Кто считается основателем светской доктрины государства и права

Обновлено: 28.03.2024

Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью временами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств.

Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями.

Одним из первых теоретиков теократии был константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345—407). Из слов апостола "всякая власть от бога", рассуждал Златоуст, не следует, что каждый князь лично ставится богом — богом дан лишь общий принцип власти. Библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, — не истинные цари, они несли наказания за такое вмешательство. Из этого следует назидание: "Оставайся в своих границах — одни пределы царства, другие священства. Однако последнее больше первого. Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души. Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку священника".

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354—430), прозванного православной церковью "Блаженный", а католической — признанного святым и учителем церкви.

Аврелий Августин, как и другие епископы и выдающиеся церковные авторы первых веков христианства, считается одним из "отцов церкви". Он современник раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.), захвата и разграбления Рима вестготами (410 г.), еретических движений в Северной Африке и в других частях Римской империи. В его трудах изложены основные положения теократической доктрины, оказавшей глубокое и долговременное воздействие на политико-правовое учение церкви.

В произведении "О граде божием" Августин писал, что в мире существует два государства: "божий град" (церковь) и "град земной" (государство). Церковь "странствует по земле, имея цель на небе", "церковь и теперь есть царствие небесное". Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви — право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство — создание человеческое, его цель — временная, оно создано насилием, держится принуждением: "При отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре".

Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств.

Одни — организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Другие царства — это "христианские государства", власть которых основана на заботе о подвластных.

В конечном счете оправдание государства — в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

Августин — один из первых церковников, призывавших насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Он настаивал на присылке в Африку войск для подавления донатистов и агонистиков: "Дерзость мужиков восстает против их владельцев".

Проблема уничтожения еретиков и принудительного крещения неверующих занимает немалое место в трудах Августина. Насилие — не зло, если оно применяется в благих целях: отец бьет непослушных детей, бог страданиями учит людей, люди силой удерживают того, кто падает в пропасть. В сочинении "Апология гонений" Августин утверждал, что "лучше раны, нанесенные другом, чем поцелуй врага". В других его сочинениях говорится, что "церковь преследует, любя". Наконец, в "Письме к Донату" Августин писал, что церковь теперь "не только приглашает к добру, но и принуждает к нему".

Источник зла — свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. В делах веры это очень опасно: "Прежде чем понимать, мы должны верить". Еретики хуже отравителей, они — враги единства. Коль скоро цель христианского государства — благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно "принуждать людей, а не учить". "Вы думаете, что никого не следует принуждать к правде, однако читаете у св. Луки, что господин сказал своим слугам: принуди войти всех, кого найдете"[3].

Правда, рассуждал Августин, Христос никого не принуждал, но "был ли тогда император, который бы верил во Христа и мог бы служить ему в благочестии, издавая законы против нечестия". Во времена Августина большая часть населения Римской империи держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожили и неподвластные ей христианские секты еретиков. Поэтому Августин призывал использовать принуждение для крещения язычников и искоренения ересей: "Как же могут цари служить господу в страхе иначе, чем воспрещая и карая в благочестивой строгости то, что противоречит велениям господа?"

Оправдание государства, по Августину, — и в поддержании социального порядка: "Никак не следует о нем (боге) думать, чтобы законам его провидения были чужды человеческие царства, владычество людей и их рабство". Августин выдвинул новый довод в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов — "имя рабства заслужила вина, а не природа". Источник рабства — прегрешение библейского Хама: "Грех — первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду божию, у которого нет неправды". Источник рабства отдельных людей — военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат божьим заповедям.

Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. "Кто сотворил тех и других? — Господь! Богатого — чтобы помочь бедному, бедного — чтобы испытать богатого". В произведениях Августина христианское вероучение открыто и откровенно приспосабливается к самым земным интересам власть имущих. "Сколько богатые обязаны Христу, который возмещает им убыток: если был у них неверный раб, Христос обращает его и не говорит ему: оставь своего господина".

Характеризуя "христианское государство" как образец "земного града", Августин писал: "Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог". Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди "не убий". Его перетолкование свелось к тому, что "ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от бога".

Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Блаженный Августин

Блаженный Августин Выдающийся философ и богослов Западной церкви Аврелий Августин родился в 354 г. в городке Тагасте, в римской провинции Нумидия (на территории современного Алжира). Его отец, небогатый землевладелец, был язычником, а мать, благочестивая Моника, —

АВГУСТИН (354–430)

АВГУСТИН (354–430) Аврелий Августин, причисленный к лику святых, родился в городе Тагаста (Северная Африка, Алжир) в семье небогатого римского чиновника. Мать, которую он горячо любил, была христианкой.Получив хорошее образование в риторской школе в Карфагене, Аврелий

Часть 1. Необходимость пересмотра старых доктрин

Часть 1. Необходимость пересмотра старых доктрин Межвоенное двадцатилетие… Термин этот давно устоялся, прочно вошел в словари историков и политологов. Определяется же он двумя датами: подписанием победителями в Первой мировой войне, странами Антанты 28 июня 1919 года в

8. Против либеральных доктрин

8. Против либеральных доктрин По отношению к либеральным доктринам фашизм находится в безусловной оппозиции, как в области политики, так и экономики. В целях текущей полемики не следует преувеличивать значение либерализма в прошлом веке и делать из одной из

ГЛАВА 1 Крым в свете национальной и геополитической доктрин нацистского руководства

ГЛАВА 1 Крым в свете национальной и геополитической доктрин нацистского руководства Изменение политического статуса советских республик являлось основной целью войны Германии против СССР. В том, что этот статус будет изменен, не сомневался ни один из лидеров Третьего

8. Против либеральных доктрин

8. Против либеральных доктрин По отношению к либеральным доктринам фашизм находится в безусловной оппозиции, как в области политики, так и экономики. В целях текущей полемики не следует преувеличивать значение либерализма в прошлом веке и делать из одной из

18. «Блаженный» Нерон и Василий Блаженный — это царь Иван IV

18. «Блаженный» Нерон и Василий Блаженный — это царь Иван IV Римские хронисты много места уделяют разнообразным свидетельствам того, будто Нерон был «блаженным», совершал странные и нелепые поступки. Буквально то же самое нам рассказывают и романовские историки про

Аврелий Августин (Блаженный) (354 г. – 430 г.)

Аврелий Августин (Блаженный) (354 г. – 430 г.) Христианский богослов и философ-мистик, один из «отцов церкви». Основные сочинения: «Против академиков»; «О блаженной жизни»; «О бессмертии души»; «Об учителе»; «О свободе воли»; «Исповедь»; «О граде Божьем».

Зарождение человека – зарождение духовности

Зарождение человека – зарождение духовности Духовность – столь же древний феномен, как и сам человек. С начала своей эволюции человек обладал духовностью. Собственно, это очевидно, ведь духовность – отличительная характеристика человека. Есть духовность – есть

§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин

§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.Политико-правовая доктрина включает три компонента:1) логико-теоретическую,

§ 4. Многообразие политико-правовых доктрин

§ 4. Многообразие политико-правовых доктрин История политических и правовых учений развивается неравномерно. В истории каждой страны или группы стран были эпохи, когда одна за другой возникали новые политические и правовые доктрины, любая из которых отличалась от

История политических и правовых учений (для аспирантов)

Верны ли утверждения? А) Основоположниками теории элит были В.Парето и Г.Моска В) Основоположниками теории элит были Э.Дюркгейм и Г.Моска

История политических и правовых учений (для аспирантов)

История политических и правовых учений (для аспирантов)

Верны ли утверждения? А) Формационный подход к возникновению государства и права был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом В) Формационный подход к возникновению государства права был разработан В.Лениным и Г.Плехановым

История политических и правовых учений (для аспирантов)

История политических и правовых учений (для аспирантов)

История политических и правовых учений (для аспирантов)

Два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие свободу в отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие свободу в её отношении к гражданину, выделял

История политических и правовых учений (для аспирантов)

Верны ли утверждения? А) Ч.Бекариа стал родоначальником классической школы в науке уголовного права В) Д.Вико стал родоначальником классической школы в науке уголовного права

История политических и правовых учений (для аспирантов)

Верны ли утверждения? А) Национал-социализм как идеология и политика возник в Италии В) Национал-социализм как идеология и политика возник в Германии

История политических и правовых учений (для аспирантов)

Верны ли утверждения? А) Книга «Революция менеджеров» была написана Дж.Бернхемом В) Книга «Революция менеджеров» была написана П.Сорокиным

История политических и правовых учений (для аспирантов)

История политических и правовых учений (для аспирантов)

История политических и правовых учений (для аспирантов)

История политических и правовых учений (для аспирантов)

Верны ли утверждения? А) Трактат «К вечному миру» был написан О.Контом В) Трактат «К вечному миру» был написан И.Кантом

История политических и правовых учений (для аспирантов)

Верны ли утверждения? А) Одним из разработчиков теории цивилизационного подхода к возникновению государства и права считают Л.Моргана В) Одним из разработчиков теории цивилизационного подхода к возникновению государства и права считают А.Тойнби

Верны ли утверждения?
А) Автором работы «Трактат о конституционном праве» является Э.Дюркгейм
В) Автором работы «Трактат о конституционном праве» является Л.Дюги
Верны ли утверждения?
А) Духовным отцом либерализма на европейском континенте считают Б.Констана
В) Духовным отцом либерализма на европейском континенте считают Т.Гоббса
Верны ли утверждения?
А) Книга «Революция менеджеров» была написана Дж.Бернхемом
В) Книга «Революция менеджеров» была написана П.Сорокиным
Верны ли утверждения?
А) Концепцию позитивистского нормативизма разработал в ХХ в. Г.Кельзен
В) Концепцию позитивистского нормативизма разработал Г.Харт
Верны ли утверждения?
А) Концепция возрождённого естественного права получает развитие в ХХI в.
В) Концепция возрождённого естественного права получает развитие в ХХ в.
Верны ли утверждения?
А) Наиболее признанной типологией политической власти стала типология Р.Михельса
В) Наиболее признанной типологией политической власти стала типология М.Вебера
Верны ли утверждения?
А) Национал-социализм как идеология и политика возник в Италии
В) Национал-социализм как идеология и политика возник в Германии
Верны ли утверждения?
А) Одним из разработчиков теории цивилизационного подхода к возникновению государства и права считают Л.Моргана
В) Одним из разработчиков теории цивилизационного подхода к возникновению государства и права считают А.Тойнби
Верны ли утверждения?
А) Одними из создателей социологической концепции права являлись И.Кант и О.Конт
В) Одними из создателей социологической концепции права являлись О.Конт и М.Ориу
Верны ли утверждения?
А) Основоположниками теории элит были В.Парето и Г.Моска
В) Основоположниками теории элит были Э.Дюркгейм и Г.Моска
Верны ли утверждения?
А) Основы ислама изложены в Рамаяне
В) Основы ислама изложены в Коране
Верны ли утверждения?
А) Психологическая теория права наиболее полно была разработана Э.Дюркгеймом
В) Психологическая теория права наиболее полно была разработана Л.Петражицким
Верны ли утверждения?
А) Родоначальником теории «заинтересованных групп» был А.Гамильтон
В) Родоначальником теории «заинтересованных групп» был А.Бентли
Верны ли утверждения?
А) Социологическая юриспруденция наиболее завершённую форму приобрела в ХIХ в.
В) Социологическая юриспруденция наиболее завершённую форму прибрела в ХХ в.
Верны ли утверждения?
А) Теорию институционализма наиболее успешно разрабатывал Е.Эрлих
В) Теорию институцианализма наиболее успешно разрабатывал М.Ориу
Верны ли утверждения?
А) Теория и идеология либерализма зародилась в Средневековье
В) Теория и идеология либерализма зародилась в новое время
Верны ли утверждения?
А) Трактат «К вечному миру» был написан О.Контом
В) Трактат «К вечному миру» был написан И.Кантом
Верны ли утверждения?
А) Формационный подход к возникновению государства и права был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом
В) Формационный подход к возникновению государства права был разработан В.Лениным и Г.Плехановым
Верны ли утверждения?
А) Ч.Бекариа стал родоначальником классической школы в науке уголовного права
В) Д.Вико стал родоначальником классической школы в науке уголовного права
Верны ли утверждения?
А) Якобинская политико-правовая идеология зародилась в Англии
В) Якобинская политико-правовая идеология зародилась во Франции
«Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» - утверждали
А.Гамильтон был представителем _________ направления
Автором труда «О духе законов» был
Ведущими буржуазными партиями Англии в ХVП в. были
Взгляды И.Канта на происхождение государства во многом совпадают со взглядами
Вождём и идеологом партии левеллеров был
Выражение: «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно», - принадлежит
Выразителями политико-правовой идеологии якобинцев были
Высказывание: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа», - принадлежит
Два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие свободу в отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие свободу в её отношении к гражданину, выделял
Деление права на естественное и волеустановленное осуществил
Идеологом социального компромисса в период Великой английской революции выступил
К политико-правовым концепциям ХХ века относятся: 1) аналитическая юриспруденция; 2) нормативизм; 3) социологическая юриспруденция
Колонизация Северо-Американского континента начинается в начале ___ в.
Левый фланг революционной демократии Англии в ХVП в. представляли
Лидером и теоретиком диггеров был
Личное политико-правовое учение изложил в работе «Два трактата о государственном правлении»
Мировой религией является
Морис Ориу наиболее успешно разрабатывал теорию
Одна из первых буржуазных революций произошла в
Одним из лидеров федералистов в США был
Одним из первых в США обосновал необходимость реализации идеи о разделении властей
Основателем светской доктрины государства и права считается
Основателями «Исторической школы права» в Германии были
Политико-правовую идеологию французского социализма выражали
Политико-правовые взгляды И.Кант изложил в трудах
Причинами социального зла невежество, предрассудки, суеверия считал
Работа «Общий обзор прав Британской Америки» была написана
Родоначальником английского утилитаризма явился
Родоначальником утилитаризма в США считается
Самым фундаментальным естественным законом: «необходимо стремиться к миру и следовать ему» считал
Систематическое учение о государстве и праве Гегелем было представлено в труде «___»
Создателем систематического учения либерализма является
Социалистическую концепцию в Западной Европе развивали
Сочинения «Философские начала учения о гражданине» и «Левиафан» написал
Теорию патриархального происхождения государства в сочинении «Патриархия, или Естественная власть короля изложил
Трактат «О власти королей и должностных лиц» написал
Учение о разделении властей было разработано
Целью учреждения государства покончить с «войной всех против всех» считал
Ш.Фурье основой будущего государственного устройства считал

Верны ли утверждения?
А) Автором работы «Общая теория права» является И.А.Петражицкий
В) Автором работы «Общая теория права» является Г.Ф.Шершеневич
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Автором работы «Трактат о конституционном праве» является Э.Дюркгейм
В) Автором работы «Трактат о конституционном праве» является Л.Дюги
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В.И.Ленин утверждал: «Буржуазная демократия, будучи великим историческим прогрессом по сравнению со Средневековьем, всегда остается – и при капитализме не может не оставаться – узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных»
В) И.В.Сталин утверждал: «Буржуазная демократия, будучи великим историческим прогрессом по сравнению со Средневековьем, всегда остается – и при капитализме не может не оставаться – узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Духовным отцом либерализма на европейском континенте считают Б.Констана
В) Духовным отцом либерализма на европейском континенте считают Т.Гоббса
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К группе русских философов, развивающих политико-правовые взгляды, относят Г.В.Плеханова, В.И.Ленина, И.А.Ильина
В) К группе русских философов, развивающих политико-правовые взгляды, относят С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К консервативному течению в России относились А.И.Герцен, Б.Н.Чичерин
В) К консервативному течению в России относились Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К правоведам русского зарубежья после Октябрьской революции относят П.Б.Струве, Г.В.Плеханова, Н.И.Бухарина
В) К правоведам русского зарубежья после Октябрьской революции относят П.Б.Струве, П.А.Сорокина, Н.С.Тимашева
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Книга «Революция менеджеров» была написана Дж.Бернхемом
В) Книга «Революция менеджеров» была написана П.Сорокиным
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Концепцию позитивистского нормативизма разработал в ХХ в. Г.Кельзен
В) Концепцию позитивистского нормативизма разработал Г.Харт
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Концепция возрождённого естественного права получает развитие в ХVIII в.
В) Концепция возрождённого естественного права получает развитие в ХХ в.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Марксистское учение о государстве В.И.Ленин изложил в работе «Что делать?»
В) Марксистское учение о государстве В.И.Ленин изложил в работе «Государство и революция»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Наиболее признанной типологией политической власти стала типология Р.Михельса
В) Наиболее признанной типологией политической власти стала типология М.Вебера
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Национал-социализм как идеология и политика возник в Италии
В) Национал-социализм как идеология и политика возник в Германии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Одним из разработчиков теории цивилизационного подхода к возникновению государства и права считают Л.Моргана
В) Одним из разработчиков теории цивилизационного подхода к возникновению государства и права считают А.Тойнби
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Одними из создателей социологической концепции права являлись И.Кант и О.Конт
В) Одними из создателей социологической концепции права являлись О.Конт и М.Ориу
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Организатором и идеологом большевизма был И.В.Сталин
В) Организатором и идеологом большевизма был В.И.Ленин
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основоположниками теории элит были В.Парето и Г.Моска
В) Основоположниками теории элит были Э.Дюркгейм и Г.Моска
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основы ислама изложены в Рамаяне
В) Основы ислама изложены в Коране
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Отцом русского марксизма считают В.И.Ленина
В) Отцом русского марксизма считают Г.В Плеханова
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Правовые убеждения как основу нравственного прогресса общества рассматривал Б.Н.Чичерин
В) Правовые убеждения как основу нравственного прогресса общества рассматривал В.С.Соловьёв
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психологическая теория права наиболее полно была разработана Э.Дюркгемом
В) Психологическая теория права наиболее полно была разработана Л.Петражицким
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Родоначальником теории «заинтересованных групп» был А.Гамильтон
В) Родоначальником теории «заинтересованных групп» был А.Бентли
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) С идеей народной монархии в России в ХХ в. выступил И.Л.Солоневич
В) С идеей народной монархии в России в ХХ в. выступил П.Струве
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Социологическая юриспруденция наиболее завершённую форму приобрела в ХIХ в.
В) Социологическая юриспруденция наиболее завершённую форму прибрела в ХХ в.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Теорию институционализма наиболее успешно разрабатывал Е. Эрлих
В) Теорию институцианализма наиболее успешно разрабатывал М.Ориу
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Теория и идеология либерализма зародилась в Средневековье
В) Теория и идеология либерализма зародилась в Новое время
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Трактат «К вечному миру» был написан О.Контом
В) Трактат «К вечному миру» был написан И.Кантом
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Формационный подход к возникновению государства и права был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом
В) Формационный подход к возникновению государства и права был разработан В.Лениным и Г.Плехановым
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Ч.Бекария стал родоначальником классической школы в науке уголовного права
В) Д.Вико стал родоначальником классической школы в науке уголовного права
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Якобинская политико-правовая идеология зародилась в Англии
В) Якобинская политико-правовая идеология зародилась во Франции
Подберите правильный ответ
К политико-правовым концепциям ХХ века относятся: 1) аналитическая юриспруденция,
2) нормативизм, 3) социологическая юриспруденция. Правильным ответом
_____ считал физические качества людей причиной неравенства в обществе
«Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» - утверждали
«Философические письма» были написаны
Автором пятитомника «История политических учений» является
Автором труда «О духе законов» был
Акцию освобождения крестьян от крепостной зависимости считал преждевременной
В группу радикалов России в ХIХ веке входили
В начале ХIХ в. с резкой критикой монархии выступила группа дворян, получившая название
В первой половине ХIХ в. в России возникли два политико-правовых направления
Ведущими буржуазными партиями Англии в ХVII в. были
Взгляды И.Канта на происхождение государства во многом совпадают со взглядами
Вождём и идеологом партии левеллеров был
Выражение «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно» принадлежит
Выразителями политико-правовой идеологии якобинцев были
Высказывание «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа» принадлежит
Гамильтон А. был представителем ________________ направления
Два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие свободу в отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие свободу в её отношении к гражданину, выделял
Деление права на естественное и волеустановленное осуществил
Зарождение идей анархизма связано с именем
Идеалом Н.М.Карамзина была
Идеологом социального компромисса в период Великой английской революции выступил
Идею всеобщей обязательности труда выдвинул
К сторонникам «народного социализма» принадлежал
Колонизация Северо-Американского континента начинается в начале ____ в.
Левый фланг революционной демократии Англии в ХVII в. представляли
Лидером и теоретиком диггеров был
Личное политико-правовое учение изложил в работе «Два трактата о государственном правлении»
Мировой религией является
Морис Ориу наиболее успешно разрабатывал теорию
Одна из первых буржуазных революций произошла в
Одним из лидеров федералистов в США был
Одним из первых в США обосновал необходимость реализации идеи о разделении властей
Одним из первых российским учёным-правоведом становится
Основателем светской доктрины государства и права считается
Основателями «Исторической школы права» в Германии были
Политико-правовая идеология большевизма возникла в
Политико-правовую идеологию французского социализма выражали
Политико-правовые взгляды И.Кант изложил в трудах
Причинами социального зла невежество, предрассудки, суеверия считал
Работа «Общий обзор прав Британской Америки» была написана
Родоначальником английского утилитаризма явился
Родоначальником утилитаризма в США считается
С резкой критикой абсолютной монархии в ХVIII в. выступил
С требованиями развития в России частной инициативы и поощрения предпринимательства выступил
С.Е.Десницкий разработал теорию
Самым фундаментальным естественным законом: «Необходимо стремиться к миру и следовать ему» считал
Систематическое учение о государстве и праве Гегелем было представлено в труде
Создателем систематического учения либерализма является
Составление «Свода законов Российской империи» осуществил
Социалистическую концепцию в Западной Европе развивали
Сочинения «Философские начала учения о гражданине» и «Левиафан» написал
Сторонником концепции славянофильства был
Теоретическая программа преобразования России под названием «Русская правда» была разработана
Теорию патриархального происхождения государства в сочинении «Патриархия, или Естественная власть короля» изложил
Трактат «О власти королей и должностных лиц» написал
Три проекта Конституции России были подготовлены
Учение о разделении властей разработал
Цель учреждения государства покончить с «войной всех против всех» считал
Ш.Фурье основой будущего государственного устройства считал:

Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права

Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескьё, Радищев и др. Основной тезис учения школы естественного права состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории проводится различие между правом и законом, утверждается, что законы могут противоречить праву и быть неправовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом.

Развитие нравственной (оценочно-мотивационной) основы права принижает его формально-юридические свойства. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости. Ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного-единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий».

В рамках данной теории фактически отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В Новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно- правовым принципам.

Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права — в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активной разработке с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики. Данная теория исходит из приоритета общечеловеческих и моральных начал в организации и сущности права.

Историческая школа права. Наибольшее развитие получила в конце XVIII — начале XIX в. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта. Эйхгорн, Вайц, Рейц и др.). Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа». Поэтому немецкая историческая школа придерживалась консервативных взглядов и идейно была направлена против универеализма римского права, выражала стремление отстоять самобытность национальных форм и содержания права. Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «дух народа определяет право народа».

Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории». Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает прежде всего внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания. В данной теории справедливо подчеркивалась естественность развития права, зависимость законодателя от убеждений нации и от традиционных нормативно-правовых установок. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала.

В то же время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. То есть право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения. Немецкая историческая школа права повлияла заметно на развитие русского позитивизма и государственнического подхода (Кавелин, Чичерин, Сергеевич, Градовский).

Идеи исторической школы права были направлены против рационализма естественно-правовой доктрины.

Нормативистская теория права. Название теории происходит от понятия «норма». Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен, Дюги, Иеринг и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. «Чистое» учение о праве основывалось на признании за ним исключительно регулятивно-нормативного смысла.

Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

Под правом в нормативизме понимается в основном порядок должного поведения, так как право, по Кельзену, принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы права. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик. Но «чистым», как известно, право быть не может, выражая в своем содержании общую, классовую, групповую волю. Волевой характер права, который не отрицает данная теория, предполагает не только форму, но и содержание. Формальные свойства права также историчны, они меняются вместе с изменением самого содержания норм, вместе с объемом свободы, которая и нормируется правом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: