Кто такая крестная мать судна

Обновлено: 26.04.2024

Крещение кораблей — одна из древнейших морских традиций. Первое его описание обнаружено в египетских папирусах. Оно относится к 2100 году до н.э. Это был, если можно так выразиться, отчёт о спуске на Ниле корабля фараона. Освещали спускаемые на воду суда и древние мореходы-финикийцы. Суть крещения, как мы уже говорили, состояла в магической защите нового судна от подстерегавших его в море опасностей.

На протяжении тысячелетий обряд носил религиозный характер, имея своей целью заслужить покровительство богов новому судну. Считалось, что наиболее успешно их можно задобрить, принеся в жертву человека. Викинги при спуске своих кораблей в качестве жертвоприношения использовали невольников, которых укладывали под килем.

На островах Западного и Восточного Самоа после спуска пироги на воду нескольких человек бросали за борт на съедение акулам. Считалось, что хищники в благодарность за устроенное пиршество не тронут тех, кто будет плавать на пироге. Финикийцы и народы Востока кропили борта судна кровью только что заколотых девушек-рабынь. При этом лучшими из лучших считались девственницы.

Римляне при спуске на воду своих судов без всяких сантиментов приносили в жертву взятых ими в плен пиратов. Более гуманными были греки, которые, правда, тоже использовали для обряда крещения кровь, но уже не человеческую, а молодых баранов.

В Средневековье неизменным атрибутом обряда считалось вино. Им щедро кропилась палуба судна перед выходом в первый рейс. Так началась эпоха дошедшего до нас весьма популярного и любимого моряками всего мира «винного крещения».

В церемониях крещения кораблей нередко участвовали высокопоставленные государственные и церковные деятели. Хроники сообщают, например, что в 1418 году в Саутгемптоне (Англия) королевский корабль крестил епископ. За это он получил пять фунтов стерлингов. После установления в Англии абсолютизма Тюдоров (1485–1603) обряд крещения обставлялся весьма пышно. Королевские сановники произносили тосты за благополучие корабля, а самому высокопоставленному гостю преподносили вино в золотом кубке. Затем этот кубок выбрасывали за борт. В конце XVII века выбрасывать драгоценные кубки перестали. Численность флотов в эту эпоху быстро увеличивалась, и где было в таких условиях набраться драгоценных кубков!

Однако что-то выкидывать за борт было всё равно надо. Именно тогда и появился достаточно оригинальный и, главное, недорогой обычай разбивать о форштевень спускаемого на воду судна бутылку с вином. Эта церемония сохранилась до наших дней с той лишь разницей, что по примеру Франции во всех государствах стали использовать шампанское, которое, будучи весьма шипучим, усиливало эффект разбития бутылки.

Хотя в Европе разбивать бутылки о борт начали примерно с 1700 года, лишь с 1811 года эту обязанность начали исполнять женщины, в основном знатные дамы, и только с конца XIX века традиция утвердила их на «постоянную работу». Раньше считалось, что они могут «сглазить» новый корабль. Теперь судостроители верят, что женская рука приносит счастье. Иногда всё же и сейчас суда «крестят» мужчины. В Финляндии в 1974 году при спуске нового ледокола «Ермак» на верфи фирмы «Вяртсиля» этот обряд производил министр морского флота СССР, но это скорее исключение, чем правило.

Считается, что самой молодой в мире «крёстной матерью» судна была трёхлетняя Доринана Паналиос, которая крестила греческий теплоход. Но это тоже исключение.

В истории крещения судов есть и немало забавных страниц. Так, во время сухого закона в США в 20-х годах XX века суда крестили водой. В годы войны с гитлеровской Германией американские женщины обратились с петицией к президенту Рузвельту, потребовав заменить «языческий церемониал» церковным крещением судна. Президент ответил согласием, однако в силе остался и старый обычай, который весьма нравился самим морякам.

Особой оригинальностью отличился в данном вопросе некий датский судовладелец Лауритцен. Его судно, предназначенное для перевозки фруктов, было крещено бутылкой с апельсиновым соком. Были и другие не менее оригинальные крещения; так, полярное судно «Кистаздан» крестили глыбой льда, а о борт советского теплохода «Магадан» была разбита бутылка с морской водой из Северного моря. Сейчас в некоторых странах уже установился обычай, по которому о борт танкера разбивают бутылку с керосином, транспорта для перевозки фруктов — бутыль с ананасовым соком, ледокола — бутыль с водой Ледовитого океана, а траулера — пузырёк с рыбьим жиром. По требованию стран-экспортёров нефти ОПЕК, придерживающихся исламских традиций, никакой алкогольный напиток не должен касаться танкеров, перевозящих нефть из стран Ближнего Востока, так как это оскорбляет чувства тамошних мусульман. Поэтому для обряда крещения таких танкеров специально доставляют воду из священных источников Мекки.

В ряде стран, например в Норвегии и России, экипаж обычно сохраняет пробку от традиционной бутылки как судовой талисман.

В Турции в честь спускаемого на воду судна до сих пор приносят в жертву одного или нескольких барашков. Их дымящейся кровью смазывают стапельные, полозья и обшивку судна; затем во время чтения молитвы о борт судна разбивают бутылку с освящённой водой.

В книге Ю.А. Сенкевича «В океане „Тигрис“» так описывается церемониал спуска на воду тростникового судна: «Торжественный пролог. Дочь бригадира арабов, помогавших нам, разрезала ленточку, сам же он обмакнул руку в кровь жертвенной овцы и шлёпнул по борту ладонью. Прозвучало имя, давно нам известное, — до сих пор в обиходе мы его избегали, странным казалось обращаться с ним к неуклюжей громадине, — но, видно, и впрямь настал срок тростнику превратиться в корабль: „Нарекаю тебя "Тигрисом"!“».

Несколько лет назад была спущена на воду на верфи в Гонконге копия бригантины XIX века «Ван Фу». Интересно, что во время спуска на воду и церемонии крещения о борт судна вместо традиционной бутылки шампанского по прихоти её хозяина была разбита бутылка знаменитых французских духов «Шанель № 18».

Спуск на воду каждого нового судна в Японии напоминает театрализованное представление. Современную стальную громаду украшают бумажными фонариками и гирляндами. На палубе проходят музыкальные конкурсы в духе старых времён. Сооружается шёлковый шатёр, и в него помещают самую красивую девушку. Вся будущая команда корабля приходит её приветствовать. Сначала ей присуждается титул «госпожа праздника», а затем, уже после окончания церемонии, — пожизненный титул матери этого корабля. Когда судно касается воды, она бросает в первую волну горсть цветных бумажек и зёрен риса. В обязанности «госпожи праздника» входит также выпускать в небо белых голубей и давать команду для фейерверка.

Время от времени традиционное крещение судна заменяется на весьма оригинальное. К примеру, крещение советского танкера «Пролетарская победа» было… подводным! Это судно грузоподъёмностью 20 тысяч тонн было построено в Польше, на верфи имени Парижской Коммуны. При рождении танкера традицию соблюдали полностью. Только брызги шампанского разлетелись не от форштевня и крещение происходило не на стапеле… Дело в том, что танкер строился из двух половин. Стыковку их производили на плаву, в достроечном бассейне верфи. Операцию по соединению двух половин произвели самые квалифицированные сварщики. Когда был заварен последний метр стыкового шва, состоялось торжественное крещение судна. Бутылку шампанского разбили под водой на глубине семи метров. «Крёстная мать» судна и приглашённые гости в этот момент находились в подводной части специального понтона, опоясывавшего корпус танкера.

Австралийская компания «Порт лайн» в 80-х годах XX века заказала в Белфасте торговое судно. В момент спуска «крёстная мать» — жена директора фирмы, находясь в Сиднее, где располагалось правление (примерно в 12 тыс. миль от происходивших событий), произнесла по радио ритуальные слова и нажала кнопку, которая передала импульс, начавший спуск.

В России со времён Петра Великого при спуске корабля на воду устраивался торжественный молебен, в ходе которого священники окропляли корабль святой водой, освящая его в будущую счастливую жизнь на водных хлябях. В советское время от священников, естественно, отказались и перешли на разбивание о форштевень бутылки шампанского. Акт, прямо скажем, чисто языческий, что, впрочем, не мешало назначать при этом ещё и «крёстную маму», то есть как бы слегка соблюдая и христианские традиции. Начиная с 1991 года при спуске корабля стараются не раздражать никого: ни Христа (поэтому священники, как и в былые времена, освящают корабль и проводят молебен; кроме того, сохранилась и «крёстная мама»), ни языческих богов океана (для которых, как и в советское время, разбивают шампанское).

На некоторых верфях моряки и судостроители придают большое значение тому, чтобы бутылка шампанского разбилась о корпус судна с первого удара. Можно себе представить, какая ответственность лежит на «крёстной матери»! Случалось, что судно начинало сходить со стапеля, как только «крёстная мать» произносила слова: «Нарекаю тебя именем», ещё до удара бутылки о форштевень, и стальная махина сползала со стапельных дорожек на глазах опешившей толпы со свободно висящей целёхонькой бутылкой. Такие нарушения ритуала считаются прологом к несчастливой судьбе спущенного на воду судна.

…Меняется время, меняется и характер обряда, неизменной остаётся только его цель — снискание благожелательности властвующих над стихией высших сил. А потому и сегодня во всех странах мира в обязательном порядке освящают спускаемые со стапелей корабли, а не разбившаяся с первого раза о форштевень бутылка шампанского вызывает такое же уныние, как вызывала неразбившийся кувшин с вином сотни лет назад. Так было, так есть, и так, наверное, будет всегда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Святая святых

Святая святых Казалось бы, самыми недоступными для революционного подполья должны были быть органы политического сыска. Однако и они не были отгорожены от революционного подполья «китайской стеной».Прежде всего это было связано с тем, что отдельные представители этих

Святая святых

Святая святых 1 Сведения, полученные от грузинского генеалога Ю. К. Чиковани. Тбилиси. 25 июля 1996 г. (далее — Сведения Ю. К. Чиковани) // Архив автора. Здесь и в дальнейшем ответственность за возможные неточности в передаче этих сведений лежит на

Бутылка по декрету и «по секрету»

Бутылка по декрету и «по секрету» Еще в августе 1916 года Министерство внутренних дел утвердило «Правила о порядке уничтожения, по чрезвычайным обстоятельствам, спирта, вина и других крепких напитков», с приложением практических указаний о технических приемах и способах

1. Бутылка разбилась, но треснуло зеркало…

1. Бутылка разбилась, но треснуло зеркало… Атомная подводная лодка К-3… Она была первая… За это её любили, за это ею гордились. Первая атомная подводная лодка СССР — К-3, или «Ленинский комсомол». Первый поход подо льды Арктики, первое всплытие на Северном полюсе… Её

Бутылка балтийской воды

Бутылка балтийской воды В результате наступательной операции советские войска вышли к Балтийскому морю, и командующий генерал Баграмян решил порадовать Сталина, послав ему бутылку балтийской воды. Но пока эта бутылка добиралась до Кремля, немцам удалось отбить

Святая где?

Святая где? Для Наполеона это еще был не конец страданий. Он помчался обратно в Париж, где ему сообщили, что Ассамблея (парламент) хочет, чтобы он отрекся от престола. Он выполнил это пожелание, передав трон сыну, узнику Вены (так выразился сам Наполеон). По крайней мере, для

БУТЫЛКА КОНЬЯКА

БУТЫЛКА КОНЬЯКА — Ваше лицо всем знакомо. Когда люди вас видят, какими глазами они на вас смотрят?— На меня везде смотрят — и дома, и, что удивительно, за рубежом. Я никуда не могу пойти, чтобы на меня просто не показывали пальцем. Многие подбегают здороваться. Некоторым

«Не пить водки, шампанского и т. д.»

«Не пить водки, шампанского и т. д.» Во время войны здоровье многих писателей, особенно тех, кто был в действующей армии или в блокадном Ленинграде, было подорвано. По заключению профессора кремлевской поликлиники Соколова, у Вс. Вишневского в 1946 году были обнаружены

Святая неделя

Святая неделя Святая неделя называется у народа: великоденскою, славною, великою и радостною. Первый день Пасхи они называют: Велик день, утро вторника: купалищем, пятницу: прощёный день, субботу: хороводницы. Поселяне Черниговской губернии эту неделю называют:

I. Брызги шампанского

I. Брызги шампанского Начался совершенно дикий шабаш. Л. Коваль Мягкой прибалтийской зимой 1962 или 1963 года я жил на Рижском взморье, в Дубултах, и переводил стихи литовского поэта Малдониса.В это время в литературной среде еще не было мировоззренческого раскола, и в Доме

Святая Русь

Святая Русь Более шестисот лет прошло с того дня, но до сих пор историки не могут прийти к единому мнению о Куликовской битве. На её месте не найдено ни могил, ни каких-либо материальных свидетельств сражения, кроме двух-трёх десятков наконечников стрел и нескольких

В начале мая королева Голландии Максима разобьет бутылку шампанского и станет крестной матерью круизного корабля Koningsdam круизной компании Holland America Line. Крещение корабля будет сопровождаться специальными торжественными мероприятиями. В честь этого события мы решили рассказать об истории иннаугурационных морских традиций.


Церемония наименования и крещения корабля


Насчитывающая тысячи лет и призванная приносить удачу и защищать новый корабль, его экипаж и гостей эта традиция жива до сих пор. У многих мореплавателей в древности: древних греков, вавилонян, викингов существовала эта традиция. Греки надевали оливковые венки на голову, пили вино в честь богов и обливали водой новую лодку, чтобы благословить ее. Вавилоняне приносили в жертву быка, а викинги обычно совершали жертвоприношения. Позже в Великобритании стало принято, чтобы один из членов королевской или аристократической семьи входил в состав судовой команды для церемонии крещения ритуальным напитком из специального кубка и торжественным называнием корабля.

Почему именно шампанское?

В 1797 году, в записях о спуске на воду американского парусника USS Constitution, говорилось о разбитии бутылки мадеры о борт корабля. В течение следующего столетия ритуал разбития бутылки о борт корабля или разливания напитка на новый корабль менялся. Коньяк, вино, виноградный сок, вода и даже виски - все эти напитки были использованы при спуске на воду нового корабля. Эпоха шампанского похоже совпала с новой эпохой стали – первый броненосец военного флота США – USS Maine окрестили шампанским в 1890 году. Возможно, шампанское ассоциировали с роскошью, эксклюзивностью и праздником. Во время сухого закона в США корабли крестили водой, соком или сидром. Позже шампанское быстро вернулось и остается до сих пор самым популярным выбором для торжественного спуска корабля на воду.



Традиция крестной матери


Раньше церемонию крещения корабля исполняли представители религии, дворяне или чиновники. В 1700-х годах во Франции крестили корабль оба и крестный отец, и крестная мать. Крестный отец приветствовал цветами крестную мать, затем они оба произносили имя корабля. В начале 1800-х годов женщин, которые были как-то связаны с кораблем стали назначать крестными матерями. В конце концов для известных женщин эта роль стала привычной: королева Елизавета II, Маргарет Трумэн, Одри Хепберн, Софи Лорен, Кейт Миддлтон - все они были крестными матерями на протяжении многих лет.

Традиция крещения в России

В императорском флоте Российской империи при спуске корабля служили торжественный молебен в присутствии высокопоставленных духовных лиц, государственных сановников, иногда в присутствии царя или членов императорской семьи. Во время молебна судно и поднятые на нем флаги — Императорский Штандарт, кормовой Андреевский флаг и гюйс окроплялись «святой» водой и под звуки национального гимна и салюта с судов рубили последний задержник. Торжество заканчивалось парадным завтраком. Имя кораблю давали раньше.

© Hermes Voyage г. Москва,
ИНН 7720856944 ОГРН 1217700555599
Вся информация, размещённая на сайте, носит информационный характер и не является рекламой и публичной офертой. Оплата по курсу ЦБ РФ +3% Оставаясь на сайте Вы соглашаетесь с правилами использования сервиса и обработки персональных данных. Политика конфиденциальности

Лучшие предложение, скидки, акции мы рассылаем не чаще 1 раза в неделю и в любой момент можно отписаться

Корабелы знают толк в морских традициях и досконально их соблюдают.

Нам потребуются:
1.Мать (крестная)
2. Бутылка шампанского
3. Священник
4. Капитан(ы)
5. Сами корабли
6. Водоем, куда их спустить

Спуск судна на воду не менее радостное и торжественное событие на верфи, чем закладка. В этот день труд множества людей — конструкторов и проектировщиков, сварщиков и судосборщиков, механи¬ков и монтажников, маляров и отделочников, многих других специалистов — вдруг на их глазах овеществляется в сложнейшем плавучем инженерном сооружении, детище их рук и ума.

Это одновременно и один из самых ответственных моментов строительства, ведь корабелам предстоит спустить со стапеля на воду сооружение, имеющее иной раз массу в несколько десятков тысяч тонн и высотой с многоэтажный дом, причем сделать это необходимо быстро, не нанеся вреда ни кораблю, ни стапелю, ни людям.

Ранее утро перед спуском.

Ранее утро перед спуском. Последние приготовления. Фото: Виктор Васенин, "Российская газета"


Перед спуском все лишнее — леса, распорные балки, различные приспособления — со стапеля убирают. Корабль продолжает удерживаться только кормовыми и носовыми упорами и задержником. Как только их уберут, судно под собственной тяжестью соскользнет по стапелю в воду. В былые времена к моменту спуска корабля с жироварен на стапель поставляли специально перетопленный бараний жир. Его считали наиболее подходящей смазкой для этой цели. На насаливание спусковых до¬рожек уходили тонны такого жира. Например, для спуска на воду броненосца «Император Александр III» пришлось заколоть 5000 баранов. С годами от подобного «жертвоприношения» отказались и животный жир заменили минеральными насадками, такими как парафин, вазелин, петролатум и цезерин.

На протяжении веков перед спуском корабли освящали и выбирали для них небесных покровителей. В православии, в частности, это были Иисус Христос, Божья Матерь или один из святых. Со временем обряд освящения кораблей стал одной из главных морских традиций.

Первое описание процедуры освящения было обнаружено в египетских папирусах и относится к 2100 году до н. э. Это был, если можно так выразиться, отчет о спуске на Нил корабля фараона.

Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель — заслужить покровительство богов. Одно время даже считалось, что наиболее успешно этой цели можно достичь, принеся в жертву людей. Например, викинги, спуская свои суда на воду, укладывали под кили невольников. Чем сильнее были невольники и чем лучше сложены, тем на большее расположение богов можно было надеяться. На островах Западного и Восточного Самоа после спуска пироги на воду нескольких пленников бросали за борт на съедение акулам. Задобренные таким образом хищники, считали самоанцы, в дальнейшем не тронут тех, кто будет плавать на этой пироге. Финикийцы и народы Востока кропили борта но¬вого судна кровью только что заколотых пиками красавиц девушек-рабынь. Римляне при спуске своих судов приносили в жертву пленных пиратов. Более гуманными в этом отношении были греки. Они, правда, тоже использовали для обряда освящения кровь, но не человеческую, а молодых барашков.

В Средневековье неизменным атрибутом освящения сделалось вино. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Именно так освящали суда, участвовавшие в плавании Христофора Колумба. Хроники сообщают, например, что в 1418 году в Саутгемптоне (Англия) королевский корабль освящал сам епископ. Обряд освящения судна всегда обставлялся весьма пышно — королевский сановник, которому преподносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля. Затем этот кубок выбрасывали за борт. В конце XVII века выбрасывать драгоценные кубки за борт прекратили, но установился обычай разбивать о форштевень спускаемого на воду судна бутылку с вином. Эта церемония сохранилась до наших дней, и по примеру Франции для этого стали использовать шампанское, которое как бы символизирует первое соприкосновение корабля с пенящейся морской волной.

По традиции бутылку шампанского о форштевень судна разбивает женщина. Обычно это жена какого-либо высокопоставленного лица, реже известная артистка, кинозвезда или общественный деятель.

Крестная мать

Крестная мать "Апостола Андрея" Пономарева Лариса Николаевна, первый зам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Чукотского АО.


Это делает судну своеобразную рекламу, что сегодня немаловажно. Но этот обычай довольно молод, так как еще сравнительно недавно считалось, что присутствие женщины на корабле приносит несчастье. Теперь же, разбивая бутылку шампанского, женщина становится как бы крестной матерью корабля, хотя это название не совсем оправданно, ведь корабли не крестят, а освящают. Иногда ее даже включают в состав экипажа в качестве почетного члена, тогда она приобретает право бесплатного проезда на «своем» судне, если, конечно, оно не военное. Крестной матерью «Святителя Николая» стала Ирина Юрьевна Рябухина, вдохновитель проекта и председатель Комитета по спорту и Туризму Чукотского АО, мамой для «Андрея» Пономарева Лариса Николаевна, первый зам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Чукотского АО.

Крестные матери.


Шампанское разбивают в момент, когда спусковые салазки освобождаются, и судно, поначалу очень медленно, начинает двигаться по спусковым дорожкам к воде. Но сейчас в целях безопасности это делают чуть раньше, чего публика не замечает. Но обязательно горлышко от бутылки с пробкой передают капитанам судна — это талисман.

Капитаны судов будут бере

Капитаны судов будут беречь пробки как зеницу ока. Это амулет, охраняющий корабль от беды.


Таким образом, древний обычай освящения судна живет и поныне, правда, в каждой стране этот праздничный обряд происходит по-своему. В феврале 1970 года со стапелей ростовской судоверфи в Германии сошел сухогруз «Яламани», построенный по заказу Индии. Присутствовавший на церемонии индийский священник обратился к Богу Ганеше — сыну Шивы, прося его благословить судно. В жертву ему было принесено все, что полагается в таких случаях, — красная краска, яркие цветы, зерна риса. В момент спуска о форштевень судна разбили кокосовый орех (правда, уже заранее надломленный).

В Турции принято кропить вновь построенное судно заранее освященной водой. Иранцы используют для этого речную воду либо окропляют спусковые салазки кровью жертвенного ягненка. Арабам для этой же цели служит вода из святого источника в Мекке. Для кропления фруктовозов датчане пользуются апельсиновым соком, а для рефрижераторов — кусочками льда. В Японии судно, спускаемое на воду, украшают множеством цветных лент и воздушными шарами, а в разгар церемонии освобождают из неволи голубей и устраивают настоящий дождь из конфет.

В Российском императорском флоте при спуске корабля служили торжественный молебен в присутствии высокопоставленных государственных сановников, генералов и адмиралов, а иногда и самого царя. В нашем случае роль императоров исполнили кураторы проекта Роман Копин, губернатор Чукотского автономного округа, и Артур Николаевич Чилингаров.

Кураторы проекта Губернат

Кураторы проекта Губернатор Чукотского АО Роман Копин и Артур Николаевич Чилингаров, представители Карельской и Чукотской епархий.


Во время молебна судно с поднятыми на нем флагами — императорским штандартом (в нашем случае триколор и флаг экспедиции), кормовым Андреевским флагом и гюйсом — священник окроплял святой водой. Под звуки гимна и артиллерийского салюта с других кораблей клуба «Полярный Одиссей» наши суда сошли со стапелей в воду, правда, с использованием подъемного крана.

Фото: Виктор Васенин,

Фото: Виктор Васенин, "Российская газета"


Тишина взорвалась криками «ура», коч, врезавшись в спокойную гладь воды, всплывает на ровный киль. Отданы швартовые и судно, словно осаженный на бегу скакун, замирает у причала. Этот день строители считают своим праздником, надолго сохраняя в памяти дату спуска судна. Традиционно корабелы торжественно вручают символические ключи и паспорта суден, а те в ответ щедро их одаривают за работу.

За работу корабелам пожал

За работу корабелам пожалован серебряный кубок.


Суеверия, игравшие большую роль в мореплавании, далеко не изжили себя. И по сей день в иной капитанской каюте хранится пробка от бутылки шампанского как напоминание о торжественной церемонии спуска судна, а также как амулет, охраняющий корабль от беды. Тут же на переборке висит портрет крестной мамы этого судна или икона святого, в честь которого оно названо. Так и у нас заведено.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Ты - моряк, а это много значит

Военно-Морской Флот - особый вид Вооруженных сил России. И дело совсем не в том, что на флоте другая форма одежды, иные воинские звания, два собственных, независимых друг от друга праздника.

Один - в октябре, когда флот де-юре был утвержден указом Боярской думы, второй - каждое последнее воскресенье июля…

Кстати, первоначально День ВМФ должен был отмечаться ежегодно 24 июля. Таким образом Сталин проявил свою любовь к флоту и лично к его главнокомандующему Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Кузнецову. Именно по распоряжению Иосифа Виссарионовича в 1939 году день рождения прославленного флотоводца - 24 июля - был установлен Днем ВМФ. Впоследствии этот праздник перенесли на последнее воскресенье июля. Сам же Кузнецов до своей смерти праздновал день рождения только в последнее воскресенье июля.

Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов.

Сегодня мы не будем говорить, насколько высказывание Александра III о морском флоте, который наряду с армией является главным союзником России, соответствует нынешней ситуации (в этом никто не сомневается), а полистаем страницы флотской истории - с его традициями и обычаями. Уж чем-чем, а этим флот богат до краев. Наверняка каждого из наших читателей, хотя бы раз, приглашали на клотик попить чайку или отведать жареных балясин. И наверняка, слушая рассказы «бывалых» о службе на флоте, вы удивлялись, как они могли точить якоря или продувать макароны… Разумеется, ничего этого не было и близко, но ничто на флоте не возникает на пустом месте. Обязательно всему есть легенда или, как минимум, объяснение.

«Крестная мать» корабля.

«Крестная мать» корабля

Например, все знают, что при спуске корабля на воду принято разбить о его форштевень бутылку шампанского. И делает это, как правило, женщина. При этом расхожая фраза - «Женщина на корабле - быть беде» актуальна до сих пор, и никто не ставит ее под сомнение. Как два этих взаимоисключающих момента уживаются в рамках одного флота? Оказывается, очень просто. Разбивая бутылку шампанского, женщина становится «крестной матерью» корабля. Иногда ее даже включают в состав экипажа в качестве почетного члена, тогда она приобретает право бесплатного проезда на «своем» судне, если, конечно, оно не военное. Поручать такое дело «крестному отцу», как вы понимаете, никто пока не отважился.

Во все времена тельняшка.

Тельняшка, во все времена - тельняшка

Еще проще на флоте обстоит дело с предметами неодушевленными. Например, с формой одежды. Бесспорно, любимым атрибутом моряков всех поколений была и остается тельняшка. Ее, правда, сегодня носят представители почти всех силовых структур, но впервые тельняшка появилась именно на флоте. На парусном. Она была разновидностью нательного белья и имела однообразный бело-серый цвет. По сравнению с другим бельем тельняшка сделана так, что хорошо сохраняет тепло и, хотя плотно облегает тело, не мешает свободному движению при работе.

Когда моряки стали совершать кругосветные плавания с длительным нахождением в южных широтах, тельняшка оказалась самой удобной одеждой при работе не только в низах (внутренние помещения корабля), но и на верхней палубе. Тогда же изменился и ее цвет - она стала полосатой. Это было наиболее удобным вариантом. Матросы, одетые в такую «рубашку», при работе с парусами на реях мачт очень хорошо просматривались на фоне неба, моря и самих парусов.

Когда отпала необходимость лазать по вантам, тельник свой внешний облик не утратил. В немалой степени подобная «живучесть» тельняшки объясняется и тем, что сочетание полос символизирует синь неба и белые гребни волн. А что еще может быть понятнее для моряка? Со временем, правда, синие полосы трансформировались в черные, но сути это не поменяло.

Матросы носили брюки клеш.

И брюки клеш

В те же времена парусного флота матросы носили брюки особого покроя, формой напоминавшие колокол и называемые по-русски «клеш» (от французского cloche - колокол). Такой покрой имел практическую необходимость. При корабельных уборках, когда по палубе бежали потоки воды, подъеме на реи по вантам, при подходе шлюпок к отлогому берегу было удобно одним движением руки загнуть концы широких штанин кверху выше колен, чтобы не мочить брюки. Точно также и с покроем брючного пояса и ширинки (гульфика). Последней просто нет: ее заменяют две пуговицы на поясе сбоку. Это очень удобно в случае необходимости быстро освободиться от брюк в воде. В результате все флотские брюки (и рабочее платье, и парадная форма) долгие годы шились без гульфика. Сегодня эту «привилегию» за собой сохранили только рабочие повседневные брюки. А вот ширину парадных брючин внизу регламентирует устав. И еще диктует мода. Какой моряк не захочет выглядеть привлекательно? Кстати, именно клеша придавали некий разухабистый шарм походке, которую по сей день называют морской.

Гюйс - неотъемлемая составная часть формы одежды старшин и матросов.

Самую сложную эволюцию в своем становлении пережил синий форменный воротник (на флотском жаргоне - гюйс) с тремя белыми полосками. Это - неотъемлемая составная часть формы одежды старшин и матросов. Воротник пришел на флот из армии во времена царствования Павла I. В ту пору солдаты носили парики с косами, которые приходилось мазать салом и припудривать мукой - этого требовал устав. Такой туалет, естественно, загрязнял мундир, и солдаты втихаря подкладывали под косу кожаный воротничок, который затем уже официально вошел в форму одежды. После отмены париков и причесок с косами в матросской форме одежды сохранился матерчатый воротник, который в холодную ветреную погоду заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Бытует мнение, что белые полоски на воротнике введены в память о трех великих победах русского флота. Сложно сказать, когда возникла эта красивая легенда, но она совершенно не имеет под собой почвы. Хотя бы потому, что в истории русского флота этих побед насчитывается гораздо больше. Синий воротник с несколькими белыми полосками появился в 1851 году у гребцов корабельных шлюпок. При этом количество полосок соответствовало номеру дивизии - 1-й, 2-й или 3-й. Долгое время полоски на воротнике носили только гребцы корабельных шлюпок. И только спустя 30 лет три белые полосы на воротнике были введены на всем флоте. При этом возобладала чисто эстетическая сторона: такой воротник оказался наиболее красивым и имел, по мнению тогдашних дизайнеров, вполне законченную форму.

Без флота не было б тату

Помимо обычаев и традиций непосредственно флотских, в гражданской жизни встречается немало обыденных вещей, которые своим появлением обязаны флоту. Мало, к примеру, кто знает, что татуировка - очень модное нынче увлечение - не существовала бы, возможно, вообще, не будь флота. Именно там татуировка появилась впервые и играла роль своеобразного амулета, предохранявшего моряка от того, чтобы он не утонул. С течением времени необходимость делать татуировку стала модой, своего рода стилем среди матросов всех национальностей.

Татуировка среди матросов, как доказательство «бывалости».

Даже сегодня татуировка среди матросов рассматривается как доказательство «бывалости». Причем характер рисунка тоже имеет общую историю для всего морского интернационального братства: от простейшего якоря до изображения русалки или женщины. Кстати, изображение обнаженных женщин одно время было так распространено, что при приеме в военный американский флот было установлено требование путем добавочной татуировки одевать их в платья. Обычай татуировки был распространен не только среди матросов, но также и среди офицеров - как знак того, что ими совершено одно или несколько дальних плаваний. Этим флотский офицер хотел выделить себя из когорты тех, которые устраивались на берегу при штабы или плавали на судах малого каботажа…

Рассказ о флотских обычаях и традициях может быть бесконечным. Но даже малая толика перечисленного убеждает нас в том, что флот всегда занимал и будет занимать особую нишу в структуре не только Вооруженных сил, но и во всем механизме, называемым государством.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как стать "крёстной матерью" корабля?


Эльвире Набиуллиной предложили стать "крестной матерью" ледокола "Урал", одного из самых больших атомоходов мира.
"Мы обратились к ней с этой просьбой и очень надеемся на ее позитивный ответ",- заявили в "Росатоме". Если госпожа Набиуллина согласится, то ей предстоит по давней традиции разбить бутылку шампанского о борт ледокола.
Ледокол "Урал", построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, будет спущен на воду 25 мая.
Это будет уже не первым случаем в истории российского ледоколостроения, когда столь важную миссию поручают женщине.
Три года назад бутылку с аналогичным содержанием о борт атомохода "Арктика" разбивала Валентина Матвиенко. А в сентябре 2017 года в такой же церемонии поучаствовала Татьяна Голикова. Что интересно, в прошлые разы шампанское было из Крыма.



Строительство атомного ледокола "Урал"

Как стать "крёстной матерью" корабля?

Каждую неделю на судостроительных верфях мира раздаётся команда: "Выбить колодки!" Плавно скользя по рельсам, сходят на воду корпуса танкеров, сейнеров, ледоколов, атомоходов. Часто в этот момент о борт новорожденного судна разбивается бутылка шампанского. Часто, но не всегда.

Спуск судна на воду-знаменательное событие в жизни судна и трудовых буднях судостроителей. Но почему именно спуск на воду является знаменательным? Ведь это не более чем промежуточный этап постройки, ведь после спуска постройка судна продолжается иногда годами.

Здесь действуют два обстоятельства:
Первое из них заключается в том, что в момент спуска на воду судно переходит из одной среды в другую, попадая в свою родную стихию. Второе обстоятельство: спуск судна на воду -единственный момент в процессе его постройки, который имеет четкую временную привязку.

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем.Связано это с тем, что крещёный ребёнок получает покровительство и защиту Бога. Уподобляя церемонию спуска корабля на воду крещению, моряки хотят получить защиту Бога для себя и своего корабля.

Именно поэтому спуск торжественно отмечался в судостроении во все века. Вначале торжества носили характер религиозного обряда. Затем все религиозное выветрилось, а своеобразный "обряд крещения" остался. И сегодня при спуске "крестная мать", как правило, женщина в присутствии большого числа свидетелей разбивает о борт судна традиционную бутылку шампанского.

Во многих странах, особенно в Норвегии, экипаж сохраняет пробку от традиционной бутылки как судовой талисман.

Современный вид крещения - шампанским - известен в Европе с 1860 года. В наше время в этом обряде разрешили участвовать женщинам, тем самым покончив с древней морской традицией, по которой женщина в морском деле приносит несчастье.

На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — "поручитель"). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крёстный (англ. — "godfather") и крестная (англ. — "godmother"). В силу того, что в период Реформации церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей выступали представители светской власти.




На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины.

История засвидетельствовала имя первой крестной на американском флоте Лавинии Уотсон, дочери именитого жителя Филадельфии. 22 августа 1846 года она крестила парусное судно "Germantown" на филадельфийском кораблестроительном заводе.

После наречения именем корабль по стапелям спускается в воду, что тоже образно соотносится с погружением ребенка в купель со святой водой: корабль покидает свою "колыбель" и начинает передвигаться в пространстве.

В Японии, например, спуск на воду сопровождается красочным музыкальным представлением. Символический канат, на котором недалеко от носа судна подвешена бутылка шампанского, связывает судно с большим шёлковым куполом, который колышется над причалом. Как только лайнер получает название, "мать корабля" - самая почётная гостья праздника - специальным топориком перерубает канат. Бутылка разбивается о борт, а из купола сыплются конфетти, разноцветные фонарики, вылетают десятки голубей.


Япония спустила на воду первый из нового класса ракетных эсминцев оснащенных системой ПРО Aegis

Скромнее протекает этот праздник в Индии. Там бутылку шампанского заменяет кокосовый орех; зато весь корпус судна кропят розовой водой, так что вся верфь в такие дни запахом напоминает парикмахерский салон.

Кстати, интересный факт. Все вы помните легендарный "Титаник"? Об его борт забыли разбить шампанское. Дальше, думаем, о его судьбе рассказывать не нужно – вы и так в курсе, чем все закончилось (не знаю, так ли это, что забыли разбить шампанское, но вот нашла такой факт).

Считаю, что это очень хорошая и интересная традиция. И пусть чаще раздаётся возглас: "Выбить колодки!"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: