Куда исчезли суда на подводных крыльях

Обновлено: 24.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Куда подевались советские корабли на подводных крыльях?

На днях разбирали с приятелем его семейный фотоархив. Нашли фотку "Метеора" - это теплоход на подводных крыльях. Увидев фото, сын приятеля спросил - что это?

Ну мы конечно разъяснили, что были в СССР такие корабли на подводных крыльях. На что нам пацанчик популярно объяснил, что в СССР такие корабли строить не могли, в СССР нормального автомобиля сделать не могли, а тут такой корабль. Скорей всего такие корабли закупали заграницей.

А дальше что будет? Нашим внукам будем объяснять, что для Гагарина ракету в СССР построили, а не в США.

А блоггер Max_TAG,перебирая фотографии,вспомнил о речных кораблях на подводных крыльях и рассказал их историю

Речная гордость Советского Союза.

Перебирал в компе фотографии с 90х, нашел одну, где я на крыше специфического речного корабля. Это было свидание. Встречался с девочкой. и пригласил ее на 12 часовую прогулку в Канев, к могиле Шевченко)) 4 часа туда плыли, 4 часа там она демонстрировала мне сиськи на пляже))) и 4 часа обратно в Киев плыли)) Романтично между прочим сгребсти бабу в охапку и осыпая поцелуями друг друга, сидя на крыше этого аппарата на закате солнца нестись навстречу ветру))

Это одно из самых ярких воспоминаний моей жизни. я на крыше "речного автобуса")) скорость за 60 км\ч. мелкие брызги и ветер в лицо. лечу над водой вдоль днепровских круч под лучами теплого солнца. А как трогается с места эта машина. Сначала покачивается на волнах, потом боком (!) отплывает от причала, корпус начинает вибрировать, двигатель приглушенно гудеть на повышенных тонах, судно набирает ход. и по мере роста скорости постепенно поднимается над водой, как будто на горку едет.
Эта моя единственная поездка на уникальном корабле, и я уверен что ее не забуду никогда. Но рассмотрим это судно поближе ибо нынешней молодежи остается на него только смотреть.

Знакомитесь судно на подводных крыльях - "Восход". Корабли на подводных крыльях это гордость Советского Союза. В их производстве и эксплуатации он был мировым лидером.

Уникальный корабль, практически космос)) Недаром в СССР он был засекречен, в свое время. В основном корабль ходил по реках, но при необходимости мог и в море выйти, в прибрежную зону.

Производился "Восход" с 1973 года на заводах "Красное Сормово" (Нижний Новгород. РСФСР) и "Море" (Феодосия, УССР).Двигатели высокобортный дизели с бомбардировщиков поступали с заводов "Барнаултрансмаш" и Ленинградского завода "Звезда". Всего выпущено более 150 кораблей.

Пассажировместимость свыше 70 чел. Максимальная скорость - 65 км\ч. Эксплуатационная скорость - 62 км\ч. Мощность двигателя 1000 л.с.

Но скорость на воде дается не просто. И скорости "Восходов" доступны только благодаря его формам, гибридизации самолета и корабля. На фото главная уникальность данных кораблей - подводное крыло. При разгоне корабля, крыло под днищем создает подъемную силу так же как и крыло самолета. Корабль поднимается над водой и парит над ней опираясь на крылья. Благодаря этому сила трения маленькая и корабль может развивать высокую скорость.


Большинство жителей стран бывшего СССР в силу возраста помнит, как много было пассажирских теплоходов на подводных крыльях на реках, морях и больших озёрах. Многие из нас плавали (или летали?) на них. Эти быстрые и удивительно грациозные машины по праву были предметом гордости советских граждан, ярким свидетельством научно-технической мощи страны «развитого социализма».

Они стали постепенно исчезать в 1990-е годы и почти полностью ушли с наших водоёмов в 2000-е. Почему так произошло и возможен ли ренессанс широкого использования судов на подводных крыльях (СПК)?

Особое место СССР в мировом строительстве и использовании СПК

Первые экспериментальные модели СПК были построены разными изобретателями в технически развитых странах ещё в конце 19 века. Но уровень науки и технологии только в 1940 – 1950-х годах позволил создать достаточно совершенные образцы.

Большая часть разработок СПК военного и гражданского назначения в разных странах пришлась на 1950 – 1970-е годы. Чаще всего эти суда производились штучно или небольшими партиями. Исключением был СССР, где гражданские СПК строились серийно.

В капиталистических странах лидерами по созданию пассажирских СПК разных классов были две компании:

– «Супрамар» (Швейцария). Было построено около 200 СПК, большинство из которых были построены по лицензии в Италии, некоторые – в Японии.
– «Боинг Марин Системз» (США). Построено около 40 единиц и несколько – по лицензии в Японии.

При этом СССР построил в общей сложности около 1300 единиц пассажирских СПК.

Главным разработчиком СПК в СССР было Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород). Его создатель и руководитель Ростислав Алексеев – ключевая фигура в деле создания СПК и экранопланов в Советском Союзе. Ещё во время войны он в инициативном порядке занялся разработкой катеров на подводных крыльях и сделал всё, чтобы заинтересовать этой темой руководство своего завода и правительство. Значение личности Р. Алексеева в успехе этого направления выше, чем, например, личности великого С. Королёва в успехе советской ракетной программы.


В СССР было разработано и серийно производилось множество моделей СПК с различными пассажировместимостью, скоростью, глубиной осадки и другими параметрами.

Речные советские СПК

«Ракета» – до 64 (66) пассажиров, скорость – 65 км/ч., производство – 1957 – 1975 гг.
«Метеор» – до 78 (123) пассажиров, скорость – 65 км/ч., производство – 1959 – 1999 гг.
«Буревестник» – до 150 пассажиров, скорость – 120 км/ч., в 1962 г. произведён единственный экз.
«Спутник» – до 300 пассажиров, скорость – 65 км/ч., в 1961 г. построен единственный экз.
«Беларусь» – до 40 пассажиров, скорость – 60 км/ч., производство с 1963 г.
«Полесье» – до 50 пассажиров, скорость – 65 км/ч., производство – 1983 – 1996 гг.
«Восход» – до 71 пассажиров, скорость – 65 км/ч., производство – 1973 – 1991 гг.

Морские советские СПК

«Стрела» – до 92 пассажиров, скорость – 75 км/ч., в 1961 – 1962 гг. построено 3 экз.
«Комета» – до 120 пассажиров, скорость – 57 км/ч., производство – 1964 – 1981 гг.
«Колхида» – до 120 пассажиров, скорость – 63 км/ч., производство – 1981 – 1988 гг.
«Вихрь» – до 300 пассажиров, скорость – 65 км/ч., в 1960-х построен единственный экз.
«Циклон» – до 250 пассажиров, скорость – 70 км/ч., производство – 1986 г.
«Ласточка» – до 85 пассажиров, скорость – 85 км/ч., в 1980-х построено 4 экземпляра
«Катран» – до 120 пассажиров, скорость – 63 км/ч., производство – 1988 – 1996 гг.

По сравнению, например, с американскими образцами советские СПК отличались максимальной простотой и технологичностью конструкции при достаточно высоком гидродинамическом совершенстве. Кроме того, они были очень красивы.

Советские морские и речные СПК экспортировались в десятки стран Европы, Азии и Америки. В некоторых из них они эксплуатируются до сих пор. Таким образом, СССР был не просто безусловным лидером в разработке и строительстве СПК, но единственной страной, где этот вид транспорта был по-настоящему развит.

После СССР

Протяжённость внутренних водных путей в современной России составляет более 6 тыс. километров. Советский Союз вкладывал огромные средства в их развитие. В советский период объём перевозок по озёрам, рекам и каналам увеличивался. Но поскольку другие виды транспорта развивались ещё более интенсивно, доля перевозок по внутренним водным путям в общем грузопотоке стремительно уменьшалась: с 27% в 1928 году к 1990 году она снизилась до всего 4,5%. К тому же в связи с ошибками в управлении развитием речного флота в СССР с 1960-х годов началось постоянное снижение экономической эффективности перевозок этим видом транспорта.

За крахом советской системы произошла гибель речного флота как большой системы, являвшейся частью мощного народнохозяйственного комплекса. Постсоветская экономическая парадигма не предусматривала активного участия государства в хозяйственной деятельности в целом и функционирования водного транспорта в частности. Заявлялось, что «свободный рынок» и частная собственность сами по себе отрегулируют все хозяйственные отношения и приведут к интенсивному развитию экономики страны.


В результате произошло сильное падение объёма грузовых и пассажирских перевозок, которое в целом продолжается до сих пор. Сегодня в РФ на речной транспорт приходится менее 1% общего грузопотока. Степень загруженности водных путей России в 10 раз ниже, чем в Китае и в 30 раз ниже, чем в Германии.

После передачи речного флота в частные руки вдруг оказалось, что эксплуатация огромной части пассажирских судов нерентабельна. Особенно это относится к СПК. В настоящее время в России эксплуатируется очень немного этих судов. В основном, они используются на туристических маршрутах. Некоторые из них прошли модернизацию, в первую очередь, в части замены морально устаревших советских дизельных двигателей на импортные.

Часть судов была разрезана на металлолом, часть продана в другие страны полностью или частично (на запчасти), большое количество их находится на хранении на различных базах в России и на Украине, где они медленно умирают, стоя под открытым небом.


Развитие в РФ автобусных перевозок и личного автотранспорта, строительство и модернизация дорог за последние 1,5 десятилетия значительно снизили востребованность речных пассажирских перевозок.

Тем не менее в России на крупных водоёмах есть места, «сухой» путь к которым отсутствует или затруднён. Хотя количество таких мест постоянно уменьшается (в основном в связи с продолжающейся концентрацией населения). Для таких мест естественным образом остаётся актуальным использование водного транспорта. Суда на подводных крыльях для дальних маршрутов более удобны, так как позволяют значительно сократить время пути.
В последние годы в России была разработана целая линейка речных и морских СПК различных классов.

Речные российские СПК

«Валдай 45Р» – до 45 пассажиров, скорость – 65 км/ч., начало производства – 2017 г.
«Метеор 120Р» – до 120 пассажиров, скорость – 65 км/ч., начало производства – 2019 г.

Морские российские СПК

«Комета 120М» – до 120 пассажиров, скорость – 65 км/ч., начало производства – 2013 г.
«Циклон 250М» – до 250 пассажиров, скорость – 70 км/ч., производство не начато.


Но эти машины не вызвали ощутимого интереса ни со стороны бизнеса, ни со стороны центральных и местных властей. В течение примерно 15 последних лет в России строится всего 1-2 СПК в год.

Экономические особенности использования СПК

Преимуществом СПК перед другими судами является высокая скорость. Но за это преимущество приходится платить более высокой стоимостью их постройки и эксплуатации: они имеют более высокий расход топлива и требуют более дорогого технического обслуживания.

Экономические недостатки судов на подводных крыльях привели к тому, что они не получили сколько-нибудь широкого распространения в капиталистических государствах. Исключением являются страны, где необходима интенсивная связь между относительно близкими обитаемыми морскими островами. Поэтому морские СПК активно используются в таких странах как Греция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды. Симптоматично, что в капиталистических постсоветских государствах также не нашли значительного применения ни модернизированные, ни совершенно новые СПК.

Сегодня к вышеперечисленным факторам добавилась низкая востребованность речного транспорта. Небольшое количество маршрутов, их небольшая протяжённости и малая загруженность делают их коммерчески непривлекательными для частных предпринимателей. В СССР решения о массовом строительстве и использовании СПК принимались на уровне первых лиц государства, при этом коммерческая составляющая не была определяющей.

В будущем использование ограниченного количества СПК для связи с «глухими» населёнными пунктами на крупных реках, а также в экскурсионно-туристических целях наиболее возможно при наличии дотаций или полного содержания со стороны властей регионов.

Вывод

В капиталистических странах суда на подводных крыльях никогда широко не применялись, поскольку в силу особенностей этих машин коммерческая привлекательность их эксплуатации ограничена несколькими узкими рыночными нишами.

Повсеместно СПК использовались только в СССР и других странах с государственной экономикой. При сохранении в России существующей экономической и политической модели нет оснований считать, что данный вид транспорта может снова стать массовым.

Видео: Почему исчезли теплоходы на подводных крыльях

В СССР существовало много интересных изобретений, которые не имели аналога в мире. Однажды в этой чудесной сверхдержаве создали крылатые теплоходы! Это ни машина, ни автобус, ни лодка — этот транспорт ни на что не похож, но своей красотой он до сих пор привлекает многих. Не зря он был так популярен раньше в России, а сейчас помогает зарубежным владельцам устраивать туристические прогулки. Мы поможем понять, что это такое и почему этот популярный теплоход канул в Лету.

Видео: Почему исчезли теплоходы на подводных крыльях

«Ракета» и «Метеор» — так назывались теплоходы на подводных крыльях, которые выпускались в СССР. Всего «Ракет» было сконструировано более 3000. Первый раз такое устройство с подводными крыльями попытался создать французский инженер, который являлся русским подданным, Шарль Де Ламбер, он испытывал свое изобретение на Сене. Но из-за слабой мощности двигателя машины у него ничего не вышло. Успешнее в этом был итальянец Энрико Форланини, он экспериментировал с 1898 года. Позже, в 1906 году, созданное им судно во время испытаний разогналось до 68 км/ч. В СССР таким гением стал студент Ростислав Алексеев. Он заинтересовался статьей о том, как ведут себя крылья самолета в воде. Молодого человека, который в тот момент учился в Горьковском индустриальном институте, вдохновил этот текст.

Какими были машины и мотоциклы в СССР, можно вспомнить посмотрев подборку игрушек того времени, о которых мечтали все мальчишки и даже взрослые.

Видео: Почему исчезли теплоходы на подводных крыльях

Осенью 1941 года Ростислав Алексеев защитил диплом по этой теме. В ходе работы над дипломным проектом он придумал такое судно, которого еще не знало кораблестроение. После защиты, мужчину устроили на Горьковский завод. Там он создал первый катер с подводными крыльями, он отправился на нем прямиком в Москву, где заинтересовались идеей такого судна и у него нашлись первые фанаты. 25 августа 1957 года судно «Ракета-1» вышло в свой первый рейс, тогда 420 км оно прошло за 7 часов, а на борту было 30 человек. Тогда «Ракета» стала очень популярной и даже поставлялась на экспорт. А путешествие на ней в какое-нибудь живописное место было мечтой, и на ее осуществление нужно было немало денег.

Видео: Почему исчезли теплоходы на подводных крыльях

После 90-х часть судов была продана в страны Европы и Китай. Тогда вообще практически все такие транспортные средства разворовывались и сбывались за рубеж. После «Ракеты» начали выпускать один из самых красивых и известных теплоходов на подводных крыльях — «Метеор». Его серийный выпуск начался в 1961 году, потому что нужна была большая вместительность. Но к 2000 году они исчезли. К концу 1990-х годов практически все речные вокзалы и пристани на Днепре перестали работать. И флот стал очищаться от старых машин, в категорию таких попали даже «Ракета» и «Метеор».

Видео: Почему исчезли теплоходы на подводных крыльях

Причиной их продажи также стала металлозаготовительная лихорадка. Другие страны в те времена массово закупали наши «Ракеты». За рубежом они стали нужнее, ведь там такой транспорт превратили в бизнес, а у нас они оказались убыточной обузой. Поэтому, если вам хочется вновь ощутить дух СССР и прокатиться на советском судне, то единственный вариант — найти экскурсию на нем в Европе.

А об изобретениях, которые СССР украл у Запада, читайте в другой нашей статье.

P.S. У нас есть telegaram-канал, где мы публикуем подборки горящих туров 😎😎😎

В Советском Союзе первое пассажирское судно на подводных крыльях, «Ракета» , вступило в эксплуатацию в 1957 году. В шестидесятых годах начался серийный выпуск пассажирских судов на подводных крыльях «Метеор» , «Комета» , «Беларусь» и «Буревестник» . В семидесятых-восьмидесятых годах последовали суда «Восход» , «Полесье» , «Колхида» , «Циклон» .

В единичных экземлярах в шестидесятых годах были построены экспериментальные СПК «Стрела-1» (первое в Советском Союзе морское пассажирское СПК, 1961), «Стрела-2» (1962), «Стрела-3» (1963), СПК с автоматически управляемыми подводными крыльями проекта 1233 «Тайфун» в пассажирском варианте (1969).

Для служб судового надзора и спасательных станций в СССР выпускались катера на подводных крыльях «Волга» .

Пассажирские суда на подводных крыльях советского производства экспортировались в несколько десятков стран мира.


В 70-80е, когда у нас был "застой" и "ужасы" социализма-по матушке Волге ходили быстроходные "Метеоры" и "Ракеты".Были разные маршруты и т. д. Добраться, к примеру, до Зольное или Бахиловой поляны можно было из Самары примерно за 40-50 минут. Потом они исчезли в 90е? Их заменил "Омик",изменилось и время пути от 4х до 6-ти часов. Кто и куда их "дюгнул"?И где была власть Самарской области? Вопрос, конечно риторический. просто на дворе 21 век, а Самару этими действиями отшвырнули в 19. И всё тихо в провинции самарской. .

Наверно дело в движках. Они жрут немеренно, а это сказывается на себестоимости эксплуатации. Цена билета для проезда высока и проект коммерчески не выгоден. По той же причине и самолет Ту-144 не пошёл: -( Жалко конечно. За державу обидно. Но пока страна банкрот и благотворительность ей (России) не по карману: -( Будем ждать лучших времён. Надеюсь все достижения конструкторов СССР запантентовано за Россией.

Полно плавает.
Но вообще то они здорово устарели, и весьма прожорливы, их эксплуатация невыгодна по ссравнению с обычными речными трамвайчиками.

Я, вроде, где-то видела рекламу, что по Московскому морю "Ракета" ходит от Северного речного вокзала.

сынок, ты в какой деревне живёшь? или в кишлаке, судя по фэйсу?
Многие из них бороздят просторы. хотя их в регистре и не значится.

В Питер приезжайте. по Неве носятся на Ладогу и в Петродворец. . снимок в воскресенье. 20 мая
вторая модель.

Так это, улетели они в теплые края - тут-то стало не прокормиться.. . Да и всё подстрелить норовят.. . Хотя у нас в Питере им еще есть пока местечко в Маркизовой луже.

Гайдаровские реформы и взлет цен на ГСМ сделали их не рентабельными и их быстро распродали. За рубежом знакомые ребята их видели недавно. "Булгарии" потонут вобще ничего не останется

У нас тоже к казанскому речпорту стояло помимо всего прочего ракет 5, очень обидно но их продали китайцам в 90 - х. наши любимые власти, щас восходы метеоры еще остались, ходят.

А еще по Волге в 1960-1970-х гг ходил речной газотурбоход «Буревестник» . Скорость-90-100 км/ч. У Ракеты максимум 70 км/ч.
Суда стареют. Их не ремонтировали, списали. Новых нет. У нас в Москве несколько Ракет ходит. Но это нам не транспорт, а развлечение.

Они рыбы много пугали и резали, особенно Кометы. Не успевали рыбы уплывать. Поэтому их сняли с производства.

Мы попытались выяснить, что происходит с кораблями, еще недавно считавшимися гордостью нашего речного флота.


В начале месяца сразу два судна на подводных крыльях потерпели аварию в акватории Онежского озера. Оба так и не смогли встать на крылья и начать движение в нормальном режиме.

Поездка с пересадкой
Наиболее драматичной, по крайней мере, с виду, была авария «Кометы», которая произошла 1 июля. Едва судно успело отойти от берега, как заглох двигатель и начало разливаться горючее. На борту находилось более сотни детей из лагеря «Юный спасатель». В спешном порядке их пришлось эвакуировать на другой корабль.

Второй случай произошел 5 июля с «Метеором», следовавшим рейсом Петрозаводск-Великая Губа. Из-за остановки двигателя судно было вынуждено зайти в ближайший порт — в Сенную Губу. Пассажиров, которых было несколько десятков человек, тоже пришлось пересаживать на другие суда.

Казалось бы, вывод напрашивается сам собой: суда терпят аварии из-за плохого обслуживания. Действительно, после развала Беломоро-Онежского пароходства приходится все чаще наблюдать, как размываются некогда крепкие традиции судовождения, перевозчикам все труднее найти квалифицированных и ответственных людей, которым можно было бы без опасений доверить суда.

Однако не будем спешить с выводами. Оценим результаты проверки транспортной прокуратуры, которая подвергла аварии 1 и 5 июля тщательной проверке. К слову, случай 24 мая надзорным органом не рассматривался — его сотрудникам не поступил «сигнал» о нем по горячим следам и время было упущено.

Случай случаю — рознь.
Как сообщили нам в прокуратуре, аварии 1 и 5 июля сильно отличаются друг от друга. Первая, хотя и выглядела более драматично, при ближайшем рассмотрении оказалась куда менее серьезной. В самом начале поездки по какой-то причине отошла топливная трубка, снабжавшая двигатель горючим. В принципе, такую поломку можно было устранить в течение небольшого времени и по ходу судна.

Просто опытный капитан решил перестраховаться, избавить юных пассажиров от бесцельного «болтания» на волнах и возможного риска отравления парами вытекшего топлива. Впрочем, прокуратура все еще ждет окончательного вывода экспертов по этому случаю. Но уже сейчас все выглядит так, что серьезных претензий к арендаторам судна и экипажу предъявлено не будет.

Впрочем, не дожидаясь применения мер прокурорского реагирования, транспортная компания приняла решение приостановить эксплуатацию судна и отвела его в ремонтный док. Но такое серьезное отношение к работоспособности и безопасности судна, к сожалению, проявилось уже после происшествия, а не до.

40 лет в обед
Интересный факт: пассажирские суда ломаются не только в Карелии. Так, в мае заглохли двигатели сразу у двух судов на подводных крыльях, катавших людей по Неве. Там все было еще хуже: пассажирам пришлось четыре часа сидеть на отмели в районе Кронштадта и ждать судов-спасателей. Стоит отметить — в этих случаях тоже фигурировали «Метеоры». Возможно, с самой конструкцией этого судна что-то не так?

Работники прокуратуры, разбирая карельские случаи, выяснили любопытную подробность: «Комета», у которой случилась менее серьезная поломка, была построена в 1976 году. А «Метеор-244», проштрафившийся более капитально, датируется 1990 годом постройки. «Метеоры», потерпевшие аварии на Неве, строились примерно в те же годы.

Значит, проблема иногда заключается даже не в сроке эксплуатации корабля, хотя и он важен, а в эпохе, в которую оно было построено. Конец 80-х — начало 90-х. Для страны это было тяжелое время. Многое в те годы строили, как бог на душу положит. Вероятно, суда на подводных крыльях не исключение. Впрочем, и ссылку на возраст никто не отменял, ведь в новой России такие корабли и вовсе не строили, продолжая эксплуатировать советские суда. Какое-то время запас прочности старых кораблей еще существовал, но сейчас все их недостатки стали активно «вылезать» на поверхность.

Безусловно, нынешние «Кометы» и «Метеоры» давно устарели не только физически, но и морально. Чтобы это понять, достаточно посмотреть снимки новейшей разработки судна на воздушной подушке - «Кометы 120М». Но эта модель строится уже несколько лет, должна была быть спущена на воду в июне 2015 года. Но что-то о ней пока ничего не слышно. Про появление ее в Карелии и вовсе говорить не приходится.

Кстати, в аннотации к этой модели сказано, что срок эксплуатации такого типа судов (даже суперсовременных) — 25 лет. Вряд ли наш злополучный «Метеор», построенный, напомним, в 1990 году, по своим изначальным характеристикам может служить дольше. Так что по всему выходит, что для него наступает «край».

Контроль вроде есть, и его сразу нет
Перевозчики не склонны видеть в этом проблему. Представитель компании, которая занималась эксплуатацией «Метеора», сказала нам:

Наш директор любит говорить, что «Один самолет — это не авиакомпания, одно судно — еще не флот».

Иными словами, нельзя брать отдельный случай и видеть в нем тенденцию. Однако неприятных случаев с судами на подводных крыльях уже несколько, причем не только у нас в республике.

Страховкой от этого могло бы служить усиление контроля над тем, как эксплуатируются суда. Причем для того, чтобы быть эффективным, техническое обследование ставшими вдруг ненадежными кораблей должно быть ежедневным, перед каждым выходом в рейс. Подобно тому, как обследуются другие виды транспорта: автомобильного, железнодорожного, воздушного.

Но, как выясняется, ежедневного обследования судов на подводных крыльях нет и в помине. Они проходят техосмотр только в начале сезона — и на этом контроль заканчивается. Правда, предполагается, что предсезонное обследование — штука серьезная. Транспортная компания должна получить порядка 15 сертификатов, прежде чем судно допустят на линию. Однако это ни от чего не страхует. У всех проверяемых сейчас прокуратурой судов такие документы в наличии имелись.

Настораживает и другой момент. Оказывается, инспекция государственного портового контроля не вправе проводить ежедневное обследование судов.

Поэтому мы просим людей почаще обращаться к нам и в полицию. Причем сразу, как только заметили, что перевозчики допускают какие-либо нарушения требований безопасности пассажирских перевозок, а не так, как лишь на днях вспомнили о случае 24 мая, - замечает Анна Гусакова.

По данным государственного комитета РК по туризму, всего в акватории Онежского озера в этом сезоне задействованы 7 судов на подводных крыльях: 6 из них находятся в распоряжении компании «Кижское ожерелье» (три «Кометы», два «Метеора» и один «Восход»), они выполняют туристические рейсы на остров Кижи, а также социальные рейсы в поселки на берегах озера. Одна «Комета» эксплуатируется компанией «Русский Север» (в данный момент находится в ремонте, будет запущена с 15 июля).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: