Кто возвестил суд божий и наказание за грех соломона

Обновлено: 23.04.2024

Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего. Снова возносит моление, чтобы избавиться от осквернения, в какое впал убийством Урии, или лучше сказать, избавиться от кровей, то есть, от кровавых жертв, как показывают последующие слова псалма, в которых сказано: Яко аще бы восхотел ecи жертвы, дал бых убо, и так далее. Возрадуется язык мой правде Твоей. Симмах перевел это так: «возглаголет язык мой милостыню Твою». Получив отпущение грехов, не буду молчать, но не престану воспевать Тебя и поведаю милости Твои. Поелику отменил Ты подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов, то по сему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты; а это — жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде твоей

[В его памяти постоянно было убийство Урии; это самое в начале (псалма) он выразил словами: «грех мой всегда предо мною». «Возрадуется язык мой правде Твоей». Симмах истолковал это так: будет возвещать язык мой милосердие Твое (Διαλαλήσει… τὴν ελεημοσύνην). Получив прощение, я не буду молчать, но буду постоянно воспевать Тебя и возвещать о Твоих ко мне милостях.

Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.

Блж. Феодорит Кирский

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде твоей

Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего. Давид непрестанно содержит в памяти убиение Урии. Сие дал видеть и в самом начале псалма: грех мой предо мною есть выну (всегда).

Возрадуется язык мой правде Твоей. Симмах перевел сие так: возглаголет язык мой милость Твою. Не буду молчать, получив оставление грехов, но не перестану песнословить Тебя, поведая милости Твои.

Евфимий Зигабен

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде твоей

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего

По смыслу историческому под пролитием крови разумеет здесь Давид неправедное убийство, недавно совершенное им над Уриею; по таинственному смыслу св. Писания, под этим выражением можно разуметь применительно и злых духов, которые радуются тому, находя удовольствие в крови убиваемых людей и закалаемых в жертву животных. Слова же: Боже спасения моего, употреблены вместо: Боже, Спасителю мой, как мы неоднократно замечали; а удвоение или повторение: Боже, Боже, выражает напряженное состояние души, просящей и молящейся.

Возрадуется язык мой, правде, Твоей

И самый язык мой приидет в восторг от радости при возвещении правды Твоей. Правдою же называет здесь самое оправдание, дарованное ему Богом, то есть, освобождение от греха: ибо получивший прощение или освобожденный считается уже оправданным. В некоторых экземплярах вместо «правде Твоей» стоит «правду Твою», что наводит на следующий смысл: и язык мой обретет радость в этом оправдании, Тобою мне дарованном, т. е. в отпущении грехов, и, радуясь, восхвалит и прославит правду Твою.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 16-17 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою

Немного выше молился Давид о разрешении греха своего: а здесь молится об избавлении от казни, или от мщения, котораго требовала кровь Урии, неправедно пролиянная, и обещает хвалить Божию правду. Имя кровей положено во множественном числе, по свойству Еврейскаго языка, для означения многаго излияния крови. И, как Быт. 4:10, сказано: глас крове брата твоего вопиет ко мне от земли (где в Еврейском тексте читается глас кровей, то есть, глас многия излиянныя крови): так и в сем месте говорится: избави мя от кровей, – то есть, от гласа многия крови Уриины, которая, будучи неправедно мною излиянна, вопиет к Тебе и отмщения требует. И праведно глаголет: избави мя, понеже видел кровь оную, яко воина вооруженнаго против него стоящую. Прилично присовокупляет и оныя слова: Боже, Боже спасения моего, ибо Богу единому свойственно избавлять и спасать от належащия опасности. За сим паки свидетельствует, что не будет неблагодарен пред Богом, но имеет памятовать благодеяние Его; ибо не с другим намерением просит принять себя в милость, как чтоб быть громогласным проповедником Божией правды: проповесть язык мой правду Твою. В том же разуме говорит и следующия за сим слова: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Сие непосредственно следует за совершенным оправданием и избавлением грешника, что уста, заключенныя прежде грехом, паки отверзаются на благодарение и прославление Избавителя.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей

См. Толкование на Пс. 50:15

Лопухин А.П.

Ст. 16-19 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит

«Избавь меня от кровей, Боже» - от греха за пролитие крови, убийство Урии. - «Язык мой восхвалит правду Твою», чтобы Давид мог чистыми устами восхвалять Бога за посланное Им оправдание («правду»). Для такой же чистой молитвы и примирения с Богом недостаточно одного приношения жертв, - Давид их приносил очень много, - для этого необходимо иметь соответствующее настроение «дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное», т. е. сознание своего греха, болезнь, страдание за него и «смиренное», покорное пред судом Божьим сердце. Давид здесь ясно указывает, в каком случае обрядовый закон достаточен для умилостивления Бога: важны не виды жертвенных животных и обилие жертвы, но нужно еще соответствующее покаянное настроение в приносящем их; в этом то духовном настроении приносящего и состоит особенная ценность жертвы. Это же последнее указывает, что обрядовый закон Моисея не есть вечная, неизменная и навсегда и для всех обязательная форма Богопочитания, но что он может и будет заменен более высшим видом служения Богу - служением духом, т. е. здесь предсказывается замена Ветхого Закона Новым. Это же мы видели и в более ясном и точном изложении псалма 39-го.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 16–17 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою

Лишь только высказал Давид желание и обязательство пред Богом научить грешников путям Божиим, как тут же вспомнил опять о грехе своем, о пролитой крови Урии, вспомнил слова Господа, обращенные к Каину «Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10), живо представил себе тут же приговор правды Божией каждому убийце: «Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется» (Быт. 9:6). И при мысли о прошедшем снова отозвались в устах его слова пророка Нафана: «Урию Хеттеанина убил еси мечем… и ныне не отступит мечь от дому твоего до века» (2 Цар. 12:9-10). И в сознании непреложных прав правосудия Божия Давид невольно возбуждается опять к молитве об освобождении его от греха невинно пролитой крови и снова ожидает себе спасения только от Того, Кто есть Бог спасения его, Кто один может даровать ему спасение (Пс. 24:5). Эта кровь, как бы так говорит Давид, заграждает мне уста, – как я буду учить других, чувствуя себя виновным? Все, кого я стал бы учить, укажут мне на эту кровь. Итак, освободи же меня от этой крови: Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, т.е. Боже, виновник моего спасения, Боже, Спаситель мой, смой с меня это преступление (кровопролитие), и тогда язык мой придет в восторг от радости: возрадуется язык мой правде Твоей, т.е. язык мой будет выражать радость по случаю оправдания меня Тобою в означенном преступлении. Давид своим преступлением подал повод врагам Господа хулить Его, клеветать на правду Божию, как будто по лицеприятию оставляющую без наказания преступления Давида, или как будто бессильную воздать каждому по его делам (2 Цар. 12:14; ср. Иез. 36:20). Давид обещает устранить опасный соблазн подвигами в обращении грешников к покаянию, указать грешникам, что Бог остается праведным, воздавая кающемуся грешнику прощение за его покаяние, и что Он силен взыскать с нечестивых за их упорство и нераскаянность. Рад был бы я, говорит Давид, прославлять языком моим правду Божию и устами моими возвещать хвалу Его. Но я знаю, что похвала из уст грешника оскорбительна для Тебя, Боже (Пс. 49:16), а потому я не дерзаю превозносить Тебя дотоле, пока освобождением меня от крови развяжешь язык мой, отверзешь, Сам отверзеши устны мои, и уста мои радостно возвестят хвалу Твою.

Он соорудил также и стену окрест Иерусалима, и пышные себе чертоги, с помощью Царя Тирского, который прислал ему, кроме зодчих и кедров Ливанских, еще сто двадцать талантов золота. Соломон укрепил и пограничные города свои, создал новые в пустыне и на Ливане, даже до отдаленной Пальмиры, и ему платили дань все народы внутри Палестины, которые столь долго противились сынам Израилевым. Трижды в год приносил он жертвы мирные, всесожжения и фимиам, в храме Господнем, и благословлял Господь его молитву, распространяя могущество Царя. Корабли его, с кораблями Тирскими, ходили по морям и привозили ему, из дальнего Офира и Фарсиса, золото, слоновую кость, драгоценные камни и благовонные древа, которые употреблял на некоторые украшения в храме и на мусикийские орудия; из золота же вылил фиалы и все сосуды и триста щитов, которые повесил в кедровых своих палатах. – Он соорудил себе и великолепный престол из слоновой кости, обитый золотом, на шести ступенях, с двумя большими львами по сторонам и детищами львов на каждой ступени. Таково было великолепие двора царского, ибо каждый год собирал Соломон около семи сот талантов золота в свою сокровищницу, не считая податей и даров, от купцов иноземных и князей покоренной Аравии, которые посылали ему сосуды, оружие, фимиам, лошаков и коней, для его двенадцати тысяч конников и тысячи четырех сот колесниц, расставленных по крепким городам. Дорогие металлы сделались при нем обычными в Иерусалиме, как простые камни, и кедры как смоковницы, от избытка древ Ливанских. – Но все сие великолепие едва удостоил сравнить Спаситель, с красотой цветов сельных: «посмотрите на лилии полей, как растут они, не трудятся и не прядут; но Я говорю вам, что и Соломон, во всей своей славе, не облекался как одна из них.» ( Матф. VI. 28, 29 .).

Но свыше всякого богатства благословил Бог Соломона премудростью, которая превосходила разум всех человеков, так что нигде не обреталось ему подобного, и прославилось имя его во всех окрестных странах. Он написал три тысячи нравственных притчей, из которых сохранились нам только избраннейшие; говорил о каждом древе, начиная от кедра, растущего на Ливане, до иссона, исходящего из расселины стены, и о всех скотах земных и птицах небесных и рыбах морских. Из уст его истекли также пять тысяч песней, но одна сохранена Провидением в составе Священных книг, так называемая песнь песней, по высоте своей. Его описание жениха брата и невесты сестры, Царя, пасущего стада, и Царицы, стерегущей виноград, есть образ таинственного союза Мессии с Церковью, неоднократно представленного в Св. Писании под таковым символом.

Многие приходили слушать премудрость Соломонову; окрестные и дальние Цари искали видеть лицо его и внять разуму, какой вложил Господь в его сердце; они приносили ему обильные дары, потому что молва о нем ходила по всем странам. Подвиглась и Царица Савская, из счастливой Аравии, где вместе и именем истинного Бога, услышала и Соломоново имя; она пришла из дальних краев своих, искусить притчами мудрого Царя Израилева, и с великими богатствами достигла Иерусалима; на многих верблюдах везли её сокровища, сто двадцать талантов золота, драгоценные камни и ароматы. С изумлением увидела она великолепие чертогов царских, чин двора, роскошь одеяний, обилие трапезы, и наипаче благолепие жертв и всесожжений. Вне себя от восторга, она открыла Соломону все, что было на сердце её, и Царь ответствовал её на каждое её слово, на каждый помысл, так что невольное исповедание, вместе с молитвой, исторглось из уст Царицы: «истинно все, что слышала я в земле моей, о твоей премудрости, но я не верила, доколе не пришла сюда, чтобы убедиться, в слышанном мной, собственными очами! Ныне вижу, что слышанное не составляет и половины того, что я вижу. Блаженны жены твои и служители, всегда тебе предстоящие и внемлющие разуму твоему; да будет благословен Господь Бог твой, восхотевший дать тебе престол своего народа, ибо возлюбил Господь Израиля.»

Так велика была слава Соломонова; но яркое её сияние затмилось на вечере дней, когда утехи житейские обуяли мудрейшего из Царей, и рачитель премудрости сделался, увы! Рачителем жен, увлекших его в свое идолослужение. Горестный пример сей допущен, быть может, Провидением, в назидательный урок человечеству, дабы видело, как близок к падению величайший разум, если позволит чувственности преобладать над духовным началом, и как самая чистая вера может затмиться от грубых страстей. – В старости своей, Царь Соломон взял за себя, кроме дочери Фараоновой, многих жен, из иноверных, иноплеменных народов, с которыми строго запретил Господь брачные союзы, предвидя искушение веры, и жены сии совратили Царя во след богов чуждых. Не было право сердце его пред Богом, как сердце Давида; он соорудил капища Астарте Сидонской, и Хамосу, идолу Моава и сынов Аммоновых, на высотах Элеонских, в виду Иерусалима, и приносил им преступные жертвы, удовлетворяя тем суеверию языческих жен своих.

Прогневался Господь на Соломона, которого некогда укреплял небесным явлением для хранения заповедей своих, и в страшном видении возвестил ему: «что поелику не соблюл Его повелений, раздерет Он царство в его руках, и отдаст рабу его; но, ради верного Давида, не совершит сего во дни Соломоновы, а возьмет царство из рук его сына, только не все, ибо оставит скипетр в доме Давида, ради праведного Царя и Иерусалима, избранного своего жилища!» – Тогда, один за другим, начали восставать враги против Соломона: Адер Идумеянин, от племени царского, бежавший в Египет, во дни побед Давидовых, и потом возвратившийся на родину, стал возмущать последние годы Соломона; восстал и Разон, некогда беглец Царя Сувского, пораженного также Давидом, и воцарился в Дамаске, к бедствию Израиля; но всех опаснее был собственный раб Соломонов, Иеровоам, родом из Ефрема, поставленный им над каменщиками сего колена, когда воздвигал стены Иерусалимские.

Пророк Ахия, Силонитянин, встретил в поле юношу и, разодрав пред ним новую одежду свою, на двенадцать частей, сказал: «возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь Бог Израилев: вот я исторгаю царство из рук Соломоновых, и даю тебе десять хоругвий, а две оставляю дому его, ради Давида, раба Моего и Иерусалима, избранного Мною жилища, потому что оставил Меня Царь и поклонился Астарте Сидонской, Хамосу и кумирам Моавским, и не ходил правым путем отца своего Давида. – Ты будешь Царем в Израиле; и если сохранишь заповеди Мои, подобно Давиду, утвержду дом твой, как его дом, и дам тебе весь Израиль; но не навсегда огорчу род Давида, ради грехов Соломоновых.» Тщетно искал Соломон убить Иеровоама; он бежал к Сусакиму, Царю Египетскому, и оставался там до кончины Царя Израилева. Сорок лет царствовал Соломон, и погребен был подле родителя в его укрепленном городе.

К сожалению, покаяние Соломона не столь достоверно, как его заблуждение, хотя некоторые святые Отцы думают, что, после страшного явления Божия, он предварил смерть покаянием. Плода сего надлежало ожидать от наказаний, которые уже претерпел в событиях и предсказаниях; надлежало сего надеяться и от Бога, который еще до его рождения обещал не предавать его конечному отвержению. Книга Екклесиаст, по видимому, есть памятник сего покаяния; многократные восклицания против суеты, описания пышности, роскоши, вольномыслия, резкие укоры против женского пола, живое изображение старости, заключительное воззвание к страху Божию, как единственному предмету человека, – все в ней приличествует последним дням человека, наскучившегося миром и стремящегося к Богу.

«Глаголы Екклесиаста, сына Давидова, Царя Израилева, в Иерусалиме: «суета сует, говорит Екклесиаст, суета сует и всяческая суета! Какая польза человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? – Род преходит и род приходит, а земля стоит вечно; восходит солнце и заходит солнце и увлекается в место свое, отколе восстало; идет к югу и обходит к северу ветер и возвращается на прежнее круговращение; все потоки текут в море и не насыщается ими море, они же восходят к своему истоку. Все предметы трудны, не может человек всего изъяснить словами; не может око насытиться зрением, ни ухо слышанием; бывшее есть то же, что будет; и что делалось, то опять делаться будет. Нет ничего нового под солнцем! Кто может сказать: вот новая вещь? Ибо все сие было в веках, бывших прежде нас. Воспоминание минувшего и того, что еще будет, не сохранится в памяти тех, которые явятся напоследок. – Я Екклесиаст, был Царем над Израилем в Иерусалиме, и вдал сердце мое изысканию мудрости, во всем, что только случается под небесами. Ибо тяжкую сию заботу дал Бог сынам человеческим; видел я все сотворенное под солнцем, и вот все суета и смущение духа! – искривленное не может быть прямо и лишение не увеличит числа. Я рассуждал в сердце моем: вот я возвеличился и умножил мудрость свою, паче всех бывших прежде меня в Иерусалиме; многое видела душа моя и я прилежал сердцем к познанию мудрости, разума, гаданий, и постиг, что все сие также смущение духа: ибо во множестве мудрости много затруднения, умножающий знание умножит и скорбь.»

Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам. с 1825 вплоть до 1869 года. № 87).

Бог – Волитель милости, желает людям всегда оказывать милости. Но люди ведут себя так, что не всегда и помилуешь. Святой пророк Михей это разъясняет народу Божию – честно и нелицеприятно. Так часто ветхозаветные пророки выходили с обличениями, что сама речь пророка воспринимается прежде всего как нелицеприятная речь предсказателя грядущих событий и обличителя грехов. Как встречали пророков? Среднестатистический человек во все времена встречает обличительные речи с чувством неприязни к обличителю. Сколько пророков были за обличения грехов биты, брошены в застенки и казнены! Зачем же Господь побуждает пророка идти к народу с суровыми обличениями? Чтобы помиловать народ.

Когда умножается в народе грех, Господь посылает Своего пророка. Не всегда ведь люди понимают, что грешат. Наша жизнь нам представляется вполне обычной, поведение – в пределах допустимого. Пророк показывает людям, как смотрит на их жизнь Господь. Пророк называет грехи своими именами. Предупреждает о гневе Божьем на грешников. Призывает к покаянию, к исправлению жизни. А если люди к пророку не прислушаются? Если грешники не покаются перед Богом, и гнев Божий прольется на них, то пророк призывает: безропотно терпеть Божий гнев. Тогда рано или поздно Господь сменит гнев на милость, и милость Его будет великой и щедрой.

Подобные пророческие призывы к народу Божию мы можем найти не только у святого Михея, у других ветхозаветных пророков тоже.

Еще раз кратко перечислим, что делает пророк: обличает грехи, предупреждает о гневе Божьем, призывает покаяться и жить по воле Божией, терпеливо переносить наказание Господне, обещает тем, кто будет искать пути примирения с Богом, – небесную милость.

Последнее нельзя упускать из виду. Милость Божья не менее значима, чем гнев Божий, чем обличение греха. Речь пророка не заканчивается на будущем гневе – она простирается до будущей милости.

Это не случайно: Господь – Волитель милости. Пророк выходит к людям сказать, что жизнь их зашла в тупик, что в этом тупике их ждет гнев Божий и погибель. Но если они вернутся на путь Божий, то они спасутся из гибельного тупика. Господь зовет их на простор, к свету и настоящей жизни.

В краткой книге пророка Михея мы всё перечисленное найдем.

Обличение грехов. В чем виноват народ Божий? Народ делает ставку на союз с язычниками, на их политическую силу и на помощь их богов, народ развел на Святой земле идолов, поклоняется истуканам, про Того, Кто вывел из египетского рабства, стали потихоньку забывать. Что касается внутренних дел, здесь тоже неблагополучно: влиятельные люди добиваются несправедливых судебных приговоров, погрязли в коррупции. Не только высокопоставленные лица подвергаются обличениям, и среди простого народа царят раздоры.

Заглянем в книгу пророка: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки. посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего» (Мих. 7: 2-7). Пророк в самых сильных выражениях обличает греховность, однако не погружает людей в беспросветное уныние, он указывает выход – уповать на Бога: именно Божья сила спасает.

Предупреждение о гневе Божьем за грехи. Михей предсказывает в качестве наказания за грехи – Вавилонский плен. Ни больше, ни меньше. Святой храм будет разрушен, храмовая гора будет распахана и Святой город уподобится овощехранилищу : «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3: 12). Наступает посещение Господне, великое и грозное, политические союзы не смогут его предотвратить.

Призыв к покаянию и жизни по Божьим заповедям. Призыв заявлен не только на словах: призывать будет крепкая рука Всевышнего и ощутимое наказание за грехи. Пророк и народ Божий рассуждают так: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями. Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое. за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия (евр. хесед) и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 6-8).

Призыв терпеливо переносить наказание Господне, обещание небесной милости. Если народ Божий осознает свои грехи, то свое бедственное положение народ будет воспринимать уже иначе – как епитимью от Бога. Поэтому провозглашает Михей пророк: «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Мих. 7: 9). Кто стерпит гнев Божий, тот призовет и милость Божию.

Да, за грехи храм Соломонов подвергается разрушению, Иерусалим уподобляется овощехранилищу. Да, людей насильно переселяют в Вавилон. Но страшное наказание Божие не навсегда. Посетит людей всевеликая милость Господня, восстанет Спаситель: «И будет в последние дни. пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима. перекуют они мечи свои на орала. В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века». (Мих. 4: 1-3, 6-7). Мы верим: исполнилось обетование милости. В полноту времен Божие Слово стало плотью, Христос наставил остаток Израиля на путь Божий, заключил с народом Новый Завет, ценою крестных страданий искупил грехи мира, воскрес в нетленной славе, и Его Царствию не будет конца.

Что же видим мы в пророчествах святого Михея? Видим обличение греха, призыв покаяться и потерпеть Господа, когда Он гневается за грехи, пророчество о милости Господней, ведь Он – Волитель милости.

Царь Соломон. Старая Ладога, Георгиевская церковь, XII в.

Царь Соломон. Старая Ладога, Георгиевская церковь, XII в.

Соломон правил сорок лет. В его жизни были и великие деяния, и тяжелые падения. Имя его (евр. Шоломо — мир) символически указывало на Мессию. У древних евреев имена имели важное жизненное значение. Имена, даваемые при рождении, обычно выражают особенность деятельности или жизненную участь того, кто будет это имя носить. Изменить имя значило дать новую оценку личности. Так Бог меняет имя Аврааму: Авраам (отец множества) вместо Аврам (высокий отец). Иаков переименован в Израиля.

Мудрость Соломона. Молодой царь отличался благочестием. Священный писатель говорит: И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего (3 Цар 3, 3). Царь пошел в Гаваон, где тогда был главный жертвенник, чтобы принести жертву. Ночью во сне ему явился Господь и сказал: проси, что дать тебе. Соломон просил дать ему сердце разумное, чтобы судить народ и мудро управлять им. Это прошение было угодно Господу. За то, что Соломон не просил себе ни богатства, ни душ врагов своих, но просил разума, Бог сказал, что дает Соломону сердце мудрое и разумное и что подобного ему не было прежде и после не будет. Щедрый Господь обещал молодому царю и то, что он не просил, — богатство и славу. Блаженный Феодорит видит здесь прообраз евангельской заповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф 6, 33).

Мудрость Соломона обнаружилась в начале его царствования, когда пришли к нему две женщины и просили рассудить их тяжбу. Одна заспала своего младенца и, когда проснулась, увидела, что ее ребенок мертв. Она стала требовать живого ребенка, утверждая, что это ее дитя. Каждая доказывала царю, что именно ее ребенок жив. Царь приказал принести меч и сказал: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой (3 Цар 3, 25). Женщина, которая была матерью этого младенца, пришла в великое волнение от жалости к своему сыну. Она просила отдать его другой женщине, но не умерщвлять. Решение это по форме мало похоже на судопроизводство, но достигло цели лучше, чем формальное следствие, потому что было основано на глубоком и точном знании материнского сердца.

Сам Иисус Христос указывает на мудрость Соломона как на прообраз Своей Премудрости (Мф 12, 42). Мудрость Соломона проявилась не только в суде и управлении народом, но и в многочисленных притчах. Священный писатель говорит, что он изрек три тысячи притчей. Познания царя были обширными: он говорил о деревьях, животных, птицах, пресмыкающихся, рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его (3 Цар 4, 34). Мудрость царя запечатлелась в трех книгах, которые вошли в состав святой Библии: Притчи, Песнь песней и Екклесиаст.

Если Давид считал себя богоизбранным вождем и, несмотря на свои падения, жил верой в Яхве, то Соломон превратился в типичного светского монарха, уверенного в своих наследственных правах. Подражая соседним царям, он стремился поднять свой престиж роскошью двора и огромным гаремом, что ложилось непосильным бременем на плечи народа. Повсюду стало назревать возмущение. Особенно тяготились деспотизмом царя северные колена, на которые легла вся тяжесть налогов и повинностей.

Причины кризиса Библия видит в религиозном отступничестве Соломона. Во-первых, в 3 Цар. X, 14, 28 говорится о том, что Соломон нарушил сразу несколько предписаний Второзакония: запрещение умножать золото и серебро (XVII, 17) и запрещение умножать коней (XVII, 16). Во-вторых, Библия говорит о том, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. И здесь греховным был не сам факт многоженства, которое допускалось в Ветхом Завете, а то, что Соломон стал заключать браки с язычницами, тем более что он брал жен из тех народов, браки с которыми категорически запрещались законом (Втор. VII, 3-4 ↔ 3 Цар. XI, 2). Большинство браков царя было не следствием его любвеобильности и невоздержанности, а политическими союзами. Кроме того, в древности большой гарем означал могущество царя. Но и этим не ограничивались грехи Соломона. Беря в свой гарем иноплеменниц, Соломон вынужден был строить для них храмы. Так рядом с Домом Божиим появились в Иерусалиме святилища финикийской Астарты, моавитского Кемоша, аммонитского Молоха. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу своей жизни сам стал принимать участие в идолослужении. Причем, скорее всего, сам царь не был активным идолопоклонником, а только лишь присутствовал за языческими богослужениями. В результате «сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» (XI, 4). Однако такое поведение смущало народ, который воспринимал пассивное участие царя в языческих богослужениях как идолопоклонство. В итоге весь народ (или большая его часть) уклонились от истинного Бога. Как пишет об этом Библия, «они оставили меня» (XI, 33).

Господь является Соломону и, напоминая оказанные ему милости, обличает его и обещает отторгнуть у его преемника большую часть царства (XI, 11-13). Но наказание Божие начинает проявляться уже при жизни Соломона. В 11-й главе говорится о том, что Сирия приобретает независимость и становится враждебным Соломону государством. Другие недовольные деспотичной властью находили убежище в Египте, где новый царь Шешонк I (945 – 924) был заинтересован в ослаблении Израильской державы.

Одним из таких мятежников стал ефремлянин Иеровоам, царский надзиратель, которому пророк Ахия из Силома предрек власть над северными коленами. О готовящемся восстании донесли царю, и Иеровоам бежал в Египет, где жил до смерти Соломона. Когда же царь умер, он вернулся и возглавил мятеж северян против дома Давидова.

Развенчивая Соломона, получившего от Бога мудрость, Библия показывает, что народ Божий должен ценить в правителях не земную силу и славу, а верность Богу и Его заветам.

Разделение Израильского государства.

После смерти Соломона в 931 г. до Р. Х. закончилась эпоха единой израильской монархии, длившаяся около 100 лет. Теперь на месте Израильского царства появляются два самостоятельных государства: Иудея и Израиль. Северное царство, Израиль, также упоминается в Библии под названием Ефрем (по наименованию важнейшего колена), Иосиф (отец Ефрема), Самария (по названию столицы, построенной в 1-й половине IX века). Территории Израиля и Иудеи в своей совокупности не достигали границ единого Израиля времен Давида, так как окрестные государства (Моав, Эдом, Аммон, филистимляне) быстро обрели независимость, и слабые израильские правители не в силах были удержать власть над этими бывшими провинциями. Вскоре сами цари Израиля и Иудеи стали марионетками в руках правителей Египта и Ассирии.

Следует обратить особое внимание, что автор книги Царств сдержанно рассказывает о распаде единого и относительно могущественного государства Давида на две части, он не видит в этом трагедии. Скорее всего, он не воспринимал этот распад как окончательное разделение, а лишь как обособление двух частей в государственной сфере. При этом две части Израиля имели общий язык, веру, культуру и считали себя единым этносом. Поэтому наименование «Израиль» автор относит не только к Северному царству и его населению, но так же обозначает жителей Южного царства, которых автор называет «сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных» (3 Цар. XII, 17). Также в пользу того, что автор считал Израиль и Иудею двумя частями единого государства, говорит его манера изложения древнееврейской истории: автор в одинаковой степени освящает события в обоих царствах, причем часто Израилю уделяется даже большее внимание (деятельность пророков Илии и Елисея происходила в Северном Царстве), хотя несомненно, что сам автор книги Царств был иудеем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: