Кто сказал люди которые взывают к правосудию неба смешивают небесный свод со сводом законов

Обновлено: 27.04.2024

Ст. 16-22 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем

Выше, как нам кажется мы, изъяснили, что значит предание фарисеев, говоривших: Какой бы ни был от меня дар, он полезен будет тебе ( Мф. 15:5 ) . Теперь осуждается двойное предание фарисеев, но дающее повод к [насыщению] одной и той же скупости, так что они изобличаются в том, что все делают ради выгоды, а не из страха Божия. Действительно, как в расширенных хранилищах и увеличенной обшивке одежды представление о их святости создавало им славу, а вследствие славы привлекало богатство (lucra), так измышленная ложь предания изобличала их как наставников нечестия. Если бы кто-либо в споре или в какой-нибудь ссоре, или в сомнительном случае, поклялся храмом, а потом был бы изобличен во лжи, тот [по этому преданию] не был виновен в клятвопреступлении. Наоборот, если бы кто поклялся золотом и деньгами, которые в храме представляемы были священникам, тот немедленно был вынуждаем возместить то количество, которым он поклялся. С другой стороны, если бы кто поклялся жертвенником, такового никто не считал виновным в клятвопреступлении; наоборот, если бы он поклялся даром или приношениями, то есть животными и другими жертвами и подобным, и всем остальным, что приносится Богу на жертвенник, то всего этого они требовали весьма заботливо. Итак, Господь обличает их и в неразумии (stultitiae), и в обмане в том смысле, что храм гораздо больше, чем освящаемое им золото, а жертвенник [больше], чем жертвы, которые освящаются жертвенником. А все это они делали не вследствие страха Божия, но из жадности к богатствам.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-22 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем, и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем

Называет фарисеев слепыми за то, что они не хотят учить тому, чему должно; предпочитая второстепенное, пренебрегают важнейшим. Они предпочитают в храме золото, херувимов и золотую стамну самому храму. Потому и народ они учили, что не имеет большой важности поклясться храмом, а важна клятва золотом, украшающим храм. Между тем это золото потому только и досточтимо, что находится в храме. Подобно этому они говорили: дары, положенные на жертвенник, досточтимее самого жертвенника. Вследствие этого, по учению фарисеев, кто поклялся золотой утварью, тельцом или овцой, принесенными в жертву, а потом нарушил клятву, тот обязан уплатить стоимость того, чем клялся. А дар они предпочитали жертвеннику из-за выгоды, получаемой от жертв. Но кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, тот уже не мог создать ничего, равного храму, и потому освобождался от клятвы. Так из-за корыстолюбия фарисеев клятва храмом считалась более ничтожною. Христос не позволяет жертву ветхозаветную считать выше жертвенника. И у нас, христиан, алтарь освящается дарами; Божественною благодатью хлеб прелагается в самое Тело Господне, которым и освящается жертвенник, или алтарь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Горе вам, вожди слепии, глаголющии: иже аще кленется церковию, ничесоже есть: а иже кленется златом церковным, должен есть

Горе вам, вожди слепии

Найди в пятнадцатой главе изъяснение слов: вожди суть слепи слепцем.

Глаголющий: иже аще кленется церковию, ничесоже есть: а иже кленется златом церковным, должен есть

Ничесоже – это ничего; должен есть – делается должником. Если кто-нибудь клялся дать что-либо, то если он клялся храмом, они говорили, что это ни к чему не обязывает, – а если клялся каким-нибудь золотым сосудом, говорили, что он обязан. Так они учили по своему неразумию, которое здесь и осмеивается.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен

Дается еще одна характеристика фарисейства, не имеющая особенно близкой внешней связи с другими характеристиками. Нетрудно заметить, что обличения усиливаются все более и более до 33 стиха, где встречается как бы завершение всех предыдущих характеристик и наиболее сильное обличение.

«Которые говорите” (οί λέγοντες) указывает, что фарисеи обычно или даже постоянно так учили. Обличение Христа очень характерно. Люди, утратившие дух и смысл религии, всегда вдаются в мелочи и рассуждают о таких предметах, которые не имеют никакого значения, причем постоянно допускают логические и всевозможные другие ошибки, вращаясь в узкой и тесной области пустых умозрений. О клятве храмом или золотом храма могли вестись длинные и серьезные рассуждения. Но Христос обличает всю их пустоту, аргументируя ad hoc относительно рассматриваемого частного случая и не разъясняя высшего принципа, который был бы книжникам и фарисеям, равно как и ученикам и народу, совершенно непонятен. С точки зрения этого последнего, вообще, клятва предосудительна, и клятвы ни храмом, ни золотом храма не должны быть допустимы. Но если отложить в сторону этот высший принцип и рассуждать, вращаясь исключительно в сфере фарисейского мышления, то и тогда учение фарисеев окажется не только неправильным, но и нелепым. Это разъясняется в следующем стихе. Словом “повинен” переведено на русский язык греческое οφείλει. Перевод неточен, потому что в подлиннике не выражается мысли о виновности. Славянское более точно — “должен есть,” т.е. должен исполнить свою клятву (Вульг. debet).

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 16-22 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем

Примеры того, как фарисеи извращали смысл заповедей Божиих, показывают, насколько они слепы и глупы. Спаситель их поэтому откровенно называет вождями слепыми, безумными и слепыми - mwro ka tuflo. Это первый и единственный раз, когда кроткий и долготерпеливый Спаситель так называет фарисеев. Речь идет о невероятно важной вещи, поэтому столько горечи у кроткого Спасителя. Вожди слепые - это фарисеи и люди фарисейского духа, ибо они живут гордостью и ложью и этому учат и наставляют других. Самолюбивые люди и есть духовно слепые; но их самолюбие понуждает их объявлять себя вождями, и поистине они вожди слепые. И не только это, но они и безумные, «глупцы» = moro, ибо их ум ослеплен и помрачено их сердце, и умом своим они не рассуждают правильно и сердцем не ощущают здраво. Спаситель употребляет слово moro, о котором Он в Нагорной проповеди сказал, что будет повинен геенне огненной тот, кто скажет брату своему: mor™ ( Мф. 5:22 ) . В Нагорной проповеди Спаситель говорит, что этого слова нельзя сказать брату напрасно; а в этом случае: фарисеи своим гордоумием превратили свою душу в сумасшедший дом, в котором ничто не находится на своем божественном месте - все пришло в беспорядок, перепуталось, обезумело; и называя их безумными, Спаситель только изображает их духовное состояние и указывает на опасность, которая людям грозит от таких безумцев и слепцов, от таких слепых вождей.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен

Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, который старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношению к Богу и всему Божественному учению. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием; но фарисей для чувства покаяния недоступен. Как может сокрушиться, умилиться, смириться сердце, удовлетворенное собою? Неспособный к покаянию, он неспособен зреть света заповедей Божиих, просвещающих очи ума. Хотя он и занимается чтением Писания, хотя видит в нем эти заповеди, но в омрачении своем не останавливается на них: они ускользают от взоров его, и он заменяет их своими умствованиями, нелепыми, уродливыми. Что может быть страннее, несообразнее фарисейских умствований, упоминаемых в Евангелии! Иже аще кленется церковию, утверждали фарисеи, ничесоже есть: а иже кленется златом церковным, должен есть. Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей, хотя бы это было с очевидным нарушением заповедей. Святые Божии заповеди, в которых жизнь вечная, оставлены фарисеями без всякого внимания, совершено забыты! Одесятствуете, говорил им Господь, мятву, и копр, и кимин, и остависте вящшая закона, суд, милость и веру… Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе ( Мф. XXIII, 23-24 ) .

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 16-17 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото

Иисус порицает почитание человеческих правил и презрение к традиции пророков - в этом безумцы искали почестей, отвергая то, что истинно заслуживало почтения. Ибо закон дал Он Сам, и закон содержал не саму праведность, а только способствовал ей. Украшения алтаря и храма вовсе не были первичным объектом поклонения, они только указывали образ будущего истинного почитания. Золото, серебро, бронза, медь, жемчуг, хрусталь - каждый из этих материалов имеет собственное значение в соответствии со своей природой. Потому Иисус упрекает их в том, что они поклоняются золоту храма и дарам жертвенника, в то время как больший почет надлежит храму и жертвеннику, ибо и золото храма, и жертвенные дары служат лишь образом будущего. С приходом Христа бессмысленной становится вера в закон, потому что не в законе Христос, а во Христе освящается закон, на котором Он воздвиг Свое седалище или трон. Тот, кто ищет религиозности, должен принять ее от Того, Кто на троне этом восседает. Поэтому безумны и слепы люди, почитающие освященное и пропускающие мимо себя саму святость.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен

Литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов. Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.

Цитата: 137 - 153 из 327

Любовь, поддерживаясь, подобно огню, непрестанным движением, исчезает купно с надеждою и страхом.

Любой фат подобен трясогузке.

Люди не перестали бы жить вместе, хотя бы разошлись в разные стороны.

Люди, которые взывают к правосудию неба, смешивают небесный свод со сводом законов.

Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.

Магнитная стрелка, непреодолимо влекомая к Северу, подобна мужу, который блюдет законы.

Маскарады большей частию устраивают для дам, ибо приятная путаница столь же необходима дамам, сколь порядок мужчине.

Меняй что-нибудь одно: либо картину, либо рамку, либо стену.

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

Многие чиновники стальному перу подобны.

МОЙ ПОРТРЕТ
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг;
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, -
Знай: это я!
Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвёт;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, -
Знай: это я.
В моих устах спокойная улыбка,
В груди - змея!

Моменты свидания и разлуки суть для многих самые великие моменты в жизни.

Мудрость, подобно черепахавому супу, не всякому доступна.

Муравьиные яйца более породившей их твари; так и слава даровитого человека далеко продолжительнее собственной его жизни.

На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского.

На вопрос одного невежи: *Отчего вы всю жизнь копаетесь с одним червяком?* — некий ученый муж ответил: *Оттого, сударь, что жизнь короткая, а червяк длинный*.

«Право, закон – это живая и чуткая ткань, соединяющая весь общественный организм. Поврежденная хотя бы в одном месте, она вырождается. Щупальца рака расползаются по всему телу, наступает неминуемая гибель»

А. Кравчук «Император Август»

«Сила руки не зло и не добро, а сила; зло же или добро в ее применении»

В. Короленко «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахаме, сыне Иегуды»

«Улики сами по себе не страшны, страшна неправильная их интерпретация»

«Гораздо тяжелее принимается то наказание, которое назначает добрый человек»

«Если власть пришла на время,
То закон как решето»

«Многие достойные наказания дела в известном месте и при известных обстоятельствах не подлежат наказанию, поскольку общество уже легализовало их с помощью предрассудков, заблуждений, обычаев, привычек, а иногда и с помощью закона»

Б. Нушич «Автобиография»

«Учение Христа о том, что надлежит любить врага своего и подставлять ему все новую и новую щеку, это учение привело человечество на грань катастрофы. Древний благородный лозунг «око за око, зуб за зуб» оклеветан, забросан грязью, заклеймен как человеконенавистнический. Все беды именно отсюда. Зло сделалось безнаказанным. Обидчики привольно разгуливают по жизни, попирая ими же поверженных. Все дозволено тому, кто нагл, силен и злобен. Нет управы на него, кроме законов человеческих, коим цена – овечье дерьмо»

братья Стругацкие «Отягощенные злом»

«Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти»

«Равенство прав заключается не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены законом»

«Злу нельзя платить в рассрочку – а непрестанно пытаются»

«Самый жестокий вид гонения – полное равнодушие»

А.Блок (из дневников)

«Преступник, в котором живет еще надежда, ближе к добру, чем отчаявшийся непреступник»

«Потерпеть крушение, упасть с повозки – все это случаи тяжкие, но редкие; а вот человек человеку грозит ежедневно»

«Законы не могут добиться, чтобы все поступали как должно, а что такое законы, как не наставления вперемежку с угрозами»

«Когда судья карать не смеет,
С преступником он заодно»

«Закон подобен цепкой лиане: он хватает всякого и никому от него не уйти»

Р. Киплинг «Маугли»

«Лучше совсем законов не издавать, ежели оные не исполнять»

М. Салтыков-Щедрин «Карась-идеалист»

«Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали истории»

М. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве»

«Люди, которые ищут преступника, редко рассуждают логично. Они думают только о том, чтобы наказать»

М. Рид «Всадник без головы»

«Пороков строгою ты казнью не исправишь,
Надзором их убавишь.
Но легче во сто раз
Сыскать хорошую дубину,
Французску даже гильотину,
Чем пару беспристрастных глаз»

«Разбойника, что жизнь свою
В сем часто ремесле и смерти подвергает,
Закон кнутом карает.
Да чем же сечь разбойника-судью?»

«Закон – на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет,
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал, тот вниз проскочит,
А кто велик – перешагнет!»

«Зачем Фемиды лик ваятели, пииты
С весами и мечом привыкли представлять?
Дан меч ей, чтоб разить невинных без защиты,
Весы, чтоб точный вес червонцев узнавать»

«Когда много законов и приказов, увеличивается число воров и разбойников»

«Наказанный преступник – это пример для всех негодяев; невинно осужденный – это вопрос совести для всех честных людей»

«Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом»

«Путь же беззаконных как тьма, они не знают обо что споткнутся»

«Каким бы тяжким позором мы себя не покрыли, у нас почти всегда остается возможность восстановить свое доброе имя»

«Дурные последствия преступлений живут гораздо дольше, чем сами преступления, и, подобно призракам убитых, всегда следуют по пятам за злодеем»

«Только слабые совершают преступления, сильному и счастливому они не нужны»

«Ни адвокат, ни тем паче судья, при исполнении своих обязанностей не имеют права поддаваться собственным чувствам»

«Как известно давно, правосудие на то и заведено, чтобы за деньги называть белым то, что черно»

Р. Роллан «Кола Брюньон»

«Там, где ошибаются многие, не наказывают никого»

«Карают, как правило, за мелкие проступки, за крупные – награждают»

«Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать»

«Лучше уж ошибиться в милосердии, чем в казни»

Ф. Достоевский «Дневник писателя»

«Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы немедленно будет наказан»

«Влияние – это все. А проблема вины и невинности представляет чисто академический интерес»

М. Митчелл «Унесенные ветром»

«Мы живем в свободной стране, и каждый имеет право быть негодяем, если ему так нравится»

М. Митчелл «Унесенные ветром»

«Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников»

«Кто не стыдится своего проступка, тот вдвойне виноват»

«Адвокат – нанятая совесть»

Ф. Достоевский «Подросток»

«Общество готовит преступление, преступник совершает его»

«Ведь мы такие привычные ко всему этому люди! В том и ужас наш, что такие мрачные дела почти перестали для нас быть ужасными! Вот чему надо ужасаться, привычке нашей, а не единичному злодеянию того или другого индивидуума»

«Поступок дурной можно не повторить и раскаяться в нем, дурные же мысли родят все дурные поступки. Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам, дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге»

Л. Толстой «Воскресение»

«Украсть не трудно. На место положить – вот в чем штука»

М. Булгаков «Театральный роман»

«Люди, которые взывают к правосудию неба, смешивают небесный свод со сводом законов»

« «Широк путь в тюрьму, а из тюрьмы тесен»

«Если тебя посадят – это облом временный, а настоящий облом – он всегда окончательный»

«Совершил тот, кому принесло пользу (Fecit cui profuit)»

«Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию»

Выражение "Люди, которые взывают к правосудию неба, смешивают небесный свод со сводом законов"? Кто автор?И что означает?

Это выражение принадлежит Козьме Петровичу Пруткову. Персонаж вымышленный, но его слова очень точны и актуальны во все времена. Как понять фразу? Что подразумевает человек под небом, когда поднимает свой взор к нему? Кто для многих людей находится на небе? Нечего ждать милостей и наказания от неба, все законы созданы человечеством и отвечать нужно перед ним. "Небо испортило нам землю". Это еще одно точное утверждение.

Если человек совершил какую-нибудь из ряда вон выходящую глупость,начал буянить и чудить,ему нередко говорят:"Ты что,белены объелся?" Это даже не вопрос,а скорее замаскированный призыв одуматься,прекратить чудачества.Конечно,и так понятно,что белены буян не ел-просто он ведет себя так,будто нечаянно попробовал какую-нибудь часть этого ядовитого сорняка.Человек,отравившийся беленой, впадает в буйное помешательство,нередко заканчивающиеся смертью.

Наречие "начеку" образовано слиянием предлога "на" и уже исчезнувшего из русской речи слова "чек", имевшего значение "стража" и произошедшего от слова "чекать" - сторожить, ждать. Сравните украинское слово "чекати", а поляки и до сих пор его употребляют.

Получается "быть на страже, настороже" - мало того, что являются синонимами, так ещё и произошли от него.

Получается - быть на страже вполне возможно.

Выражение "dreams come true" на русский язык переводится как "мечты сбываются", "сны становятся явью". Существуют устойчивые выражения, в состав которых входит данное словосочетание:

make dreams come true - сделать сказку былью;

Friday night` dream on the Saturday told, is sure to come true be it never so old (пословица) - твоими бы устами да мед пить;

morning dreams come true (пословица) - утренний сон в руку.

Выражение "Цыган ходом дорожит" означает, что цыгане дорожат своими лошадьми и о них заботятся.

Нашла в словаре, что в данном выражении под словом "ход" подразумевается "лошадь".

Действительно, цыгане - кочевой народ, без лошади никуда.

Тертым калачом называют человека, имеющего большой опыт, прошедшего через многие передряги. Такого человека трудно обвести вокруг пальца, обмануть. Это выражение исконно русское, оно пришло из лексикона пекарей. Тертым калачом хлебопеки называют изделие из крутого теста, которое необходимо долго и сильно наминать. Пример использования выражение: "Руководитель группы был тертым калачом, поэтому сразу предпринял все меры предосторожности".

Евр.12:18–24 . Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

1. Во храме (иудеев) было дивное святое святых, было у них и страшное – происходившее на горе Синае: огонь, облако, мрак, буря, потому что на Синае, сказано, Бог открывался в огне, буре и мраке ( Втор.5:22 ). Ничего такого не было при учреждении нового завета; но он дан был Христом в про­стой Его беседе. Смотри, как (апостол) ещё делает сравнение между ними, справедливо поставляя все это после. Представив им множество доказательств и уже объяснив различие между двумя заветами, он наконец, после сказанного выше, легко приступает и к этому. Что же говорит он? «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою)» . Это было страшно, говорит, так страшно, что и слу­шать было невозможно, и даже зверь не смел приближаться. Но это ещё не таково, каково последующее. Что Синай в сравнении с небом? Что осязаемый огонь в сравненении с неосязаемым Богом? «Бог наш есть огнь поядающий» ( Евр.12:29 ). А что действительно происходившее тогда на горе было страшно, видно из тех слов, которые сказали (евреи): «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» ( Исх.20:19 ). «Ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете«" .

Удивительно ли, что народ, как гово­рится (в Писании), чувствовал такой страх, если и сам (Моисей), входивший в мрак, где находился Бог, говорил: »"я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» . Видишь, сколькими (доводами) он доказал превосходство нового завета пред ветхим? Вместо земного Иерусалима – небесный: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму» ; вместо Моисея – Иисус: «и к Ходатаю нового завета Иисусу» ; вместо народа – все ангелы: «и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев» . Кого же он разумеет под именем первородных: «и церкви первенцев» ? Все сонмы верных; их же он называет и духами «праведников, достигших совершенства» .

Итак не скорбите, говорит; вы будете с ними. Что значит: «Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ? Разве кровь Авеля говорила? Да; а каким образом, о том послушай Павла, который говорит: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» ( Евр.11:4 ). То же и сам Бог выражает, когда говорит: «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт.4:10 ). Таким образом или это здесь можно разуметь, или то, что (кровь Авелева) ещё и ныне прославляется, впрочем не так, как (кровь) Христова, потому что эта очистила всех и издаёт глас тем славнейший и важнейший, чем больше свидетельствуют о ней сами дела. «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» ( Евр.12:25–29 ). То страшно, а это гораздо более чудно и славно, потому что здесь – нет ни мрака, ни облака, ни бури, как там. А для чего тогда Бог являлся в огне? Этим, кажется мне, означается неясность ветхого завета, туманность и прикровенность закона; а с другой стороны выражается, что Законодатель должен быть страшен и грозен для преступников.

2. Для чего трубные звуки? Это правильно, – потому что здесь как бы царь присутствовал. Так будет и при втором пришествии: «ибо вострубит» , – говорит (апостол), и все мы восстанем ( 1Кор.15:52 ). Воскресение всех будет совершено силою Божией. А глас трубный означает не что иное, как то, что всем должно воскреснуть. Тогда (на Синае) всё было чувствен­ное – и видения, и звуки; а последующее всё – духовное и неви­димое. Огонь означает то, что Бог есть "огнь , – говорит (апостол), – огнь поядающий» есть ( Евр.12:29 ). Облако, мрак и дым выражают опять нечто страшное. Так и Исаия говорит: «и дом наполнился курениями» ( Ис.6:4 ). А для чего буря? Род человеческий был безпечен; потому нужно было пробудить его; и, конечно, не было такого безпечного человека, который, не возвёл бы мыслей своих горе, когда это происходило и когда совершалось законоположение. «Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» ( Исх.19:19 ), потому что нужно было, чтобы слышен был голос Божий. Так как (Бог) хотел чрез Моисея преподать закон, то и делает его достойным веры. (Евреи) не видели Моисея по причине облака, и не слышали его по причин его косноязычия. Что же? Сам Бог отвечал ему «голосом» , как бы говоря к народу и делая для него внятными законоположения. Но обратимся к вышесказанному. «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» . Следовательно, они сами были причиною того, что Бог явился им чувственным образом. Что говорили они? «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог» ( Исх.20:19 ).

Некоторые, делая сравнение, унижают всё тогдашнее, чтобы более возвысить настоящее; но я считаю и то дивным, – ведь и там были дела Божьи и явления Его силы, – но вместе доказы­ваю, что наше гораздо превосходнее и удивительнее. Оно вдвойне велико: как славное и важнейшее, и вместе с тем как более доступное и кроткое. Так и в послании к Коринфянам (апостол) говорит: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, . на славу Господню» – взираем, – «а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое» ( 2Кор.3:18, 13 ). Те, говорит, не удостоились того, чего мы. Чего же они удостоились? Они видели мрак и облако, слышали голос. Но и ты слышал голос Божий, только не чрез облако, а чрез плоть (Христову), и притом не смутился и не устра­шился, но стоял и беседовал с Ходатаем. Мраком (Писание) означает также невидимость: "и мрак , – говорит – (Псалмопевец), – под ногами Его» ( Пс.17:10 ). Тогда и Моисей устрашился, а ныне – никто; тогда народ стоял внизу, а мы не внизу, но выше неба, близ самого Бога, как сыны Его, а не так, как Моисей; там была пустыня, а здесь город, и тьмы ангелов. «К торжествующему собору» , – здесь апостол выражает радость и веселие в противоположность облаку, мраку и буре. «И церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу» . Те не подходили, а стояли вдали, равно как и Моисей; а вы приступили. Здесь (апостол) внушает им также и страх: «и к Судии , – говорит, – всех Богу» ; следовательно, он будет судить не только иудеев, или верных, но всю вселенную. «И к духам праведников, достигших совершенства» – называет так души благочестивых.

3. Будем же делать всё, чтобы получить эти блага, чтобы наслаждаться этими благами. Так, прошу и умоляю вас, будем стараться об этом. Никто не строит в городе, который готов разрушиться. Скажи мне, прошу тебя: если бы кто-нибудь сказал, что такой-то город чрез год разрушится, а такой-то никогда, – неужели ты стал бы строить в том, который должен разрушиться? Потому я и говорю теперь: не будем сози­дать в этом мире; он скоро разрушится и всё погибнет. Но что я говорю: он скоро разрушится? Прежде его разрушения мы сами погибнем, пострадаем и выйдем из самих себя. Для чего мы строим на песке? Будем строить на камне ( Мф.7:25 ), и тогда, что бы ни случилось, здание наше останется несокрушимым, ничто не будет в состоянии разрушить его. И это несомненно, потому что то место недоступно ни для каких нападений, тогда как здеш­нее доступно; здесь и землетрясения, и пожары, и нашествия врагов лишают нас (зданий наших) ещё при жизни, а часто вместе с ними губят и нас самих. Если же (здание) уцелеет, то или болезнь поражает нас скорее его, а если не совсем поражает, то не позволяет пользоваться им спокойно: в самом деле, какое удовольствие там, где болезни, клеветы, зависть, козни? Или, если ничего такого не случается, то часто мы не имеем детей, и потому сетуем и скорбим, не зная, кому передать свои домы и всё прочее, и досадуя, что трудимся для других; а часто наше имущество переходит в наследство к врагам, не только после нашей смерти, но ещё при жизни. Что может быть прискорбнее, как трудиться для врагов, и для того, чтобы они наслаждались, умножать грехи свои? Примеров этого мы видим в городах множество; умалчиваю об них, чтобы не опечалить лишившихся; я мог бы назвать по­именно некоторых из них, рассказать много примеров и указать вам на многие домы, которых владетелями сделались враги трудившихся над ними; и не только домы, но и рабы, и все наследство часто переходило к врагам. Таковы блага человеческие!

На небесах же не нужно опасаться ничего подобного; там не займет места умершего другой – враг его, и не завладеет наследством; там нет ни смерти, ни вражды, а только – обители святых, и у этих святых ликование, радость, веселие: «глас радости и спасения , – говорит (Псалмопевец), в жилищах праведников» ( Пс.117:15 ). (Эти обители) вечны, не имеют конца; они не падают от времени, не переменяют владельцев своих, но стоят и цветут постоянно; и это несомненно, потому что там нет ничего тленного и скоропреходящего, но все безсмертно и нетленно. Будем же употреблять свое имущество на построение этого здания; нам не нужны будут ни архитекторы, ни рабочие; эти домы строятся руками бедных, хромыми, слепыми, убогими; они созидают эти обители. И не удивляйся этому, когда они приобретают нам даже царство и доставляют нам дерзновение пред Богом.

4. Милостыня есть превосходная художница и покровитель­ница упражняющихся в ней; она любезна Богу и находится близ Него, легко испрашивая милость тем, кому хочет, только бы мы не оскорбляли её; а она оскорбляется тогда, когда мы делаем её из похищенного имущества; если же она чиста, то доставляет великое дерзновение воссылающим её (к Богу). Сила её такова, что она умоляет даже за падших и согрешивших. Она разрешает (адские) узы, разгоняет мрак, погашает пла­мень, умерщвляет червя, избавляет от скрежета зубов. Для неё безпрепятственно отверзаются врата небесные. Как у вхо­дящей царицы никто из стражей, приставленных к дверям, не смеет спрашивать, кто она и откуда, но все тотчас принимают её, так точно бывает и с милостынею: она поистине есть царица, делающая людей подобными Богу. «Итак, будьте милосерды , – сказал (Господь), – как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ). Она легка и быстролетна, имеет золотые крылья и полёт, услаждающий ангелов. У неё, говорит (Псалмопевец), – «крылья голубки, серебристые и с междуплечиями ее блестящими, как золото» ( Пс.67:14 ). Она летает, как голубь, золотой и живой, одарённый нежным взглядом и кротким глазом. Нет ни­чего прекраснее этого глаза. Красив павлин, но в сравнении с этим голубем он – ворона: так прекрасна и удивительна эта птица! Она постоянно смотрит вверх и окружается великою славою Божией; она есть дева с золотыми крыльями, разукра­шенная и имеющая лицо белое и кроткое; она легка и быстролётна и предстоит престолу Царскому. Когда мы подвергаемся суду, она внезапно прилетает, является и избавляет нас от наказания, осеняя своими крыльями. Богу она угодна более жертвы, о ней он часто беседует: так она любезна Ему! «Сироту и вдову и убогого, – говорит (Псалмопевец), – Господь. поддерживает» ( Пс.145:9 ). Её именем сам Бог любит называться: «Щедр и милостив Господь , – говорит Давид, – долготерпелив и многомилостив» и истинен ( Пс.144:8 , Чис.14:18 ); и ещё: «до небес велика милость Твоя» ( Пс.56:11, 102:11 ). Она спасла род человеческий, – потому что если бы Бог не помиловал нас, то все погибло бы; она примирила нас, бывших врагами; она доста­вила нам безчисленные блага; она побудила Сына Божия сде­латься рабом и истощить себя.

Будем же, возлюбленные, ревновать о той, которою мы спасены; будем любить её, предпочи­тать её богатству, и без богатства соблюдать душу свою мило­сердою. Ничто столько не отличает христианина, как мило­стыня; ничему столько не удивляются неверные и все, как делам милосердия. И мы часто нуждаемся в этом милосердии, и каждый день взываем к Богу: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей» ( Пс.50:3 ). Наперёд мы сами начинаем (дела милосердия), или, лучше сказать, не мы начинаем прежде, но сам Бог уже явил милость свою к нам. Будем же, возлюблен­ные, хотя позади следовать за Ним. Если люди милуют милостивого, хотя бы он сделал множество грехов, то тем более – Бог. Послушай пророка, который говорит: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием» ( Пс.51:10 ). Будем подобны маслине; оградимся со всех сторон заповедями, потому что не­достаточно быть только маслиною, но (надобно быть) и плодови­тою. Есть люди, которые подают милостыню мало, или во весь год однажды, или один раз в каждую неделю, или только при случае; они – маслины, но не плодовитые, и даже сухие; как подающие милостыню, они – маслины, а как подающие не щедро, они – маслины неплодовитые. Будем же плодовитыми. Я часто говорил и теперь повторяю: важность милостыни измеряется не количеством подаваемого, но расположением подающего. Вы знаете (евангельское сказание) о вдовице; хорошо – всегда приво­дить на память этот пример, чтобы и бедный не отчаивался, представляя её, положившую две лепты. При построении скинии некоторые принесли волну ( Исх.35:26 ); но и они не были отвергнуты. Если бы имевшие золото принесли волну, то были бы прокляты; но так как у принесших её только это и было, то они не отвергнуты. Так и Каин был осуждён не за то, что принёс в жертву малоценное, но за то, что принёс самое малоценное из всего, что имел: «Проклят лживый , – говорит (пророк), – у которого в стаде есть неиспорченный самец. а приносит в жертву Господу поврежденное» ( Мал.1:14 ). Не просто так сказал, но: если имеет и бережёт.

Сле­довательно, кто не имеет, тот не подлежит осуждению, или лучше, тот даже достоин награды. Что маловажнее двух лепт и ничтожнее волны? Что малоценнее меры муки? Но (Бог) благоволил принять и это наравне с тельцами и золотом. «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» ( 2Кор.8:12 ); и ещё: «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся , – говорит (Премудрый), – когда рука твоя в силе сделать его» ( Притч.3:27 ). Потому, увещеваю вас, будем охотно раздавать имущество своё бедным; хотя бы оно было и мало, мы получим награду равную с подающими много, и даже большую, нежели раздающие тысячи талантов. Если мы будем делать это, то получим неизреченные сокровища от Бога, т.е., если будем не только слушать, но и делать, не только одоб­рять, но и показывать на деле. Да сподобимся их все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: