Кто регулирует конфликты в правовом государстве

Обновлено: 18.04.2024

Во второй половине XVIII в. существенный вклад в становление теории конфликторазрешения был внесен И.Кантом и Г. Ф. В. Гегелем. Они разработали основы концепций гражданского общества и правового государства, в которых они усматривали эффективные институты ограничения власти правовыми законами и тем самым предупреждения и разрешения многочисленных конфликтов в обществе.

В истории философской мысли наибольший вклад в разработку теории правового государства внесли И. Кант и Г. В. Ф. Гегель. И. Кант сформулировал основную идею правового государства, согласно которой каждый гражданин должен обладать такими же, как у официальной власти, возможностями принуждения к безусловному исполнению правовых норм. В таком государстве, по мысли Канта, достигается сопряжение свободы и прав каждого человека со свободой и правами других людей. Поэтому правовым является государство, которое само себя ограничивает нормами правовых законов, подпадает под их власть и представляет собой такую организацию государственной власти, которая основана на праве как всеобщей и универсальной мере свободы, справедливости.

Отсюда вытекают принципы и признаки правового государства:

1. Первым принципом является верховенство права в форме правовых законов во всех сферах общества.

2. Вторым принципом является взаимная связанность государственных институтов и граждан в своих действиях нормами правовых законов и ответственностью друг перед другом. Иначе говоря, правовые законы обладают качествами всеобщности, универсальности и взаимности.

3. Третьим принципом является верховенство прав и свобод человека и гражданина, выражающаяся в конституционном обеспечении не только фундаментальных и неотчуждаемых прав и свобод человека, но и социально-экономических, гражданских, прав и свобод.

4. Четвертым принципом является разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых воплощается в самостоятельных и равноправных институтах по горизонтали и вертикали внутреннего устройства государства.

Дополнением перечисленных принципов являются признаки правового государства:

- развитое гражданское общество;

- свобода слова и др.

Вышеназванной спецификой правового государства обусловливается его роль как института политического конфликторазрешения. Проявлениями данной роли является следующее:

1. Предупреждение конфликтов на почве чиновничьего злоупотребления властью, с одной стороны, посредством эффективного контроля над государственными органами со стороны граждан и институтов гражданского общества.

2. Урегулирование возникающих социальных конфликтов на основе отработанных и справедливых судебных и иных согласительных процедур без их доведения до разрушительных последствий.

3. Разрешение социальных конфликтов, не подлежащих урегулированию, также существенно упорядочивается и облегчается.

4. Особая роль принадлежит разделению властей, по причине чего основные государственные институты равноправны, равновесны и сдерживают друг друга..

И. Кант и Г. В. Ф. Гегель создали целостную философскую теорию гражданского общества, показав, что гражданское общество и государство выступают двумя сторонами одной «медали» – социума, дистанцированными друг от друга. По их мнению, гражданское общество является сферой реализации особенных и частных интересов, устремлений и целей отдельных людей и социальных групп. Этим оно отличается от государства, выступающего легитимным выразителем всеобщих интересов и устремлений, являющегося внешней необходимостью по отношению к семье и гражданскому обществу, а также навязывающего им свою внешнюю волю посредством законов.

Конфликт – это противоборство двух или более сторон, которые имеют разные, зачастую взаимоисключающие, цели и интересы. Это наиболее острый способ разрешения противоречий.

Конфликт также представляет собой особый тип социального взаимодействия между субъектами, в которое вступают индивиды, группы и организации. Это своего рода часть социального бытия, форма взаимоотношений людей друг с другом. Конфликт обусловлен наличием антагонистических ценностей, норм, интересов и потребностей. Однако ряд конфликтов отличается тем, что их процесс урегулирован нормами права. Главной ценностью права является то, что оно способно управлять поведением людей, регулировать его с помощью системы государственного принуждения. Соответственно, право способно влиять и на социальные конфликты.

Действующее законодательство включает в себя нормы, процедуры, санкции, которые распространяются на всех людей, проживающих на определённой территории. При этом разные отрасли права регулируют различные сферы человеческого бытия:

  • Трудовое право регулирует трудовые правоотношения, то есть отношения, возникающие между работодателем и работниками.
  • Уголовное право регулирует правоотношения, которые возникли между лицом, совершившим преступление, и государством в лице компетентных правоохранительных органов. В связи с совершенным преступлением правонарушитель вынужден нести определённые лишения, вследствие чего и формируется конфликт.
  • Гражданское право регулирует взаимоотношения в личной, имущественной, семейной и других сферах.
  • Административное право регулирует правоотношения, возникающие в сфере применения административных норм, взаимодействия с государственными органами и структурами и т.д.
  • Конституционное право регулирует конституционные правоотношения, то есть урегулированные нормами Основного закона. Например, в статье 2 Конституции РФ предусмотрены права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью государства. Исходя из содержания правонарушение представляет собой конфликт между людьми, в котором одна из сторон не соблюдает конституционные права и интересы другой.

Готовые работы на аналогичную тему

Право позволяет управлять социальными конфликтами, разрабатывая особые правила по их урегулированию. Управление правоотношениями осуществляется за счёт применения правовых норм, объединяемых в институты. Контроль в данном случае достигается за счёт применения санкций, которые носят персонализированный характер в публично-правовой сфере, а в частноправовой сфере могут распространяться на группу лиц или на организации.

Конфликтологами достаточно хорошо изучены механизм и формы взаимодействия правовых норм и участников конфликта:

  • При данном взаимодействии право оказывается влияние на индивида, который является частью общества, влияние оказывается со стороны государства. Таким образом, проявляется так называемое воспитательное действие права.
  • Государство путём обозначения запретов вырабатывает также и приемлемые варианты поведения, которые одобряются государством.
  • Правовая норма характеризуется возможностью применения государственного принуждения в отношении тех, кто её нарушает. При нарушении норм права в силу вступает специальный правоприменительный механизм в лице соответствующих государственных органов и должностных лиц, которые заняты в сфере применения права.
  • Правовое регулирование конфликтов позволяет сделать государственную систему более стабильной, определяя порядок разрешения конфликта, сроки его разрешения, тем самым, право является одной из самых эффективных систем для обеспечения стабильности общества.

Правовые технологии урегулирования конфликтов

Современные технологии урегулирования конфликтов в сфере права опираются на идеи примирения сторон, которые имеют противоположные интересы.

В правовой сфере люди также имеют противоборствующие интересы. Например, когда одно лицо совершает преступление в отношении другого, оно, тем самым, нарушает права и свободы другого человека, посягая на какие-либо сферы его жизни, на охраняемые объекты, на имущество и т.д.

Понятие конфликта связано с процедурой юридического разбирательства. Оно может быть осуществлено в различных формах полицией, налоговой инспекцией, арбитражем, в сфере гражданского и уголовного производства, путём парламентских или иных конституционных процедур.

Когда правоведы говорят о процедуре разрешения конфликтов, все чаще упоминается понятие альтернативной формы разрешении конфликтов. Оно означает не юридические способы решения проблемы. К таким формам относятся переговоры, примирение, посредничество.

Роль права в урегулировании конфликтов

При урегулировании конфликтов одними из норм, которые наиболее часто используются, являются конституционные нормы. Те положения, которые нашли отражение в Конституции России, закреплены также и в иных нормативных актах. По сути, нормативные акты разъясняют те положения, которые закреплены в Основном законе государства. Карающим субъектом является само государство в лице компетентных государственных органов. Конфликты в данной сфере затрагивают различные социальные, общественные, государственные интересы. Например, такое преступление, как терроризм, способно затронуть не только интересы отдельных граждан или групп граждан, а также интересы организаций, деятельность которых прекращается или не возможна в связи с осуществлением теракта. Кроме того, затрагивается безопасность государства, так как целью террористов является оказание влияния на государственные органы с целью заставить их принять какое-либо решение, выгодное для террористов.

Именно поэтому за любые проступки в сфере права предусмотрены правовые меры воздействия на нарушителей. Ведущим субъектом преодоления конфликтов является суд. Однако у судебного производства есть свои особенности, преимущества и недостатки. Так, процедура судопроизводства подробно регламентирована нормативными актами, потому любой человек, обратившись в суд, изучив нормативную базу, может знать процедуру

Также возможно применение арбитражного порядка урегулирования споров, негосударственного порядка, в том числе применение услуг медиатора. Переговоры также являются средством разрешения конфликтов.

Понятие и общая характеристика юридического конфликта

Происхождение термина «конфликта» берет свое начало в латинском языке, в котором «конфликтом» было принято обозначать некое серьезное разногласие, столкновение или спор. При этом несмотря на очевидно негативную оценку, придаваемую социальным и юридическим конфликтам, в общественной жизни они неизбежны. Основная реальная задача, к достижению которой следует стремиться в соответствующей сфере – это минимизация их количества, а также поиск оптимальных способов их регулирования и разрешения.

Основой возникновения любых конфликтов выступает то, что человеку и социальным группам присуще наличие определенных интересов и потребностей, содержание и направленность которых зачастую не просто не совпадает, но и находится в прямом противоречии между собой. В этой связи, изучение и анализ природных и общественных противоречий становились исторически, и становятся до сих пор, предметом детального изучения философов.

Постепенно из философии и социологии выделилась самостоятельная наука, предметом исследования в которой выступили социальные и межличностные конфликты, а также поиск и формулировка путей и способов их разрешения – конфликтология. Впоследствии, с учетом достижений вышеназванной науки, относительно недавно, в социологии выделилось еще одно самостоятельное научное направление – юридическая конфликтология, изучающее природу, сущность, динамику развития правовых конфликтов, а также юридические механизмы их предупреждения и разрешения.

Кроме того, в рамках юридической конфликтологии окончательно сложилось понятие правового конфликта, которое в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Правовой (юридический) конфликт – одна из разновидностей социального конфликта, выраженного в возникшем между субъектами права противоречии по поводу применения, нарушения или толкования действующих юридических предписаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом в основании юридического конфликта может находиться:

  • Противоречие между действующими юридическими предписаниями и нормативными правовыми актами;
  • Несоответствие содержания нормы права и практики ее практической реализации;
  • Разногласие, возникшее в связи с различным толкованием правовой нормы (нормативно-правого акта).

Виды юридических конфликтов

В зависимости от различных признаков, положенных в основу классификации, могут быть выделены различные группы юридических конфликтов.

Так, например, в зависимости от основания возникновения все юридические конфликты могут быть разделены на объективные, связанные с независимыми от участников конфликта внешними обстоятельствами, и субъективные, вызванные особенностями характера и поведения его сторон. По территориальным пределам распространения принято выделять внутригосударственные и международные конфликты, и т.д.

Однако, наиболее распространенной выступает классификация юридических конфликтов, в зависимости от отраслей принадлежности, видами которых выступают:

  • Конфликты в области гражданского права, носящие имущественный характер, и, как правило, связанные с нарушением вещных прав на обладание определенным имуществом, либо с нарушением обязательственных отношений, выраженном в неисполнении воспринятых на себя в рамках гражданско-правового соглашения юридических обязательств одной из сторон;
  • Конфликт в трудовом праве, который заключается в индивидуальном или коллективном трудовом соре, одной из сторон которого выступает работник (объединение работников) и работодатель, по поводу применения действующих положений законодательства о труде;
  • Уголовно-правовой (криминальный) конфликт, выраженный в нарушении норм уголовного закона, охраняющего наиболее значимые общественные отношения, в результате совершения виновным лицом преступного деяния (действия или бездействия). Сторонами криминального конфликта выступают само виновное в совершении преступления лицо, а также субъект, чьи интересы нарушены в результате совершения соответствующего деяния (личность, организация, общество, государство).

Разрешение юридического конфликта

Как было отмечено выше, важнейшим аспектом любого конфликта, выступающим предметом изучения специальных наук, выступает пути и способы предупреждения, прекращения и разрешения соответствующего, в том числе юридического, конфликта.

В связи с этим, необходимо обратить внимание на то, что успешное разрешение конфликта находится, с одной стороны, в зависимости от точного установления причин конфликтной ситуации и мотивов противоборствующих сторон, а с другой – от осознания возможных путей осложнения конфликта, и вызванных этим последствий. При этом, исходя из того что в основе юридического конфликта лежит возникновение определенных противоречий, наиболее эффективным способом его разрешения выступает устранение их устранение.

Юридические конфликты могут быть разрешены его участниками самостоятельно, так и посредством вмешательства третьей стороны, в качестве которой, как правило, выступает юрисдикционный орган государственной власти. В этой связи, наиболее распространенный способ разрешения юридических конфликтов – судебный, осуществляемый в одной из четырех форм судопроизводства, предусмотренных нормами действующего законодательства: конституционного, гражданского, административного или уголовного, в зависимости от отраслевой принадлежности соответствующего юридического конфликта.

Кроме того, эффективным способом разрешения юридического конфликта выступает посредничество третьей стороны – медиатора, в качестве которого может выступать как государство, в лице уполномоченных органов и должностных лиц, так и негосударственные учреждения, организации или отдельные лица. При этом медиативная форма разрешения юридического конфликта отличается известной степень гибкости, поскольку все процедурные моменты разрешения спора и его приемлемые результаты определяются самими сторонами, путем заключения соответствующих соглашений.

Институты конфликторазрешения являются социальными института- ми и представляются как система учреждений, устойчивая форма жизнедея- тельности людей, направленная на удовлетворение потребностей общества и индивидов. Они определяются как институты, возникающие и функ- ционирующие в правовой сфере общества для обеспечения потребностей общества и исполнении правовых норм, преобразования общества и госу- дарства, путем осуществления правоприменительных и правоприменитель- ных механизмов, законотворчества и правовой социализации граждан. Институты конфликторазрешения – разновидность социальных ин- ститутов, которые также возникают, формируются и развиваются для организации упорядоченного удовлетворения некоторых фундаментальных и особо значимых потребностей людей; институты и их функциональная деятельность, направленная на предупреждение, урегулирование и, в особенности, разрешение социальных конфликтов, являются объектом изучения истории и теории институтов конфликторазрешения.

Важным шагом в развитии государства и гражданского общества стало создание институтов конфликторазрешения, которые борются с любого рода нарушениями, напряженностями в обществе и представлены государственными, муниципальными, гражданскими организациями и учреждениями. Так или иначе, социальный институт выступает «управля- ющего» социальным процессом, удовлетворяет материальные, духовные, физические потребности людей в конкретно-исторических условиях. Можно сказать, что социальные институты обеспечивают стабильность и уравновешенность общественной системы, способствует ее развитию. Со- циальные институты – устойчивые структуры социального действия людей, с помощью которых организуется базисное удовлетворение потребностей людей. Социальные институты исполняют определенные функции, к кото- рым относят контрольно-регулятивную, социально-интегративную, ста- тусно-ролевую, функцию конфликторазрешения.

Существуют и скрытые функции, проявление которых не соответствует ожиданиями общества. Институты конфликторазрешения в большей степени относятся к социально-политическим институтам, деятельность которых направлена на «наступление позитивных последствий». Они также образуют с другими институтами институциональную подсистему общества. Социально- правовые институты играют особую роль, они предписывают обществу и другим социальным институтам нормативные предписания и следят за их исполнением. Тем самым обеспечивается стабильность и консолидация общества. Данные институты создают, распространяют нормы и правила пове- дения, создают и поддерживают правопорядок, защищают права и свободы человека и гражданина.

Государственными институтами конфликторазрешения в России яв- ляются институт главы государства, парламент, институты судебной вла- сти, Правительство, правоохранительные органы, Общественная палата, а также негосударственные – гражданские объединения и организации. Су- ществующие институты конфликторазрешения регулируют социальные, политические, правовые отношения в обществе, определяют долгосрочные цели государства, а также обеспечивают и защищают права и свободы граждан.

Спецификой любого правового государства обуславливается его роль как института конфликторазрешения. Проявлениями данной роли является:

  1. Предупреждение конфликтов на почве чиновничьего злоупотребления властью благодаря эффективному контролю за государственными органами со стороны граждан и институтов гражданского общества.
  2. Урегулирование на основе отработанных судебных и иных согласительных процедур возникающих конфликтов без их доведения до разрушительных последствий. В особой мере это относится к имущественным или финансово-экономическим конфликтам. Благодаря единому для всех правовому закону не допускаются или минимизируются судебные ошибки или неправомерные приговоры. Вместе с тем, деятельность правоохранительных органов исключает появление легальных организаций, имеющих экстремистскую или террористическую направленность.
  3. Разрешение конфликтов, не подлежащих урегулированию, так же существенно упорядочевается и облегчается, потому что в распоряжении государства имеются политические и правовые процедуры и инстанции. Кроме того, существует открытость и публичность (гласность) в решении подобных проблем, а так же возможность обжаловать неправовых решений. Благодаря правовым законам удается совместить и примирить конфликтующие интересы разнообразных общественных групп и социально-политических сил, достичь их равновесного сочетания либо подвижного равновесия. Здесь даже исключительные заслуги перед обществом не являются средством защиты для высоких государственных чинов: в таком обществе подсудны президенты и премьер-министры как действующие так и отставные. И все это связано с тем, что свобода каждого в правовом государстве сочетается со свободой всех на основе всеобщего закона и взаимной ответственности.
  4. Особая роль принадлежит разделению властей, по причине чего основные государственные институты равноправны, равновесны и сдерживают друг друга. Благодаря этому не допускаются нарушения демократических норм, диктат чиновников над судебными инстанциями, другие злоупотребления и преступления. Кроме того, реальность разделения и равноправия властей не допускает рецедивов узурпации государственной власти или тенденции к ее авторитарному перерождению.

Таким образом, следует заметить, что наряду со своими основными функциями и задачами социальное и правовое государство решает так же многочисленные вопросы конфликторазрешения.

Проблемой существования институтов конфликторазрешения в Рос- сии является существенное преобладание государственных институтов над гражданскими. Гражданский институт выступает как объединение граждан, консолидация членов общества для обеспечения тех или иных потребностей, обеспечения поддержки и поддержания мира и безопасности в обществе. Теоретически негосударственные объединения должны развиваться наравне с государственными, однако в России они находятся в начале зарождения и развития. Это может быть связано как с пассивностью граждан и их нежеланием объединяться на негосударственной гражданско-правовой платформе, а также с недостатком финансирования заинтересованных структур и объединений.

Существующая ситуация говорит нам о востребованности изучения функционирования гражданских институтов в современной России, выявлении факторов, мешающих или тормозящих развитие институтов. Комплексное исследование специфики российского общества и возможностей формирования и укрепления гражданских институтов конфликторазрешения позволит выявить на каком этапе развития находятся институты конфликторазрешения в России в целом, а также создаст почву для прогнозирования вероятного будущего развития государственных и гражданских институтов конфликторазрешения в России.

Конфликтность является естественным состоянием общества, отражая сущность его функционирования и источник его развития.

Конфликты в сфере государственного управления представляют собой особую категорию конфликтов, которые по своей сущности являются социально-политическими и возникают из-за противоречий в экономической, социальной, политической сферах, в сфере перераспределения материальных благ и ресурсов. Следовательно, основным объектом в сфере государственного управления является распоряжение властью, остальные объекты представляют собой лишь своеобразные дополнения.

В рамках данных конфликтов осуществляют взаимодействие государственно-политические институты, организации и лица, которые реализуют власть в рамках определенной государственной системы. Любая политическая изначально содержит целый ряд противоречий.

Однако в государственной системе наличие конфликтов позволяет адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Именно поэтому конфликты являются основой развития административно-хозяйственной сферы, позволяя не только отследить имеющиеся противоречия, но и управлять ситуацией, руководить конфликтами, добиться повышение эффективности во многих государственных делах. Конфликты способны, таким образом, в рамках государства вести не только к деструктивным последствиям, но и к позитивным явлениям.

Природа государственной власти уже сама по себе конфликтна, так как заставляет политические партии, политических лидеров согласовывать и координировать интересы различных людей. В тоже время интересы даже двух людей практически всегда не совпадают в силу наличия субъективных факторов. Политическим лидерам необходимо чётко определять стратегические и тактические цели развития государства, распределять ценности и блага, которые находятся в дефиците. Отсюда множество конфликтов, которые возникают в государственной сфере, порождая неравенство не только в политической системе, но и в обществе в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Ещё одним источником конфликта в государственной сфере является расхождение базовых ценностей и политических идеалов. Нередко конфликты случаются в переломную эпоху, когда ценности и нормативная база ещё до конца не сложились, а критерии оценки не имеют общепринятых стандартов. Управленческие коммуникации также склонны к наличию конфликтов. В частности, в государственной сфере конфликты происходят между:

  • государством и обществом – наличие проблемы легитимности;
  • различными ветвями власти – на сегодняшний день в России существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, а также система сдержек и противовесов между ними;
  • государством и отдельным институтом политической власти – например, в качестве таких институтов можно рассматривать политические партии;
  • государственно-правовой системы и оппозицией – оппозиция всегда стремится изменить действующую систему управления государством;
  • государством и личностью – это правовая проблема соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Рисунок 1. Виды конфликтов в сфере госуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Природа конфликта в системе государственного управления

Конфликты в системе государственного управления разнообразны, однако так или иначе связанных с юридической формой и правовыми отношениями сторон. Следовательно, стороны, которые вступают в систему государственного управления, имеют права и свободы, а также обязанности. Соответственно, их поступки влекут юридические последствия. Природа конфликта в системе государственного управления многоаспектна, однако в ней преобладает проблема «лидерства» как нормативно-юридического начала.

Именно на государственном уровне перераспределяются основные материальные ресурсы, острые противоречия в различных сферах, которые закамуфлированы или же скрыты от общественного мнения. Кроме того, государственная структура обладает функциональной раздробленностью, так как каждый орган реализует свои функции и полномочия. Однако некоторые органы и структуры стремятся дублировать друг друга, присваивая себе функцию иных управленческих структур, в том числе и вышестоящих органов. При отсутствии надлежащего контроля невозможно управлять государством в полном объеме.

Статистические и социологические показатели конфликтов в системе государственного управления

Социологические исследования показывают, что если в обществе имеется около 30 % недовольных или критически настроенных граждан, то начинается его дезориентация, а если данные цифра превышает 50 – 60 %, наступает кризис и развал государства. Из этого наблюдения вытекает, что около 60-70 % общества должно быть согласно с существующей государственной политикой.

Учёные также длительное время изучали вопрос отчуждения граждан от органов власти и причины, по которым это происходит. Очевидный ответ на данный вопрос – это низкая эффективность деятельности органов власти, причём как государственных, так и муниципальных. Если чиновники не умеют решать вопросы и объяснять реальные проблемы, которые стоят перед страной и ее гражданами, они обречены на провал.

Фактически государство реализует свои функции через должностных лиц, которые занимают должности в органах государственной власти, через государственную службу. Например, правоохранительные органы обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина, выполнение ими обязанностей, в том числе по соблюдению действующего законодательства. Органы муниципальной власти доносят потребности населения до вышестоящих органов и т.д. Главный источник конфликта в государственной сфере заключается в наличии плюрализма мнений, который необходимо свести в единое целое, между тем учитывая некоторые особенности, отдельные потребности. В основном, политические лидеры используют при общении с обществом метод компромисса и сотрудничества.

Рисунок 2. Конфликты между ветвями власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: