Кто председатель конституционного суда рф 2021

Обновлено: 24.04.2024

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет.

Часть 2 утратила силу с 9 ноября 2020 г. - Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ

Информация об изменениях:

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по личному письменному заявлению могут сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации без прекращения его полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Лицо, занимающее должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, с прекращением полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации одновременно утрачивает статус Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального конституционного закона

Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального конституционного закона от 02.06.2009 N 2-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет.

(часть первая в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть вторая утратила силу. - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 N 5-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

(часть третья в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по личному письменному заявлению могут сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

(часть четвертая в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Полномочия Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации без прекращения его полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Лицо, занимающее должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, с прекращением полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации одновременно утрачивает статус Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

(часть пятая в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ в пункт 1 части первой статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ в пункт 2 части первой статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;

3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 9 ноября 2020 г. - Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации, численность и структуру аппарата;

5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального конституционного закона


Выступая в Совфеде после своего переизбрания, Валерий Зорькин подчеркнул, что в своих решениях Конституционный Суд всегда руководствуется только принципами Конституции РФ, хотя некоторые его решения, как, например, по смертной казни или по ЮКОСу, нравятся далеко не всем. Также он отметил значимость определений КС для судей и адвокатов.

Сегодня Совет Федерации переназначил Валерия Зорькина на должность председателя Конституционного Суда. Его кандидатуру на пост руководителя высшего органа конституционного правосудия страны представил Президент РФ Владимир Путин, а затем ее поддержал Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.

Валерий Зорькин избран на эту должность в шестой раз: он занимал этот пост в период с 1991 по 1993 г., а затем вновь стал председателем КС РФ в 2003 г. и переизбирался в 2006, 2009 и 2012 гг. Его полномочия продлятся до 2024 г.

После своего переназначения Валерий Зорькин выступил с короткой речью в Совете Федерации, напомнив, что Конституционный Суд хотя и не разрешает конкретных дел, которые рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но вместе с тем сопричастен к ним, решая вопрос о судьбе законов и других нормативно-правовых актов.

«И естественно, если Конституционный Суд принимает решения, которые показывают в какой-то степени недостаток закона или его правоприменительной практики, то тогда такое дело пересматривается», – отметил он.

Валерий Зорькин добавил, что далеко не все довольны решениями, которые выносит Конституционный Суд. В качестве примеров он привел два решения по смертной казни, вынесенные в 1999 и в 2009 гг., в соответствии с которыми смертная казнь не применяется, хотя в Уголовном кодексе она предусмотрена. «Тогда 70% населения поддерживало, чтобы за особо тяжкие преступления против жизни была, наоборот, смертная казнь. Но Конституционный Суд исходил из того, что в свете нашей Конституции и обязательств, данных Россией при вступлении в Совет Европы, мы не могли по-другому поступить. Это было сложное решение при такой ситуации в стране», – рассказал председатель КС РФ.

Он также привел и иной пример дела, решение по которому вызвало критику Суда, а именно дело ЮКОСа: «Здесь недовольна была Европа. Но, вступая в Совет Европы, мы руководствовались своей Конституцией. Я просто напомню, что Конституционный Суд исходил из того, что есть трехлетний срок взыскания по налоговым платежам. ЮКОС не платил, а когда дело дошло до суда, то трехлетний срок уже истек. Но Суд занял такую позицию: если плательщик препятствовал взысканию налога и работе налоговой комиссии, если он своими действиями искусственно тормозил нормальное течение трехлетнего срока для взыскания, конечно же, это является нарушением Конституции».

Валерий Зорькин отметил, что, хотя решение Конституционного Суда по этому делу вынесено в 2005 г., Страсбургский суд не мог определиться с решением в течение почти 10 лет. «Наконец, он решил, что акционеры были обижены и поэтому решение России было неправильным. Мы не против того, чтобы эти акционеры получили свое вознаграждение, если они его заслуживали, но это акционерное общество, и там нет такой ситуации, когда только руководство отвечает, а акционеры ни при чем – они несут солидарную ответственность. Что мы сказали западным государствам – пожалуйста, помогите России: откройте счета, которые были выведены из страны, посмотрите, сколько там денег, и, пожалуйста, заплатите акционерам, перед этим уплатив долги, которые не уплатил ЮКОС. Конечно, это решение многим не понравилось, но у Конституционного Суда не было никакой другой возможности решить это дело иначе», – заявил судья.

Кроме того, Валерий Зорькин отметил, что хотя не все дела равнозначны и по ним выносятся постановления, но КС выносит ежегодно тысячи определений, многие из которых также содержат разъяснения о том, что закон не может быть признан неконституционным, так как совершенно очевидно отсутствие какой-либо его неопределенности. «Такие определения тоже служат ориентиром для практики: для адвокатов, практикующих в судах, и для самих судей», – подчеркнул председатель КС РФ.

В завершение выступления он сказал, что в своей работе Суд имеет дело со множеством сталкивающихся интересов: законодателя, правоприменителя, граждан, государства и др. «Хочу заверить, что хотя Конституционный Суд, наверное, и имел практику, когда были не очень удачные решения с профессиональной точки зрения, но мы всегда стремились к тому, чтобы выполнять принципы Конституции – никому и ничему больше Конституционный Суд не подчиняется», – констатировал Валерий Зорькин.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О Конституционном суде Российской Федерации

(с изменениями на 1 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 1 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
24 июня 1994 года

Одобрен
Советом Федерации
12 июля 1994 года

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

Организация Конституционного суда Российской Федерации и статус судей

Глава I.
Общие положения

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля

Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации:

1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

3_1) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле;

3_2) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации;

3_3) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

4) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5_1) по запросам Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

5_2) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Части вторая - четвертая предыдущей редакции с 31 декабря 2001 года считаются частями третьей - пятой настоящей редакции - Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 года N 4-ФКЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: