Кто руководит судебным заседанием

Обновлено: 28.03.2024

Рассмотрение дела в суде — это четко регламентированная законом процедура, поэтому практически все судебные заседания проходят по схожему сценарию. Однако, если вы оказываетесь в суде впервые, многое из того, что происходит в зале судебных заседаний, может вызвать удивление или непонимание. Из нашего материала вы узнаете, как проходит суд и из каких этапов состоит рассмотрение дела.

При этом, если вы не имеете юридического образования и опыта участия в судебных разбирательствах, мы рекомендуем обязательно обращаться за помощью к юристу. Рассмотрение дела в суде — очень ответственный процесс. Поэтому любая — даже на первый взгляд, незначительная — ошибка может привести к крайне негативным последствиям (особенно в делах, которые касаются имущества).

Из чего состоят судебные разбирательства?

В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.

Разбирательство дела происходит в устной форме, причем обязательной составляющей работы суда является непосредственное исследование доказательств. Именно для этого заслушивают показания свидетелей, заключения экспертов и объяснения третьих лиц. Также в процессе разбирательств могут проводить осмотр вещественных доказательств, просматривать видеозаписи и изучать различные письменные доказательства.

Судебные разбирательства принято делить на следующие части:

  • подготовительную;
  • рассмотрение по существу;
  • прения;
  • постановление решения и его оглашение.

Нужно обратить внимание, что очень редко все эти этапы выполняются в одном заседании суда. Как правило, рассмотрение обычного дела занимает до 3–4 заседаний. Если же возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства или дело является очень сложным, разбирательства могут растянуться на довольно длительное время.

Что представляет собой подготовительная часть заседания?

Подготовительная часть необходима для того, чтобы суд мог выяснить, существует ли возможность рассматривать дело в данном заседании. С этой целью выясняют, является ли приемлемым состав суда, возможно ли разбирать дело с учетом тех лиц, которые пришли на заседания, и допустимо ли начинать рассмотрение при имеющихся доказательствах. Начало этого этапа — открытие заседания.

После того как заседание открыто, секретарь должен сообщить о том, кто из вызванных лиц явился в суд. Кроме того, устанавливают личности присутствующих, а также происходит разъяснение прав и обязанностей. Также в этой части решают, какие последствия будет иметь неявка кого-либо из лиц, которые были вызваны на заседание. Если сторона не пришла в суд по уважительной причине, заседание может быть отложено. Если же причины неуважительные, суд проходит без отсутствующих лиц.

Как происходит рассмотрение дела по существу?

После того как все организационные вопросы решены, судья приступает к докладу о существе требований, обстоятельствах и имеющихся возражениях. Далее обязательно выясняют, поддерживает ли истец (т.е. тот, кто подал иск) свои требования и признает ли их ответчик по делу. Также на этом этапе судья должен уточнить, не возникло ли у сторон желание закончить дело мировым соглашением. Если мириться стороны не хотят, то начинаются выступления сторон. Заседание проходит таким образом, что сначала слово предоставляется истцу, а затем ответчику.

После выступления истца и ответчика слово может быть предоставлено другим сторонам (например, свидетелям). На этом же этапе анализируют доказательства и заслушивают результаты экспертизы. Если суд проходит с участием прокурора или другого должностного лица, представляющего госорган, ему также должно быть предоставлено слово.

Важно! Лица, которые участвуют в деле, могут задавать вопросы выступающим для уточнения обстоятельств. Также задавать уточняющие вопросы выступающим может судья (причем судья может сделать это в любой момент выступления).

Что такое судебные прения?

Завершение рассмотрение дела по существу означает переход к судебным прениям. Как проходит эта часть разбирательств? Сами прения — это поочередные выступления участников дела, по результатам которых делают выводы по представленным доказательствам. То есть судебные прения позволяют подвести итог и, соответственно, выяснить, какие факты можно считать установленными. Последовательность выступлений на этом этапе:

  1. Истец и его представитель.
  2. Ответчик и его представитель.
  3. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.

Если заседание проходит с участием прокурора, то в прениях он должен выступать первым. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, выступают или после истца, или после ответчика (порядок выступления определяется тем, на чьей стороне они находятся). Нужно отметить, что в своих выступлениях нельзя ссылаться на доказательства, не исследованные в деле, которое проходит в суде. Но, конечно, иногда бывает так, что в прениях становится очевидной необходимость исследовать новые доказательства. В такой ситуации должно снова проходить разбирательство по существу.

Важно! Каждый из тех, кто участвует в прениях, может выступить повторно (если ему есть что сказать по поводу услышанного от других лиц). При этом право последней реплики предоставлено ответчику.

Как принимается решение?

Главным итогом разбирательств является принятие решения. Этот этап — заключительный, и наступает он сразу после того, как проходят прения. Для того чтобы принять решение, суд объявляет перерыв (иногда он занимает несколько дней). Нужно отметить, что в принятии решения могут участвовать только те судьи, которые принимали участие в рассмотрении дела.

Если при принятии решения судья поймет, что есть необходимость в выяснении новых обстоятельств, разбирательства в суде возобновятся. Если же потребности в этом нет, то после того как решение будет принято, судья (или судьи) возвращается в зал, в котором проходит суд, и объявляет решение. Это делается публично. Исключение составляют те случаи, когда заседания проходят в закрытом режиме (так, например, публично не объявляются результаты по делам об усыновлении).

Как правило, после того как решение принято, присутствующим объявляют только резолютивную часть. В ней содержится информация о том, удовлетворены ли требования лица, или же ему отказано в удовлетворении иска. При этом суд вправе удовлетворять требования и полностью, и частично. Для того чтобы подготовить полный текст решения, у суда будет 5 дней.

Как вести себя в суде?

Представление о том, как проходят заседания, будет неполным, если не разобраться, как вести себя в судебном органе. После того как вы пришли в суд, следует подойти к секретарю судьи и зафиксировать свое прибытие. После того как вас пригласили в зал, нужно передать паспорт секретарю (он проверит личные данные). Затем остается ждать, когда вам дадут слово. Свидетели на время рассмотрения дела (до дачи ими показаний) удаляются.

Есть и элементарные правила поведения в суде. Так, к судье не принято обращаться по имени-отчеству или же используя фразу «Ваша честь». Лучше всего для обращения подходит формулировка «Уважаемый суд». В тот момент, когда судья заходит в зал, следует вставать. Также присутствующие встают при заслушивании решения (т.е. на заключительном этапе разбирательств). Нередко заседания проходят долго, а их начало задерживается, поэтому перед посещением судебного органа это нужно учитывать.

Итак, теперь вы знаете, как проходит суд. Но это, конечно, только общий порядок проведения заседаний, так как на практике каждое из них уникально. Если вам предстоит принять участие в суде, нужно не только разобраться в том, как он проходит, но и тщательно к нему подготовиться.

Именно поэтому следует обязательно обращаться к специалисту для получения профессиональной юридической поддержки. Юрист разработает правильный порядок действий в зависимости от вашего статуса в деле, подготовит нужные документы и обеспечит защиту прав и интересов в ходе разбирательств.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

1. Председательствующий руководит судебным заседанием, принимает все предусмотренные настоящим Кодексом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон.

2. Председательствующий обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания, разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления, а также знакомит с регламентом судебного заседания, установленным статьей 257 настоящего Кодекса.

3. Возражения любого участника судебного разбирательства против действий председательствующего заносятся в протокол судебного заседания.

Комментарий к ст. 243 УПК РФ

1. Председательствующий - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично (п. 26 ст. 5). Председательствующий обладает следующими правомочиями: принимает решение об отводе секретаря судебного заседания и переводчика в суде с участием присяжных заседателей (ч. 1 ст. 68, ч. 1 ст. 69); дает разрешение на проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки в судебном заседании (ч. 5 ст. 241); дает разрешение на допуск в зал судебного заседания лиц в возрасте до шестнадцати лет, если они не являются участниками уголовного судопроизводства (ч. 6 ст. 241); дает поручение секретарю судебного заседания о проверке явки в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, осуществлении им других действий, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 245); дает разрешение участникам судебного разбирательства на дачу показаний и принесение заявлений стоя (ч. 2 ст. 257); делает распоряжения судебному приставу по обеспечению порядка судебного заседания (ч. 4 ст. 257); подписывает протокол судебного заседания и по ходатайству сторон предоставляет им возможность ознакомления с частями протокола по мере их изготовления (ч. 6 ст. 259); обеспечивает стороне и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний, возможность ознакомления с протоколом в течение 5 суток с момента его подписания; в исключительных случаях по ходатайству участника судебного разбирательства может продлить время ознакомления с протоколом либо своим постановлением устанавливает определенный срок для ознакомления с протоколом (ч. 7 ст. 259); рассматривает замечания на протокол судебного заседания; в необходимых случаях вызывает лиц, подавших замечания, для уточнения их содержания; по результатам рассмотрения замечаний председательствующий выносит постановление об удостоверении их правильности либо об их отклонении (ч. ч. 2, 3 ст. 260); открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело подлежит разбирательству (ст. 261); разъясняет участникам судебного разбирательства их права, обязанности, ответственность (ст. ст. 263, 267, 268, 269, 270, 280); устанавливает личность подсудимого; выясняет, вручена ли ему и когда именно копия обвинительного заключения или обвинительного акта, постановления прокурора об изменении обвинения (ст. 265); объявляет состав суда, сообщает, кто является обвинителем, защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями, а также секретарем судебного заседания, экспертом, специалистом и переводчиком, разъясняет сторонам их право заявлять отвод составу суда или кому-либо из судей (ч. 1 ст. 266); опрашивает стороны, имеются ли у них ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств (ч. 1 ст. 271); опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, признает ли он себя виновным и желает ли он или его защитник выразить свое отношение к предъявленному обвинению и предоставляет ему возможность давать показания в любой момент судебного следствия (ч. ч. 2, 3 ст. 271); отклоняет наводящие вопросы и вопросы, не имеющие отношения к уголовному делу в ходе допроса подсудимого; сообщает ему содержание показаний, данных в его отсутствие (при допросе подсудимого в отсутствие другого подсудимого), и предоставляет ему возможность задавать вопросы подсудимому, допрошенному в его отсутствие (ч. 1 ст. 275); устанавливает личность свидетеля, выясняет его отношение к подсудимому и потерпевшему, разъясняет ему права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 56; дает разрешение свидетелям покинуть зал судебного заседания до окончания судебного следствия (ч. ч. 2, 4 ст. 278); в случае назначения судебной экспертизы предлагает сторонам представить в письменном виде вопросы эксперту (ч. 2 ст. 283); по окончании исследования представленных сторонами доказательств опрашивает стороны, желают ли они дополнить судебное следствие; объявляет судебное следствие оконченным (ч. 1 ст. 291); останавливает участвующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому уголовному делу, а также доказательств, признанных недопустимыми (ч. 5 ст. 292); по окончании прений сторон председательствующий предоставляет подсудимому последнее слово (ст. 293); объявляет присутствующим в зале судебного заседания об удалении суда в совещательную комнату для постановления приговора; ставит на разрешение суда в совещательной комнате вопросы в порядке, установленном ст. 299 (ст. ст. 295, 301); провозглашает приговор и, если подсудимый осужден к смертной казни, разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании (ст. 310); принимает меры к формированию коллегии присяжных заседателей (ст. 328); принимает решение о роспуске коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава (ст. 330); обращается к присяжным заседателям с предложением принять присягу и зачитывает ее текст, разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности (ст. 332); дает присяжным перед их удалением в совещательную комнату разъяснения по возникшим у них неясностям в связи с поставленными вопросами и обращается к ним с напутственным словом (ч. 5 ст. 338, ст. 340); дает присяжным разрешение на перерыв совещания для отдыха с наступлением ночного времени, а также по окончании рабочего времени (ч. 3 ст. 341); по просьбе присяжных дает им дополнительные разъяснения по поставленным вопросам либо вносит соответствующие уточнения в поставленные вопросы, либо дополняет вопросный лист новыми вопросами (ч. ч. 1, 2 ст. 344); решает вопрос о возобновлении судебного следствия (ч. 1 ст. 291, ч. 6 ст. 344); выносит приговор и другие решения по делу в суде присяжных (ст. ст. 348, 350); излагает краткое содержание приговора, а также содержание жалобы, представления и возражений на них в суде апелляционной инстанции (ст. 365); до обращения приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395).

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

1. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов - судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

2. Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

3. Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Комментарий к ст. 156 ГПК РФ

1. Сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел является одним из принципов гражданского процессуального права.

Для советского гражданского процесса был характерен принцип коллегиального рассмотрения дел. В судах первой инстанции он проявлялся в рассмотрении дела профессиональным судьей и народными заседателями. Статья 6 ГПК РСФСР предусматривала: "Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично; коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Они равны с председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении решения". Участие в рассмотрении дел народных заседателей (непрофессиональных судей) признавалось проявлением общей направленности государства советского периода на привлечение трудящихся к выполнению государственных функций. Пересмотр решений, вынесенных судами первой инстанции, осуществлялся вышестоящими судами в кассационном порядке в коллегиальном составе - трех профессиональных судей и в порядке судебного надзора - в составе не менее трех профессиональных судей.

Федеральным законом от 29 мая 1992 г. N 2869-1 было введено преимущество единоличного рассмотрения гражданских дел. В частности, было предусмотрено, что дела рассматриваются судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого.

ГПК РФ 2002 года упразднил с 1 февраля 2003 г. институт народных заседателей в гражданском процессе и внес изменения в действие принципа сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел.

Из содержания ст. 7 ГПК РФ следует, что для судов первой инстанции приоритетным является рассмотрение дела судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом, в составе трех профессиональных судей.

Действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит оснований рассмотрения гражданских дел судом первой инстанции в коллегиальном составе. До 15 сентября 2015 г. в порядке гражданского судопроизводства судом первой инстанции в коллегиальном порядке на основании ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ рассматривались дела о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума. В настоящее время эти дела отнесены к административному судопроизводству, порядок их рассмотрения и разрешения регламентируется КАС РФ, а не ГПК РФ.

Для последующих стадий рассмотрения дела (апелляционного, кассационного и надзорного производств) ГПК РФ сохранил коллегиальность рассмотрения, за исключением апелляционного производства в районном суде.

Если в гражданском процессе народные заседатели исключены из состава суда, то арбитражный процесс, напротив, пополнился нормами о возможном участии в коллегиальном разрешении дел с участием арбитражных заседателей. Впервые такие нормы появились в АПК РФ 2002 года. Статьей 17 АПК РФ предусмотрена возможность коллегиального рассмотрения некоторых категорий дел в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

2. Председательствующий в судебном заседании судья - это процессуальный руководитель процесса. В судебном заседании председательствующий действует от имени суда.

Особенностью гражданских процессуальных правоотношений является то, что суд является их обязательным субъектом. "Каждое отдельно взятое гражданское процессуальное отношение. есть отношение между судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие по гражданским делам, и лицом, участвующим в процессе судебной деятельности" ; "права и обязанности каждой стороны соответствуют правам и обязанностям суда, и только через суд как связующее звено они находятся в определенном соотношении и соответствии" .

Чечина Н.А. Гражданские процессуальные правоотношения // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 51.

Чечина Н.А. Гражданские процессуальные правоотношения // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 44.

Из этого следует, что стороны, третьи лица, представители, связанные материальными правоотношениями и самостоятельно определяющие их содержание, в процессе могут взаимодействовать и реализовывать свои процессуальные права, в том числе влияющие на права и обязанности других участников процесса, только посредством обращения к суду. В судебном заседании лицом, выступающим от имени суда как участника гражданских процессуальных правоотношений, является, прежде всего, председательствующий в судебном заседании судья, поскольку именно он от имени суда совершает большинство процессуальных действий.

3. Председательствующим в судебном заседании может быть только судья, то есть лицо, наделенное статусом судьи в установленном законом порядке.

Часть 1 комментируемой статьи в числе лиц, которые могут председательствовать при коллегиальном рассмотрении дела, называет также председателя суда (в районном суде), председателя или заместителя председателя суда (в других судах). Представляется, что упоминание о председателе или заместителе председателя суда в качестве председательствующего в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела излишне, поскольку председатель и заместитель председателя суда обладают статусом судьи и, председательствуя в судебном заседании при рассмотрении дела, выполняют не административные функции по руководству судом, а функции судьи, осуществляющего правосудие. В этом смысле они не отличаются по своему правовому положению в процессе от иных судей, входящих в состав суда.

Также неоправданно различие между председательствующим в судебном заседании в районном суде и в иных судах. В частности, заместитель председателя суда не назван в числе лиц, которые могут являться председательствующими в судебном заседании при коллегиальном рассмотрении гражданского дела в районном суде. Однако ст. 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ" предусматривает в структуре районных судов должность заместителя председателя, который обладает статусом судьи и полномочиями по рассмотрению и разрешению дел.

В судебной практике нередко возникают вопросы, связанные с допустимостью участия судьи в рассмотрении дел в период нахождения отпуске. Поскольку судья в период нахождения в отпуске не утрачивает правовой статус судьи, препятствия к участию его в отправлении правосудия по гражданским делам отсутствуют.

В то же время назначение судьи в другой суд прекращает его полномочия судьи соответствующего суда и препятствует рассмотрению им дел в качестве судьи этого суда.

4. Комментируемая статья содержит главные направления деятельности председательствующего: 1) руководство судебным заседанием; 2) создание лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела; 3) устранение из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; 4) обеспечение надлежащего порядка в судебном заседании.

Все перечисленные функции взаимосвязаны. Руководство процессом - это средство реализации функций создания условий для рассмотрения дела и исследования доказательств, устранения не имеющих отношения к делу обстоятельств и поддержания порядка в судебном заседании. Устранение мешающих делу обстоятельств и поддержание порядка в судебном заседании направлены на создание условий эффективного и целенаправленного рассмотрения дела.

Создание лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устранение из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, обеспечение надлежащего порядка в судебном заседании в широком смысле также являются осуществлением деятельности председательствующего по руководству судебным заседанием.

Как отметил Конституционный Суд РФ, предоставляемые председательствующему ч. 2 ст. 156 ГПК РФ полномочия по осуществлению руководства судебным заседанием, созданию условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устранению из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, вытекают из принципов судейского руководства процессом и самостоятельности судебной власти, необходимых для эффективного осуществления правосудия (Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. N 920-О).

5. Руководство судебным заседанием означает совершение председательствующим процессуальных действий, связанных с обеспечением планомерного организованного последовательного хода судебного заседания.

Судебное заседание - это сложная совокупность множества процессуальных действий, совершаемых большим числом лиц. Круг этих действий, их последовательность строго регламентированы. Соблюдение установленной законом процедуры судебного заседания - это условие законности судебного разбирательства. Решение суда не может быть признано законным, если оно вынесено в судебном заседании, проведенном с существенным нарушением установленной процедуры или вне его. В свою очередь, сложная процедура судебного заседания установлена законом для обеспечения условий наиболее объективного, гласного и эффективного судебного разбирательства.

Работу председательствующего по гражданским делам всегда осложняет то, что в основе судебного разбирательства по гражданским делам лежат противоположные интересы сторон, часто имеют место конфликтные отношения, негативные эмоции. Нередко участники судебных разбирательств пытаются использовать судебное заседание не только для юридического разрешения своего конфликта, но и для оказания эмоционального воздействия на спорящую сторону, выражения своих негативных суждений по вопросам, отдаленно связанным с существом рассматриваемого дела.

Как любое сложное действие с участием множества субъектов, судебное заседание требует организации и руководства. Все участники судебного заседания должны понимать, чьи указания и действия определяют ход процесса. Без руководства ходом процесса судебное заседание по гражданскому делу может перерасти в бытовое эмоциональное разбирательство или затяжное бессистемное изложение своих мнений сторонами спора.

6. Перечисленные в ст. 156 ГПК РФ направления деятельности председательствующего реализуются посредством осуществления процессуальных полномочий председательствующего.

Как лицо, осуществляющее руководство судебным заседанием, председательствующий:

1) открывает судебное заседание (ст. 160);

2) устанавливает личности явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц и представителей (ст. 161);

3) объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика (ч. 1 ст. 164);

4) разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы и самоотводы (ч. 1 ст. 164);

5) объявляет рассмотрение дела по существу законченным (ст. 189 ГПК РФ);

6) объявляет об удалении суда в совещательную комнату (ст. 192);

7) объявляет решение суда, разъясняет его содержание, порядок и срок обжалования, при наличии особого мнения судьи - объявляет о наличии особого мнения судьи и разъясняет лицам, участвующим в деле, порядок и срок ознакомления с особым мнением судьи, при объявлении только резолютивной части решения разъясняет, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда (ч. 1 и 2 ст. 193);

8) подписывает протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 230), а также рассматривает замечания на протокол судебного заседания (ч. 1 ст. 232);

9) выполняет и иные полномочия, как прямо отнесенные к его компетенции соответствующими статьями ГПК РФ, так и вытекающие из осуществления деятельности по руководству процессом.

7. Для создания лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела председательствующий:

1) разъясняет процессуальные права и обязанности лицам, участвующим в деле (ст. 165), и лицам, содействующим правосудию, предупреждает их об ответственности за ненадлежащее осуществление своих процессуальных обязанностей (ст. 162, 171, 176);

2) разрешает участникам процесса при необходимости давать показания и объяснения сидя (ч. 2 ст. 158);

3) оглашает письменные объяснения лиц, участвующих в деле, в случае их неявки, а также объяснения в письменной форме, полученные судом в порядке судебного поручения или обеспечения доказательств (ч. 2 ст. 174);

4) производит действия, связанные с организацией допроса свидетеля (ст. 163, ч. 1 и 2 ст. 176, ч. 2 ст. 177, ч. 1 ст. 179 ГПК РФ);

5) выполняет иные полномочия, как прямо отнесенные к его компетенции соответствующими статьями ГПК РФ, так и вытекающие из осуществления его деятельности.

Например, ст. 181 и 187 ГПК РФ предусматривают оглашение в судебном заседании приобщенных к делу письменных доказательств и заключения эксперта. Несмотря на отсутствие упоминания председательствующего в судебном заседании судьи в текстах статей именно он оглашает письменные доказательства и заключение эксперта.

9. Председательствующий также обеспечивает порядок в судебном заседании. В частности, ГПК РФ наделяет председательствующего следующими полномочиями:

1) объявлять предупреждение лицу, нарушающему порядок в судебном заседании (ч. 1 ст. 159);

2) удалять из зала судебного заседания лиц, нарушающих порядок в судебном заседании (ч. 2 ст. 159).

10. Требования и указания председательствующего обязательны для других участников процесса.

Действия и требования председательствующего должны быть понятны участникам процесса и присутствующим в судебном заседании иным лицам. Все требования председательствующего должны даваться в корректной форме, излагаться ясно и четко, исключать неуважительные высказывания в отношении участников процесса, грубость или повышенную эмоциональность.

В судебном заседании могут возникнуть ситуации, когда лица, участвующие в деле, или иные участники процесса будут не согласны с действиями или требованиями председательствующего.

По всем спорным вопросам действия председательствующего должны быть мотивированы. При несогласии участников процесса с действиями председательствующего он обязан дать разъяснения своих действий. Возражения участников процесса относительно действий председательствующего должны быть занесены в протокол судебного заседания.

Несогласие участников процесса с действиями председательствующего не освобождает их от обязанности исполнять его требования.

Действия председательствующего могут быть оспорены в процессуальном порядке после завершения рассмотрения дела. Например, несогласие стороны с требованием председательствующего удалиться из зала судебного заседания за нарушение порядка в судебном заседании может быть изложено в апелляционной жалобе на решение суда, законность действий председательствующего в этом случае оценивает суд апелляционной инстанции.

Пример: мировым судьей судебного участка N 199 района Кунцево г. Москвы был удовлетворен иск ГУП ДЕЗ района Кунцево города Москвы о взыскании с В. и Т. задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. При рассмотрении этого дела в апелляционной инстанции председательствующим по делу был удален из зала судебного заседания слушатель в связи с нарушением порядка в судебном заседании.

Оспаривая в кассационном порядке решение мирового судьи о взыскании задолженности и апелляционного определения об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, ответчики ссылались на нарушение председательствующим по делу принципа гласности гражданского судопроизводства при оглашении апелляционного определения.

Определением судьи Московского городского суда отказано в передаче кассационной жалобы в суд кассационной инстанции. Указано, что применение к нарушителю порядка в судебном заседании положений ст. 159 ГПК РФ, регулирующей правила применения санкций к нарушителю за нарушение порядка в судебном заседании, не свидетельствует о нарушении судом требований гласности судебного разбирательства, установленных ст. 10 ГПК РФ (см. Определение Московского городского суда от 22 декабря 2015 г. N 4г/6-11859/15).

11. При единоличном рассмотрении дела председательствующий руководит действиями лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, судебных приставов и слушателей. Для всех указанных лиц, находящихся в зале судебного заседания, требования председательствующего являются обязательными.

При коллегиальном рассмотрении дела председательствующий руководит также судьями, входящими в состав суда, но руководящая роль председательствующего в отношении судей проявляется в иной форме и в иных пределах, чем в отношении участников процесса.

ГПК РФ не разъясняет порядка разрешения возможных разногласий между судьями при коллегиальном рассмотрении дела по вопросам, возникающим в ходе судебного заседания, не отнесенным к единоличной компетенции председательствующего. По общему правилу вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, разрешаются коллегиальным составом суда, при этом председательствующий голосует последним (ч. 1 ст. 15 ГПК РФ). В случае если большинством судей будет принято определение, с которым не согласен председательствующий, такое определение будет для него обязательным. Например, если двое судей из участвующих в рассмотрении дела считают необходимым отложить судебное разбирательство ввиду неявки стороны, председательствующий обязан объявить участникам процесса об отложении судебного разбирательства и назначении новой даты судебного заседания, даже если сам с таким определением не согласен.

Большинство процессуальных вопросов разрешается судом путем вынесения протокольных определений без удаления в совещательную комнату. Например, разрешение ходатайства о приобщении к делу доказательств, об оказании содействия в истребовании доказательств, об отложении судебного разбирательства и т.п.

Суд может любой процессуальный вопрос разрешить в совещательной комнате. В этом случае определение по результатам разрешения ходатайства излагается в форме отдельного процессуального акта.

4) предоставляет слово участникам судебного разбирательства, а также от имени суда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, может применить к таким участникам меры процессуального принуждения в виде ограничения времени выступления участников судебного разбирательства или лишения их слова при нарушении правил выступления.

2. Председательствующий в судебном заседании принимает меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Его распоряжения обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в судебном заседании. Лицам, нарушающим порядок в судебном заседании, председательствующий в судебном заседании от имени суда может объявить предупреждение, удалить их из зала судебного заседания на все время судебного заседания или его часть, наложить на указанных лиц судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса. Председательствующий в судебном заседании знакомит лицо, участвующее в деле и вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие.

3. При необходимости председательствующий в судебном заседании дает разъяснения относительно своих действий. В случае возражения кого-либо из участников судебного разбирательства относительно действий председательствующего в судебном заседании эти возражения заносятся в протокол судебного заседания.

Комментарий к ст. 143 КАС РФ

Статья 143 КАС РФ определяет полномочия председательствующего в судебном заседании, понятие которого следует из нормы ч. 5 ст. 29 данного Кодекса, устанавливающей, что при коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании. Положения ч. 1 ст. 156 ГПК РФ в отличие от приведенной нормы содержат более детальную регламентацию, а именно: судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего; при коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов - судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

Положения ч. 1 ст. 143 КАС РФ, определяющие перечень полномочий председательствующего в судебном заседании, аналогичны (но в то же время и более детальны) положениям ч. 2 ст. 156 ГПК РФ, которыми установлено, что председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. Ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова регламентированы положениями ст. 118 КАС РФ, которые являются нововведениями.

Часть 2 ст. 143 КАС РФ содержит положения, аналогичные положениям ч. 3 ст. 156 и ч. ч. 1 - 3 ст. 159 ГПК РФ. Как установлено в ч. 3 ст. 156 ГПК РФ: председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании; распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

В ч. ч. 1 - 3 ст. 159 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2008 г. N 85-ФЗ) предусмотрено следующее: лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение (ч. 1); при повторном нарушении порядка лицо, участвующее в деле, или его представитель могут быть удалены из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его; в последнем случае председательствующий знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие (ч. 2); суд также вправе наложить на лиц, виновных в нарушении порядка в судебном заседании, штраф в размере до 1 000 рублей (ч. 3).

В то же время в ч. 2 ст. 143 КАС РФ не вошло положение, аналогичное следующему положению ч. 2 ст. 159 ГПК РФ: граждане, присутствующие в судебном заседании, за повторное нарушение порядка удаляются по распоряжению председательствующего из зала заседания суда на все время судебного заседания. Кроме того, в отличие от ч. 3 ст. 159 ГПК РФ в ч. 2 ст. 143 КАС РФ с учетом положений ч. 1 его ст. 122 речь идет о штрафе в более крупных размерах. В части 1 ст. 17.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Согласно разъяснению, данному в п. 2 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 21, лица, в т.ч. граждане, присутствующие в зале судебного заседания, но не являющиеся лицами, участвующими в деле, не исполняющие связанное с рассмотрением и разрешением конкретного административного дела законное распоряжение судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, не подлежат привлечению к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ, поскольку ответственность за совершение соответствующих действий (бездействия) установлена специальными нормами гл. 11 КАС РФ.

Упомянутая ст. 159 ГПК РФ также содержит ч. ч. 4 и 5, которыми установлено (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ) следующее: в случае, если в действиях лица, нарушающего порядок в судебном заседании, имеются признаки преступления, судья направляет соответствующие материалы в органы дознания или предварительного следствия для возбуждения уголовного дела в отношении нарушителя (ч. 4); в случае массового нарушения порядка гражданами, присутствующими в судебном заседании, суд может удалить из зала заседания суда граждан, не являющихся участниками процесса, и рассмотреть дело в закрытом судебном заседании или отложить разбирательство дела (ч. 5). Положения, аналогичные тем, которые содержатся в ч. 4 ст. 159 ГПК РФ, вошли в ч. 4 ст. 200 КАС РФ. Положения же, аналогичные тем, которые содержатся в ч. 5 ст. 159 ГПК РФ, КАС РФ не устанавливает.

В ч. 3 ст. 143 КАС РФ вошли положения, аналогичные следующим положениям ч. 2 ст. 156 ГПК РФ: в случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания; председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда. В то же время в отличие от второго из приведенных положений в ч. 3 ст. 143 КАС РФ говорится о даче разъяснений лишь "при необходимости" и только председательствующим, а не всем составом суда.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: