Кто установил оплату государственных должностей в древних афинах

Обновлено: 16.04.2024

Правом участвовать в управлении государством обладали все мужчины-граждане Афин, достигшие 20 лет и включенные в списки граждан. Не обладали таким правом, независимо от знатности рода и богатства, те свободные жители Афин или приезжие, кто не являлся гражданином, т.е. не был рожден в Афинах от отца и матери, которые в свою очередь тоже должны были быть гражданами. Также не имели прав управлять государством женщины, дети и многочисленные рабы.

2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обязанности?

Самого знаменитого вождя афинского демоса звали Перикл. Его пятнадцать раз избирали на самую важную должность первого стратега. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.

3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?

Однажды Перикл был обвинен в чрезмерных расходах на строительство храмов и возведение статуй. В ответ на обвинения Перикл предложил возместить все расходы в казну, а на всех построенных храмах, в числе которых был Парфенон, написать, что они построены Периклом на его собственные средства. Народное собрание не пожелало уступать одному человеку славу возведения великолепных построек и одобрило отчет Перикла о расходах.

4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?

Введенная Периклом система оплаты труда на выборных должностях прежде всего была выгодна беднейшим гражданам, которые зачастую уклонялись от жеребьевки на выборные должности, поскольку имели собственные дела и заботы — должны были зарабатывать средства для своих семей.

5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фи­дий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Анаксагор — знаменитый ученый, друг и учитель Перикла. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскаленные камни.

Софокл — известный драматург и друг Перикла. Он дважды был избран на должность стратега Афин и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Но прежде всего Софокл знаменит своей работой в драматургии. Он написал несколько десятков пьес для афинского театра. Среди сохранившихся наиболее известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра». Софокл также прославился своими изменениями в сценической постановке пьес. Он усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии.

Фидий — знаменитый скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Являлся руководителем возведений храмов и статуй на Акрополе. Также он знаменит своими скульптурными работами, среди которых самыми известными являются:

  • Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира.
  • «Афина Промахос» — гигантская статуя богини Афины в образе воительницы, на афинском Акрополе. Воздвигнута в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом.
  • «Афина Парфенос» — статуя богини-девы Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища.

Опишите рисунок «Народное собрание в Афинах»

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

Предположите, почему часть граждан подняла руки.

На рисунке мы видим сюжет на тему Народного собрания в Афинах. На площади присутствуют свободные граждане города. Обычно Народные собрания посещали не более нескольких тысяч граждан. При том, что избирательным правом в Афинах могли воспользоваться 35 тысяч из 450 тысяч жителей Аттики. Хотя древние греки не соблюдали кворум, для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан. На рисунке мы особо не можем разглядеть особенности в одежде присутствующих, но известно, что на главном форуме государства можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных одеждах, и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах: склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя; рыночная площадь, или Агора; Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции. Судя по изображению на заднем плане храмов и статуй, размещенных на Акрополе, художник на рисунке изобразил именно склон холма Пникс.

На переднем плане мы видим как странно одетый человек с хлыстом уводит другого человека с собрания. На самом деле примерно так выглядели рабы, исполнявшие роль полицейских на таких собраниях. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. Обычно на холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. На рисунке мы видим ожесточенный спор ораторов, и процесс голосования. Вероятно, Народное собрание голосует за избрание того или иного гражданина на должность стратега, поскольку только в этом случае проводилось голосование поднятием рук, все остальные вопросы решались путем тайного голосования (подачей белых или черных камешков).

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

Перикл заслуженно гордился тем, что ему удалось создать систему, в которой участвовать в управлении государством действительно мог каждый гражданин. Речь идет о введении оплаты труда при исполнении гражданами государственных функций на выборных должностях. Ранее многие бедные граждане уклонялись от участия в жеребьевке на выборные должности, поскольку эта работа не оплачивалась, а им необходимо было кормить семью, а следовательно выполнять ту работу, за которую платили деньги. Таким образом Перикл мог смело говорить о демократической форме правления, что, действительно, «Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа».

Какой смысл философ Протагор вкладывал во фразу «Человек есть мера всех вещей». Как она определяет место человека в мире?

На самом деле в полном виде эта фраза звучит так: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что по мнению Протагора только человек может познать наш мир и сделать заключение о сущности предметов и явлений в мире. Он также был автором таких утверждений как: «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле», «Всё есть таким, каким оно кажется нам». Таким образом, Протагор ставит человека в центр мироздания и считает, что роль человека в этом мире самая главная.

При этом не стоит забывать, что Протагор был софистом. И его отличительной чертой была способность убедить кого-угодно в чем угодно. Поэтому его позиция о главенстве человека в мироздании и познании мира имеет подвох. С одной стороны он утверждает, что как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле, а с другой стороны говорит, что поскольку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины. В этом случае можно поставить под сомнение центральное место человека в мироздании, поскольку наше познание относительно и субъективно. А это противоречит его же утверждениям.

Подведём итоги и сделаем выводы

Как афиняне называли управление в своём полисе? По­чему они считали такое управление наилучшим?

Афиняне называли управление в своем полисе демократией (властью демоса-народа). Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью родовой аристократии. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Древним грекам удалось законодательно определить круг демоса, в котором каждый обладал равными правами и свободами, мог избирать и быть избранным, имел возможность занимать выборные должности и предлагать собственные пути развития государства. Такая система во многом представляется идеальной, но только поскольку она была небольшой. Ограниченное количество избирателей, примерно равное образование и способности критически оценивать действия и их последствия позволяла считать, что такая форма правления действительно самая справедливая и эффективная.

Сегодня мы видим, что демократия уже не может быть настолько идеальной как в эпоху античности. Большое количество представителей так называемого демоса обуславливает ряд особенностей правления: сегодня демос не имеет общих и единых прав и возможностей, т.е. далеко не все представляют, как эффективно управлять государством, не все имеют одинаковый доступ к достоверной и достаточной информации для принятия решения, не каждый может сообщать свои политические взгляды другим, да и сами решения практически невозможно провести для рядового гражданина. Поэтому сегодня во многих странах мы видим урезанный вариант демократии, в котором права избирателей ограничиваются лишь выбором представителей для управления государством. В результате, при наличии внешних признаков демократии, зачастую можно столкнуться с ситуацией господства одной партии, отсутствия выбора или невозможности принятия решения, удовлетворяющего всех или хотя бы большинство, а проводимая политика не зависит от предпочтений избирателей.

Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

Среди наиболее известных древнегреческих драматургов можно назвать Эсхила, Софокла и Аристофана. Эсхила считают отцом европейской трагедии. За свою жизнь Эсхил написал около 90 пьес. До наших дней полностью дошли только шесть из них. Среди них знаменитые «Персы» — пьеса о разгроме персидской армады в сражении при Саламине, и тетралогия «Орестея» о судьбе участника троянской войны Агамемнона и членов его семьи, о раздирающих героев на части чувствах и человеческих принципах, представителями которых являются боги.

Софокл знаменит своими изменениями в сценической постановке пьес. Он усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Софокл также написал несколько десятков пьес. Среди сохранившихся наиболее известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».

Аристофан прежде всего известен как комедиограф. Точно так же как Гомера называли Поэтом, Аристофана называли Комиком. В своих комедиях Аристофан высмеивал различные человеческие и, зачастую, божественные пороки, а также своих недоброжелателей. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли 11, среди них «Птицы», «Ахарняне», «Всадники», «Лягушки» и др. Все эти комедии принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно хорошо представлять себе быт греков и историю того времени. Только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова.

Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

Самый известный храм, созданный древними греками — Парфенон, расположенный на вершине Акрополя. Парфенон представлял собой типовой древнегреческий храм. Он стоял на трёх мраморных ступенях. Со стороны главного фасада были прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имела 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам. Высота колонн равна 10,4 м. На каждой колонне выточено по двадцать вертикальных желобов. Два фронтона (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) были украшены скульптурными композициями, показывающими рождение Афины из головы Зевса и мифический спор Афины и Посейдона. Под фронтонами расположен опоясывающий весь храм непрерывный фриз с рельефами, изображающими шествие во время Панафиней (праздника всех афинян, посвященного Афине). Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.

Какие произведения древнегреческой скульптуры вы за­помнили? Кого прославляли скульпторы?

Самыми яркими и известными из скульптур, созданных древними греками считаются:

  • Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира.
  • «Афина Промахос» — гигантская статуя богини Афины в образе воительницы, на афинском Акрополе. Воздвигнута в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом.
  • «Афина Парфенос» — статуя богини-девы Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища.
  • «Дискобол» — статуя атлета, намеревающегося пустить диск.
  • «Дорифор» — статуя копьеносца, демонстрирующая красоту человеческого тела, находящегося в покое.

Эти статуи были созданы знаменитыми греческими скульпторами середины V века до н.э. Фидием, Мироном и Поликлетом.

В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?

Полагаю, любая система обучения должна служить определенным целям и выполнять заказ общества. Поэтому если спрашивать, какая система воспитания детей — в Спарте или в Афинах — более правильная, сразу нужно уточнять — более правильная для чего? Тогда ответы будут более осмысленными и объективными. Таким образом, можно сказать, что система воспитания мальчиков в Афинах более правильная для создания гармоничного, духовно и физически развитого человека. Система воспитания в Спарте более правильная для создания профессионального воина, чья единственная задача — сражаться, убивать и быть убитым.

В 594 г. до н.э. первым архонтом избирается Солон. Хотя Солон и был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких народных масс.

Первой крупной реформой Солона была "сисахфия" (отмена долгового рабства). Задолженность бедняков была аннулирована, продажа несостоятельных должников в рабство впредь воспрещалась, а те, кто был продан за пределы Афин, выкупались за счет государства.

В экономической сфере Солон установил максимальный размер земельных участков, в то же время сделав свободной куплю-продажу земли и ее залог. Для защиты интересов демоса был разрешен вывоз оливкового масла и хлеба за границу.

Однако центральное место в преобразованиях. Солона занимают политические реформы. Прежде всего происходит деление граждан по имущественному (цензовому) признаку вне зависимости от происхождения. В соответствии с новой структурой афинское общество делилось на четыре разряда: пентакосиомедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность; всадники и зевгиты не могли лишь избираться в архонты; феты обладали правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

При Солоне были образованы Совет четырехсот (буле), куда избирались по 100 представителей от каждого племени, и суд присяжных - ге-лиэя. Возросла роль народного собрания, а роль ареопага уменьшилась, за ним было оставлено право контроля за соблюдением законов и за деятельность народного собрания.

Однако борьба эвпатридов и демоса за.политическое господство продолжалась еще почти столетие. Дальнейшая демократизация афинского общества связана с именем Клисфена.

5. 4. Реформы Клисфена

В 509 г. до н.э. Клисфен осуществил реформы, которые окончательно ликвидировали остатки родового строя. Было изменено административное деление. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии)— городскую, прибрежную и сельскую. Т.о., на смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления, что подорвало влияние племенной знати. Совет четырехсот был заменен Советом пятисот, куда вошли по 50представителей от десяти фил. Клисфеном был образован еще один новый орган - коллегия стратегов.

Для защиты новой политической структуры от попыток реставрации Клисфеном был введен институт "остракизма" (т.н. суд черепков). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, кто представлял, по его мнению, опасность для существующего строя. Если одно и то же имя упоминалось тысячу раз, то этот человек подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.

Реформы Солона:

  1. сисахфия - долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
  2. установление максимального размера земельного владения. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
  3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
  4. провозглашалась свободазавещаний.
  5. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов(200 мер); фетов.
  6. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных.
  7. учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Афинское государство в V - IV вв. до н. э К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Государственное устройство Афин

1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

2. Народное собрание Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Совет пятисот Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Общественный строй Афин

1. Характеристика положения афинских граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

· право на свободу и личную независимость от другого человека;

· право на земельный участок на полисной территории;

· право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

· право на ношение оружия и службу в ополчении;

· право на участие в делах государства;

· право на почитание и защиту отеческих богов;

· право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

· беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

· приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

· защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

· повиноваться законам и избранным властям;

· принимать активное участие в общественной жизни;

· почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

2. Положение метэков Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

· права приобретать недвижимость;

· права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Основные этапы развития Афинской демократии:

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

1. Полисный этап истории Древней Греции

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода:

· гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

· архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

· классический период - V - IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

2. Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще Пе существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.

К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

3. Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

· эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;

· геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

· демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал такие промежуточный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

4. Афинское государство в V - IV вв. до н. э

К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Основные этапы развития Афинской демократии: Соломон, Клисфен, Эфиальт, Перикл.

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью ре­форм было примирение интересов враждующих групп свободных людей.

Солон провел сисахфиюреформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган - гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления - Совет четырехсот.

Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена.

Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организа­цию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления - коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должност­ными лицами государства.

Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.


Соло́н (др.-греч. Σόλων; между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., Афины) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали какие-то чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем»[45], а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья»[46]. Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны[46]. В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации[48].

Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой[50][51]. Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство[17][52][53]. Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства[54].

Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства[55]. Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе[56]. По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости[56]. Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство[57]. Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства[58]. Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской. Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин[56][59].

Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда[60][61]. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.
•Пентакосиомедимны ◦имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла[62]
◦могут избираться архонтами и казначеями

•Гиппеи ◦имеют доход свыше 300 медимнов зерна
◦могут содержать боевого коня

•Зевгиты ◦имеют доход свыше 200 медимнов зерна
◦служат гоплитами

•Феты ◦имеют доход менее 200 медимнов зерна[62]
◦могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных[63]
Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни[63].

Солон, по-видимому, и учредил гелиею[64]. Это нововведение имело наиболее демократический характер[65]. Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся[66]. Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы[67].

Также Солон учредил ещё один новый государственный орган — Совет Четырёхсот[68][69]. Его членами были представители четырёх аттических фил, по 100 человек от каждой филы[69][70]. Совет Четырёхсот был альтернативой Ареопагу. Распределение функций между ними не было точно определено[71]. Согласно Плутарху, Совет Четырёхсот готовил и предварительно обсуждал проекты постановлений для народного собрания, а Ареопаг осуществлял «надзор за всем и охрану законов»[69].

Солон издал закон о завещаниях[72][73]. Содержание закона Плутарх передаёт так: раньше «не было позволено делать завещания; деньги и дом умершего должны были оставаться в его роде; а Солон разрешил тем, кто не имел детей, отказывать своё состояние, кому кто хочет»[73]. Солон впервые в афинской истории ввёл институт завещаний[74]. Кроме того, был введён земельный максимум (запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы)[75].

Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение[17][76][77]. Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого[78].

Было:
Роль была небольшой, собирались по желанию знати и являлась инструментам ее политического господства. Ранее голосовали да или нет.

Стало:
Стали обсуждать важные государственные дела, принимать законы, которые были направлены против знати. Серия реформ Солона была утверждена на Народных собраниях. Рост численности.

Для лучшей организации работы Народных собраний Солон учреждает новый Совет из 400 человек (они избирались по 100 человек от каждой филы (единственный орган, где остался родовой принцип)), который руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Обладали правом законодательной инициативы.

За ареопагом сохранилось значение главного судилища по уголовным делам, а также общий контроль над всеми другими афинскими органами. Был главным политическим органом в полисе

Стало:
Перестал принимать участие в управленческих делах. Часть его функций перешла к Народному Собранию и Совету 400. Остались разбираться уголовные дела.

Новым государственным органом стала гелиея, многочисленная коллегия судей, избранных из всех граждан, включая и фетов. Гелиея должна была проверять отчёты должностных лиц, вести разбирательства различных конфликтов между гражданами. Право расторжения государственных и частных договоров. Решения гелиэи имело окончательную силу.

В компетенцию суда присяжных входило, с одной стороны, принятие отчётов от должностных лиц по окончании срока их службы, с другой – разбирательство (по апелляции) судебных решений должностных лиц, касающихся как физических насилий и нанесения материального ущерба, так и различного рода обязательств.

Для руководства усложнившейся финансовой деятельностью полиса были образованы новые должности казначеев, полетов (сдавали в аренду государственное имущество), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений). Все

должностные лица были представлены только имущими. Высшие должности были по жребию.

Ранее не было. Полицейские функции исполняла коллегия, состоявшая из 11 человек.
Орган надзора, который следил за политическим настроем общества.

Итог реформ государственных структур:

1) Политическое право практически не зависело от происхождения
2) Большая часть должностей осталась за новой знатью (в том числе и судебные)
3) Полиция должна была сдерживать народный всплеск
4) Демократии в том виде, в котором хотелось бы, не было
5) Проведенные реформы неоднозначны и половинчаты
6) Впоследствии была тирания и гражданские войны

Солон считал, что он нашел компромисс и золотую середину. Очень «половинчатый» человек - и тем, и тем.

Экономические реформы:

Отмена долгового рабства, списание долгов

Обмен валюты на более удобную, что должно было способствовать развитию торговли

Ряд законов поощрявших ремесло, так как хозяйство находилось в упадке. Разрешил свободный вывоз ремесленной продукции, расширил круг лиц, которые стали гражданами, что расширило их права. Сын мог отказать отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу.

Поддержка среднего класса производителей, совместное пользование колодцами и оросительными системами, дорогами, кредитные займы
введение земельного максимума на частные земли (этот максимум и сравнить с реформами Гракхов)

Наследственная передача имущества (для экономического уравнивания)

Кассация долгов ударила по знати значительно больнее, чем это ожидалось из-за не стыковки в курс валют.

В экономическом плане ничего не изменилось, деньги были у одних, а стали у других.

Рабство становится классическим, появляется широкий класс рабовладельцев.

Развитие рабовладельческих отношений и появление новой аристократии.

Ненадолго облегчилось положение свободных производителей, они начинаю конкурировать с рабами и рабовладельцами. Мелкие производители проигрывают.

Социальные реформы:

Новое социальное деление в основе которого лежал имущественный ценз:
Пятисотники, всадники ( обладали полным набором гражданских прав), зевгиты (все право, кроме вхождения в ареопаг), феты (обладали только активным избирательным правом и участием в суд).

Изменение социальных слоев и структуры общества, расширение гражданской прослойки

Появление возможности перехода из одного соц слоя в другой

Запрет на роскошные пиршества и в целом на роскошь

Фетов было больше всех, а они в свою очередь обладали только активным избирательным правом; пятисотников тоже стало значительно больше

Уменьшение политических прав от класса к классу, феты обладали только активным избирательным правом и участием в суде.

Изменение социальной структуры общества их отличие заключается в имуществе и политических правах.

В целом деление сводилось к перетасовке классов.

Небольшой вывод:

Дал возможность всем, кому хочется войти в народное собрание.

Политическое право практически не зависело от происхождения.

Большая часть функционала осталась за новой знатью.

Введен отдельный орган полицейского надзора, который был призван для сдерживания каких либо возмущений и волнений.

По большому счёту демократии не было, да и цели такой не преследовалось.

Солон в отечественной историографии:

Позитивная оценка реформ. Особо отмечается отмена долговой кабалы.
Авдиев: более мягок в своих оценках, говорит, что есть только зачатки демократии
Фролов: способствовали оформлению в демократический полис
Лурье: Нет ничего великого в реформах, и нет никаких революций
Сергеев: реформы были революционными

Солон в зарубежной историографии:
Мягко относятся к реформам, называя их преобразованиями. Никакой речи не идет о революции. Реформы оцениваются достаточно здраво, демократические функции граждан расширились, однако демократии не было.
Эринберг: Солон изменил властные функции аристократии.
Бонар: Солон заложил основы демократии, правильно сделал, что не допускал бедняков к высшей власти, для народа он сделал максимум.
Роутс: уравновешенная реформаторская деятельность Солона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: