Легальные методы взаимодействия государства и общества

Обновлено: 25.04.2024

Взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями – это механизм совместной деятельности органов государственного управления и общественных организаций в решении определенных социальных проблем.

Общественная организация: сущность и необходимость существования

Общественная организация представляет собой объединение граждан, в соответствии с их общими целями и интересами.

Современное общество использует термин «третий сектор», который призван дополнять публичный и частный секторы. Этот сектор формируется общественными организациями.

Общественная организация – это объединение, основанное на членстве граждан, создающееся для защиты общих интересов и достижения целей за счет совместной деятельности его участников.

В состав общественной организации могут входить:

  • во-первых, физические лица;
  • во-вторых, юридические лица, являющиеся общественными объединениями.

В качестве высшего руководящего органа общественных организаций выступают конференции или съезды, а также общее собрание участников. Постоянное руководство общественной организацией возлагается на выборный коллегиальный орган, который подотчетен общему собранию, конференции или съезду.

При наличии государственной регистрации общественная организация наделяется правами и обязанностями юридического лица, реализуемыми его постоянно действующим руководством.

Устав общественной организации определяет порядок формирования исполнительного органа, который может быть единоличным или коллегиальным.

На общественные организации в современном обществе возлагается значимая роль. Они выступают в качестве социального института, являющегося инструментом обеспечения стабильности общества и его развития.

Общественные организации берут на себя обязательства постановки социальных проблем и актуализации вопросов развития государства в социальном плане. Помимо этого, общественные организации стремятся участвовать в решении проблем и задач социального развития государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимость взаимодействия государства и общественных организаций

Прямым инструментам осуществления деятельности государственной власти выступают органы государственного управления, призванные реализовывать его функции. Однако современное государство не может игнорировать такой инструмент взаимодействия с обществом как общественные организации.

Общественные организации несут следующие функциональную нагрузку:

  • во-первых, позволяет выявлять интересы и потребности определенных социальных групп с целью организации их последующего удовлетворения;
  • во-вторых, осуществление социальной мобилизации и интеграции, вынесение проблем на общероссийский уровень;
  • в-третьих, социализация. Общественные организации выявляют гражданские позиции ее участников;
  • в-четвертых, лоббирование интересов определенных социальных групп;
  • в-пятых, формирование новых взглядов на социальную политическую структуру общества.

Основная нацеленность общественных организаций состоит в выявлении потребностей и интересов определенных социальных групп и обеспечении возможности их последующего удовлетворения. В задачу общественных организаций входит оформление интересов социальных групп и внесение предложений в органы государственного управления по обеспечению их удовлетворения. К примеру, общественные организации, занятые помощью людям с ограниченными возможностями привлекают внимание органов государственной власти к проблемам обеспечения доступности среды проживания для данной категории лиц.

Инструментом взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций выступают различные общественные советы, действующие на разных уровнях власти. Такие советы могут классифицироваться по направлениям деятельности, к примеру, совет по делам инвалидов, ветеранов, пенсионеров и так далее. Данные советы в соответствии с информацией, полученной от общественных организаций, осуществляеют подготовку предложений по направлениям государственной политики и формирования государственных программ с целью решения определенных проблем.

Помимо этого, при органах государственного управления уровня министерств создаются координационные советы, в состав которых включаются представители общественных организаций.

Руководители общественных организаций также могут входить в состав коллегий и комиссий, действующих при различных министерствах. Представителей общественных организаций могут приглашать на различные заседания Государственной Думы, если рассматриваемые вопросы касаются деятельности общественных организаций.

Проблемы взаимодействия государства и общественных организаций

Общественные организации при налаживании своего взаимодействия с органами государственного управления сталкиваются с рядом существенных проблем, мешающих развитию этого взаимодействия. К числу таких проблем можно отнести:

  • во-первых, частично устаревшее законодательство, не оказывающего достаточной поддержки общественным организациям;
  • во-вторых, громоздкую систему органов государственного управления, характеризующуюся неясными полномочиями;
  • в-третьих, низкий уровень развития общественного сектора в Российской Федерации;
  • в-четвертых, низкий уровень заинтересованности населения в работе общественных организаций.

Решение проблем взаимодействия органов государственного управления и общественных организаций требует реализации целого комплекса мер, к числу которых можно отнести следующие:

Государство — это организа­ционная форма сложного общества. Сложное общество не может обходить­ся без особого аппарата власти — государства. Современные государства обладают разветвленной системой органов.

Государство может выполнять в обществе как конструктивную, так и деструктивную роль. В первом случае государство благотворно воздействует на общественный организм, обеспечивает поря­док, функционирование и развитие общества. Во втором случае — встает над обществом, разрушает общественный организм.

Общество служит социально-экономической основой государства.Часто государство видит в повышении благосостояния общества свою Цель. Когда общество и его благо становятся целью, государство изыскивает приемлемые средства для достижения этой цели, выступает как партнер, слу-га общества и применяет главным образом методы убеждения.

Бывает и так, что у государства имеется какая-то «своя цель», тогда само общество превращается в средство достижения подобных целей, государство выступает по отношению к обществу как хозяин, надсмотрщик, начальник и применяет, как правило, методы принуждения.

В идеале государство должно служить человеку. В действитель­ности связи между личностью и государством сложны и противоречивы. Государство может выступать как сила, враждебная человеку (рабовладель­ческое, феодальное государство), превращать человека в придаток государ­ственной машины (авторитарные, тоталитарные режимы), а может возло­жить на себя обязанности по защите прав и свобод своих граждан, стать партнером гражданина.

Государство и человек, личность объективно противостоят друг другу. Государство стремится для выполнения своих функций в максимально воз­можной степени «упорядочить» отношения, вплоть до сильного ограниче­ния степени личной свободы своих граждан. Идеальный порядок — когда все ходят строем. Однако такой порядок неприемлем для общества, челове­ка, личности.

Человек заинтересован в сохранении максимально воз­можной степени личной свободы. Беда в том, что люди зачастую злоупот­ребляют предоставленной им свободой, не умеют пользоваться ею, нару­шают права и интересы других людей и государства. Свобода перерастает во вседозволенность, ведет к столкновению интересов, к беспорядкам. Такое положение неприемлемо для государства.

Многовековая проблема—как найти баланс между интересами государства и личности, между порядком и свободой, между властью и обществом. В ходе тысячелетней эволюции человеческая цивилизация искала этот баланс и, похоже, он найден в концепции правового государства, которая реализуется современными развитыми государствами. Такой баланс зак­репляется конституциями — своего рода общественным договором между го­сударством и обществом.

Главным инструментом «в руках» государства для регулирования обще­ственных отношений служит право. С помощью права государство выпол­няет свои задачи и функции. В праве воплощена воля государства; в право­вых государствах такая воля опосредует, выражает волю народа.

В гуманитарной науке феномен общества рассматривают в широком и узком смыслах. В первом случае под обществом понимают совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Общество в узком смысле слова есть исторически конкретный тип социальной системы.

В структуре общества можно выделить следующие основные элементы:

- Во-первых, субъектный элемент, который предполагает, что основу всякого общества образуют люди;

- Во-вторых, институциональный элемент, который представляет собой систему сложившихся в конкретном обществе институтов, таких как государство, право, семья, церковь, предпринимательство, наука, средства массовой информации;

- В-третьих, нормативный элемент – это совокупность «правил игры», которым следует общество;

- В-четвертых, коммуникативный элемент, представляющий собой систему реальных фактических связей и отношений, в которые субъекты вступают в процессе социального общения;

- В-пятых, интеллектуально-информационный элемент, который образует совокупность накопленной обществом информации, научных знаний и практического опыта;

- В-шестых, духовно-ценностный элемент – система основополагающих национально-культурных и нравственных ценностей конкретного общества.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение:

Общество – это целостный социальный организм, состоящий из со­вокупности социальных индивидуальных и коллективных субъектов, рас­положенных на определённой территории, ведущих общую экономическую жизнь, опирающихся на единую культуру, имеющих общепризнанный язык или языки общения, осознающих свою принадлежность к единой общности, включённых и сознательно выполняющих общепризнан­ные социальные роли, признающих регулирующую роль сложившихся соци­альных институтов, связанных друг с другом всем комплексом социальных отношений, в которые они вступают для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.

Проблема соотношения общества и государства многогранна и неисчерпаема, поскольку государство и общество обладают весьма сложной природой. При этом наиболее существенными моментами в соотношении этих явлений выступают два аспекта: различия и механизмы взаимодействия.

Различать общество и государство следует, прежде всего, по объёму. Данные явления соотносятся как целое и часть, так как общество, помимо государства, включает в себя множество других элементов, которые уже упоминались выше.

Общество и государство не совпадают также хронологически. Общество возникло раньше государства, имеет более богатую историю развития. Государство же возникло на определенном этапе развития общества, в связи с обострившимися внутри него противоречиями и стало по отношению к нему относительно самостоятельным институтом.

Общество и государство – явления, отличные по своим функциональным характеристикам. Основное функциональное назначение государства заключается в управлении социальными процессами в интересах государственной власти, в целях реализации узкогрупповых и общесоциальных потребностей. Общество же, помимо управленческой функции, которая реализуется в основном через государственный аппарат, выполняет и другие функции: коммуникативную, интеграционную, экономическую, идеологическую, культурно-воспитательную, ценностно-ориентационную и др.

Кроме того, государство как один из социальных институтов отличается от иных организаций, функционирующих в обществе, следующими признаками:

- Во-первых, выступает в качестве единственного официального представителя всех граждан, проживающих на его территории;

- Во-вторых, является единственным носителем суверенитета;

- В-третьих, имеет специальный аппарат управления;

- В-четвертых, обладает силовыми структурами;

- В-пятых, ему принадлежит исключительное право определять стратегию правового регулирования и правовой политики;

- В-шестых, обладает определенным набором специфических материальных ценностей.

Взаимодействие общества и государства проявляется в том, что, с одной стороны, государство является средством разумной организации социальных отношений, орудием достижения поставленных обществом задач. С другой стороны – существование государства невозможно себе без человеческого, материального и иного потенциала общества. Общество способно быть не только пассивно управляемым, но и активным субъектом; оно может оказывать обратное воздействие на государственную организацию – выбирать государственных служащих, принимать участие в разработке законов, доводить до государства необходимую информацию. Такое воздействия является тем существеннее и эффективнее, чем более развиты в обществе негосударственные институты, чем более независимо и активно действуют в нем политические партии, общественные движения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации.

Гражданское общество — это объединение граждан, отстраненных от рычагов государственной власти; объединение общества за рамками властно-государственных и коммерческих структур.

Гражданское общество всегда противостоит государству. Государство призвано защищать интересы общества, но практика показывает, что единство в гражданском обществе часто является помехой для функционирования государственных органов, вследствие чего государство вынуждено противостоять этому единству. Поэтому гражданское общество разделено на социальные общественные группы, которые должны самоорганизовываться для эффективной защиты своих интересов.

Во многих западных странах органам государственной власти удалось сбалансировать отношения общества с государством. Это было достигнуто благодаря применению принципа коллективного блага, который противостоял абсолютистской государственности, а также принципу индивидуального блага, противостоящему третьим сословиям.

К гражданским обязанностям относятся: семейные и служебные обязанности, социальный долг, участие в политической жизни страны. Политическое участие гражданина заключается в: голосовании на выборах, участии в митингах и демонстрациях, подписании петиций, членстве в партийных организациях и т. д.

Социальные опросы показали, что участие граждан в политике обусловлено рядом причин:

  • гражданская ответственность, чувство государственного долга;
  • уверенность в эффективности собственного участия в политической жизни государства;
  • чувство коллективизма, доверие граждан друг другу;
  • нестандартная, пиковая ситуация, провоцирующая граждан вмешиваться в политические процессы.

Американский ученый А. Даунс утверждал, что человек принимает решение о политическом участии в жизни страны тогда, когда «цена» от ожидаемых результатов намного превышает «стоимость» данного участия. При этом у гражданина происходит переоценка затраченных ресурсов (материальных, временных и психологических) на участие в политической жизни общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные критерии вовлеченности в политику:

  • интерес к политическим событиям;
  • осведомленность о важности политических действий;
  • активная гражданская позиция (прямое участие в политических процессах).

Структура гражданского общества — это объединение крепких, неразрывных связей внутри общества, которые обеспечивают целостность данного общества, сохраняя его разделение на отдельные элементы. Эти элементы принимают активное участие в формировании единой системы отношений (включая экономические, социальные, культурные отношения). В структуру гражданского общества входит политическая система, существование которой невозможно без информационной и духовно-культурной систем.

Взаимосвязь общества и государства

Взаимосвязь и соотношения общества и государства является кардинальной проблемой в теории государства и права. Конституция страны определяет меру ответственности и свободы государства перед обществом, гражданином, она устанавливает пределы вмешательства государственных органов в сферу жизни каждого члена общества. Конституция определяет границы автономии каждого индивида, наиболее существенные способы и формы ее проявления.

Общество возникло гораздо раньше государства. Потребность в образовании государства появилась с усложнением внутренней структуры общества, соответствующего социального расслоения. Государство возникло на месте родовой организации, являясь новой формой проявления прогрессивного общества. Одновременно с зарождением государства начинается история его взаимодействия с обществом, которая во многом является сложной и противоречивой. Государство является социальным институтом всего общества, выполняя многочисленные функции, которые обеспечивают жизнедеятельность общества.

Основные общественные задачи государства:

  • управление социальными процессами;
  • обеспечение порядка и общественной безопасности;
  • противостояние антисоциальным, разрушительным силам.

Государство должно быть мощной и организованной силой, владеть механизмом управления и принуждения. Государство функционирует в интересах всего общества, разрешает все возможные противоречия. В тоже время государство может выполнять деструктивную функцию, возвышаясь над обществом и одновременно сковывая, ослабляя, разрушая все общественные сферы. В целом, развитие государства и общества идет в одном направлении, становится более современным и цивилизованным.

Проблемы взаимодействия общества и государства

Государство и общество для более успешного и эффективного развития призваны взаимно дополнять друг друга. В современном гражданском обществе человек не соперничает с государством, он вовлечен в различные социальные отношения, в которых может одновременно и проявить себя как личность, и найти социальную защиту. В данном случае личность включена в различные социальные группы, которые не позволяют органам власти чрезмерно ограничивать ее свободу.

Развитие негосударственных институтов, как участников внутренней политики, ведет к определенному форматированию социального партнерства между государством и обществом. Тесная связь публичной политики и демократической политической системы обуславливают активную деятельность государства и публичных организаций, направленную на удовлетворение потребностей общества.

На современном этапе регулирование партнерства государства с обществом осуществляется благодаря публичной политике, в которой выделяют четыре главных направления:

  • экономическое — перераспределение средств для удовлетворения общественных нужд, производство благ общественного пользования;
  • социальное — деятельность общественных и государственных служб социального обеспечения;
  • гражданско-политическое — деятельность самостоятельных, негосударственных объединений и ассоциаций граждан;
  • социально-культурное — институт духовных и культурных ценностей общества.

Перечисленные направления позволяют государству достичь основных целей в конкретной области: правовой, экономической, административной. Развитие публичной политики приводит к развитию демократического общества и укрепляет партнерство между государством и обществом.

Взаимосвязь государства и общества – это система взаимоотношений между личностью, народом и системой государственного управления, определяющих характер политического режима, форму правления, правовой статус личности, функции и задачи государственного управления и пр.

Основные направления взаимосвязи государства и общества

Характер взаимоотношений между личностью, обществом в целом и государством определяет политический режим, степень демократизации публично-властных отношений в государстве. В современных развитых государствах взаимосвязь государства и общества определяется следующими обстоятельствами:

  • личность, ее права и свободы являются главным приоритетом учреждения и функционирования системы государственного управления;
  • отношения между государством и обществом строятся на демократических принципах;
  • функционирование системы государственного управления подчинено утвержденным в соответствии с демократическими ценностями и процедурами законам;
  • формирование системы государственного управления происходит на основе демократических институтов – посредством выборов;
  • со стороны общества реализуются контрольные процедуры в отношении законности и эффективности системы государственного управления, конкретных органов и должностных лиц, ее образующих;
  • сформированы и активно функционируют институты гражданского общества, деятельность которых направлена на реализацию функций общественного контроля в отношении системы государственного управления, на представление интересов общества и отдельных социальных групп или отдельных личностей в отношениях с государством для принятия эффективных управленческих решений органами и должностными лицами государственного управления, на совместное решение задач развития, на самоопределение по приоритетным вопросам и др.

История развития государства и общества свидетельствует о том, что характер взаимоотношений общества и государство в конкретных исторических условиях отличался по своим целям и содержанию. Так, известны исторические периоды, когда для конкретных государств личность, население в целом выступали средством, но не целью функционирования. В современном мире идеалом государства является демократическое политическое устройство, где личность способна наиболее полно реализовать собственные права, свободно развиваться и определять основные вопросы своей жизнедеятельности.

Взаимосвязь государства и общества: политическая система общества

Политическая система общества представляет собой сложную систему публично-правовых и общественных институтов, в том числе политических партий, общественных объединений, внутри которой реализуются политические интересы населения, отдельных социальных групп и отдельных личностей, происходит борьба за государственную власть и непосредственное осуществление государственной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Характером организации и функционирования политической системы общества, в том числе и ее взаимодействием с социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной и иными сферами, определяется политический режим и место личности во взаимоотношениях общества и государства.

В демократически устроенном государстве доступ в политическую систему потенциально имеют любая личность, любая социальная группа, все население в целом. Для функционирования в рамках политической системы население создает специальные институты – политические партии, общественные объединения, другие учреждения, позволяющие участвовать в политической борьбе за государственную власть, чтобы наиболее полно реализовать собственные политические интересы.

Взаимосвязь государства и общества всегда находит отражение в политической системе общества: демократическое правовое государство и гражданское общество предполагает доступность политической системы для любого заинтересованного субъекта, возможность личности открыто выражать свои политические взгляды в той мере, в какой это не нарушает прав и свобод других лиц.

Взаимосвязь государства и общества: правовое социальное государство

Современные государства, в том числе Российская Федерация, стремятся к утверждению правового социального государства. Названные характеристики государственного устройства, взаимоотношений общества и государства наиболее полно соответствуют демократическим идеалам.

Так, правовое государство обеспечивает подчинение государства, деятельности его должностных лиц, органов и учреждений нормам права. В свою очередь, норма права в правовом государстве выступает инструментом наиболее полного обеспечения прав и свобод личности, ее защиты, в том числе от незаконных действий органов и должностных лиц государственного управления. Другими словами, в правовом государстве личности гарантировано обеспечение ее правового статуса посредством его всестороннего закрепления в законодательстве и требования подчинения законодательству системы государственного управления.

Модель социального государства предполагает такие взаимоотношения между государством и обществом, в которых личности обеспеченна социальная поддержка, если в силу объективных обстоятельств, она находится в социально уязвимом положении.

Взаимосвязь государства и общества: гражданское общество

Гражданское общество может быть определено как комплекс самостоятельно и независимо относительно публичного управления учреждаемых и функционирующих общественных институтов, которые направлены на обеспечение условий наиболее полной реализации интересов и потребностей личности или общественных коллективов.

Государство не вмешивается в функционирование институтов гражданского общества, в то время как сами эти институты способны оказывать существенное влияние на политическую систему государства, на принимаемые управленческие решения и пр.

Иными словами, институты гражданского общества обеспечивают личности возможность свободно реализовывать свои интересы без вмешательства государства посредством учреждения общественных институтов в культурной, семейной, религиозной, социальной и иных сферах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: