Кто является представителем органической теории происхождения государства и права

Обновлено: 18.04.2024

Данная теория происхождения государства явилась одной из первых доктрин, которая поясняла происхождение государства и права в результате божьей воли. Еще в древних Египте и Вавилоне возникали схожие идеи. В силу занимаемого положения у духовенства существовала возможность оказания значительного влияние на формирование соответственного общественного мнения.

Самыми известными представителями данной теории являлись:

  • Ф. Аквинский;
  • Ж. Маритен;
  • Ф. Лебюфф.

К примеру, ученый-богослов Фома Аквинский полагал, что процессия возникновения и развития государственности аналогична процессии создания богом мира.

Теологическая теория, как и любая догма, не подлежит доказыванию, но ее невозможно и полностью опровергнуть. Вопрос ее истинности разрешается совместно с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это, все в итоговом счете, является вопросом веры.

Патриархальная теория

Возникла в древние время. Основателем данной теории является Аристотель. Однако схожие идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским.

Смысл этой теории состоитв том, что государство возникло из перерастающего из поколения в поколение семейства. Глава семьи является главой государства, то есть монархом. Его мощь власти, этим образом, является продолжением отцовской власти.

Аристотель полагал, что государство является не лишь продуктом естественного развития, но и так же наивысшей формой человеческого общения, то есть семьей, селением. В средневековье данная теория послужила объяснение отеческой (абсолютной) власти монарха. Положения данной теории развил ученый китайского происхождения - Конфуций.

Государство рассматривалось им в форме большой семьи. Императорская власть представлялась им в образе власти отца нации, который обязан проявлять заботу о подданных. Отношения между населением были изображены в образе семейных отношений, построенных на строжайшей субординации. Подданные должны быть преданными, почтительными и законопослушными, полностью подчиненными своим правителям.

Готовые работы на аналогичную тему

Органическая теория

Эта теория появилась в древности и полностью была сформирована в 19 веке. Ее представителями являлись Г. Спенсер, Вормс, Прейс.

Первейшие представления о государстве как о подобии человеческого организма формулировались древнегреческими мыслителями. Платон сравнил структуру и функции государства со способностями и сторонами души человека. Аристотель же считал, что государство в некоторых отношениях напоминает живой организм человека. На данном основании он отрицал возможность существования человека в образе существа, которое изолировано от окружающего мира. Общество и государство являются единым организмом.

Теория насилия

Является относительно новой теорией. Но предпосылки данной идеи зарождались в рабовладельческой эпохе. В виде самостоятельного учения она оформилась в 19 веке. Ее представителями являлись Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

На первоначальном этапе формирования государства они объяснили его происхождение факторами военного политического характера, то есть завоеваниями одними племенами других. Именно с целью подавления порабощенного племени, и было создано государство, начали приниматься законы.

Психологическая теория

Представителями данной теории, которая возникла в середине 19 века, были Г. Тард и Л.И. Петражицкий.

Они поясняли появление государства сквозь призму свойств психики человека, то есть его потребностью подчинения и желанием быть зависимым от элитного слоя. Народ рассматривался ими в образе пассивной инертной массы, которая находится в поисках подчинения.

Общество и государство они видели в форме суммы психических взаимных действий людей и их разнообразных объединений. Человеку согласно их учению присуща психологическая потребность проживать в границах организованного сообщества, а также необходимость коллективного взаимного действия.

Теория общественного договора (Договорная теория)

Данная теория объяснила возникновение государства путем заключения общественного договора, являющегося результатом разумной воли людей, на базе которого происходит объединение людей добровольного характера с целью наилучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассмотрено в форме искусственного произведения сознательной воли человечества, стремящегося этим способом наиболее эффективно обеспечивать свободы и порядок в обществе, принадлежащие им.

Отдельные положения этой теории были разработаны еще в 5 - 4веках до нашей эры древнегреческими софистами. Согласно данной теории, в процессе человеческого развития права одних людей входят в противоречие с правами иных людей, порядок нарушается, образуется насилие. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности люди заключают между собой соглашение (договор) по созданию государства, добровольно отдавая часть своих прав ему.

Ирригационная теория

Ее представитель - современный ученый немецкого происхождения К. Виттфогель. Возникновение государства он связал с потребностью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных восточных областях.

Материалистическая (классовая) теория

Основные положения данной теории излагались в трудах Ф. Энгельса "О происхождении семьи, частной собственности и государства" и К. Маркса.

Органическая теория — теория о происхождения государства, один из представителей которой — известный философ и социолог XIX века из Англии Г. Спенсер (1820–1903). Сущность концепции состоит в уподоблении страны живому организму.

На основе сходства, которое существует между явлениями органической и общественной жизни, последователи концепции попытались распространить биологические законы на социальные процессы в обществе.

Спенсер сравнивал организм животного, который состоит из клеток, со страной, которая представляет собой организм общества, состоящий из отдельных граждан. В ней, как и в живом теле, любая часть (орган) специализируется на выполнении собственных функций.

Критика органической теории

Подобные представления о государстве можно было встретить и в древности, когда еще Аристотель полагал, что государство во многом напоминает живой организм человека. Образно свои взгляды Аристотель аргументировал так: как руки и ноги, которые отнять от человеческого тела, не способны сами по себе функционировать, так и человек не способен жить без государства.

Подобные представления могут показаться ненаучными и наивными, но в них присутствует рациональное зерно: любая сложная система схожа с другими, у них есть общие законы построения и действия.

Вероятно, науке еще придется вернуться к органической теории. Так, еще Спенсер говорил о том, что теория государства может стать научной только при условии, если ею будет восприниматься методология и понятия естественных наук. Наряду с этим, необходимо учесть и то обстоятельство, что на каждом уровне бытия работают разные законы. Принципиально различными, к примеру, являются законы квантовой и классической механики.

Рассматриваемая теория подвергалась анализу и критике со стороны русского философа и правового исследователя князя Евгения Николаевича Трубецкого.

Особенности теории насилия

Теория насилия рассматривалась ее представителями, которые объясняли происхождение государства фактором насилия. В их число можно включить австрийского профессора государственного права и социолога Людвига Гумпловича, немецкого философа и экономиста Евгения Дюринга, немецкого социалиста Карла Каутского.

По мнению тех, кто рассматривал вопросы теории насилия в праве, государство может являться результатом прямого политического действия в виде внутреннего или внешнего насилия (завоевания).

В соответствии с мнением сторонников насильственного происхождения страны, она не представляет собой результат ее социально-экономического развития, а представлена результатом насилия внутреннего или внешнего характера (завоеваний).

Полностью отвергать теорию насилия нельзя. Опыт истории подтвердил, что элементы внешнего и внутреннего насилия объективно сопровождали процесс возникновения большей части стран (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). Позже насилие сыграло решающую роль в формировании американского государства, когда борьба Севера и рабовладельческого Юга в итоге приводит к образованию США. Наряду с этим, насилие, скорее всего, представляет собой вторичный, сопутствующий фактор. Оно только оказывает воздействие на образование государств, но само по себе, без наличия соответствующих экономических предпосылок, не является причиной, по которой они могут возникать.

Основательно органическая теория происхождения государства была сформулирована в XIX веке английским мыслителем Гербертом Спенсером. Ее зачатки можно было заметить в философии Платона, который писал о вкладе какого-либо металла в людей природой, или в идеях Аристотеля, который говорил о функционировании государства как о едином организме.

Суть теории заключается в представлении государства в качестве единого организма, создающегося и развивающегося по естественным законам природы. В отличие от всех предыдущих теорий органическая показывает явную корреляцию между деятельностью людей и предпосылками природного развития. Г.Спенсер писал, что государство состоит из людей, как организм состоит из отдельных клеток и появляется этот организм только при консолидации «клеточного состава». Как только в обществе появляется дисбаланс, то это мгновенно отражается на государстве. Так же важна идея главенства целого над своими составными частями, которые в любое время могут изменить строение организма.

Огюст Конт в своей теории позитивизма связывал развитие общества/государства с тремя "состояниями человеческого ума" - теологического, метафизического и позитивного (научного).
«На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах.
На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она приобретает "оборонительный дух".
На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи». [1]

В рамках теории рассматривается не только устройство государства, но и взаимосвязь между государствами. Отмечается, что наиболее живучие государственные образования проявляют себя во время войн и политических разногласий. Эти процессы подобно природным силам производят естественный отбор и регулируют численность развитых, приспособленных к среде (как природной, так и политической) государств.

Если говорить о соприкосновении теорий в данном контексте, то обычно отмечают склонность Г.Спенсера к теории насилия. Эта склонность выражается в суждении, что любое организованное образование основывается на подчинении одного элемента другим.

Рассматривая органическую концепцию можно обнаружить, что она весьма уязвима для критики. Основные недостатки теории отмечали Н. Н. Алексеев и М. М. Ковалевский, указывая на абстрактность теории. Органическая концепция вводит в политологическую среду биологические концепты, параметры, по которым производится сравнение, и предположения относительно дальнейшего развития государства как подобия природного организма. Эти аспекты не дают четкого представления о ситуации, а лишь рассказывают о возможном ее устройстве. Но в то же время эта теория впервые рассматривает государство не как продукт чьей-то воли, будь то Бог или заключившее договор общество, а как продукт естественного развития человечества в природных условиях. Не смотря на отсутствие в теории процесса принятия решений, что является весомым недостатком, в теории присутствуют объективные предпосылки развития общества (в отличие, к примеру, от договорной концепции). Государство понимается как естественная стадия развития общества, а не как организационный строй, вдруг сковавший свободных людей. Но, противопоставляя органическую теорию той же договорной, как упраздняющую минусы предыдущей, мы не можем говорить, что органическая концепция отражает изменения в политической науке. Она скорее корректирует минусы теорий, возникших во времена развития политологии.

Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства.

Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа.

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным.

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» – в этом суть марксистской теории.

Органическая теория происхождения государства и права

В наши дни органическая теория происхождения государства и права отвергается большинством учёных, так как минусов у неё больше, чем плюсов, хотя у неё до сих пор есть последователи и представители. По сути, эта теория сравнивает государство с живым организмом, проходящим через разные стадии жизненного цикла.

Теории происхождения государства и права

Каждый живой организм на Земле проходит через одни и те же стадии, от рождения до смерти, и суть органической теории происхождения государства и права заключается в проведении аналогии между государством и живыми организмами. На основе сходства, существующего между явлениями органической и общественной жизни, сторонники органической теории предприняли попытку распространить биологические закономерности на социальные процессы. Основательно органическая теория происхождения государства была сформулирована в XIX веке английским мыслителем Гербертом Спенсером. Ее зачатки можно было заметить в философии Платона, который писал о вкладе какого-либо металла в людей природой, или в идеях Аристотеля, который говорил о функционировании государства как о едином организме.

Органическая теория происхождения государства и права кратко

Суть органической теории происхождения государства кратко и понятно

Суть теории заключается в представлении государства в качестве единого организма, создающегося и развивающегося по естественным законам природы. В отличие от всех предыдущих теорий органическая показывает явную корреляцию между деятельностью людей и предпосылками природного развития. Герберт Спенсер писал, что государство состоит из людей, как организм состоит из отдельных клеток и появляется этот организм только при консолидации «клеточного состава». Как только в обществе появляется дисбаланс, то это мгновенно отражается на государстве. Так же важна идея главенства целого над своими составными частями, которые в любое время могут изменить строение организма.

Представители органической теории

Возникла органическая теория происхождения государства отчасти под влиянием трудов Чарльза Дарвина, создателя эволюционной теории. Наиболее видными её представителями являются вышеупомянутый Герберт Спенсер, Рене Вормс и Рудольф Челлен. Англичанин Спенсер был одним из родоначальников эволюционизма, он основал органическую школу в социологии и выступал в защиту либеральных идей. Важнейшим принципом социологической школы Спенсера было уподобление общества живому организму, то есть органицизм.

Представители органической теории происхождения государства

Основные представители органической теории происхождения государства

Рене Вормс был французским социологом-органицистом, а также преподавателем права и политической экономии. Ещё одним ярким представителем органической теории является Рудольф Челлен, шведский политолог и социолог. Это он изобрёл термин «геополитика», вошедший в употребление по всему миру. Сам Челлен при этом в заметной степени опирался на труды Фридриха Ратцеля, немецкого теоретика и пионера «политической географии».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: