Курсовая республика беларусь как демократическое социальное правовое государство

Обновлено: 28.03.2024

Основным законом Республики Беларусь является Конституция. Она является ядром правовой системы государства, которой должны подчиняться все ее граждане вне зависи­мости от их статусного, материального, должностного, политического и иного положения в обществе.Конституция занимает важное место в закреплении государственного суверенитета. Первым шагом на пути к обеспечению государственно­го суверенитета республики стала Декларация о государ­ственном суверенитете Республики Беларусь, принятая Верховным Советом Республики Беларусь 27 июля 1990 года. В статье 12 данного документа говорилось о том, что положения Декларации будут реализованы Верховным Советом путем принятия новой Конституции и законов Республики Беларусь. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, само­стоятельность и полноту государственной власти в грани­цах ее территории, правомочность ее законов, независи­мость республики во внешних отношениях.

Кон­ституция Республики Беларусьбыла принята Верховным Советом 15 марта 1994 году. Конституция установила новую – президентскую форму правления, в результате чего главой государства и исполнительной власти стал Президент. С целью уточнения статей Конституции по инициативе Президента Александра Григорьевича Лукашенко 24 ноября 1996 года был проведен республиканский референдум. Белорусский народ поддержал проект Конституции предложенный президентом (70,4 %). 17 ок­тября 2004 года в результате проведения республиканского референдума в Конституцию Республики Беларусь было внесено изменение в статью 81-ую. Из неё была исключена часть вторая «Одно и тоже лицо может быть Президентом не более двух сроков».

Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 состоит из 9 разделов и 146 статей. Согласно Конституции Главой государства является Президент Республики Беларусь. Он считается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по защите суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В Конституции предусмотрено участие Президента в осуществлении законодательства. Он получил право законодательной инициативы, что означает право издавать декреты, имеющие силу законов и являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Беларуси. Высшим единственным законодательным и представительным органом власти в Республике Беларусь является парламент, который носит название Национальное собрание и состоит из двух палат – Палаты Представителей и Совета Республики. За парламентом закреплены функции обсуждения законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется всем населением республики, которое обладает избирательным правом. Совет Республики является палатой территориального представительства. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Он подчинен Президенту и подотчетен Парламенту. Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Контроль за конституционностью правовых актов в государстве осуществляет Конституционный суд.

Государственный и общественный порядок, который определен демократи­ческой конституцией как основным законом страны, называется конституционным строем. В качестве основ конституционного строясовременной Беларуси можно назвать: демократию, народный сувере­нитет и народовластие, правовую и социальную государственность, оптимальный баланс прав и законных инте­ресов государства, общества и человека.

Одним из главных принципов функционирования со­временного белорусского государства является принцип госу­дарственного суверенитета,под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2 Конституции). Су­веренитет государства — это важнейшее, основное свойст­во государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нор­мативные акты, определять и поддерживать конституци­онный порядок.

С принципом государственного суверенитета непосред­ственно соседствует принцип народного суверенитета,ко­торый означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ является единствен­ным источником государственной власти. Он осуществля­ет ее как непосредственно (на референдумах, при прове­дении парламентских, президентских выборов, выборов в местные органы власти), так ичерез представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Кон­ституцией.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством(ст. 1).Демократический политический режим представляет собой форму организации политической жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным вы­бором населения того или иного варианта социального развития. Он организует и упорядочивает конфликтное со­перничество интересов, сохраняя право потерпевших по­ражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. На протяжении последних пятнадцати лет в Беларуси последовательно укореняются основные принципыдемократического образа жиз­ни, среди которых можно назвать следующие:

— равноправие граждан на участие в управлении госу­дарством;

—выборность основных органов власти,

—политический плюрализм, многопартийность, сорев­нование политических партий, существование на закон­ных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;

— свобода формирования и выражения собственного мнения;

— провозглашение и реальное обеспечение прав и сво­бод человека и гражданина;

— реальное осуществление принципа разделения вла­стей на законодательную, исполнительную, судебную;

Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство— это ор­ганизация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство в своей деятельности опирается на ряд принципов:

— верховенство права, законов во всех сферах жизни.

— незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их защита государством;

— деятельность органов государства базируется на прин­ципе разделения властей на законодательную, испол­нительную, судебную. Это дает возможность гражданам
контролировать органы государственной власти

— взаимная ответственность личности и государства. Государство и личность в равной степени несут ответст­венность за свои деяния перед законом;

— политический и идеологический плюрализм, заклю­чающийся в свободном функционировании политических партий, общественных организаций, наличии разных идео­логических постулатов, течений, взглядов.

В Конституции Республики Беларусь провозглашаются практически все принятые в мировом сообществе права и свободы человека. Статьи 3 и 21 Конституции гласят, что высшей ценностью и целью белорусского общества и государства являются права и свободы личности и гарантии их реализации. Правовой статус гражданина закреплен во втором разделе Конституции Республики Беларусь «Личность, общество и государство». В соответствии с этим разделом гражданине Республики Беларусь наделены личными, политическими, социально-экономическими и культурными правами. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для достойного и свободного развития личности. Конституция гарантирует каждому право на жизнь, на защиту от любых противоправных посягательств, закреплено положение об обеспечении государством свободы, неприкосновенности. Гражданам Беларуси гарантируется защита и покровительство государства, как на территории страны. Основу социально-экономических прав белорусских граждан составляют право на труд, здоровье и безопасные условия труда, на социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях. Все граждане равны перед законом, однако он ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. В частности, они должны соблюдать законы и национальные традиции, уважать достоинства, права, свободы и интересы других людей, беречь культурно-историческое наследие, охранять природу, принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и других платежей.

В новой редакции Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как социальное государство,политика которого направле­на на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраня­ется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специ­альных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защи­ты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей.

Любой основной закон силен, прежде всего, своим реальным воплощением в жизни, он реализуется в каждодневных делах страны. Соблюдать Конституцию, как основной закон страны, укреплять государственно-правовые отношения – патриотический долг каждого из нас.

Понятие и современное содержание формы государства. Характеристика и особенности формы правления в Республике Беларусь. Республика Беларусь как унитарное государство. Особенности политического режима в Беларуси. Социальное назначение государства.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.04.2016
Размер файла 85,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Социальное государство - политическая система, в которой каждому гражданину гарантировано достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жилье, медицинская помощь, образование, пенсия и др.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа [19, с. 258].

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально - экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране.

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества.

Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения [21, с. 247].

Основные цели в области социальной политики Республики Беларусь:

* сокращение масштабов бедности;

* повышение доли трудовых доходов и их реального роста;

* улучшение качества жизни. Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширения возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживанию, расширению возможностей отдыха, обеспечению комфортных условий и др.

В Республике Беларусь разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране.

На современном этапе основной целью государственного регулирования отраслей социальной сферы является сохранение существующих социальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, в обеспечении жильем и коммунальными услугами и недопущение их снижения; сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальных услуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Именно эти направления социальной политики в республике представляются наиболее важными.

В ходе написания данной работы были подробно рассмотрены три главные характеристики формы государства: форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима. Именно изучение этих составляющих и позволяет сделать истинно верные выводы о государстве.

Абсолютно естественным является вывод о том, что все выше перечисленные составляющие активно влияют друг на друга. Так весьма сложно представить демократической государство, которое по форме правления являлось бы абсолютной монархией. Немаловажным является и тот факт, что выделение главенствующего фактора представляется невозможным, т.к. форма правления, режим и форма устройства государства оказывают взаимное равновеликое воздействие друг на друга.

Наиболее прогрессивным в результате исследования можно признать республиканский демократический строй. Вопрос государственного устройства не требует однозначных выводов, т.к. его решение напрямую зависит от конкретных условий, в рамках отдельного государства.

В целом данный вопрос как нельзя более актуален в наши дни. В связи с этим одной из целей данной работы было изучение современного состояния белорусского государства.

Первая глава посвящена характеристике такого понятия как «форма государства», рассматривает взаимосвязь ее трех составляющих элементов, трех блоков - формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Глава раскрывает основные характеристики государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества. Форма государства рассматривается как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти.

Глава вторая характеризует форму правления в республике Беларусь, т.к. форма правления является одной из важнейших частей формы государства. Дальнейшее исследование посвящается изучению аргументов, которые указывают на наше государство, как на президентскую республику. В главе рассматриваются разные позиции авторов, которые относят Республику Беларусь к смешанной форме правления, а другие говорят, что она обладает преимущественно признаками, характерными для президентской республики.

Третья глава освящает особенности территориального устройства государства, позволяет разобраться в территориальной основе формирования и функционирования властных органов.

Четвертая глава анализирует политический режим в республике. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства, т.е. оказывает воздействие на форму государства в целом.

И, последняя, пятая глава дает характеристику республики, как социального государства, в котором каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ.

Таким образом, на протяжении всей курсовой работы освещается форма современного белорусского государства.

Исследование законодательства, правоприменительной практики, научной литературы, которое представлено в данной работе, дает основание утверждать, что республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство, где:

Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования, есть единая Конституция, единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система.

Демократия - политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие либо через представителей, избираемых народом.

Социальное государство - политическая система, в которой каждому гражданину гарантировано достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жилье, мед.помощь, образование, пенсия и др.

Правовое государство - способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: права и свободы человека, равенство всех перед законом, принцип разделения властей, разрешение конфликтов через справедливый суд.

Республика - это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением.

Исследуя трансформационные процессы, следует учитывать процессы национально-государственного строительства. Сильное государство в современном смысле - это государство, способное выразить и защитить общественные интересы, создать для этого взаимодополняющие демократические элементы власти, кладущие в основу своей деятельности решение социальных проблем и опирающиеся на систему народной поддержки и народного контроля через механизмы гражданского общества. Для Республики Беларусь характерны процессы властной стабилизации. Общественно-политическая ситуация в стране развивается в рамках диалога власти и общества. Все ветви власти работают в тесном взаимодействии.

Однако отсутствие однозначной законодательной формулировки белорусской формы правления обусловливает то обстоятельство, что одни ученые пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации, все это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Вследствие выше приведенных аргументов сделаем заключение о том, что основная цель данной работы достигнута, анализ формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, произведен в полном объеме, суть формы современного белорусского государства раскрыта.

Список использованных источников

I Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2005. 48 с.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ, в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.10.2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

3. Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 05 мая 1998 г., № 154-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

4. Алексеев, С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд. М.,1996. 192 c.

6. Бочков, О.О. Общая теория права. Учебно-методический комплекс - УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. 220 с.

7. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002. 411 с.

8. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. 882 с.

9. Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб. для студ. ВУЗов по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / Д.М. Демичев. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. 415 с.

10. Енгибарян, Р. В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов - 2-e изд., пересмотр. и доп. Издательство: Норма, 2015. с. 576.

11. Кирякова, И.Н. Право социального обеспечения: учеб.-метод. комплекс для студ. специальности 1-24 01 02 «Правоведение» / И.Н. Кирякова ; М-во образования Респ. Беларусь, Полоцкий гос. ун-т. Новополоцк: ПГУ, 2011. 303 с.

12. Комаров, С.А. Общая теория права: - 4 учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., 1998. 416 c.

13. Крашенинников, Н.А. История государства и права зарубежных стран / Н.А. Крашенинников, О.А. Житков. Москва: Норма - Инфа, 1996, том 2. 320 с.

14. Кучинский, В.А. Общая теория государства и права: учебник/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. Минск: Интегралиолиграф, 2009. 552 с.

15. Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / Г.А. Лукашенко // Сов. Белоруссия. 2003. 28 марта. С. 3.

16. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Учеб. М.: Проспект, 2007. 640 с.

17. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009. 522 с.

18. Общая теория государства и права: учебник/ А.Ф. Вишневский, К.А. Горбаток, В.А. Кучинский, под. ред. В.А. Кучинского; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образование Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. Минск: Акад. МВД, 2013. 479 с.

19. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3 -е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 520 с.

20. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. 2-е изд., исправл. и доп. Минск: Амалфея, 2007. 480 с.

21. Общая теория права: пособие / В. А. Абрамович [и др.] ; под общ. ред. С. Г. Дробязко, С. А. Калинина. Минск: БГУ ; издательство «Четыре четверти», 2014. 416 с.

22. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999. 40 с.

23. Сущность общенародного государства / Д.А. Керимов // Вестник Ленинградского университета. 1971. № 23. Вып. 4. С. 251.

24. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. 616 с.

25. Теория государства и права. Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2005. 593 с.

26. Форма правления в Республике Беларусь: поиски определения / В.И. Реут // Юридический журнал. 2005. № 2. С. 9-11.

27. Черниловский, З.М. Хрестоматия по история государства и права. Москва: Гардарина, 1996. 473 с.

Сегодня большой интерес вызывает вопрос организации и осуществления государственной власти. Это связано с тем, что мировой опыт научил нас тому, что важнейшим условием функционирования и эффективного функционирования государственной власти является принцип децентрализации.

Республика Беларусь, как демократическое унитарное государство в форме правления республики, также признает принцип разделения властей и закладывает основы всего строительства государственной власти. Конституция Республики Беларусь предусматривает, что все государственные полномочия нашей страны делятся на законодательную, исполнительную и судебную.

Именно этот принцип полностью устраняет произвол правительств и их институтов и устраняет монополию власти. Посредством данного принципа полностью исключен произвол власти, ее органов, ликвидирована монополизация власти.

В свою очередь, теория правового государства вовсе не застывшая догма, она развивается и на сегодняшний день, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления нравственных традиций и политического опыта. В юридической науке нет общепризнанной концепции правового государства. Оно может обосновываться и разрабатываться с различных мировоззренческий позиций, отражать реалии различных политических и правовых систем.

Гражданское общество и правовое государство логически подразумевают друг друга – одно невозможно без другого. В свою очередь, гражданское общество первично: оно выступает решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Теория разделения властей является важнейшей политико-правовой теорией и наиболее обсуждаемой теорией в современной науке. Большинство ученых имеют основания полагать, что разделение властей происходит от идеи ограничения власти государства, которая связана с возникновением первого государства, принадлежащего выдающимся мыслителям древности – Платону, Аристотелю и Цицерону.

Философы того времени искали наилучшую, идеальную форму правления, потому что ни одна из существовавших в то время форм не была такой. Государство рассматривается с хорошей точки зрения, общественный (государственный) интерес совершенно выше, чем индивидуальный.

В своем труде великий мыслитель древности Платон указал на принцип разделения труда в работе государственного аппарата. В работе «Закон» он выделяет верховного монарха, в функции которого входит правильное соблюдение объективно сформулированных законов (законы создаются не человеком, а обстоятельствами, определяющими жизнь всего человеческого существа) [1, с.93].

Другим органом является Совет, целью которого является оказание помощи высшему органу. Судебная власть представлена тремя судьями: судьями по гражданским делам, судьями по уголовным делам и судьями специального суда по смертной казни. Они также наделяют полномочиями высшего надзора за всей государственной администрацией – специальной комиссией по охране. Эти институты обладают различной степенью автономии. Таким образом, согласно Платону, идеальной моделью государства является разделение власти и возможностей государственных институтов [1, с.93].

Основной Закон Республики Беларусь устанавливает фундаментальное положение о том, что «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное государство» [14].

Анализ содержания Конституции Республики Беларусь показал, что в этом Законе нет компактного и полного определения таких наиважнейших свойств белорусского государства, как социальное, демократическое и правовое. Отсутствуют эти определения и в других нормативных правовых актах. Вследствие этого обстоятельства любой гражданин страны, в том числе и правоприменитель, может по своему усмотрению толковать смысл термина «социальное государство».

Для более точного определения понятия «социальное государство» необходимо отталкиваться от общепризнанных в юридической науке определений государства. Однако решение этой задачи осложняется тем, что до сих пор отсутствует единый подход ученых по этому вопросу.

Полагаем достаточным обратить внимание на позицию белорусских ученых А.Ф. Вишневского, А.Н. Горбатюка и В.А. Кучинского. По их мнению, «государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции» [17, с. 61].

Из этого определения видно, что оно в равной мере адресовано всем государствам от античности до настоящего времени.

По данному вопросу существуют различные мнения и споры. Само понятие «правовое государство» отсутствует в правовых актах, в связи с чем, обратимся к мнению ученых.

С.А. Комаров пишет, что «…правовое государство есть форма народовластия, политическая организация граждан» [20, с. 193].

В.П. Сальников определяет правовое государство, как «практически инструмент обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности» [21, с. 61].

Г.А. Василевич говорит о том, что правовое государство – «тип государства, в котором существует конституционный строй» [22, с. 69].

На данном этапе, считаю, невозможно указать на верное или неверное определение, каждое представляет какую-то часть понятия – правовое государство.

Современные подходы юридической науки и практики к пониманию правового государства и последние достижения в данной сфере сводятся к следующим основным признакам:

– государство служит выразителем и защитником интересов гражданского общества. Правовое государство провозглашает права и свободы, образует разветвленный механизм социально-правовой защищенности. В значительной мере важна не защита прав и свобод человека, а обеспечение условий, в которых они способны реализоваться [23, с. 260].

Таким образом, период становления государственной власти в Беларуси продолжается и сегодня. В некоторых работах ученых закрепление понятия разделения властей имеет свои особенности. Некоторые авторы выделяют более трех государственных ведомств (законодательное, исполнительное и судебное) (избирательность, контроль и др.).

В этой связи Республика Беларусь придерживается классической теории разделения властей, а именно существования трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Еще в глубокой древности люди стремились к письменному закреплению власти, системе управления порядком, его развитию и правовым нормам, регулирующим общественные отношения.

Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в системе разделения властей, представленные самостоятельными органами в пределах своей компетенции, настолько разнообразны по своей структуре, функциям и методам формирования, что призваны обеспечить эффективное функционирование государственных институтов управления обществом.

Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.

Истинное правовое государство – это вовсе не подчинение государства праву, не связанность государства собственными законами, а, прежде всего, такое построение государственных институтов, их формирование, взаимодействие и осуществление ими государственных функций, которые основаны на критериях справедливости и равенства.

1. Платон соч. в 4 томах. – Т. 3. – Часть 1 / под общим. Издание А. Ф. Лосев и В. Ф. Асмус. – Санкт-Петербург: издательство С.-Петербург. ун-та, 2017. – 593 с.

2. Абашмадзе, В.В. Учение о разделении государственной власти и ее критике / В.В. Абашмадзе. – Тбилиси, 2012. – 314 с.

3. Василевич, Г. А. Конституционное право: учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2015. – 192 с.

4. Авакьян, С.А. Размышления конституционалиста. Избранные статьи / С.А. Авакьян. – М.: Изд-во Московского университета, 2015. – 560 с.

5. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 486 с.

6. Фадеев, В.И. Конституционное право: учебник / отв. ред. В.И. Фадеев. – Москва: Проспект, 2015. – 584 с.

7. Беляева, О.М. Теория разделения властей и концепция неотъемлемых (естественных) прав человека через призму учений Дж. Локка / О. М. Беляева // История государства и права. – 2017. – № 18. – С. 3-8.

8. Чиркин, В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2016. – № 8. – С.7-13.

9. Тихомиров, Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. – 2019. – № 2. – С. 52-58.

10. Паречина, С. Г. Теории государственной власти / С. Г. Паречина. – М. : Сетевая публикация, 2018. – 140 с.

11. Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М. Энтиню – М. Издательская группа ИНФРА, М-Норма, 2015. – 175 с.

12. Косов, Р. В. Теория разделения властей : учебное пособие / Р. В. Косов. – Тамбов : Издательство ТГТУ, 2015. – 80 с.

14. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.

15. Баглай, М.В. Конституционное право / Л. М. Энтин [и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглая. – М. : Норма, 2015. – 832 с.

17. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.В. Вишневский, Н.А. Горбатюк, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралполиграф, 2019. – 552 с.

18. Зульфугарзаде, Т.Э. Основы социального государства и гражданского общества: учеб. пособие / Т.Э. Зульфугарзаде. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2012. – 190 с.

20. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций / С.А. Комаров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Манускрипт, 2016. – 316 c.

21. Сальников, В.П. Советское правовое государство и юридическая наука // Советское государство и право. – Москва: Наука, 1989. – № 3. – С. 53-62.

22. Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство / Г.А. Василевич. – Минск: Тесей, 2010. – 312 с.

23. Матузова, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Минск: 2-е изд., перераб. и доп.: Юристъ, 2017. – 776 с.

24. Тихомиров, Ю.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы научного семинара / Ю.А. Тихомиров. – 2018. – Вып. 4 (42). – С. 93-109.

25. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 г., № 193-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

26. Тихиня, В.Г. Формирование правового государства в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения / В.Г. Тихиня // Право и экономика: [науч.-практ. сб.]. – Минск, 2016. – Вып. 5. – С. 216-221.

Такое определение белорусскому государству дано в статье 1. Конституции Республики Беларусь.

Все государства по своему территориальному строительству, по форме государственного устройства, территориально-организационнной структуре, характеру взаимоотношений центральных и местных единиц и соответствующих властей делятся на унитарные, федерации, и конфедерации. Республика Беларусь конституционно определена как унитарноегосударство, имеющее единую Конституцию, единую власть.

В составе государства – 6 областей, 117 районов, 20 городов областного и 11 городов районного подчинения, 77 поселков, 1440 сельских советов. Город Минск, являясь столицей государства, пользуется правами области и города республиканского подчинения.

Требования Конституции в равной степени распространяются на все административно-территориальные единицы. Действуют равномерно нормативные акты центральных органов власти. Строго выстроена и действует система иерархического подчинения внутри вертикали исполнительной и судебной власти. Что касается взаимоотношений Парламента и различных уровней представительных органов власти, то в их системе вышестоящие оказывают только организационно-методическую помощь нижестоящим, не вмешиваются в их работу, не принимают решений обязывающего характера. Исключение составляет право Совета Республики Парламента в определенных Конституцией случаях распустить местный Совет депутатов или отменить его решение, если оно не соотвествует законодательству.

Основными принципами управления в условиях унитарного государства являются:

· взаимообусловленность объекта и субъекта, единство их управления и иерархического подчинения;

· единая государственная законность;

· общая внутренняя правовая регламентация;

· единый порядок формирования органов государственной власти;

· специализация и унификация;

· многовариатность решений в рамках единых Конституции и законов;

· мобильность управления, в том числе и с использованием единой системы автоматизации и информации;

· наличие вертикальной иерархии учреждений и коммуникации.

Отличительными особенностями,основными принципами функционирования и деятельности Республики Беларусь как демократического государстваявляются:

· юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти нароода;

· равноправие всех перед законом;

· единство прав и обязанностей;

· реализация международного признания прав граждан;

· выборность государственных органов и подконтрольность их народу;

· наличие политического плюрализма, многопартийность;

· веротерпимость, свобода вероопределения;

· обязательность для всех принятых решений;

· уважительное отношение к взглядам и позиции меньшинства;

· свобода средств массовой информации (в рамках закона);

· гласность в работе государственных органов.

Республика Беларусь как социальное государство стремится к обеспечению достойного уровня жизни всех своих граждан, удовлетворению их материальных, культурных, духовных потребностей, социальной защищенности. Конституционно и на практике гарантируется право собственности и свободы предпринимательства; право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы; право на отдых. В соответствии с мировыми требованиями, внутренними условиями государства в Республике Беларусь Конституция предоставляет гражданам такие социальные права как:

· право на достаточный уровень жизни людей;

· право на свободу от голода;

· право на охрану здоровья;

· право на здоровое внешее окружение, среду обитания;

· права лиц, которым необходима особая социальная защита;

· права на защиту материнства и детства;

· право на социальное обеспечение.

Особое внимание со стороны государства уделяется проблеме обеспечения культурных прав:

· права на образование;

· права на участие в культурной жизни и доступа к культурным ценностям;

· права на использование результатов научного прогресса;

· права на сохранение национальной принадлежности или неопрделение ее;

Вопросы дальнейшего развития социальной направленности государства находят свое воплощение в ежегодных посланиях Главы Республики Беларусь белорусскому Парламенту, материалах Всебелорусских народных собраний, законах и иных правовых актах государственной власти.

Высшей целью Республики Беларусь является построение правового государства, обеспечивающего конституционные права и свободы своих граждан. Принято, что правовым государством является государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выраженной в конституции, и призванной обеспечить основоплагающие права и свободы личности. В таком государстве функционирует режим конституционного правления с развитой, непротиворечивой правовой системой, при которой обеспечивается эффективный контроль власти и политики, деятельность органов власти и должностных лиц подчинена законам, отсутствует вмешательство государства в дела гражданского общества. Основными отличительными особенностями правового государстваРеспублики Беларусь являются:

· обеспечение суверенитета (единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. – Статья 3 Конституции);

· признание и обеспечение на деле верховенства закона (в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Правовые акты или отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. – Статья 7 Конституции);

· всеобщность права, ответственность государства за его выполнение (обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. – Статья 21 Конституции);

· обеспечение взаимной ответственности государства и личности(государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. – Статья 2 Конституции);

· разделение властей(государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. – Статья 6 Конституции);

· гарантия и устойчивость прав и свобод личности. Конституцией государства гарантируются права граждан на жизнь (статья 24), на защиту его прав в судебном порядке (статья 60), на гражданство (статья 10), на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь (статья 28), на неприкосновенность жилья (статья 29), на свободное пермещение и выбор места жительства (статья 30), на защиту семьи, материнства, равенство в семье мужчин и женщин (статья 32), на гарантию прав собственности (статья 44), на свободу взглядов и убеждений (статья 33), свободу религии и вероисповедания (статья 16), на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д. (статья 47), право на труд (статья 41), на отдых (статья 43), на образование (статья 49), на участие в культурной жизни (статья 51). Основным законом установлено, что никто не может быть принужден к отказу от своих прав (статья 58);

· обеспечение эффективного контроля за соблюдением прав и свобод граждан. Конституцией предусмотрена ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (статья 60). Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод, противодействие оказанию которой в Республике Беларусь запрещается (статья 62).

Белорусское общество в нынешних условиях осваивает новые формы и методы демократической правовой государственности. Понятно, что многое здесь требует комплексоного осмысления в рамках конституционности, а также перспектив дальнейшего развития белорусской государственности. Главными принципами поступательного развития государства есть и еще долгое время будут оставаться: свобода личности, отраженная в гражданских и политических правах; равенство форм собственности, экономической свободы; верховенство закона; защита прав человека; разделение властей; самоуправление.

Практика убеждает в том, что права собственности, демократия и права человека – ключевые понятия, знаменующие успешное развитие государства. Собственность – основа всех свобод, главная предпосылка суверенитета личности. Только в условиях четкого соотношения собственности и собственника государство начинает успешно решать ту функцию, которая ему определена Конституцией.

Вопросы семинара

1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений идеологии белорусского государства.

2. Идеология государства и национальная система права.

3. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Идеология белорусского общества имеет инновационную направленность, основанную на правовом, демократическом, социальном характере нашего государства, закрепленном в статье 1 Конституции Республики Беларусь.

Она предполагает дальнейшее развитие правового государства и гражданского общества. Однако устойчивое инновационное развитие белорусского государства и общества возможно при условии эффективного функционирования всех структурных элементов, политических и общественных институтов. Это прежде всего, правовые условия становления эффективного государства. Мировоззренческой основой идеологии инновационного, эффективного государства должны быть интересы, потребности, идеалы и ценности всех социальных групп и общества в целом.

Одним из базовых конституционно-правовых положений национально-государственной идеологии является идея унитарности территориально-государственного устройства Республики Беларусь.

Унитарное государство - это форма территориально-государственного устройства, при которой территория страны разделяется на административно -территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.). В нем действует единая для всего государства конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного государства характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.



Форма территориально-государственного устройства Краткая характеристика Примеры
Унитарное государство Единое, цельное государственное образование Действует одна конституция и одно гражданство Функционирует единая система Законодательства Состоит из административно- территориальных единиц Беларусь Дания Италия Польша Финляндия Франция Швеция Япония

Рис. Характеристика унитарного территориально-государственного устройства

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Человек, его права, свободы — высшая ценность и цель общества и государства (ст. 2 Конституции Республики Разделение и взаимодействие властей (ст. 6 Конституции Республики Беларусь) Единственный источник власти и носитель суверенитета - народ (ст. 3 Конституции Республики Беларусь)
Признание и равная защита всех существующих форм собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь) Местное самоуправление (ст. 11 7- 124 Конституции Республики Беларусь) Идеологическое и политическое многообразие (ст. 4 Конституции Республики Беларусь)
Верховенство права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь) Приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции Республики Беларусь) Унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Беларусь)

Рис. Основы конституционного строя Республики Беларусь

Понятие «эффективное государство» введено в научный оборот и в выступления политических лидеров в XX столетии. Развернутая характеристика данного феномена была дана в Отчете ООН о мировом развитии «Государство в меняющемся мире», который был опубликован в 1997 году. Для формирования такого государства была определена двухступенчатая стратегия, суть которой заключается в следующем: во-первых, необходимо соизмерить действия государства с его потенциалом; во-вторых, следует искать пути укрепления государства за счет придания динамизма общественным институтам. Причем данная стратегия предусматривает выполнение двух важнейших взаимосвязанных условий: с одной стороны, государственные институты управления должны более широко поддерживать развитие гражданского общества как средства социальной активности граждан, с другой, сами институты должны действовать в соответствии с установленными законами, правилами, функционировать надежно и предсказуемо. Эти подходы вполне могут быть приняты как методологические основания для формирования и развития эффективного государства. Его создание предполагает, что в обществе должны эффективно действовать все государственные и общественные институты, субъекты хозяйствования, в рамках реальной правовой базы, отвечающей мировым стандартам и общенациональным интересам государства. Следовательно, для формирования эффективного государства необходимо выделить основополагающие принципы, выяснить его правовое содержание и смысл. Необходимо отметить, что формирование эффективного белорусского государства - непростая, но выполнимая задача. В Конституции, других важнейших законодательных актах страны заложены принципы правового государства и гражданского общества. Это создает правовые предпосылки для решения задач формирования эффективного государства. С нашей точки зрения, правовое содержание и основной смысл эффективного государствавыражается в следующем:

- верховенство права, во всех сферах общественной жизни; наличие действующего законодательства, соответствующего Конституции Республики Беларусь и принципам международного права, отражающего и регулирующего весь спектр общественных отношений: политических, экономических, трудовых, социальных, культурных, национальных и других; формирование высокого уровня правосознания и культуры граждан, социальных групп и общества;

- наличие эффективно действующих государственных и общественных институтов, исполняющих свои функции в соответствии с Конституцией страны; реализация принципа разделения властей и их взаимодействия в политической системе общества; осуществление в ' обществе демократических принципов и процедур; развитие общественного самоуправления;

- наличие и реализация в обществе прав и свобод граждан в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека; взаимная ответственность государства и граждан за соблюдение законов; обеспечение равенства всех субъектов перед законом.

Эти правовые критерии эффективного государства имеют вполне определенную направленность — обеспечение реальных условий для свободного всестороннего гармоничного развития личности.

"Сейчас очень важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму, вторжение государства в автономную сферу индивидуума, исключить "избыточность" правового регулирования, внедрить в законотворческую и правоприменительную практику в качестве императива действие принципов, стандартов правового демократического государства»[122]

Право представляет собой систему обязательных для всех граждан правил поведения, которые санкционируются государством и выражают индивидуальные, групповые и общие интересы населения страны, выступают регулятором общественных отношений.

Рис. Правовое содержание эффективного государства

Можно выделить следующие основные функции правовой системы: нормативная, регулятивная, идеологическая и воспитательная. Каждая из этих функций, имея свои специфические особенности, органически взаимосвязаны между собой (рис. 3). Их искусственное разделение невозможно, поскольку правовую систему можно рассматривать как совокупность:

1) Юридических норм, принципов и институтов;

2) Правовых учреждений;

3) Правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу.

Рис. 3. Функции права

Таким образом, национальная правовая система включает в себя следующие структурные элементы:

1. Нормативный 2.Организационный 3. Идеологический.

Государственная идеология, как и право в этой связи может рассматриваться с учетом: интересов и возможностей государства (общенациональных интересов) и интересов и потребностей граждан, различных социальных групп, общества в целом. В данном случае, интересы государства и общества могут и должны совпадать; право по своей сути должно отвечать нравственным принципам взаимоотношений людей в гражданском обществе. Почему? В данном контексте уместно обратиться к А. Шопенгауэру, одному из первых философов, обосновавшим положение о том, что право это часть нравственности. Право -внешний закон, внешний порядок, который должен господствовать в человеческом обществе. Требование сострадания, сочувствия есть внутренний закон, который должен господствовать в человеческом сердце. Как внешний закон права, так и внутренний закон сострадания или сочувствия к ближнему суть частные проявления одного и того же нравственного начала. 2 Нормы морали служат источником как права, так и правомерного поведения. Примером этого являются библейские заповеди «не убий», «не укради», которые нашли свое юридическое закрепление в нормах уголовного, гражданского права. Главным же критерием этой оценки выступают реальные поступки людей, действия институтов власти и управления.

Особенность поведения отдельных слоев и групп населения может проявиться в несовпадении с интересами и поведением большинства, а правовая норма выступает как способ принуждения этих граждан от имени всего общества и государства. Данное положение четко перекликается с 3 статьей в Конституции Республики Беларусь, где указано, что единственным источником власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь.

Таким образом, право, с одной стороны, является совокупностью норм, определяющих пределы свободы граждан, с другой стороны, оно ограничивает внешнюю свободу граждан, социальных групп, институтов управления и общественных формирований, действия которых могут противоречить интересам общества и государства.

Важным условием идеологии формирования эффективного государства является государственный суверенитет. Он означает независимость во внешних и главенство во внутренних делах. Его свойства представлены в схеме (рис. 4).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: