Куда обратиться за шариатским судом

Обновлено: 27.03.2024

Когда мусульмане заводят разговор о введении шариатских судов, нужно делать очень простую вещь. Спокойно, с деловитым энтузиазмом заводить разговор о сопутствующих законодательных реформах, которых невозможно будет избежать.

Каждый раз, когда мусульмане заводят разговор о введении для себя шариатских судов, нужно делать одну очень простую вещь. Спокойно, с деловитым энтузиазмом, без малейшей провокативности заводить разговор о сопутствующих законодательных реформах, которых невозможно будет избежать.

- Вывод граждан РФ, заявивших о желании подчиняться шариатской юрисдикции, из категории граждан РФ в некую новую категорию. Вроде «своих поганых», как называли некогда половецких вассалов, но вовсе необязательно называть это так, что вы, что вы. Термин «зимми», человек договора, вполне политкорректен, и заимствование его из исламской традиции – жест глубоко толерантный.

- Учреждение третьей системы судопроизводства, которая занималась бы тяжбами мусульманских зимми с российскими гражданами, а также уголовными преступлениями мусульманских зимми против российских граждан. Эта система должна всячески избегать унижения национально-религиозного достоинства, которое проистекало бы для мусульманского зимми из акта символического преклонения перед светской судебной властью РФ – что вызывает, однако, необходимость в компенсаторных детеррентах, таких, например, как публичные телесные наказания для мусульманских зимми, совершающих насильственные преступления против российских граждан.

- Поскольку раздельное судопроизводство и вообще все добавочные процедурные сложности – исключительно свободная инициатива самих мусульманских зимми, несправедливо, если работа этой третьей, межконфессиональной судебной системы станет добавочным бременем для федерального бюджета РФ. Работа этой системы должна полностью финансироваться специальным налогом на мусульманских зимми.

- Также, во избежание путаницы юрисдикций и прочей неразберихи в ежедневной работе правоохранительных органов, которая при прочих равных неизбежно возникла бы в связи с существованием в РФ трех параллельных судебных систем, мусульманские зимми будут обязаны в публичных местах постоянно носить на одежде знаки различия – например, в виде зеленого полумесяца.

При соблюдении этих условий существование в РФ шариатских судов для разбирательств между мусульманскими зимми никаких затруднений вызывать не должно. И мы верим, что сопряженные небольшие осложнения, скорее почетные для правоверного, – ничто по сравнению с лелеемой целью, и никакие «города заливать кровью» не понадобится.

В конце концов, смывать вашу кровь с улиц наших городов придется в основном вашим же единоверцам; подумайте, как это будет для них неприятно.

Прочитать оригинал поста блогера freedomcry с комментариями читателей его блога можно здесь.

шариатский суд

Шариатский суд - орган правосудия, является основным институтом, который применяет исламское право. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кадий.

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

«Шариат» подразумевает под собой совокупность морально-этических, правовых и религиозных норм Ислама, которые распространяются на большую часть жизни верующего мусульманина. В основе Шариата лежат положения, которые содержатся в Священной Книге Коран и Сунне пророка Мухаммада ﷺ (его высказываний и поступков), Шариат охватывает элементы не только конституционного, уголовного или гражданского права, но и права административного, процессуального и семейного, охватывает и этические и моральные нормы, а также нормы поведения, которые установлены в исламском обществе.

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Христиане воспринимают понятие шариатского суда с некоторым опасением, во многом потому, что не мусульмане имеют недостаточное представление о том, о судебной шариатской системе. Шариат - это законодательная система, ниспосланная людям Всевышним Аллахом посредством Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в основе Шариата лежит соблюдение мусульманами исламских морально-этических норм по отношению к предписаниям Аллаха, семье, родственникам, соседям, окружающим людям не смотря на их конфессиональную принадлежность, выраженную в справедливом и беспристрасном отношении. Смотрите нижеприведенном видео отношение Шариата к правам человека и правам собственника земли.

Если рассматривать понятие «фикх», то догматы фикха формулируются как раз на основе положений шариата, и эти нормы регламентируют правоотношения в самых разных сферах как государства и его экономики, так и семьи. В основе фикха лежит не только Сунна и Коран, но также на мнении ученых мусульманской науки, если это мнение согласованно, в том числе и на мнении о рассматриваемом прецеденте известных мусульманских правоведов. За основу берутся школы четырех основных мазхабов: ханафитского имама Абу Ханифы, шафиитского имама аш-Шафии, маликитского имама Малика и ханбалитского имама Ахмада ибн Ханбаля.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Шариатский судья - кади возглавляет шариатский суд как орган правосудия в мусульманском государстве. Кади назначает правитель исламской страны. Кади по своему статусу в должностной иерархии стоит выше, чем имам мечети. Назначает глава государства на должность шариатского судьи специалиста по праву, обладающего высшим религиозным образованием и большим опытом работы с людьми в решении религиозно-правовых вопросов, который должен быть ответственным и беспристрасным человеом, пользующимся авторитетом у народа. Судья в исламском суде представляет собой главу мусульман в округе или городе. Кади имеет полномочие принимать решение единолично в участковом шариатском суде первой инстанции по любому делу, которое рассматривается при нем.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

  • обязанности, которые близки к строго предписанным;
  • действия желательные;
  • действия, которые могут совершаться только изредка;
  • действия нейтральные;
  • действия нежелательные;
  • действия, которые нарушают важное действие или уже начатое религиозное;
  • действия строго запрещенные.

Действия, которые строго запрещены, составляют категорию под названием «харам». К этой категории относятся такие действия, как убийство невинного человека, употребление свинины и алкогольных напитков, воровство или непокорность мужу и родителям.

За разные действия относящихся к категории "харам" установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни. За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

шариатский суд Пакистана

Здание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

шариатские суды

В Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Не отражены важные аспекты, которые очень волнуют любого, кто сталкивался с судами вообще. 1. Являются ли эти суды платными? 2. Есть ли у суда шариата адвокаты? 3. Есть ли в судах шариата экспертизы на научной основе? 4. Есть ли контроль над судьями, или они могут авторитарно судить так, как им вздумается? 5. есть ли кодекс законов, с которыми можно ознакомиться? 6. Одинаковы ли решения шариатского суда разных районов и стран на один и тот же вопрос?

303. Kogda razreshaetsja obrashhatsja v ne islamskie sudy - 303. Когда разрешается обращаться в не исламские суды?

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Когда разрешается обращаться в не исламские суды? Какие ограничения и правила в этом вопросе?

Нет разногласия в умме в том, что суд не по закону шариата является неверием. Каждый верующий мусульманин знает, что Коран является единственным, абсолютно верным руководством.

Говорит Всевышний в своем писании в суре «Женщины» аят 60:

Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к т|агъуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение

Вот некоторые слова имамов муджтаhидов по этой теме:

≡ Говорит аль-Хафиз Ибн Касир:

فمن ترك الشرع المحكم المنزل على محمد بن عبد الله خاتم الأنبياء وتحاكم إلى غيره من الشرائع المنسوخة كفر، فكيف بمن تحاكم إلى الياسا وقدمها عليه؟ من فعل ذلك كفر بإجماع المسلمين

«Кто оставил ясный шариат, ниспосланный Мухаммаду бин ‘АбдиЛляh, печати всех пророков, и судиться по отмененным (ранее ниспосланным) законам, тот стал неверующим, тогда что сказать о тех, кто ссылается на «Аса» 1 и предпочитает их?
По единогласному мнению ученых, кто поступает таким образом является неверующим».

≡ Сказал Шейхуль Ислям Ибн Теймийя:

والإنسان متى حلل الحرام المجمع عليه ، أو حرم الحلال المجمع عليه ، أو بدل الشرع المجمع عليه ، كان كافرا مرتدا باتفاق الفقهاء

«Если человек узаконит единогласно запретное, или запретит единогласно дозволенное, или заменит единогласный шариат, то такой, по согласию всех ученых, становится неверующим, вероотступником»

И с этим все ясно. Но сегодня, к сожалению, почти во всех странах не правят по законам шариата. Этот факт вынуждает нас прибегать к неизбежной альтернативе, позволяющая решать нашу проблему иногда поверхностно, а иногда окончательно.

Речь идет о светских законах, под которыми живут многие из нас, и к которым принуждает всех, кто живет в этих государствах.

Несправедливо относить вышеприведенные доводы на тех, кто не может покинуть светские государства, кто живет под принуждением, хотя в душе своей переполнен верой в шариат!

Говорит Господь в своем писании:

Почему вы не должны есть из того, над чем произнесено имя Аллаха, в то время как Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому?
Аль-Ан’ам (119).

Также посланник Аллаhа ﷺ сказал:

Из сказанного следует, что в отношении таких людей необходимо применять именно современные фетвы, а не фетвы ученых, жившие при халифате, так как те ученые судили исходя из своих реалий.

Раньше ученые ислама не сталкивались с этой проблемой, так как веками царил благородный халифат, но их ученики поколениями передали их знания до наших дней.

Что же говорят наши современные муджтаhиды?

≡ Говорит постоянный комитет фетв и исследований КСА:

لا يجوز للمسلم التحاكم إلى المحاكم الوضعية إلا عند الضرورة إذا لم توجد محاكم شرعية ، وإذا قضي له بغير حق له فلا يحل له أخذه

«Не дозволено мусульманину обращаться к выдуманным законодательствам, (не считая случаев) безысходности, когда нету шариатского правления. Если (в таких судах) вынесли решение в пользу него не по праву, то ему не дозволяется брать это».

Под этой фетвой подписались:
1. ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз
2. ‘Абд аль-‘Азиз Али Шейх (ныне муфтий КСА).
3. Бакр Абу Зейд
4. Салих аль-Фаузан

≡ Говорит ‘алляма Ибн аль-‘Усеймин:

وأما تعلم الإنسان للقوانين الوضعية، إذا كان يتعلمها من أجل أن يدفع الباطل بالحق ؛ فهذا لا بأس به ، وإذا كان يتعلمها من أجل أن يتبع ما فيها من القوانين المخالفة للشرع ؛ فهذا حرام. وفي هذا نقول : حتى المحاماة في بلد تحكم الشريعة فيه نقول: إذا كان المحامي يريد إيصال الحق إلى أهله ؛ فلا بأس أن يمارس هذه المهنة

«Ну а что касается обучения человеком выдуманных законов, чтобы тем самым отразить ложь правдой, то в этом нет проблем.
А если он обучается (этим законам) чтобы следовать уставам (этих законов), то запрещено…
Если адвокат (помогает) восстановить справедливость (в отношении потерпевшего), то нет проблем в такой профессии».

Я добавлю: Тоже самое говорил шейх аль-Альбани и Мукъбил, да смилуется над ними Всевышний. Тоже самое сказали в центре фетв министерства исламских дел в Катаре.

1. В своей основе нельзя ссылаться на не исламский закон.

2. Можно ссылаться на не исламский закон лишь при соблюдении следующих условий:

  • Безвыходность
  • Бороться за то, что принадлежит вам по шариату.
  • При обращении в таких ситуациях в не исламский суд, важно не признавать их сердцем и питать к ним отвращения (не быть довольным).

3. Нет проблем работать адвокатом, если человек помогает устанавливать справедливость на земле.

А истина у Всевышнего!

1. Яса или «Ясикъ» — это закон Чингисхана.
2. Хадис передал Ибн Маджа, аль-Байhакъи и другие от Ибн ‘Аббаса.

Вопрос: Каково положение обращения за решениями в американский суд для решения конфликтов, возникших между мусульманами, как, например, в вопросах развода, торговли и др.?

Ответ: Не разрешено мусульманину обращаться за судом в судебные учреждения, судящие по выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда отсутствуют шариатские суды. И если такой суд вынес решение в его пользу в то время как у него нет права на то, что присуждено ему, то не разрешается ему брать это.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам.
Председатель: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз.
Заместитель: Абдульазиз ибн Абдуллах али аш-Шейх.
Член: Салих ибн Фаузан Аль-Фаузан.
Член: Бакр Абу Зейд.

2. Шейх Абдуррахман аль-Баррак

Вопрос №188900: «Разрешено ли в немусульманской стране звонить в полицию, чтобы сообщить о торговцах гашишем, о которых я не знаю, связаны с ними какие-нибудь мусульмане или нет? И если среди них есть мусульмане, отличается ли правовое положение? И если не разрешено звонить в полицию, то что тогда можно сделать? Особенно, учитывая то, что я знаю, что наставление в этом не поможет, а их торговля не вредит мне непосредственным образом, однако, она, вне сомнений, наносит вред другим людям. И если бы подобная ситуация сложилась в исламском государстве, разрешено ли было бы тогда звонить в полицию?

3. Шейх аль-Альбани.

Вопрос: Если между двумя сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа кафирских судебных учреждений, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путем?

Ответ: Если он убежден, что решение суда по тому вопросу, с каким он обращается — по этому вопросу не противоречит Шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет.

Сл. «Сильсиля аль-худа уа ан-нур», 624.
______________________

Благочестивые халифы считали своим долгом лично разбирать дела своих подданных и выделяли один или два дня в неделю, чтобы вершить суд. Но эта традиция быстро сошла на нет, и судебными делами начал заниматься особо назначенный чиновник, сочетавший в себе функции богослова и юриста, – кади.

К должности судьи правоверные мусульмане относились не то чтобы плохо, а с презрением и ужасом. Стать судьей означало обречь себя на погибель. Узнав, что его сына назначили кади в Египте, отец воскликнул: «Он пропал!» Хадисы Абу Йусуфа считались сомнительными только потому, что он дружил с кади, а суфий Абу-ль-Хасан отрекся от своего друга Исмаила, когда тот согласился стать судьей. Многие старались избежать этой чести всеми возможными способами. Кто-то бежал из дома, другой притворился сумасшедшим. Абу Ханифа не смогли принудить к судейству даже побоями.

Но если уж ты стал кади, то должен был отказываться от жалованья. Получать деньги за столь нечестивое занятие было вдвойне позорно. Верховный кади Багдада согласился занять свою должность только после того, как власти пообещали ему не платить денег, не ходатайствовать за своих людей и не заставлять действовать против закона.

На самом деле, почти все судьи, конечно, получали жалованье, хотя и не слишком большое. Большинство жило очень бедно, стараясь подрабатывать торговлей или каким-нибудь ремеслом. Одни занимались каллиграфией, другие выращивали овощи, третьи продавали финики или конские уздечки. Какой-то судья сдавал внаем собственный дом и кое-как перебивался, питаясь размоченными в воде хлебными крошками. У багдадского кади было так мало денег, что он имел на двоих с братом один тюрбан и одно платье: пока один ходил на службу, другой сидел дома. Понятно, что в таких условиях многие поправляли свои дела за казенный счет.

В то же время пост верховного кади («кадий кадиев») имел большой авторитет. Он напрямую назначался самим халифом. Это был один из высших чиновников в городе и провинции, формально стоявший не ниже военачальника-эмира. Рассказывали, что кади аль-Харбавайхи не вставал в присутствии эмира и даже не удостаивал его этого звания, называя просто по имени. В одном из дел он привлек в качестве свидетеля самого правителя государства, всесильного вольноотпущенника Муниса, и попросил предъявить справку, что тот действительно отпущен халифом на свободу, а не является рабом. Свое положение аль-Харбавайхи ценил так высоко и считал таким священным – ведь через него судит сам Аллах, – что старался никогда не пить и не есть на людях, не мыть руки, не сморкаться и плеваться, чтобы никто не видел в нем простого смертного.

От человека, занимавшего должность кади, требовалось, чтобы тот держал себя с достоинством, подобающим его сану, говорил сдержанно и тихо, не суетился и не глазел по сторонам. Ему полагалось иметь писца, судебного служителя и заместителя, которым он сам выплачивал жалованье. В его обязанности входило надзирать над сиротами, вести учет пожертвований и тщательно отбирать свидетелей. Все свои решения он основывал на Корне и хадисах, а в затруднительных случаях обращался к совету богословов-улемов, которые выносили окончательный приговор. В теории допускалось, что судьей может быть и женщина, но на практике такие случаи неизвестны.

Слушания в суде проходили всегда публично. Кади, облаченный во все черное, в плаще и высокой шапке с повязкой, ниспадавшей одним концом на спину, сидел в мечети или в собственном доме, окруженный заседателями, писарями и многочисленной публикой. Даже в халифском дворце он приказывал настежь открывать ворота и созывать людей, чтобы все видели, как проходит суд, и никто не усомнился в его справедливости. В день ему подавали до пятидесяти записок с делами, которые он должен был разобрать.

Вершить правосудие кади помогали так называемые «свидетели», собиравшие факты и предъявлявшие их при рассмотрении дела. Свидетелем в арабском суде мог быть не каждый – они выбирались только из заранее утвержденного списка, который гарантировал их надежность и добропорядочность. Списки эти проверялись и обновлялись каждые полгода. Тщательный отбор свидетелей входил в прямые обязанности судьи, поскольку тот ручался за них лично; когда кади уходил со своей должности, вместе с ним уходили и свидетели.

В конце концов, свидетельство стало что-то вроде официальной судейской должности, за которую платили деньги. Обычно рядом с судьей сидело четыре свидетеля, по два с каждой стороны. Некоторые из них могли выступать как нотариусы, решать разные мелкие дела и заверять деловые документы.

Должность кади, как и все должности в арабском мире, часто переходила по наследству. В роду Абу-ш-Шавариб за двести лет было восемь верховных кади и шестнадцать обычных. Со временем некоторые из таких судейских кланов обретали большое могущество, разрастаясь вширь и охватывая целые провинции и государства.

Кади осуществлял суд шариата, но параллельно с ним существовал и светский суд (мазалим). В него попадали уголовные и политические дела, которые требовали вмешательства светской власти. Таких судей назначал визирь. Бывало, что приговор, вынесенный кади, обжаловался в мазалим, и подсудимым оказывался сам кади.

Известен случай, когда в Каире один кади домогался руки богатой наследницы, но, получив отказ, объявил ее сумасшедшей и арестовал ее имущество. После ее жалобы визирь сам выступил как судья, и кади оказался за решеткой вместе с нанятыми им лжесвидетелями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: