Курс судебная система и правоохранительные органы это какая наука

Обновлено: 25.04.2024

Поо-учебная дисциплина напр.на изучение совокуп.юр.знанийоб органах осущ.ПОД.это систематическая дисциплина т.к.в ее основу не положена отдельная отрасль права.а изучаются нормы различ.отраслей права регулирующ.порядок организационной д-ости поо.Под предметом понимается круг вопросов,изучаемых в рамках этой учебной дисциплины,определяющих ее основное содержание.В курсе (дисциплине) ПОО РФ освящается устройство органов суда, юстиции и иных правоохранительных органов РФ. Предмет изучения курса следует различать в широком и узком смысле. В первом – как изучение истории и современного устройства,организации,структурного построения и основ д-ости поо и их системы на терртирории РФ,как изучение НПА о поо и соответсвующего понятийного аппарата,как изучение ор-ции службы в поо и кадрового опеспечения правоохранительной д-ости В узком смысле нормы ряда отраслей права устанавливающие устройство правоохранительных органов. Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в определённой последовательности: 1) предмет, система и законодательные источники курса. 2) Правоохранительные органы РФ (общая характеристика). 3) Понятие судебной власти, правосудия. 4) Организация отдельных звеньев судебной системы.(районного, областного, верховного и военного) 5)Организация конституционного суда РФ 6) Организация арбитражных судов РФ. 7) Министерство юстиций РФ. 8) прокуратура РФ. 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности. 10) МВД и ФСБ РФ. 11) Органы налоговой полиции и таможенной службы. 12) адвокатура РФ и другие общественные поо

2) Место курса в системе дисциплин.

Место курса поо определяется прежде всего тем, что эта дисциплина юридическая, она изучает право и связана с другими правовыми науками и дисциплинами. Дисциплина ПОО связана с общей ТГиП. Последняя является теоритической базой всех правовых наук. Значение курса поо для изучения других юридических дисциплин определяется её вводным характером, позволяющим предварить освоение прочих предметов юриспруденции. Особенно важны взаимосвязь и значение данной дисциплины с курсами гражданского процесса, уголовного процесса и прокурорского надзора, поскольку дисциплина поо подводит к изучению указанных дисциплин. Курс поо связан с дисциплиной «Административное право», особенно в вопросах организационного обеспечения судов и деятельности МВД.ПОО широко применяют в своей деятельности уголовное,гражданское,земельное,а так же ряд других отрослей права,содержащие ин-цию о признаках преступлений и правонарушений о видах наказания.Уч.курс так же связан с такими дисциплинами как криминалистика,криминология которые содержат ин-цию о преступности,ее кач-ных и количественных х-тиках,тактике и методике борьбы с преступностью.Учебный курс ПОО РФ опирается на обширную теоритическую и нормативную базу,которая дает возможность последовательно и логично изложить общую и особенную части в их единстве и взаимосвязи.

Правоохранительная система, её звенья.

Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке, путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка. Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение Преступлений и иных правонарушений. Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1.Органов внутренних дел РФ.2.Органов федеральной службы безопасности.3. Федеральных органов налоговой полиции.4. Федеральных органов государственной охраны.5.Органов пограничной службы Российской Федерации.6.Таможенных органов Российской Федерации.7.Службы внешней разведки Российской Федерации.8. Министерства юстиции Российской Федерации.




Основные источники курса.

Принцип законности.

Принцип законности - межотраслевой принцип, пронизывающий все отрасли российского права, уголовное и гражданское судопроизводство, но в то же время имеющий свои особенности в третейском разбирательстве. ытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с этим ст. 7 Закона "О судоустройстве РСФСР" закрепила, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законодательством. Данный принцип также закреплен в процессуальных законах (УПК, ГПК). Так, ст. 10 ГПК указывает, что суд обязан разрешать дела на основании законов, и перечисляет каких именно.В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам. В процессе судебной деятельности суд применяет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принципом он должен правильно квалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от установленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самым истины по делу, выполнить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан, интересов государства. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со сто- роны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, ст. 225 ГПК обязывает суд выносить частное определение в случае обнаружения нарушения законности гражданами, должностными лицами либо существенных недостатков в деятельности предприятий, организаций.

Образование районного (городского) суда, его состав, структура и компетенция.

Организация районных судов предусмотрена ст . 21 ФКЗ «О судебной системе», главой 2 закона РСФСР о судоустройстве. Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда. Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа. Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Правосудие осущ-тся-единолично(при рассмотрении всех дел об адм.правонаруш и по гражд.делам)-коллегиально(трое проф.судей.по уголовным делам о наиболее опасных преступлениях,а так же нек.гражд.дела в случае уст.ФЗ)Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.

Принципы организации и деятельности прокуратуры и их закрепление в Конституции РФ и Федеральном законе «О прокуратуре РФ».

Принципы организации дея-ти П – это исходные правовые идеи выраженные в законе «о П» и закрепляющие особенности организации и дея-ть прокурор. органов:Общие принципы:законность(соблюдение КРФ и законы,особенность в том,что обеспечивание режима законности явл.целью прокурор.д-ости)гласность(органы пр-ры информируют фед.органы гос.власти субъектов РФ,а так же населенеие о состоянии законности)Спецефические.независимость(органы пр-ры осущ.свои полномочия независимо от фед.орагнов гос.власти,прокурор,следоват.не обязан давать объяснений по существу находящихся в их пр-ве дел)единство(все органы пр-ры составляют единую систему имеющую общие цели и задачи)Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации (Федеральный закон от 17 января 1992г. "О прокуратуре Российской Федерации")Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Органы прокуратуры:осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.Деятельность прокуратуры так же регламентируется статьёй 129 конституции РФ.

Прокуратуры субъектов РФ.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры ((Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"). Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Министерство юстиций РФ. Система органов и задачи.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу Президента России от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года)[2], Минюст:

1) занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере:

исполнения уголовных наказаний,

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций,

государственной регистрации актов гражданского состояния,

легализации и апостиля,

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

2) осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере:

исполнения уголовных наказаний,

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации,

государственной регистрации актов гражданского состояния.

В структуру Минюста входят:

11 департаментов по основным направлениям деятельности

Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

Департамент организации и контроля

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний

Департамент государственной службы и кадров

Департамент международного права и сотрудничества

Департамент конституционного законодательства

Департамент гражданского и социального законодательства

Департамент управления делами

Департамент по делам некоммерческих организаций

Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой

Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения.

Положение О Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313)

Статус адвоката в РФ.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

Статус нотариуса в РФ.

Нoтaриус впрaвe: – сoвeршaть прeдусмoтрeнныe Oснoвaми зaкoнoдaтeльствa РФ o нoтaриaтe нoтaриaльныe дeйствия в интeрeсax физичeскиx и юридичeскиx лиц, oбрaтившиxся к нeму, зa исключeниeм случaeв, кoгдa мeстo сoвeршeния нoтaриaльнoгo дeйствия oпрeдeлeнo зaкoнoдaтeльствoм РФ или мeждунaрoдными дoгoвoрaми; – сoстaвлять прoeкты сдeлoк, зaявлeний и другиx дoкумeнтoв, изгoтoвлять кoпии дoкумeнтoв и выписки из ниx, a тaкжe дaвaть рaзъяснeния пo вoпрoсaм сoвeршeния нoтaриaльныx дeйствий; – истрeбoвaть oт физичeскиx и юридичeскиx лиц свeдeния и дoкумeнты, нeoбxoдимыe для сoвeршeния нoтaриaльныx дeйствий.

Предмет курса «Суд и правоохранительные органы». Система курса.

Поо-учебная дисциплина напр.на изучение совокуп.юр.знанийоб органах осущ.ПОД.это систематическая дисциплина т.к.в ее основу не положена отдельная отрасль права.а изучаются нормы различ.отраслей права регулирующ.порядок организационной д-ости поо.Под предметом понимается круг вопросов,изучаемых в рамках этой учебной дисциплины,определяющих ее основное содержание.В курсе (дисциплине) ПОО РФ освящается устройство органов суда, юстиции и иных правоохранительных органов РФ. Предмет изучения курса следует различать в широком и узком смысле. В первом – как изучение истории и современного устройства,организации,структурного построения и основ д-ости поо и их системы на терртирории РФ,как изучение НПА о поо и соответсвующего понятийного аппарата,как изучение ор-ции службы в поо и кадрового опеспечения правоохранительной д-ости В узком смысле нормы ряда отраслей права устанавливающие устройство правоохранительных органов. Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в определённой последовательности: 1) предмет, система и законодательные источники курса. 2) Правоохранительные органы РФ (общая характеристика). 3) Понятие судебной власти, правосудия. 4) Организация отдельных звеньев судебной системы.(районного, областного, верховного и военного) 5)Организация конституционного суда РФ 6) Организация арбитражных судов РФ. 7) Министерство юстиций РФ. 8) прокуратура РФ. 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности. 10) МВД и ФСБ РФ. 11) Органы налоговой полиции и таможенной службы. 12) адвокатура РФ и другие общественные поо

2) Место курса в системе дисциплин.

Место курса поо определяется прежде всего тем, что эта дисциплина юридическая, она изучает право и связана с другими правовыми науками и дисциплинами. Дисциплина ПОО связана с общей ТГиП. Последняя является теоритической базой всех правовых наук. Значение курса поо для изучения других юридических дисциплин определяется её вводным характером, позволяющим предварить освоение прочих предметов юриспруденции. Особенно важны взаимосвязь и значение данной дисциплины с курсами гражданского процесса, уголовного процесса и прокурорского надзора, поскольку дисциплина поо подводит к изучению указанных дисциплин. Курс поо связан с дисциплиной «Административное право», особенно в вопросах организационного обеспечения судов и деятельности МВД.ПОО широко применяют в своей деятельности уголовное,гражданское,земельное,а так же ряд других отрослей права,содержащие ин-цию о признаках преступлений и правонарушений о видах наказания.Уч.курс так же связан с такими дисциплинами как криминалистика,криминология которые содержат ин-цию о преступности,ее кач-ных и количественных х-тиках,тактике и методике борьбы с преступностью.Учебный курс ПОО РФ опирается на обширную теоритическую и нормативную базу,которая дает возможность последовательно и логично изложить общую и особенную части в их единстве и взаимосвязи.

Тема 1. Лекция 1.
Предмет и система курса «Судебная система и правоохранительные органы». Правоохранительная деятельность и общая характеристика органов ее осуществляющих.

План лекции
Предмет и система курса «Судебная система и правоохранительные органы».
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов.
Правоохранительная деятельность: понятие и признаки.
Понятие и признаки правоохранительного органа. Виды правоохранительных органов.

Вопрос
Предмет и система курса «Судебная система и правоохранительные органы».

Названия курса
«Судоустройство (РСФСР или СССР)
«Советское судоустройство»
С 60-70-х годов прошлого века - «Суд и прокуратура в СССР»
«Правоохранительные органы (сначала СССР, а потом России)»
«Правоохранительные органы», либо «Судоустройство и правоохранительные органы», либо «Судебная система и правоохранительные органы

Какое название более правильное?
Последний вариант, на наш взгляд, является наиболее точным, так как суды не являются правоохранительными органами в узком смысле данного термина, поскольку выполняют специфическую функцию - осуществление правосудия, обладают особым статусом и составляют отдельную ветвь государственной власти

Дисциплина «Судебная система и правоохранительные органы
комплексная, вводная дисциплина, предметом изучения которой являются организационно-правовые основы деятельности судов, органов государственной власти и негосударственных организаций, деятельность которых, непосредственно направлена на обеспечение безопасности и охрану прав человека, общества, государства

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование общего представления о правосудии, его конституционных принципах; об истории развития нормативно-правовой базы правосудия, судебно-правовой реформе, ее концепции и перспектив развития;
понимание системы правоохранительных органов, их места в структуре государственных органов и их компетенции, основных целей и задач;
усвоение общей информации о правоохранительной деятельности в государственных и негосударственных образованиях, призванных ее осуществлять;
анализ форм и методов обеспечения и защиты нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, иных объединений и государства в целом, как основного направления правоохранительной деятельности.

Связь курса и конституционного права
Конституционное право служит основой, закрепляющей на базе общественного и государственного устройства страны роль и место правоохранительных органов, их взаимоотношения между собой и участие в правоохране Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также общественных организаций. Основные принципы организации таких правоохранительных органов, как суд и прокуратура, закреплены непосредственно в нормах Конституции РФ.

Связь курса и административного права
Успешная деятельность правоохранительных органов невозможна без познания закономерностей организации и функционирования властных структур, механизмов и процедур государственного управления.
Кроме того, применение мер административного принуждения и административной ответственности невозможно без познания правил, содержание которых изучается в курсе «Административное право».

Связь курса и уголовного процесса
Уголовный процесс, детально регламентирует порядок возбуждения и расследования уголовных преступлений и взаимоотношения участников досудебной стадии процесса. Там же изучается процедура судопроизводства во всех судебных инстанциях, права и обязанности прокурора и адвоката.

Связь курса и гражданского, арбитражного процесса
Обеспечению правоохранительной деятельности суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы были нарушены. Затрагивается и деятельность нотариуса, чьи решения при определенных обстоятельствах подлежат судебному контролю.

Систему курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно в структурном плане условно разделить на две части.

Общая часть
посвящена изучению правоохранительной деятельности как понятия, ее основных направлений, органов и организаций, осуществляющих правоохрану, их места в государстве, взаимоотношений между собой и с иными органами государства. Сюда же можно отнести и законодательные основы правоохранительной деятельности. Круг этих вопросов рассматривается в вводной части курса, а также дополнительно при изложении деятельности конкретных правоохранительных органов и организаций.

Особенная часть
включает изучение судебной деятельности, в том числе таких вопросов, как понятие правосудия и его демократические основы, статус судей, организация судебной системы РФ (суды общей юрисдикции, арбитражные (экономические) суды и мировые судьи), роль и место Конституционного Суда РФ. Изучается также деятельность прокуратуры, органов юстиции и иных государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности, органов раскрытия и расследования преступлений, организация правового обеспечения и правовой помощи и функционирование негосударственных организаций обеспечения правоохраны.

Вывод
Таким образом, можно сказать, что курс правоохранительные органы изучается в системе. Он тесно взаимосвязан с различными отраслями права. Предмет и систему курса нужно рассматривать комплексно.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Правоохранительные органы тесно связаны с теорией государства и права.

В теории государства изучается механизм государства и составляющие его органы государства, взаимодействие этих органов между собой. Большинство изучаемых в учебной дисциплине "Правоохранительные органы" органов входит в механизм государства. Теория государства изучает общие черты этих органов, их сущность, общие принципы взаимодействия между собой, а учебная дисциплина "Правоохранительные органы" конкретизирует и развивает эти положения теоретической науки, наполняет их реальным содержанием. Данные учебной дисциплины "Правоохранительные органы", в свою очередь, позволяют делать общие выводы о понятии, сущности правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, месте и роли их в механизме государства.

Наиболее тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с конституционным правом. Конституционное право регулирует общественные отношения, связанные с существованием в стране конституционного строя. Основным источником конституционного права является Конституция РФ 1993 г. Непосредственное отношение к учебной дисциплине "Правоохранительные органы" имеет глава 7 Конституции РФ "Судебная власть", которая содержит ст. 129 о прокуратуре. В главе 2Конституции РФ закреплены, среди прочих, права человека в сфере уголовного судопроизводства, которые изучаются и в рамках учебной дисциплины "Правоохранительные органы".[17]

Тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с административным правом. Потому что административным правом регулируются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти, к которым как раз и относится большинство государственных правоохранительных органов (правоохранительные органы в узком смысле, полиция.некоторые правоохранительные (полицейские) органы в узком смысле осуществляют, кроме иных видов деятельности, деятельность по предупреждению, пресечению, раскрытию административных правонарушений, по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях, иные административные дела и споры рассматривают и суды общей юрисдикции. Одной из категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, являются дела, вытекающие из административных правоотношений.

Такая же взаимосвязь наблюдается между учебной дисциплиной "Правоохранительные органы" гражданским и уголовным правом.

Заключение

Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи.

Необходимо отметить что вся система правоохранительных органов создана в соответствии с Конституцией России и действует в интересах обеспечения и защиты неотъемлемых прав человека и гражданина.

Список использованной литературы

I. Нормативные материалы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. О Федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (в ред. федерального закона от 22.12.2014 N 446-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995, N 15, ст. 1269;

II. Учебники, учебные пособия, комментарии к законодательству, словари, энциклопедии

1. Артемьев А.М. О признаках правоохранительной службы // Актуальные пробл. соврем, науки. - 2008. - № 2. - (Юридические науки) (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве) - 130 с.

2. Борщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в РФ. М.: Аитэя, Профобразование, 2000. – 320 с.

3. Буганова М.А. Проблемы формирования правоохранительной системы в современном российском обществе / М.А. Буганова. - М., 2007. - 98 с.

4. Вандышев В.В. О системе правоохранительных органов в Российской Федерации // Сб. тр. СПБ.юрид. акад. – 2005.

5. Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: учебник / В.Н. Галузо. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 287 с.

6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Зерцало, 1997, 368 с.

7. Кваши Ю.Ф. Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общ.ред. Ю.Ф. Кваши. Часть первая: Учебное пособие. М.: ЧеРо-Контур, 2000.

8. Ларин А.М. Эффективность применения уголовно-процессуального закона // Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. М., 1979.

9. Мирзоев Г.Б. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность : учеб, для студентов высш. учеб.заведений / [Г.Б. Мирзоев и др.] ; под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 463 с.

10. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Швецова В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник. Под ред. В.И. Швецова. М.: ТЕИС, 1996. – С. 224

[1]Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 7-е, перераб. и доп./Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Издательство Зеркало-М,2002.- С.12.

[2]Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 19.

[3] Гуценко К.Ф., Там же Стр. 7

[4]Артемьев А.М. О признаках правоохранительной службы // Актуальные пробл. соврем, науки. - 2008. - № 2. - (Юридические науки) (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве) – С 117-121.

[5]Гуценко К.Ф., Там же.стр. 10-12.

[6]Борщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в РФ. М.: Аитэя, Профобразование, 2000. – С. 57

[7]Швецова В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник. Под ред. В.И. Швецова. М.: ТЕИС, 1996. – С. 41

[8]Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: учебник / В.Н. Галузо. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –С. 19-22.

[9]Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общ.ред. Ю.Ф. Кваши. Часть первая: Учебное пособие. М.: ЧеРо-Контур, 2000 – 50 С.

[16]Мирзоев Г.Б. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность : учеб, для студентов высш. учеб.заведений / [Г.Б. Мирзоев и др.] ; под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. – С. 151 с.

[17]Мирзоев Г.Б. Там же. Стр. 211-212

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

Примечание. Под предметом любой учебной дисциплины принято понимать те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.[11]

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» - устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - это вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органовв Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности, правоохранительных и судебных органах изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций. Например, в соответствии с Положением о Минюста России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности – СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.

Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов (см. СД :Программа учебной дисциплины). Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплине посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

2. 2. Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы», как уже отмечалось, предшествует изучению специальных курсов: административного права, гражданского права и процесса, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:

с теорией государства и права→ является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины, обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);

с конституционным правом→ формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;

с административным правом→ изучается деятельность органов государственного управления в различных сферах государственной жизни. Многие органы исполнительной власти (МЮ РФ, МВД, ФСБ и др.) осуществляют правоохранительные функции. Например, в курсе «Административное право» рассматриваются основания, и порядок применения мер административного принуждения, а деятельность правоохранительных и судебных органов связана с применением таких мер воздействия;

с процессуальными отраслями права – гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством → регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешении уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов.

с материальными отраслями права – гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговоеи др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т.д.

с курсами «Прокурорский надзор» и «Организация деятельности адвокатуры» → изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. –

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 31 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ».

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. «О Верховном Суде Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации»

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г «О полиции» .

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25.12.2012) .

Раздел II .

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.071)

Курс «Правоохранительные и судебные органы» - это синтезированная юридическая дисциплина, обобщающая пол определенным углом зрения нормы и юридические институты различных по содержанию и источникам отраслей права и правоприменительных актов.

Дисциплина «Правоохранительные и судебные органы» определяется как такая совокупность юридических знаний, в рамках которой изучается устройство, организация наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов. Их взаимодействие друг с другом и иными органами гос-ва в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка.

Предмет курса « Правоохранительные и судебные органы» определяет и его содержание. Оно упорядоченно в определенно и системе и разделено на две части – Общую и Особенную.

Общая часть включает в себя два раздела: введение в курс; правосудие и его демократические основы. Здесь освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса и т.д.

В Особенной части рассматриваются судебная система России; государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности; органы предварительного расследования и т.д.

Вопрос №2 – Законодательные источники курса « Правоохранительные органы»

Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, к которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.

Для изучения курса « Правоохранительные органы» наиболее приемлемой предоставляется классификация законодательных актов по двум основаниям: их юр. силе и содержанию применительно к деятельности правоохранительных органов.

КРФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного суда РФ и других высших судов (глава 7 КРФ). Непосредственно отношение к деятельности всех правоохранительных органов имеют конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина: равенство всех перед судом и законом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и д.р. (глава 2 КРФ). В соответствии с КРФ (ст.72) в конституционно-правовых актах субъектов РФ реализуются некоторые вопросы предметов совместного ведения, относящихся к правоохранительной деятельности: защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности, а также кадры судей и правоохранительных органов, адвокатуры и правоохранительных органов.

Вопрос №3-Правоохранительных орган: понятие, основные признаки и особенности.

Правоохранительные органы – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Существует ряд критериев, которым должен соответствовать правоохранительный орган:

· ПО уполномочивается законом для осуществления этой деятельности

· ПО осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юр. ответственность

· В процессе своей деятельности ПО, используя властные полномочия, имеют право применять гос. принуждение

· Законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению; их неисполнение влечет дополнительную юр. ответственность

ПО разделяют на государственные и негосударственные. К государственным относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, прокуратура и т.д. А к негосударственным организациям относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины и т.д.

Вопрос № 4 – Понятие правосудия , его отличительные признаки

Правосудие- это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени гос-ва на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

1. Осуществление правосудия только судом. Согласно ФКЗ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ « О судебной системе РФ» правосудие в РФ осуществляется только судами.




2. Осуществление правосудия происходит в строго регламентированном процессуальном порядке и определенными способами.

3. Решения, принимаемые органами правосудия, носят общеобязательный характер.

Вопрос №5-Соотношение правосудия и уголовного процесса

Сходство правосудия и уголовного процесса в том, что одним из отличительных общих признаков понятия правосудия является разрешение в судебных заседаниях как уголовных дел, так и дел граждански, административных и арбитражных.

Существуют и различия. Понятие уголовного процесса охватывает не только то, что делает суд при разрешении уголовных дел, но и деятельность органов дознания. Предварительного следствия. Прокуратуры по предварительному расследованию и обеспеченью обвинения, а равно деятельность суда при выполнении им функций, не связанных с разрешением дел по существу.

Также уголовный процесс-деятельность и отношения, урегулированные уголовно-процессуальным правом. Юр. основа правосудия в широком смысле этого слова значительно разнообразнее. Оно включается в себя нормы всех отраслей права, которыми должен руководствоваться суд при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских(арбитражных) дел, дел о подведомственных суду административных правонарушениях, т.е. не только нормы уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального и т.д.

Вопрос №6- Понятие принципов правосудия, и их система

Особенность принципов правосудия заключается в том ,что почти все они даны в КРФ и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судопроизводства и процессуального права.

В законодательстве закреплена целая система принципов правосудия. Которая строится по двум направлениям это прежде все те, которые закреплены в КРФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.

Вопрос №7 –Принцип презумпции невиновности

Презумпции- это положения. Устанавливающие наличность фактов или событий без полного доказательства их существования. В ч.2 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах человека сказано :« Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону».

Как один из важнейших демократических принципов уголовного процесса презумпция невиновности обеспечивает охрану прав личности, исключает необоснованное обвинение и осуждение.

Согласно ч. 2 ст.49 КРФ и ч.2 ст.14 УПК запрещается возлагать на обвиняемого обязанность доказывать свою вину. Из презумпции невиновности вытекает и еще одно важное положение : все сомнения, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу обвиняемого (ч3.3 ст.49 КРФ и ч.3 ст.14 УПК). Вывод о виновности лица в совершение преступления может быть сделан только на основании объективно точно установленных доказательств.

Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. Лица, впервые назначаемые на должность прокурора(следователя) принимают присягу (ст.40 Закона о прокуратуре). В указанном законе установлен ряд цензов для кандидатов на службу в органы прокуратуры: возрастной – не моложе 25 лет на должности в прокуратурах основного звена; наличие стажа прокурорской и следственной работы от трех до пяти лет – на должности в прокуратурах среднего звена и др.

Кроме того, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

· Признано решением суда недееспособны или ограничено дееспособным;

· Лишено решением суда занимать гос. должности гос. службы в течение определенного срока;

· Имело или имеет судимость;

· Имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей.

· Состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

· Отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям составляющим гос. тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Вопрос №69-Предварительное расследование: понятия и основные задачи.

В РФ рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование, под которым понимается регламентируемая уголовно-процессуальная законом правоохранительная деятельность, уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица, виновного в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Задачи предварительного расследования состоят в том, чтобы при получении сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении или о покушении на преступление собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения, пресечь или предотвратить совершение преступления, установить и изобличить преступника, не допустить привлечения к ответственности невиновного, обеспечить потерпевшему возмещения ущерба, причиненного преступником.

Вопрос №70-Система органов предварительного следствия, подследственность уголовных дел.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ, органов Госнарконтроля России в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения.

Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия. Подследственность- это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:

a. Предметная(родовая) подследственность, т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний;

b. Подследственность по видам преступлений;

c. Территориальная подследственность;

d. Персональная подследственность.

Вопрос№71- Дознание как форма предварительного расследования: понятие, виды и соотношения

Дознание-это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирании доказательств такого факта. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное расследование. Расследование в форме дознания осуществляет дознаватели органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнарконтроля России, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальник военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

Вопрос №1 - Предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы»

Курс «Правоохранительные и судебные органы» - это синтезированная юридическая дисциплина, обобщающая пол определенным углом зрения нормы и юридические институты различных по содержанию и источникам отраслей права и правоприменительных актов.

Дисциплина «Правоохранительные и судебные органы» определяется как такая совокупность юридических знаний, в рамках которой изучается устройство, организация наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов. Их взаимодействие друг с другом и иными органами гос-ва в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка.

Предмет курса « Правоохранительные и судебные органы» определяет и его содержание. Оно упорядоченно в определенно и системе и разделено на две части – Общую и Особенную.

Общая часть включает в себя два раздела: введение в курс; правосудие и его демократические основы. Здесь освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса и т.д.

В Особенной части рассматриваются судебная система России; государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности; органы предварительного расследования и т.д.




Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: