Кто вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий

Обновлено: 24.04.2024

1. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов - судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

2. Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

3. Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Комментарий к ст. 156 ГПК РФ

1. Сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел является одним из принципов гражданского процессуального права.

Для советского гражданского процесса был характерен принцип коллегиального рассмотрения дел. В судах первой инстанции он проявлялся в рассмотрении дела профессиональным судьей и народными заседателями. Статья 6 ГПК РСФСР предусматривала: "Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично; коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Они равны с председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении решения". Участие в рассмотрении дел народных заседателей (непрофессиональных судей) признавалось проявлением общей направленности государства советского периода на привлечение трудящихся к выполнению государственных функций. Пересмотр решений, вынесенных судами первой инстанции, осуществлялся вышестоящими судами в кассационном порядке в коллегиальном составе - трех профессиональных судей и в порядке судебного надзора - в составе не менее трех профессиональных судей.

Федеральным законом от 29 мая 1992 г. N 2869-1 было введено преимущество единоличного рассмотрения гражданских дел. В частности, было предусмотрено, что дела рассматриваются судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого.

ГПК РФ 2002 года упразднил с 1 февраля 2003 г. институт народных заседателей в гражданском процессе и внес изменения в действие принципа сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел.

Из содержания ст. 7 ГПК РФ следует, что для судов первой инстанции приоритетным является рассмотрение дела судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом, в составе трех профессиональных судей.

Действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит оснований рассмотрения гражданских дел судом первой инстанции в коллегиальном составе. До 15 сентября 2015 г. в порядке гражданского судопроизводства судом первой инстанции в коллегиальном порядке на основании ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ рассматривались дела о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума. В настоящее время эти дела отнесены к административному судопроизводству, порядок их рассмотрения и разрешения регламентируется КАС РФ, а не ГПК РФ.

Для последующих стадий рассмотрения дела (апелляционного, кассационного и надзорного производств) ГПК РФ сохранил коллегиальность рассмотрения, за исключением апелляционного производства в районном суде.

Если в гражданском процессе народные заседатели исключены из состава суда, то арбитражный процесс, напротив, пополнился нормами о возможном участии в коллегиальном разрешении дел с участием арбитражных заседателей. Впервые такие нормы появились в АПК РФ 2002 года. Статьей 17 АПК РФ предусмотрена возможность коллегиального рассмотрения некоторых категорий дел в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

2. Председательствующий в судебном заседании судья - это процессуальный руководитель процесса. В судебном заседании председательствующий действует от имени суда.

Особенностью гражданских процессуальных правоотношений является то, что суд является их обязательным субъектом. "Каждое отдельно взятое гражданское процессуальное отношение. есть отношение между судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие по гражданским делам, и лицом, участвующим в процессе судебной деятельности" ; "права и обязанности каждой стороны соответствуют правам и обязанностям суда, и только через суд как связующее звено они находятся в определенном соотношении и соответствии" .

Чечина Н.А. Гражданские процессуальные правоотношения // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 51.

Чечина Н.А. Гражданские процессуальные правоотношения // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 44.

Из этого следует, что стороны, третьи лица, представители, связанные материальными правоотношениями и самостоятельно определяющие их содержание, в процессе могут взаимодействовать и реализовывать свои процессуальные права, в том числе влияющие на права и обязанности других участников процесса, только посредством обращения к суду. В судебном заседании лицом, выступающим от имени суда как участника гражданских процессуальных правоотношений, является, прежде всего, председательствующий в судебном заседании судья, поскольку именно он от имени суда совершает большинство процессуальных действий.

3. Председательствующим в судебном заседании может быть только судья, то есть лицо, наделенное статусом судьи в установленном законом порядке.

Часть 1 комментируемой статьи в числе лиц, которые могут председательствовать при коллегиальном рассмотрении дела, называет также председателя суда (в районном суде), председателя или заместителя председателя суда (в других судах). Представляется, что упоминание о председателе или заместителе председателя суда в качестве председательствующего в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела излишне, поскольку председатель и заместитель председателя суда обладают статусом судьи и, председательствуя в судебном заседании при рассмотрении дела, выполняют не административные функции по руководству судом, а функции судьи, осуществляющего правосудие. В этом смысле они не отличаются по своему правовому положению в процессе от иных судей, входящих в состав суда.

Также неоправданно различие между председательствующим в судебном заседании в районном суде и в иных судах. В частности, заместитель председателя суда не назван в числе лиц, которые могут являться председательствующими в судебном заседании при коллегиальном рассмотрении гражданского дела в районном суде. Однако ст. 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ" предусматривает в структуре районных судов должность заместителя председателя, который обладает статусом судьи и полномочиями по рассмотрению и разрешению дел.

В судебной практике нередко возникают вопросы, связанные с допустимостью участия судьи в рассмотрении дел в период нахождения отпуске. Поскольку судья в период нахождения в отпуске не утрачивает правовой статус судьи, препятствия к участию его в отправлении правосудия по гражданским делам отсутствуют.

В то же время назначение судьи в другой суд прекращает его полномочия судьи соответствующего суда и препятствует рассмотрению им дел в качестве судьи этого суда.

4. Комментируемая статья содержит главные направления деятельности председательствующего: 1) руководство судебным заседанием; 2) создание лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела; 3) устранение из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; 4) обеспечение надлежащего порядка в судебном заседании.

Все перечисленные функции взаимосвязаны. Руководство процессом - это средство реализации функций создания условий для рассмотрения дела и исследования доказательств, устранения не имеющих отношения к делу обстоятельств и поддержания порядка в судебном заседании. Устранение мешающих делу обстоятельств и поддержание порядка в судебном заседании направлены на создание условий эффективного и целенаправленного рассмотрения дела.

Создание лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устранение из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, обеспечение надлежащего порядка в судебном заседании в широком смысле также являются осуществлением деятельности председательствующего по руководству судебным заседанием.

Как отметил Конституционный Суд РФ, предоставляемые председательствующему ч. 2 ст. 156 ГПК РФ полномочия по осуществлению руководства судебным заседанием, созданию условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устранению из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, вытекают из принципов судейского руководства процессом и самостоятельности судебной власти, необходимых для эффективного осуществления правосудия (Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. N 920-О).

5. Руководство судебным заседанием означает совершение председательствующим процессуальных действий, связанных с обеспечением планомерного организованного последовательного хода судебного заседания.

Судебное заседание - это сложная совокупность множества процессуальных действий, совершаемых большим числом лиц. Круг этих действий, их последовательность строго регламентированы. Соблюдение установленной законом процедуры судебного заседания - это условие законности судебного разбирательства. Решение суда не может быть признано законным, если оно вынесено в судебном заседании, проведенном с существенным нарушением установленной процедуры или вне его. В свою очередь, сложная процедура судебного заседания установлена законом для обеспечения условий наиболее объективного, гласного и эффективного судебного разбирательства.

Работу председательствующего по гражданским делам всегда осложняет то, что в основе судебного разбирательства по гражданским делам лежат противоположные интересы сторон, часто имеют место конфликтные отношения, негативные эмоции. Нередко участники судебных разбирательств пытаются использовать судебное заседание не только для юридического разрешения своего конфликта, но и для оказания эмоционального воздействия на спорящую сторону, выражения своих негативных суждений по вопросам, отдаленно связанным с существом рассматриваемого дела.

Как любое сложное действие с участием множества субъектов, судебное заседание требует организации и руководства. Все участники судебного заседания должны понимать, чьи указания и действия определяют ход процесса. Без руководства ходом процесса судебное заседание по гражданскому делу может перерасти в бытовое эмоциональное разбирательство или затяжное бессистемное изложение своих мнений сторонами спора.

6. Перечисленные в ст. 156 ГПК РФ направления деятельности председательствующего реализуются посредством осуществления процессуальных полномочий председательствующего.

Как лицо, осуществляющее руководство судебным заседанием, председательствующий:

1) открывает судебное заседание (ст. 160);

2) устанавливает личности явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц и представителей (ст. 161);

3) объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика (ч. 1 ст. 164);

4) разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы и самоотводы (ч. 1 ст. 164);

5) объявляет рассмотрение дела по существу законченным (ст. 189 ГПК РФ);

6) объявляет об удалении суда в совещательную комнату (ст. 192);

7) объявляет решение суда, разъясняет его содержание, порядок и срок обжалования, при наличии особого мнения судьи - объявляет о наличии особого мнения судьи и разъясняет лицам, участвующим в деле, порядок и срок ознакомления с особым мнением судьи, при объявлении только резолютивной части решения разъясняет, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда (ч. 1 и 2 ст. 193);

8) подписывает протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 230), а также рассматривает замечания на протокол судебного заседания (ч. 1 ст. 232);

9) выполняет и иные полномочия, как прямо отнесенные к его компетенции соответствующими статьями ГПК РФ, так и вытекающие из осуществления деятельности по руководству процессом.

7. Для создания лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела председательствующий:

1) разъясняет процессуальные права и обязанности лицам, участвующим в деле (ст. 165), и лицам, содействующим правосудию, предупреждает их об ответственности за ненадлежащее осуществление своих процессуальных обязанностей (ст. 162, 171, 176);

2) разрешает участникам процесса при необходимости давать показания и объяснения сидя (ч. 2 ст. 158);

3) оглашает письменные объяснения лиц, участвующих в деле, в случае их неявки, а также объяснения в письменной форме, полученные судом в порядке судебного поручения или обеспечения доказательств (ч. 2 ст. 174);

4) производит действия, связанные с организацией допроса свидетеля (ст. 163, ч. 1 и 2 ст. 176, ч. 2 ст. 177, ч. 1 ст. 179 ГПК РФ);

5) выполняет иные полномочия, как прямо отнесенные к его компетенции соответствующими статьями ГПК РФ, так и вытекающие из осуществления его деятельности.

Например, ст. 181 и 187 ГПК РФ предусматривают оглашение в судебном заседании приобщенных к делу письменных доказательств и заключения эксперта. Несмотря на отсутствие упоминания председательствующего в судебном заседании судьи в текстах статей именно он оглашает письменные доказательства и заключение эксперта.

9. Председательствующий также обеспечивает порядок в судебном заседании. В частности, ГПК РФ наделяет председательствующего следующими полномочиями:

1) объявлять предупреждение лицу, нарушающему порядок в судебном заседании (ч. 1 ст. 159);

2) удалять из зала судебного заседания лиц, нарушающих порядок в судебном заседании (ч. 2 ст. 159).

10. Требования и указания председательствующего обязательны для других участников процесса.

Действия и требования председательствующего должны быть понятны участникам процесса и присутствующим в судебном заседании иным лицам. Все требования председательствующего должны даваться в корректной форме, излагаться ясно и четко, исключать неуважительные высказывания в отношении участников процесса, грубость или повышенную эмоциональность.

В судебном заседании могут возникнуть ситуации, когда лица, участвующие в деле, или иные участники процесса будут не согласны с действиями или требованиями председательствующего.

По всем спорным вопросам действия председательствующего должны быть мотивированы. При несогласии участников процесса с действиями председательствующего он обязан дать разъяснения своих действий. Возражения участников процесса относительно действий председательствующего должны быть занесены в протокол судебного заседания.

Несогласие участников процесса с действиями председательствующего не освобождает их от обязанности исполнять его требования.

Действия председательствующего могут быть оспорены в процессуальном порядке после завершения рассмотрения дела. Например, несогласие стороны с требованием председательствующего удалиться из зала судебного заседания за нарушение порядка в судебном заседании может быть изложено в апелляционной жалобе на решение суда, законность действий председательствующего в этом случае оценивает суд апелляционной инстанции.

Пример: мировым судьей судебного участка N 199 района Кунцево г. Москвы был удовлетворен иск ГУП ДЕЗ района Кунцево города Москвы о взыскании с В. и Т. задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. При рассмотрении этого дела в апелляционной инстанции председательствующим по делу был удален из зала судебного заседания слушатель в связи с нарушением порядка в судебном заседании.

Оспаривая в кассационном порядке решение мирового судьи о взыскании задолженности и апелляционного определения об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, ответчики ссылались на нарушение председательствующим по делу принципа гласности гражданского судопроизводства при оглашении апелляционного определения.

Определением судьи Московского городского суда отказано в передаче кассационной жалобы в суд кассационной инстанции. Указано, что применение к нарушителю порядка в судебном заседании положений ст. 159 ГПК РФ, регулирующей правила применения санкций к нарушителю за нарушение порядка в судебном заседании, не свидетельствует о нарушении судом требований гласности судебного разбирательства, установленных ст. 10 ГПК РФ (см. Определение Московского городского суда от 22 декабря 2015 г. N 4г/6-11859/15).

11. При единоличном рассмотрении дела председательствующий руководит действиями лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, судебных приставов и слушателей. Для всех указанных лиц, находящихся в зале судебного заседания, требования председательствующего являются обязательными.

При коллегиальном рассмотрении дела председательствующий руководит также судьями, входящими в состав суда, но руководящая роль председательствующего в отношении судей проявляется в иной форме и в иных пределах, чем в отношении участников процесса.

ГПК РФ не разъясняет порядка разрешения возможных разногласий между судьями при коллегиальном рассмотрении дела по вопросам, возникающим в ходе судебного заседания, не отнесенным к единоличной компетенции председательствующего. По общему правилу вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, разрешаются коллегиальным составом суда, при этом председательствующий голосует последним (ч. 1 ст. 15 ГПК РФ). В случае если большинством судей будет принято определение, с которым не согласен председательствующий, такое определение будет для него обязательным. Например, если двое судей из участвующих в рассмотрении дела считают необходимым отложить судебное разбирательство ввиду неявки стороны, председательствующий обязан объявить участникам процесса об отложении судебного разбирательства и назначении новой даты судебного заседания, даже если сам с таким определением не согласен.

Большинство процессуальных вопросов разрешается судом путем вынесения протокольных определений без удаления в совещательную комнату. Например, разрешение ходатайства о приобщении к делу доказательств, об оказании содействия в истребовании доказательств, об отложении судебного разбирательства и т.п.

Суд может любой процессуальный вопрос разрешить в совещательной комнате. В этом случае определение по результатам разрешения ходатайства излагается в форме отдельного процессуального акта.

Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке работы Квалификационных коллегий судей

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Квалификационная коллегия судей - орган судейского сообщества

1. Квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее -квалификационная коллегия судей) осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Положением.

Статья 2. Формирование квалификационной коллегии судей

1. Квалификационная коллегия судей правомочна осуществлять свои полномочия, если общее число избранных и назначенных членов коллегии составляет не менее чем две трети от установленного федеральным законом количества, независимо от численного представительства в ее составе судей, представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации.

2. Избрание судей в состав квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации на раздельных секциях (собраниях) судей не допускается.

Статья 3. Принципы деятельности квалификационной коллегии судей

Деятельность квалификационной коллегии судей основывается на принципах независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, коллегиального, гласного, свободного, беспристрастного и справедливого рассмотрения вопросов, отнесенных федеральными конституционными законами и федеральными законами к ее компетенции.

Статья 4. Обеспечение гласности

1. Заседание квалификационной коллегии судей проводится, как правило, открыто.

2. Закрытое заседание проводится в случае необходимости сохранения государственной тайны, в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. Закрытое заседание (полностью или частично) может быть проведено также по ходатайству судьи, в отношении которого рассматривается представление либо обращение, а также по мотивированному ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации или его представителя.

4. Закрытое заседание проводится по решению квалификационной коллегии судей, если за проведение такого заседания проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, участвующих в заседании. В случаях, предусмотренных пунктом вторым настоящей статьи, закрытое заседание проводится без голосования.

5. Личная переписка граждан может быть оглашена в открытом заседании только с их согласия. При отсутствии такого согласия личная переписка оглашается в закрытом заседании.

6. В открытом заседании присутствующие лица вправе вести необходимые записи, в том числе с использованием средств аудиозаписи. Использование фотоаппаратов, кино- и видеоаппаратуры или иных средств фиксации и записи изображений допускается с согласия большинства членов квалификационной коллегии судей.

Статья 5. Взаимодействие квалификационных коллегий судей

1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации информирует квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации о своей деятельности и практике применения квалификационными коллегиями судей Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "О судейском сообществе в Российской Федерации", других законов, касающихся деятельности квалификационных коллегий судей, распространяет положительный опыт работы квалификационных коллегий судей, проводит семинары и совещания членов квалификационных коллегий судей, организует другие виды учебы членов этих коллегий.

2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации оказывает методическую помощь квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации, дает рекомендации, направленные на совершенствование их деятельности, и вправе высказать мнение по возникающим в их работе вопросам.

3. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации направляют в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации копии решений по рассмотренным представлениям и обращениям о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, ежеквартально информируют ее о своей деятельности и практике применения законов.

4. Председатели квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации статистическую отчетность о работе коллегий. Форма отчетности устанавливается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Статья 6. Взаимодействие квалификационной коллегии судей с советом судей и средствами массовой информации

1. Квалификационная коллегия судей информирует соответствующий совет судей о своей деятельности, дате, времени и месте заседания и подлежащих рассмотрению вопросах.

2. Председатель и заместитель председателя совета судей вправе участвовать в заседании соответствующей квалификационной коллегий судей, вносить предложения и высказывать мнение по рассматриваемым вопросам.

3. Квалификационная коллегия судей изучает и обобщает опыт работы в целях реализации норм Кодекса судейской этики, разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности.

Статья 7. Делопроизводство

1. Делопроизводство в квалификационной коллегии судей осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и настоящим Положением.

2. Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации утверждает инструкцию по делопроизводству в соответствующей коллегии, которая не должна противоречить Инструкции, утвержденной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

3. Квалификационная коллегия судей имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и воспроизведением своего наименованием, штамп и бланки.

4. Документы, содержащие врачебную и иную тайну, хранятся в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Статья 8. Обеспечение деятельности квалификационных коллегий судей

2. Организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности квалификационной коллегии судей и ее аппарата осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и входящими в его систему органами.

3. Председатель квалификационной коллегии судей представляет своевременно Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и входящим в его систему органам информацию, необходимую для обеспечения деятельности соответствующей квалификационной коллегии судей.

Статьpя 9. Аппарат квалификационной коллегии судей

1. Для организационного, правового, документационного, аналитического, информационного обеспечения деятельности квалификационной коллегии судей и организации контроля за исполнением ее решений создается аппарат соответствующей квалификационной коллегии судей в количестве не менее двух человек, в который по должности входит секретарь квалификационной коллегии судей.

2. Численный состав Аппарата Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации устанавливается по согласованию соответственно с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и начальником управления (отдела) Судебного департамента субъекта Российской Федерации.

3. Руководитель аппарата квалификационной коллегии судей назначается на должность и освобождается от должности решением соответствующей квалификационной коллегии судей по представлению председателя квалификационной коллегии судей, если за это решение проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

Глава 2. Председатель, заместитель председателя, член квалификационной коллегии судей. Секретарь квалификационной коллегии судей

Статья 10. Порядок избрания председателя, заместителя председателя квалификационной коллегии судей

1. Заседание Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, заседание квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации до избрания ее председателя ведет соответственно Председатель Совета судей Российской Федерации, председатель совета судей субъекта Российской Федерации.

2. Председатель, заместитель председателя квалификационной коллегии судей избирается квалификационной коллегией судей из числа членов коллегии открытым голосованием или тайным голосованием, если за такой порядок проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

3. Квалификационная коллегия судей вправе избрать председателя, заместителя председателя коллегии, если на ее заседании присутствует более половины членов квалификационной коллегии судей, правомочной осуществлять свои полномочия в соответствии с Федеральным законом.

4. В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 11 членов коллегии, избирается один заместитель председателя квалификационной коллегии судей. В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 21 члена коллегии, избираются два заместителя председателя квалификационной коллегии судей. В Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации избираются три заместителя председателя.

5. Председатель, заместитель председателя коллегии считаются избранными, если за каждого из них проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

Статья 11. Порядок назначения секретаря квалификационной коллегии судей и освобождения его от должности

1. Секретарем Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации назначается государственный гражданский служащий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а секретарем квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации - государственный гражданский служащий управления (отдела) входящих в его систему органов в субъектах Российской Федерации - по представлению председателя соответствующей квалификационной коллегии судей.

2. Квалификационная коллегия судей вправе назначить секретаря квалификационной коллегии судей и освободить его от должности, если на ее заседании присутствует более половины членов квалификационной коллегии судей, правомочной осуществлять свои полномочия в соответствии с Федеральным законом.

3. Секретарь квалификационной коллегии судей считается назначенным или освобожденным от должности, если за это проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

Статья 12. Полномочия председателя, заместителя (заместителей) председателя квалификационной коллегии судей

1. Председатель квалификационной коллегии судей:

- организует работу квалификационной коллегии судей;

- формирует повестку заседания квалификационной коллегии судей;

- председательствует на заседании квалификационной коллегии судей;

- подписывает решения и протокол заседания квалификационной коллегии судей;

- распределяет обязанности между заместителями председателя квалификационной коллегии судей;

- дает поручения членам квалификационной коллегии судей, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и входящим в его систему органам по вопросам, связанным с деятельностью квалификационной коллегии судей;

- контролирует работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей;

- осуществляет руководство аппаратом квалификационной коллегии судей, утверждает положение об аппарате квалификационной коллегии судей;

- на период своего отсутствия возлагает исполнение обязанностей председателя квалификационной коллегии судей на одного из своих заместителей, а при их отсутствии - на одного из членов коллегии;

- представляет квалификационную коллегию судей в отношениях с государственными, общественными и иными органами, организациями и должностными лицами;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Положением.

2. Заместитель (заместители) председателя квалификационной коллегии судей:

- по поручению председателя квалификационной коллегии судей председательствует на заседании коллегии и в его отсутствие исполняет его полномочия;

- выполняет поручения председателя квалификационной коллегии судей, относящиеся к компетенции этой коллегии.

Статья 13. Полномочия члена квалификационной коллегии судей

1. Члены квалификационной коллегии судей имеют равные права и исполняют равные обязанности, возложенные на них федеральным законодательством и настоящим Положением.

2. Член квалификационной коллегии судей:

- участвует в заседании квалификационной коллегии судей. При наличии уважительной причины, препятствующей участию в заседании квалификационной коллегии судей, с момента появления основания для неявки на заседание, но не позднее дня начала заседания письменно сообщает председателю квалификационной коллегии судей о невозможности явиться на заседание с указанием причины;

- вносит предложение о включении в повестку заседания квалификационной коллегии судей дополнительных вопросов;

- знакомится с материалами, поступившими на рассмотрение квалификационной коллегии судей;

- представляет дополнительные материалы по рассматриваемым вопросам;

- высказывает мнение и голосует по вопросам, внесенным на рассмотрение квалификационной коллегии судей;

- по решению квалификационной коллегии судей выполняет обязанности секретаря коллегии в случае его отсутствия;

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации послужило правовой основой происходящих в нашей стране преобразований, включая сферу судебной власти.

В рамках совершенствования законодательства о судебной власти правовые акты, касающиеся статуса судей, в 2001-2002 годах претерпели существенные изменения. Принцип выборности судей канул в прошлое, ему на смену пришел особый порядок наделения судей полномочиями.

Высокое предназначение судьи обусловило и повышенные требования к кандидатам на судебные должности. В соответствии с Законом Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации» судьей районного, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность (перечень таких заболеваний утвержден постановлением Совета судей Российской Федерации № 78 от 26 декабря 2002 года).

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, что свидетельствует о демократическом принципе формирования судебных органов. Любой гражданин, отвечающий перечисленным выше требованиям и сдавший квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность. Но здесь необходимо учесть, что кандидаты в судьи, помимо теоретических знаний, практической подготовки, должны обладать высокими морально-нравственными качествами, дающими им право судить других людей.

При этом в силу пункта 2 ст.11 названного закона судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи ( 70 лет).

Перечисленные выше требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, в полной мере относятся и к порядку наделения полномочиями председателей судов и их заместителей за исключением срока назначения на должность.

С учетом изменений, внесенных в декабре 2001 года в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее, чем через год.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они назначены.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность до вступления в силу данного Федерального закона, определяется в следующем порядке. Срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенного на должность до 31 декабря 1999 года включительно, исчисляется с 1 января 2001 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется, начиная с 2002 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2001 года, но до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется, начиная с 2003 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.

Произошедшая в соответствии с названным законом переориентация порядка наделения полномочиями председателей судов привела к тому, что в 2007-2008 гг. у большинства руководителей районных судов и их заместителей истечет шестилетний срок полномочий.

Не позднее, чем за шесть месяцев до истечения полномочий председателей, заместителей председателей суда, квалификационные коллегии судей субъектов федерации объявят в средствах массовой информации об открытии вакансий с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на указанные должности, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

При проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей и заместителей председателей судов у квалификационных коллегий могут возникнуть вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы действующим законодательством.

Учитывая, что предельный возраст пребывания в должности судьи ограничен 70 годами, а срок полномочий председателей судов и их заместителей составляет шесть лет, логично было бы предположить, что на названные должности не может быть рекомендовано лицо старше 64 лет. Это было бы оправдано с точки зрения целесообразности и обеспечения стабильности работы судов, позволило бы избежать в пределах шестилетнего срока повторной смены руководителя или одновременно нескольких руководителей суда. Однако такой подход не отвечает конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку закон иных возрастных ограничений, кроме предельного возраста пребывания в должности судьи, не содержит.

Поэтому полагаю, что в законодательном порядке необходимо разрешить вопрос о предельном возрасте для назначения на должность судьи, а равно и на должность председателя (заместителя председателя) суда. К примеру, такой возраст может составлять 67 лет. И лица, перешагнувшие этот возрастной рубеж, будут знать, что их стремления стать судьей и тем более руководителем суда беспочвенны.

Действующее законодательство не содержит также ограничений для назначения на должность председателей судов и их заместителей, тех лиц, кто отвечает общим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей, но не имеет предшествующего стажа работы в должности судьи либо имеет такой стаж менее трех лет.

На мой взгляд, такие претенденты не могут быть назначены на должность председателей судов по ряду причин.

Одна из причин содержится в правовом аспекте. Председатель суда - это не просто штатная единица суда, занимающаяся административными функциями. Прежде всего, он – судья.

Исходя из нормы пункта 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи федерального суда первоначально назначаются на должность сроком на три года. В то же время в силу пунктов 6 - 8 ст. 6-1 этого закона, председатели, заместители председателей судов разных уровней назначаются сроком на шесть лет. Из совокупности приведенных выше норм следует, что председателем суда на шестилетний срок полномочий должны назначаться кандидаты, уже имеющие предшествующий стаж работы в должности судьи не менее трех лет, поскольку в противном случае будет нарушено требование пункта 3 ст.11 закона о первичном трехлетнем сроке назначения на должность судьи.

Второй момент, который должен учитываться при разрешении вопроса о рекомендации претендента на должность председателя суда, как раз связан с наличием у этого претендента навыков администрирования. Ведь законодатель помимо осуществления председателем, заместителем председателя суда полномочий судьи, закрепил за ними и осуществление иных процессуальных полномочий .

В силу ст. 6.2 Закона « О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда, в частности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, организует работу по повышению квалификации судей, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда и иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя суда осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

При этом закон допускает возможность досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда не только за ненадлежащее осуществление правосудия, но и в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.

Практика работы квалификационной коллегии судей Московской области свидетельствует о том, что причиной, из-за которой председатели и заместители председателей судов лишились своих полномочий, послужили именно недостатки в организации работы судов.

Так, решениями квалификационной коллегии судей Московской области в 2004-2005 годах освобождены от занимаемых должностей заместитель председателя Мытищинского и председатель Истринского городских судов Московской области с оставлением в должности судей. Ненадлежащая организация работы судов привела к волоките при рассмотрении гражданских дел судьями этих судов, неправильному отражению сведений о прохождении дел в документах статистической отчетности, увеличению количества обоснованных жалоб на работу судов и т.д. В Истринском городском суде за указанное время привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочия трое судей.

В преддверии предстоящего переназначения председателей, заместителей председателей судов остается надеяться на то, что будущим претендентам на эти должности будут присущи требующиеся деловые и моральные качества, а Законодатель сможет уточнить и оптимизировать соответствующие нормативно-правовые положения.

1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 4 настоящей части;

2) судья верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью пятой, 132 частью пятой, 134 частью шестой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 280.2, 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2.1) судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет;

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 280.2, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, и иные уголовные дела, подсудные 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду в соответствии с пунктами 2 - 4 части шестой.1 статьи 31 настоящего Кодекса, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, первой.1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.

3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется:

1) в районном суде - судьей районного суда единолично;

2) в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде - судом в составе трех судей, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично;

3) в апелляционном суде общей юрисдикции, апелляционном военном суде - судом в составе трех судей, за исключением уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, которые рассматриваются судьей апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда единолично.

4. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется:

1) судебной коллегией по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, кассационным военным судом в составе трех судей, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с кассационными жалобой, представлением на промежуточные решения мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, которые рассматриваются судьей кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда единолично;

2) Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе трех судей.

4.1. Рассмотрение уголовных дел в порядке надзора осуществляется большинством членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

6. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: