Культура судебного процесса это

Обновлено: 28.03.2024

Культура правосудия опирается на общее понятие культуры, а также на представления о юридической культуре.

Термин "культура" (от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) применяется широко и истолковывается неоднозначно, в зависимости от того, к какой отрасли знания или практической деятельности он относится (от культуры человеческого общества до культуры растений или микроорганизмов).

Наиболее общее понятие "культура" означает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством, совокупность всех видов преобразовательной деятельности по производству этих ценностей, характеризующих уровень развития общества.

Культура представляет собой достижения общества в производственной, общественной и духовной жизни. В то же время она характеризует уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.

Составной частью духовной культуры является культура правосудия. Культура правосудия – это достигнутый обществом уровень правового регулирования социальных отношений, правовой защищенности личности, обеспечения правопорядка. Она характеризуется степенью развития и юридической защищенности прав и свобод личности, совершенства нормативного регулирования общественной жизни, уровнем правосознания общества, состоянием правопорядка и способами его поддержания. В конечном счете культура правосудия оценивается по способности права обеспечивать социальную справедливость, по степени его вклада в гуманизацию общества, его прогресс.

Культура правосудия тесно связана с нравственной культурой: чем выше нравственность общества, тем выше и культура правосудия.

Культура правосудия – область духовной культуры. Но нельзя не видеть ее зависимости от культуры материальной и, более того, определенных составляющих ее элементов, относящихся к материальной сфере. Например, состояние кадров правоприменителей, их профессиональные и нравственные качества, кадровый потенциал юридической системы характеризуют уровень правовой культуры в данной стране. Материальная база судов, следственных и прокурорских органов (помещения, транспорт, средства связи, научно-технические средства и пр.) не может не учитываться при оценке правовой культуры.

В понимании сущности культуры правосудия различные авторы на первое место выдвигают разные ее элементы. Так, Л. Д. Кокорев и Д. П. Котов пишут: " Культуры правосудия – это высокая степень совершенства, достигну тая следователями, судьями, прокурорами, адвокатами и иными участниками судопроизводства в их процессуальной деятельности на основе точного исполнения закона и норм нравственности". Другие авторы употребляют термины "судебная культура", "культура судебной деятельности". Так, В. В. Леоненко считает, что судебная культура – "совокупность достижений в области судебной деятельности, направленных на оптимально полное и правильное разрешение задач, стоящих перед судом. Судебную культуру следует рассматривать и как степень (уровень) совершенства в овладении судебной деятельностью, проводимой в рамках правовых и нравственных норм". А. Л. Ликас определяет культуру правосудия как единство "юридических, экономических, научно-технических, организационных, личностных и других средств и приемов, обеспечивающих качество судебной деятельности по осуществлению правосудия в соответствии с современным уровнем развития советского общества". Особенностью культуры правосудия этот автор видит "в совокупности общих требований судебно-профессиональной культуры поведения, культуры чувств, нравственной культуры личности, в соотношении правовых и моральных норм, присущих судебному процессу. В понятие "культура" входят не только ее результаты, итог трудовых усилий, но и культура их получения – технологический процесс судопроизводства".

Несколько иначе определяет содержание культуры судебной деятельности А. Д. Бойков. По его мнению, она "включает в себя: 1) рациональную организацию труда в суде, 2) профессиональное мастерство работников суда, 3) судебную этику, 4) судебный этикет. Уровень культуры работы в суде определяется, несомненно, и уровнем образования, эрудицией работников суда, прежде всего судей, их способностью грамотно и литературно писать, умением говорить, умением держать себя на людях и т. д. ".

С учетом всего рационального в приведенных суждениях, следует прийти к выводу, что культура правосудия в широком смысле включает в себя: уровень развития и степень совершенства права, которым руководствуются и которое применяют суд и правоохранительные органы; строгое соблюдение законов и нравственных норм в уголовном процессе; качественный состав судей, следователей, прокуроров, адвокатов, уровень их профессионализма, социальный статус; материально-техническое обеспечение судов, следственного аппарата, прокуратуры, адвокатуры; внедрение начал научной организации труда в деятельность судей, работников правоохранительных органов.

2. Культура производства.

При производстве предварительного следствия и осуществлении правосудия проявляются и реализуются общие элементы правовой культуры, существующей в обществе.

В основе обеспечения культуры следствия и правосудия лежит строгое соблюдение законов, всех материальных и процессуальных норм. Бессмысленно говорить о культуре правосудия, если суд необоснованно осуждает человека за действия, не образующие состава преступления, неправильно квалифицирует деяние подсудимого и соответственно подвергает его явно несправедливому наказанию или же постановляет приговор по делу при грубых нарушениях прав участников процесса. Разумеется, мы исходим из презумпции справедливости самих законов, высокой культуры самого законотворческого процесса, непротиворечивости и беспробельности законодательства. Как отмечалось ранее, отступление от требований закона в случаях, когда формальное применение правовой нормы может повлечь за собой несправедливость, не является оправданным. Закон, как правило, предоставляет правоприменителю достаточные возможности для принятия только справедливого решения.

Отступление от закона по причинам "целесообразности", с которым иногда можно встретиться, ведет к разрушению законности и свидетельствует о низкой культуре следствия и производства в суде. К сожалению, одним из устойчивых негативных явлений остается так называемый процессуальный нигилизм. Он иногда объясняется с позиций оценки процессуальных норм только как норм процедурных, формальных, отступление от которых якобы не может кому-либо причинить вред. Теоретическое "обоснование" подобного отношения к процессуальным нормам исходит из непонимания социальной ценности процессуального права.

Культурное ведение производств – это прежде всего безупречное и точное соблюдение всех материальных и процессуальных норм. Нарушение закона – опасное бескультурье.

Второй важнейший элемент культуры правосудия это соблюдение норм профессиональной этики – всеми профессиональными участниками процессуальной деятельности.

Низкий уровень требовательности к соблюдению нравственных норм почти неизбежно влечет за собой и нарушения процессуального закона, других правовых норм.

Культура производства опирается на профессиональный уровень судьи или следователя. Более того, их высокий профессионализм можно рассматривать в качестве составной части культуры процессуальной деятельности. От того, насколько высок профессиональный уровень судьи или следователя, зависит и эффективность выполнения ими своих функций при производстве по конкретному делу, и способы, приемы, которыми они достигают намеченных целей. А высокопрофессиональное ведение судебного разбирательства или предварительного следствия включает в себя не только их результативность, но и строгое соблюдение всех правовых и нравственных норм, высокую культуру личного поведения судьи и следователя, многочисленных неписаных норм культуры общения, действующих в обществе. Культура производства по уголовному делу отражает уровень культуры того, кто его осуществляет. Прямо или косвенно на нем остается отпечаток уровня личной культуры следователя, прокурора, судьи, их отношения к закону, этическим нормам, общей и профессиональной эрудиции, грамотности, умения точно и лаконично формулировать аргументы и выводы, описывать факты и т. д.

3. Культура процессуальных документов.

Все следственные и судебные действия и решения во время судопроизводства фиксируются в процессуальных документах. Эти документы составляют в большинстве случаев должностные лица, ведущие производство по делу. Культура процессуального документа отражает культуру его составителя.

Общие требования к процессуальным документам определены законом. Под углом зрения процессуальной культуры можно выделить наиболее существенные требования к следственным и судебным документам.

Каждый процессуальный документ должен соответствовать требованиям закона в отношении официальных реквизитов и содержания. УПК, как правило, устанавливает основные атрибуты процессуальных документов и обозначает (лаконично или подробно) элементы их содержания. Начиная с постановления о возбуждении дела и вплоть до приговора суда и определения (постановления) вышестоящей судебной инстанции УПК указывает, что должно содержать письменное изложение того или иного решения. Протоколы следственных и судебных действий также составляются с соблюдением правил, определенных законом.

Отступления от установленных законом требований могут лишить протокол юридической силы или повлечь за собой отмену судебного решения. Протокол предъявления для опознания, не подписанный двумя понятыми, не имеет силы доказательства. Приговор суда, не подписанный кем-либо из судей, подлежит обязательной отмене, а приговор, в котором при наличии противоречивых доказательств по поводу главного факта не приведены мотивы принятия одних доказательств и отклонения других, подлежит отмене или изменению. Процессуальный документ, составленный с существенным нарушением требований закона относительно его содержания и формы, лишается юридической силы. А эти нарушения противоречат и требованиям культуры процессуальной деятельности, включающей правильное понимание и применение закона.

Культура процессуального документа выражается в его общей и юридической грамотности. Элементарное требование к любому юристу – безупречное владение языком судопроизводства, умение грамотно излагать факты, аргументы, решения, если последние входят в его компетенцию. Юрист, который в своих письменных документах демонстрирует неумение грамотно формулировать то или иное положение, подрывает свою репутацию. Представим себе отношение обвиняемого, прочитавшего протокол своего допроса, составленный с рядом орфографических ошибок, к тому, кто его допросил. Грамматические ошибки, допущенные следователем или судьей, остаются в уголовном деле, "закрепляются" в официальном документе. Они становятся достоянием участников процесса, судей вышестоящих судов.

Юридическая грамотность документа – это его соответствие материальному и процессуальному праву, современным научным представлениям о содержании и толковании тех или иных институтов и норм права.

Культура процессуальных документов включает культурный язык и стиль изложения в них фактов и решений, составляющих сущность документов. Процессуальные документы должны быть логичными, ясными, непротиворечивыми. Языковая культура документа предполагает такое его изложение, которое исключает бюрократические обороты речи, канцеляризмы, словесные штампы разного рода.

Язык процессуального документа – обычный язык культурного человека, понятный всем. Не существует какого-то особого языка, понятного только юристам, избранным. Ведь судопроизводство ведется в среде обычных людей, затрагивает самые разнообразные сферы их жизни, для их защиты, а не ради каких-либо специальных кастовых потребностей. В то же время в уголовном процессе, естественно, широко применяются юридические термины и формулировки.

4. Судебный этикет.

Судебный этикет является неотъемлемой частью культуры правосудия, служит авторитету судебной власти.

Ч. Беккариа (1738–1794) писал, что "формальность и торжественность необходимы при отправлении правосудия, чтобы ничего не оставлять на произвол судьи, чтобы народ знал, что суд творится на основании твердых правил, а не беспорядочно и пристрастно". (Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 224.)

Обеспечению торжественности правосудия, охране и поддержанию авторитета судебной власти служат правила судебного этикета.

Этикет в общем смысле есть совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Известно, что существует дипломатический этикет, придворный этикет, этикет "высшего общества" и т. д. Этикет основывается на законах приличия, учтивости, способствует выработке благожелательного и уважительного отношения к людям, учреждениям. И целом этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта, любезности. Но в то же время нельзя забывать, что строгое соблюдение внешних правил обращения с другими не исключает неуважительного отношения к ним, неблагожелательности.

Судебный этикет – это совокупность правил поведения субъектов судебного процесса, регулирующих внешние проявления взаимоотношений между судом и участвующими в деле лицами, формы их общения, основанные на признании авторитета органов правосудия и необходимости соблюдения приличий поведения в государственном учреждении.

Судебный этикет способствует созданию атмосферы необходимой торжественности при отправлении правосудия, воспитанию уважения к судебной власти, к закону, который она представляет. Немаловажно и то, что соблюдение требований судебного этикета создает определенные предпосылки для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, спокойной, корректной и деловой обстановки разбирательства дела судом с участием сторон.

Основы судебного этикета заложены и в уголовно-процессуальном законодательстве.

Так, УПК РМ устанавливает, что все присутствующие в зале судебного заседания при входе судей встают. Все участники процесса обращаются к суду, дают свои показания и делают заявления стоя. Отступления от этого правила могут допускаться лишь с разрешения председательствующего. Все участники процесса, а равно все присутствующие в зале судебного заседания граждане должны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка в судебном заседании.

Совокупность производственных, общественных и духовных факторов, способствующих формированию правового сознания, воспитанию уважительного отношения к правоприменительным органам. В психологическом отношении существенна сама атмосфера ритуальной торжественности, социальной значительности судебного заседания. Исторически сложившийся процессуальный ритуал несет в себе психологический эффект социальной традиции.
Все участники процесса и присутствующие в зале судебного заседания встают при вхождении суда и беспрекословно подчиняются всем его распоряжениям и дают показания стоя. Строгое соблюдение судебного ритуала эмоционально воздействует на присутствующих, создает определенную морально-психологическую атмосферу осуществления судопроизводства, предупреждает возможность недисциплинированного поведения.
Требования к К.С.П. определяют и внешнюю сторону общения участников судопроизводства – обращение судьи с другими лицами, прокурора и адвоката с судьей, свидетелям, экспертами. Принцип равенства граждан перед законом и судом означает в частности и одинаково уважительное обращение со всеми участниками судебного процесса. Недопустимо, например, почтительное отношение к прокурору и пренебрежительное отношение к адвокату или ответчику.
Во время перерывов судьям не подобает общаться с кем бы то ни было из участников процесса, а в процессе судебного заседания – допускать неформальных обращений к присутствующим.
Установление психологического контакта и доверительных отношений не означает перехода за рамки публичных отношений. Наряду с этим необходимо смягчать формализм отношений – вести опрос в форме свободной беседы, не прибегая к ее протоколированию, выходить за юридические рамки рассматриваемого дела.
Еще А.Ф. Кони убедительно настаивал, чтобы в выполнение норм судебного ритуала вносились вкус, чувство меры и такт, «ибо суд есть не только судилище, но и школа». Отмечая необходимость совершенствования всех без исключения институтов уголовного процесса, он считал, что центр тяжести следует перенести на «развитие истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от механической нивелировки отдельных индивидуальностей, и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка». Очевидно, что и в настоящее время, резервы повышения социального авторитета, общественного доверия к уголовному процессу, а в целом К.С.П., кроются во все большей ее «этизации».
Существенное значение имеет также эстетика обстановки судебного заседания. КСП предполагает наличие благоприятных внешних условий: достаточное количество благоустроенных, надлежаще оформленных помещений суда, наличие современной оргтехники, опытный секретариат и т.д. КСП в первую очередь связана с общей и специальной подготовкой самих судей, а также государственного обвинителя, защитника и других его участников.
(И.И. Аминов)
Литература: Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произведения в 2 томах. Т.1. – М., 1959; Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии – М., 1996; Ликас А.Л. Культура правосудия. М., -1908. С. 87-88.

Найдено научных статей по теме — 1

Культура судебного процесса

Исследуются сущность и значение культуры судебного процесса, сформулированы понятия «культура» и «культура судебного процесса», раскрыты элементы содер-жания культуры судебного процесса: правовая культура, нравственная культура, п

Исследуются сущность и значение культуры судебного процесса, сформулированы понятия «культура» и «культура судебного процесса», раскрыты элементы содер-жания культуры судебного процесса: правовая культура, нравственная культура, п

Финансирование судебных процессов

Анализируется новая форма финансирования судебных процессов — litigationfinance — механизм, при котором третья сторона покрывает судебные расходы стороны дела для проведения судебных разбирательств.

Судебный процесс как ритуал власти

Автор рассматривает судебный процесс с позиции определённого древнего ритуала, правила и процедуры которого передаются из поколения в поколение.

PR-сопровождение судебного процесса

Процессуальные аспекты судебной экспертизы

В статье рассматриваются возможности судебной экспертизы как наиболее квалифицированной формы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве.

Сущность Международного судебного процесса

В статье раскрывается сущность международного судебного процесса на примере разбирательств в Международном суде, Международном трибунале по морскому праву и Международном трибунале по бывшей Югославии.

Процессуальная сущность судебной экспертизы

В статье рассматривается вопрос о сущности судебной экспертизы в Уголовном процессе, как процессуального действия.

Судебный процесс у донских казаков в xviii в

В XVIII в. Войско Донское как самодостаточное политико-правовое образование потеряло все признаки суверенитета, став в рамках Российского государства автономным административно-территориальным образованием.

Судебный контроль в уголовном процессе России

Рассматриваются проблемы судебного контроля в уголовном процессе Российской Федерации, выявляется соотношение судебного контроля с правосудием, обосновывается целесообразность выделения судебного контроля в качестве особой функции

О процессуальном положении судебного эксперта

В статье обсуждаются вопросы, связанные с процессуальным положением судебного эксперта, рассматривается необходимость лицензирования негосударственной судебно-экспертной деятельности для гарантии компетентности негосударственных э

Культура уголовного процесса представляет собой качест­венную характеристику этого вида государственной деятельно­сти, опираются на общее понятие культуры, а также пред­ставления о юридической культуре.

Термин «культура» (от лат. culture — возделывание, воспита­ние, образование, развитие) применяется широко и истолковы­вается неоднозначно, в зависимости от того, к какой отрасли знания или практической деятельности он относится (от куль­туры человеческого общества до культуры растений или микро­организмов).

Наиболее общее понятие «культура» означает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством, совокупность всех видов преобразовательной деятельности по производству этих ценностей, характеризую­щих уровень развития общества.

Культура представляет собой достижения общества в произ­водственной, общественной и духовной жизни. В то же время она характеризует уровень, степень развития какой-либо отрас­ли хозяйственной или умственной деятельности.

Принято различать материальную и духовную культуру. Ма­териальная культура включает всю сферу материальной дея­тельности и ее результаты. Это орудия труда, жилища, предме­ты повседневного обихода, средства транспорта, связи, одежда и т. д. Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства. Это наука, познание, нравственность, религия, мифология, воспитание, просвещение. Сюда относятся фило­софия, право, этика, эстетика, литература, живопись, архитек­тура и т. д.

Иногда культуру понимают лишь в узком смысле, только как состояние духовной жизни данного общества.

Культура включает и общечеловеческие, и национальные ценности. Она находится в непрерывном развитии.

Составной частью духовной культуры является правовая культура. Правовая культура — это достигнутый обществом уровень правового регулирования социальных отношений, пра­вовой защищенности личности, обеспечения правопорядка. Она характеризуется степенью развития и юридической защищенности прав и свобод личности, совершенства нормативного регулирования общественной жизни, уровнем правосознания общества, состоянием правопорядка и способами его поддер­жания. В конечном счете правовая культура оценивается по способности права обеспечивать социальную справедливость, по степени его вклада в гуманизацию общества, его прогресс.

Правовая культура находится в связи с другими элементами культуры: с философией, политикой, религией и т. д. Она исто­рически изменчива, но в то же время сохраняет преемствен­ность в части восприятия и развития накопленных ценностей. Таково, например, римское право, которое и сегодня изучают юристы и институты которого служат человечеству в современ­ных условиях.

Правовая культура тесно связана с нравственной культурой: чем выше нравственность общества, тем выше и правовая куль­тура.

Правовая культура — область духовной культуры. Но нельзя не видеть ее зависимости от культуры материальной и, более того, определенных составляющих ее элементов, относящихся к материальной сфере. Например, состояние кадров правопри­менителей, их профессиональные и нравственные качества, кадровый потенциал юридической системы характеризуют уро­вень правовой культуры в данной стране. Maтepиaльнaя база судов, следственных и прокурорских органов (помещения, транспорт, средства связи, научно-технические средства и пр.) не может не учитываться при оценке правовой культуры.

Правовая культура, являющаяся в основном духовной, зави­сит от культуры материальной и в свою очередь оказывает на нес определенное влияние.

Уголовный процесс как вид государственной деятельности. подробно регулируемой правом, может оцениваться с позиций уровня правовой культуры, а совершенствование законодатель­ства и правоприменительной деятельности, разумеется, должно способствовать повышению правовой культуры.

В понимании сущности культуры уголовного процесса раз­личные авторы на первое место выдвигают разные ее элементы. Так, Л. Д. Кокорев и Д. П. Котов пишут: «Культура уголовного процесса — это высокая степень совершенства, достигнутая следователями, судьями, прокурорами, адвокатами и иными участниками уголовного судопроизводства в их процессуальной деятельности на основе точного исполнения закона и норм нравственности». Другие авторы употребляют термины «судеб­ная культура», «культура правосудия», «культура судебной дея­тельности», что относится в полной мере и к уголовному про­цессу в целом. Так, В. В. Леоненко считает, что судебная культура — «совокупность достижений в области судебной деятельности, направленных на оптимально полное и правильное разрешение задач, стоящих перед судом. Судебную культуру следует рассматривать и как степень (уровень) совершенства в овладении судебной деятельностью, проводимой в рамках правовых и нравственных норм»-. А. Л. Ликас определяет культуру правосудия как единство «юридических, экономических, научно-технических, организационных, личностных и других средств и приемов, обеспечивающих качество судебной дея-тельности по осуществлению правосудия в соответствии с со-(временным уровнем развития советского общества» Особенности правовой культуры судопроизводства этот автор видит «в совокупности общих требований судебно-профессиональной культуры поведения, культуры чувств, нравственной культуры деятельности, в соотношении правовых и моральных норм, присущих судебному процессу. В понятие «культура» входят не толь­ко ее результаты, итог трудовых усилий, но и культура их полу­чения — технологический процесс судопроизводства».

Несколько иначе определяет содержание культуры судебной деятельности А. Д. Бойков. По его мнению, она «включает в себя: 1) рациональную организацию труда в суде, 2) профессио­нальное мастерство работников суда, 3) судебную этику, 4) су­дебный этикет. Уровень культуры работы в суде определяется несомненно, и уровнем образования, эрудицией работников су­да, прежде всего судей, и.способностью грамотно и литератур­но писать, умением говорить, умением держать себя на людях и т. д.».

С учетом всего рационального в приведенных суждениях следует прийти к выводу, что культура уголовного процесса и правосудия по уголовным делам в широком смысле включaeт: уровень развития и степень совершенства права, которым руко­водствуются и которое применяют суд и правоохранительные органы; строгое соблюдение законов и нравственных норм в уголовном процессе; качественный состав судей, следователей, прокуроров, адвокатов, уровень их профессионализма, соци­альный статус; материально-техническое обеспечение судов, следственного аппарата, прокуратуры, адвокатуры; внедрение начал научной организации труда в деятельность судей, работ­ников правоохранительных органов.

Культура уголовного процесса призвана способствовать дос­тижению его задач, обеспечивать охрану прав и свобод лично­сти, ее достоинства в связи с участием в процессуальной дея­тельности.

Совокупность производственных, общественных и духовных факторов, способствующих формированию правового сознания, воспитанию уважительного отношения к правоприменительным органам. В психологическом отношении существенна сама атмосфера ритуальной торжественности, социальной значительности судебного заседания. Исторически сложившийся процессуальный ритуал несет в себе психологический эффект социальной традиции. Все участники процесса и присутствующие в зале судебного заседания встают при вхождении суда и беспрекословно подчиняются всем его распоряжениям и дают показания стоя. Строгое соблюдение судебного ритуала эмоционально воздействует на присутствующих, создает определенную морально-психологическую атмосферу осуществления судопроизводства, предупреждает возможность недисциплинированного поведения. Требования к К.С.П. определяют и внешнюю сторону общения участников судопроизводства – обращение судьи с другими лицами, прокурора и адвоката с судьей, свидетелям, экспертами. Принцип равенства граждан перед законом и судом означает в частности и одинаково уважительное обращение со всеми участниками судебного процесса. Недопустимо, например, почтительное отношение к прокурору и пренебрежительное отношение к адвокату или ответчику. Во время перерывов судьям не подобает общаться с кем бы то ни было из участников процесса, а в процессе судебного заседания – допускать неформальных обращений к присутствующим. Установление психологического контакта и доверительных отношений не означает перехода за рамки публичных отношений. Наряду с этим необходимо смягчать формализм отношений – вести опрос в форме свободной беседы, не прибегая к ее протоколированию, выходить за юридические рамки рассматриваемого дела. Еще А.Ф. Кони убедительно настаивал, чтобы в выполнение норм судебного ритуала вносились вкус, чувство меры и такт, «ибо суд есть не только судилище, но и школа». Отмечая необходимость совершенствования всех без исключения институтов уголовного процесса, он считал, что центр тяжести следует перенести на «развитие истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от механической нивелировки отдельных индивидуальностей, и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка». Очевидно, что и в настоящее время, резервы повышения социального авторитета, общественного доверия к уголовному процессу, а в целом К.С.П., кроются во все большей ее «этизации». Существенное значение имеет также эстетика обстановки судебного заседания. КСП предполагает наличие благоприятных внешних условий: достаточное количество благоустроенных, надлежаще оформленных помещений суда, наличие современной оргтехники, опытный секретариат и т.д. КСП в первую очередь связана с общей и специальной подготовкой самих судей, а также государственного обвинителя, защитника и других его участников. (И.И. Аминов) Литература: Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произведения в 2 томах. Т.1. – М., 1959; Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии – М., 1996; Ликас А.Л. Культура правосудия. М., -1908. С. 87-88.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: