Кто является субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению

Обновлено: 28.03.2024

В России три основных вида пенсии — страховая, накопительная и государственная. Про страховую и накопительную мы не раз писали. А кто получает государственную пенсию и чем она отличается от остальных?

Пенсия по государственному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России. Как и страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Но дополнительно предусмотрена также государственная пенсия за выслугу лет. Она назначается летчикам и космонавтам, военным, пожарным, чиновникам.

Кто получает государственную пенсию

Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.

Пенсия для космонавтов и летчиков

Профессия космонавта перестала быть такой популярной среди нынешнего подрастающего поколения. Нет уже того романтического флера, который был в годы прошлого века. Между тем, люди, которые занимаются экстремальными видами деятельности и приносят пользу человечеству, имеют право на повышенную пенсию и дополнительные выплаты после окончания трудовой деятельности. Речь идет не только о космонавтах, но и о летчиках-испытателях. Им платится пенсия за выслугу лет. Для ее получения летчики и космонавты должны проработать 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины). Пенсия также назначается по инвалидности и по случаю потери кормильца — членам семей, а именно — детям, родителям и супругу (или супруге). Причем тут речь идет не только о космонавтах и летчиках, но и о кандидатах на эти должности — они могут получить инвалидность или погибнуть во время учебы.

По данным Росстата на 1 января 2016 года (более свежих данных Росстат по этой профессии не публикует), пенсия космонавта составляла 446 тыс. руб.

А еще космонавтам и летчикам-испытателям может устанавливаться не только государственная пенсия за выслугу лет, но и страховая пенсия по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Конечно, при наличии условий для ее назначения.

Военная пенсия

Для военнослужащих, за исключением проходивших службу по призыву, пенсия назначается в порядке, предусмотренном специальным законом. Они имеют право на выплаты за выслугу — через двадцать лет после начала службы по контракту. Так, военный, начавший служить по контракту в двадцать лет, в сорок уже может начать получать государственную пенсию.

Также пенсия может быть назначена военным по инвалидности, если они приобрели ее на службе. Их семьи получают пенсию в случае смерти кормильца, причем как проходящего службу, так и уже пенсионера.

Военные пенсионеры получают пенсию из федерального бюджета по линии силовых ведомств — например, от министерства обороны. Но если после выхода на пенсию военный пойдет работать в должности, не относящейся к военной службе, — например, в частное охранное предприятие — то работодатель будет отчислять за него страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в ПФР. И тогда при определенных условиях военный может получить вторую пенсию.

Вторая пенсия военнослужащим назначается, если они:

  • достигли общеустановленного пенсионного возраста — 60 лет для женщин и 65 для мужчин к 2024 году с учетом переходного периода;
  • набрали определенный стаж на гражданке — 15 лет к 2024 году;
  • набрали пенсионные коэффициенты — 30 к 2025 году;
  • получают военную пенсию.

Пенсия для чиновников

Еще госпенсию за выслугу лет назначают федеральным государственным служащим. Право на нее имеют те чиновники, которые отработали определенное количество лет — этот показатель с 2017 года увеличивается поэтапно с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Государственная пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно. При этом страховую пенсию госслужащие получают по «своему» пенсионному возрасту.

Для госслужащих повышение пенсионного возраста началось в 2017 году. Оно тоже поэтапное, как и для всей России. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины с 2034 года — в 63 года.

Государственная пенсия по старости

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. Для них установлен специальный пенсионный возраст. Условия для ее получения зависят от статуса подвергшихся радиационному воздействию и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на подвергшихся радиационному загрязнению территориях, а также от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями таких катастроф.

Те граждане, которые ликвидировали последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в могут выйти на пенсию уже в 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). А для тех, кто делал это двумя годами позже, пенсионный возраст начинается с 50 и 55 лет соответственно. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет.

Кстати, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф россияне могут выбрать, какую именно пенсию они хотят получать — вот эту самую государственную или обычную страховую, на которую они тоже имеют право при выполнении определенных требований — стажа (он постепенно увеличивается, в 2020 году был 11 лет, к 2025 году составит 15 лет) и наличия определенного числа индивидуальных пенсионных коэффициентов (2020 год — 18,6 коэффициентов, к 2025 году — 30). Дело в том, что страховая пенсия может быть больше государственной, которая максимум составит 250% от размера социальной пенсии. Социальная пенсия по старости в 2021 году равняется 5796,76 руб.

Государственная пенсия по инвалидности

Помимо уже перечисленных выше космонавтов, военнослужащих, чернобыльцев и других пострадавших в результате техногенных катастроф граждан государственная пенсия по инвалидности назначается участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и «Житель осажденного Севастополя».

При этом граждане могут продолжать зарабатывать деньги — факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет. Участники ВОВ, награжденные перечисленными выше знаками граждане и те, кто получил военную травму, могут также рассчитывать на вторую страховую пенсию.

Выплаты участникам Великой Отечественной войны, которые получают одновременно страховую пенсию и пенсию по государственному обеспечению, в 2021 году в среднем составляют 42 тыс. рублей.

Социальная пенсия

Социальная пенсия предназначена для нетрудоспособных граждан. Это инвалиды, дети без родителей, малочисленные народы Севера в возрасте и 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно), а также те, кто не заработал нужное число пенсионных коэффициентов и стажа для получения страховой пенсии.

Если гражданин России не заработал определенное число баллов и коэффициентов, то он не сможет получить страховую пенсию по старости. В этом случае — и если он нигде не работает — по достижении 65 и 70 лет (женщины и мужчины соответственно) он начнет получать социальную пенсию.

11) другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

НПФ для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам формирует:

1) пенсионные резервы (для обеспечения платежеспособности перед участниками);

2) пенсионные накопления (для обеспечения платежеспособности перед застрахованными лицами).

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

1) пенсионных взносов;

2) дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

3) целевых поступлений.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами определяется уполномоченным федеральным органом.

Пенсионные накопления формируются за счет

досрочно выплаченных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании, и других средств.

Негосударственные пенсионные фонды, а также их филиалы, заключают договоры обязательного пенсионного страхования на основании ст. 8 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах 1. Законодательные и иные нормативные акты2. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения3. Судебная практика1. Определение федеральным законодателем исчерпывающим и

3.1. Стороны и участники отношений коллективных переговоров

3.1. Стороны и участники отношений коллективных переговоров Разглашение охраняемой законом информации при определенных обстоятельствах может иметь место не только в индивидуальных трудовых правоотношениях, но и в иных, непосредственно с ними связанных.Главным образом,

67. Участники и субъекты земельных правоотношений

67. Участники и субъекты земельных правоотношений Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений 1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской

23. Объекты и субъекты водных отношений

23. Объекты и субъекты водных отношений Основой регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) является ВК РФ.Объект водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы,

Статья 5. Участники земельных отношений

Статья 5. Участники земельных отношений 1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических

54. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

54. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию Указанными участниками являются следующие субъекты обязательного пенсионного страхования:1) федеральные органы государственной власти;2) страхователи;3) страховщик;4) застрахованные

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками

Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений

Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений 1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и

Статья 5. Участники земельных отношений

Статья 5. Участники земельных отношений 1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических

12. Субъекты муниципально-правовых отношений

12. Субъекты муниципально-правовых отношений Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные

ЛЕКЦИЯ № 6. Субъекты жилищных отношений

ЛЕКЦИЯ № 6. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные

23. Субъекты жилищных отношений

23. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Статья 5 Участники земельных отношений

Статья 5 Участники земельных отношений 1. Норма п.1 ст.5 Кодекса является императивной. Она основывается на конституционном принципе, в соответствии с которым земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9 Конституции

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах,

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах,

Страховщик – Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы);

4) физические лица (добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

1) работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», если иное не предусмотрено международным договором РФ;

5) иные категории граждан.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию Многие граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, не имеют другого постоянного места работы и, следовательно, они не смогут оформить пенсию. Комментируемая статья предоставляет таким

67. Участники и субъекты земельных правоотношений

67. Участники и субъекты земельных правоотношений Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах

Состав правоотношений. Объекты и субъекты правоотношений

Состав правоотношений. Объекты и субъекты правоотношений Составом любого правоотношения является совокупность объекта и субъекта, его субъективных прав и обязанностей.Объект правоотношения – это то явление, по поводу которого возникают права и обязанности участников

3. Страховые правоотношения, участники страховых правоотношений

3. Страховые правоотношения, участники страховых правоотношений Страховые правоотношения – это отношения, регулируемые Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ», постановлениями Правительства РФ, принятыми в соответствии с данным Законом, ГК РФ, другими

4. Иные участники страховых правоотношений: страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии, страхователи, выгодоприобретатель

4. Иные участники страховых правоотношений: страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии, страхователи, выгодоприобретатель Страховые агенты – это физические лица и юридические лица, являющиеся посредниками между страховщиком и страхователем (ст. 8 Закона РФ

56. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению

56. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются:1) фонды;2) Пенсионный

45. Участники земельных правоотношений

45. Участники земельных правоотношений Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.Под гражданами ГК РФ понимает физических лиц: граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также лиц с

Глава 14. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений В чем сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений?

Глава 14. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений В чем сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений? Любое демократическое государство невозможно без ограничения произвола чиновников, без действенных гарантий

В чем проявляется особенность процессуальных правоотношений по делам, возникающим из публичных правоотношений?

В чем проявляется особенность процессуальных правоотношений по делам, возникающим из публичных правоотношений? Общее для всех дел данной категории заключается в том, что они связаны с деятельностью различных управленческих и законодательных структур либо с работой

Участники рынка

Участники рынка Граждане (физические лица) и различные организации (юридические лица) Самыми многочисленными участниками на рынке жилья являются граждане (физические лица) и различные организации (юридические лица), права и обязанности которых определены ст. 17–65 ГК

Другие участники

Другие участники Контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, государственное регулирование,

13. Отсутствие страховки, несоблюдение требований по страхованию

13. Отсутствие страховки, несоблюдение требований по страхованию Если договор страхования не заключался или просрочен, то вас накажут по ст. ст.12.37 п.2 КоАП – штраф 500-800 рублей. Если вы управляете автомобилем в непредусмотренный полисом день, либо автомобилем управляет

СТАТЬЯ 5. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

СТАТЬЯ 5. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:физические

СТАТЬЯ 7. Право на обеспечение по страхованию

СТАТЬЯ 7. Право на обеспечение по страхованию 1. Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.2. Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СТРАХОВАНИЮ

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СТРАХОВАНИЮ СТАТЬЯ 8. Виды обеспечения по страхованию 1. Обеспечение по страхованию осуществляется:1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное

СТАТЬЯ 8. Виды обеспечения по страхованию

СТАТЬЯ 8. Виды обеспечения по страхованию 1. Обеспечение по страхованию осуществляется:1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных


Виталий Семенихин,
Руководитель Эксперт-бюро «Семенихин»

Главой 23 НК РФ предусмотрены специальные правила налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Об этих особенностях мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Для начала рассмотрим, что представляют собой негосударственный пенсионный фонд, договор негосударственного пенсионного обеспечения и договор об обязательном пенсионном страховании.

Негосударственным пенсионным фондом (далее — фонд) признается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон № 75-ФЗ)).

Для справки: лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Лицензия предоставляется фондам, созданным в результате их учреждения, а также фондам, создаваемым в результате реорганизации (п. п. 1 и 2 ст. 7.1 Закона № 75-ФЗ).

Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (п. 2 ст. 2 Закона № 75-ФЗ).

Договором негосударственного пенсионного обеспечения является соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Закона № 75-ФЗ).

При этом вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо, являющееся стороной договора негосударственного пенсионного обеспечения и уплачивающее пенсионные взносы в фонд.

Участником является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Требования к договору негосударственного пенсионного обеспечения установлены в ст. 12 Закона № 75-ФЗ.

Договором об обязательном пенсионном страховании является соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица.

При этом застрахованным лицом является физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании.

К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Требования к договору об обязательном пенсионном страховании установлены в ст. 36.3 Закона № 75-ФЗ.

Форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом на сегодняшний день утверждена Приказом Минтруда России от 03.06.2013 № 238н.

Форма заявления застрахованного лица о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию и инструкция по заполнению указанного заявления утверждены Постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 № 502п.

Заметим, что названным Постановлением также, в частности, утверждены:

  • форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение 3);
  • инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение 4);
  • форма заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 9);
  • инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 10);
  • форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 11);
  • инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 12);
  • Порядок доведения до сведения застрахованных лиц форм заявлений застрахованных лиц о переходе и заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, из негосударственного пенсионного фонда в ПФР, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, уведомления застрахованного лица о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении застрахованного лица о переходе, уведомления об отказе от смены страховщика, а также инструкций по заполнению указанных форм заявлений и уведомлений (Приложение 17).

Следует отметить, что субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются фонды, ПФР, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи (ст. 3.1 Закона № 75-ФЗ).

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений. Права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются Законом № 75-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Банка России, правилами фонда, договором негосударственного пенсионного обеспечения и договором об обязательном пенсионном страховании (п. 1 ст. 13 Закона № 75-ФЗ).

Права и обязанности страхователей по уплате страховых взносов на финансирование накопительной пенсии определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 7 ст. 13 Закона № 75-ФЗ).

В целях соблюдения требований Закона № 75-ФЗ, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России (п 1 ст. 34 Закона № 75-ФЗ).

Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 36 Закона № 75-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

В ст. 213.1 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Согласно п. 1 указанной статьи при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • накопительная пенсия;
  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;
  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.

Минфин России в Письме от 31.10.2014 № 03-04-06/55341 со ссылкой на абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ разъяснил, что суммы пенсии, выплачиваемой в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ независимо от того, что указанные пенсии выплачиваются не только за счет поступивших пенсионных взносов, но также за счет начисленного фондом дохода.

Для целей обложения НДФЛ не имеет значения, какой вид пенсионного счета негосударственного пенсионного обеспечения (именной или солидарный) используется для аналитического учета в фонде.

Перечень документов, которые могут быть представлены налогоплательщиком негосударственному пенсионному фонду в целях подтверждения уплаты НДФЛ с пенсионных взносов, внесенных работодателем в указанный фонд до 01.01.2005 по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, для освобождения от обложения НДФЛ сумм пенсий, выплачиваемых по таким договорам, НК РФ не установлен.

По мнению Минфина России, это могут быть любые документы, прямо или косвенно подтверждающие сумму уплаченного НДФЛ с дохода в виде пенсионных взносов, внесенных работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 231.1 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со ст. 231.1 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 231.1 НК РФ указанные суммы НДФЛ подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Указанными положениями НК РФ не регулируются ситуации, когда суммы пенсий выплачиваются физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым вносились работодателем в указанные фонды до 01.01.2005 с удержанием и уплатой НДФЛ, а также после 01.01.2005 без удержания и уплаты НДФЛ, а также по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым уплачивались до 2001 года до вступления в силу части 2 НК РФ.

В связи с изложенным суммы пенсий, выплачиваемые по таким договорам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со ст. 213.1 НК РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 09.12.2015 № 03-04-06/71852;

  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются (п. 2 ст. 213.1 НК РФ):

  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ.

Как разъясняет Минфин России в письмах от 13.12.2017 № 03-04-06/83421, от 23.01.2015 № 03-04-05/1738, доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, носят характер экономической выгоды для физических лиц, так как пенсионные взносы по таким договорам, дающим право на получение указанных пенсий, уплачивают за них работодатели.

В связи с изложенным в ст. 213.1 НК РФ предусмотрены положения, в соответствии с которыми указанные пенсии подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со ст. 231.1 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 231.1 НК РФ указанные суммы НДФЛ подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Указанными положениями НК РФ не регулируются ситуации, когда суммы пенсий выплачиваются физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым вносились работодателем в указанные фонды до 01.01.2005 с удержанием и уплатой НДФЛ, а также после 01.01.2005 без удержания и уплаты НДФЛ, а также по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым уплачивались до 2001 года до вступления в силу части 2 НК РФ.

В связи с изложенным суммы пенсий, выплачиваемые по таким договорам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со ст. 213.1 НК РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 09.12.2015 № 03-04-06/71852;

  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются (п. 2 ст. 213.1 НК РФ):

  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ.

Как разъясняет Минфин России в письмах от 13.12.2017 № 03-04-06/83421, от 23.01.2015 № 03-04-05/1738, доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, носят характер экономической выгоды для физических лиц, так как пенсионные взносы по таким договорам, дающим право на получение указанных пенсий, уплачивают за них работодатели.

В связи с изложенным в ст. 213.1 НК РФ предусмотрены положения, в соответствии с которыми указанные пенсии подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российвый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством).

Указанный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ (в совокупности не более 120 000 руб. за налоговый период) при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению.

При выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм негосударственный пенсионный фонд обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета.

Если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение им социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, то негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Форма справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, утверждена Приказом ФНС России от 13.07.2016 № ММВ-7-11/403@.

Рекомендации по порядку выдачи справок налоговыми органами содержатся в Письме ФНС России от 19.05.2008 № ШС-6-3/368@.

Так, для получения справки физическое лицо подает в налоговую инспекцию по месту своего жительства заявление с приложением соответствующих документов (смотри раздел 2 Рекомендаций по порядку выдачи налоговыми органами налогоплательщикам справок).

Рекомендуемая форма заявления о выдаче справки приведена в Письме ФНС России от 10.11.2016 № БС-4-11/21262@ «О рекомендуемой форме заявления о выдаче справки».

Рекомендуемый формат представления в электронной форме заявления о выдаче справки приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2016 № ММВ-7-6/609@.

Н.В. Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: « Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование , охрану здоровья и медицинскую помощь »[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

  1. Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
  2. Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
  3. Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  6. Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].

Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[5] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[6] Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[9] Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[10] См.: Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[13]См.: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: