Кутафин судебная власть это

Обновлено: 24.04.2024

О.Е. Кутафин был не только человеком огромного таланта, выдающимся ученым, влюбленным в юриспруденцию, но и организатором высшего юридического образования. Он, как магнит, притягивал к себе людей обаянием, открытостью, доброжелательностью, искрометным юмором.

О.Е. Кутафин не был кабинетным ученым. Он отдавал много сил организации высшего юридического образования в стране, участвовал в разработке образовательных стандартов нового поколения, строил кафедральную структуру Московской государственной юридической академии, исходя из потребностей в специалистах определенного профиля.

Для О.Е. Кутафина был характерен инновационный подход к юридическому образованию. Он создал оригинальную разветвленную систему специализированной подготовки выпускников в виде профильных институтов правоведения, международного частного права, прокуратуры, судебных экспертиз, банковского права, адвокатуры. Это дает выпускникам Академии конкурентные преимущества. Олег Емельянович полагал, что качественное юридическое образование могут дать только классические университеты и специализированные вузы.

Еще задолго до появления указа Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» в выступлении на парламентских слушаниях в Комитете Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии на тему «В юридическом образовании нам следует сохранить свои традиции» в 2005 г. О.Е. Кутафин предостерегал от девальвации юридического образования в стране. Он был одним из авторов учебной программы по курсу «Конституционное право Российской Федерации», соавтором и ответственным редактором первого постперестроечного учебника – «Государственное право Российской Федерации» (1996 г.); учебника «Конституционное право России» (в соавторстве с Е.И. Козловой, 4-е изд., 2006 г.), который удостоен премии Президента РФ как лучший вузовский учебник. Этими же авторами был издан учебник для средних учебных заведений – «Конституционное право» (3-е изд., 2007 г.); в соавторстве с В.И. Фадеевым – вузовский учебник «Муниципальное право Российской Федерации» (3-е изд., 2006 г.). О.Е. Кутафин подготовил к защите 20 докторов и 60 кандидатов юридических наук. Блестящий оратор, Олег Емельянович выступал с лекциями не только в российских юридических вузах, но и за рубежом – в Англии, Франции, Испании, Германии, Греции, Чехословакии, Венгрии, Вьетнаме и ряде других стран.

Он участвовал в международных конференциях, дискуссиях, круглых столах и семинарах по проблемам перестройки.

За выдающийся вклад в развитие науки и юридического образования Олег Емельянович был награжден орденами и медалями, в частности медалью им. А.Ф. Кони Министерства юстиции РФ, почетным знаком «Общественное признание». Он был единственным среди ученых-юристов полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Высшей наградой О.Е. Кутафину стало присвоение его имени Московской государственной юридической академии, его детищу.

Вопрос 10. Роль и значение научных трудов ОЕ Кутафина в развитии теории конституционного права.

Олег Емельянович сам был продолжателем классических традиций русского правового либерализма, идей гуманизма, справедливости и законности. В работах предшественников и современников О.Е. Кутафин находит созвучные характеристики конституционного государства как формы политического самоопределения народа. Обязательными атрибутами такого государства выступают свобода слова, печати, собраний, союзов, петиций, национального языка, науки и преподавания.

О.Е. Кутафин анализирует политическую, экономическую, социальную и духовную основы российского государства. В качестве гарантий конституционализма он называет:

1) приоритет прав человека;

2) развитие и укрепление гражданского общества;

3) принцип разделения властей;

4) конституционное правосудие.

О.Е. Кутафин внес значительный вклад в разработку таких аспектов конституционализма, как системообразующая роль Конституции России, конституционная ответственность. В качестве главного фактора, определяющего специфику конституционализма, О.Е. Кутафин считал «решение задач модернизации и европеизации страны».

Если суммировать проблематику научных интересов О.Е. Кутафина, можно выделить пять основных направлений:

– теория конституционного права;

– федерализм и автономия;

– органы публичной власти.

Невозможно в одной статье дать анализ 260 научных трудов ученого, из которых 20 монографий, 20 учебников и учебных пособий. Цель данной статьи изложить основные подходы О.Е. Кутафина к обозначенным направлениям конституционно-правовой науки, показать их современное значение.

О.Е. Кутафин полагает, что обязательным объектом конституционного регулирования являются население, территория государства и власть. Другие общественные отношения становятся предметом конституционного права только тогда, когда в этом заинтересовано государство. Поэтому, заключает О.Е. Кутафин, предмет конституционного права любого государства не может быть раз и навсегда данным. Он зависит от содержания конституции и других основополагающих документов, действующих в государстве на конкретном этапе его развития.

О.Е. Кутафин отмечал, что «система источников конституционного права является системой органической». Из этого утверждения следует, что иерархическая структура источников конституционного права является выражением разности юридической силы отдельных видов этих источников, их соподчиненности в органически цельной системе. Взаимозависимость источников конституционного права особо проявляется в пересмотре или частичном обновлении всей совокупности конституционно- правовых нормативных актов при принятии новой конституции.

Касаясь систематизации источников отрасли конституционного права по их юридической силе (законы и подзаконные акты), Олег Емельянович отмечает, что данная иерархия не означает разной степени обязательности вышеуказанных актов. Иерархия нормативно-правовых актов предопределяется иерархией соответствующих государственных органов.

Акты нижестоящих органов должны находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих органов, а все вместе взятые и каждый в отдельности соответствовать федеральной Конституции. Акты вышестоящих и нижестоящих органов власти должны издаваться по предметам их ведения.

О.Е. Кутафин разработал теорию систематизации источников конституционного права. Исходя из федеративной природы российского государства, он предлагает классифицировать источники конституционного права на:

К федеральным источникам конституционного права, по мнению автора, следует отнести:

1) Конституцию Российской Федерации;

2) федеральные конституционные законы;

3) основы законодательства, кодексы;

4) федеральные законы;

5) нормативные акты Президента Российской Федерации;

6) акты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

7) конституционно-правовые акты Правительства Российской Федерации;

8) акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

9) законы бывшего СССР;

10) постановления Конституционного Суда Российской Федерации;

11) общепризнанные принципы и нормы международного права;

12) международные договоры Российской Федерации.

Если иные источники конституционного права затрагивают лишь одну сферу общественных отношений (гражданство, электоральные отношения, парламентский контроль, деятельность политических партий), то Конституция оказывает влияние на все сферы жизни общества, предопределяет систематизацию права, согласованность правовой системы.

О.Е. Кутафин не признавал нормативно-правовую природу постановлений Конституционного Суда РФ, который является правоприменительным, а не правотворческим органом. Даже правотолковательные положения Конституционного Суда академик рассматривал как правила надлежащего понимания уже наличествующей, а не новой нормы. В то же время он называл эти постановления источниками конституционного права особого вида, поскольку:

1) на их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации;

2) выраженная в них правовая позиция является общим правилом поведения, которым должны руководствоваться все участники правоотношений при решении вопросов своей компетенции;

3) являются общеобязательными.

О.Е. Кутафин впервые в государствоведческой науке комплексно исследовал проблему неприкосновенности. Неприкосновенность территории – это гарантия ее целостности и суверенитета государства; населения – это свобода личности, ее автономия; власти – это статус официальных лиц. Олег Емельянович подчеркивает, что реальное обеспечение неприкосновенности характеризует степень демократизма общества, свидетельствует о господстве права и закона, исключает возможность произвола, обеспечивает соблюдение и защиту прав и свобод человека как высшей ценности.


Том 1 охватывает громадный хронологический период юридической истории России: от фиксации судебных норм в берестяных грамотах и первых договорах Руси с Византией в Х в., через развитие судебной власти в XV – первой половине XVII в. и вплоть до рубежа XVIII века, когда Россия вплотную подошла к качественно новому этапу – формированию империи. Помещённые материалы знакомят читателя с особенностями русского законодательства, структурой судебной власти и различными формами её реализации.

Том 2 характеризует историю судебной системы в России на её важнейшем переломном этапе – европеизации всей общественной жизни страны: с последней четверти XVII века, весь XVIII век (особенно существенно здесь влияние петровских преобразований и начинаний Екатерины II) и завершается рассказом об изменениях в судопроизводстве в эпоху правления Александра I и перехода к режиму Николая I. Отдельные главы тома посвящены изложению истории эволюции церковного судопроизводства, военно-судной системы, а также обобщению российской и зарубежной политико-правовой мысли о судебном законодательстве и судебной практике в России.

Том 3 посвящён в основном двум кардинальным событиям истории судебной власти в России: кодификации основных государственных законов Российской империи и судебной реформе 1864 года. Кодификация и публикация Свода законов стали важнейшим этапом в истории права. Судебная реформа 1864 г. подняла судебную власть в России на уровень самых развитых европейских стран, во многом воплотила в жизнь основные демократические принципы правосудия, не потерявшие значения и для настоящего времени.

В томе 4 освещается важнейшая эпоха в перестройке российской судебной системы, проходившей на фоне консервативной модернизации всей Российской империи на рубеже XIX – XX в. Своеобразием этого процесса стало сочетание быстрого развития новых отраслей права с существованием сословных реликтов, вкраплённых в сферу гражданско-правовых отношений. существенный интерес представляют описание и документы преобразований судебной власти, происходивших вследствие Февральской революции 1917 г.

В томе 5 раскрывается более чем семидесятилетний опыт Советского Союза. Хотя развитие советской судебной системы оценивается в ней далеко не однозначно, тем не менее в историческом опыте социализма было немало ценного и полезного, что необходимо учитывать, осуществляя новую судебную реформу, строя правовое государство. Некоторые документы тома вводятся в научный оборот впервые. Издание рассчитано на научных работников, юристов- практиков, преподавателей отечественной истории и права, аспирантов, студентов.

Том 6 посвящён характеристике судебной системы России в период коренных преобразований в политической, экономической и соцмальной сферах государства и общества на рубеже XX – XXI в. Привлекая значительный фактический материал, авторы показывают становление судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, особенности возникшей судебной системы и конституционного правосудия, возрождение суда присяжных, роль прокуратуры и адвокатуры на современном этапе развития России.

Кутафин, Олег Емельянович (1937-).
Судебная власть в России: История. Документы: В 6 т. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин; Нац. обществ.-науч. фонд, Ин-т развития права и судеб. практики. - М. : Мысль, 2003-____ (1-я Обр. тип.). - 22 см.; ISBN 5-244-01027-1

В книге раскрывается более чем семидесятилетний судебный опыт Советского Союза. Издание рассчитано на научных работников, юристов-практиков, преподавателей отечественной истории и права, аспирантов, студентов, широкого круга читателей.
государство и право. Юридические науки -- История государства и права -- Российская Федерация -- Органы государства -- Судебные органы -- Сборник документов

Marc21

Описание

Автор
ЗаглавиеСудебная власть в России: История. Документы: В 6 т.
Дата поступления в ЭК 21.04.2003
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственностиО.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин; Нац. обществ.-науч. фонд, Ин-т развития права и судеб. практики
Выходные данныеМ. : Мысль, 2003-____ (1-я Обр. тип.)
Физическое описание22 см.
ISBNISBN 5-244-01027-1
ПримечаниеВ книге раскрывается более чем семидесятилетний судебный опыт Советского Союза. Издание рассчитано на научных работников, юристов-практиков, преподавателей отечественной истории и права, аспирантов, студентов, широкого круга читателей.
Темагосударство и право. Юридические науки -- История государства и права -- Российская Федерация -- Органы государства -- Судебные органы -- Сборник документов
BBK-кодХ2(2)-523я45
ЯзыкРусский

Состав

Судебная власть в России: История. Документы: В 6 т. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин; Нац. обществ.-науч. фонд, Ин-т развития права и судеб. практики. - М. : Мысль, 2003-____ (1-я Обр. тип.). - 22 см.
Т. 1: Начала формирования судебной власти. Т. 1. - 2003 (1-я Обр. тип.). - 701, [1] с., [8] л. факс., цв. ил.; ISBN 5-244-01022-0 ещё
Помещенные материалы знакомят читателя с особенностями русского законодательства, структурой судебной власти и различными формами ее реализации.
Х2(2)-523я45
Хранение: FB 12 03-2/74-2;
Хранение: FB 12 03-2/153-6;
Хранение: OFN Х3/К95;

Кутафин, Олег Емельянович (1937-).

Судебная власть в России: История. Документы: В 6 т. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин; Нац. обществ.-науч. фонд, Ин-т развития права и судеб. практики. - М. : Мысль, 2003-____ (1-я Обр. тип.). - 22 см.
Т. 2: Период абсолютизма. Т. 2. - 2003 (1-я Обр. тип.). - 847, [1] с. , [8] л. цв. ил., портр.; ISBN 5-244-01022-0 ещё
Издание посвящено изложению истории эволюции церковного судопроизводства, военно-судебной системы, а также обобщению российской и зарубежной политико-правовой мысли о судебном законодательстве.
Хранение: FB 12 03-2/74-2;
Хранение: FB 12 03-2/153-6;
Хранение: OFN Х3/К95;

Кутафин, Олег Емельянович (1937-).

Судебная власть в России: История. Документы: В 6 т. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин; Нац. обществ.-науч. фонд, Ин-т развития права и судеб. практики. - М. : Мысль, 2003-____ (1-я Обр. тип.). - 22 см.
Т. 3: От Свода законов к судебной реформе 1864 г. Т. 3. - 2003 (1-я Обр. тип.). - 893, [1] с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-244-01025-5 (с) ещё
Судебная реформа 1864 года подняла судебную власть в России на уровень самых развитых европейских стран, во многом воплотила в жизнь основные демократические принципы правосудия, не потерявшие значения и для настоящего времени.
Государство и право. Юридические науки -- История государства и права -- Государство и право России в период с 1861 г. до нач. 20 в. -- Государственный строй -- Органы государства -- Судебные органы
Хранение: FB 12 03-2/74-2;
Хранение: FB 12 03-2/153-6;
Хранение: OFN Х3/К95;
Хранение: OFN X3/К95;

Кутафин, Олег Емельянович (1937-).

Судебная власть в России: История. Документы: В 6 т. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин; Нац. обществ.-науч. фонд, Ин-т развития права и судеб. практики. - М. : Мысль, 2003-____ (1-я Обр. тип.). - 22 см.
Т. 4: На рубеже веков: эпоха войн и революций. Т. 4. - 2003 (1-я Обр. тип.). - 677, [1] с., [8] л. цв. ил., портр.; ISBN 5-244-01022-0 ещё
Помещенные материалы знакомят читателя с особенностями русского законодательства, структурой судебной власти и различными формами ее реализации.
Х2(2)-523я45
Хранение: FB 12 03-2/74-2;
Хранение: FB 12 03-2/153-6;
Хранение: OFN Х3/К95;

Кутафин, Олег Емельянович (1937-).

Судебная власть в России: История. Документы: В 6 т. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин; Нац. обществ.-науч. фонд, Ин-т развития права и судеб. практики. - М. : Мысль, 2003-____ (1-я Обр. тип.). - 22 см.
Т. 5: Советское государство. Т. 5. - 2003. - 829, [1] c, [8] л. ил., цв. ил., портр.; ISBN 5-244-01022-0 ещё
В книге раскрывается более чем семидесятилетний судебный опыт Советского Союза. Издание рассчитано на научных работников, юристов-практиков, преподавателей отечественной истории и права, аспирантов, студентов, широкого круга читателей.
Государство и право. Юридические науки -- Система судебных органов --- СССР -- Судебная система -- Сборник документов
Хранение: FB 12 03-2/74-2;
Хранение: FB 12 03-2/153-6;
Хранение: OFN Х3/К95;

Кутафин, Олег Емельянович (1937-).

Судебная власть в России: История. Документы: В 6 т. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин; Нац. обществ.-науч. фонд, Ин-т развития права и судеб. практики. - М. : Мысль, 2003-____ (1-я Обр. тип.). - 22 см.
Т. 6: Российская Федерация. Т. 6. - 2003 (1-я Обр. тип.). - 893, [1] с., [8] л. фот.; ISBN 5-244-01022-0 ещё
Заключительный том посвящен характеристике судебной системы России в период коренных преобразований в политической, экономической и социальной сферах государства и общества на рубеже XX-XXI вв.
Хранение: FB 12 03-2/74-2;
Хранение: FB 12 03-2/153-6;
Хранение: OFN Х3/К95;

Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен и в действующей Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти основывается, в частности, на том, что в государстве необходимо осуществлять такие три функции, как принятие законов (содержащих обязательные правила поведения), исполнение их и осуществление правосудия – защиту прав и свобод человека, наказание нарушителей этих правил, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением законодательства. Это естественная предпосылка разделения властей. Но есть и другая, политическая сторона дела: с точки зрения обеспечения, сохранения демократии целесообразно распределить эти три направления государственной деятельности между тремя разными государственными органами, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом (ведь обладатель власти может ею злоупотреблять, проявлять склонность к произволу). Важно и то, что эти три независимые ветви власти могут контролировать друг друга, обращать внимание на нарушение закона другим органом (что не обеспечивается при концентрации власти в одних руках). Эти три ветви власти при их разделении могут сдерживать, уравновешивать друг друга. Вот почему говорят о «сдержках и противовесах», о необходимости их применения во властном пространстве.

Итак, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами.

Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный, законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами. Законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существует взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно принцип разделения властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Разделение власти так же, как и само ее функционирование, основывается на Конституции, которую все три ветви власти обязаны исполнять. Их взаимодействие регулируется правом и в свою очередь призвано гарантировать господство права, верховенство Конституции, правовой характер государства.

Разделение власти, ее сбалансированность способствуют тому, чтобы политическая борьба, личные политические амбиции находились под контролем общества, не носили разрушительный характер, смена руководителей властных структур проходила в законном порядке.

Принцип разделения властей был реализован в той или иной форме, с разной степенью последовательности во многих государствах. В частности, в завоевавших независимость Соединенных Штатах Америки этот принцип был положен в основу государственной системы и осуществляется довольно последовательно и успешно.

В годы советской власти в теории господствовало довольно критическое отношение к доктрине разделения властей, хотя и декларировалась необходимость разграничения функций между различными государственными органами, выделялось несколько их видов, в том числе представительные, исполнительно-распорядительные, судебные органы. Одним из фундаментальных теоретических положений была идея соединения законодательства, управления и контроля в деятельности представительных органов-Советов. Они, согласно действовавшей тогда Конституции, формально занимали главенствующее положение в системе органов государства. Но на практике сложился единый партийно-государственный механизм, всем руководили партийные и исполнительно-распорядительные органы. Это положение стало меняться в годы перестройки.

В любой стране осуществление принципа разделения властей имеет свои особенности, часто значительные. Это в полной мере относится и к Российской Федерации. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется, в частности, в особенностях положения Президента РФ в системе органов государства. Такое положение характерно для смешанных (президентско-парламентских) форм правления. В республиках, входящих в состав России, также существует разделение власти. Подробнее правовое положение, система государственных органов, их взаимоотношения будут охарактеризованы в следующих параграфах и главах.

12.2. Понятие и виды государственных органов

Государство осуществляет свою многоплановую деятельность посредством государственных органов. Все они, несмотря на свое разнообразие, имеют общие характерные черты.

Каждый из них – составная часть государственного аппарата, входящая в систему государственных органов.

Весьма важной характерной чертой государственного органа является то, что он наделен властными полномочиями, его действия имеют властный характер. Этим он отличается от всех других организаций, общественных органов. Государственные органы в пределах своих прав принимают решения по вопросам, отнесенным к их ведению, издают правовые акты, обязательные для исполнения, осуществляют меры во исполнение принятых решений. Реализация властных полномочий в необходимых случаях обеспечивается государственным принуждением. Властные полномочия государственного органа реализуются в рамках его компетенции, под которой понимается совокупность полномочий (прав и обязанностей) в отношении определенных предметов его ведения. Компетенция разных государственных органов различна, зависит от выполняемой работы, сферы деятельности. Компетенция государственных органов устанавливается законами, другими нормативными актами.

Итак, государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Государственные органы объединены одной системой, но при этом разнообразны, осуществляют различные функции, отличаются друг от друга по ряду признаков. Поэтому они могут быть разделены на виды, причем по нескольким критериям.

Наибольшее значение имеет выделение видов государственных органов в соответствии с рассмотренным уже принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации. Законодательная ветвь власти – это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание, в субъектах – государственные советы, государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, губернаторы, главы администрации, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.

Судебную власть осуществляют только суды, например Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды (подробнее судебная система рассматривается ниже). Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

Характеризуя систему государственных органов, следует отметить органы прокуратуры, которые занимают в ней особое место. Прокуратура относится к числу правоохранительных органов, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами и т.д. Деятельность прокуратуры соприкасается с работой судебных органов, однако она, и это существенно, полномочиями суда не обладает.

Деление государственных органов на виды, основывающееся на принципе разделения властей, является наиболее важным, но возможно выделение видов государственных органов и по другим основаниям.

Исходя из федеративного устройства, могут быть выделены государственные органы РФ и государственные органы субъектов Федерации. Государственные органы различаются в зависимости от порядка их формирования на избираемые гражданами или формируемые другими государственными органами, например, прокуратуры, суды. Государственные органы бывают единоличные и коллегиальные.

Конституционализм — доктрина государственного строительства, система представительного правления, которая основана на признании верховенства и высшей юридической силы конституции, разделения властей, политического плюрализма, приоритета интересов личности над интересами государства, прав и свобод человека и т.д. Антоним деспотизма абсолютной монархии.

В каждом государстве каждой исторической эпохи — индивидуален.

РОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

О.Е. КУТАФИН

Государственный строй при конституционализме строится на следующих принципах (Шайо А. Самоограничение власти):

а) обеспечение основных прав человека, и прежде всего права частной собственности;

б) верховенство законов;

в) формальное равенство всех перед законом;

г) разделение государственных властей;

д) осуществление законодательной власти органом народного представительства, избранным широким кругом лиц с исключением каких бы то ни было сословных принципов;

е) ответственность исполнительной власти перед высшим законодательным органом;

ж) определение государственных доходов и расходов законодательным органом народного представительства.

Само наличие конституции не является признаком конституционности государства (такая конституция может быть фиктивной).

Конституционный строй— это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. В его закреплении участвует не только одна Конституция, а всеотрасли российского права и законодательства, но с ведущей ролью Конституции.

Считал, что действующая Конституция РФ в принципе соответствует стандартам правовой государственности, но она сможет быть полностью реализована только тогда, когда в нашей стране сформируются нормальное гражданское общество и эффективная судебная защита конституции, когда конституция станет не просто совокупностью декларативных и нормативных установлений, а фундаментальными правилами правового общения, которые должны постоянно применяться и конкретизироваться в процессе непрерывного формирования и развития правопорядка.

Н.А. МИХАЛЁВА

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АКАДЕМИКА О.Е. КУТАФИНА – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

- «Основные черты государства развитого социализма» (1979 г.);- «Конституционные основы общественного строя и политики СССР» (1985 г.);- «Советское социалистическое правовое государство» (1990 г.);- «Конституция и проблемы ее реализации» (в книге: Российский конституционализм, проблемы и решения (1999 г.));- «Российский конституционализм» (2008 г.)

Российское постперестроечное государство О.Е. Кутафин характеризует как воплощение идей конституционализма, законности и правопорядка.

В работах предшественников и современников О.Е. Кутафин находит созвучные характеристики конституционного государства как формы политического самоопределения народа.

Обязательные атрибутыконституционного государства:

- свобода слова, печати, собраний, союзов, петиций, национального языка, науки и преподавания;

- индивид— это субъект права, наделенный публичными правами и обязанностями;

- гарантия субъективных публичных прав гражданина— судебная власть;

- ограниченность государственного вмешательства в сферу гражданского общества;

- высокий уровень общей культуры народа, эффективность формально-юридических гарантий свободы личности.

Основные конституционные ценностипо ОЕК:

- правовое государство (возлагает на себя конкретные обязательства перед гражданами и должно определить меры ответственности своих официальных представителей за действия, совершаемые от его имени);- верховенство Конституции;- суверенитет народа;- юридическое равенство граждан;- разделение властей;- политический плюрализм;- неприкосновенность частной собственности и- защита свободной экономической инициативы.

Гарантии конституционализмапо ОЕК: 1) приоритет прав человека; 2) развитие и укрепление гражданского общества; 3) принцип разделения властей; 4) конституционное правосудие.

ОЕК внес значительный вклад в разработку таких аспектов конституционализма, как системообразующая роль Конституции России, конституционная ответственность.

Главный фактор, определяющий специфику конституционализма, —«решение задач модернизации и европеизации страны».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: