Лишение права управления судном орган

Обновлено: 24.04.2024

1. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от шести месяцев до одного года.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков -

влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

3. Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

4. Необъявление или неправильное объявление капитаном судна лоцману данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна и иных данных о судне, которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Комментарий к ст. 11.7 КоАП

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.

Правонарушения посягают на безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта.

Общие правила захода в морские порты и выхода из них, включая стоянку и плавание в их акватории, содержатся в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ).

В соответствии со ст. 57 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ) государственные бассейновые управления водных путей и судоходства утверждают обязательные постановления, касающиеся правил захода в порт и выхода из него, а также плавания в акватории порта и стоянки в нем.

В отношении судоходства по внутренним водным путям действуют Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129, и Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от 24 апреля 2002 г. N 55.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: нарушение правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков (ч. 1 комментируемой статьи); превышение установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков (ч. 2 комментируемой статьи).

3. В соответствии со ст. 34 КВВТ РФ судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Судовладелец обязан:

назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов;

обеспечить безопасную практику эксплуатации судов;

постоянно улучшать навыки членов экипажей судов, других работников в области безопасности судоходства;

обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным КВВТ РФ.

Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (см. Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию, утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 15 мая 2003 г. N НС-59-р). Организация обеспечения безопасности судоходства, разработка и утверждение нормативных правовых актов, определяющих правоотношения в области безопасности судоходства, контроль за выполнением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов в указанной области осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации осуществляют бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства.

Владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно информировать бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте о возникновении угрожающих безопасности судоходства ситуаций для принятия соответствующих мер.

Надзор за безопасностью судоходства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта через его территориальные органы и находящиеся в его ведении государственные организации надзора за безопасностью судоходства (см. Устав федерального государственного учреждения "Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации", утвержденный Приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2003 г. N 193).

Органы надзора за безопасностью судоходства имеют право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства.

Предписания должностных лиц органов надзора за безопасностью судоходства являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях.

Морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при заходе на внутренние водные пути может быть подвергнуто органами надзора за безопасностью судоходства проверке на одинаковых основаниях с судами, плавающими по внутренним водным путям.

4. Часть 2 статьи устанавливает ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность плавания, судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном. В соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129, под маломерным судном следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов).

Федеральным законом от 7 мая 2007 г. N 66-ФЗ в ст. 11.7 были внесены изменения, согласно которым к маломерным суднам также были отнесены прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Государственный и технический надзор за маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и в территориальном море России, а также за базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам, действующей на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835.

3. Субъекты данного правонарушения - судоводители или иные лица, управляющие судном на морском, внутреннем водном транспорте.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Судебная практика по статье 11.7 КоАП

25 ноября 2015 года в отношении заявителя по тому же факту нарушения правил плавания в связи с причинением крупного ущерба было возбуждено уголовное дело по части первой статьи 263 "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена" УК Российской Федерации, а 29 января 2016 года прокурор опротестовал постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 11.7 КоАП Российской Федерации, одновременно представив ходатайство о восстановлении срока для принесения протеста, которое было удовлетворено судом.

19 октября 2014 г. произошло транспортное происшествие - посадка на мель земснаряда "Олекма" на 2014 км реки Лена, что подтверждается постановлением старшего государственного инспектора Северо-Восточного управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора от 14 ноября 2014 г. N 372 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым Шиккеру В.Н. назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей, а также заключением комиссии ФБУ "Администрация Ленского бассейна" по результатам служебного расследования затопления земснаряда "Олекма" от 20 мая 2015 г.

КоАП РФ Статья 32.6. Порядок исполнения постановления о лишении специального права

1. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Порядок изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за связью в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулирования охотничьего билета.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Исполнение постановления о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему осуществляется путем аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и изъятия оружия и патронов к нему.

4. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению.

III. Вопросы назначения и исполнения отдельных видов

31. Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, возможно лицам, получившим в установленном законом порядке такое право, лицам, лишенным права управления транспортными средствами, а также лицам, чье право управления транспортными средствами временно ограничено по основаниям, предусмотренным законом (статьи 25, 26, 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статья 67.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

При этом срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права на основании постановления о назначении административного наказания (в том числе не вступившего в законную силу), начинает исчисляться не со времени вступления в законную силу постановления, а со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее (часть 3 статьи 32.7 КоАП РФ). В то же время необходимо иметь в виду, что сроки назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами исчисляются самостоятельно.

В силу части 3 статьи 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью (за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ). При применении данной нормы следует учитывать наличие медицинских показаний для использования инвалидом транспортного средства, которое является одним из видов реабилитации указанного лица, компенсирующих ограничение способности к передвижению и обеспечивающих удовлетворение его повседневных потребностей, что должно подтверждаться документами, выданными в установленном законом порядке (статьи 7, 9, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

32. При назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 1.1, 2 статьи 32.7 КоАП РФ).

В качестве подразделения, на которое возлагается исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами, как правило, следует указывать подразделение органа, должностное лицо которого направило дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, в том числе в случае вынесения постановления в отношении лица, проживающего за пределами Российской Федерации. Кроме того, в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации, возможно возложить исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами на подразделение уполномоченного на то органа по месту жительства (по месту пребывания) лица, которому данное административное наказание назначено, в том числе в случае удовлетворения ходатайства такого лица о рассмотрении дела по месту его жительства.

В силу части 2 статьи 32.7 КоАП РФ в случае уклонения лица, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи соответствующего удостоверения срок лишения указанного права прерывается. Течение прерванного срока лишения права управления транспортными средствами продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (в том числе в случае, если срок действия данного удостоверения истек), а равно со дня получения соответствующим подразделением органа, на которое возложено исполнение постановления о назначении административного наказания, заявления лица об утрате этого удостоверения.

Вместе с тем в случае, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения, а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения.

33. Постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами должно быть направлено судьей в подразделение органа, на которое возложено его исполнение, с отметкой о дне вступления в законную силу такого постановления в течение трех суток с указанного дня, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

Кроме того, тексты вынесенных судьями постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения подлежат размещению в сети "Интернет" в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме (статья 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации").

1. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.

2. Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.

3. Постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными).

4. Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью.

5. Постановление судьи о лишении права осуществлять охоту исполняется должностными лицами органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания.

6. Постановление судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Комментарий к ст. 32.5 КоАП

1. Лишение специального права является мерой административной ответственности (см. комментарий к статье 3.8 КоАП РФ).

Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством с учетом имеющих место исключений осуществляется в рамках реализации контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами и отдельными должностными лицами в рамках реализации ими свое компетенции (см. комментарий к статье 23.3 КоАП РФ).

2. Те же действия относительно лишения права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники (см. комментарий к статье 23.35 КоАП РФ). Лишение данного права управления применяется к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ст. 9.3 (нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования), ч. 1 ст. 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) и др. (см. комментарий).

3. Контрольно-надзорные функции, осуществляемые применительно к маломерным и другим судам (см. комментарии к статьям 23.38 - 23.40, 23.42 КоАП РФ). Лишение права управления судном применяется к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 11.7 (нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков), ч. 2 ст. 11.7 (превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков), ч. 1 ст. 11.9 (управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения) и др. (см. комментарии). А также лишение права управления воздушным судном - ст. 11.5 КоАП (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов).

4. Под радиоэлектронными средствами в статьях 13.3, 13.4 настоящего Кодекса понимаются технические средства, состоящие из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств либо из их комбинации и вспомогательного оборудования и предназначенные для передачи или приема радиоволн.

Эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств находится в рамках правового регулирования, предусмотренного статьями 23.1, 23.44 КоАП РФ (см. комментарии).

5. Лишение права охоты применяется к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.37 КоАП (нарушение правил охоты), в рамках правового регулирования, предусмотренного статьями 23.1, 23.26 КоАП РФ (см. комментарии).

Судебная практика по статье 32.5 КоАП

Согласно части 1 статьи 32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
В соответствии с частью 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 названного Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.

32. При назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 1.1, 2 статьи 32.7 КоАП РФ).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Шапкиной И.А., действующей в интересах Бучкова Александра Николаевича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 08 февраля 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 10 апреля 2018 года и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 22 мая 2018 года, вынесенные в отношении Бучкова Александра Николаевича (далее - Бучков А.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 08 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Саратова от 10 апреля 2018 года и постановлением заместителя председателя Саратовского областного суда от 22 мая 2018 года, Бучков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Шапкина И.А. просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Бучкова А.Н. к административной ответственности) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

В силу пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в том числе водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Основанием для вынесения постановления мировым судьей о назначении Бучкову А.Н. административного наказания по части 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что он 22 декабря 2017 года в 10 часов 10 минут в районе дома 343 А по улице Соколовой в городе Саратове управлял транспортным средством "Nissan", государственный регистрационный знак < . >, будучи лишенным права управления транспортными средствами.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Саратова от 28 мая 2012 года Бучков А.Н. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 5 месяцев.

Указанное постановление вступило в законную силу 09 июня 2012 года.

Согласно части 1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент вступления в законную силу постановления мирового судьи от 28 мая 2012 года) исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.

В силу статьи 32.7 указанного Кодекса (в редакции от 08 июня 2012 года) течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права (часть 1).

В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если документы, указанные в части 1 статьи 32.6 данного Кодекса, ранее не были изъяты в соответствии с частью 3 статьи 27.10 названного Кодекса), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (часть 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов (часть 2 статьи 32.7 вышеуказанного Кодекса).

При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции пришли к выводу о том, что Бучков А.Н. после вступления в законную силу постановления мирового судьи от 28 мая 2012 года уклонился от сдачи водительского удостоверения, в связи с чем срок лишения специального права был прерван и 22 декабря 2017 года (в момент, относящийся к событию административного правонарушения) Бучков А.Н. был лишен права управления транспортными средствами.

Между тем при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела судебными инстанциями Бучков А.Н. последовательно заявлял о том, что от сдачи водительского удостоверения не уклонялся, удостоверение было изъято у него сотрудниками полиции при составлении процессуальных документов в 2012 году, после вступления в законную силу постановления и.о. мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Саратова от 28 мая 2012 года хранилось в материалах дела и возвращено ему по истечении пятимесячного срока лишения права управления транспортными средствами.

В силу части 3 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции от 08 июня 2012 года) при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца. В случае, если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение двух месяцев, срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении. При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида продлевается судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Как следует из протокола об административном правонарушении 62 АА N 507402, составленного в отношении Бучкова А.Н. по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сотрудниками полиции на основании части 3 статьи 27.10 данного Кодекса у названного лица было изъято водительское удостоверение серии < . >, выдано временное разрешение на право управления транспортными средствами серии < . >, что согласуется с требованиями вышеуказанных норм (дело об административном правонарушении N 5-255/2012).

Из сопроводительного письма заместителя начальника РЭО ГИБДД УМВД России по г. Саратову от 13 июля 2012 года N 8/5435 мировому судье судебного участка N 8 Ленинского района г. Саратова усматривается, что копия постановления по делу об административном правонарушении N 5-255/2012 в отношении Бучкова А.Н. получена сотрудниками ГИБДД без водительского удостоверения.

Согласно справки мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского судебного района г. Саратова водительское удостоверение Бучкова А.Н. поступило на судебный участок вместе с протоколом об административном правонарушении 24 мая 2012 года и хранилось в материалах дела N 5-255/2012. По истечении срока лишения права управления транспортными средствами, водительское удостоверение серии < . >возвращено Бучкову А.Н. 14 ноября 2012 года, о чем в материалах названного дела имеется расписка.

Таким образом, материалами дела подтвержден факт изъятия водительского удостоверения Бучкова А.Н. сотрудниками полиции при составлении процессуальных документов в 2012 году.

Из буквального толкования части 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, лишенное специального права в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права должно сдать водительское удостоверение в орган, исполняющий этот вид административного наказания, в случае, если водительское удостоверение ранее не было изъято в соответствии с частью 3 статьи 27.10 названного Кодекса.

То обстоятельство, что мировым судьей при направлении в орган ГИБДД копии вынесенного постановления для исполнения назначенного наказания не приобщено водительское удостоверение Бучкова А.Н., хранящееся в материалах дела, а также отсутствие информации у сотрудников ГИБДД о сдаче водительского удостоверения Бучковым А.Н. и хранении названного удостоверения в материалах дела, не свидетельствует об уклонении последнего от сдачи названного документа.

С учетом того, что водительское удостоверение изъято у Бучкова А.Н. сотрудниками полиции при составлении протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в постановлении мирового судьи от 28 мая 2012 года не разъяснен порядок исполнения постановления, вывод судов по настоящему делу об уклонении Бучкова А.Н. от сдачи водительского удостоверения является необоснованным.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 08 февраля 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 10 апреля 2018 года и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 22 мая 2018 года, вынесенные в отношении Бучкова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы защитника Шапкиной И.А. срок давности привлечения Бучкова А.Н. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 08 февраля 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 10 апреля 2018 года и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 22 мая 2018 года, вынесенные в отношении Бучкова Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: