Кто является автором фрески страшный суд

Обновлено: 19.04.2024

"Страшный суд" (Giudizio universale) - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541.Размер росписи 1370 x 1220 см.

Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

В 1533 году Микеланджело работал во Флоренции над различными проектами в Сан Лоренцо для папы Климента VII. 22 сентября этого года художник отправился в Сан-Миниато, чтобы встретить папу. Возможно, именно тогда папа римский высказал желание, чтобы Микеланджело расписал стену за алтарём Сикстинской капеллы на тему «Страшного суда». Таким образом было бы достигнуто тематическое завершение циклов росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, украшавших капеллу.

«Страшный суд» - это прежде всего колоссальная мировая драма. Только могучий гений может передать весь ужас всемирной катастрофы в одном эпизоде, в нескольких отдельных сюжетах. Испорченность нравов, разврат и цинизм, изнеженность и коварство, продажность и легкомыслие - все это вызывает нравственное падение и требует искупления нарушенных божественных законов. С любовью в сердце и с гневом на устах обращается здесь к миру великий Микеланджело.

При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.

Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого.

Согласно архивным документам, работы по подготовке к росписи продолжались с января по март 1536 года. Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником.

Леса были установлены и Микеланджело начал роспись летом 1536 года. В ноябре того же года папа, чтобы освободить Микеланджело от обязательств перед наследниками Юлия II, главным образом Гвидобальдо делла Ровере, издал motu proprio, который давал художнику время завершить «Суд»
, не отвлекаясь на другие заказы. В 1540 году, когда работы над фреской подходили к концу, Микеланджело упал с лесов, для выздоровления ему потребовался перерыв в месяц.

Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело.
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.

Фреска была завершена в 1541 году, её открытие состоялось в канун Дня Всех Святых, в ту же ночь 29 лет назад были представлены фрески потолка капеллы.

Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой — жёсткую критику. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.

Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».

Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело.

Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)

В «Страшном суде» Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

Верхняя часть (люнеты) — летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых .
Центральная часть — Христос и Дева Мария между блаженными.
Нижняя — конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.

Количество персонажей «Страшного суда» — немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части

Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации.

Точку во многовековой полемике поставил папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы:

Кажется, Микеланджело выразил своё собственное понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого» (Бытие 2:25). Сикстинская капелла — это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела"

Фреска поражает монументальностью и размахом. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Благодаря мастерству художника, каждая фигура кажется трехмерной, словно она не написана, а изваяна.

Все годы, проведенные в труде над этой картиной, Микеланджело жил уединенно, лишь иногда пользуясь обществом немногочисленных друзей. Несмотря на покровительство Папы, и быть может, именно, вследствие этого, непонимание, зависть и злоба преследовали художника.

Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро. » Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками.

Неслучайно у ног Христа Микеланджело поместил Св. Варфоломея. В левой руке святой держит кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Придав искаженному страданием лицу, которое изображено на содранной коже, собственные черты, Микеланджело запечатлел невыносимые душевные муки, которые он испытал создавая свое великое творение.

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость» (Вазари).

Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству.

Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству.

Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, — стоит последним.

Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев, в возрасте около 50 лет, пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы.

mirons

17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.

strashsud

Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.

Тема Страшного Суда – одна из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.

Да, мы знаем многие труды русских художников на тему Страшного Суда, наводящие ужас, пугающие, отторгающие. Можно вспомнить экспрессивную манеру Феофана Грека, который был учителем Андрея Рублева.

Непревзойденность фрески «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от нее милости. Мы здесь не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству.

praved

И, пожалуй, жажду единства Андрей Рублев почерпнул не у Феофана Грека. Здесь его главным учителем становится преподобный Сергий Радонежский, вдохновивший и благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву и проповедовавший «идею соборности». Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения. И как не странно, тема Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся воплощений союза и связанности людей.

— Андрей Рублев стоит у истоков рождения национального искусства, рождения национального самосознания, — считает кандидат искусствоведения, знаменитый владимирский реставратор и научный руководитель реставрационных работ фресок Андрея Рублева во Владимире Александр Скворцов, — ведь он прекрасно знал византийскую иконопись, работы своих соотечественников, предшественников и современников. Он видел фреску «Страшный Суд» во владимирском Дмитриевском Соборе, где перед нашим взором предстают грозные старцы, готовые осудить. Но Андрей Рублев выбирает свой путь. Он следует своей творческой интуиции, он не судит, а призывает всех стать участниками грядущей встречи.

lono avraama

Еще в шестнадцатом веке творчество Андрея Рублева было принято за образец иконописного искусства. На него ровнялись, ему подражали. Даже Иван Грозный призывал мастеров иконописи обращаться при написании икон к уже созданным Рублевым творениям. Но теперь, спустя 600 лет, когда искусствоведы по крупицам собирают наследие Андрея Рублева, состояние его фресок во Владимирском Успенском соборе с каждым годом ухудшается.

— Увы, изменения здесь сейчас происходят не в лучшую сторону. Система вентиляции и кондиционирования воздуха не работает. И поэтому новая котельная, установленная взамен старой, продолжает гонять туда и обратно грязный воздух, пыль, гарь, которые оседают на стенах. Нами уже разработан грамотный проект по вентилированию воздуха, но для его реализации у государства нет средств. Фрески тускнеют и уже плохо просматриваются, — говорит Александр Скворцов.

Фактически, о реставрации фресок Рублева сегодня не может идти речь, потому что во владимирском Успенском соборе до сих пор не налажен температурно-влажностный режим (ТВР). Как только будет установлен ТВР, встанет необходимость научных разработок методов консервации и «лечения» шедевра и предшествующих им физико-химических исследований. Однако ученые отмечают: с процессом реставрации Рублевского «Страшного Суда» мы уже опоздали не меньше, чем на десять лет.

Подчеркнем, что любые обвинения в ненадлежащем содержании памятника, брошенные в адрес Церкви и Владимиро-Суздальской епархии, несостоятельны. Во-первых, с огласно распоряжению Министерства культуры и Министерства государственного имущества Российской Федерации «О передаче памятников истории и культуры Владимирской епархии Русской Православной Церкви» от первого сентября 1999 года, духовенству и верующим владимирский Успенский собор не передан до сих пор. Хотя о том, что передача древнего храма в ведение РПЦ давно состоялась, неоднократно говорилось в СМИ.

Кроме того, по договору «О совместном использовании памятника истории и культуры религиозной организации и учреждения культуры Успенского собора XII века, г. Владимир», Владимирская епархия является лишь «Пользователем» владимирского Успенского собора только «во время проведения богослужений», которые устанавливаются «в дни особо чтимых праздников».


О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.


Страшный суд. Иероним Босх

Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».


Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».


Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд


Страшный суд. Джотто. Фрагмент


Страшный суд. Джотто. Фрагмент


Страшный суд. Джотто. Фрагмент

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.


Страшный суд. Джотто

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.


Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд.



Пизано Джованни. Страшный суд. Рельеф кафедры собора в Пизе.


Страшный суд. Стефан Лохнер


Страшный суд. Ганс Мемлинг


Страшный суд. Микеланджело Буанарроти


Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции


ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов.


Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.


Икона»СТРАШНЫЙ СУД»XIV века. Москва, Музеи Кремля.


Икона»СТРАШНЫЙ СУД» Украина. ? век


Икона»СТРАШНЫЙ СУД» XVI век. Украина.


Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.)


Икона»СТРАШНЫЙ СУД»Польша, конец XVI — начало XVII вв.


Страшный суд. Середина XVI в.


Страшный суд. 1580 г.


Страшный суд. Середина 15 в.


Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы . Конец XVIII века.


Cтрашный (Последний) суд. Польша, икона XVII в.


Второе пришествие.Греция.Около 1700 г


Страшный суд. 17 в. Фреска


Страшный суд Румыния, подписана 1899 г


Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.


Страшный суд. Украина


Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век


Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка


Миниатюра Синодика XVII в.


Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор.


Страшный суд. 18 век. Поволжье

В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.

В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.

Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31-46.

Протоиерей Николай Погребняк

В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27).


Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.

страшный суд микеланджело

Фреска «Страшный суд» Микеладжело (1536-1541)

Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», Микеланджело в своей работе передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы. Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески

Портрет Томмазо Кавальери

Немецкий историк-искусствовед Генрих Вильгельм Пфайффер в своей знаменитой книге «Сикстинская капелла: новый взгляд» писал:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.

Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы. В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

микеланджело Страшный суд

Святой Петр на фреске Микеланджело

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

микеланджело Страшный суд

Савонарола на фреске Микеланджело

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески

Портрет Джироламо Савонарола

В нижнем правом углу «Страшного суда» Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Микеланджело Страшный суд

Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Музеи Ватикана — история шедевров и «зеркало» эпох

Погрузиться во времена сотворения великих шедевров и открыть важные этапы истории и культуры Рима

€160 за экскурсию

Вечерняя экскурсия по музеям Ватикана

Творения мастеров Возрождения, интриги римских пап и совершенная красота Сикстинской капеллы

€195 за экскурсию

Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески

Вечерняя прогулка по Ватикану

Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев

€157 за экскурсию

Секреты фрески, ставшие достоянием

Микеланджело Страшный суд, сикстинская капелла

Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала во времена Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.

Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески

Сикстинская капелла Ватикана

Строительство Сикстинской капеллы, начатое в 1475 году, было практически завершено к весне 1481 года. Над росписью стен работали лучшие флорентийские мастера, а Пирматтео Лауро ди Амелио украсил.

Страшный суд. Микеланджело Буонарроти

«Страшный суд» – так называется фреска, расположенная на стене за алтарем Сикстинской капеллы в Риме. Она была разработана и реализована мастером эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти между 1533 и 1541 годами. На картине изображено Второе пришествие Христа, а также окончательный и вечный Суд Божий над всем человечеством, согласно христианской религии. Всего в картине более 300 фигур, причем почти все мужчины и ангелы первоначально были изображены обнажёнными. Шедевр Микеланджело был вдохновлён «Божественной комедией» Данте и упоминается Дэном Брауном в его «Инферно». Это вторая по величине фреска Микеланджело, расположенная в Сикстинской капелле, рядом с фресками на потолке, иллюстрирующими эпизоды из Книги Бытия. Между двумя фресками – промежуток почти в 25 лет, и между ними можно наблюдать изменения в художественном видении Микеланджело. Реализация и местонахождение «Страшного суда» стали результатом конкретных пожеланий первого покровителя, папы Клементе VII.

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 3 Написать Ответы


Александр Балтин (Гость)

Уравнения решать с набором
Черезмерным неизвестных — как?
Апокалипсиса текст, в котором
Столь сгущён сверхсимволами мрак.

Уравненья тех печатей: вскрыты —
Что ж…иди, смотри…Сгущён во тьму
Косной матерьяльности и быта
Жизни сок. Не много я пойму.

Лагеря и тюрьмы, войны, казни,
Чёрная, убитая земля.
В свет пути забиты хламом — разве
Этого мы появились для?

За другой — печать иная вскрыта,
И под пятой каменеет кровь —
Праведники, за Христа убиты,
В белое оденет их любовь.

За какой печатью осветленье?
…звери танков, самолётов лёт,
Капли бомб, правителя сверженье.
Горькая вода. И горький мёд.

Всадники — столь страшные — промчали,
Жили мы, не замечая их.
Снятие печати к вертикали
Подведёт. Понятен этот стих?

Светозарность вертикали — света
В низовой прибавит мир. Терпи.
Может быть, постигнешь знаки. Это
Станет нужной ясностью тропы.

Atohh (Гость)

Главное лицо в страшном суде безусловно сам судья. Главное в образе судьи это то как он действует, в данном случае главным является жест рукой. Фреска написана Микельанджело только ради жеста судьи. Без этого жеста сама фреска была бы только художественным произведением без масштабного содержания, т. е. простым изведением красок без смысла, коих так много изведено всякими художниками.
Жест этот совсем не прост. Народу хочется толковать его как команду начала действия по совершению этого суда. Народ видит в этом жесте мощь, мол одно движение и грандиозное действие по разделению всех миллиардов сделано. Т. е. Христос вроде прораба на стройке, не хватает только устной команды :"Начали".
Это толкование ошибочно. Не будет Бог махать рукой кому-то другому, чтобы дать этому другому команду начать страшный суд. Не будет он махать рукой и самому себе – уж это совсем бессмысленно. Не станет такой масштабный человек как Микельанджело делать сцену, где Бог сам себе командует "поехали". Машет рукой он совсем по иной причине. И эта причина есть единственное, что оправдывает наличие такого жеста в принципе. Этот жест означает: "Я оставляю человечество с самим собой наедине. Я отказываюсь его судить. Я машу на него рукой. Живите как хотите. " Примерно так.


На картине есть что-то из этого: церковь, архитектура, святой, символ, культура, древний, духовность, стена, образ, украшение, здание, дизайн, природа, святой, храм.

«Страшный суд» – так называется фреска, расположенная на стене за алтарем Сикстинской капеллы в Риме. Она была разработана и реализована мастером эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти между 1533 и 1541 годами.

На картине изображено Второе пришествие Христа, а также окончательный и вечный Суд Божий над всем человечеством, согласно христианской религии. Всего в картине более 300 фигур, причем почти все мужчины и ангелы первоначально были изображены обнажёнными.

Шедевр Микеланджело был вдохновлён «Божественной комедией» Данте и упоминается Дэном Брауном в его «Инферно».

Это вторая по величине фреска Микеланджело, расположенная в Сикстинской капелле, рядом с фресками на потолке, иллюстрирующими эпизоды из Книги Бытия.

Между двумя фресками – промежуток почти в 25 лет, и между ними можно наблюдать изменения в художественном видении Микеланджело.

Реализация и местонахождение «Страшного суда» стали результатом конкретных пожеланий первого покровителя, папы Клементе VII. К сожалению, он увидел только композиционную модель: реальная роспись фрески состоялась при его преемнике, папе Паоло III Фарнезе, начиная с 1536 года после долгого и хлопотного подготовительного этапа.

Этот этап заключался в создании стены капеллы, которая включала в себя укладку толстого слоя кирпичей в верхней части и более тонкого слоя кирпичей в нижней части для создания наклонной поверхности. Наклон стены был признан необходимым для улучшения видимости и предотвращения отложения пыли.

На этом этапе были уничтожены три фрески, написанные на верхней части стены итальянским художником Перуджино, а также два люнета, написанные самим Микеланджело более двадцати лет назад. В результате было создано пространство для росписи одного великого произведения архитектуры.

Микеланджело работал один на протяжении всего проекта, за исключением незначительной помощи при ручной подготовке красок.

Выбор темы

Хотя Страшный суд был традиционным сюжетом для больших церковных фресок, было необычно размещать фреску в восточной части, над алтарем. Традиционное расположение было на западной стене, над главными дверями, в задней части церкви, чтобы каждый прихожанин, выходя из церкви, вспоминал о своей возможной участи. Она могла быть либо нарисована на внутренней стороне, либо изображена в скульптурном тимпане на внешней стороне. Однако ряд позднесредневековых панельных картин, в основном алтарных, были основаны на этом сюжете с похожими композициями, хотя и приспособленными к горизонтальному пространству картины. К ним относятся Бонеский алтарь Рогира ван дер Вейдена, а также работы таких художников, как Фра Анжелико, Ганс Мемлинг и Иероним Босх. Многие аспекты композиции Микеланджело отражают устоявшиеся традиционные западные изображения, но с новым и оригинальным подходом.

В большинстве традиционных версий фигура Христа изображалась в величии примерно в той же позе, что и у Микеланджело, хотя даже больше его, с большей диспропорцией в масштабе по отношению к другим фигурам. Как и здесь, композиции содержали большое количество фигур, разделенных между ангелами и святыми вокруг Христа вверху, а души судимых внизу. Обычно наблюдается сильный контраст между упорядоченными рядами фигур в верхней части и хаотичной и неистовой деятельностью внизу, особенно в правой части, ведущей в ад. Поток душ обычно начинался внизу (слева от зрителя), как здесь, с воскресших душ, поднимающихся из своих могил и движущихся к суду. Некоторые проходят через суд и продолжают движение вверх или влево, чтобы присоединиться к компании на небесах, в то время как другие проходят справа, а затем спускаются вниз к Аду в правом нижнем углу (композиторам было трудно представить Чистилище визуально).

Проклятые души могут быть изображены обнажёнными, как знак их унижения, когда дьяволы уносят их, а иногда и вновь воскресшие души, но ангелы и те, кто находится на небесах, полностью одеты, их одежда является основным ключом к идентификации групп и отдельных людей.

Описание картины

Картина отличается радикальным отходом от традиционных изображений Страшного суда. В частности, общая структура заменяет традиционную схему горизонтальных слоев, изображающих небо, землю и ад, на единое большое пространство. Фигуры сгруппированы в отдельные пластические образования и размещены в изоляции, характерной для страшной пустоты вечности.

В центре работы – изображение Христа, запечатленного в момент, предшествующий оглашению приговора Страшного суда. Справа от Христа находится его мать, Vergine Maria (Дева Мария), которая поворачивает голову в жесте покорности: ведь она больше не может вмешиваться в решение, а только ожидать результата Страшного суда.

Вокруг Христа в медленном вращательном движении расположены фигуры, обозначенные как святые и избранники Божьи. Наиболее примечательны Сан Пьетро (Святой Петр), держащий ключи от рая, Сан Лоренцо (Святой Лаврентий) с колосниками, Сан Бартоломео (Святой Варфоломей) с собственной кожей, который обычно признается автопортретом Микеланджело, Святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом и Святой Себастьян, стоящий на коленях и держащий стрелы. Многих других, даже некоторых крупных святых, трудно идентифицировать.

Некоторые из главных святых, кажется, показывают Христу свои атрибуты, свидетельства их мученичества. Раньше это интерпретировалось как то, что святые призывают к проклятию тех, кто не послужил делу Христа, но теперь все чаще встречаются другие толкования, в том числе и то, что святые сами не уверены в своей судьбе и в последний момент пытаются напомнить Христу о своих страданиях.

В центре нижней части изображены ангелы Апокалипсиса, которые пробуждают мертвых звуками длинных труб. Слева воскресшие восстанавливают свои тела, возносясь к небесам, а справа ангелы и демоны борются за то, чтобы проклятые упали в ад.

Ниже этой детали изображен ад на фоне красного неба, объятого пламенем, и Харон, ведущий проклятых в ад, где их встречает Минос, чье тело обвито змеей. Эта часть явно отсылает к «Аду» из «Божественной комедии» Данте.

В центре над Хароном изображена группа ангелов на облаках, семь из которых трубят в трубы (как в Откровении), а другие держат книги, в которых записаны имена спасенных и проклятых. Справа от них находится большая фигура души, которая только что осознала, что она проклята, и кажется парализованной ужасом. Два дьявола тянут его вниз.

На всей картине доминирует человеческая фигура, почти всегда представленная полностью обнажённой. Тела изображены с большой выразительностью и силой.

Принятие и последующие изменения

С самого начала картина была принята неоднозначно, вызвав много похвал, но также и критики на религиозной и художественной почве. Одним из предметов споров было количество обнажённой натуры и мускулистый стиль тел, другим – общая композиция.

Страшный суд» стал предметом споров сразу же после того, как его увидели, причем споры возникли между критиками католической Контрреформации и сторонниками гения художника и стиля картины. Микеланджело обвиняли в несоблюдении приличий в отношении наготы и других аспектов работы, а также в том, что он стремился к художественному эффекту, а не следовал описанию события в Писании.

Смешение фигур из языческой мифологии с изображениями христианской тематики также вызывало возражения, как и фигуры Харона и Миноса, бескрылые ангелы и очень классифицированное изображение Христа. Безбородые Христы фактически окончательно исчезли из христианского искусства лишь около четырёх веков назад, но фигура Микеланджело была безошибочно аполлонической. Дальнейшие возражения связаны с несоблюдением ссылок на Писание.

Ангелы, трубящие в трубы, собраны в одну группу, тогда как в Откровении они посланы на «четыре стороны земли». Христос не восседает на троне, вопреки Писанию. Такие драпировки, как на картине Микеланджело, часто изображаются развевающимися от ветра, но утверждалось, что в Судный день всякая погода прекратится. Воскресшие души находятся в смешанном состоянии, некоторые из них выглядят как скелеты, в то время как большинство изображены с нетронутой плотью.

Споры продолжались в течение многих лет, и в 1564 году, после смерти Микеланджело, Конгрегация Совета Трента приняла решение о том, чтобы некоторые фигуры Страшного суда, которые считались «непристойными», были закрыты.

Задача написать драпировку, так называемые «браги» (штаны), была возложена на Даниэле да Вольтерра, с тех пор известного как «брагеттоне». Браги» Даниэле были только первыми, в последующие века были добавлены и другие.

Несмотря на эту цензуру, картина не утратила своей сильной выразительной силы. Фактически, сегодня, после недавней реставрации, она все ещё выглядит как одна из самых интенсивных картин в истории искусства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: