Кто возглавил местные военные отряды наделен административной и судебной властью

Обновлено: 24.04.2024

1. Способствовать изучению учащимися времени правления первых Романовых, расширить представления о переменах в государственном устройстве России в XVII в.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых, патриотических и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методическое оснащение занятия: учебник «История России. 7 класс». - Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.; пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.

Методы обучения: рассказ, работа с книгой, демонстрация презентации, выполнение практического действия

Форма организации учебного процесса: групповая

Форма организации деятельности детей: защита проектов

I. Организационный момент (3 мин.):

- приветствие: Добрый день. Каждый из вас, при входе в кабинет, в произвольном порядке получил билет с определенным номером, показывающим участником какой команды вы будете на сегодняшнем уроке, и за каким круглым столом вы будете сегодня сидеть. Сегодня вам предстоит поработать в команде, показать свои знания по домашнему заданию и, при помощи друг друга, получить новую информацию;

- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?

(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);

- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;

- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания (15 мин.)

У: Сегодня у нас на уроке присутствуют пять команд. Каждая команда получит определенную тему, связанную с домашним заданием.

Названия тем:

1. Последствия Смуты

2. Сельское хозяйство и землевладение

3. Развитие ремесла и первые мануфактуры

5. Деньги и денежная реформа.

Каждая команда составит по 3 вопроса в виде теста. На отдельном листке команда пропишет ключи к тестам.

После команды передадут друг другу бланки с тестами. После решения заданий, начнется проверка результатов.

Проверка результатов, заключается в том что, отвечающая команда зачитывает вопрос и говорит ответ, проверяющая команда (составитель тестов) внимательно слушает ответы. Если ответ правильный, учитель дает отвечающей команде желтый квадрат, если ответ не правильный, квадрат получает команда – составитель заданий.

Обратите внимание на то, что у каждой команды на столе лежит пакет с рабочим материалом для работы. Достаньте бланк «Лестница успеха». Данная «Лестница» предназначена для вклеивания ваших желтых квадратиков, от количества которых зависит победа на сегодняшнем уроке. Всем удачи, приступаем. Время ограничено.

III. Определение проблемы урока (2 мин.)

1) Учитель просит учащихся, изучив Слайд 2., где показаны изображения представителей династии Романовых (Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Софья Алексеевна, Иван Алексеевич, Петр Алексеевич), ответить на вопрос: «Что связывает этих людей?»

На основании полученных данных, учитель подводит итог: 1. Все они члены одной семьи. 2. Династия Романовых.

2) Учитель просит учащихся, изучив Слайд 3., где показаны: атрибуты царской власти, карта Российского государства XVII века, войско, ответить на вопрос: «Что объединяет эти рисунки?»

IV. Изучение нового материала в виде защиты проектов (20 мин.)

План урока (темы проектов, прописаны на раздаточных бланках):

1. Первые правители династии Романовых

2. Земский собор и Боярская дума

4. Местное управление

5. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Цели проектов:

1. Изучить и предоставить информацию о первых Романовых.

2. Показать, что уже при первых правителях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти и уменьшилась роль сословно-представительных органов власти.

а) Каждая команда получает одну из пяти тем, изучает ее по учебнику и составляет по ней интеллект-карту.

б) Далее, команда распределяет между собой информацию (по 2-3 предложения), с которой должен выступить каждый участник, опираясь во время своего выступления на интеллект-карту.

в) По завершению выступления команды, представители других команд задают вопросы, за правильный ответ команда получает желтый квадрат и вклеивает его в свою «Лестницу успеха»

г) После выступления команд, каждая команда отдает свой голос понравившейся команде – учитель выдает желтый квадрат, который команда вклеивает на «Лестницу успеха»

Приблизительные ответы команд:

1. Первые правители династии Романовых (Слайд 4)

а) Михаил Федорович Романов (1613-1645):

- первый российский правитель новой династии;

- большое влияние оказывали родители – великая государыня Марфа и великий государь Филарет;

- провозглашение Филарета патриархом в 1619 г.;

- Филарет был фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 г.;

- Михаил часто болел, любил цветы.

б) Алексей Михайлович Романов (1645-1676)

- вступил на престол, так же как и отец, в возрасте 16 лет;

- к царствованию Алексея готовили заранее;

- сочинял небольшие литературные произведения;

- обучением Алексея ведал боярин Борис Иванович Морозов;

- Алексей был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих, обездоленных;

- в народе прозвали Тишайший;

- два брака: 1.жена – Мария Ильинична Милославская, 13 детей, в том числе Федор, Иван, Софья и т.д. 2 жена – Наталья Кирилловна Нарышкина, сын Петр.

в) Федор Алексеевич (1676-1682).

2. Органы управления государством (Слайд 5)

а) Земский собор

- Михаил Федорович в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти искал опору у всех слоев населения;

- Земский собор – всесословный государственный орган;

- рост представительства низших сословий на земском соборе при Михаиле Федоровиче;

- наказы от избирателей депутаты отстаивали перед царем;

- главную роль играли представители дворян и посадского населения;

- по мере укрепления царской власти земские соборы созывались все реже;

- при Алексее Михайловиче Земские соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения планов развития страны; как прежде;

- с усилением крепостного права, представительство низших слоев населения в Земских соборах стало незначительным;

- последний Земский собор в 1684 г. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а лишь на чиновников и армию.

б) Боярская дума

- расширение состава Думы с 20 до 100 человек;

- в состав Думы входила не только родовая знать, но и представители менее знатных родов;

- Дума решала наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждения законов, введения новых налогов и т.д.;

- руководил работой думы либо сам царь, либо назначенный им боярин;

- создание более гибкого органа управления, состоявшего из наиболее доверенных лиц, - «ближней» Думы, которая сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

3. Приказы (Слайд 6)

- увеличение территории страны и развитие экономики привели к значительному росту числа приказов (около 100);

- дворцовым хозяйством и имуществом царя ведал Приказ Большого дворца;

- Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи;

- Конюшенный приказ распоряжался царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов;

- Разрядный приказ занимался распределением дворян и бояр на царскую службу;

- Челобитный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных и потому стоявший как бы над всеми другими;

- при Алексее Михайловиче был создан Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений и ведавший хозяйством царской семьи;

- появление новых приказов способствовало превращению власти царя в абсолютную, н е ограниченную другими органами управления;

- однако рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением.

4. Местное управление

- (Слайд 7) в XVII в. уезды – главные административные единицы, численность превышала 250, делились на станы и волости;

- с начала XVII в. во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод;

- (Слайд 8) воевода возглавлял местные военный отряды, был наделен административной и судебной властью;

- воевода отвечал перед царем за сбор налогов и выполнение повинностей населением;

- в XVII в. практика назначения воевод во главе местного управления стала повсеместной;

- введение воеводской власти на местах означало значительное ограничение полномочий органов местного самоуправления (земских и губных изб);

- со второй половины XVII в. царь начинает формировать новые, более крупные военно-административные единицы – разряды, объединявшие несколько уездов и группы городов-крепостей в пограничных районах страны.

5. Законы. Соборное уложение 1649 г. (Слайд 9)

- преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту числа принятых законов;

- проекты законов готовились по поручению приближенных царя и обретали силу после согласия Боярской думы и царя;

- если законопроект был особенно важен, его утверждал Земский собор;

- упорядочение и сведение законов в единый документ – свод законов;

- авторы Соборного уложения 1649 г. приближенные царя во главе с князем Никитой Одоевским;

- Соборное уложение 1649 г. принято Земским собором;

- Соборное уложение 1649 г. отразило возросшую роль царской власти в жизни страны;

- впервые в закон введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти), за которое было предусмотрено суровое наказание;

- Уложение впервые утвердило полное право феодала на землю и зависимых крестьян;

- был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.

V. Рефлексия (3 мин.) (Слайд 10)

1. Какая цель и какие задачи стояли перед вами в начале урока?

2. Смогли ли вы их достичь?

3. Какой материал был трудным, непонятным?

4. А что воспринималось легко?

5. Попробуйте дать оценку уроку.

6. Теперь команды должны выставить каждому члену команды оценку и прописать ее на «Лестнице успеха», а также подсчитать количество желтых квадратов, та команда, у которой больше всего желтых квадратов станет победителем урока.

VI. Подведение итогов (2 мин.) – учитель, опираясь на оценки выставленные командами, озвучивает итоговые отметки за урок.

VII. Домашнее задание (2 мин.): параграф №18, работа с историческим источником на стр. 43, переписать в тетрадь новые слова на стр. 44 и запомнить.

НАМЕСТНИК 1) Должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление. Наместники назначались в города великими и удельными князьями. Ведали вопросами местного управления, судом, сбором пошлин. Имели административный персонал и военные отряды для местной обороны. Вознаграждались за службу путем кормлений. С XVI в. власть наместника ограничивалась (введением выборных представителей от населения в суд наместников и т. д.) . В 1555-56 управление наместников было заменено выборными земскими учреждениями. 2) Глава местного управления в России в к. XVIII-XIX вв. В 1775 правительство Екатерины II ввело должность наместников, возглавлявших управление в 2-3 губерниях, которые составляли наместничество. Наместники назначались из числа высших сановников, наделялись чрезвычайными полномочиями и правом общего надзора над всем местным аппаратом управления и суда, были ответственны лишь перед императрицей. В ведении наместников находились войска, расположенные на территории наместничества. Исполнительным органом наместников являлось наместническое правление из 2-3 сановников. В 1796 Павел I упразднил должность наместника. В XIX в. наместничества существовали на национальных окраинах - в Царстве Польском (1815-74) и на Кавказе (1844/45-83).

Наме́стник (от «на месте» ) — историческая должность (чин, звание) в России, Великом княжестве Литовском и других странах, руководитель крупной административно-территориальной единицы.
Наместник (представитель князя) в древней Руси руководитель органа местного управления, который назначался князем в города и их уезды, явившиеся на смену посадников. Они содержались на основе кормления.

Значение слова Наместник по Ефремовой:
Наместник - 1. Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX-XIII вв.) ; посадник.
2. Военный начальник губернии или нескольких губерний (в Российском государстве при Екатерине II).
3. Правитель окраинной области, обладавший правами верховной власти и управлявший от имени главы государства (в Российском государстве XIX-XX вв.) .
4. Помощник настоятеля монастыря или доверенное лицо митрополита.
5. устар. Тот, кто наделен определенными полномочиями от кого-л. ; заместитель.

С образованием Древнерусского государства власть великого князя усиливалась и принадлежала старшему среди Рюриковичей. Великий князь осуществлял военные, дипломатические, судебно-административные функции. Великокняжеский стол был объектом постоянной борьбы между различными ветвями дома Рюриковичей.

В управлении государством участвовала Боярская дума, которую первоначально составляли старшие дружинники.
Во всех землях важную роль играло народное вече.

Управление осуществляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др.

Воеводой (с X в. ) называли главу военного отряда, совмещавшего административную и военную функции.
Наместник (с XII в. ) являлся должностным лицом, возглавлявшим местное управление.
Посадником (с X в. ) считался наместник князя в подвластных ему землях.
Волостель (волоститель) управлял волостью от имени князя. Тысяцкие выбирались в городах (с XI в.) , являлись военными предводителями городского ополчения, а в обычное время следили за порядком и соблюдением правил торговли.

Из младших дружинников были:
вирники — сборщики денежного штрафа за убийство;
мытники — сборщики податей;
данщики — сборщики дани.

В княжеский двор входили дворский (доверенное лицо князя) , печатник (хранитель печати) , стольник (прислуживал князю во время трапезы) и тиун (управляющий княжеским или боярским имением) .

Суд был гласным, состязательным с участием присяжных заседателей и осуществлялся в соответствии с «Русской Правдой» — древнейшим сводом законов.

Вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и ополчение. Первоначально в постоянные отряды («дворы князей» ) входили дворовые слуги, как свободные, так и зависимые («холопы») . Позже служба князю стала основываться на его договоре со своим слугой (боярином) и стала постоянной.
Само слово «боярин» берет свое происхождение от слова «боляр» , или «боец» . Ополчение по решению народного собрания составляли свободные люди — крестьяне и горожане. Ополчение строилось по «десятичному принципу» . Воины хорошо знали друг друга, помогали друг другу в бою.

Посредством народного собрания ВЕЧЕ, на котором общим обсуждением и голосованием решались какие-то вопросы и принимались решения.

б) утвердило полное право феодала на землю и крепостных крестьян.

в) установило 15-ти годичный сыск беглых крестьян

г) закрепило права крестьян на землю

6.Свод законов российского государства, одобренный Земским собором

а) Земский Устав б)Судебник в)Соборное уложение г)Грамота России

7. Соотнесите события и даты

а) соляной бунт 1) 1686г

б) медный бунт 2) 1662г

в) восстания Степана Разина 3) 1653-1655г

г)заключение «вечного мира» России и Речи Посполитой 4) 1648г

д) церковная реформа 5) 1670 – 1671гг

8. Документ, удостоверяющий назначение лица дипломатическим представителем в другой стране

а) Посольская грамота б)Верительная грамота в) Царская грамота г) грамота России

9. Соотнесите фамилию деятеля и род деятельности

а) Михаил Романов 1)царь

б) Василий Поярков 2) землепроходец, исследователь Дальнего Востока

в) А.Матвеев 3) руководитель старообрядцев

г) Аввакум 4) руководитель Посольского приказа

д) Разин С. 5) предводитель восстания 17 века.

е) Дежнёв С 6) землепроходец, исследователь Приамурья

10 Автор иконы «Спас Нерукотворный»

а) Б. Огурцов б) А. Константинов в) Т. Шарутин г) С. Ушаков

Самостоятельная работа по теме: Россия при первых Романовых.

1.Фактическим правителем в годы правления Михаила Романова был

а)патриарх Филарет б)патриарх Никон в) патриарх Гермоген г)патриарх Петр

2.Центральный орган управления в Русском государстве 17 века

а) Избранная рада б)вече в) посадник г) Боярская дума

3.Кто возглавлял местные военные отряды, наделен административной и судебной властью

а) князь б)боярин в) воевода г)приказной

4.Согласно Соборного уложения 1649 года было впервые введено

а) понятие «государственное преступление»

б) понятие «вотчинное землевладение»

в) право наследования московского престола

г) регламент строительства церквей и монастырей

5.Крестьянство в России делилось на группы

А) владельческие и черносошные

Б) купеческие и владельческие

В) черносошные и свободные

Г) владельческие и крепостные

6. Соотнесите события и даты

а) соляной бунт 1) 1648г

б) медный бунт 2) 1654г

в) восстания Степана Разина 3) 1653-1655г

г) Переяславская рада 4) 1662 г .

д) Церковная реформа 5) 1670 – 1671гг

7. Окончательное утверждение международного договора высшим органом власти государства или его главой договора

а) согласование б) приказ в) распоряжение г)ратификация

8. Первая в России рукописная газете выпускаемая Посольским приказом

б) утвердило полное право феодала на землю и крепостных крестьян.

в) установило 15-ти годичный сыск беглых крестьян

г) закрепило права крестьян на землю

6.Свод законов российского государства, одобренный Земским собором

а) Земский Устав б)Судебник в)Соборное уложение г)Грамота России

7. Соотнесите события и даты

а) соляной бунт 1) 1686г

б) медный бунт 2) 1662г

в) восстания Степана Разина 3) 1653-1655г

г)заключение «вечного мира» России и Речи Посполитой 4) 1648г

д) церковная реформа 5) 1670 – 1671гг

8. Документ, удостоверяющий назначение лица дипломатическим представителем в другой стране

а) Посольская грамота б)Верительная грамота в) Царская грамота г) грамота России

9. Соотнесите фамилию деятеля и род деятельности

а) Михаил Романов 1)царь

б) Василий Поярков 2) землепроходец, исследователь Дальнего Востока

в) А.Матвеев 3) руководитель старообрядцев

г) Аввакум 4) руководитель Посольского приказа

д) Разин С. 5) предводитель восстания 17 века.

е) Дежнёв С 6) землепроходец, исследователь Приамурья

10 Автор иконы «Спас Нерукотворный»

а) Б. Огурцов б) А. Константинов в) Т. Шарутин г) С. Ушаков

Самостоятельная работа по теме: Россия при первых Романовых.

1.Фактическим правителем в годы правления Михаила Романова был

а)патриарх Филарет б)патриарх Никон в) патриарх Гермоген г)патриарх Петр

2.Центральный орган управления в Русском государстве 17 века

а) Избранная рада б)вече в) посадник г) Боярская дума

3.Кто возглавлял местные военные отряды, наделен административной и судебной властью

а) князь б)боярин в) воевода г)приказной

4.Согласно Соборного уложения 1649 года было впервые введено

а) понятие «государственное преступление»

б) понятие «вотчинное землевладение»

в) право наследования московского престола

г) регламент строительства церквей и монастырей

5.Крестьянство в России делилось на группы

А) владельческие и черносошные

Б) купеческие и владельческие

В) черносошные и свободные

Г) владельческие и крепостные

6. Соотнесите события и даты

а) соляной бунт 1) 1648г

б) медный бунт 2) 1654г

в) восстания Степана Разина 3) 1653-1655г

г) Переяславская рада 4) 1662 г .

д) Церковная реформа 5) 1670 – 1671гг

7. Окончательное утверждение международного договора высшим органом власти государства или его главой договора

а) согласование б) приказ в) распоряжение г)ратификация

8. Первая в России рукописная газете выпускаемая Посольским приказом

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: