Кто сопровождает суда в порту

Обновлено: 24.04.2024

Во время стоянки траулера «Дон» в канадском порту второй механик судна Харитошкин, поссорившись с главным механиком Радюком, смертельно ранил его ножом. По требованию канадской полиции тело потерпевшего, являвшегося гражданином России, было передано для производства экспертизы, а Харитошкин взят под стражу в связи с расследованием уголовного дела. Родственники Радюка выразили протест по поводу действий канадской полиции, полагая, что виновность Харитошкина, который лишил жизни соотечественника, должна быть установлена судом России, а не Канады.
По уголовному закону какого государства должен нести ответственность Харитошкин?

Да какая разница на борту траулера или на стенке это произошло. Траулер - это рыболовецкое т. е. ГРАЖДАНСКОЕ СУДНО. И причальная стенка и траулер находятся в территориальных КАНАДСКИХ ВОДАХ.. . Т. Е. НА ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ ПОД НАЗВАНИЕМ КАНАДА!! ! Во всех странах действует один и тот же территориальный принцип уголовной ответственности.. . Например у нас ст. 11 УК РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации - 1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. У канадцев - ТО ЖЕ САМОЕ!! ! Преступление совершено на их территории?? ? Привлекут и посадят Харитошкина в полном соответствии с нормами своего и международного права. Вот если бы дело происходило за пределами территориальных вод - тогда см. ч. 3. той же ст. 11 - Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в ОТКРЫТОМ ВОДНОМ или воздушном пространстве ВНЕ ПРЕДЕЛОВ Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на ВОЕННОМ корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
Так что в порту Канады действовать будет уголовный закон Канады, а в нашем порту канадского кока убившего канадского моториста МОГУТ судить ПО НАШЕМУ УК РФ!! ! Могут конечно и выдать - если захотят.. . Это уж от доброй воли зависит.. . требовать здесь нечего.. . Только одно исключение из этого правила - борт судна или корабля ВМФ.. . Вот здесь независмо от места нахождения - хоть на берегу речушки Потомак. На этих бортах всегда будет действовать закон той страны, ВМФ которой они принадлежат.

Судно является российской территорией, поэтому юрисдикция российская и все преступления должны рассматриваться по российскому законодательству.

Траулер русский, под российским флагом. Считается юрисдикционной территроией РФ. Уголовный закон - российский!

а какого перепугу вы решили что это произошло на судне, в условиях задачи этого не указано!
Статья 2. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве

2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации. Куд априписано судно?

Пограничный корабль обнаружил и задержал в пределах 200-мильной зоны иностранную рыболовецкую шхуну, в трюмах которой находилось 2 тонны добытой рыбы. В ходе проверки капитан задержанного судна предъявил только специальное разрешение на данный вид деятель¬ности, которое было выдано администрацией города Актау.
Будут ли данные действия являться преступлением?

Продолжаем тему об основных профессиях в порту. Я ранее уже писал про стивидора и тальмана и про то, как трудятся докеры .

Судовой агент

Чтобы судно могло зайти в порт, ему нужно соблюсти необходимое количество формальностей, в том числе с различными контролирующими структурами: портовые власти, таможенная и пограничные службы, санитарно-карантинная служба.

Согласованием и взаимодействием с этими структурами занимается судовой агент.

Вообще-то основная роль судового агента – это представление интересов судовладельца, информирование капитана о правилах и порядках в порту.

Судовой агент оплачивает все сборы, которые собираются при заходе судна в порт. Согласовывает со службой капитана порта дату и время захода судна в порт.

Поскольку практически любой порт в России – это пункт пропуска через Государственную границу, то в случае прихода судна из-за границы нужно обеспечить проведение так называемой комиссии, где присутствуют представители пограничной и таможенной службы, а также санитарно-карантинной инспекции.

Далее, на судовом агенте лежит решение всех вопросов и проблем, которые могут возникнуть у судна в порту:

  • доставка пресной воды, топлива и продуктов, а также необходимого снабжения.
  • обеспечение смены экипажа и снятие больных
  • экстренные постановки судна на ремонт в случае внезапной поломки
  • обеспечение швартовыми бригадами и буксирами при швартовке/отшвартовке судна.

Вот далеко не полный перечень услуг, которые оказывает судовой агент обслуживаемому судну.

Помню, когда первый раз был в порту Гулль (Англия), то как раз через судового агента заказывал такси в город.

Так что без судового агента в порту никуда!

Шипчандлер ( судовой поставщик)

Попросту говоря, шипчандлер снабжает судно всем необходимым: продуктами, снабжением, запчастями, аварийно-спасательным и противопожарным снабжением, судовой пиротехникой и еще многим другим.

Между прочим, законодательного определения шипчандлерских услуг не нашел. Был приказ Минтранса от 1994 года, в котором присутствует эта сфера деятельности, как подлежащая лицензированию: шипчандлерское обслуживание (снабжение) судов, но этот приказ уже утратил силу.

При этом, т.к. шипчандлер закупает продукты и прочее по оптовым ценам, итоговая цена бывает достаточно приемлемой. К сожалению, это в основном, касается закупок за рубежом.

Несмотря на антиалкогольную политику многих судовладельцев, моряки заказывают спиртное, сигареты, минералку, кофе и прочее у местных шипчандлеров в иностранных портах, получается гораздо дешевле.

А чтобы столь необходимая профессия в порту осталась в памяти, приведу весьма живописный отрывок из замечательной книги Владимира Кунина «Иванов и Рабинович, или Ай гоу ту Хайфа»:

— Погоди, мужик… — сказал Арон. — А ты сам-то кто будешь?

— Еврей? — Василий улыбнулся ему, как «своему».

— Нет. Поляк. А что?

— Да так… Ничего. Ты не обижайся. Я, например, «Рабинович». Он еще до недавнего был «Рабиновичем», — Вася показал на Арона. — Я думал «Шипшандер» — тоже еврей…

— А «Боцман», «Лоцман» и «Кацман» — это уже три еврея? — рассмеялся толстячок с усами. «Шипшандер» — морской агент по снабжению. А зовут меня Штур. Яцек Штур…

В повседневной суете совсем забыл о славной и очень необходимой профессии в порту: а именно - швартовщик.

Что же это за специалист с таким названием? Это человек, которые обучен помогать судам вставать к причалу. Это тот, кто принимает швартовые канаты (концы) с приходящего суда и надевает их на специальные швартовые тумбы, которые находятся на причале.

Листаем галерею:

Швартовые тумбы в просторечии называются пушки. Есть мнение, что это сленговое название пошло тогда, когда роль швартовых тумб играли пушки, врытые или зацементированные вертикально в край причала.

Листаем галерею:

Википедия термин швартовка трактует так: «Шварто́вка (от нидерл. zwaartouw; sjortouw — «швартóв», от zwaar — «тяжёлый» и touw — «трос») — процесс подхода судна и его крепления к причальной стенке, пирсу или другому судну. Крепление производят с помощью синтетических или стальных тросов, называемых «швартовными концами».

Листаем галерею:

Для овладения этими навыками нужно пройти специальное обучение и получить «корочки» швартовщика.

Классическая схема швартовки судна:

Швартовщики, как правило работают швартовой бригадой. Это либо мобильная группа, перемещающаяся по порту и его причалам, или просто бригада, которая обслуживает свои причалы, без выездов. Очень часто, по крайней мере в России, роль швартовщиков играют докеры.

Мне часто в бытность работы докером в порту приходилось швартовать суда. А потом я еще работал в швартовой бригаде. Самые запоминающиеся швартовки были, когда швартовали круизные лайнеры по 300 метров длиной и швартовки на рейде, когда заводили швартовые концы на так называемые «бочки».

Швартовая бочка – это плавающее сооружение в виде цилиндра для стоянки судов на рейде, оборудованное специальными скобами для крепления швартовых и якоря. К верхней плоскости крепятся швартовые концы, нижнюю плоскость удерживает якорь.

В целом, работа, как работа. Тяжеловато зимой, когда нужно тащить тяжелый, мокрый и обледенелый конец по заснеженному и обледенелому причалу. Конечно, причал посыпают песком, но тем не менее. Каждая уважающая себя стивидорная компания должна зимой очищать от снега швартовые тумбы и посыпать песком причальную линию и особенно у швартовых тумб.

Еще большУю опасность представляет момент, когда швартовый конец рвется. Можно получить очень серьезную травму. Для этого и обучают швартовщиков, да и после обучения нужно всегда быть начеку.

На судне тоже не отдыхают во время швартовки. Более того, эта операция считается одной из самых ответственных. Члены экипажа расписаны по местам швартовки. На судне швартовкой руководят старшие офицеры: старший помощник, второй и третий помощники капитана.

И если на судне достаточно механизмов для облегчения швартовки (шпили, брашпили и лебедки), то на причале у швартовщиков только мускульная сила и сноровка.

Обычно швартовка выглядит так: с судна выбрасывается тонкая прочная бечевка,так называемая выброска, к ней привязан конец швартового каната и швартовщики уже вытягивают этот канат сами. Потом разносят их по швартовым тумбам.

Еще немаловажная деталь: очень часто на одну швартовую тумбу заводят несколько швартовых концов с разных судов, стоящих рядом. И здесь очень важно правильно положить веревки. Чтобы в случае отхода одного из ошвартованных судов не пришлось перерубать топором швартовые концы, из-за того, что они зажаты.

Еще вспомнилось, как на пароме компании «Викинг Лайн» мы ночью заходили на Аландские острова, в Мариенхамн. И мне, с одной стороны будучи сторонним наблюдателем, с другой стороны, будучи немного в этой теме, очень понравилось, как был организован процесс швартовки и отшвартовки огромного парома. Поразила ювелирная точность подхода парома и неторопливость процесса. Вышло буквально несколько человек на швартовку, паром подошел практически вплотную к причалу, швартовщики аккуратно приняли концы и завели их на отдельно стоящие тумбы на причале. Еще через пару минут аппарель открылась, выехало несколько машин, и пара машин заехала. Так же спокойно и аккуратно, швартовщики сняли швартовые концы с тумбы, команда быстро выбрала их и паром отчалил.

Как маленькие буксиры тянут большие суда?

Интересно

С появлением флота и транспортировки разных грузов по воде люди озаботились созданием уникальных судов – вспомогательных. Так начали появляться буксиры, причем их развитие было стремительным. Возникло множество типов и видов вспомогательных судов, которые используются не только во внешних водах, а и во внутренних.

Что такое буксир и как он работает?

Буксир относится к особой категории судов. Их основное предназначение – кантовка и буксировка прочих кораблей и специальных плавучих сооружений. Кроме этого, буксиры обеспечивают безопасность во время выполнения маневров других судов – к примеру, когда они пересекают сложные участки на своем пути, в гаванях, портах. Часто используются в спасательных, аварийных операциях.

Чертеж буксира

Чертеж буксира

Вспомогательные суда эксплуатируются по всему миру и представляют корабли среднего либо небольшого размера. Конструкционные особенности могут меняться. Все зависит от типа и назначения.

Буксировочные суда отличаются от других большей маневренностью, повышенной прочностью, мощностью, остойчивостью, а также наличием приспособлений для толкания и буксирования.

Остойчивость является одной из ключевых характеристик буксира. Это способность судна держаться на плаву под действием внешних сил. При этом оно наклоняется в разные стороны, но затем снова возвращается в исходную позицию. К важным характеристикам относят и непотопляемость.

Буксировочное приспособление располагается возле центра тяжести. Это позволяет судну маневрировать, даже когда буксирный канат находится в состоянии натяжения.

На буксирной дуге крепится гак (крюк), который может менять положение с одного борта на другой. Буксиры работают с большими весами, повышенной инерционной силой.

Буксир тянет баржу

Буксир тянет баржу

Поэтому рывки каната, поперечное натяжение могут просто опрокинуть судно. Для предотвращения подобных ситуаций гак оснащен амортизирующими приспособлениями. В случае опасности возможен дистанционный сброс каната. При излишнем натяжении предусмотрено стравливание троса и в конструкции лебедки.

Интересный факт: прообраз первого в мире буксира был построен англичанином Джонатаном Гулльсом. Он назвал его «машиной, предназначенной для буксировки». Производство началось в 1850 году.

Ходовая рубка зачастую располагается на значительной высоте и обладает улучшенным остеклением. Тщательно продуман обзор, чтобы обслуживать судна с высокими бортами. У некоторых толкачей рубка может опускаться или подниматься для еще большей мобильности и функциональности.

Портовый буксир-кантовщик

Портовый буксир-кантовщик

У кантовщиков имеются улучшенные кранцевые и отбойные приспособления, чтобы смягчать удары, когда происходит столкновение с бортом другого судна. Основная отличающая характеристика буксировщика, в отличие от других разновидностей судов – это тяга либо упор (сила воздействия на объект транспортировки), а не скорость передвижения.

Также ему свойственна глубокая осадка, так как для повышения КПД необходимо использование относительно габаритных гребных винтов. Они должны находиться полностью в воде, не быть оголенными, что важно при транспортировке крупных судов короткими тросами в узких местах. Большие винты при невысокой скорости работы способны справляться со значительными массивами воды.

В конструкции буксиров используются всевозможные виды гребных винтов: с фиксированным и регулируемым шагом, винторулевые колонки, водометные и крыльчатые движители. Использование того или иного типа винтов зависит от предназначения буксира.

Применение крупных винтов объясняется тем, что они позволяют увеличить тяговые характеристики буксировочного судна. Чем меньше обороты двигателя, тем больше диаметр гребного винта. К примеру, на катерах и различных скоростных суднах, использование больших винтов неуместно.

Виды буксиров

Буксиры могут быть портовыми, океанскими или морскими – все зависит от предназначения.

Океанские рассчитаны на дальние расстояния, буксировку разных плавучих сооружений, а также крупных судов. Мощность составляет 1200-4000 л.с. Скорость загруженного буксира – до 11 узлов, на обычном ходу – до 17. Также увеличен объем топлива – до 25 суток хода. Это позволяет буксиру перемещаться в пределах 19 000 км.

Несколько буксиров транспортируют судно

Несколько буксиров транспортируют судно

Океанские суда, которые предназначены для аварийно-спасательных работ, имеют на борту специальное оборудование – для ремонта, устранения пожаров, слива воды. Также они могут оснащаться электросварочными и водолазными средствами.

Буксиры, которые используются в пределах морского бассейна, обладают мощностью 500-2200 л.с. Характеристики соответствуют условиям региона их эксплуатации. Такие буксиры могут выступать в роли морских спасателей.

Портовые буксировщики разделяются на внутренние и рейдовые. Их мощность – 200-600 л.с. Главная задача – транспортировка плавательных средств на рейдах и в гаванях.

Пожарный буксир

Пожарный буксир

Наиболее распространенным типом является кантовщик, используемый на верфях и в гаванях. В крупных портах таких судов может быть несколько десятков. Подразделяются на рейдовые и портовые.

Многоцелевые и морские линейные буксировщики перемещают баржи, буровые комплексы, недостроенные корабли на большие расстояния. Такой тип судна обладает улучшенной противопожарной системой, трюмами и приспособлениями для транспортировки грузов.

Спасатели – самые большие буксиры, относящиеся к океанскому виду. Отличаются большой автономностью и радиусом использования. Могут проводить спасательные работы, выполнять функции плавучих медпунктов, подавать электричество, тепло и т.п.

Буксир-плотовод осуществляет перемещение плотов на реках, а также занимается лесосплавом. Обладает высокой прочностью, малой осадкой и дополнительными приспособлениями.

Буксир-спасатель

Буксир-спасатель

Толкачи используют на озерах, водохранилищах, реках. Они транспортируют несамоходные суда, такие как лихтеры, баржи, секции, толкая их носовой частью. Также для этого есть специальные сцепы, упоры.

Буксиры – это важная категория вспомогательных технических судов, без работы которых невозможно полноценное функционирование остального флота. Они способны перемещать суда различных размеров за счет высокой мощности, остойчивости, маневренности, а также благодаря конструкционным особенностям и наличию специального оборудования.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Любой, даже небольшой корабль – это не только прочный корпус и разнообразное оборудование, но и слаженная команда, в которой у каждого есть свой чётко очерченный круг обязанностей. Названия корабельных должностей для непосвящённых звучат загадочно и романтично: лоцман, штурман, боцман. Практически все они были заимствованы из голландского языка во времена царя Петра, когда Россия создала и начала развивать свой собственный флот.


Давайте разберёмся, какую роль носители этих званий играют на корабле и чем занимаются во время плавания.

Кто такой боцман?

Слово «боцман» происходит от голландского «вootsman», где вoot – это лодка, а manчеловек, мужчина. На современных гражданских судах это ответственная должность, которую занимает опытный матрос. В его обязанности входит организация и контроль текущих работ на корабле, руководство погрузкой и разгрузкой, поддержание в исправности спасательных средств и многое другое.

Боцман руководит матросами, назначает их на те или иные работы, обучает и проверяет наличие необходимых знаний. Кроме того, в прошлом боцман был обязан наказывать матросов за недобросовестное выполнение обязанностей, попытки бунта и т.д., вплоть до повешения.

На крупных судах с многочисленной командой всеми работами, как правило, заведует боцманская команда. Она состоит из старшего боцмана, который является её главой, и остальных боцманов, поочерёдно несущих вахту. Во время авралов старший боцман должен находиться на баке – передней части палубы. С этого места ему хорошо видно, что происходит на корабле, чтобы руководить работой матросов и вовремя исправлять недочёты.

Лоцман и его обязанности

В настоящее время профессия лоцмана становится всё менее востребованной. Так называют опытного моряка, который лучше других знает донный рельеф и фарватер, течения и водовороты. Опираясь на эти знания, он проводит корабль по безопасному маршруту, исключающему попадание на мель или столкновение с другими опасностями.


Лоцман может быть включен в корабельную команду, если судно постоянно ходит по одному маршруту – как правило, по реке. Но при наличии эхолота и размеченного фарватера обязанности лоцмана вполне может выполнять капитан, особенно если судно невелико.

На морских кораблях лоцман часто является приглашённым специалистом. Его услуги запрашивают в близлежащем порту, после чего лоцман прибывает на судно на катере или вертолёте. Нередко ему даже не нужно переходить на борт проводимого корабля: буксир, на котором находится лоцман, плывёт впереди и показывает безопасный маршрут. Однако указания лоцмана не являются обязательными для капитана и не снимают с него ответственности за судно. Лоцман только даёт рекомендации, но решение о выборе того или иного маршрута выбирает капитан корабля.

Штурман и его роль на корабле

Профессия штурмана чрезвычайно важна и ответственна, ведь именно он занимается определением местоположения судна, рассчитывает и прокладывает курс, отмечает на карте перемещения, следит за исправностью навигационных приборов. Разумеется, капитан тоже обладает необходимыми знаниями, однако на нём лежит множество других обязанностей. Штурман же не занимается ничем другим, кроме определения и расчёта курса.

Для исполнения своих обязанностей штурман использует специальное оборудование и инвентарь. Во времена парусного флота это были обычные и сигнальные флаги, вымпелы, компасы, песочные часы, лоты и лаги, другое штурманское имущество. В ведении штурмана находятся морские карты и лоции (описания особенностей определённых районов моря, с указанием глубин, течений, мелей и рифов, банок и т.д. Ранее штурман должен был заниматься картографированием, сверять реальные береговые линии с картой и при необходимости вносить исправления.

В обязанности штурмана входит предупреждение капитана о возможных опасностях – скалах, рифах, мелях, течениях, которые могут увести с курса или повредить корабль. Во время остановки у берега штурман должен выбрать удачное место, достаточно глубокое, чтобы можно было без опасений отдать якорь.


На современных военных судах штурманскую должность занимает опытный офицер, прошедший специальную подготовку. Хотя все военно-морские офицеры в той или иной степени владеют навыками штурмана, необходимость в этой специальности существует до сих пор.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: