Кто вправе обжаловать результаты соут в судебном порядке

Обновлено: 24.04.2024

Кто вправе подать заявление и жалобу?

Обратиться в уполномоченный орган (Роструд, его территориальный орган) вправе:

профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы;

организации, осуществляющие проведение СОУТ.

Далее для удобства мы будем использовать слова «заявитель», «заявители».

Как получить информацию о порядке действий?

Полезная для заявителей информация размещается:

на сайте Роструда и его территориальных органов;

на информационных стендах в Роструде и его территориальных органах;

На Едином портале размещается информация об исчерпывающем перечне документов, которые необходимо представить, о требованиях к оформлению указанных документов и др.

Консультацию в органах Роструда можно получить с использованием телефонной, факсимильной и электронной связи, посредством письменных разъяснений и при личном приеме.

Специалисты обязаны подробно и вежливо отвечать на вопросы обратившегося лица.

Какие документы необходимо представить?

В Регламенте закреплен исчерпывающий перечень документов, которые должен представить заявитель. Это важно, поскольку означает, что Роструд и его территориальные органы не вправе требовать от работодателя (или работника) никакие иные документы.

Итак, первый из обязательных документов – заявление. Его необходимо оформить согласно приложению 1 к Регламенту.

В заявлении указываются:

наименование заявителя (Ф. И. О. – для физических лиц), почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона;

информация об организации, проводившей СОУТ;

предмет (суть) разногласий и доводы заявителя.

Если заявление подает организация, дополнительно надо приложить копии материалов отчета о результатах проведения СОУТ (по которым имеются разногласия).

В случае если заявителем является работник, к заявлению прилагается копия трудовой книжки и (или) иных документов, подтверждающих факт работы у работодателя, о котором содержатся сведения в заявлении, а также копии материалов отчета о результатах проведения СОУТ (при их наличии).

Еще Регламент позволяет работодателю подать жалобу на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ (форма жалобы приведена в приложении 2). В жалобе также отражаются наименования и контакты работодателя и организации, проводящей СОУТ, и, кроме того, излагаются сведения об обжалуемых действиях (бездействии) и доводы работодателя.

Как передать документы в уполномоченный орган?

Существует несколько способов представления документов (п. 20, 21 Регламента). Документы на бумажном носителе можно:

передать должностному лицу на личном приеме (на втором экземпляре заявления или жалобы будет сделана отметка о дате приема и указана фамилия лица, принявшего документы).

Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, можно представить в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала.

Нельзя подать документы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Заявление и жалобу следует подавать по территориальному принципу, выбирать уполномоченный орган заявитель не вправе (экстерриториальный принцип не применяется).

Сколько нужно уплатить за рассмотрение заявления или жалобы?

Рассматриваемая государственная услуга оказывается бесплатно, заявитель не должен уплачивать госпошлину за рассмотрение заявления или жалобы.

Личный прием не отнимет много времени

Согласно п. 31 Регламента максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления или жалобы работодателя и при получении результата предоставления государственной услуги составляет 15 минут. Поэтому не стоит бояться, что обращение в уполномоченный орган отнимет много времени.

Что включает в себя госуслуга и каким может быть ее результат?

Предоставление государственной услуги включает следующие (стандартные) административные процедуры (действия):

а) регистрация заявления или жалобы работодателя;

б) рассмотрение оснований для предоставления государственной услуги;

в) проведение проверки обоснованности изложенных в заявлении или жалобе работодателя сведений;

г) информирование о результатах предоставления государственной услуги, в том числе:

о направлении в орган государственной экспертизы условий труда представления в целях проведения экспертизы качества СОУТ (если изложенные в заявлении сведения подтвердились);

о выдаче организации, проводящей СОУТ, обязательного к исполнению предписания об устранении нарушений законодательства (если работодатель подавал жалобу и изложенные в ней сведения подтвердились);

о невозможности предоставления государственной услуги с указанием причин.

Как и в каком месте проводится проверка?

По общему правилу (п. 63 Регламента) проводится документарная проверка, в ходе которой осуществляется сравнительный анализ заявления (или жалобы работодателя) и прилагаемых к ней документов.

При необходимости у одной из сторон разногласий запрашивается отчет о результатах проведения СОУТ, по которому возникли разногласия.

Если заявителем является работник, у работодателя запрашивается отчет в части результатов СОУТ на рабочем месте работника.

В случае непоступления запрашиваемых документов в 30-дневный срок с даты направления запросов должностное лицо уполномоченного органа проводит внеплановую выездную проверку работодателя, у которого запрашивался отчет.

При рассмотрении жалобы работодателя должностное лицо осуществляет внеплановую документарную проверку организации, проводящей СОУТ. Если по результатам проведения этой проверки не представляется возможным сделать обоснованные выводы, назначается внеплановая выездная проверка.

Как узнать о результатах рассмотрения поданного заявления или жалобы?

Информация о результатах проверки и выводы об обоснованности (необоснованности) изложенных в заявлении (жалобе) сведений отражаются в акте.

Кроме того, в обязательном порядке оформляется извещение о результатах предоставления государственной услуги.

В извещении указываются:

наименование проводившего проверку органа и конкретного должностного лица;

сведения о заявлении (жалобе) с указанием реквизитов и даты регистрации в уполномоченном органе;

полное наименование заявителя-работодателя (Ф. И. О. работника), контактные данные;

период предоставления государственной услуги с указанием даты начала и окончания ее проведения;

информация о работодателе (если заявителем является работник);

информация об организации, проводившей СОУТ (если заявление или жалоба подана работодателем);

перечень документов, представленных заявителем и полученных в результате направления запросов;

вывод о результатах рассмотрения заявления (жалобы) с указанием оснований для отказа в предоставлении государственной услуги или информации об обоснованности или необоснованности доводов, а также принятых мерах.

Выводы, содержащиеся в извещении, должны быть подробными и обоснованными (п. 76 Регламента).

Во всех случаях выявления несоответствий в выводах приводится подробное описание выявленного несоответствия и дается ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.

Извещение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Не производится выдача результатов через Единый портал или сайт уполномоченного органа.

Копия извещения направляется второй стороне разногласия (организации, проводившей СОУТ, или работодателю).

Заявления, жалобы работодателей и представленные с ними документы обратно заявителю не выдаются и хранятся в уполномоченном структурном подразделении Роструда или его территориальных органов.

Как долго ждать результатов рассмотрения заявления или жалобы?

Согласно п. 11 Регламента государственная услуга (проверка изложенных в заявлении или жалобе сведений, оформление акта) предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации поданного заявителем заявления или жалобы работодателя.

Приостановление предоставления государственной услуги возможно в случае продления внеплановой проверки изложенных в заявлении или жалобе работодателя фактов на срок не более 20 рабочих дней (п. 13 Регламента).

Результаты направляются заявителю в срок не позднее 3 рабочих дней с даты их оформления (п. 14 Регламента).

Что делать в случае несогласия с решением, действиями (бездействием) должностных лиц?

Заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Роструда, его территориальных органов, а также их должностных лиц. Жалоба может быть подана с использованием Единого портала.

Информация о порядке подачи и рассмотрения жалоб размещается на Едином портале (п. 96, 97 Регламента).

В качестве заключения

Утверждение Регламента имеет важное значение для большого числа заинтересованных лиц – работодателей, работников, организаций, проводящих СОУТ, территориальных органов Роструда и т. д. Регламентом установлен закрытый перечень представляемых документов, введены формы заявления и жалобы, определены порядок и сроки рассмотрения представленных заявителями сведений.

Напомним, при наличии доказательств ненадлежащего оказания услуг по проведению СОУТ (в случае невозможности использования заказчиком результатов проведенной исполнителем оценки) работодатель вправе требовать расторжения договора, взыскания ранее перечисленных денежных средств, предусмотренной договором неустойки, а также убытков – суммы уплаченного штрафа, который был наложен на работодателя по результатам проверки ГИТ (см., например, Постановление АС СЗО от 03.12.2018 № Ф07-13812/2018 по делу № А13-8003/2017).

Если на организацию был наложен штраф за непроведение СОУТ, собственники бизнеса (участники общества) могут потребовать, чтобы директор (в том числе бывший) возместил сумму уплаченного административного штрафа. В частности, арбитры АС УО в Постановлении от 06.03.2018 № Ф09-450/18 по делу № А76-751/2017 взыскали штраф с бывшего руководителя ООО, отметив, что причиной привлечения общества к административной ответственности является виновное бездействие бывшего директора, выразившееся в неисполнении обязанности обеспечить проведение СОУТ.

Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена результатов соут (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Отмена результатов соут

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 392 "Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам)" ГПК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Установив, что решением суда отказано в отмене результатов специальной оценки условий труда работников рентгенкабинета; истец указывает, что экспертным заключением оценки качества проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников рентгенологического отделения качество ее проведения признано не соответствующим требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, что, по мнению истца, влечет пересмотр судебного акта, суд правомерно отказал в пересмотре судебного акта, обоснованно исходя из того, что приведенные истцом обстоятельства не являются вновь открывшимися или новыми, определенными в статье 392 ГПК РФ, поскольку экспертное заключение оценки качества проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является новым доказательством по делу, в связи с чем указанные истцом обстоятельства возникли после вынесения судебного решения.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 8 "Организация проведения специальной оценки условий труда" Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", суд правомерно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании надбавки за вредность, поскольку отмена надбавки за вредность в размере 8% произведена работодателем в установленном законом порядке в связи с изменением класса условий труда по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах бортпроводников, который был определен как 2 класс условий труда, в соответствии с которым не предусмотрено повышение оплаты труда, о чем истец был своевременно уведомлен и дал свое согласие продолжать работу на таких условиях; кроме того, надбавка за вредность была отменена в соответствии с результатами специальной оценки условий труда в отношении всех бортпроводников работодателя, а не только в отношении истца.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отмена результатов соут

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что 12.09.2014 в результате проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан, в ООО "Ярославские краски - Казань" были выявлены следующие нарушения норм трудового законодательства: работодатель не прошел обучение по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; первичный инструктаж проводит необученный сотрудник, не проведена специальная оценка условий труда.

Нормативные акты: Отмена результатов соут

Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 N 524
(ред. от 08.06.2018)
"Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" В случае выявления страховщиком фактов представления страхователем недостоверных сведений по начисленным страховым взносам и по произведенным страхователем расходам на обеспечение по страхованию, а также сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, страховщик отменяет решение об установлении скидки.

Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/374@
(ред. от 20.04.2022)
"Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Федеральной налоговой службой, администраторов доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации территориальными органами Федеральной налоговой службы" Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На предприятии проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ). Рабочее место имеет класс 3.2. В карте и в сводной ведомости допущены ошибки, а именно, в графе "Повышенный размер оплаты труда" указано "нет", дополнительный отпуск указано "нет". При проверке проведения СОУТ данного рабочего места трудовая инспекция выявила нарушения. В предписании государственного инспектора труда отсутствуют указания о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Каким образом осуществить изменение сведений о гарантиях и компенсациях, содержащихся в карточке рабочего места, если организация, проводившая СОУТ, откажется безвозмездно, в порядке устранения своей ошибки, провести внеплановую оценку условий труда на основании мотивированного предложения представительного органа работников?

Прежде всего отметим, что ни Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), ни Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), ни иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда и оценки условий труда работников не содержат норм, которые позволяли бы вносить какие бы то ни было изменения в документы, оформляющие результаты специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), и, соответственно, не включают в себя положения, регламентирующие порядок внесения таких изменений.
Принимая во внимание, что карты СОУТ и сводная ведомость СОУТ являются составными частями отчета о проведении СОУТ (п. 3 и п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ), можно сделать вывод, что возможность внесения изменений в такие документы законодательством не предусмотрена, в том числе и в случаях, когда данные изменения касаются исправления очевидно ошибочных сведений о видах гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, трудящемуся на определенном рабочем месте, в соответствии с установленным по этому рабочему месту классом вредности.
Таким образом, очевидным является вывод о том, что для исправления допущенных ошибок необходимо проведение повторной СОУТ в отношении соответствующего рабочего места с оформлением вновь всей необходимой документации.
Для этого, в первую очередь, следует установить наличие допущенных при проведении предыдущей СОУТ нарушений. В связи с этим отметим, что предписание государственного инспектора труда само по себе не упомянуто в законодательстве в качестве документа, устанавливающего несоответствие качества проведенной СОУТ требованиям законодательства. Положения ч. 1 ст. 24 Закона N 426-ФЗ указывают на то, что оценка качества СОУТ осуществляется путем проведения экспертизы, выполняемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной ТК РФ.
Такая экспертиза может осуществляться как непосредственно по заявлению работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, поданных в орган, проводящий экспертизу, так и по представлениям территориальных органов Роструда, которые могут быть вынесены в ходе мероприятий по государственному контролю, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (ч. 2 ст. 24 Закона N 426-ФЗ).
Иными словами, работник, выполняющий работу на соответствующем рабочем месте, представительный орган работников или работодатель могут самостоятельно заказать проведение такой экспертизы, либо обратиться с жалобой на допущенные при проведении СОУТ нарушения в территориальные органы Роструда, которые, в свою очередь, могут вынести представление о проведении экспертизы.
При этом в первом случае экспертиза проводится за счет средств заявителя, а во втором - бесплатно (п. 5 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Минтруда РФ от 12.08.2014 N 549н). Однако следует помнить, что по смыслу ч. 2 ст. 24 Закона N 426-ФЗ назначение экспертизы качества проведения СОУТ по представлению Роструда является правом, но не обязанностью этого органа. Поэтому получение результатов такой экспертизы при использовании указанного способа не является гарантированным.
Помимо этого, в силу ч. 2 ст. 26 Закона N 426-ФЗ работодатель, работник или представительный орган работников вправе обжаловать результаты СОУТ в судебном порядке, в том числе потребовать признать их недействительными в соответствующей части*(1).
Поскольку СОУТ выполняется на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем с уполномоченной на проведение СОУТ организацией (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ), который по своей сути представляет собой договор возмездного оказания услуг (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.11.2017 N Ф10-4961/17), то доказательства, подтверждающие некачественное проведение СОУТ, являются основанием для предъявления работодателем к такой организации требований, предусмотренных ст. 723 ГК РФ, применяемой к отношениям, вытекающим из договора возмездного оказания услуг, в силу ст. 783 ГК РФ.
В частности, согласно п. 1 ст. 723 ГК РФ работодатель может потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанных услуг путем проведения повторной СОУТ в отношении соответствующих рабочих мест, соразмерного уменьшения цены договора или, если возможность устранения недостатков заказчиком предусмотрена условиями договора, возмещения своих расходов на проведение СОУТ с привлечением другой организации. При неудовлетворении указанных требований работодатель вправе отказаться от исполнения договора в соответствующей части и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 2 ст. 723 ГК РФ).
Отказ от добровольного удовлетворения организацией, проводившей СОУТ, вышеуказанных требований работодателя является основанием для обращения в суд с исковым заявлением о понуждении к совершению соответствующих действий.

17 января 2018 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В качестве примера судебных решений, вынесенных по исковым заявлениям работников с соответствующими требованиями, могут служить решение Людиновского районного суда Калужской области от 27.04.2017 по делу N 2-279/2017, решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 30.03.2017 по делу N 2-998/2017, решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26.07.2017 по делу N 2-1548/2017 и другие. К сожалению, аналогичных судебных актов, вынесенных по исковым заявлениям, в которых истцами являлись бы работодатель или представительный орган работников, нам обнаружить не удалось.

Кто вправе подать заявление и жалобу?

Обратиться в уполномоченный орган (Роструд, его территориальный орган) вправе:

профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы;

организации, осуществляющие проведение СОУТ.

Далее для удобства мы будем использовать слова «заявитель», «заявители».

Как получить информацию о порядке действий?

Полезная для заявителей информация размещается:

на сайте Роструда и его территориальных органов;

на информационных стендах в Роструде и его территориальных органах;

На Едином портале размещается информация об исчерпывающем перечне документов, которые необходимо представить, о требованиях к оформлению указанных документов и др.

Консультацию в органах Роструда можно получить с использованием телефонной, факсимильной и электронной связи, посредством письменных разъяснений и при личном приеме.

Специалисты обязаны подробно и вежливо отвечать на вопросы обратившегося лица.

Какие документы необходимо представить?

В Регламенте закреплен исчерпывающий перечень документов, которые должен представить заявитель. Это важно, поскольку означает, что Роструд и его территориальные органы не вправе требовать от работодателя (или работника) никакие иные документы.

Итак, первый из обязательных документов – заявление. Его необходимо оформить согласно приложению 1 к Регламенту.

В заявлении указываются:

наименование заявителя (Ф. И. О. – для физических лиц), почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона;

информация об организации, проводившей СОУТ;

предмет (суть) разногласий и доводы заявителя.

Если заявление подает организация, дополнительно надо приложить копии материалов отчета о результатах проведения СОУТ (по которым имеются разногласия).

В случае если заявителем является работник, к заявлению прилагается копия трудовой книжки и (или) иных документов, подтверждающих факт работы у работодателя, о котором содержатся сведения в заявлении, а также копии материалов отчета о результатах проведения СОУТ (при их наличии).

Еще Регламент позволяет работодателю подать жалобу на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ (форма жалобы приведена в приложении 2). В жалобе также отражаются наименования и контакты работодателя и организации, проводящей СОУТ, и, кроме того, излагаются сведения об обжалуемых действиях (бездействии) и доводы работодателя.

Как передать документы в уполномоченный орган?

Существует несколько способов представления документов (п. 20, 21 Регламента). Документы на бумажном носителе можно:

передать должностному лицу на личном приеме (на втором экземпляре заявления или жалобы будет сделана отметка о дате приема и указана фамилия лица, принявшего документы).

Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, можно представить в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала.

Нельзя подать документы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Заявление и жалобу следует подавать по территориальному принципу, выбирать уполномоченный орган заявитель не вправе (экстерриториальный принцип не применяется).

Сколько нужно уплатить за рассмотрение заявления или жалобы?

Рассматриваемая государственная услуга оказывается бесплатно, заявитель не должен уплачивать госпошлину за рассмотрение заявления или жалобы.

Личный прием не отнимет много времени

Согласно п. 31 Регламента максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления или жалобы работодателя и при получении результата предоставления государственной услуги составляет 15 минут. Поэтому не стоит бояться, что обращение в уполномоченный орган отнимет много времени.

Что включает в себя госуслуга и каким может быть ее результат?

Предоставление государственной услуги включает следующие (стандартные) административные процедуры (действия):

а) регистрация заявления или жалобы работодателя;

б) рассмотрение оснований для предоставления государственной услуги;

в) проведение проверки обоснованности изложенных в заявлении или жалобе работодателя сведений;

г) информирование о результатах предоставления государственной услуги, в том числе:

о направлении в орган государственной экспертизы условий труда представления в целях проведения экспертизы качества СОУТ (если изложенные в заявлении сведения подтвердились);

о выдаче организации, проводящей СОУТ, обязательного к исполнению предписания об устранении нарушений законодательства (если работодатель подавал жалобу и изложенные в ней сведения подтвердились);

о невозможности предоставления государственной услуги с указанием причин.

Как и в каком месте проводится проверка?

По общему правилу (п. 63 Регламента) проводится документарная проверка, в ходе которой осуществляется сравнительный анализ заявления (или жалобы работодателя) и прилагаемых к ней документов.

При необходимости у одной из сторон разногласий запрашивается отчет о результатах проведения СОУТ, по которому возникли разногласия.

Если заявителем является работник, у работодателя запрашивается отчет в части результатов СОУТ на рабочем месте работника.

В случае непоступления запрашиваемых документов в 30-дневный срок с даты направления запросов должностное лицо уполномоченного органа проводит внеплановую выездную проверку работодателя, у которого запрашивался отчет.

При рассмотрении жалобы работодателя должностное лицо осуществляет внеплановую документарную проверку организации, проводящей СОУТ. Если по результатам проведения этой проверки не представляется возможным сделать обоснованные выводы, назначается внеплановая выездная проверка.

Как узнать о результатах рассмотрения поданного заявления или жалобы?

Информация о результатах проверки и выводы об обоснованности (необоснованности) изложенных в заявлении (жалобе) сведений отражаются в акте.

Кроме того, в обязательном порядке оформляется извещение о результатах предоставления государственной услуги.

В извещении указываются:

наименование проводившего проверку органа и конкретного должностного лица;

сведения о заявлении (жалобе) с указанием реквизитов и даты регистрации в уполномоченном органе;

полное наименование заявителя-работодателя (Ф. И. О. работника), контактные данные;

период предоставления государственной услуги с указанием даты начала и окончания ее проведения;

информация о работодателе (если заявителем является работник);

информация об организации, проводившей СОУТ (если заявление или жалоба подана работодателем);

перечень документов, представленных заявителем и полученных в результате направления запросов;

вывод о результатах рассмотрения заявления (жалобы) с указанием оснований для отказа в предоставлении государственной услуги или информации об обоснованности или необоснованности доводов, а также принятых мерах.

Выводы, содержащиеся в извещении, должны быть подробными и обоснованными (п. 76 Регламента).

Во всех случаях выявления несоответствий в выводах приводится подробное описание выявленного несоответствия и дается ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.

Извещение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Не производится выдача результатов через Единый портал или сайт уполномоченного органа.

Копия извещения направляется второй стороне разногласия (организации, проводившей СОУТ, или работодателю).

Заявления, жалобы работодателей и представленные с ними документы обратно заявителю не выдаются и хранятся в уполномоченном структурном подразделении Роструда или его территориальных органов.

Как долго ждать результатов рассмотрения заявления или жалобы?

Согласно п. 11 Регламента государственная услуга (проверка изложенных в заявлении или жалобе сведений, оформление акта) предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации поданного заявителем заявления или жалобы работодателя.

Приостановление предоставления государственной услуги возможно в случае продления внеплановой проверки изложенных в заявлении или жалобе работодателя фактов на срок не более 20 рабочих дней (п. 13 Регламента).

Результаты направляются заявителю в срок не позднее 3 рабочих дней с даты их оформления (п. 14 Регламента).

Что делать в случае несогласия с решением, действиями (бездействием) должностных лиц?

Заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Роструда, его территориальных органов, а также их должностных лиц. Жалоба может быть подана с использованием Единого портала.

Информация о порядке подачи и рассмотрения жалоб размещается на Едином портале (п. 96, 97 Регламента).

В качестве заключения

Утверждение Регламента имеет важное значение для большого числа заинтересованных лиц – работодателей, работников, организаций, проводящих СОУТ, территориальных органов Роструда и т. д. Регламентом установлен закрытый перечень представляемых документов, введены формы заявления и жалобы, определены порядок и сроки рассмотрения представленных заявителями сведений.

Напомним, при наличии доказательств ненадлежащего оказания услуг по проведению СОУТ (в случае невозможности использования заказчиком результатов проведенной исполнителем оценки) работодатель вправе требовать расторжения договора, взыскания ранее перечисленных денежных средств, предусмотренной договором неустойки, а также убытков – суммы уплаченного штрафа, который был наложен на работодателя по результатам проверки ГИТ (см., например, Постановление АС СЗО от 03.12.2018 № Ф07-13812/2018 по делу № А13-8003/2017).

Если на организацию был наложен штраф за непроведение СОУТ, собственники бизнеса (участники общества) могут потребовать, чтобы директор (в том числе бывший) возместил сумму уплаченного административного штрафа. В частности, арбитры АС УО в Постановлении от 06.03.2018 № Ф09-450/18 по делу № А76-751/2017 взыскали штраф с бывшего руководителя ООО, отметив, что причиной привлечения общества к административной ответственности является виновное бездействие бывшего директора, выразившееся в неисполнении обязанности обеспечить проведение СОУТ.

Шобохонова М. В.

Ошибка 1. Отчет утвердил не председатель комиссии, а руководитель организации

Не каждый председатель комиссии является руководителем организации. Не каждый руководитель организации априори является председателем комиссии.

Отчет о проведении СОУТ утверждает тот, кто назначен приказом руководителя организации.

Если руководитель назначает самого себя, нарушения нет. Если приказом председателем комиссии назначен один из заместителей руководителя, то руководитель не вправе утверждать отчет.

Ошибка 2. Вовремя не отправили копию отчета о проведении СОУТ в экспертную организацию

В 2020 году можно направлять скан-копию отчета в экспертную организацию по электронным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Срок остался прежний — в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Ошибка 3. Не разместили информацию о СОУТ на официальном сайте организации

Если у организации есть свой сайт, необходимо разместить на нем не только сводную ведомость, но и утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда.

Ошибка 4. Не отправили декларацию в ГИТ

  • если подаете декларацию в форме электронного документа, подписывайте его квалифицированной электронной подписью работодателя, заполнив форму декларации на официальном сайте Роструда;
  • если направляете почтой России, не забывайте об описи вложения и уведомлении о вручении.

Эти документы пригодятся, если ГИТ будет утверждать, что декларация им не приходила.

Ошибка 5. Не ознакомили работников с результатами СОУТ

Нарушение, если работников не ознакомили с картой СОУТ и декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ознакомьте в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В этот срок не включают периоды временной нетрудоспособности работника, когда он был в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Ошибка 6. Подписали отчет обычной, а не усиленной цифровой подписью

Теперь работодатель при направлении копии утвержденного отчета о проведении СОУТ в форме электронного документа обязан подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью. Подпишете иначе — нарушите новую редакцию части 5.1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Штраф за нарушение СОУТ

Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: