Курсовая работа по теории государства и права на тему органы государственной власти понятие виды

Обновлено: 25.04.2024

Целью курсовой работы является общая характеристика органов государства и их признаков, а также конституционной системы государственных органов Российской Федерации.

Основные задачи исследования:

- раскрыть понятие, сущность и признаки органа государства;

- охарактеризовать виды органов государственной власти;

- рассмотреть особенности конституционной системы государственных органов Российской Федерации.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ…………….

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА………………………

2.1. Исполнительные органы государственной власти………………………………..

2.2. Законодательные органы государственной власти……………………………….

2.3. Судебные органы государственной власти………………………………………..

ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………

3.1. Система государственных органов Российской Федерации……………………..

3.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации……………

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВАЯ ТГП .docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно - Уральский государственный университет

Кафедра Теории и истории государства и права

Учебная дисциплина – Теория государства и права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА

СТУДЕНТ ГРУППЫ Ю-133

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ………… ….

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА………………………

2.1. Исполнительные органы государственной власти… ……………………………..

2.2. Законодательные органы государственной власти… …………………………….

2.3. Судебные органы государственной власти… ……………………………………..

ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………

3.1. Система государственных органов Российской Федерации…… ………………..

3.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации……………

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Тема “Органы государства” достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как “механизм государства” и “государственный аппарат”. Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что понятие органа государства в механизме и аппарате государства является одним их самых важных на сегодняшний день. В настоящее время вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопрос имеет особое значение, так как сегодня в ней осуществляется переход от унитарного государства к федеративному, а, следовательно, вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.

Объектом исследования выступают – органы государственной власти и их система.

Предмет данной курсовой работы – характеристика деятельности органов государственной власти на различный уровнях.

Целью курсовой работы является общая характеристика органов государства и их признаков, а также конституционной системы государственных органов Российской Федерации.

Основные задачи исследования:

- раскрыть понятие, сущность и признаки органа государства;

- охарактеризовать виды органов государственной власти;

- рассмотреть особенности конституционной системы государственных органов Российской Федерации.

При подготовке данной работы были использованы нормативно – правовые акты, учебники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических изданий.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе раскрывается понятие, сущность и признаки органа государства. Во второй главе дается классификация органов государства. В третьей главе дается характеристика конституционной системы государственных органов Российской Федерации.

Как видно, важное значение в предмете теории государства и права отводится изучению государственно-правовых явлений, так как они являются правообразующими категориями и именно отсюда проистекает сущность права того или иного государства. В наше время, такие знания особенно необходимы, так как без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ

Механизм государства, как уже было сказано выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этого механизма является орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. 1

Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

Понятие “государственный орган” можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не, только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:

путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);

путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

путем осуществления организационной деятельности.

Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:

- Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

- Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;

- Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность, поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;

- Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;

- Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета);

- Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы;

- Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;

- Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;

- Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

2.1. Исполнительные органы государственной власти

Классификацию органов государства можно проводить по различным основаниям. 2

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство образования).


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма


федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА))

Оренбургский институт (филиал)

Кафедра теории государства и права

Курсовая работа

по теории государства и права
На тему: Органы государственной власти: понятии и виды
Работу выполнил:

студент(ка) 1 курса 17 НО группы

отделения непрерывного и дополнительного образования

Волынкина Анастасия

Кандидат юридических наук, доцент

Шабетя Игорь Васильевич

Дата сдачи:_______________________
Дата рецензирования:______________
Дата защиты:_____________________
Оценка:__________________________

Оренбург-2021 год

Оглавление
Введение. 3

Глава I. Общая характеристика органов государственной власти Российской Федерации. 6

1.1 Понятие и место органов государственной власти в механизме государства. 6

1.2 Классификация и виды органов государства. 9

Глава II. Особенности органов государственной власти Российской Федерации. 12

2.1 Принципы организации и деятельности органов государственной власти. 12

2.2 Федеральные органы государственной власти России. 18

2.3 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 24

Библиографический список. 30

На основе ранее изучаемых юридических и отдельных профессиональных дисциплин, мы можем смело сказать, что одними из важнейших действий к пониманию определения «Государства» и всей теории, связанной с данным понятием, является - анализ структуры механизма самого государства и составляющий основу его органов. Отсюда следует к пониманию, что это также является одной из важнейших задач науки теории государства и права, поскольку она предопределяет и проводит исследование с точки зрения функционального подхода все значимые роли и места основных органов государства в обществе, а также всех установленных целей и задач и ко всему рассматривается опыт взаимодействия с другими государственными органами, применяет международный опыт в данной сфере.

По нормам законодательства Российской Федерации: все органы государственной власти в нашей стране, так как именно на них лежит ответственность за координацией все нашей политической жизни, включают в себя ответственность и за соблюдение не только государственных, но и общероссийских интересов.

Согласно главному нормативно-правовому акту Российской Федерации - Конституции Российской Федерации (ст.3): единственным носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является народ, но народ вправе осуществлять свою власть, в том числе, через органы государственной власти, а значит, в органах государственной власти в России не только кооперируется политическая и общественная жизнь в стране, но и несет в себе ответственность за соблюдение абсолютно всех общественных интересов.

При демократическом режиме оно максимально тесно соприкасается и работает с государством. В современном развитом гражданском обществе функции государства основываются на выработке общей стратегии развития; определении и обосновании приоритетов, темпов, пропорций развития; экономической и социальной сфер общества; стимулировании общественно полезной деятельности граждан и защите их прав, собственности и личного достоинства; демократизации всех сфер жизнедеятельности народа, защите границ и обеспечении необходимого внутреннего порядка.

Актуальность выбранной темы исследования обуславливается и максимально заостряется в связи с тем, что в России выработка правового демократического государства и гражданского общества идёт в условиях различных политических и экономических проблем и их разногласий.

Практическую значимость данному исследованию придает то, что настоящая работа призвана помочь более детально разобраться всем интересующимся данной темой в основных понятиях, относящихся к «органам власти Российской Федерации».

Научная новизна данной темы состоит в том, что максимально подробно с различных точек поднимаются и рассматриваются автором вопросы о всем государственном аппарате Российской Федерации, а так же об их правотворческих функциях и полномочиях.

Фактический материал послуживший основой данной темы.

Работа выполнена на основе теоретических исследований Рассолова Михаила Михайловича, Морозовой Людмилы Александровны, Марченко Михаила Николаевича и др.

Объект данного исследования – механизм государства

Предмет исследования – системообразующая часть механизма государства – органы государственной власти.

Цель работы – является анализ и желание раскрыть понятие «орган государственной власти».

Исходя из поставленной цели - ставятся следующие задачи:

- дать определение «государственного органа»;

- рассмотреть классификацию и виды государственных органов в Мире и в России, а также состояние государственного аппарата в современной России, состоящего из федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти Субъектов Федерации.

При написании данной курсовой работы, использованы общенаучные и специфически для юридической науки методы: логические методы индукции, дедукции, анализ и синтез, структурно-функциональный подход, формально-логический (догматический) метод.

Структура работы определена логической последовательностью и состоит из введения, 2 глав, которые в свою очередь делятся на 5 параграфов, заключения, списка использованных в работе источников и литературы.

Глава I. Общая характеристика органов государственной власти Российской Федерации

1.1 Понятие и место органов государственной власти в механизме государства
В истории современной России можно образно обозначить два основных периода. Первый период связан с деятельностью первого президента Б. Н. Ельцина с 1991 по 1999 г. Второй период начнется с 2000 г., когда на пост президента Российской Федерации всеобщим голосованием был избран В. В. Путин, и будет продолжаться до наших дней 1 Со сменой президента Российской Федерации случилась и смена политического курса страны, поэтому моментом становления современной политической системы и самих органов государственной власти можно считать 2000 год.

С начала 2000-х гг. структура государственной власти в России претерпевала серьёзные изменения. Для большинства наших сограждан последние 20 лет проходили в государственной стабильности, но для всего основного руководства Российской Федерации этот период времени является активным государственным и политическим строительством.

Власть чаще всего определяют, как способность или определенное свойство одного субъекта, которое может быть лицом, коллективом, организации со способностью подчинять себе другого субъекта правоотношения и определять ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц. У государственной власти есть свои особенности, которые очень конкретно выделила, например, Морозова Людмила Александровна.

Механизм государства – это вся совокупность государственных органов, учреждений и предприятий, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Аппарат государства – это система взаимосвязанных органов государства и государственных служащих, наделенных властными полномочиями и осуществляющих государственную власть.


  1. Государственные органы, которые существуют в тесном симбиозе и четком подчинении при осуществлении своих функций

  2. Государственные организации – являются специальными подразделениями («материальные придатки»), которые производят и осуществляют охранительную деятельность государства. Сюда входят различные подведомственные организации, такие как: вооруженные силы, службы безопасности, полиция, налоговые подразделения, подразделения таможенной службы и многие другие

  3. Государственные учреждения – это определенные организации, которые призваны выполнять указанную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: школы, вузы, библиотеки, больницы, и прочие

  4. Госслужащие (чиновники) – это лица, которые призваны и назначены заниматься управлением на профессиональной основе

  5. Организационные и финансовые средства (имущество, здание, счет в банке)

Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделённое в этой связи властными полномочиями.

На структуру самого государственного аппарата, а так же на принципы его формирования оказывают воздействие всевозможных моментов исторического, культурного, экономического, политического, этнического и иного характера.

На каждом обусловленном этапе исторического развития общества в зависимости от тех определенных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата и его подчиненных органов 3 . В любом демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.

1.2 Классификация и виды органов государства
Мы знаем, что орган государственной власти представляет собой составную часть механизма государства, который обладает в соответствии с законом собственной структурой, а так же строго определенными полномочиями по управлению конкретной сферой общественной жизни и симбиозом взаимодействующее с другими частями государственного механизма, образующими единое целое 4 .

Кузнецова И. А., государство классифицирует по нескольким принципам:


  1. Исполнительная

  2. Законодательная

  3. Судебная

  1. Первичные – чаще всего, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные или известные по-другому в юриспруденции - органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, главой государства является Президент Российской Федерации и подчиненные ему главы субъектов Российской Федерации.

  2. Вторичные – как правило, осуществляются другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации).

  1. Вышестоящие: обычно идают руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры).

  2. Нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).

  1. Федеральные – федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды).

  2. Субъекты федерации - их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Оренбургской области, Правительство Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

  1. Органы законодательной власти, избираемые населением, которые в свою очередь обладают исключительным правом на принятие законодательных актов.

  2. Органы исполнительной власти, основной формой их деятельности является - исполнительно-распорядительная (Правительство Российской Федерации, Министерство Внутренних Дел)

  3. Органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение – такие функции принадлежат исключительно к судам Российской Федерации, никто не вправе кроме них осуществлять правосудие на территории нашего государства.

  4. Органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:

  1. Постоянные, которые создаются без ограничения срока действия.

  2. Временные, которые создаются на определенный срок (государственная комиссия по расследованию причин аварии)

  1. Коллегиально - решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство).

  2. Единолично - решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

Таким образом, можем подвести итог и сказать, что своего рода обобщающим для основания классификации государственных органов являются много факторов: их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. А так же, можем отметить, что определенные исследования различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Глава II. Особенности органов государственной власти Российской Федерации

2.1 Принципы организации и деятельности органов государственной власти
Для государственного аппарата требуется специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, которые будут носить в себе необходимые навыки, компетенции и профессионализмом. Слой людей, занятых на работе в аппарате государства, определяется как бюрократия Этот термин также используется и для противоположных характеристик таких проявлений в государственном аппарате, как формализм, бюрократизм, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррупция, равнодушие к людям и их нуждам.

Для преодоления отрицательных проявлений, используются демографические методы и стиль работы, целая система специально разработанных, реально существующих мер и механизмов для сдерживания и удержания бюрократизацию. Эффективные меры, такие как замена должностных постов по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих для участия в коммерческой деятельности, но и установить для них высокий уровень заработной платы, который обеспечивает интерес в честной службе и для предупреждения коррупционных составляющих.

Аппарат управления должен быть инструментом для органов, избранных и контролируемых народом. Для повышения эффективности и качества функционирования государственного аппарата необходимо, чтобы в основе ее организации и деятельности находилась система принципов 6 .

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - отправные начала, непререкаемые требования для создания и функционирования органов государственной власти.


  1. Общие принципы - относятся к государственному механизму в целом.

  2. Частные принципы - распространяются только на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или на их группы 7 .

  1. Приоритет прав и свобод человека.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью – основополагающая норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности.


  1. Принцип разделения властей.

  1. Принцип законности.

  1. Профессионализм и компетентность государственных служащих.

  1. Принцип демократизма.

  1. Принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в Конституции Российской Федерации:

  1. Народовластие.

  1. Гуманизм.

  1. Разделение власти.

  1. Принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах.

  1. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над другими нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Этот принцип подразумевает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав.

  2. Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой.

На структуру государственного аппарата и принципы его формирования оказывают влияние различные факторы исторического, культурного, экономического, политического и иного характера. На каждом этапе исторического развития общества в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата, его органов. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.

Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством 11 .

Таким образом, мы рассмотрели и выели характерные качества и признаков, которыми обладают и должны обладать Органы государственной власти, которые также позволяют отличать их от других органов негосударственных общественно-политических организаций.

Во-первых, порядок организации и деятельности органов государственной власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах.

Во-вторых, органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.

В-третьих, между органами государственной власти и функциями государства существует тесная обратная связь.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

2.2 Федеральные органы государственной власти России
Согласно Конституции Российской Федерации, официально органами государственной власти в России являются: Президент РФ, Федеральные Органы Исполнительной Власти, Федеральное Собрание РФ, Судебная Власть РФ, Совет Безопасности РФ, Центральная Избирательная Комиссия РФ, Счётная Палата РФ, Генеральная Прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ. На уровне субъектов Российской Федерации существуют о рганы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государств. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях

При Президенте России работают совещательные органы: Совет Безопасности – занимается анализом и стратегическим планированием по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовкой проектов решений Президента в соответствующих сферах, Государственный Совет, основные задачи которого содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ , а также другие советы и комиссии.

В каждом Федеральном Округе Президент имеет своего полномочного представителя.

Правительство России состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и Федеральных Министров.

Особенность: в России Федеральное Собрание не формирует Правительство, а только контролирует.

Обеспечивают деятельность правительства Аппарат Правительства, Федеральные министерства, подведомственные им агентства, службы, надзоры, Федеральные службы и агентства, координационные и совещательные органы. Они играют роль основных инструментов государственной деятельности в отдельных областях государственной жизни, принимают участие в выработке государственных решений, в разработке законодательства, в правительственном нормотворчестве, в руководстве многочисленными государственными организациями, находящимися в их подчинении, управляют порученными им отраслями на всей территории государства, издают подзаконные акты.

Кроме того, в РФ на территории ее республик, краев, областей, автономных округов, в городах федерального значения действует множество различных властных государственных учреждений – полномочных представителей центральных исполнительно-распорядительных органов государственной власти, образуя вместе с ними единую централизованную систему

Федеральное Собрание — парламент РФ — является представительным и законодательным органом РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти; представители РФ, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов .

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; отрешение Президента РФ от должности и назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов 12 .

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Основная цель парламента – законотворчество. Законодательные полномочия Парламент осуществляет в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией. Здесь хочется отметить лишь, что любые законопроекты, связанные с расходами из федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Сначала закон проходит через Государственную Думу, потом – через Совет Федерации. Закон может быть принят Советом Федерации «по умолчанию», если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации . Законопроекты по вопросам, связанным с расходами из федерального бюджета и регулированием экономики, а также вопросы международных отношений, в т. ч. вопросы войны и мира, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

К судебным органам современной России относятся суды, осуществляющие от имени государства судебную власть путем отправления правосудия – рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических или иных споров и конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается [1, ст. 118]. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. В данной части курсовой, хочется выделить только суды федерального уровня.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства 13 .

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Областные суды и приравненные к ним рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; уголовное преследование; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности, выпускает специальные издания 14 .

Таким образом, мы можем сказать, что рассмотрели основные уполномоченные государственные федеральные органы и все государственные аппараты, относящиеся к ним.

2.3 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Для корректной работы государства, из исторической и правовой практики - в его составе недостаточно иметь лишь одни центральные государственные органы. Поэтому кроме центральных представительных и исполнительно-распорядительных органов во всех административных территориях большинства государств существуют и функционируют соответствующие региональные законодательно-представительные и исполнительно-распорядительные органы. Их структура и функции во многом повторяют структуру и функции центральных органов представительной и исполнительно-распорядительной власти 15 .

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ, наименование которого, структура, численность депутатов, срок их полномочий устанавливаются региональной конституцией или региональным уставом с учетом исторических, национальных и иных традиций региона.

Законом субъекта РФ:

а) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении , программы социально-экономического развития , устанавливаются налоги и сборы, утверждается заключение и расторжение договоров субъекта РФ, устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Контрольно-счетный орган субъекта РФ является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля. Образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и является подотчётным ему.

Также государственными органами субъектов РФ являются избирательные комиссии субъектов РФ, организующие подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ

В каждом регионе России существует определенная система органов исполнительно-распорядительной власти во главе с исполнительно-распорядительным органом региона. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется конституцией (уставом) субъекта РФ и исчисляется со дня его вступления в должность 16 .

Любой высший исполнительно-распорядительный орган государственной власти региона (правительство или администрация) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития этого региона; участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; должен осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект регионального бюджета, проекты программ социально-экономического развития региона, обеспечивает их исполнение и готовит отчёт об их исполнении.

В судебной системе к судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции 17 .

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Должностные лица органов исполнительной власти субъекта РФ несут предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ ответственность, в том числе за не достижение запланированных результатов социально-экономического развития субъекта РФ, включая установленные государственными программами субъекта РФ показатели эффективности их реализации.

Таким образом, исходя из заявленной темы, нам удалось рассмотреть основные структуры, которые входят в подчинение государственным органам федерального и субъектного уровня.

Заключение
В теории государства принято считать, что государственный аппарат, как и всякое сложное системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их связей. Государственные органы – отлаженная система, устройство, стремящаяся к идеалу, а так же дающая началу для порядка подконтрольной деятельности государства.

Понятие государственных органов – весьма емкое и многогранное. Его недопустимо отожествлять с другими, хотя и тесно связанные с ним, но неравнозначными ему по своему логическому объему и содержанию понятиями, в частности, с понятиями системы диктатуры класса и политической системы общества.

Государственные органы любого государства – это не образное соединение его органов, а четко организованная, четко упорядоченная целостная система.

Именно государственные органы, независимо от их понимания и толкования заполняют собой все содержание и формируют всю структуру отлаженной работы государства. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности, компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависит уровень развития и эффективности действий государства.

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков обычно относят следующие:

Во-первых, государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

- порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

- орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащие соответствующие его компетенции обязательные, общие и индивидуальные правовые предписания;

- установленные этими актами предписания, обеспечиваются, прежде всего, мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной сил государства;

- государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

Цель работы: рассмотреть не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как она наиболее полно отражает признаки и виды властвующих органов.

Содержание

Введение 5
1 Понятие органа государства и его признаки 7
2 Классификация органов государства 10
2.1 Исполнительные органы 12
2.2 Законодательные органы 18
2.3 Судебные органы 22
3 Органы государственной власти в Российской Федерации 26
3.1 Органы исполнительной власти РФ 26
3.2 Законодательная власть РФ 30
3.3 Органы судебной власти РФ 32
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

ГОУВПО МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА

Кафедра теории и истории государства и права

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Автор курсовой работы Кудашкина Н. В.

Специальность 030501 Юриспруденция

Обозначение курсовой работы КР-2069964-030501-13-09

канд. юр. наук, доц. Бочкарева С. В.

ГОУВПО МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА

Кафедра теории и истории государства и права

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент Кудашкина Н. В.

1 Тема Понятие и виды государственных органов

2 Срок представления работы к защите

3 исходные данные для научного исследования учебники, журнальные статьи, газетные статьи, методическая литература

4 Содержание курсовой работы

1 Понятие органа государства и его признаки

2 Классификация органов государства

2.1 Исполнительные органы

2.2 Законодательные органы

2.3 Судебные органы

3 Органы государственной власти Российской Федерации

3.1 Органы исполнительной власти РФ

3.2 Законодательная власть РФ

3.3 Органы судебной власти РФ

Руководитель работы подпись, дата, инициалы, фамилия С. В. Бочкарева

Задание принял к исполнению дата, подпись

Курсовая работа содержит 38 страниц, 1 таблицу, 20 использованных источников.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА, ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ) ВЛАСТЬ, ПАРЛАМЕНТ, СУД.

Объектом исследования является система государственных органов.

Цель работы – изучение понятия государственного органа, а также его виды, в том числе в Российской Федерации.

В процессе работы использовался статистический и экономический анализ, расчетно-аналитический метод, метод сравнений.

В результате исследования приведено понятие государственного органа, его классификация, рассмотрены основные органы власти по принципу разделения властей, а также приведена краткая характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти в Российской Федерации.

Область применения – в практике работы юриста.

1 Понятие органа государства и его признаки 7

2 Классификация органов государства 10

2.1 Исполнительные органы 12

2.2 Законодательные органы 18

2.3 Судебные органы 22

3 Органы государственной власти в Российской Федерации 26

3.1 Органы исполнительной власти РФ 26

3.2 Законодательная власть РФ 30

3.3 Органы судебной власти РФ 32

Список использованной литературы 37

Данная тема достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.

Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.

Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках, компетенциях имеют некоторые сходства и различия. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однако и эти классификации поводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства и их компетенции зависят и от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.

В своей работе я бы хотела рассмотреть не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как, на мой взгляд, она наиболее полно отражает признаки и виды властвующих органов.

Эта тема достаточно актуальна. Я взяла именно ее для своей работы, чтобы изучить, насколько органы всех ветвей власти важны для управлении государством. Также мне кажется, что вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопрос имеет особое значение, так как сегодня в ней осуществляется переход от унитарного государства к федеративному, а, следовательно, вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.

1 Понятие органа государства и его признаки

Механизм государства, как уже было сказано выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этого механизма является орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. [1,182]

Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:

  • путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);
  • путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
  • путем осуществления организационной деятельности.

Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:

  1. Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
  2. Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
  3. Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;
  4. Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
  5. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).
  6. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
  7. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
  8. Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности. [2,94]

Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: