Кто причащается недостойно суд себе ест

Обновлено: 18.04.2024

Ст. 29-31 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1Кор.11:29) . Что говоришь ты? Источник столь многих благ, трапеза, источающая жизнь, обращается в осуждение? Не по своему существу, говорит он, а по воле приступающего. Как пришествие Его, доставившее нам великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся. Почему же «ест… осуждение себе»? «Не рассуждая о теле Господнем», т. е. не размышляя, не представляя, как должно, величия предложенных (тайн), не думая о важности дара. Если бы ты вполне понимал, Кто предлежит пред тобой и кому Он предлагает Себя, то не имел бы нужды ни в каком увещании, а одного этого было бы достаточно для возбуждения в тебе полного благоговения, если только ты не пал слишком глубоко. «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30). Здесь он приводит в пример уже не других, как сделал в беседе об идоложертвенном, где говорил о древних событиях и о бедствиях (евреев) в пустыне, но самих коринфян, что придает словам его более внушительности. Сказав: «ест осуждение себе», и: «виновен будет», и имея в виду, чтобы это не было принято за одни слова, он указывает и на дела, призывает во свидетели их самих, чем и действует сильнее угрозы, выражая, что угроза уже перешла в дело. Не довольствуясь этим, он потом напоминает и о геенне и подтверждает слова свои, устрашая их со всех сторон и разрешая вопрос, часто предлагаемый. Многие в недоумении спрашивают друг друга: отчего происходят преждевременные смертные случаи, отчего продолжительные болезни? Причина многих, говорит он, из таких нечаянных бедствий заключается в грехах.

Как, скажешь, пользующиеся постоянным здоровьем и достигающие маститой старости неужели не грешны? Кто же может сказать это? Почему же, скажешь, они не наказываются? Потому, что там они подвергнутся жесточайшему наказанию. А мы, если захотим, не будем наказаны ни здесь, ни там. «Ибо если бы мы судили сами себя, – говорит (апостол), – то не были бы судимы» (1Кор.11:31). Не сказал: если бы наказывали себя, или мучили себя, но только: если бы захотели сознать грехи свои, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь и там. Осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога – и сознанием грехов своих и готовностью не делать их на будущее время. Но мы не хотим делать, как должно, и этого легкого дела, и однако он не угрожает нам наказанием вместе с миром, но щадит нас, угрожая здешним наказанием, которое временно и заключает в себе много утешения; оно освобождает от грехов и подает сладостную надежду на будущее, которая облегчает настоящие (страдания). Этим он желает и утешить немощных и сделать других более ревностными.

Гомилия 28 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Григорий Палама

Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня

Т.е. не распознавая, что Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обремененном грехами. Потому что если не допустимо простирать к Христу руки и молиться тому, у кого они не чисты от грехов, а также тому, кто предварительно не отстранил от себя всякую ненависть и связанные с этим размышления (это также являет Павел, говоря: «Хощу, да молитвы творите на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» 1Тим.2:8); и если мы не имеем дерзновения к Богу, если только не стяжем неукоряющую нас совесть, как говорит возлюбленный Христу Богослов: «Аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу» (1Ин.3:21), то каким образом в нас самих возымеем Бога и станем одно тело с Ним, если предварительно, путем исповеди, мы не отстраним от себя грехи, и не очистим скверну, наступившую в душе по причине их, очищая ее творением милостыни, чистотою и воздержанием, молитвой, сокрушением и прочими делами покаяния? Или, вот, твой дар Бог не принимает, если только не будешь чист сам ты и твой дар (и это Он показал тем, что в древности не принял дар принесенный Каином, но сказал ему: «Аще право принесл еси, право не разделил еси» – Быт.4:26); вот, по ветхому закону запрещено было в Дом Божий приносить в жертву деньги, полученные как плата блудницы (Втор.23:19); и чрез Евангелие Он позднее возвестил: «Шед, – говоря, – прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:24); тебе же Свой великий Дар – Свое Тело – ужели Он даст, не очистившему себя исповедью и покаянием? Что скажешь? Бог не желает, чтобы и уставы Его возвещались нечистыми устами; «Грешнику рече Бог», – говорится в Псалме, – «вскую ты поведаеши оправдания (уставы) Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими» (Пс.49:16). Итак, Он не допускает завет Его принимать в нечистые уста; ужели Свое Тело Он даст таковым (нечистым) устам?

Омилия 58. О Святых и Страшных Христовых Тайнах.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня

Причащающийся святым тайнам должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет, как сказал апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к святым тайнам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым.

Достойное причащение святых тайн возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых тайнах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня, не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей.

Аскетическая проповедь.

Свт. Феофан Затворник

Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня

«Что говоришь ты? Источник столь многих благ, трапеза, источающая жизнь, обращается в осуждение? – Не по своему существу, говорит он, а по вине приступающего. Как пришествие Господа, доставившее нам великие и неисследованные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти Тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся. Почему же суд себе яст? Не разсуждая Тела Господня, то есть не размышляя, не представляя, как должно, величия предложенных Таин и не думая о важности дара. Если бы ты вполне понимал, Кто предлежит пред тобою и кому Он предлагает Себя, то не имел бы нужды ни в каком увещании, а одного этого было бы достаточно для возбуждения в тебе полного благоговения, если только ты не пал слишком глубоко» (святой Златоуст).

Суд яст,– предполагает в минуту самого вкушения бывающий приговор суда Божия,– и не это только, но и присуждение наказания. Приговор суда пред сим указан: повинен Телу и Крови Господни; а здесь разумеется присуждение наказания. «Прияв дар противозаконно, не только не получишь от того спасения, но еще понесешь наказание за поругание» (Феодорит). Какое наказание? – Как вина одна, а степени ее разны, так и наказания; и одни в сей жизни совершаются, и иногда тотчас, а другие оставляются до будущей жизни. Все, как судит правда Божия и милость к нам, даже в самом наказании. Что на недостойно причащающихся посылаемы были наказания еще в сей жизни, опыты сего были у самих коринфян, как вслед за сим сказывает Апостол.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем

Ибо ядущий и пиющий недостойно, суд себе ест и пьет.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Анастасий Синаит

Ст. 26-27 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает

Подобно тому как Иуда после принятия куска [хлеба] от Господа был покинут [Богом] и попал под власть сатаны (см. Ин. 12.26-27), так и те, которые испытывают Господа и недостойно приступают к приобщению Ему, после принятия [Евхаристийного] хлеба также оставляются [Богом], но не для того, чтобы попасть под власть сатаны наподобие Иуды, но чтобы, будучи милостиво воспитуемыми, они не были бы судимы и осуждены вместе с Иудой.

Вопросы и ответы.

См. Толкование на 1 Кор. 11:28

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе

Не по существу Тайн (ибо они животворящи), но по недостоинству приступающего, подобно тому, как смотреть на солнце вредно для испорченных глаз.

Не рассуждая о Теле Господнем

То есть не исследуя, ни помышляя о величии предлежащего. Ибо если бы мы сознавали, что в известное , время предлежит, нам не нужно было бы другого пробуждения: одно это пробудило бы нас быть бдительными.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Прот. Николай Афанасьев

Церковь не отвергает личной молитвы отдельных ее членов, она сама призывает к этой молитве, но священнодействия совершаются не личной молитвой, а когда все собираются вместе в Церковь. Единение со Христом совершается на Его трапезе. Оно есть единение со всем Его телом. Индивидуализируя Евхаристию, мы разделяем Его тело, т. к. мы забываем об остальных его членах. В этом смысл несколько загадочных слов апостола Павла: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не различая тела». Недостоинство состоит в том, что «каждый поспешает прежде есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (ст. 21). Отделяя себя от других, он осуждает себя, т. к. отделяет себя от тела. Единение со Христом есть единение со всеми верными, а единение со всеми верными есть единение с Ним. Нарушая одно, мы нарушаем и другое.

Трапеза Господня.

Лопухин А.П.

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем

Одним из основ­ных тези­сов сто­рон­ни­ков ред­кого При­ча­ще­ния явля­ется утвер­жде­ние о том, что еже­вос­крес­ное При­ча­ще­ние будет недо­стойно, так как не будет пред­ва­ряться дли­тель­ным постом. Таким обра­зом, гове­ние (пост) ста­но­вится кри­те­рием доступа к Святым Дарам (обра­тим вни­ма­ние на послед­нее слово). Про­ис­хо­дит регресс от пони­ма­ния При­ча­стия как дара к пони­ма­нию его как заслуги.

В каче­стве при­мера обычно вычле­ня­ется из кон­тек­ста извест­ная цитата из Пер­вого Посла­ния свя­того Апо­стола Павла к Корин­фя­нам (11:29–30):

Ибо, кто ест и пьет недо­стойно, тот ест и пьет осуж­де­ние себе, не рас­суж­дая о Теле Гос­под­нем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало уми­рает.

Для пра­виль­ного тол­ко­ва­ния этой цитаты имеет смысл рас­смот­реть весь еван­гель­ский эпизод вцелом и попы­таться понять при­чину и цель слов Апо­стола. Про­чтём отры­вок 1Кор.11:17-34 по этой ссылке.

«Недо­стойно», т. е. без вся­кого бла­го­дар­ного вос­по­ми­на­ния о Стра­да­ниях Хри­сто­вых, без подо­ба­ю­щего бла­го­го­ве­ния» – пояс­няет нам Тол­ко­вая Библия, т.е. речь идёт об отно­ше­нии к Таин­ству, а не о внеш­них огра­ни­че­ниях.

Итак, мы видим, что в среде веру­ю­щих акцент в опре­де­ле­нии недо­стой­ного При­ча­ще­ния исто­ри­че­ски сме­стился от внут­рен­ней непод­го­тов­лен­но­сти (пони­ма­е­мой как недо­ста­ток бла­го­го­ве­ния, без­раз­лич­ное отно­ше­ние к Свя­тыне, небре­же­ние и лег­ко­мыс­лен­ность) к дис­ци­пли­нар­ной (внеш­ней).

Из стро­го­сти внеш­ней под­го­товки вырас­тает и мнение, что только допол­ни­тельно дли­тельно постив­ше­еся могут быть достой­ными Боже­ствен­ного Дара. С чело­ве­че­ской точки зрения подход кажется верным. Но нельзя забы­вать, что Святая Евха­ри­стия – уста­нов­ле­ние не чело­ве­че­ское, а Боже­ствен­ное, Сам Хри­стос уста­но­вил его, придя на землю. Что же тре­бо­вал от Своих сто­рон­ни­ков Хри­стос? Пока­я­ния и чистоты веры, искрен­но­сти и любви.

Соот­вет­ственно, именно такое духов­ное настро­е­ние прежде всего и должно пони­маться как усло­вие под­хода к Чаше. Нели­це­мер­ное пока­я­ние, жажда соеди­не­ния с Богом, искрен­ность наме­ре­ний (Бог должен быть целью, а не сред­ством) – именно эти каче­ства в первую оче­редь важны для при­част­ника.

Ещё один важный аспект регу­ляр­ного При­ча­ще­ния – гар­мо­нич­ное соче­та­ние всех состав­ных частей пра­виль­ной духов­ной жизни. Евха­ри­стия не заме­няет собой молитвы, духов­ного чтения, дел мило­сер­дия. Также не сле­дует сове­то­вать людям, впер­вые пере­сту­па­ю­щим порог храма, ста­вить первой целью при­сту­пить к Чаше Гос­под­ней, если они имеют весьма смут­ное пред­став­ле­ние об этом Таин­стве и прак­ти­че­ски ничего не знают о хри­сти­ан­стве.

Под­го­товка к Таин­ству, без­условно, необ­хо­дима, как внут­рен­няя, так и внеш­няя. При этом не пра­вильно дог­ма­ти­зи­ро­вать дис­ци­пли­нар­ные уста­нов­ле­ния, пре­вра­щать их из помощ­ника в загра­ди­теля. См. подроб­нее.

Опас­ность при­вы­ка­ния к Таин­ству, о кото­рой пре­ду­пре­ждают сто­рон­ники ред­кого При­ча­ще­ния, должна предот­вра­щаться не искус­ствен­ным избе­га­нием Святых Даров, а воз­гре­ва­нием в себе жажды Бога, раз­мыш­ле­нием о спа­си­тель­ном подвиге Христа и необ­хо­ди­мо­сти при­об­ще­ния к его плодам, пра­виль­ном устро­е­нии духов­ной жизни.

Что же каса­ется выска­зы­ва­ний тех или иных святых или стар­цев о частоте При­ча­ще­ния и под­го­товке к нему, то сле­дует при­ни­мать в расчёт эпоху, в кото­рую они жили, учи­ты­вать тра­ди­цию, свой­ствен­ную тому вре­мени.

«Схи­и­гу­мен Савва (Оста­пенко) гово­рил, что лишить чело­века При­ча­стия так же жестоко, как лишить груд­ного ребенка молока матери. Опыт пока­зы­вает, что люди, при­ча­ща­ю­щи­еся часто, ведут жизнь в духов­ном плане более достой­ную, чем те, кто под пред­ло­гом бла­го­го­ве­ния лишает себя свя­тыни. На самом деле это не сми­ре­ние, а диа­воль­ский обман. В При­ча­стии чело­век чер­пает силы для борьбы с грехом, а ему гово­рят: «Не при­ча­щайся часто». Откуда же он возь­мет эти силы?
Когда ука­зы­вают на то, что в древ­но­сти при­ча­ща­лись часто, эти люди обычно отве­чают: «Тогда был другой духов­ный уро­вень». Но разве духов­ный уро­вень не зави­сел от частого При­ча­ще­ния? С другой сто­роны, иногда слиш­ком иде­а­ли­зи­руют духов­ный уро­вень членов пер­во­хри­сти­ан­ских общин; доста­точно про­чи­тать Новый Завет, чтобы убе­диться в том, что нестро­е­ний было доста­точно много (напри­мер, см. Деян.6:1 ; 1Кор. 5:1-2 ; 1Кор.6:1-6 , 1Кор.11:21 ; Иак.4:1-4 ; Гал.2:12-13 ; 1Тим.1:19-20 ).
Схи­и­гу­мен Савва (Оста­пенко) редко отлу­чал греш­ни­ков от При­ча­стия. Он гово­рил: «Испо­ве­дуйся, смири себя в своем сердце как самого недо­стой­ного и спеши к Святой Чаше».

пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов:
Подо­бает нам знать, что есть пять клас­сов людей, кото­рым вос­пре­ща­ется от святых отцов при­сту­пать ко Свя­тому При­ча­стию:

  • первый – огла­шен­ные, как еще некре­ще­ные;
  • второй – кре­ще­ные, но воз­лю­бив­шие срам­ные и непра­вед­ные дела, как отступ­ники от святой жизни, для коей кре­щены, как-то: блуд­ники, убийцы, лихо­имцы, хищ­ники, обид­чики, гор­децы, завист­ники, зло­па­мят­ли­вые, кото­рые все, будучи тако­выми, не чув­ствуют, что суть враги Богу и нахо­дятся в бед­ствен­ном поло­же­нии, почему не сокру­ша­ются, не плачут о грехах своих и не каются;
  • третий – бес­но­ва­тые, если они хулят и поно­сят боже­ствен­ное таин­ство сие;
  • чет­вер­тый – те, кото­рые пришли в чув­ство и рас­ка­я­лись, пре­кра­тили гре­хов­ные дела свои и испо­ве­да­лись, но несут нало­жен­ную на них епи­ти­мию стоять вне церкви опре­де­лен­ное время; и
  • пятый – те, у кото­рых еще не созрел плод пока­я­ния, то есть кото­рые не дошли еще до реши­мо­сти посвя­тить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христе жизнию чистою и без­уко­риз­нен­ною. Эти пять клас­сов оче­видно недо­стойны Свя­того При­ча­стия.

Достоин же при­ча­ститься Пре­чи­стых Таин тот, кто чист и непри­ча­стен грехов, о коих мы ска­зали. Но когда кто-либо из таких достой­ных осквер­нится каким-либо осквер­не­нием, как чело­век, тогда, конечно, и он недо­стойно при­ча­стится, если не отмоет пока­я­нием того, чем осквер­нился. Таким обра­зом, и тот есть ядый и пияй недо­стойне, кто, будучи достоин, не при­сту­пил достойно ко Святым Таинам.

Игна­тий (Триф), епи­скоп Хуш­ский (Евха­ри­стия — таин­ство нашего исце­ле­ния и обо­же­ния):
Аргу­мент, кото­рый чаще всего при­во­дится в пользу как можно более ред­кого при­ча­ще­ния, явля­ется недо­сто­ин­ство. На наш взгляд, это обос­но­ва­ние – от лука­вого, даже если такое опре­де­ле­ние звучит крайне жестко. Почему? То недо­сто­ин­ство, кото­рое держит нас вдали от Христа, вну­ша­ется врагом. Боже­ствен­ным же явля­ется то недо­сто­ин­ство, кото­рое при­бли­жает нас ко Христу – Един­ствен­ному, Кто делает нас по-насто­я­щему достой­ными («И удо­стой меня неосуж­денно при­ча­ститься непо­роч­ным Твоим таин­ствам»), если наши сердца сокру­шены болью пока­я­ния.
Лука­вый всегда дей­ствует от про­тив­ного. Когда Гос­подь сказал первым людям Адаму и Еве не вку­шать от древа позна­ния добра и зла, то враг стал нашеп­ты­вать им, чтобы они отве­дали этих плодов и стали такими, как Бог. Когда же Хри­стос по Закону бла­го­дати гово­рит нам: «При­мите, вку­сите (…), пейте из нее все (…)», то лука­вый вну­шает нам, что мы недо­стойны и, значит, не должны вку­шать. Таким обра­зом, лука­вый под­стре­кает нас есть как раз тогда, когда этого делать не надо, и, наобо­рот, побуж­дает нас не есть тогда, когда это необ­хо­димо.
В созна­нии очень многих суще­ствует такой штамп: частое при­ча­ще­ние озна­чает про­фа­на­цию; соот­вет­ственно, редкое при­ча­ще­ние пред­по­ла­гает созна­тель­ность, бла­го­го­ве­ние, почте­ние. На наш взгляд, эти штампы можно пере­вер­нуть: частое при­ча­ще­ние свя­зано с бла­го­го­вей­ным стра­хом и тре­пе­том, а редкое при­ча­ще­ние гово­рит о небре­же­нии.

(1) К причащающимся Божественных Таин. – И кто причащается недостойно.

1. Как если бы какой человек благородный и богатый, оставя протертую и обычную дорогу и уклонясь к местности пустынной и труднопроходимой, попал в руки разбойников, которые, схватив его, сняли с него хорошие одеяния, какие носил он, и одели его в рубища, пропитанные кровию и всякими нечистотами, и затем, оставя его с собою, заставили и его вместе с собою объедаться, напиваться и делать срамные дела, а также и разбойничать, как они, и он находил бы удовольствие в многоядении, что ни попадется, в многопитии и нечистых делах, а со временем, привыкши к их разбойническим обычаям, совсем остался у них, забыв и все родство свое, и прежнюю благородную и честную жизнь, по той причине, что совсем охладела в нем любовь, какую имел прежде, к честным и благочестивым нравам и обычаям – то же самое и еще худшее страждет и христианин, который, оставя путь, коим подобает шествовать христианам, уклоняется на распутия диавольские, когда то есть он, скажем к примеру, оставя честную и трудолюбную жизнь, чтоб жить своим и довольствоваться немногим, возлюбит жизнь с мирскими утехами, и для того начнет употреблять неправду, обиду и хищение, а потом дойдет и до нечистых и срамных дел блудных. Не очевидно ли, что такой впал в руки демонов и обнажен ими от благодати святого Крещения?

Явным же признаком того, что он обнажен от благодати святого Крещения служит его собственное признание, что никак не может пресечь и отсечь срамной похотливости своей и не может воздержаться, чтоб не удовлетворять ее срамными делами. И сколько у нас таких несчастных, которые тем несчастнее, что не сознают и не чувствуют своего бедственного положения?! А между тем видим, что некоторые из них доходят до такого безумия, что дерзают причащаться пречистого Тела и бесценной Крови Христовых. Какое бесстыдство и самозабвение! Горе священнику, который преподает таковому Божественные Тайны, горе и ему, причащающемуся их. Горе причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас по хлебе вниде в онь сатана ( Ин.13:27 ). Горе священнику, причащающему его, что удостоивает причастия недостойного и преподает пречистое Тело и честную Кровь Христа Спасителя тому, кто недостоин даже преступать порога храма Божия, с кем запрещено вместе вкушать и простую пищу всякому христианину, как законоположил святой Апостол Павел, говоря: аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник, с таковым ниже ясти ( 1Кор.5:11 ). Видишь, что поистине даже не брат христианам такой человек, а только именуется так.

Преподающий такому Тайны праведно подлежит осуждению, и за то, что чрез это он человека, грешащего по уклонению от правого помысла и по легкомысленной небрежности, делает совершенным врагом Богу. Священник или духовный отец не должен преподавать такому Тайны, но должен подвигнуть его на покаяние словами кроткими и умилительными, помянув ему о тех страшных муках адских, которые непременно имеют испытать грешники; должен вразумить его и поруководить, как слепого, и попечалиться о нем, как бы о вышедшем из ума и страждущем от искушения и насилия диавольского, и помолиться Господу, да отверзет слух души его и поможет ему хоть немного прийти в чувство и познать нечестие свое, и опять чрез покаяние возвратиться в среду верных, потому что такой есть неверный нечестивец. Если б имел он благоговение и веру ко Христу и исповедал сердцем, что Он есть Бог, не хотяй беззакония, к Коему не преселится лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Его ( Пс.5:5–6 ), то убоялся бы и поостерегся с таким легкомыслием причащаться Пречистых Тайн Его, чтобы не поразил его за это невидимо меч ангельский.

Много есть таких в мире, которые стыда ради человеческого, чтобы не обнаружилось, что они недостойны, дерзают приступать к Пречистым Тайнам, сознавая, что недостойны; и если бы кто стал удерживать их от такой дерзости, на того серчают и бранят его, как человека тяжелого, а в чувство не приходят, не устыждаются и не сознают злоумия своего, но всячески противятся возбраняющим им Святое Причастие, и во что бы то ни стало желают причаститься или, лучше сказать, желают ввергнуть себя в конечную пагубу, в безнадежие и Божие отвержение. Следовало бы им послушаться того, кто возбраняет им недостойное причастие, и благодарить его, потому что он избавляет их от величайшей беды, больше которой нет и никогда не было, так как недостойно причащающиеся повинны бывают крови Христа Господа, то есть будут осуждены вместе с Иудою и распинателями Господа. А что может быть хуже и тягчае, как подпасть такому же осуждению, какому подпадут распеншие Господа?

Надлежало бы для такого грешника всем братиям собраться воедино и со слезами молить Бога, да предаст Он его сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господень, как говорит божественный Павел ( 1Кор.5:5 ). Предание сатане во измождение плоти между прочим означает и то, чтобы грешник наказан был разными телесными недугами, страданиями, ранами и болезнями неисцельными, дабы уцеломудрился, пришел в чувство и раскаялся и нехотя, будучи вынужден страданиями тела, и чего не хотел сделать, будучи здоров, то сделал от болезни и мучений плоти. Ибо Бог, когда согрешит душа, наказывает тело, чтоб она, пришедши в чувство, покаялась и спаслась. Когда же таковой, покаявшись и исправившись, причастится Святых Таин, тогда святыня божественного причащения великую явит в нем силу и власть, сокрушит грех и душу его очистит от склонности и похотения, какие имеет он ко греху. Ибо как невозможно огню и воде вместе находиться в одном и том же сосуде, так невозможно вместе находиться в одном и том же христианине и пречистому Телу Христову, и мерзости греха.

Если любящий грех и недостойно причащающийся Пречистых Таин Тела и Крови Спасителя не подвергается тотчас вразумительным мучениям, то всячески не избежит вечных мучений там, где червь неусыпающий и огонь неугасающий. Итак, если таковый не боится вечного жжения и нестерпимых мук вместе с диаволом во веки веков, то пусть бесстрашно причащается. Если же боится, то лучше для него, воздержавшись некоторое время от причащения Пречистых Таин, покаяться, поплакать пред Богом, потрудиться по силе своей над изменением произволения своего и пресечь злой навык свой греховный, и тогда уже причаститься, без опасности для души своей, – и ижденется из него сатана, который, живя в нем, насильственно подвигал его на распутство и всякую нечистоту. Ибо любящий срамные и безместные дела, любит их не сам от себя, но по действу сатаны, который прельщает сначала, отворив ему только дверь сладострастного стремления, чтоб он вложил туда лишь голову свою, то есть положил только начало греху, но потом мало-помалу с укреплением навыка греховного и весь входит он в него, завладевает всеми силами души, почивает в сердце его, как на одре, и действом своим возжигает в нем любовь к срамным делам, чтоб он предавался им с услаждением, подобно тому как бесноватые нередко едят кал свой с удовольствием и наслаждением. Это следует поиметь в мысли тому, кто по великому человеколюбию Божию, действом присещения Божия, получает некоторый отдых от сатанинских на грех влечений, чтобы прийти в себя и прибегнуть ко Христу, Который один силен и демонов изгнать, и всякую болезнь душевную и телесную уврачевать.

Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым воспрещается от святых отцов приступать ко Святому Причастию: первый – оглашенные, как еще некрещеные; второй – крещеные, но возлюбившие срамные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для коей крещены, как-то: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятливые, которые все, будучи таковыми, не чувствуют, что суть враги Богу и находятся в бедственном положении, почему не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются; третий – бесноватые, если они хулят и поносят божественное таинство сие; четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию стоять вне церкви определенное время; и пятый – те, у которых еще не созрел плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христе жизнию чистою и безукоризненною. Эти пять классов очевидно недостойны Святого Причастия. Достоин же причаститься Пречистых Таин тот, кто чист и непричастен грехов, о коих мы сказали. Но когда кто-либо из таких достойных осквернится каким-либо осквернением, как человек, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился. Таким образом, и тот есть ядый и пияй недостойне, кто, будучи достоин, не приступил достойно ко Святым Тайнам. Буди же нам достойными быть и достойно причащаться Пречистых Таин, о Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава в бесконечные веки веков. Аминь.

Источник: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. - Изд. 2-е. - Москва : Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, (Типо-литография И. Ефимова). Выпуск первый - 1892. – 490 с.; Выпуск второй. – 1893. – 593 с.

Не по существу Тайн (ибо они животворящи), но по недостоинству приступающего, подобно тому, как смотреть на солнце вредно для испорченных глаз.

Не рассуждая о Теле Господнем

То есть не исследуя, ни помышляя о величии предлежащего. Ибо если бы мы сознавали, что в известное , время предлежит, нам не нужно было бы другого пробуждения: одно это пробудило бы нас быть бдительными.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем

См. Толкование на 1Кор. 11:28

Прот. Николай Афанасьев

Церковь не отвергает личной молитвы отдельных ее членов, она сама призывает к этой молитве, но священнодействия совершаются не личной молитвой, а когда все собираются вместе в Церковь. Единение со Христом совершается на Его трапезе. Оно есть единение со всем Его телом. Индивидуализируя Евхаристию, мы разделяем Его тело, т. к. мы забываем об остальных его членах. В этом смысл несколько загадочных слов апостола Павла: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не различая тела». Недостоинство состоит в том, что «каждый поспешает прежде есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» ( ст. 21 ). Отделяя себя от других, он осуждает себя, т. к. отделяет себя от тела. Единение со Христом есть единение со всеми верными, а единение со всеми верными есть единение с Ним. Нарушая одно, мы нарушаем и другое.

Прп. Анастасий Синаит

Ст. 26-27 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает

Подобно тому как Иуда после принятия куска [хлеба] от Господа был покинут [Богом] и попал под власть сатаны (см. Ин. 12.26-27 ) , так и те, которые испытывают Господа и недостойно приступают к приобщению Ему, после принятия [Евхаристийного] хлеба также оставляются [Богом], но не для того, чтобы попасть под власть сатаны наподобие Иуды, но чтобы, будучи милостиво воспитуемыми, они не были бы судимы и осуждены вместе с Иудой.

Вопросы и ответы.

См. Толкование на 1Кор. 11:28

Прп. Ефрем Сирин

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем

Ибо ядущий и пиющий недостойно, суд себе ест и пьет.

Толкование на послания божественного Павла.

Свт. Григорий Палама

Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня

Т.е. не распознавая, что Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обремененном грехами. Потому что если не допустимо простирать к Христу руки и молиться тому, у кого они не чисты от грехов, а также тому, кто предварительно не отстранил от себя всякую ненависть и связанные с этим размышления (это также являет Павел, говоря: «Хощу, да молитвы творите на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» 1Тим.2:8 ); и если мы не имеем дерзновения к Богу, если только не стяжем неукоряющую нас совесть, как говорит возлюбленный Христу Богослов: «Аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу» ( 1Ин.3:21 ) , то каким образом в нас самих возымеем Бога и станем одно тело с Ним, если предварительно, путем исповеди, мы не отстраним от себя грехи, и не очистим скверну, наступившую в душе по причине их, очищая ее творением милостыни, чистотою и воздержанием, молитвой, сокрушением и прочими делами покаяния? Или, вот, твой дар Бог не принимает, если только не будешь чист сам ты и твой дар (и это Он показал тем, что в древности не принял дар принесенный Каином, но сказал ему: «Аще право принесл еси, право не разделил еси» – Быт.4:26 ); вот, по ветхому закону запрещено было в Дом Божий приносить в жертву деньги, полученные как плата блудницы ( Втор.23:19 ) ; и чрез Евангелие Он позднее возвестил: «Шед, – говоря, – прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» ( Мф.5:24 ) ; тебе же Свой великий Дар – Свое Тело – ужели Он даст, не очистившему себя исповедью и покаянием? Что скажешь? Бог не желает, чтобы и уставы Его возвещались нечистыми устами; «Грешнику рече Бог», – говорится в Псалме, – «вскую ты поведаеши оправдания (уставы) Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими» ( Пс.49:16 ) . Итак, Он не допускает завет Его принимать в нечистые уста; ужели Свое Тело Он даст таковым (нечистым) устам?

Омилия 58. О Святых и Страшных Христовых Тайнах.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня

Причащающийся святым тайнам должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет, как сказал апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к святым тайнам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым.

Достойное причащение святых тайн возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых тайнах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня, не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 29-31 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» ( 1Кор.11:29 ) . Что говоришь ты? Источник столь многих благ, трапеза, источающая жизнь, обращается в осуждение? Не по своему существу, говорит он, а по воле приступающего. Как пришествие Его, доставившее нам великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся. Почему же «ест… осуждение себе»? «Не рассуждая о теле Господнем», т. е. не размышляя, не представляя, как должно, величия предложенных (тайн), не думая о важности дара. Если бы ты вполне понимал, Кто предлежит пред тобой и кому Он предлагает Себя, то не имел бы нужды ни в каком увещании, а одного этого было бы достаточно для возбуждения в тебе полного благоговения, если только ты не пал слишком глубоко. «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:30 ) . Здесь он приводит в пример уже не других, как сделал в беседе об идоложертвенном, где говорил о древних событиях и о бедствиях (евреев) в пустыне, но самих коринфян, что придает словам его более внушительности. Сказав: «ест осуждение себе», и: «виновен будет», и имея в виду, чтобы это не было принято за одни слова, он указывает и на дела, призывает во свидетели их самих, чем и действует сильнее угрозы, выражая, что угроза уже перешла в дело. Не довольствуясь этим, он потом напоминает и о геенне и подтверждает слова свои, устрашая их со всех сторон и разрешая вопрос, часто предлагаемый. Многие в недоумении спрашивают друг друга: отчего происходят преждевременные смертные случаи, отчего продолжительные болезни? Причина многих, говорит он, из таких нечаянных бедствий заключается в грехах.

Как, скажешь, пользующиеся постоянным здоровьем и достигающие маститой старости неужели не грешны? Кто же может сказать это? Почему же, скажешь, они не наказываются? Потому, что там они подвергнутся жесточайшему наказанию. А мы, если захотим, не будем наказаны ни здесь, ни там. «Ибо если бы мы судили сами себя, – говорит (апостол), – то не были бы судимы» ( 1Кор.11:31 ) . Не сказал: если бы наказывали себя, или мучили себя, но только: если бы захотели сознать грехи свои, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь и там. Осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога – и сознанием грехов своих и готовностью не делать их на будущее время. Но мы не хотим делать, как должно, и этого легкого дела, и однако он не угрожает нам наказанием вместе с миром, но щадит нас, угрожая здешним наказанием, которое временно и заключает в себе много утешения; оно освобождает от грехов и подает сладостную надежду на будущее, которая облегчает настоящие (страдания). Этим он желает и утешить немощных и сделать других более ревностными.

Гомилия 28 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня

«Что говоришь ты? Источник столь многих благ, трапеза, источающая жизнь, обращается в осуждение? – Не по своему существу, говорит он, а по вине приступающего. Как пришествие Господа, доставившее нам великие и неисследованные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти Тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся. Почему же суд себе яст? Не разсуждая Тела Господня, то есть не размышляя, не представляя, как должно, величия предложенных Таин и не думая о важности дара. Если бы ты вполне понимал, Кто предлежит пред тобою и кому Он предлагает Себя, то не имел бы нужды ни в каком увещании, а одного этого было бы достаточно для возбуждения в тебе полного благоговения, если только ты не пал слишком глубоко» (святой Златоуст).

Суд яст,– предполагает в минуту самого вкушения бывающий приговор суда Божия,– и не это только, но и присуждение наказания. Приговор суда пред сим указан: повинен Телу и Крови Господни; а здесь разумеется присуждение наказания. «Прияв дар противозаконно, не только не получишь от того спасения, но еще понесешь наказание за поругание» (Феодорит). Какое наказание? – Как вина одна, а степени ее разны, так и наказания; и одни в сей жизни совершаются, и иногда тотчас, а другие оставляются до будущей жизни. Все, как судит правда Божия и милость к нам, даже в самом наказании. Что на недостойно причащающихся посылаемы были наказания еще в сей жизни, опыты сего были у самих коринфян, как вслед за сим сказывает Апостол.

Официальный сайт Введенского
ставропигиального мужского монастыря



Доступно в Гуглплей

До­ро­жи вре­ме­нем, оно не­во­зв­рат­но, вни­май бо­лее се­бе, да сос­то­ит в сем-то твой и под­виг.

преп. Лев

Тщес­ла­вие и гор­дость хо­тя од­ной зак­вас­ки и од­но­го свой­ства, но действие и приз­на­ки их раз­ные. Тщес­ла­вие ста­ра­ет­ся улов­лять пох­ва­лу лю­дей и для это­го час­то уни­жа­ет­ся и че­ло­ве­ко­у­год­ни­ча­ет, а гор­дость ды­шит пре­зо­р­ством и не­у­ва­же­ни­ем к дру­гим, хо­тя пох­ва­лы так же лю­бит.

преп. Амвросий

Что­бы по­мыс­лы тщес­лав­ные, как и дру­гие ху­дые, не при­хо­ди­ли,– это не­воз­мож­но, а толь­ко сле­ду­ет с ни­ми бо­роть­ся и при по­мо­щи Бо­жи­ей от­го­нять их.

преп. Иосиф

Перенесение мощей прп. Нектария, старца Оптинского в Оптину Пустынь (1989).

Духовные беседы с паломниками

Примирение

. Ты верно понимаешь то, что ежели ты свое собст­венное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою (преп. Иларион).

Природа

«Смотрите, какая картина, — начал батюшка, указывая на луну, светящую сквозь деревья. — Это осталось нам в утешение. Недаром сказал Давид пророк: «Возвеселил мя еси в творении Твоем. ». (Пс.91, 5). «Возвеселил мя», — говорит он, хотя это только намек на ту дивную, недомысленную красоту, которая была создана первоначально. Мы не зна­ем, какая тогда была луна, какое солнце, какой свет. Все это изменилось по падении. Изменился и видимый, и невиди­мый мир» (преп. Варсонофий).

Жизнь среди природы для приобретшего любовь и на­вык всматриваться в окружающее благодетельна тем, что спасает от мелочной односторонности мышления, сооб­щает воззрению широту, целостность и глубину. Знание, получаемое нами из того материала, который в письменных памятниках завещан нам от предков, в гро­мадном большинстве случаев есть разнородная, разнооб­разная, сбитая в памяти в одну кучу масса, которая боль­ше запутывает и подавляет, чем руководит. А были люди, которые смело говорили: «Так! Между людьми я невежда, и разумения человеческого нет у меня (т. е. земной мудро­сти), и мудрости я не учился, но ведение святых (т. е. небесную мудрость) имею» (см. Притчи Соломоновы, гл. 30, ст. 2—3) (преп. Варсонофий).

То, что я получаю от природы, раньше мне было неизвестно. Этим может наслаждаться только человек, жи­вущий среди природы. У нас в скиту — рай земной, который мне еще дороже потому, что я здесь надеюсь приобрести рай Небесный. Утешает нас Господь, живущих среди при­роды, убежавших от мнимых удобств жизни городской. У нас на вратах, обращенных к скиту, к церкви, написано: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил!» (Пс.83, 2). И это воистину так. (преп. Никон).

Причастие

. Весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Святых Тайн, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушные мытарства безбедно прохо­дит (преп. Антоний).

. Готовиться к приобщению Святых Тайн должно, и кто бы ни был служащий, Совершитель Христовых Тайн есть Сам Христос, а иначе думая, смертно согрешит человек (преп. Антоний).

В Таинстве покаяния, или что то же, исповеди, разрыва­ются векселя, т. е. уничтожается рукописание наших согре­шений, а причащение истинного Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно (преп. Варсонофий).

Пишешь, что после приобщения хорошо чувствовала себя — то слава Богу, утешающему наше недостоинство. А что скоро прошло, то и в этом отеческий Его Промысл о нас виден. Ибо постоянное утешение расслабляет душу и приводит ее к лености, а то и к большему вреду. Потому Господь и отнимает вскоре, и дает нам опять почувство­вать немощь нашу, и бессилие, и греховность. Надо больше смиряться, себя укорять, покаяние приносить в прегрешени­ях и не желать утешений, а с терпением переносить попу­щения. И за тщеславие попускается сухость и охлаждение (преп. Иосиф).

. Пишешь ты о неизреченной радости душевной после причащения Святых Тайн Христовых. Всеблагой Господь умеет утешать Своих рабов, часто изнемогающих под бременем скорбей, чтобы и на будущее время не унывали и не малодушествовали, а на милость Божию уповали. (преп. Анатолий).

. По искуплении человека Господь еще большею сла­вою и честью венчал его, например, в Таинствах Святой Церкви, особенно же в Таинстве Святой Евхаристии, к которой желают Ангелы приникнуть, ибо Искупительная Жертва приносится только за человека, но не за Ангелов. В этом, можно сказать, Ангелы как бы даже завидуют человеку, не имея возможности причащаться Святых Хрис­товых Тайн. (преп. Никон).

. Вы изволите писать. насчет вашего отлагательства к Таинству исповеди и Святому приобщению, и что даже вам казался духовник страшен! Но, однако, Милосердый Всемогу­щий Господь изобличил вас томящего злокозненного врага, всеваемые плевелы им в вашу незлобивую душу и показал вам явственно, что все мнения оказались ложными и непотребными. А потому, обманувшись от такового коварника, да положим при помощи Господней начало впредь не отлагать время за время и день за день, но да со усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать поча­ще к Святым и Животворящим Тайнам! А что вы уже на самом опыте в день приобщения Святых и Животворящих Таинств чувствовали душевную отраду довольно утешитель­ную и прохладительную, трезвением и легкостью преиспол­ненную! Но хотя на другой день и попустилось вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попущается. (преп. Лев).

. Когда человек безо всяких чувств и движений, то тогда он из несчастнейших находится несчастнейшим, потому что не может принести тайны раскаяния, или покая­ния, пред духовным отцом и восприять Святые и Живо­творящие Тайны Христовы во оставление грехов! А кто хотя и до крайности поражен болезнью, да в здравом чувст­вии всего удостаивается, и счастливейший (преп. Лев).

После приобщения надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, т.е. на прежние грехи (преп. Амвро­сий).

Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать. Если большая частица Святых Даров, то раздроблять , а маленькую так проглотить, и не обращать внимание на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других (преп. Амвросий).

Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинст­ва Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и празд­ны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступа­ем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если присту­паем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опеча­лившими нас (преп. Амвросий).

Пишешь, что матушка игуменья N. давно не причаща­лась Святых Тайн, и теперь все отлагает по той причине, что по слабости телесной не может бывать церковных службах. Ежели она больна, тем более не должно отлагать причащение Святых Тайн, так как это главное врачевство духовное, нередко и телесное. Если матушка Игуменья не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Святых Тайн в келье, ничтоже сумняся. Врачи телесные обыкновенно при­ходят к слабым больным, а не больные к ним. Так посту­пает и Врач душ и телес наших, Господь наш Иисус Хрис­тос, приходя Святыми Своими Тайнами в келью больных. Больная матушка Игуменья спрашивает: что нужно вычи­тывать в келье, не бывая в церкви. Приготовляясь к прича­щению, можно с вечера вычитывать в келье 9-й час, малое повечерие, среди которого прочитывать акафист Спасителю и Божией Матери с канонами Ангелу-хранителю. Отходя ко сну, читать конец повечерия и вечерние молитвы. Утром читать утренние молитвы, шестопсалмие, 12 псалмов, 1-й час и молитвы ко причащению с каноном, потом 3-й и 6-й час и изобразительные, а при большей слабости болезнен­ной можно и это сократить, довольствуясь утренними молит­вами и молитвою ко причащению (преп. Амвросий).

Пред причастием читать святого Ефрема Сирина о по­каянии (преп. Амвросий).

Нужно более читать книги в этот день (когда прича­стишься), особенно Новый Завет, Послание к Ефесеям и Апокалипсис (преп. Амвросий).

Пришлось вам поготовиться к принятию Святых Тайн всего два дня. Ну, что же делать? Ведь это по нужде. В другой раз подольше поговеете (преп. Иосиф).

С момента причастия Святых Христовых Тайн до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания, и греха в этом нет (преп. Никон).

Во время причастия, поднимаясь на амвон, сделала земной поклон. Это. смутило М. и она сказала батюшке в беседе, а он на это: «Если бы сейчас ты увидала перед собой Господа, не пала ли бы ты перед Ним на колени?» (преп. Никон).

Желаешь поговеть и неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн: самое нужнейшее к оным приуготовление _ оставлять ближним согрешения их, по слову Господ­ню: «если оставляете ближним согрешения их, и Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваша; если не оставляете им согрешения их, то ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» (Ср.: Мф.6,14—15), и иметь мытарево смирение, так бывает истинное покаяние, и во смирении нашем помянет нас Господь и пошлет Свою помощь в делах наших, при нашем благом произволении (преп. Макарий).

При сознании своего недостоинства и покаянии в гре­хах Бог прощает грехи наши, и таинства бывают нам в очищение грехов, но кто же будет столько безумен, что сочтет себя достойным Таинства причащения? Когда и святые, Великий Василий и Иоанн Златоуст, считали себя недостойными, то мы посмеем ли считать себя когда до­стойными? А это сеть вражия, хотящая тебя смущать. Тог­да недостоинство осуждает нас, когда мы, валяясь в тине грехов и в злобе, и тако дерзаем, но с покаянием и сми­рением приступая, получаем прощение (преп. Макарий).

Последовавшее с тобою искушение после причастия Святых Тайн произошло не оттого, что ты, как пишешь, без усердия ходила в церковь и в келье молилась без внимания, а оттого, что без смирения приготовлялась, а если бы при­ступала, как мытарь, со смирением и помнила, что приняла Самого Господа внутрь себя, смирившего Себя нас ради, то вся бы гордость попрана была и в прах обратилась и не могла бы подвигнуться от одного слова, сказанного сест­рою, не думала бы о том, что кто на тебя смотрит. Сам Владыка удостоил посетить дом души твоей, а Ему пред­стоят Небесные Силы, но что делать! когда не могла тогда употребить в пользу того случая, то теперь укори себя, смири, приноси покаяние, и получишь милость Божию, а впредь старайся помнить свою немощь и худость и не подвигаться от слова, а чрез оное исцелять себя от гор­дости (преп. Макарий).

За неимение чувств во время причащения не смущайся, но смиряйся, будут и чувства: оные даруются смиренным, и когда мы себя совершенно осудим, не опираясь отнюдь на свое достоинство (преп. Макарий).

Говеть Господь да благословит тебя. Воздержание имей по силе и обрати внимание на внутреннее делание: самоукорение, смирение, терпение, любовь; ближних не зазирай и не осуждай, свои грехи и немощи смотри (преп. Макарий).

Как часто причащаться

По заповеди церковной православные христиане долж­ны приобщаться Святых Тайн во все четыре поста, а од­нажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же совето­вал бы я приобщаться кроме постов и в большие проме­жутки, как, например, между Успенским и Рождественским постом (преп. Амвросий).

В конце письма вы изъявляете желание вследствие своей болезненности почаще приобщаться Святых Христо­вых Тайн — желание ваше похвальное. Сами вы написа­ли, что после причащения Святых Христовых Тайн вам делается лучше и на душе и по телу. Потому не смотрите на свое заболевание, а хоть в келье сообщайтесь Святых Тайн почаще (преп. Иосиф).

Что лучше — редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению — одинако­вые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таин­ству (преп. Никон).

Пишете вы о желании вашем часто приобщаться Свя­тых Тайн Тела и Крови Господа нашего. Дело благое, толь­ко нужно приступать с должным благоговением и подготовкой по чину церковному (преп. Анатолий).

Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых — в этом великая помощь и милость Божия (преп. Амвросий).

Ты в болезни приобщалась Святых Тайн Христовых каждую неделю, и сомневаешься, не часто ли. В серьезной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Тайн и чаще. Нисколько не сомневайся в этом (преп. Амвросий).

Частое причащение Пречистых Тайн Христовых весьма хорошо бы и спасительно, ежели бы не сопрягалось в вас с сим ропота и осуждения других за сребролюбие; вы видите в других сучец, а в себе бревна не замечаете. Посему лучше раз или два приступить, но без ропота, нежели часто с роптанием и осуждением других. В первые века хри­стианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение Литургии, но после Церковь постановила не­пременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причащению Та­инств, первое исполняют очень редкие, да и последнее не все делают, неужели сему причиною бедность? Совсем нет! но привязанность к миру и вещам его и охлаждение в вере (преп. Макарий).

Произволение

. Где произволение, там и помощь Божия будет, хотя враг и не престанет воздвигать бурю страстей ваших, но это искус вашему произволению, тут-то и вопийте ко Гос­поду: «Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8, 25), и сами употребите старание самоукорения и смирения, и увидите укрощающуюся бурю, и тишина велия водворится в сердцах ваших (преп. Макарий).

При всяком благом произволении к добру надобно ожидать искушения от противной силы, ненавидящей сего. Вы это знаете довольно и знаете, что нужно к отражению оной и побеждению: познание своей немощи, самоукорение, сми­рение и к Богу взывание (преп. Макарий).

С нашей стороны вся сила и важность сего дела состо­ит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу, тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

. Дело нашего спасения зависит и от нашего произ­воления, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое (преп. Амвросий).

Проклятие

. Клятвы его опасаться не должно, ибо клятва изрыгается от злого духа, а не от человека, а потому страха оного вражия не должно бояться и смущаться, яко с нами Бог (преп. Антоний).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: