Куда обратиться в прокуратуру или в суд

Обновлено: 17.04.2024

Составила в третий раз жалобу на постановление об отказе в возбуждения уголовного дела. Первые 2 раза подавала жалобы в суд, а в суде прокуратура задним числом вручала постановление об отмене постановления. После отмены второго постановления я написала жалобу в прокуратуру на бездействие полиции и получили там отказ в удовлетворении жалобы. Думала себе облегчить задачу и подать третью жалобу не в суд, а в прокуратуру, чтобы не терять время на хождение в суд, но после того, как получила отказ в жалобе на бездействие полиции прокуратуре особого доверия нет. И вот думаю куда сейчас обращаться с жалобой - всё же лучше сразу в суд? надежнее будет? Или можно попробовать в прокуратуру?

Ответы на вопрос:

Вам ничто не мешает подать жалобу и в суд, и в прокуратуру, результат вы уже поняли.

Ну почему - будет - пишите заявления под копии: прокуратуре не выгодно для отчета, если постановление будет признано незаконным в суде, но и не нужно отменять самостоятельно (-палочную систему никто не отменял (

Теоретически, если это дознание - да, если это следствие, то может только требовать (если посчитает нужным) до бесконечности.

Да, является основанием для отмены, но это не основание для возбуждения уголовного дела.

Пишите в вышестоящую прокуратуру.

А Вы обжалуйте действия (бездействия) прокурора в порядке ст.123 УПК РФ вышестоящему прокурору. Жалобу можете составить самостоятельно в произвольной форме. НО ОБЯЗАТЕЛЬНО:

Во-первых. К своей жалобе на имя прокурора субъекта Федерации обязательно приложите письменный ответ нижестоящего прокурора.

Во-вторых. Укажите, почему Вы не согласны с ответом нижестоящего прокурора (дал формальный ответ, не проверил должным образом и в полном объёме все доводы Вашей жалобы и т.д.).

В-третьих. Просите вышестоящего прокурора признать действия (бездействия) нижестоящего прокурора незаконными и необоснованными (выскажите своё мнение, почему и по каким основаниям), отменить решение нижестоящего прокурора и удовлетворить Вашу жалобу в полном объёме.

А в принципе, есть стандартный шаблон ответа прокурора "Ваша жалоба рассмотрена, оснований не усмотрено. Лет так этак через пять, обращайтесь к нам опять".

Похожие вопросы

Если уже писалась жалоба в местную прокуратуру об отказе в возбуждения уголовного дела и дело было возвращено на повторную проверку и опять дознаватель определил отказ от возбуждения уголовного дела. В обоих случаях дознаватель абсолютно ни чего не делал, от слова совсем. Единственное что вызвал меня подписать какие-то бумажки. Могу ли я снова написать жалобу в туже местную прокуратуру, но уже с жалобой на конкретного дознавателя или надо уже писать жалобу в вышестоящую областную прокуратуру?

Есть организация которая облапошивает пенсионеров и запудриванием мозгов заставляют оформить кредит на десятки тысяч за кусочек резиной прокладки на окно. Попались и мои родственники.

Написал заявление в полицию. Грамотно изложил все действия, указал статью УК которая была нарушена этими действиями и приложил подтверждающие документы.

Получаем постановление об отказе в возбуждении УД в связи с отсутствием состава преступления. Конечно же это постановление обжалуется в прокуратуре, прокуратура его отменяет как незаконное и возвращает в полицию назад. И вот снова отказ в возбуждении тем же самым участковым. Причём всё под копирку в слово слово, что и в прошлом отказе. Снова обжалуем и снова прокуратура отменяет и возвращает на проверку в УВД назад. Это продолжается почти год. Участковый явно заинтересован и под копирку все отказы.

Какие меры ещё можно предпринять в этом случаи? Или так и обжаловать до бесконечности или пока не надоест и участковый ответственности за это никакой не несёт?

В прокуратуре мне удовлетворили жалобу в отказе возбуждения уголовного дела? Какие мои дальнейшие действия?

Какое количество раз прокурор города может отменять постановление органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела?

Какие меры реагирования прокурор обязан внести?

Что делать заявителю, если постановления об отказе привели к истечению сроков привлечения к уголовной ответственности?

Куда эффективней обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в суд или в прокуратуру?

Я в жалобе на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст. 119 написала вот так как есть на самом деле. Там в постановлении кстати ещё указывается отказать в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст 306 в отношении меня.

(Дело в том, что. июня 2017 года я обращалась в полицию в заявлением о том, что по адресу. мне нанес побои и угрожал водитель такси, по результатам проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении водителя по ч.1 ст. 119 УК РФ. И о возбуждении административного производства в отношении водителя по ст. 6.1.1 КоАП РФ. Я не согласна с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении водителя по ч.1 ст. 119 УК РФ, поскольку во время нанесения мне побоев данный водитель мне мне высказывал такие слова "мне тебя из машины что ли выкинуть", "я тебя сейчас из машины выкину" данные слова я восприняла как угрозу своему здоровью то есть причинение мне тяжкого вреда здоровью. Угрозу водителя о причинении мне тяжкого вреда здоровью "я тебя сейчас из машины выкину" я восприняла реально так как он вел себя агрессивно и наносил мне побои при этом толкал и я могла удариться головой об салон автомобиля в область виска или разбить себе голову, так же я восприняла угрозу реально из за того что я физически слабее его и не смогла бы оказать ему сопротивление, у меня поднялось давление так как у меня 3 рабочая группа инвалидности по врожденному пороку сердца, и еписиндром (на данный момент ремиссия я могу полностью самостоятельно себя обеспечивать, хожу, катаютсь на велосипеде) я признана полностью дееспособной, таким образом любой удар по голове, а я могла удариться головой о машину так как он меня ещё и толкал, мог ухудшить моё состояние. Поэтому прошу вас привлечь водителя такси к уголовной ответственности по ч.1 ст. 119 УК РФ. Документы подтверждающие мою инвалидность из за которой я физически слабее, и из за чего его высказывание я восприняла как реальную угрозу причинение мне тяжкого вреда здоровью у меня есть поэтому при необходимости прошу их приобщить к материалам проверки.

Так же почему я прошу возбудить в отношении водителя уголовное дело по ч.1 ст. 111 УК РФ., поскольку в комментариях данной статьи пишется, что объективная сторона преступления состоит в действиях, представляющих собой психическое насилие и выражающихся в высказывании намерения убить другое лицо или причинить тяжкий вред его здоровью. Угроза может быть выражена устно, письменно, жестами, высказана непосредственно или передана через третьих лиц.

Так же указывается, что при оценке реальности осуществления угрозы необходимо учитывать все обстоятельства конкретного дела: обстановку преступления, взаимоотношения виновного и потерпевшего и др. А как я ранее писала данный водитель высказывая угрозу "мне тебя из машины выкинуть" и нанося мне побои оказывал на меня психическое давление поскольку я физически слабее его, так же в комментариях написано, что опасность данного преступления состоит в создании для потерпевшего тревожной обстановки, страха за свою или своих близких жизнь и здоровье. Умышленное создание путем угрозы психотравмирующей ситуации, нарушающей душевное равновесие (психическое благополучие) человека, само по себе является посягательством на здоровье, независимо от намерения виновного приводить или нет в исполнение данную угрозу. Поэтому именно здоровье является объектом данного преступления. В результате данных высказываний я испытал психическое давление и страх в результате чего у меня поднялось давление, помимо врожденного порока сердца у меня немного нарушен вестибулярный аппарат поэтому я имела реальную возможность удариться головой об салон автомобиля и разбить голову или получить легкое сотрясение мозга, что бы ухудшила моё здоровье выразившегося бы как тяжкий вред здоровью. Так же в комментариях пишется, что словесная угроза не всегда может быть воспринята как реальная. Недостаточно и субъективного мнения потерпевшего, что он считал угрозу реальной, опасался ее осуществления. Необходимо установить, в силу каких обстоятельств имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. Так же пишется, что преступление считается оконченным с момента высказывания угрозы или выражения угрозы в иной форме. А когда водитель такси высказывал угрозу "выкинуть меня из машины" он мне наносил побои что было подтверждено СМЭ и при этом толкал меня.

Так же прошу Вас проверить и сообщить мне отправлено ли дело об административном правонарушении, которое было возбуждено. 2017 года в отношении водителя который мне угрожал и нанес мне побои по ст. 6.1.1 КоАП РФ в суд.

Я написала в органы ОВД заявление о возбуждении уголовного дела, получила отказ, обжаловала прокурору. Получила ответ-постановление в удовлетворении жалобы (материалы об отказе в возбуждении уголовного дела изучены в порядке надзора, прокурором вынесено постановление об отмене постановления об отказе в возбуждения уголовного дела, материала направлены в ОВД Братского района для проведения дополнительной проверки)

И так по кругу, потом я не стала на каждый отказ милиции (их 10 штук) писать жалобу прокурору, потому что, работник милиции уговаривал:" не надо писать жалобу, прокурор все равно наше постановление вернет для дополнительной проверки"

Как я могу узнать окончательный ли отказ милиции в возбуждении уголовного дела?

Я подавала в прокуратуру. И опять пришло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Что делать дальше?

Сколько раз можно обжаловать отказ от возбуждения уголовного дела, если после жалобы в прокуратуру отказ был отменен.

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

В предыдущем материале «Куда лучше подавать заявление с жалобой в суд или в прокуратуру за защитой своих гражданских прав» мы разобрались в каких случаях за защитой своих гражданских прав лучше подавать заявление (жалобу) в суд, а в каких случаях в прокуратуру.

В данном материале рассмотрим порядок подачи заявления (жалобы) на нарушение гражданских прав в прокуратуру.

Порядок подачи заявления (жалобы) в прокуратуру регламентируется:

Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 31.07.2020) "О прокуратуре Российской Федерации";

Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (ред. от 28.07.2020) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" и

Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями:

разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов;

решение, принятое прокурором, не препятствует обращению гражданина за защитой своих прав в суд;

решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору;

поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45;

ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законодательством;

прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Статья 10 «Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений» Федерального закона "О прокуратуре РФ"

Любой гражданин при нарушении его гражданских прав может обратиться в прокуратуру. При этом обращение в прокуратуру должно быть правильно составлено, иначе его могут не принять.

Основные термины, используемые в деятельности прокуратуры при рассмотрении и разрешении обращений граждан

При рассмотрении и разрешении обращений граждан в органы прокуратуры используются следующие термины:

обращение в прокуратуру - изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство;

жалоба в прокуратуру - просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

ходатайство в прокуратуру - просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод.

п.1.9 Раздела 1 «Общие положения» Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45

Вопрос с понятиями (терминами) не менее актуальный чем то, как именно обращение в прокуратуру должно быть составлено. Если вы напишете заявление, то документ и будет рассматриваться как заявление, а не как жалоба или ходатайство, пусть даже это подразумевалось.

Заявление в прокуратуру:

сродни просьбе гражданина в содействии ему в реализации его конституционных прав;

кроме того, составить заявление в прокуратуру можно не только от своего имени, но и от имени лица, которое нуждается в содействии, но по ряду причин не может самостоятельно защитить свои интересы;

касается заявление своеволия в органах власти либо со стороны должностных лиц, которые затрагивают интересы гражданина.

Подать жалобу в прокуратуру:

  • можно в случае, когда нужно защитить интересы, которые были нарушены, или восстановить права гражданина.

То есть получается, что и заявление и жалоба в прокуратуру подаются, когда интересы и права гражданина были нарушены. Но жалоба подается, если действие уже произошло, и гражданин пожаловался на несправедливость, желая восстановления его нарушенного гражданского права. Понятия, конечно, похожие, но не являются идентичными и соответственно меры реагирования прокуратуры будут разными.

В каких случаях можно обращаться с заявлением (жалобой) в прокуратуру

Грамотно составленное обращение (заявление, жалоба) займет меньше времени на его рассмотрение. И хотя в обязанности сотрудников прокуратуры входит ответ на все поданные обращения, но правильная форма обращения и его содержание помогут быстрее и эффективнее решить проблему.

Как уже отмечалось, между жалобой и заявлением в прокуратуру существует определенная разница. Жалоба – это просьба гражданина восстановить его нарушенные права или защитить их, а заявление – это просьба помочь реализовать свои права в определенной ситуации.

Если вам необходимо решение прокуратурой вашей проблемы, а не стандартная отписка, то предварительно продумайте что будете излагать в вашем обращении. Обязательно следует указать все имеющиеся у вас доказательства нарушения ваших прав. Не лишними будут отсылки на законы в действующем законодательстве. Такое обращение будет рассмотрено в более короткие сроки.

Очень часто встречаются жалобы в прокуратуру на действия сотрудников полиции, чиновников и других должностных лиц, а также на работодателей.

Вот самые распространенные причины обращений в прокуратуру:

задержка или невыплата работодателем зарплаты;

неправомерный отказ должностных лиц государственных органов выдать документы или оказать определенные услуги, например, отказ согласовать перепланировку жилья иди другого объекта недвижимости без законных оснований;

нарушение прав задержанных полицией граждан;

невыполнение своих должностных обязанностей следователями, судебными приставами и т.д., а также превышение вышеперечисленными лицами их должностных полномочий;

нарушение обязательных норм оказания жилищно-коммунальных услуг управляющей компанией и др.

Если вы решили обратиться с жалобой в прокуратуру, то следует знать, что с 2011 года в структурах прокуратуры нет собственного следственного аппарата, т.е. прокуратура не расследует уголовные дела. Заявление о свершении подобных нарушений следует подавать в другие инстанции, у которых есть право уголовного преследования, например, в полицию, Следственный комитет, ФСБ и т.д.

Как правильно обратиться с заявлением (жалобой) в прокуратуру

Для обращения с заявлением (жалобой) в прокуратуру рекомендуется придерживаться следующего порядка действий.

Во-первых, определить, имеются ли основания для обращения в прокуратуру с заявлением (жалобой).

Заявление в прокуратуру подается, если заявитель:

просит о содействии в реализации своих прав и свобод или прав и свобод других лиц;

сообщает о нарушении законов и иных нормативных правовых актов;

сообщает о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

критикует деятельность указанных органов и должностных лиц.

пп. 3 п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45

При этом прокуратура не разрешает заявления о преступлениях. В случае поступления таких заявлений в органы прокуратуры такие заявления передаются в орган, уполномоченный их рассматривать.

Жалоба в органы прокуратуры подается, если заявитель:

  • обращается с просьбой о восстановлении или защите его нарушенных прав и свобод или законных интересов.

пп. 4 п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45

Так, обращение в прокуратуру может быть связано с нарушением:

жилищных прав гражданина, например, вызванным ненадлежащими действиями управляющей компании,

трудовых прав, например, задержкой выплаты заработной платы,

незаконным отказом в приеме в детский сад и т.д.

Во-вторых, составить заявление (жалобу)

Заявление (жалоба) могут быть поданы:

в письменной форме,

устной форме или

в форме электронного документа.

пп. 1 п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45

При подготовке обращения (заявления, жалобы) в прокуратуру необходимо учитывать, что, все случаи уникальны, а значит, и единого образца написания заявления обращения в прокуратуру нет и быть не может.

Если вам затруднительно составить обращение (заявление, жалобу) в прокуратуру самостоятельно, вы можете обратиться за помощью к юристу сайта moiprava.info.

В письменном обращении (заявлении, жалобе) необходимо указать:

наименование органа прокуратуры, куда подается заявление, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица прокуратуры или его должность;

фамилия, имя, отчество заявителя;

почтовый адрес заявителя, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

суть вопроса обращения в прокуратуру, а также сведения, достаточные для разрешения обращения;

личную подпись заявителя;

дату обращения в прокуратуру.

п. 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45

Обращение (заявление, жалоба), поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать ФИО, адрес электронной почты заявителя, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В обращении (заявлении, жалобе) в прокуратуру следует подробно изложить суть вопроса, а также обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения обращения.

При отсутствии в обращении (заявлении, жалобе) в прокуратуру фамилии или адреса заявителя, невозможности прочтения обращения, а также определения его сути ответ на обращение прокуратурой не дается.

п. п. 2.8, 2.9, 2.11 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45

В-третьих, подготовить необходимые документы и материалы

В случае необходимости подтверждения своих доводов следует приложить к письменному обращению (заявлению, жалобе) в прокуратуру документы и материалы либо их копии.

абз. 2 п. 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45

Например, в случае нарушения права на своевременную и в полном объеме выплату работодателем работнику заработной платы следует приложить копию трудового договора, а также доказательства невыплаты заработной платы, если они имеются.

При направлении обращения (заявления, жалобы) в прокуратуру в виде электронного документа приложения направляются в электронной форме.

абз. 3 п. 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45

Обращения (заявления, жалобы) в прокуратуру, содержащие аудиозаписи и/или видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются прокуратурой при наличии изложения сути обращения.

п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45

Как подать заявление (жалобу) в прокуратуру

Возможны два вида обращения в прокуратуру:

  • устное обращение и
  • письменное обращение.

Устное обращение в прокуратуру возможно только в часы личного приема прокуроров. Письменное обращение наиболее эффективное, ведь если впоследствии возникнет необходимость обжаловать решение прокурора в вышестоящей прокуратуре, от заявителя потребуется предоставить соответствующее прокурорское решение. В таком случае устный пересказ не будет принят во внимание.

Существует несколько способов обращения в прокуратуру с заявлением или жалобой:

личное посещение прокуратуры;

Личное посещение прокуратуры - наиболее частый способ обращения в прокуратуру. Заявление (жалобу) следует подавать в двух экземплярах:

один экземпляр остается в прокуратуре,

другой экземпляр с отметкой о приеме и подписью остается у заявителя (копия обращения является официальным документом).

Этот способ не так удобен и занимает слишком много времени, поэтому если хочется сэкономить силы и время, то лучше подать заявление через Интернет.

Однако почему лучше обратиться лично напрямую в прокуратуру. Перед обращением в прокуратуру надо попытаться решить конфликт в досудебном порядке. Это поможет сэкономить время и денежные средства, которые могут быть потрачена на судебные тяжбы (государственная пошлина, представитель).

Прокуратура принимает заявления только в пределах своей компетенции, если вопрос не входит в нее, тогда прокуратура перенаправляет вопрос в компетентные органы.

Прокуратура проводит проверку, оформляет представление о выявленных нарушениях. Также в случае необходимости прокурор может помочь составить исковое заявление от пострадавшего в судебную инстанцию.

Это большой плюс, ведь большинство граждан РФ недостаточно юридически подготовлены, поэтому у них могут возникнуть проблемы с написанием искового заявления, жалобы, обращения, не говоря уже о подготовке необходимых документов.

Поэтому для более грамотного юридического сопровождения любой ситуации, связанной с нарушением ваших гражданских прав, стоит обратиться в прокуратуру лично.

В ходе личного приема сотрудники прокуратуры разъяснят права и обязанности заявителя, а также ознакомят его с возможными способами защиты нарушенных прав, оформить обращение в прокуратуру.

для этого необходимо зарегистрироваться на Портале Госуслуг заранее;

дальше необходимо заполнить все поля (услуга, дата подачи заявления, ведомство, на которое жалуется заявитель, также можно прикрепить файлы, указать требования и другое);

Обращение в прокуратуру с заявлением или жалобой рассматривается в течение 30 дней, после чего срок либо продляется, либо заявителю направляется ответ.

Ответ прокуратуры по заявлению (жалобе) может быть обжалован в суд.

Как проводится проверка обращения в прокуратуру

Правила проведения прокурорской проверки регламентируются статьей 21 «Предмет надзора» Федерального закона «О прокуратуре РФ»:

если при проведении прокурорской проверки будут выявлены новые незаявленные правонарушения, то прокурор принимает новое решение о расширении ее круга либо о назначении новой прокурорской проверки;

если проверяемый объект имеет несколько подразделений на территории разных субъектов РФ, то в отношении каждого филиала выносится отдельное решение о проведении прокурорской проверки. Сроки прокурорской проверки также начинаются и заканчиваются для подразделений по-разному;

в силу закона, общий срок прокурорской проверки не может превышать 30 рабочих дней. На протяжении этого времени мероприятия прокурорской проверки могут приостанавливаться по различным причинам;

по результатам прокурорской проверки прокурор всегда выносит определенное решение. Если выявлены правонарушения – принимаются соответствующие меры, если нет – оформляется акт об отсутствии нарушений закона.

Сроки прокурорской проверки

После того, как заявление (жалоба) было подано, срок прокурорской проверки составляет не более 30 календарных дней. В течение первых 7 дней должны быть представлены предварительные результаты прокурорской проверки. Здесь речь идёт о принятии или отклонении полученного обращения или передаче его в другие инстанции.

Если обращение в прокуратуру относительно простое, считается, что потребуется не более 15 дней для принятия решения.

Бывает так, что нужно провести дополнительные проверки. В этих случаях прокурорская проверка может затянуться до 30-ти дневного срока.

В одной из предыдущих публикаций мы уже представляли инструкцию о том, как правильно обратиться в органы власти.

Многие граждане, если принадлежащие им те или иные права кем-то нарушены, видят восстановление справедливости через обращение в органы прокуратуры.

Не говоря об эффективности такого способа защиты нарушенных прав, в данной публикации рассмотрим вопрос о том, как обратиться в прокуратуру.

В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на рекомендации, которые однажды встретились нам на одном из правозащитных сайтов (к сожалению, адрес данного сайта не сохранен). Однако, думается, что авторов данных рекомендаций не будет претензий, так как эти материалы предназначены для свободного распространения.

Назовем эти рекомендации «Как пожаловаться прокуратуру» и приведем их дословно с некоторыми примечаниями.

Итак, обращаясь с жалобой к прокурору, необходимо иметь в виду следующее.

Поводом для вашего обращения в прокуратуру на территории Российской Федерации может служить любое нарушение закона, любое ограничение, не основанное на законе, независимо от того, кто является его нарушителем. Исключением из правил являются жалобы на действия (бездействие) и решения, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры и решения судов, потому что эти жалобы проверяются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным кодексами и т.п.

Решение прокурора, с которым вы н согласны, не лишает вас права обратиться за защитой своих прав по этому же вопросу в суд.

Вы можете обратиться в прокуратуру не только в связи с ущемлением собственных прав, но также можете заявить об ущемлении прав других лиц, интересов государства и общества. Кроме того, обращение в прокуратуру может быть направлено по вашей просьбе общественной организацией или трудовым коллективом.

Обратите внимание на то, что прокурор не может отменить обжалуемый или оспариваемый акт или решение. Он вправе отреагировать на допущенное нарушение, принять меры об устранении допущенного нарушения.

Обратиться к прокурору вы можете устно или письменно. Однако лучше всегда обращаться письменно. Помните о том, что для обжалования решения прокурора вышестоящему прокурору вам необходимо будет предоставить соответствующее решение нижестоящего прокурора. Пересказ устного ответа прокурора не будет принят во внимание.

Заявление, жалоба или обращение могут быть представлены для рассмотрения прокурору на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу.

Строго установленной формы обращения в прокуратуру нет. Оно может быть составлено в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (можно без ссылок на конкретные нормы закона - с этим прокурор-юрист разберется сам), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где оно допущено. Главное, чтобы в обращении были указаны Ваши фамилия, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которому оно направлено, дата, личная подпись, изложено существо вопроса.

Обращение в органы прокуратуры пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона.

Если текст обращения в органы прокуратуры будет неразборчив или в нем будут отсутствовать сведения, достаточные для его разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), то прокуратура в 5-дневный срок должна вернуть вам заявление, жалобу или обращение с предложением восполнить недостающие данные, а также разъяснить, куда следует обратиться, чтобы получить необходимые для разрешения вопроса сведения или информацию.

Ваше обращение будет оставлено без разрешения, когда:

  • оно по содержанию лишено смысла;
  • есть решение о прекращении с вами переписки.

Это возможно в двух случаях:

  1. ваше обращение, направленное повторно, не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а на предыдущее ваше обращение был дан ответ;
  2. ваше обращение содержит нецензурную брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц. Когда прокуратура приняла решение о прекращении с вами переписки, она должна вас известить об этом в 40-дневный срок со дня поступления вашего обращения. Переписка может быть возобновлена, если основания, по которым она была прекращена, отпали.

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте " Независимый советник ".

Наша задача - делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал .

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке .

В ГИТ (госинспекция по труду) можно пожаловаться на любое нарушение Трудового кодекса работодателем.

Ставьте нам лайк и подписывайтесь на наш канал - вам не сложно, а мы будем знать, что не зря пишем для вас :)

Основанием для обращения в ГИТ может стать, например:

  • незаконный отказ в приеме на работу ;
  • несвоевременная выплата или вообще невыплата зарплаты;
  • необеспечение средствами индивидуальной защиты, масками, перчатками;
  • незаконное увольнение .

Все эти нарушения влекут ответственность по статье 5.27 и статье 5.27.1 КоАП РФ. Штрафы по ним достаточно серьезные и могут доходить до 300 000 рублей.

Чтобы наказать недобросовестного работодателя, нужно написать жалобу в ГИТ. Специальной формы для жалобы не предусмотрено. Заявление составляют произвольно. Но в жалобе обязательно нужно указать, кто жалуется, на кого и по какому поводу.

Подать анонимную жалобу в ГИТ нельзя. Из жалобы должно быть понятно, кто и по какому поводу жалуется. Анонимки не могут служить основанием для проведения проверки работодателя (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП. »).

Решение по жалобе принимается в 30-дневный срок. Инспекция назначит проверку работодателя, по итогам которой его могут оштрафовать, если нарушения действительно найдут. Также работодателя обяжут устранить выявленные нарушения.

Жалоба в прокуратуру

Если жалоба в трудовую инспекцию не принесла никакого результата, или действия работодателя граничат с нарушением Уголовного кодекса, то имеет смысл сразу жаловаться в прокуратуру.

Например, в прокуратуру стоит жаловаться в случае невыплаты зарплаты свыше 2 месяцев или частичной невыплаты зарплаты свыше 3 месяцев. Эти нарушения образуют состав преступления по статье 145.1 УК РФ и прокуратура может привлечь работодателя к уголовной ответственности.

Анонимные жалобы прокуратура не рассматривает. В заявление нужно обязательно указать свои ФИО, название организации, на которую вы жалуетесь и подробно рассказать о сути нарушений.

Жалоба рассматривается в течение 30 дней. Прокуратура обязана провести проверку. Если нарушения УК РФ подтвердятся, то в отношении работодателя возбудят уголовное дело.

Если прокуратура не выявит признаков уголовного преступления, но найдет другие нарушения, работодателя привлекут к административной ответственности.

Иск в суд

Если вы хотите не просто наказать работодателя, но и получить денежную компенсацию за нарушение своих прав, нужно обращаться в суд.

В исковом заявлении надо подробно описать все, что, по вашему мнению, нарушил работодатель, а также обосновать размер ваших денежных требований.

Иск можно подать в течение 3 месяцев с момента нарушения. По спорам об увольнении иск подается в течение одного месяца со дня получения копии приказа об увольнении. Если речь идет о невыплате зарплаты, то обратиться в суд можно в течение одного года (ст. 392 ТК РФ).

Госпошлину за подачу иска к работодателю платить не нужно (пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

Иск подается в суд по выбору самого сотрудника. Например, по месту его жительства. Работодателям запретили выбирать суды для разрешения споров .

В общем, варианты наказать работодателя, нарушающего ваши права, есть. Осталось решиться и начать их использовать.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: