Линейные суда в морских перевозках это

Обновлено: 26.04.2024

Морские перевозки — это один из самых эффективных и распространенных способов доставки груза.Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок. Морской транспорт специфичен в том смысле, что он уже по характеру деятельности является отраслью «международной»

В условиях активно развивающейся интернационализации производства стабильное, бесперебойное, эффективное международное транспортное обслуживание становится важнейшим условием нормального функционирования, как отдельных национальных хозяйств, так и мировой экономики в целом.Налицо тесное переплетение процессов развития международного судоходства и мирового хозяйства в целом.

Мировой океан - это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Не зря отмечали, что тот, кто владеет морем, тот и является властителем мира.Немаловажной проблемой в развитии мировой экономики и международных экономических отношений является вопрос о способности и степени влияния на них морского транспорта.

Правовое регулирование

Правовое регулирование морской перевозки грузов имеет тысячелетнюю историю. Так, в одном из древнейших, дошедших до нас памятников права, известном Законнике Хаммурапи (XVI век до н. э.), существуют нормы, регулирующие, говоря современным языком, отношения судовладельца с другими лицами, участвующими в судоходстве.

Применительно к перевозкам, осуществляемым морским транспортом, понятие качества транспортной услуги определяется обычно как степень обеспечения сохранной и своевременной доставки грузов. При несохранных перевозках, кроме прямых экономических потерь перевозчика и клиентуры, активизируется коммерческо-правовая деятельность по урегулированию претензий и защите своих интересов. В конечном итоге это приводит к неоправданным затратам участников транспортного процесса. Исследования авторитетных специалистов показывают, что убытки от несохранной доставки грузов морем составляют в среднем 1,0-1,5% их стоимости. Это означает, что при международных перевозках теряется от 10 до 15 млрд. дол. (по статистике ООН доля морской торговли составляет примерно 1000 млрд. амер. дол.)

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Морские перевозки" в других словарях:

Морские перевозки — перевозки различных грузов и людей, осуществляемые по морских коммуникациям на судах и судах обеспечения ВМФ. Для морских перевозок могут использоваться надводные корабли (в том числе на воздушной подушке, подводных крыльях) и подводные лодки.… … Морской словарь

ПЕРЕВОЗКИ СМЕШАННЫЕ — перевозки грузов, пассажиров с использованием нескольких видов транспорта (сухопутные, морские, воздушные). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

МОРСКИЕ ЛИНИИ — (линейное судоходство) перевозки грузов и пассажиров по определенным направлениям (линиям); суда, их обслуживающие, называются линейными (лайнерами) … Большой Энциклопедический словарь

МОРСКИЕ ОПАСНОСТИ — в русском языке этим названием определяются два понятия: 1) Marine perils, куда относятся все покрываемые морским полисом риски, возникающие в связи с плаванием судна, как, напр., кораблекрушение, пожар, объявление войны и блокады, пиратские… … Морской словарь

Перевозки воинские — перемещение войск, военной техники и грузов из одного пункта в другой с использованием различных видов транспорта. Подразделяются на железнодорожные, водные (морские и речные), воздушные, автомобильные и комбинированные. По целям и масштабам… … Морской словарь

Перевозки — организованное перемещение войск (сил), команд, отдельных формирований, населения, грузов из одного района (пункта) в другой с использованием различных видов транспорта. По масштабам могут быть стратегические, оперативные и тактические; по… … Словарь черезвычайных ситуаций

перевозки смешанные — перевозки грузов, пассажиров с использованием нескольких видов транспорта (сухопутные, морские, воздушные) … Словарь экономических терминов

Морские суда — HMS Black Prince, пароход 1861 года Судно по определению военно морского словаря[1], плавсредство, используемое в качестве транспортного средства. Таким образом, плавучие причалы, понтоны и т. п. к судам не относятся. В общем случае под термином… … Википедия

Иванова Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры международно-правовых дисциплин МИЭП.

Вопросы правовых оснований составления и исполнения договора морской перевозки груза являются весьма актуальными. В статье отмечается, что в отношении количества предмета морской перевозки действуют те же правила, что и применительно к его виду. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Fundamental conditions of contract for carriage of goods by sea in line traffic and practice of application thereof

The issues of legal grounds of preparation and execution of contract for carriage of goods by sea are topical. The article notes that with regard to the quantity of subject-matter of carriage by sea there are the same rules as applied to the type thereof. The conclusions set forward by the author can be used in law-application practice.

Key words: carriage of goods by sea, contract, cargo, line traffic, shipper.

УСЛОВИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СУДНУ, ПОРТАМ ПОГРУЗКИ И ВЫГРУЗКИ

Определение портов отправления и назначения. В линейном судоходстве порты погрузки и выгрузки определяются заранее и отражаются в расписании движения судов перевозчиком в одностороннем порядке заблаговременно. Грузоотправитель при заключении договора с линейным перевозчиком ограничен выбором портов назначения, если их в линии, обслуживаемой перевозчиком, несколько. Обычно линия включает только два порта - отправления и назначения. В этом случае грузоотправитель не выбирает порты погрузки и выгрузки, а определяет интересующую его морскую линию. При условии обслуживания линией нескольких портов грузоотправитель выбирает нужные ему порты погрузки и выгрузки.

Срок подачи судна. Сроки прихода и отхода линейных судов определены временем (дата и час). Все даты зафиксированы в расписании рейсов, которое в одностороннем порядке установлено перевозчиком.

Уведомление о прибытии судна. В морских перевозках уведомление о готовности судна к погрузочным работам или о прибытии судна называется "нотис" (notice). Подача нотиса о предполагаемом времени прихода линейных судов в порт погрузки не является необходимой в связи с существованием заранее объявленного расписания. Необходимо учитывать, что линейные перевозчики обычно объявляют расписание на предстоящий квартал, а погодные и иные условия могут вносить изменения в график работы линейных судов. Расписание может корректироваться изданием, в котором уточняются даты прихода и отхода судов, иногда с изменением их названий. Эти издания (positioning lists) были названы в русском языке "позиционками". В английской литературе им дается название sailing list .

Wilson John Furness. Carriage of goods by sea. Sixth edition. Pearson Education, England. 2008. P. 5.

В современной коммерческой практике встречаются случаи, когда нотис подается. Так, Калининградская линейная компания "Речдан" высылает уведомление о прибытии судна своим постоянным клиентам, с которыми договорные отношения продолжаются в течение нескольких лет. В случае оформления договорных отношений по перевозке с агентом или оператором линии уведомление о прибытии судна и о его готовности к погрузо-разгрузочным работам осуществляется обязательно.

УСЛОВИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ГРУЗУ

Погрузка и выгрузка груза. Операции по подъему груза на линейные суда, его укладке и выгрузке, как правило, осуществляются перевозчиком. Учитывая возможность перевозки грузов на одном линейном судне различных отправителей, самостоятельное проведение грузоотправителями погрузки и выгрузки внесло бы хаос в ход этих операций.

Поэтому самостоятельная погрузка и выгрузка грузоотправителями может привести к таким последствиям, как нарушение расписания, повышение портовых сборов и расходов за услуги судну, потере свойств мореходности судна и др.

Помимо погрузо-разгрузочных работ линейные компании также могут доставлять сам груз либо контейнеры в порт к борту судна. Подобные действия характерны и для порта назначения. В ряде линейных компаний вопросы погрузки и выгрузки решаются на условиях "фри ин" (free in) или "фри ин аут" (free in out). В первом случае перевозчик освобождается от погрузки, в другом - перевозчик освобождается и от погрузки, и от выгрузки при условии, если масса отдельных мест груза превышает грузоподъемность портовых или судовых кранов. В настоящее время большинство линейных компаний либо выполняют погрузо-разгрузочные работы за вознаграждение, которое может быть включено в оплату линейного тарифа за перевозку, либо данные работы подлежат оплате отдельно (как расходы по погрузке и выгрузке груза).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ПЕРЕВОЗКЕ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ЗАМЕНЫ

Проформы чартеров. Книга V. С. 430 - 441.
Дело МАК N 22/1991.
Attorney-General of Ceylon v Scindia Steam Navigation Co Ltd (1982).

УСЛОВИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СТАЛИ И ДЕМЕРЕДЖУ

Сталийное и контрсталийное время. Понятие сталийного времени дано в ст. 130 КТМ РФ, согласно которой под ним понимается срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно при условии нахождения его под погрузкой без какой-либо дополнительной оплаты. По истечении сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время для погрузо-разгрузочных работ, которое определяется как "контрсталийное время".

Положения о сталии и контрсталии не рассчитаны на применение в линейном судоходстве. Время стоянки линейного судна в порту определяется перевозчиком в зависимости от расписания движения судов. Обязательные для грузовладельца нормы погрузки и выгрузки в договоре не устанавливаются. В большинстве случаев оговаривается лишь, что отправитель должен подавать, а получатель получать груз так быстро, как судно может его принять или выгрузить - условие "фаст эс кэн" (fast as can) . В случае нарушения данного условия в порту назначения перевозчик на основе включаемой во многие коносаменты оговорки может произвести выгрузку и размещение груза таким образом, чтобы интересы судна не пострадали. При условии осуществления погрузо-разгрузочных работ за счет перевозчика или представляющего его интересы агента либо оператора морской линии ответственность за эти работы возложена на них.

Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). М.: Транспорт, 1978. С. 109.
Проформы следующих коносаментов - "Скансервис", "Свенска Ориент Лаймен", "Ханза Лайн", Джонсон Лайн".

Ставка демереджа указывается на лицевой стороне коносамента или морской накладной (проформы коносаментов КЭ - 2.4.Л, Jurinflot L - 1, морской накладной "Kursiu Linija").

Демередж также может быть отражен в букинг-ноте (проформы букинг-нотов "Конлайнбукинг", "Висконбукинг"), в котором устанавливается, что исполнение соответствующего договора перевозки осуществляется с соблюдением условий данного букинг-нота, которые в дальнейшем заменяются положениями коносамента или морской накладной.

Демередж в линейном судоходстве в большинстве случаев взыскивается за задержку погрузо-разгрузочных работ в порту назначения, а также выплачивается за неготовность груза к погрузке, если эта работа должна была быть выполнена грузоотправителем. Демередж может быть взыскан как с грузоотправителя, так и с грузополучателя. Применение диспача в линейном судоходстве не предусмотрено ни законодательством, ни коммерческой, ни судебной практикой.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Линейные, трамповые суда

Все о линейном судоходстве

Линейное судоходство - это организация перевозки пассажиров и грузов строго по закрепленному маршруту. Движение судов происходит по составленному расписанию, с помощью него регулярно доставляются различные грузы международного значения. Цена перевозки фиксированная, тем самым отличаясь от трамповой, за услуги и расходы платят клиенты.

Линейное судоходство различается не две обслуживающие формы:

С помощью регулярной осуществляется перевозки важных грузов. К ним можно отнести как генеральный или штучные грузы.

В срочных заключается контейнерные перевозки. Далее осуществляют перевалки на другой вид транспортного средства с помощью специальных контейнерных терминалов.

Владелец судна обязательно должен дать гарантию надежности и сохранности перевозимых грузов грузоотправителю. Главное - это частота отходов. На регулярных линиях она составляет от 1 до 3 в месяц.

Основным признаком регулярной линии судоходства - является движение судна, которое рассчитано на весь квартал.

С помощью линейного судоходства значительно сокращается резервы провозимых способностей судов. Быстро регулируется обстановка на линиях движения, если возникли трудности в других портах. В результате регулярных движений возникает возможность для развитий внешней и внутренней торговли, растут рынки грузооборотной промышленности. Именно поэтому во многих портах установлены свои системы скидок и минимальный сбор с регулярных форм линейного судоходства. Но для получения соответствующей скидки судно должно проходить по определенной линии и заходить в порт хотя бы пару раз за месяц.

Мелкие партии перевозимых генеральных и контейнерных грузов обеспечили своеобразный тип коммерческих отношений в работе флота в линейных судоходствах.

Трамповое судоходство

Трамповое судоходство значительно отличается от линейного. У него нет постоянного расписания, особого режима и договоренности между перевозчиком и отправителем. В основном к услугам трампового судоходства прибегают в случае перевозки крупных партий. Перевозят груз на больших судах и в больших объёмах.

Наиболее часто осуществляется перевозка грузов:

  • Сахар;
  • Уголь;
  • Нефтепродукты;
  • Металл.

Стоимость для трампового судоходства рассчитывается за счет непосредственного влияния на спрос перевозок грузов различного веса. Цена перевозки фиксируется в договоре заключенным между сторонами для каждой предстоящей сделки. В последнее время из-за появления новых источников сырьевой продукции (стратегической, промышленной), находящейся на значительном расстоянии от баз производства, побуждает поставщиков снабжать своих потребителей нужной продукцией. На помощь массовым перевозкам приходит трамповое судоходство. Они обеспечивают доставку в отдаленные базы предприятий.

В результате с помощью устойчивых направлений на трамповом судоходстве появилась некие разновидности регулярного трампового судоходства. Главной особенностью считается, долгосрочные фрахтования. В них используют крупномерные виды судов: танкеры, рудовозы и множество различных судов относящимся к торговым и промышленным предприятиям (металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности).

В традиционной форме трампового судоходства договор, заключенный для единичной или многоразовых перевозок, сохраняет свое постоянство. Это касается объёмов и сезонов, климата месторасположения конечного пункта. Сюда относят сельскохозяйственные виды продукции(угольные продукты, лес они в большинстве случаев пользуются огромным спросом, поэтому возникают конкурентные тяжбы.

В организацию традиционных трамповых перевозок входят и те грузы, которые не покрываются тоннажем промышленной монополии. Они никак не регулируется линейными перевозками по ряду различных причин. Также не могут заключать фрахт на длительное время.

Взаимные отношения между сторонами в трамповых грузоперевозках регулируются с помощью чартера. В основном используют типовую форму чартера, который применяется для отдельного вида груза и его направления для перевозки.

Есть много различных документов, регламентирующих разделение судов по типам, категориям, видам перевозимого груза, способов погрузки-выгрузки и прочему.

Никоим образом не хочу обидеть Википедию и многочисленные сайты с подобной тематикой, но все же предлагаю придерживаться документов Российского Морского Регистра судоходства (РМРС), как основного классификационного судового общества в России. Итак типы судов согласно РМРС:

  • пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров
  • грузовое судно (любое судно, не являющееся пассажирским)

Предлагаю остановиться на этой градации и раскрыть тему немного глубже.

Пассажирские суда

Напомню, что это суда, перевозящие более 12 пассажиров. Самые распространенные – это круизные суда. Сегодня самые большие круизные суда перевозят до шести с лишним тысяч пассажиров.

В эту же категорию входят и пассажирские накатные суда (пассажирское судно «ро-ро» от англ. roll on – roll off- вкатывать-выкатывать). Это пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки для заезда колесной техники. Как правило, это автопассажирские паромы.

Грузовые суда

У этих судов линейка гораздо шире. Грузовые суда делятся на типы в зависимости от видов перевозимого груза и способов погрузки/выгрузки: горизонтальный, вертикальный, комбинированный.

Самая большая категория судов – это сухогрузные суда , предназначенные для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, металлопроката, леса, грузов насыпью и т.п.), кроме жидких грузов наливом.

К ним относятся:

Балкеры (навалочные суда) -этот тип судов тоже пользуется популярностью в морских перевозках. Название говорит само за себя: to bulk (англ) насыпать. Т.е. это суда, предназначенные главным образом для перевозки сухих грузов навалом, включая такие типы судов, как рудовозы и комбинированные суда для перевозки насыпных грузов. Это зерно, уголь, руда, щебень, удобрения.

Контейнеровозы - в связи с почти глобальной контейнеризацией грузов, этот тип судов очень востребован. Немного позже расскажу о том, как появился такой универсальный модуль, как контейнер. В основном, суда-контейнеровозы не оборудованы никакими судовыми грузовыми механизмами. Контейнеры грузятся по направляющим в трюмы и на палубу в несколько ярусов. Современные контейнеровозы могут брать на борт до 20 000 стандартных 20-футовых контейнеров. Более подробно о различных типах судов-контейнеровозов расскажу в отдельной статье.

Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.

Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.

Лесовозы. С этим типом судов все понятно: основной груз - это лес.

Рефрижераторные суда . И здесь не открою Америку. В название уже отражена способность перевозить температурные грузы, требующие поддержания определенной температуры при перевозке. Температурная «вилка» примерно такая: от + 14 до – 30 градусов Цельсия. Обычно это фрукты, в частности, бананы, киви, яблоки, мясо, мороженная рыба и морепродукты. В общем все, что может испортиться за долгий морской переход.

Ролкеры (накатные суда)-тоже очень востребованный тип судов. Суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, (от англ. ro-ro (roll on-roll off) закатывать и выкатывать). Они перевозят колесную технику и железнодорожные вагоны. Эти суда хороши тем, что для них не нужно специально оборудованных грузоподъемным оборудованием причалов. Достаточно стандартного или прямоугольного причала, куда суда кладут так называемую рампу (аппарель), по которой колесная техника заезжает на судно. Еще есть суда, сочетающие горизонтальный и вертикальный способы погрузки/выгрузки, это уже ло-ро, (от англ. lift on-roll on).

К сухогрузным судам также можно отнести так называемые Heavy lift vessel - суда с кранами большой грузоподъемности для работы с тяжелыми грузами от 100 до 1000 тн.

Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.

Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.

Танкеры (наливные суда) - предназначенные для перевозки жидких грузов наливом, в том числе сырой нефти и нефтепродуктов.

Суда специального назначения (special purpose ship):

К таким судам относятся:

научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда, китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, а также спасательные суда и суда для укладки кабеля.

Занятно, что ледоколы и буксиры относят к грузовым судам. Здесь я бы сделал ремарку: в моем понимании, грузовое судно, это то, которое перевозит грузы на постоянной коммерческой основе.

Понятно, что и ледокол, и судно-спасатель и судно-снабженец могут взять на борт какое-то количество коммерческого груза, но это делается на нерегулярной основе. Основное их предназначение, это все-таки: проводка и буксировка судов, обеспечение ледовой навигации, снабжение морских буровых установок и платформ, спасение судов.

Поэтому я ставлю эти суда в категорию:

Вспомогательные и служебно-вспомогательные суда

Сразу предвижу вопросы, поскольку повторюсь, есть множество руководящих документов по типам и предназначению судов, но в полемике, как известно, истина и рождается…

Снабженцы -это многофункциональные суда, как правило с хорошим ледовым классом. Обеспечивают морские буровые платформы.

В работе морского транспорта выделяют трамповое и линейное судоходство.

Трамп (tramp vessel, англ.) – это судно для перевозки грузов по любым направлениям (лайнер). Оно не закреплено за постоянными портами, не работает на регулярных линиях, не ограничивается конкретными видами грузов. Этими основными чертами трамповое судоходство отличается от линейного.

Заключение договора перевозки груза в трамповом судоходстве называют фрахтованием, а сам договор – чартером.

Чартер (charter, англ.) – договор между владельцем транспортного средства (судовладельцем, или фрахтовщиком) и нанимателем (фрахтователем) на аренду всего транспортного средства или его части на определенный рейс или срок[4].

Цена перевозки груза трамповым судном выражается в виде фрахтовой ставки в расчете на единицу груза (тонну, кубометр и т.д.). Размер фрахтовой ставки определяется по соглашению сторон и зависит не только от объема груза и расстояния перевозки, но и от вида груза, условий рейса и текущей конъюнктуры фрахтового рынка. Фрахтовая ставка действительна только на период данной сделки.

Тарифы – система цен перевозки, действующая в линейном судоходстве. Они разрабатываются линейной судоходной компанией и применяются для любого отправителя в течение длительного периода.

И тарифы, и фрахтовые ставки определяются на основе расчета эксплуатационных затрат, которые включают в себя амортизационные отчисления, расходы на топливо, ремонт, содержание экипажа, страхование, норма прибыли на вложенный капитал или проценты за кредит и пр. Кроме того, цена перевозки включает в себя величину налоговых ставок и прибыль.

Рынок морских перевозок делится на открытый и закрытый. К закрытому рынку относится линейное судоходство, а также перевозки грузов под контролем государства (каботажные, внутренние перевозки, перевозки стратегических грузов и т.д.). На закрытый рынок допускаются только отдельные группы судовладельцев. Линейные компании на каждом направлении перевозок образуют объединения картельного типа – фрахтовые конференции, которые устанавливают единые монопольные тарифы. Под открытым рынком понимается часть международных грузопотоков, где участие осуществляется в условиях относительно свободной конкуренции. В настоящее время доля этого рынка составляет 15-20% от общего объема международных морских перевозок, или 500 млн. т в год.

Анализ конъюнктуры и прогноз на будущие периоды фрахтовых ставок и тарифов осуществляется с помощью фрахтовых индексов, которые рассчитываются как по отдельным грузопотокам, так и в целом по мировому рынку или по отдельным географическим регионам.

Величина фрахтового индекса определяется по формулам:

а) по отдельному грузопотоку б) по совокупности грузопотоков

где q0 – объем перевозок в базисном периоде; f0, f1 – цена перевозки (фрахтовая ставка или тариф) в базисном и анализируемом периодах.

Материалы по состоянию рынка морских перевозок регулярно публикуются в справочниках: Shipping Statistics and Marketing Review, Lloyd’s Shipping Economist (LSE) и др.

Уровень тарифов линейного судоходства зависит от:

Ÿ вида перевозимого груза (влияет на загрузку судна и величину эксплутационных затрат);

Ÿ платежеспособности грузоотправителей (грузополучателей);

Ÿ политики по регулированию данного грузопотока, проводимой государством, портом или конкретным судовладельцем

Определение тарифной ставки может осуществляться различными способами. В частности, в линейном судоходстве действует система классовых тарифов, которые используются при перевозке целого класса грузов. Для того, чтобы определить, к какому классу относится конкретный груз, составляются специальные классификационные справочники или руководства. Тарифная ставка определяется исходя из номера класса груза и расстояния перевозки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: