Лично свободные крестьяне которые считались подданными и имели свое мирское самоуправление и суд это

Обновлено: 24.04.2024

Госуда́рственные крестья́не — особое сословие в XVIII—XIX века в России, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле.

Содержание

История государственных крестьян

Государственные крестьяне были оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения: черносошных крестьян, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Число государственных крестьян увеличивалось за счёт конфискации церковных владений (огромные владения Русской православной церкви были конфискованы Екатериной), присоединённых и завоеванных территориях (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), бывших крепостных конфискованных имений шляхтичей Речи Посполитой и др. Кроме того, число государственных крестьян пополняли беглые крепостные (частновладельческие) крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях (Башкирии, Новороссии, Северном Кавказе и т. д.). Этот процесс (перехода беглых крепостных крестьян в разряд государственных) негласно поощрялся императорской властью [1] .

Также увеличению числа государственных крестьян способствовали селившиеся в России иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и т. п.).

Во 2-й половине XVIII века правительство раздало дворянству сотни тысяч душ государственных крестьян; в 1-й половине XIX века практиковались массовая распродажа государственных имений и передача их в удельное ведомство, а также перевод государственных крестьян на положение военных поселян, в западных губерниях — сдача в аренду помещикам. Со стороны дворянства поступали предложения ликвидировать сословие государственных крестьян, передав казённые земли в частные руки. Тем не менее относительная численность государственных крестьян росла. На момент первой переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19 % населения, а к последней переписи в 1858 г. государственные кр. составляли уже 45 % населения на территории охваченной первой ревизией (одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63 % в 1724 до 35 % в 1858 году) [2] .

Положение государственных крестьян

Государственные крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну. По данным 1-й ревизии (1719), их насчитывалось в европейской России и Сибири 1,049 млн душ мужского пола (то есть 19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии (1858) — 9,345 млн. (45,2 % земледельческого населения) [источник не указан 778 дней] . Предположительно, образцом для юридического определения положения государственных крестьян в государстве послужили коронные крестьяне в Швеции. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля на которой работали такие крестьяне считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли [2] . Однако помимо того с 1801 года гос. крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян) [3] . Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин — в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов — до 5 десятин в 30 губерниях и 1—3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела.

Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.

Реформа Киселёва

В результате роста малоземелья и увеличения повинностей в начале XIX века обнаружилось прогрессирующее обеднение государственных крестьян. Чаще стали происходить волнения государственных крестьян против сокращения наделов, тяжести оброков и др. (например, «Холерные бунты», «Картофельные бунты» 1834 и 1840—41). Вопрос об изменении управления государственными крестьянами вызвал многочисленные проекты.

В 1830-х годах правительство приступило к реформе управления государственной деревни. В 1837—41 годах была проведена реформа, разработанная П. Д. Киселёвым: учреждено Министерство государственных имуществ и его местные органы, на которые было возложено «попечительство» над госкрестьянами через посредство сельской общины. Были ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором.

Убежденный противник крепостного права, Киселёв полагал, что свободу следует вводить постепенно, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства».

Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

Киселёв намеревался регламентировать наделы и повинности помещичьих крестьян и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это вызвало возмущение помещиков и не было реализовано.

Тем не менее, при подготовке крестьянской реформы 1861 составители законодательства использовали опыт реформы Киселёва, особенно в вопросах организации крестьянского самоуправления и определения правового положения крестьян.

Освобождение государственных крестьян

24 ноября 1866 принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня 1886. При осуществлении этих реформ наделы государственных крестьян сократились на 10 % в центральных губерниях, на 44 % — в северных. Выкупные платежи возросли по сравнению с оброчной податью на 45 %. Платежи были рассчитаны на 49½ лет и в некоторых случаях должны были вноситься до 1931, но были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.

в русском государстве XIV—XVII вв. лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и нёсшие государственные повинности. В XVIII в. стали государственными крестьянами.

ЧЕРНОСО́ШНЫЕ КРЕСТЬЯ́НЕ, категория сельского населения России в 14—17 веков, лично свободного, владевшего общинными землями и несшего государственные повинности. В Центральной России черносошные крестьяне исчезли к середине 16 века, но сохранились на европейском Севере и в Сибири («пашенные люди»). В конце 17 века насчитывалось свыше 50 тысяч дворов черносошных крестьян. В 16—17 веках пашня и часть угодий находились в частнодолевом владении семей черносошных крестьян, а основные пастбища, леса, реки — в общинно-волостном пользовании. Повинности черносошных крестьян, как правило, были легче, чем у частновладельческих крестьян. Среди черносошных крестьян были развиты промыслы (соледобыча, пушная охота, рыбная ловля), ремесло, торговля. Их имущественное и социальное положение было различным, из черносошных крестьян вышли крупные купцы-предприниматели: Амосовы, Босые, Гусельниковы, Строгановы. Земская реформа Ивана IV (см. ИВАН IV Грозный) расширила административные, судебные и финансовые функции выборных органов в черносошных волостях, во главе которых встали местные крестьян. С конца 16 века усиливался рост государственного обложения черносошных крестьян, ограничивались права распоряжения землей, сужалась компетенция земского самоуправления. В результате реформ Петра I черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "черносошные крестьяне" в других словарях:

Черносошные крестьяне — Черносошные крестьяне категория тяглых людей в России в XV XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Были… … Википедия

ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, В 14 17 вв. категория лично свободного сельского населения. Владели общинными землями и несли государственные повинности. В 18 в. стали называться государственными крестьянами. Источник: Энциклопедия Отечество свободная… … Русская история

ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в Русском государстве XIV XVII вв. крестьяне, жившие на черных , государственных землях. Находились фактически в феодальной зависимости от государства ввиду их полного прикрепления к земельному участку (со второй половины XVI в.). Помимо уплаты… … Юридический словарь

ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в русском государстве 14 17 вв. лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности. В 18 в. стали государственными крестьянами … Большой Энциклопедический словарь

Черносошные крестьяне — или черные тяглые люди, государевы крестьяне класс земледельческого населения России, сидевший на черной , т. е. невладельческой земле. С развитием государственной власти на Руси общинные земли мало помалу обратились в черные или государевы и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Черносошные крестьяне — категория сельского населения России в 14 17 вв., зависимого непосредственно от феодального государства, а не от частных владельцев. К середине 16 в. Ч. к. исчезли в центральных районах страны, но сохранились на европейском С. и в Сибири… … Большая советская энциклопедия

черносошные крестьяне — в Русском государстве XIV XVII вв. крестьяне, жившие на черных , государственных землях. Находились фактически в феодальной зависимости от государства ввиду их полного прикрепления к земельному участку (со второй половины XVI в.). Помимо уплаты… … Большой юридический словарь

ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в ХИ – XVII вв. в России лично свободное сельское население, владевшее общинными землями и несшее государственные повинности; в годы опричнины активно раздавались в поместья частным лицам. Черные земли в центре страны в результате опричнины… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — категория крестьянского населения в России 14 17 вв. Назв. происходит от черные люди и соха (единица податного обложения). Ч. к. владели черными землями. В связи с различным пониманием природы черных земель существуют 2 точки зрения на характер… … Советская историческая энциклопедия

особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян (См. Черносошные крестьяне) и половников (См. Половники) Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (См. Однодворцы), нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (См. Дворцовые крестьяне) (позднее — Удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), — 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Г. к. вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее — денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

Развитие торговли и промышленности в 18—1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки.

В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая I приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837—1841 под руководством генерала П. Д. Киселева (См. Киселёв) было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено «попечительство» над Г. к. через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.

Программа хозяйственного подъёма государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное — вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40—50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты», «Холерные бунты» и др.). После окончания Крымской войны 1853—56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением — с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 Александр II, назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева (См. Муравьёв), одобрил проект контрреформы — приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их «самоуправления», установленные законами 1838—41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Г. к. Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1—2, М. — Л., 1946—58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .


Само слово «холоп» в современном русском языке имеет слегка негативный оттенок. Так иронично называют человека, раболепствующего перед начальством. А между тем, в Древней Руси холопы составляли весьма многочисленный социальный слой. Несмотря на зависимое положение, их жизнь не всегда являлась чередой тягот и лишений. Напротив, некоторые свободные люди по разным причинам сами просились в холопы к господам.

Социально-правовое явление

Холопство, как форма личной зависимости одного человека от другого, существовало на Руси со времен удельных княжеств. По своему правовому положению холопы практически равнялись рабам.

Известный историк, академик АН СССР Лев Черепнин подробно описал этот социальный институт в своей книге «Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси» (Москва, 1960). Ученый отметил, что холопы являлись собственностью феодалов в те времена, когда еще не произошло полного закрепощения крестьян.

Зависимых людей их господа могли продавать, покупать, дарить, передавать по наследству или отдавать дочерям в качестве приданого. А убийство холопа не являлось преступлением с уголовно-правовой точки зрения, такие поступки разве что порицались как грех по религиозным канонам. Что касается других действий, то господин имел полное право наказывать холопа так, как сам считал правильным, распоряжаться его жизнью по своей воле.

Холопы делились на две категории:

страдные люди – ремесленники и хлебопашцы, работающие на господина;

приказные люди – слуги, ключники, тиуны (управляющие), представители сельской администрации и т.п.

Ни для кого не секрет, что большинство приказных людей жили сравнительно лучше, чем обычные крестьяне. А ключники, тиуны и старосты, к тому же, обладали реальной властью.

Как становились холопами

Большинство зависимых людей, разумеется, теряли личную свободу против своей воли. Часто холопами князей становились воины, попавшие в плен в результате междоусобных конфликтов и набегов на соседние страны. Во многих летописях содержатся упоминания о массовой распродаже пленных после сражений, завершившихся победами. Потомки этих несчастных оставались холопами, если только барин не давал им волю по своей прихоти.

Другой категорией людей, лишавшихся личной свободы, были преступники: воры, грабители, поджигатели, конокрады. Они должны были служить представителю пострадавшей стороны, пока не искупят своей работой нанесенный материальный ущерб. Их называли «закупными» холопами. Такое наказание было предусмотрено, например, «Русской Правдой» – наиболее известным сборником правовых норм Древней Руси, который ученые датируют началом XI века.

По действовавшим тогда законам, стать холопом барина грозило и бедняку, не сумевшему вовремя выплатить долг. Разорившийся торговец тоже мог быть продан своими кредиторами за долги.

К тому же, дети, родившиеся от браков челяди, приравнивались к движимому имуществу своего владельца, наравне со скотом.

По собственной воле

Удивительно, но некоторые люди отказывались от свободы, добровольно становясь холопами. Причины у всех были разными, но чаще всего они носили материальный характер. Например, отец семейства, испытывающего нужду, мог продать в холопы кого-то из детей или себя самого с условием, что его родные получат средства для существования. Или в неурожайный год страдающие от голода родители отдавали ребенка в кабалу к барину, надеясь, что тот будет хотя бы кормить их дитя.

Брак с холопом или холопкой автоматически понижал социальный статус свободного человека, и все их дети тоже попадали в зависимость от господина.

Иногда житель Древней Руси становился холопом, желая получить престижную работу тиуна или ключника. В таких случаях боярин даже мог заключить с новым «сотрудником» договор, который назывался «ряд». Этот документ определял служебные обязанности и права такого холопа.

Данной теме посвящена статья аспиранта кафедры истории России Удмуртского государственного университета Екатерины Козловской «Социальная мобильность в Древней Руси (по материалам законодательных актов X-XIII веков), которая была опубликована в журнале «Вестник УдГУ» (выпуск 1 за 2019 год). Исследовательница считает, что в некоторых случаях добровольное холопство было оправданно, поскольку оно предоставляло людям не только возможность выжить, но и улучшить свое материальное положение.

Так, княжеский тиун или ключник имел доступ к казне, ни в чем не нуждался, более того, он мог оказывать влияние на решение многих вопросов, в том числе и политических. По сути, такой добровольный холоп являлся влиятельным чиновником, который еще и устраивал на различные должности своих родственников и друзей.

А многие боярские тиуны, в силу их близости к важным господам, имели значительно больше возможностей, чем обычные свободные люди. Для такого холопа получение воли было равнозначно лишению работы.

Кто отменил холопство

Как социальный институт холопство было отменено при Петре I Алексеевиче (1672-1725 гг.), поскольку оно уже не соответствовало реалиям времени. С последовательным закабалением крестьянства грань между крепостными и холопами стала исчезать. К тому же, реформирование системы налогообложения требовало другого подхода к определению социального статуса подданных.

С 1718 года по указанию государя-реформатора в России начали проводиться переписи населения (ревизии), и делалось это для определения подушной подати.

Известный историк Василий Ключевский – автор фундаментальной работы «Курс русской истории», которая впервые была опубликована в Санкт-Петербурге в пяти частях с 1904 по 1922 годы. Третье издание из этой серии, содержащее лекции LXII-LXXXVI, описывает помимо других реформ Петра I и отмену холопства.

«Подушная перепись довершила жестокое упрощение общественного состава, произведенное распоряжениями Петра: все промежуточные слои были без внимания к действовавшему праву втиснуты в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей, причем в первое из этих состояний вошли однодворцы, черносошные крестьяне, татары, ясашные и сибирские пашенные служилые люди, копейщики, рейтары, драгуны и т.п.», – отметил В.О. Ключевский.

То есть, все холопы автоматически были причислены к крепостным крестьянам, чье правовое положение с этих пор стало неуклонно приближаться к рабскому.

«Холоп» в XIX веке

Впрочем, хотя во второй половине XIX века в стране уже давно не было никаких холопов, в народной памяти это социально-правовое явление сохранилось надолго. Например, Толковый словарь живого великорусского языка, который составил известный лексикограф Владимир Даль (1801-1872 гг.), дает нам несколько значений этого слова.

Холопами в переносном значении называли дворовых, крепостных людей, подчеркивая их личную зависимость от господина.

Подданные московского царя, подавая челобитные, подобострастно именовали себя его холопами. То есть, покорными слугами.

К тому же, как сказано в начале статьи, это слово частично совпадает с пренебрежительным «холуй». То есть, человек, униженно выслуживающийся перед руководством.

Вероятно, создатели фильма хотели максимально подчеркнуть социальный контраст между положением современного сына олигарха и крепостного парня из XIX века, поэтому выбрали такое название для своей картины.


Холопство как форма личной зависимости одного человека от другого, существовало на Руси со времен удельных княжеств. По своему правовому положению холопы практически равнялись рабам. Более того, люди становились холопами по свое воле. Что сподвигло их на такой отчаянный шаг?

Социально-правовое явление

Известный историк, академик АН СССР Лев Черепнин подробно описал этот социальный институт в своей книге «Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси» (Москва, 1960). Ученый отметил, что холопы являлись собственностью феодалов в те времена, когда еще не произошло полного закрепощения крестьян.

Зависимых людей их господа могли продавать, покупать, дарить, передавать по наследству или отдавать дочерям в качестве приданого. А убийство холопа не являлось преступлением с уголовно-правовой точки зрения, такие поступки разве что порицались как грех по религиозным канонам. Что касается других действий, то господин имел полное право наказывать холопа так, как сам считал правильным, распоряжаться его жизнью по своей воле.

Холопы делились на две категории:

страдные люди – ремесленники и хлебопашцы, работающие на господина;

приказные люди – слуги, ключники, тиуны (управляющие), представители сельской администрации и т.п.

Ни для кого не секрет, что большинство приказных людей жили сравнительно лучше, чем обычные крестьяне. А ключники, тиуны и старосты, к тому же, обладали реальной властью.

Как становились холопами

Большинство зависимых людей, разумеется, теряли личную свободу против своей воли. Часто холопами князей становились воины, попавшие в плен в результате междоусобных конфликтов и набегов на соседние страны. Во многих летописях содержатся упоминания о массовой распродаже пленных после сражений, завершившихся победами. Потомки этих несчастных оставались холопами, если только барин не давал им волю по своей прихоти.

Другой категорией людей, лишавшихся личной свободы, были преступники: воры, грабители, поджигатели, конокрады. Они должны были служить представителю пострадавшей стороны, пока не искупят своей работой нанесенный материальный ущерб. Их называли «закупными» холопами. Такое наказание было предусмотрено, например, «Русской Правдой» – наиболее известным сборником правовых норм Древней Руси, который ученые датируют началом XI века.

По действовавшим тогда законам, стать холопом барина грозило и бедняку, не сумевшему вовремя выплатить долг. Разорившийся торговец тоже мог быть продан своими кредиторами за долги.

К тому же, дети, родившиеся от браков челяди, приравнивались к движимому имуществу своего владельца, наравне со скотом.

По собственной воле

Удивительно, но некоторые люди отказывались от свободы, добровольно становясь холопами. Причины у всех были разными, но чаще всего они носили материальный характер. Например, отец семейства, испытывающего нужду, мог продать в холопы кого-то из детей или себя самого с условием, что его родные получат средства для существования. Или в неурожайный год страдающие от голода родители отдавали ребенка в кабалу к барину, надеясь, что тот будет хотя бы кормить их дитя.

Брак с холопом или холопкой автоматически понижал социальный статус свободного человека, и все их дети тоже попадали в зависимость от господина.

Иногда житель Древней Руси становился холопом, желая получить престижную работу тиуна или ключника. В таких случаях боярин даже мог заключить с новым «сотрудником» договор, который назывался «ряд». Этот документ определял служебные обязанности и права такого холопа.

Данной теме посвящена статья аспиранта кафедры истории России Удмуртского государственного университета Екатерины Козловской «Социальная мобильность в Древней Руси (по материалам законодательных актов X-XIII веков), которая была опубликована в журнале «Вестник УдГУ» (выпуск 1 за 2019 год). Исследовательница считает, что в некоторых случаях добровольное холопство было оправданно, поскольку оно предоставляло людям не только возможность выжить, но и улучшить свое материальное положение.

Так, княжеский тиун или ключник имел доступ к казне, ни в чем не нуждался, более того, он мог оказывать влияние на решение многих вопросов, в том числе и политических. По сути, такой добровольный холоп являлся влиятельным чиновником, который еще и устраивал на различные должности своих родственников и друзей.

А многие боярские тиуны, в силу их близости к важным господам, имели значительно больше возможностей, чем обычные свободные люди. Для такого холопа получение воли было равнозначно лишению работы.

Кто отменил холопство

Как социальный институт холопство было отменено при Петре I Алексеевиче (1672-1725 гг.), поскольку оно уже не соответствовало реалиям времени. С последовательным закабалением крестьянства грань между крепостными и холопами стала исчезать. К тому же, реформирование системы налогообложения требовало другого подхода к определению социального статуса подданных.

С 1718 года по указанию государя-реформатора в России начали проводиться переписи населения (ревизии), и делалось это для определения подушной подати.

Известный историк Василий Ключевский – автор фундаментальной работы «Курс русской истории», которая впервые была опубликована в Санкт-Петербурге в пяти частях с 1904 по 1922 годы. Третье издание из этой серии, содержащее лекции LXII-LXXXVI, описывает помимо других реформ Петра I и отмену холопства.

«Подушная перепись довершила жестокое упрощение общественного состава, произведенное распоряжениями Петра: все промежуточные слои были без внимания к действовавшему праву втиснуты в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей, причем в первое из этих состояний вошли однодворцы, черносошные крестьяне, татары, ясашные и сибирские пашенные служилые люди, копейщики, рейтары, драгуны и т.п.», – отметил В.О. Ключевский.

То есть, все холопы автоматически были причислены к крепостным крестьянам, чье правовое положение с этих пор стало неуклонно приближаться к рабскому.

«Холоп» в XIX веке

Впрочем, хотя во второй половине XIX века в стране уже давно не было никаких холопов, в народной памяти это социально-правовое явление сохранилось надолго. Например, Толковый словарь живого великорусского языка, который составил известный лексикограф Владимир Даль (1801-1872 гг.), дает нам несколько значений этого слова.

Холопами в переносном значении называли дворовых, крепостных людей, подчеркивая их личную зависимость от господина.

Подданные московского царя, подавая челобитные, подобострастно именовали себя его холопами. То есть, покорными слугами.

К тому же, как сказано в начале статьи, это слово частично совпадает с пренебрежительным «холуй». То есть, человек, униженно выслуживающийся перед руководством.

Вероятно, создатели фильма хотели максимально подчеркнуть социальный контраст между положением современного сына олигарха и крепостного парня из XIX века, поэтому выбрали такое название для своей картины.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: