устанавливающего срок, по истечении которого указанное лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.

Кроме того, после прекращения статуса адвоката на гражданина не распространяются ни нормы Кодекса профессиональной этики адвоката, ни решения совета региональной адвокатской палаты. В этой связи возлагать ограничения на допуск к квалификационному экзамену на лицо, не являющееся адвокатом, совет не может.

Изложенное согласуется с положениями профессионального закона (пункт 3 статьи 4), устанавливающего пределы действия КПЭА.

Является очевидным, что возможности корпоративного регулирования не безграничны. Для принятия решений необходимы предусмотренные законом полномочия. Преодоление пределов локального нормотворчества позволяют заинтересованным лицам ставить вопрос о ничтожности решения (подпункт 3 статьи 181.5 ГК РФ). В этой связи, целесообразным является рассмотрение вопроса об исключении из пункта 7 статьи 18 Кодекса положений, устанавливающих временное ограничение на допуск к квалификационному экзамену в случае прекращения статуса, а не установление новых аналогичных норм.

Статья 2. Адвокат

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 п. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 18.07.2019 N 29-П.

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также - адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также - Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по следующим основаниям:

1) подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты;

2) вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

4) вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;

5) выявление обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

6) нарушение положений пункта 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

2. Статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, на основании заключения квалификационной комиссии при:

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;

2) нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;

2.1) незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

3) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;

4) установлении недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

5) отсутствии в адвокатской палате в течение четырех месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования.

3. Лицо, статус адвоката которого прекращен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Лицо, статус адвоката которого прекращен по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 и подпунктами 1, 2 и 2.1 пункта 2 настоящей статьи, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

4. О принятом в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи решении совет в десятидневный срок со дня его принятия уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен, за исключением случая прекращения статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, соответствующее адвокатское образование, а также территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр.

5. Решение совета адвокатской палаты, принятое по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд или в Федеральную палату адвокатов в порядке, установленном статьей 37.2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления такого представления не рассмотрел его, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката.

7. Представление о возбуждении дисциплинарного производства, внесенное в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации территориальным органом юстиции, рассматривается квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката.

(п. 7 введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

8. В случае отмены советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или советом Федеральной палаты адвокатов ранее принятого решения о прекращении статуса адвоката территориальный орган юстиции вносит сведения о восстановлении статуса адвоката в региональный реестр.

Статья 16. Приостановление статуса адвоката

1. Статус адвоката приостанавливается по следующим основаниям:

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;

3) призыв адвоката на военную службу;

4) признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке;

5) подача адвокатом заявления о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам в совет адвокатской палаты.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

2. В случае принятия судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса данного адвоката.

3. Приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением гарантий, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона.

На адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие кодекса профессиональной этики адвоката.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

3.1. Лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

4. Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.

5. После прекращения действия оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статус адвоката, приостановленный по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через один год и не позднее чем через десять лет после принятия указанным советом решения о приостановлении статуса адвоката.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

5.1. Решение совета адвокатской палаты о приостановлении статуса адвоката или об отказе в возобновлении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

6. Совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также лицо, статус адвоката которого приостановлен или возобновлен, за исключением случая приостановления статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальный орган юстиции в 10-дневный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката в региональный реестр.

29 марта 2021 г. на сайте ФПА опубликованы поправки в Кодекс профессиональной этики адвокатов, которые планируются рассмотреть на всероссийском съезде адвокатов уже 15.04.21.

Проект был предварительно одобрен советом ФПА.

Одна из наиболее обсуждаемых поправок – изменение пункта 7 статьи 18 Кодекса: «В случае если статус адвоката за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса прекращается повторно, указанный срок должен составлять от пяти до семи лет».

Проектируемая норма дополняет действующую редакцию: «В решении Совета о прекращении статуса адвоката за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса устанавливается срок, по истечении которого указанное лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката. Указанный срок может составлять от одного года до пяти лет».

Введение пяти-семилетнего срока прекращения, по всей видимости, является реакций разработчиков на предложение министра юстиции «лишать статуса нужно минимум на 5 лет».

Предложенные поправки несколько мягче, так как предлагают применять такую санкцию лишь при повторном лишении статуса. Вместе с тем, соотношение, как поправок, так и действующих положений, предусматривающих возможность при принятии решения о прекращении статуса установление срока допуска к экзамену, вызывают сомнение в возможности существования такой нормы.

Прекращение статуса, в силу статьи 17 федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее «закон об адвокатуре», «профильный закон», «профессиональный закон»), может быть санкцией за ряд нарушений, включая этические нормы и закон об адвокатуре.

Федеральный законодатель предусмотрел последствия для адвоката, чей статус был прекращен – не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Кроме того, он(а) не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя при прекращении статуса по специальным основаниям. Иных последствий закон не содержит.

Приобретение статуса адвоката и допуск к квалификационному экзамену регулируется статьями 9 и 10 профессионального закона.

Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе (пункт 5 статьи 10).

Кроме статьи 9, временное ограничение для допуска к квалификационному экзамену содержится в пункте 3 статьи 11, предусматривающей, что претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.

Ни статья 9, ни статья 10 не содержит такого основания в допуске, как решение совета о прекращении статуса адвоката, устанавливающего срок, по истечении которого указанное лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.

Кроме того, после прекращения статуса адвоката на гражданина не распространяются ни нормы Кодекса профессиональной этики адвоката, ни решения совета региональной адвокатской палаты. В этой связи возлагать ограничения на допуск к квалификационному экзамену на лицо, не являющееся адвокатом, совет не может.

Изложенное согласуется с положениями профессионального закона (пункт 3 статьи 4), устанавливающего пределы действия КПЭА.

Является очевидным, что возможности корпоративного регулирования не безграничны. Для принятия решений необходимы предусмотренные законом полномочия. Преодоление пределов локального нормотворчества позволяют заинтересованным лицам ставить вопрос о ничтожности решения (подпункт 3 статьи 181.5 ГК РФ). В этой связи, целесообразным является рассмотрение вопроса об исключении из пункта 7 статьи 18 Кодекса положений, устанавливающих временное ограничение на допуск к квалификационному экзамену в случае прекращения статуса, а не установление новых аналогичных норм.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: