Кто в конце жизни на суде инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов

Обновлено: 18.04.2024

Вначале XVII века Европа была поделена на два враждебных лагеря — испано-немецкий во главе с Габсбургами и французский во главе с Бурбонами.

«Холодная война» XVII века

Не обошло это политическое размежевание и католическую церковь. В самом Ватикане боролись две эти линии: французская и испанская. Так, более светский орден иезуитов ориентировался на утончённую Францию. А вот невежественные фанатичные доминиканцы — на Испанию.

Папа римский Урбан VIII, высший иерарх церкви с 1623-го по 1644 год был союзником кардинала Ришельё. Это бесило кардиналов из Испании, обретавшихся в Ватикане! Вожаком испанской оппозиции был кардинал Гаспар Борджиа, который начал усиленно «копать» под папу. Борджиа и его клевреты распространяли слухи о тайном еретизме верховного понтифика. Благо что и фактура для таких обвинений была подходящая. Урбан VIII из политических соображений поддерживал протестантских князей Германии, «еретического» шведского короля Густава-Адольфа, Англию, а заодно и мусульманскую Турцию. Ну чем не папа-еретик?

Хитрый план Борджиа

И Гаспар Борджиа решил разыграть и хитрую комбинацию с Галилеем. Ни для кого не было секретом, что Галилей уже несколько лет хлопочет об издании своего труда, посвящённого сравнению двух систем — птолемеевской (геоцентрической) и коперниковской (гелиоцентрической). Естественно, Галилей в своей книге склонялся целиком на сторону Коперника.

Ещё в марте 1630 года Галилей отправил рукопись своей книги в канцелярию папы. Чтобы задобрить цензуру, он даже согласился дать своему труду (изначально он назывался «Диалог о двух системах мира») более нейтральное название — «Диалог о приливах и отливах».

Но «дерзкую» книгу — да ещё в Риме, резиденции самого папы — печатать было невозможно. Целый год рукопись пролежала без движения. И только в 1631 году о ней внезапно вспомнили.

Секретарь папы (по фамилии Чиамполи) внезапно стал очень любезен с Галилеем. Он объяснил великому учёному, что напечатать книгу в Риме, к сожалению, нельзя. Но почему бы Галилею не напечатать её во Флоренции — где он постоянно и проживает? А чтобы у автора не было проблем с флорентийскими инквизиторами — он, Чиамполи, даже выдаст ему так называемый Imprimatur. Этим латинским словом называлось разрешение папы римского, которое должна была получить любая книга, чтобы быть напечатанной на территории Папского государства.

Imprimatur был гарантией «чистоты» книги со всех возможных сторон (ереси, нравственности и т.д.). Это был своего рода «знак качества»: раз уж есть одобрение самого папы, значит, книгу можно даже больше и не проверять. Она безупречна.

Галилей, конечно же, согласился. Для него было важно напечатать труд всей его жизни. Секретарь Чиамполи дал ему ещё один любезный совет: раз уж у вас имеется разрешение от папы, то можете даже и название оставить старое («Диалог о двух системах мира»).

Наивный учёный не заметил подвоха. А он очевиден. Ведь Imprimatur нужен только для Рима и других местностей, подвластных папе. Зачем же он нужен во Флоренции, которая папе не подвластна? Конечно же, всё это было частью хитрого плана. Секретарь Чиамполи уже давно не работал на хозяина (папу римского), а был перевербован испанской партией.

И когда во Флоренции напечатали галилеевский «Диалог о двух системах мира» с разрешающей визой папы Урбана VIII — кардинал Гаспар Борджиа, радостно потирая руки, стал раздувать в Ватикане скандал. Мол, мы говорили, что папа еретик, а вы не верили! А вот подтверждение. Это же явно еретическая книга! Одно название чего стоит. Что это за «две системы мира»? Ещё «святыми отцами» и «всей матерью католической церковью» установлено, что система мира одна — и другой быть не может. И вот такая-то книга вышла с одобрения нашего святейшего папы!

Урбан VIII был в ярости. Он понимал, что его — говоря сегодняшним языком — жестоко «подставили». И вот тогда, чтобы отбиться от нападок врагов, он вынужден был привлечь Галилея к суду инквизиции.

Ему не нужно было реальное наказание для Галилея (к которому Урбан VIII, стоит заметить, относился очень хорошо). Папе нужно было лишь очиститься от обвинения в поддержке еретиков. Этим и объясняются те поразительно лёгкие условия, в которых пребывал обвиняемый Галилей (домашний арест) и то символическое наказание, которого он удостоился в итоге (покаяние).

Журнал: Загадки истории №19, май 2021 года
Рубрика: Версия
Автор: Марат Курамшин

Telegram-канал Багира Гуру

Кто придумал фейк что Маринеско был личным врагом фюрера?

30 января 1945 года советская подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско потопила в Балтийском море немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф». Это событие обросло целым ворохом легенд. Одной из таких легенд стало утверждение, будто, узнав о гибели корабля, взбешённый Гитлер объявил в Германии трёхдневный траур, а капитана советской подводной лодки назвал своим личным врагом…

Николай Чванов: Как использовались вертолёты в Афганской войне

Вертолёт во время войны в Афганистане был столь же необходим советским войскам, как незаменимый ишачок для местного жителя. Работы хватало. Боеприпасы, продукты, горючее, удобрение, почта — все это в труднодоступные горные районы страны доставляли именно «вертушки». А ещё раненых, нередко под огнём, приходилось эвакуировать, и «груз 200» вывозить… Все это пришлось делать в годы службы «за речкой» старшему лейтенанту Николаю Васильевичу Чванову. Теперь он живёт в посёлке Шлюзовом под Тольятти.

Планируемые результаты: познакомиться с основными поло­жениями учения Мартина Лютера, оценить его роль в истории; сформировать представление о начальном этапе Реформации; сравнивать цели различных слоев населения, участвовавших в борьбе за реформу церкви; давать развернутые характеристики исторических персоналий; научиться обосновывать свои сужде­ния; давать определения понятий; объяснять изученные положе­ния на конкретных примерах.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку дея­тельности исторических личностей периода начала Реформации, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к изменениям в сфере сознания, про­изошедшим в XVI в. в Европе.

Оборудование: карта «Европа в XVI—XVII вв.» мультимедийное оборудование, пакет с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

1. Величайшим авторитетом для географов и астрономов в Средние века был:

1) Аристотель 3) Гиппократ

2) Птолемей 4) Архимед

2. Закон всемирного тяготения открыл:

1) Ньютон 3) Бруно

2) Кеплер 4) Галилей

3. Николай Коперник был родом из:

1) Польши 3) Германии

2) Чехии 4) Австрии

4. Поворот Декарта в разработке философских проблем был связан с особым вниманием к:

1) строению мира 3) этике

2) процессу познания 4) эстетике

5. В конце жизни на суде инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов:

1) Ньютон У) Галилей

2) Бруно 4) Коперник

1. Величайшим авторитетом для средневековой европейской медицины был:

1) Аристотель 3) Гиппократ

2) Птолемей 4) Архимед

2. На костре инквизиции был сожжен:

1) Бруно 3) Коперник

2) Галилей 4) Ньютон

3. Автор книги «Математические начала натуральной фило­софии»:

1) Ньютон 3) Декарт

2) Ламарк 4) Гарвей

4. Работа Коперника «О вращении небесных тел» была опуб­ликована в:

1) 1543 г. 3) 1545 г.

2) 1544 г. 4) 1546 г.

5. Новый метод изучения природы — рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных, предложил:

1) Бэкон 3) Паскаль

2) Декарт 4) Кампанелла

(Проверка выполнения заданий.)

Готовясь к научному диспуту в Виттенбергском университете, Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви 95 тезисов против ин­дульгенции. Эти положения всколыхнули всю Германию, а вслед за ней и всю Европу. Почему тезисы, написанные для научного диспута, послужили толчком к Реформации? Каковы были по­следствия Реформации для Германии? Выясним это в ходе нашего урока.

Тема урока: «Начало Реформации в Европе. Обновление хри­стианства».

1. Причины религиозной революции.

2. Начало борьбы за реформацию церкви.

3. Учение Мартина Лютера.

4. «Чья страна, того и вера. »

1. Причины религиозной революции

(По ходу выполнения задания составляется перечень и запол­няется таблица.)

Причины религиозной революции:

1) развитие и распространение гуманистических идей и науч­ных знаний привели к обмирщению сознания, стремлению к земной, мирской жизни;

2) невежество и безграмотность духовенства, противоречия между проповедями и образом жизни священнослужителей подрывали авторитет церкви;

3) недовольство населения Германии ростом церковных поборов, вмешательством церкви в повседневную жизнь и управление государством;

4) взяточничество, продажа церковных должностей и особен­но торговля индульгенциями (папская грамота об отпуще­нии грехов) вызывали протест и недовольство населения.

К чему стремились

Вмешательством духовных лиц в их дела

Присвоить себе часть цер­ковных земель

Поборами монастырей и церквей, расположенных в их округе

Снизить поборы, «очи­стить» моральный облик духовенства

Ростом церковных владе­ний, огромными поборами

Снизить поборы, «очи­стить» моральный облик духовенства

Вывод. В Германии сложились предпосылки для начала борь­бы с влиянием церкви в обществе и существовали слои населения, готовые поддержать процесс реформации церкви.

Несмотря на имеющиеся предпосылки для реформации цер­кви, для запуска этого процесса необходим был лидер, который смог бы повести за собой людей. Таким человеком стал Мартин Лютер.

Уже в первой половине XVI в. сформировалось несколько на­правлений протестантизма. Одно из них — лютеранство — было названо в честь Мартина Лютера (1483 — 1546). Первым актом ре­формирования церкви, в 1517 г., стали его знаменитые 95 тезисов, направленных против продажи индульгенций, особенно извест­ным продавцом которых был монах Иоганн Тецель. Причем сам Лютер не придавал своим тезисам такого значения — они были предназначены для научного диспута, посвященного началу учеб­ного года в Виттенбергском университете. Но эти положения ста­ли настолько популярны в обществе, что церковь признала Мар­тина Лютера подозреваемым в еретичестве по всем 95 пунктам. Он был вызван вРим, но отказался явиться на суд инквизиции. Тогда папа римский отлучил Лютера от церкви. В 1520 г. послание папы (буллу) Лютер сжег в присутствии студентов университета. На защиту Лютера встала вся Германия. Под давлением обще­ственности суд над Лютером в 1521 г. был перенесен в Германию, в Вормс. Председателем суда был сам император Карл V. В ответ на требование подчиниться папе римскому Лютер произнес свои знаменитые слова: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне». Суд закончился беспрецедентно: подозреваемый еретик был оправдан. Саксонский князь Фридрих организовал побег и спря­тал его в своем замке. Здесь Лютер продолжил работу над пере­водом на немецкий язык Библии и других религиозных текстов.

Под влиянием идей Лютера бродячие проповедники ста­ли призывать людей сбросить власть не только папы римского, но и светских князей. Лютер резко выступил против таких идей и призвал князей установить над церковью свою власть. Борьба в стране из теоретических споров переходила в вооруженное про­тивостояние сторонников и противников католической церкви.

(Проведение мини-дискуссии на тему «Роль Мартина Лютера в развитии Реформации в Европе».)

Вопросы для дискуссии

— Почему идеи Мартина Лютера получили широкую под­держку различных слоев населения Германии?

— Почему Лютер получил поддержку немецких князей?

— Почему он выступил против призывов бродячих проповед­ников?

— Возможен ли был запуск процесса Реформации, если бы не идеи Мартина Лютера?

3. Учение Мартина Лютера

Крестьянское движение в Германии переросло в войну 1524—1525 гг. Крестьяне-поджигали замки и монастыри, отказы­вались от повинностей, грабили господское имущество. Объеди­нившись независимо от религиозных взглядов, князья нанесли поражение крестьянскому войску и казнили Томаса Мюнцера, вождя восставших. Лютер выступил против выступления народа, назвав их «шайкой разбойников».

— Работая с § 11 учебника (с. 103, 104) и фрагментом истори­ческого документа, сравните идеи Мартина Лютера с тре­бованиями, изложенными в «Двенадцати статьях» — мани­фесте Крестьянской войны 1524—1525 гг. в Германии.

Фрагмент исторического документа

Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение - иметь впредь право и силу всею общинною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведет себя.

Статья вторая Во-вторых, хотя справедливая десятина, установленная в Ветхом за­вете, с Новым заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как полагается. Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых поставит община, и из собранного давали бы достаточное со­держание священнику, избранному всею общиною, ему и его близким по приговору общины. А что останется лишку — отдать бедным, какие окажутся в деревне по обстоятельствам дела и по приговору общины. Что останется сверх того — беречь на тот случай, когда приходится нести походную службу во имя страны, дабы не налагать на бедного человека еще новой земской подати.

Малой же десятины мы не хотим давать вовсе, потому что Господь Бог создал скот для человека беспошлинным. Ее мы считаем неподобающею, придуманною людьми десятиною и потому не хотим больше давать ее.

В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос про­литием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех — как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответ­ствует Писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными.

Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с готовностью отпустите нас из личной крепости или же докажете нам по Евангелию, что мы должны быть крепостными.

В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в текучей воде. Это кажется нам совсем не подобающим и не братским, а своекорыстным и несоот­ветственным слову Божию. Также в некоторых местностях власть со­держит дичь нам во зло и в большой вред, а мы должны сносить, чтобы неразумные звери бесполезно пожирали наше достояние, чему Бог пре­доставил расти на пользу человеку, и, сверх того, молчать, что тоже есть против Бога и против ближнего.

В-пятых, отягощены мы также и с использованием леса. Ибо наши господа присвоили исключительно себе все леса. И когда деревенский человек в чем-либо нуждается, то должен покупать за двойные деньги. Вот наше мнение: леса, освоенные, но не купленные мирянами или кли­риками, должны снова перейти в руки всей общины.

В-шестых, мы терпим большое отягощение от барщин, которые рас­тут и умножаются изо дня в день. Мы желаем, чтобы нам в этом оказали подобающее внимание и не отягощали нас так сильно, но милостиво рассмотрели бы, как служили наши отцы, однако все по точному смыслу слова Божьего.

В-седьмых, впредь мы не хотим позволять господину отягощать нас дальше, но как господин подобающим образом сдает крестьянину [землю], так последний и должен владеть ею на основании соглашения господина с крестьянами. Сверх сего господин не должен ни к чему при­нуждать, ни к каким дворовым или иным службам, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений пользоваться землею. Однако если господину необходимо потребуется служба, то крестьянин должен более других быть для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за подобающую плату Статья восьмая

В-восьмых, мы — все те, у кого есть земля, — отягощены тем, что эта самая земля не может окупить оброка и что на такой земле крестьяне те­ряют и губят свое собственное достояние. Пусть господа велят осмотреть эти самый земли людям почтенным и установят оброк по справедливости так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый работ­ник достоин платы своей.

В-девятых, мы чрезмерно отягощены большими штрафами, ибо постоянно вводят новые постановления и наказывают нас, не сообра­жаясь с делом, а по вражде или угодливости. Наше мнение таково: на­казывать нас по старым писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу.

В-десятых, мы отягощены тем, что некоторые присвоили себе при­надлежащие общине луга, а также и пашни. Эти земли мы хотим снова вернуть в наше общее пользование, разве что они были куплены честно. Если же это приобретено нечестно, то нужно войти в братское соглаше­ние, по обстоятельствам дела.

В-одиннадцатых, обычай, называемый посмертным побором, мы хотим отменить совершенно. Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против Божьей чести и правды у вдовы и сирот отнимали их до­стояние так постыдно, как это происходило во многих местах и во многих видах. И те, которые должны были бы защищать и охранять нас, обди­рали бы и обчищали нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и все остальное.

В-двенадцатых, вот наше решение и окончательное мнение. Если здесь дана одна статья или больше статей, несогласных со словом Божь­им, чего мы не думаем, и нам укажут их несоответствие слову Божьему, мы отступимся от них, если нам объяснят это на основании Писания. Если даже теперь признают некоторые наши статьи, а после окажет­ся, что они были неправильны, то пусть они сейчас же будут мертвы и устранены, пусть не имеют больше силы. Точно так же, если по Пи­санию окажется у нас еще ряд статей о делах, которые идут против Бога и отягощают ближнего, то мы твердо настоим на них, вводя их в наши постановления, пользуясь христианским учением и обычаем. Потому мы просим Господа Бога, который может нам дать это, а больше никто. Мир Христов да будет со всеми нами.

(Мюнцер Т. «Двенадцать статей»)

Вывод. Лютер призывал князей взять церковь под свою власть и навести порядок в стране. Учение Лютера было связано с рас­падом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом. Лютер полагал, что человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание является авторитетом в делах веры.

В «Двенадцати статьях» крестьяне требуют не только ограни­чения власти церкви, но и пересматривают отношения с феода­лами, ограничивая их произвол, требуя снизить платежи и бар­щину, отменить штрафы и вернуть несправедливо отобранные общинные земли.

4. «Чья страна, того и вера. »

После разгрома Крестьянской войны вся Германия оказалась расколотой на два лагеря — католический и лютеранский (проте­станты). Начался период религиозных войн, который закончился в 1555 г. подписанием Аугсбургского мира.

— Работая с § 11 учебника (с. 104—106), запишите итоги Аугс­бургского мира.

Запись в тетради

Итоги Аугсбургского мира:

1) равенство в правах католиков и протестантов;

2) право князей определять религию своих подданных («Чья страна, того и вера. »).

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Объясните значения понятий: Реформация ( движение за переустройство церкви), индульгенция ( папская грамота об отпущении грехов), лютеранская церковь ( церковь, осно­ванная на учении Лютера), протестанты ( сторонники Рефор­мации).

2. Что объединяло противников католической церкви? ( Рост церковных поборов, вмешательство церкви в повседневную жизнь и управление государством; взяточничество, продажа церковных должностей, торговля индульгенциями.)

3. Почему Карл V пытался защитить католическую церковь? (Император боялся, что вслед за борьбой с папой начнется борьба против светских правителей, т. е. если не станут пла­тить десятину папе, то перестанут платить налоги князьям и императору.)

Князья в немецких землях признавались главами церкви. Пасторы (протестантские проповедники) находились на госу­дарственной службе. Пышные церковные обряды отменили, из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам.

Ослабление власти императора надолго закрепило политиче­скую раздробленность Германии и затормозило процесс создания единого национального государства.

Христианская церковь неутомимо и безжалостно преследовала всех сторонников нового учения польского астронома Николая Коперника . Первой ее жертвой стал итальянец Дж. Бруно . Бруно еще в раннем возрасте познакомился с учением Коперника и не только полностью воспринял его основные положения, но и развил их дальше. Он провозгласил принцип ординарности Земли среди планет Солнечной системы. По его мнению, каждая из бесчисленных звезд неба – это солнце, окруженное стайкой блестящих планет. Таких планет, как Земля, учил он, беспредельное множество, жизнью заполнено все необозримое пространство Вселенной.

Памятник Джордано Бруно на площади Кампо деи Фиори в Риме, установленный на месте казни философа (скульптор Этторе Феррари, 1889 г.)

Памятник Джордано Бруно на площади Кампо деи Фиори в Риме, установленный на месте казни философа (скульптор Этторе Феррари, 1889 г.)

Будучи монахом, а затем получив сан священника, Джордано Бруно активно выступает с пропагандой новых взглядов, критикуя схоластов и теологов. Его пламенные речи в защиту идеи о множественности обитаемых миров слышали жители Рима и Парижа, Женевы и Тулузы. Выступал он в Германии и Англии, в Лондоне издал на итальянском языке свой труд «О бесконечности, Вселенной и мирах». Впоследствии его хитростью заманили в Италию, где он был схвачен и брошен в застенки инквизиции. Восемь долгих лет его мучили, пытались вырвать у него отречение от так называемой ереси, но Бруно был непоколебим: «Кто узнал истину, это скрытое от людей сокровище, тот, подчиняясь ее красоте, становится ее ревностным блюстителем».

Но должны были пройти еще десятилетия, чтобы правда о Джордано Бруно стала достоянием общественности. Пытаясь снять с себя вину за расправу над выдающимся человеком, церковники еще в конце XIX столетия заявляли, что на костре сгорел не Бруно, а лишь его портрет.

В борьбе против идеи гелиоцентризма церковь использовала не только силу своей власти и авторитета. Теологи пытались найти доказательства ошибочности системы мира Коперника даже в наблюдениях за объектами звездного неба. Одним из сильных доводов в защиту центрального положения Земли был аргумент, основанный на кажущейся неизменяемости внешнего вида Венеры. Защитники геоцентризма рассуждали так. Если бы Венера вращалась действительно вокруг Солнца, мы бы видели ее в форме серпа, направление «рогов» которого все время меняется в зависимости от положения Солнца. Приблизительно то же происходит с освещенной Солнцем частью лунного диска: для земного наблюдателя она меняется от узкого серпа до круга.

Долгое время сторонники гелиоцентризма не имели возможности противопоставить этому серьезному и логичному аргументу никаких доказательств. Но вот наступил 1609 г. , вошедший в историю как год проведения первых телескопических наблюдений звездного неба. Итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642) обнаружил на Луне горы и горные хребты, открыл четыре спутника Юпитера, изменение серпоподобного вида Венеры и наличие на диске Солнца темных пятен (последнее – одновременно с несколькими другими учеными).

Эти открытия принесли Галилею мировую известность Вместе с тем они стали причиной нескрываемого недовольства церкви. Ведь каждый из новых, установленных Галилеем фактов доказывал правоту Коперника, обличал несостоятельность религиозной картины мира.

Планета Венера перестала быть ярким пятном, каким она представлялась невооруженному глазу. В телескоп Галилея она была видна в виде полумесяца, обращенного рогами то к востоку, то к западу, но всегда в противоположную от Солнца сторону. Это простое наблюдение не оставляло сомнений в том, что Венера вращается вокруг Солнца, а не вокруг Земли. Таким образом, один из самых сильных доводов против теории Коперника, Галилей превратил в несокрушимый довод в его пользу.

Галилей, ставший жертвой церкви, в юности сам подумывал пойти в священники, но по настоянию отца поступил в Пизанский университет изучать медицину. Тогда-то Галилей познакомился с математикой и был очарован этой наукой.

Уже в студенческие годы Галилей заработал среди преподавателей репутацию неукротимого спорщика. Юноша считал, что вправе высказывать собственное мнение по всем научным вопросам, не считаясь с традиционными авторитетами.

До Галилея научные методы мало отличались от теологических, и ответы на научные вопросы по-прежнему искали в книгах древних авторитетов. Галилей был первым, кто начал проводить опыты и теоретические изыскания.

Открытия Галилея

Галилей изучал инерцию и свободное падение тел. В частности, он заметил, что ускорение свободного падения не зависит от веса тела, таким образом опровергнув утверждение Аристотеля о том, что скорость падения пропорциональна весу тела.

Ученый сформулировал первый закон механики (закон инерции): при отсутствии внешних сил тело либо покоится, либо равномерно движется.

Галилей является одним из основоположников принципа относительности в классической механике. Он опубликовал исследование колебаний маятника, на основе которых Гюйгенс создаст часы с маятниковым регулятором. С этого момента появилась возможность точных измерений в экспериментальной физике.

Впервые в истории науки Галилей поставил вопрос о прочности стержней и балок при изгибе и тем самым положил начало новой науке — сопротивлению материалов.

Мы можем поблагодарить Галилея за изобретение гидростатических весов для определения удельного веса твёрдых тел; первого термометра; циркуля и микроскопа.

Открытия Галилея способствовали утверждению гелиоцентрической системы мира, которую он активно пропагандировал. Слава и авторитет ученого были такими впечатляющими, что он даже ездил в Рим на встречу с Папой Павлом V в надежде убедить понтифика, что коперниканство вполне совместимо с католицизмом.

Церковь же официально определила гелиоцентризм как опасную ересь. Книги Коперника по астрономии были запрещены. Несмотря на это, ученый продолжил свои изыскания. В конце концов, ему предъявили обвинение в ереси.

Преследование учёного

Приговором суда Галилей, согласившийся отречься от своих убеждений, был признан виновным в распространении книги с «ложным, еретическим, противным Св. Писанию учением» о движении Земли. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси». После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения. Остаток жизни ученый провел под домашним арестом и постоянным надзором инквизиции.

Галилео Галилей был уважаемым современниками ученым, сумевшем с помощью примитивного телескопа сделать множество астрономических открытий. Все они подтверждали теорию Коперника, состоящую в том, что Земля не является центром мироздания.

Следует сказать, что католическая церковь сначала терпимо относилась к «коперникианству», но с ростом популярности теории, противоречащей библейским текстам и принятой тогда Птолемеевской геоцентрической системе мира, решило пресечь это научное течение.

Галилео Галилей был на тот момент самым известным последователем теории Коперника. Более того, он сумел издать книгу, в которой пропагандировались еретические идеи. Чтобы осуществить задуманное ему пришлось пойти на обман. Книга называлась «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой».

Ознакомившись с ней, каждый вдумчивый читатель понимал, что птолемеевская система, согласно которой Земля является центром мироздания, несостоятельна. Между тем Галилей своим цензорам и в том числе Папе Римскому, предоставил лишь предисловие и заключение, объявив содержание книги антикоперникианским.

Появление этой книги ускорило начало гонений на ученого. Галилей надеялся, что Папа Урбан VIII отнесется к его уловке снисходительно, но тот воспринял книгу как личное оскорбление. Считается, что в участнике книжного диалога простаке Симпличио, он узнал самого себя и свои аргументы, которые приводил в защиту системы Птолемея при личных встречах с Галилеем.

Книга была запрещена, а римский Папа инициировал создание инквизиционной комиссии. 1 октября 1632 года Галилея вызвали в Рим на суд Инквизиции по подозрению в ереси. Суд длился несколько месяцев. Галилея заперли в темнице, есть данные, что его подвергали «строим испытаниям», то есть пытали.

16 июня 1633 года был представлен итоговый документ обвинения, в котором были собраны накопившиеся за долгие годы прегрешения ученого.Галилей был поставлен перед выбором – отречься от «заблуждений» и покаяться, либо разделить участь Джордано Бруно и многих других еретиков. И ученый выбрал покаяние и жизнь. Официальное отречение от ереси, он произнес 22 июня, по тексту, заранее подготовленному инквизиторами.

Ученому подарили жизнь, а милостью Папы Римского тюремное заключение было заменено на домашний арест. До конца жизни инквизиция следила ним. Даже при кончине Галилея присутствовали два ее представителя. Скончался ученый 8 января 1642 года.

Произносил ли он знаменитые слова «А все-таки она вертится!» науке не известно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: