Кто помог мартину лютеру бежать после суда

Обновлено: 24.04.2024

За несогласие с официальной церковной доктриной! Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что-либо, что приближало бы его ко спасению. Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди. Человек свободен отвергнуть эту благодать, но если он принимает ее и совершает благие дела, то это вменяется ему в заслугу. Лютер же утверждал, что, когда благие дела совершаются с оглядкой на будущее воздаяние, это уже не заслуга, а грех, достойный проклятия. Лютер считал, что месса — вовсе не повторение жертвоприношения Христа. Евхаристические вино, как и хлеб, следует давать и мирянам. Согласно церковному учению, в таинстве евхаристии хлеб и вино действительно превращаются в тело и кровь Христовы, сохраняя только внешние признаки (акциденции) хлеба и вина. Этой доктрине, известной как учение о пресуществлении (transsubstantiatio), Лютер противопоставил свое собственное учение о «сосуществовании» (consubstantiatio), или «соприсутствии» : после освящения Св. Даров сущности хлеба и вина продолжают наличествовать в них вместе с сущностями тела и крови Христовых. Священник не совершает никакого чуда, так как Христос присутствует всегда и во всем. Священнослужитель всего лишь открывает глаза верующим, показывая им его присутствие, ибо, хотя Бог и Христос присутствуют во всем, это присутствие не всегда бывает явным. После публикации этого трактата Эразм объявил, что раскол между Лютером и церковью стал неустранимым.

Столь же революционным было и учение о священстве всех верующих. В сочинении О свободе христианина (Von der Freiheit eines Christenmenschen) Лютер утверждал, что миряне не должны зависеть от священнического сословия, т. к. священник — просто член церкви, поставленный исполнять конкретное служение.

Мартин Лютер (1483-1546) был немецким священником, который возглавил движение протестантских реформаторов. Его предки были крестьянами, и от них он унаследовал такие черты характера, как сильная воля и упорство в отстаивании своего мнения. Лютер не только умел говорить с простыми людьми, но и хорошо писал на языке народа. Его перевод Библии на немецкий язык сразу же стал очень популярным благодаря простоте и доходчивости. Вместе с тем он был одним из образованнейших людей XVI века. Вот почему он сумел найти себе союзников и среди широких народных масс, и в немецкой аристократии.
Свою деятельность он начал еще монахом. В 1507 году Лютер стал священником и начал преподавать теологию в университете города Виттенберг в Саксонии. 31 октября 1517 года Лютер вывесил на церковных дверях листы с 95 возражениями против учения католической церкви.
Прежде всего он протестовал против права пап прощать грехи за деньги. Продажа индульгенций, подтверждающих отпущение грехов, была важной статьей доходов католической церкви. Лютер также утверждал, что большинство священнослужителей забыли об учении Христа и заботятся только о личном обогащении.
Он также верил, что учение Господа основывается только на Библии. Истинный христианин, утверждал Лютер, должен изучать только Библию, а произносить определенное количество молитв и совершать постоянные церковные обряды вовсе не обязательно. Бог находится внутри каждого человека, и главное — искренне верить в него. Все это означало, что вся огромная церковная иерархия, существовавшая в католической церкви, не имеет особого значения и лишь мешает верующим.
Конечно, все это навлекло на Лютера неприятности. В 1520 году он был отлучен от католической церкви папой. В следующем году король Карл V распорядился, чтобы Лютер предстал перед специальным собранием всех немецких кардиналов. Но, несмотря на то, что сам император обвинял его, Лютер по-прежнему отказывался отречься от своих убеждений. Поэтому он находился в постр-янной опасности, над ним нависла угроза смертной казни.
Однако, к счастью для Лютера, правитель Саксонии защитил его, к нему присоединились и некоторые другие немецкие кардиналы. В учении Лютера они увидели путь к независимости от власти не только папы, но и короля. Вот почему власти Саксонии не только помогли ему бежать, но и укрыли его от преследователей. Остаток жизни он посвятил преподаванию богословия и писанию своих сочинений. Лютеру даже удалось жениться и создать большую семью.
Еще при жизни Лютера его последователи (получившие прозвище «лютеране» ) образовали новую, протестантскую церковь, которая отделилась от католической церкви

Потому что он перевёл и издал библию на немецком языке, и все захотели, читать её тогда появилась немецкая конфесия, чего не хотел Рим, сначало он даже хотел напасть на Германию и убить Лютера, но у него уже было слишком много заступников, тогда они смирились с этим, даже провели одну службу в Риме на библии перевода Лютера, но всё равно его отлучили))) )

В 2017 году исполняется ровно 500 лет, как Мартин Лютер прибил на дверях церкви в Виттенберге листок со своими 95 тезисами, с чего и началась эпоха, которую немцы называют Реформацией, французы – Ренессансом, а Итальянцы – Возрождением. Лютер изменил культурную и религиозную жизнь миллионов людей на несколько веков вперёд. Он вошёл в историю, как лидер протестантского движения и старейшей его конфессии – лютеранства. И сегодня мой рассказ о супругах Мартине и Катарине Лютер.


Матин Лютер родился 10 ноября 1483 года в семье новых немецких буржуа. Его отец, потомственный крестьянин, спасая семью от нищеты, отправился работать на медные рудники, накопил денег и осел в городке Мансфельд, где стал образцовым бюргером, положив все свои силы на образование детей.

Главной надеждой был Мартин. Отец хотел, чтобы сын выучился и стал бургомистром. Мартин поступил в университет в Эрфурте, получил титул магистра свободных искусств и продолжил образование на юридическом факультете. Но вдруг внезапно прервав обучение, в 1505 году Лютер уходит в Августинский монастырь в Эрфурте. Дело в том, что во время учёбы молодой человек познакомился с идеями гуманистов, заинтересовался возможностями улучить человечество, и пришёл, естественно, к выводу, что человека может усовершенствовать только христианство.


Лютер пришёл в монастырь со страстным желанием познавать Священное писание. Он подстёгивал ум жёсткой аскезой, буквально хотел взять небеса штурмом, строго постился, даже не ел по три дня подряд, не мылся, не менял одежду, спал на полу и чуть не умер от переохлаждения. Все эти ограничения он наложил на себя сам помимо обычных монастырских аскез. За три года в монастыре его здоровье серьёзно пошатнулось. Но самое ужасное то, что он стал настоящим испытанием для монастырской братии. Лютер день и ночь выискивал у себя пороки и изнурял исповедями священников. Однажды он исповедовался шесть часов подряд, пока духовник не сказал ему: «Человек, Бог не гневается на тебя, это ты гневаешься на Бога».

Первым искушением в списке его грехов было маловерие. Вопрос веры изначально волновал Лютера более всего. Ничего так не изумляло его в Библии, как вера её персонажей. То, что Мария поверила Архангелу Гавриилу, что Иосиф поверил сну, который утешил его в несчастьях, что пастухи поверили апостольской песне, которую услышали из разверзшихся небес, что волхвы готовы были идти в Вифлеем, едва услышав слово пророка. Лютер по-новому осмыслял евангелие.

Через три года к радости братии монастыря Мартина Лютера отправили преподавать в Виттенбергский университет. Здесь он познакомился с трудами блаженного Августина. И ключевой фразой для него стали слова св. Августина : «Люби Бога и поступай по желанию своему». Эта фраза как бы открыла ему дверь в новую жизнь. Вера стала краеугольным камнем философии Лютера. Он писал: «Единственное, что нужно для спасения – это искренняя вера. Христианин имеет всё, что ему нужно, в вере и не нуждается ни в каких делах для оправдания себя».

В октябре 1517 года Мартин Лютер нанёс первый удар по католической церкви. К двери в храме Виттенберга он прибил 95 тезисов, в которых просил католическую церковь отказаться от индульгенции. Проще говоря, он просил церковь отказаться от денег. Папа Римский Лев Х выпустил буллу, в которой отлучил Лютера от церкви, а Лютер сжёг эту буллу во дворе виттенбергского храма. Так началась Реформация.


Храм в Виттенберге, к двери которого Лютер прибил 95 тезисов.

Немецкое общество разделилось. На одной стороне были католики, на другой последователи Лютера. Католики продавали индульгенции, как бы говоря: «Всё можно за деньги». Лютер говорил: «Можно всё просто так. Но не совсем просто так, а за веру». Будучи человеком из народа, Лютер понимал, что крестьянам надо говорить попроще. И говорил: «Твой единственный долг перед Богом – веровать в него и исповедовать эту веру. Во всём остальном ты можешь делать всё, что хочешь, не боясь повредить своей совести. Ты можешь бросить жену, предать хозяина, нарушить любое обещание. Богу нет до этого никакого дела». Он только забыл сказать, что настоящая вера – это дар очень редкий, которым обладают избранные.

Христианская свобода, о которой так много говорил Лютер, дала блудливое эхо. Священники и монахи услышали в слове «свобода» разрешение грешить, народ – право грабить церкви, а князья – запах денег и решимость грабить крестьян. Зарождался новый класс буржуазии, мыслящий категориями исключительно материальной выгоды и не опирающийся уже на христианские заповеди. Новая лютеранская вера не требовала расходов в отличие от католичества, поэтому была выгодна. Множество богатых и знатных семей стали поклонниками учения Лютера.

Одним из знаменитых учеников Лютера был Великий магистр ордена Тевтонских рыцарей Альбрехт Гогенцоллерн. Он предал свой орден, стал лютеранином, а государство Тевтонских рыцарей, которое несколько веков существовало в Европе, было преобразовано в Прусское герцогство. Великий магистр ордена Альбрехт стал первым герцогом Прусским. В результате, орден Тевтонских рыцарей практически распался, на Моравии тевтонцы потеряли всё своё имущество.


Моравский замок Аустерлиц, построенный на фундаменте старой тевтонской крепости.

Поскольку власть имущие почувствовали, что никакой закон их больше не связывает, крестьянам были подняты подати, что привело к массовым народным волнениям. В 1524 году началась настоящая крестьянская война в немецких землях. Требования крестьян основывались на Священном писании, переведённом Лютером на немецкий язык, что сделало его доступным для народного чтения. Крестьяне хотели отмены крепостного права и податей, разделения между ними церковного имущества и свободы евангельской проповеди на немецком языке. В общем, приблизительно того же хотели последователи Яна Гуса сто лет назад в Чешском королевстве, но их идейный вдохновитель был сожжен на костре, а Чешское королевство практически превратилось в руины в результате гражданской войны. Мартин Лютер тоже боялся, что его может постичь участь Яна Гуса, но время было другое, да и знатных покровителей у него было очень много. Сам курфюрст Фридрих Мудрый покровительствовал Лютеру.

Крестьянская война в немецких землях приняла угрожающие масштабы. Горели церкви, крестьяне убивали священников. По сравнению с отрядами повстанцев, католические монахи казались невинными агнцами. Народный герой Лютер призвал к миру, но его не хотели слышать. И тогда крестьянский сын Мартин Лютер призвал убивать бунтующих крестьян: «Каждый, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, также, как убивают бешеную собаку». Крестьянское восстание было жестоко подавлено. По оценкам историков в нём приняло участие около 300 тысяч человек, около 100 тысяч погибло.

Ещё одним итогом учения Лютера стал массовый исход монахов из монастырей. Лютер писал: «Обычная девушка не может обходиться без мужчины, как не может обходиться без еды, питья, сна. Деторождение является глубокой надобностью нашей природы. Монахини, принуждаемые к целомудрию, исполняют чужую волю. Они познают ад в земном бытии и не избегнут адской муки в мире потустороннем. Надо положить конец практике неправедного целомудрия».

У «Декамерона» Боккаччо появился конкурент – книга Симона Лимния о шалостях бывших монахов «Монахопорномахия». Настало время свободной любви, все жили со всеми и, «не жалея живота своего», поднимали кружки пива за Мартина Лютера. Его портреты с нимбом над головой продавались гораздо лучше икон.


Монастырь в Лоуке возле Зноймо

Одним из опустевших монастырей на Моравии был монастырь в Лоуке возле Зноймо. Аббат женился, монахи разбежались. Осталось только 7 молитвенников, сохранивших верность католической церкви. Монахи считались завидными женихами, ведь уходя из монастыря, они прихватывали с собой церковные ценности.

Уходили из монастырей и монахини. Однажды апрельской ночью перед Великой субботой 1523 года в монастыре цистерианок Нимбшен двенадцать монахинь по верёвкам перебрались через монастырскую стену и совершили побег. За стеной их уже ждала повозка с бочками из под селёдки. Три дня путешествия в бочках, и беглянки оказались на безопасной территории – в Виттенберге. Помог им бежать сторонник Лютера Леонард Клоппе. Три девушки сразу знали, куда им податься, оставшихся девять расквартировали в домах уважаемых бюргеров Виттенберга. Для устройства судьбы бывших монахинь необходимо было выдать их замуж. Мартин Лютер чувствовал ответственность за них и решил сам лично найти им женихов.

Одной из беглянок была Катарина фон Бора, происходившая из семьи обедневших саксонских дворян. Её мать умерла, когда Катарине было пять лет. Отец поспешил жениться, а девочку отдали на воспитание в монастырь. Больше родных она не видела. В монастыре Катарина выросла, получила прекрасное по тем временам образование и смирилась со своей участью. Она вела дела монастыря, занималась садоводством, рукоделием, знала свойства целебных трав, а также владела немецким, греческим и латынью.


Руины монастыря Нимбшен

Сёстры тайно пронесли в монастырь запрещённые книги Лютера, которые стали настоящим откровением для молоденьких монахинь. Опираясь на слова Священного писания, Лютер ставил под сомнение авторитет папы Римского, он ставил с ног на голову сложившиеся веками устои церкви и главное – он писал, что «плодитесь и размножайтесь» является настоящей жизненной задачей женщины, а вовсе не монашеские обеты. Под влиянием книг Лютера девушки бесстрашно решили бежать, а ведь в случае поимки их ждало или пожизненное заключение в монастырском подвале или даже смертная казнь.

Катарина выделялась среди беглянок своим умом и деловитостью. Она осталась жить у друга Лютера аптекаря и художника Лукаса Кранаха. Через год она была единственной из всех беглых монахинь, которую не смогли выдать замуж. Ей нравился студент из Нюренберга, но тому не разрешили родители выбрать себе такую пару. Потом её познакомили со священником Каспаром Глацем, но у них не сложилось. В сердцах Катарина воскликнула, что «лучше уж выйдет за доктора Мартина Лютера». И Лютер задумался.

Несмотря на то, что в каждой проповеди Лютер говорил о браке, об отмене целомудрия, о пользе добрачного сожительства и свободных отношений, сам он жениться не хотел. Он боялся. Страхов было много. Он боялся участи Яна Гуса, боялся семейного быта, незнакомой женщины в одном с ним доме, боялся, что не сможет обеспечить семью, и боялся Бога. Он глубоко в душе оставался католическим монахом, периодически приходящим в ужас от содеянного. Он даже никак не мог расстаться с монашеской одеждой. Проповедуя отмену монашества, он продолжал носить рясу августинца.

Но была ещё одна причина, по которой Лютер не хотел жениться. Он боялся повредить своей репутации. Он хотел быть святее папы Римского, проповедовать целомудрие, как Божий дар, доступный избранным. Он желал остаться для людей избранным.

Но из-за своих постоянных высказываний о ненужности целомудрия и воздержания, о нём ходили сплетни, как о страстном герое-любовнике. И друзья советовали ему всё-таки жениться, чтобы фигура лидера реформации не стала персонажем анекдотов.

Катарину Лютер «не любил и считал гордячкой». Перед самой свадьбой Лютера охватил такой страх, что он намеревался сбежать. Но Катарина своевременно успела запереть дверь и поговорила с Лютером, как «монах с монахом». Свадьба состоялась 27 июня 1525 года в самый разгар крестьянской войны. Чтобы не привлекать внимания, на бракосочетании присутствовали только четверо друзей Лютера. Лютеру было 42 года, а Катарине 26 лет.


Не известно, понимала ли Катарина, на что обрекает себя, идя с Лютером под венец. Ведь он был закоренелый холостяк, аскет, без собственного дома и без умения вести хозяйство.

Молодожёны поселились в опустевшем Чёрном монастыре. У Лютера была только одна смена белья, одна ряса, соломенный матрас без белья, на котором он спал, и солома которого начала гнить от его пота и источала страшное зловоние.

Катарина, к большому неудовольствию Лютера, матрас сожгла, комнаты проветрила, окурила душистыми травами, завела Лютеру несколько смен белья и заставила Лютера выкупаться. Она стала вести хозяйство, ухаживала за садом и огородом, разводила кур и домашний скот, варила пиво и разводила в пруду рыбу. Черный монастырь со временем она превратила в довольно уютное семейное гнездо. Лютер, конечно, предпочёл бы жить в маленьком доме в Виттенберге, как его друзья – бюргеры. Но у Катарины были другие планы. Она занялась реставрацией монастыря, а в одном из крыльев открыла пенсион с полным довольствием. Цены там были выше, чем в других подобных заведениях, но отбоя от постояльцев не было, ведь многим хотелось встретиться со знаменитым проповедником и посидеть с ним за столом.


Дом Лютера в Виттенберге

Катарина открыла в монастыре и трактир, где каждый день собирались профессора, студенты, приезжали даже герцоги и курфюсты, превратив Чёрный монастырь в место паломничества последователей Лютера. За столом всегда присутствовала и Катарина. Она пользовалась большим уважением мужа, хотя он называл её в шутку «повелительницей свинарника».

Благодаря предприимчивости Катарины семья имела на что жить. Лютер преподавал в университете, проповедовал в храмах, был настоятелем 11 монастырей, но почти все деньги раздавал, так как боялся прослыть скрягой, да и обет нищеты, данный когда-то в юности, не давал ему покоя. Он вообще постоянно боролся с депрессией. Несмотря на счастливый брак, он впал в глубокий духовный кризис. Лютер писал: «Сам я неоднократно был подводим к самому краю бездны и отчаянья, страстно сожалея о том, что был сотворён. Любить Бога? Я ненавидел его!»

Ему снились по ночам кошмары, снилась геенна огненная, где они с Катариной будут мучиться за нарушение обета безбрачия. Католики распространяли слухи, что в Черном монастыре Лютер открыл бордель, где живёт с беглыми монахинями. Катарину в прессе называли «монашеской потаскухой». Герцог-католик Георг Саксонский потребовал у Лютера прекратить разврат и расстаться с Катариной. Лютер стал постоянно болеть. Его мучил геморрой, запоры, камни в почках и хронический насморк. Катарина мужественно всё переносила. К тому же ещё и рожала детей. Их у неё было шестеро. В доме также постоянно жили приёмный дети, иногда до девяти человек одновременно. Катарина занималась с детьми сама. К мальчикам в старшем возрасте приглашали учителей, а девочек Катарина продолжала учить. Катарина была мужу советчицей, помощницей, посредницей в спорах. Позже он писал: «Навряд ли дело моей жизни и Реформация удались бы, если бы не активность и участие моей Кэтэ».


Семья Мартина Лютера. Он сочинял песни на церковные темы.

К концу жизни Мартин Лютер был одним из крупнейших землевладельцев в округе. Из нищенствующего монаха он превратился в зажиточного бюргера, в доме которого каждый день подавали мясо или рыбу, что было по тем временам редкостью. В доме Лютера был удобная уборная, рукомойники и даже баня.

В 1542 году тяжело заболела дочь Катарины и Мартина двенадцатилетняя любимица семьи Магдалена. Спасти её не удалось. Вообще, до взрослого возраста дожили только трое из шестерых детей Лютера. Всё это усугубило его депрессию. И 18 февраля 1546 года Мартин Лютер умер в Айслебене от сердечного приступа. Катарина узнала об этом только через два дня. Лютера похоронили в виттенбергском храме, на дверях которого он прибил когда-то свои 95 тезисов.

Катарина прожила вдовой шесть лет. Это были очень тяжёлые годы. Началась Шмалькальденская война, войска католиков осаждали Виттенберг, и семье пришлось бежать в Магдебург. Ей помогал Саксонский курфюрст и датский король Кристиан III. Через два года она вернулась в разорённый дом в Виттенберге, и начала всё заново. Но университет закрыли, студентов не было, пенсион пустовал. Она писала письма, просила о пожертвованьях.

В 1552 году в Виттенберге разразилась эпидемия чумы. Катарина запрягла повозку, собрала вещи, посадила на повозку детей и отправилась в Торгау. По дороге на крутом повороте повозка опрокинулась. Катарина получила тяжёлые переломы. Её привезли в Торгау, где 53-летняя Катарина промучилась два месяца, но надлежащего ухода не было, она не могла двигаться, даже ходить в туалет, начались пролежни, и Катарина умерла от застоя в лёгких. Похоронили её в Торгау вдали от мужа.

В 2003 году немецкий канал ZDF проводил опрос «Величайший немец в истории Германии». Мартин Лютер занял второе место. На первом, кстати, оказался Конрад Аденауэр, первый канцлер ФРГ и почётный рыцарь ордена Тевтонских рыцарей, а на третьем Карл Маркс.

Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке “Поездки с нами”

Говорил ли что-то основатель протестантизма, переводчик Библии на немецкий язык Мартин Лютер (1483–1546) о своем современнике, астрономе, создателе гелиоцентрической системы мира Николае Копернике (1473–1543)? И если да, то что? Этой исторической загадке посвящена статья канд. физ.-мат. наук, членкора Международной академии истории науки, старшего научного сотрудника Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, зам. главного редактора журнала «Вопросы истории естествознания и техники» Дмитрия Баюка. В этом году исполняется 540 лет со дня рождения и 470 лет со дня смерти Коперника.

Николай Коперник

Тридцатые годы XVI столетия проходили для Мартина Лютера относительно спокойно. Время религиозных войн было более или менее позади, а болезни еще не очень докучали. Дом в Виттенберге, где он после 1525 года поселился с молодой женой Катариной фон Бора, бывшей монахиней, был открыт для самых разных людей, приходивших к обеду и утолявших не только телесный, но и душевный голод. Мартин Лютер во время еды рассуждал на самые разнообразные темы. Вот перечень лишь некоторых из них, как они даны в современном популярном издании: немного катехизиса, о законе и проповеди, о саксонском курфюрсте, о бесконечной молитве, Карл V в Аугсбурге, искушение дьявола, истинно верующий должен тревожиться.

Многие из приходивших, особенно те, кто бывал здесь регулярно, вели записи — сейчас нам известны 12 учеников, чьи записи этих застольных бесед так или иначе публиковались. Но самые авторитетные и внимательные наблюдатели — это Антон Лаутербах и Иоганн Аурифабер. Они подготовили и впервые издали свои записи в 1566 году, через 20 лет после смерти учителя.

Ранним летом 1539 года во время обеда разговор зашел о гелиоцентрической системе. Лютер высказался довольно раздраженно: «Говорят о каком-то новом астрологе, который доказывает, будто Земля движется, а небо, Солнце и Луна неподвижны; будто здесь происходит то же, что при движении в повозке или на корабле, когда едущему кажется, что он сидит неподвижно, а земля и деревья бегут мимо него. Ну, да теперь ведь всякий, кому хочется прослыть умником, старается выдумать что-нибудь особенное. Вот и этот дурак хочет перевернуть вверх дном всю астрономию. Но, как указывает Священное писание, Иисус Навин велел остановиться Солнцу, а не Земле». В записях Лаутербаха и Аурифабера были некоторые расхождения. Так, у Лаутербаха отсутствовал самый крепкий эпитет из записи Аурифабера — der Narr, «шут», «дурак». Но сути это не меняло: Лютер плохо относился к новой астрономии.

Нередко в этих застольях принимал участие Филипп Меланхтон, гуманист и столь же видный деятель Реформации, что и сам Лютер. Примерно в то же время и у него был случай выразить свое отрицательное отношение к Копернику в частном письме. Это единственные два эпизода, когда видные религиозные мыслители, современные создателю новой системы мира, высказались о ней неодобрительно.

Мартин Лютер

Оба эпизода были подробно исследованы, описаны и процитированы Леопольдом фон Прове, автором так и оставшейся непревзойденной биографии Коперника, первый том которой вышел в 1883-м, а второй — в 1884 году. Оттуда и берут все приведенную выше цитату, которая в нашем случае дана в переводе М. А. Энгельгарта (1861–1915). Цитируя Прове, этот достойный и уважаемый автор делает весьма характерную ошибку, повторенную потом многими: Лютер написал так о Копернике. Нет, нет! Лютер ничего о Копернике не писал, только говорил, причем не называя его по имени, и потом был даже лишен возможности отредактировать свои слова, записанные другими.

Непосредственным поводом для этого резкого высказывания послужил отъезд весной того же 1539 года еще одного виттенбергского профессора, Георга Иоахима Ретика, человека в Виттенберге довольно заметного, многих поражавшего своими энергией и восторженным энтузиазмом. Начать с того, что в качестве фамилии он использовал немецкое название тирольского местечка Реция, откуда был родом. Иногда его называли фамилией матери — де Поррис, которую он как-то еще в годы учебы тоже перевел на немецкий, записавшись фон Лаухеном. Если бы нам пришла в голову фантазия воспользоваться для чего-нибудь ее русским переводом, то мы назвали бы его Лук-Пореем. Причина в том, что отец Ретика был врачом и, как выяснил суд, на протяжении многих лет обкрадывал своих пациентов. В наше время это нормальная практика, но на закате средневековья подобное считалось постыдным, дети не хотели иметь с такими родителями ничего общего.

Ретик был блистательным математиком и пользовался покровительством самого Меланхтона. Его подозревали в гомосексуальных склонностях, и, когда подозрения подтвердились, Ретику пришлось срочно менять университет, несмотря на то, что он к этому времени уже стал деканом своего факультета. Разразившийся скандал не отвратил от него высокого покровителя, и Меланхтон помог Ретику получить место в Лейпциге. Это случилось в 1542 году, в самый разгар работы по изданию книги Коперника, рукопись которой Ретик привез в Виттенберг годом раньше, однако деканские хлопоты не позволили ему добраться с ней до типографии в Нюрнберге раньше весны.

Переезд в Лейпциг вынудил его оставить работу над книгой, передав ее столь же ревностному стороннику новой системы мира, тоже лютеранину, Андреасу Осиандеру. Последний не только довел до конца печать книги, но и снабдил ее необходимым, с его точки зрения, обращением к читателю. Это обращение было не подписано, и многие принимали его за авторское, хотя люди, более искушенные в литературе, сразу отметили очевидное несходство в стилистике предисловия и остальной книги.

Впрочем, таковых было совсем немного. Остроумный и язвительный Артур Кёстлер называл книгу Коперника «ворстселлером всех времен», заменяя бест- (от английского best, «лучший») в слове «бестселлер» на ворст- (от английского worst, «худший»), намекая на ее печальную издательскую судьбу: на протяжении XVI и XVII веков она переиздавалась всего четырежды, и ни один из тиражей не был распродан полностью. И это в то время как другие книги по астрономии переиздавались десятки раз: например, «Трактат о сфере» Сакробоско выдержал за то же время 59 изданий, а комментарии к нему Кристофа Клавия, впервые вышедшие в свет в 1570-м, — 19 изданий за последующие полстолетия. Такое впечатление, что эту книгу так никто и не прочитал, и даже Галилей, пострадавший за защиту и пропаганду коперниковского учения, знал о ее содержании лишь на основании вторичных источников.

Надо сказать, что сам Коперник очень не хотел делать свою книгу широко доступной. Есть довольно веские, хотя и косвенные основания полагать, что преимуществам гелиоцентрической космологии были посвящены его лекции, прочитанные в Риме, во время юбилейного года 1500-го. Никак не позже 1514-го он написал короткое сочинение «Commentariolus», небольшое количество рукописных копий которого разослал по списку тем, кому, как он считал, можно было доверять. Конечно, до главного труда «О вращении небесных сфер» оставалась еще дистанция огромного размера, но уж тут были сформулированы важнейшие для надвигающейся научной революции аксиомы: Земля не находится в центре Вселенной, движется и служит центром притяжения только для Луны; Солнце находится в центре Вселенной и неподвижно; расстояние от Земли до Солнца несоизмеримо мало в сравнении с расстоянием до сферы неподвижных звезд; движение сферы неподвижных звезд кажущееся, оно возникает из-за суточного вращения Земли.

Когда в точности была преодолена эта дистанция, мы не знаем. Но судя по словам самого Коперника, не одно десятилетие хранил он уже готовую рукопись, не имея никакого намерения публиковать ее, несмотря на то что его прямо побуждали к этому друзья, крупные католические идеологи и даже папы. Посвящение книги Павлу III было бы невозможно без согласия последнего; ведь даже Карл Маркс не смог посвятить свой «Капитал» Чарльзу Дарвину из-за того, что тот отказался давать свое согласие. Желание папы увидеть книгу напечатанной напрямую выражено в письме кардинала Шёнберга, также предваряющем книгу. Но этого для Коперника было недостаточно: от получения им письма Шёнберга до публикации ее прошло 9 лет, за 5 из которых рукопись и на миллиметр не приблизилась к типографии.

В чем причина такого упрямства? Сам Коперник поясняет его в посвящении Павлу III, ссылкой на апокрифическое письмо пифагорейца Лисида Тарентского Гиппарху. Лисид подозревает Гиппарха, что тот хочет раскрыть секреты пифагорейского учения, и указывает на то, что у Пифагора были веские причины для скрытности. Чистая вода разума, попадая в грязный колодец людских суеверий, не способна его очистить, но лишь баламутит грязь. Можно предположить, что как мыслитель, гораздо более глубокий и дальновидный, чем Павел III и кардинал Шёнберг, Коперник понимал: новая космологическая модель обязательно вызовет бурную теологическую дискуссию, последствия которой не ясны.

«Все великие философские системы были космологическими», — писал известный современный теолог Стэнли Яки в предисловии к своей книге «Бог и космологи» (1989), и этот тезис можно развернуть: всякие революции в космологии с неизбежностью приводят к перестройкам философских систем. А великая религия невозможна без великой философии. Коперник понимал, что 400 годами раньше христианство уже пережило мощное потрясение, связанное с поглощением аристотелевской космологии, и не хотел давать повода для нового, связанного с ее отторжением. События следующего века показали, до какой степени он был прав.

Летом 1539 года Ретик покинул Виттенберг. Его единственная и главная цель заключалась в том, чтобы книга Коперника была напечатана. Университет предоставил ему отпуск для поездки во Фрауэнбург (ныне — Фромборк), даже несмотря на то что Лютер относился к затее скептически. Меланхтон разделял точку зрения Лютера, но продолжал поддерживать Ретика. Ретик прибыл во Фрауэнбург как раз в то самое время, когда новый епископ Вармии потребовал выселения всех лютеран в течение месяца. Но это, разумеется, не относилось к посланцам «республики ученых»: Ретик оставался во Фрауэнбурге в общей сложности более двух лет.

Его родной университет молчаливо терпел такое длительное отсутствие будущего декана. Эти два года были наполнены бурной и напряженной деятельностью. Уже к осени он смог достаточно хорошо разобраться в сложном и неудобочитаемом сочинении, чтобы изложить его основные идеи кратко и ясно. В 1540 году вышло в свет его «Первое повествование», в котором, однако имя самого Коперника ни разу не упоминалось — это было его непременное условие. Лишь один раз Ретик сослался на «Николая из Торуни».

Холодное сердце фрауэнбургского каноника было растоплено восторгом и обожанием, которыми его окружил Ретик. Он всеми силами доказывал необходимость публикации книги, хотя, видимо, это давление носило скорее эмоциональный, а не рациональный характер. Добиться успеха Ретику помогло еще и то, что его позицию разделял старый друг Коперника Тидеманн Гизе, ставший к тому времени епископом Кульма. Однако сам Ретик понимал, что вопрос о соответствии новой системы мира и христианской теологии с неизбежностью встанет, и не ошибся: уже в начале XVII века главным адептам «коперниканской ереси», по выражению Кеплера, т. е. самому Кеплеру и Галилею, — пришлось давать свои пояснения по поводу Иисуса Навина, остановившего, как справедливо заметил Лютер, Солнце, а не Землю.

Рукопись теологического сочинения Ретика не была закончена и со временем потерялась; как в ней строилась аргументация, сейчас сказать уже невозможно. Но осталось предисловие Андреаса Осиандера, которому Ретик передал свои заботы о рукописи Коперника, отбыв в Лейпциг. Весьма примечательно, что в русском издании этого сочинения предисловие Осиандера опущено.

В нем читателя призывают простить автору явные несуразности сочинения и не относиться к основной гипотезе слишком серьезно. Никто не станет утверждать, что Солнце и в самом деле неподвижно стоит в центре конечной шарообразной Вселенной, что планеты можно заставить двигаться по круговым орбитам, центры которых также движутся по круговым орбитам, и что движение Земли, если бы оно действительно имело место, так долго оставалось бы незамеченным. Но эти неожиданные допущения, словно чудесный фокус, приводят к поразительным результатам.

Осиандер не был неизвестным человеком для Коперника, и его идея уже обсуждалась ими в переписке. Тогда Коперник ее категорически отверг. Ему была глубоко чужда мысль, что ложные допущения могут привести к истинным выводам. Но тогда речь шла о чистой воде разума; теперь же, когда дело дошло до того, чтобы выливать эту воду в грязный колодец, наведение некоторой дополнительной тени на свои замыслы могло вполне показаться ему уместным.

Он сам, обсуждая план готовящегося издания с Ретиком и Тидеманом Гизе, хотел поначалу ограничиться публикацией результатов расчетов и таблиц и ничего не говорить о ключевой гипотезе. Обычно считается, что предисловие Осиандера — исключительная инициатива последнего, никак не поддержанная автором. Но так думают не все, и мы никогда не узнаем, кто прав.

Под конец жизни Коперник мог усомниться в правильности принятого решения предать гласности свою новую теорию. Косвенно на это указывает то, что нигде в книге не назван главный виновник этого решения — ни в предисловии, ни в посвящении, ни в примечании, нигде. Иногда считают, что такое пренебрежение обидело Ретика, и он, покинув Нюрнберг летом 1542-го, навсегда забыл о системе Коперника и гелиоцентризме. Коперниканская революция, начатая летом 1536-го, на какое-то время осталась без революционеров.


Мартин Лютер – богослов, инициировавший Реформацию. Перевел Библию на немецкий язык, его имя носит одно из религиозных направлений – лютеранство. Создал немецкий литературный язык.

Мартин Лютер оказал большое влияние на мировую историю, можно даже сказать, что он изменил вектор ее развития. Он заставил усомниться в мощи католической церкви, и стал создателем новой религии – протестантизма. Хотя всю жизнь не переставал причислять себя к грешникам.

Детство

Родился Мартин Лютер 10 ноября 1483 года в германском городке Айслебен, куда его отец, простой саксонский рудокоп Ганс Лютер переехал в поисках лучшей судьбы. Ганс был очень трудолюбивым, и, несмотря на это, материальное положение семьи оставалось достаточно трудным. Вначале семья жила в деревеньке Мера, отец вел обычный крестьянский образ жизни. После переезда в Айслебен он нашел работу в местных рудниках, где добывалась медь. Когда Мартину исполнилось полгода, семья снова переезжает. На этот раз они осели в Мансфельде, где Ганса уже считали зажиточным бюргером.

С первыми житейскими трудностями Мартин столкнулся в семилетнем возрасте, когда его отправили на учебу в обычную школу. Там он узнал, что такое постоянные наказания и унижения. Обучение в этом заведении было поставлено так, что талантливый ребенок за семь лет пребывания в его стенах, научился только письму, чтению, нескольким молитвам и десятку заповедей.

Мартин Лютер

В 1497-м, когда Мартину исполнилось 14, он стал учеником францисканской школы Магдебурга, а через год начал посещать школу в Эйзенахе. У него абсолютно не было денег даже на самое необходимое. Вместе с друзьями он пытался заработать пением под окнами богатых горожан. Тогда он решает начать самостоятельно работать в руднике по примеру отца, но у судьбы были на него совсем другие планы.

Однажды они пели возле дома зажиточного горожанина, и Мартина заметила его жена Урсула. Женщине стало жаль этого мальчишку, она решила помочь ему, и предложила переехать в их дом на некоторое время. Этот переезд стал для Лютера дорогой в новую жизнь.

В 1501-м школа осталась позади, и Мартин становится студентом философского факультета Эрфуртского университета. Молодого человека отличала прекрасная память, он стремился к новым знаниям, буквально впитывал их во время лекций. Самый сложный материал давался ему легко, и благодаря этому Лютер занял в вузе лидирующие позиции.

В 1503 году Мартин получил степень бакалавра, и приглашение учить студентов философии. Одновременно с этим он изучает юриспруденцию, потому что такова была воля его отца. Развитие Лютера можно назвать разносторонним, однако больше всего его привлекало богословие, он интересовался трудами великих отцов церкви.

Мартин частенько посещал университетскую библиотеку, и в один из дней он взял в руки Библию. Молодой человек прочел ее полностью, а до этого он был знаком только с отрывками Писания. В те времена считалось, что миряне не должны читать ее полностью, это не обязательно и даже очень вредно. Эта книга перевернула внутренний мир впечатлительного Лютера.

После окончания университета Мартин совершил поступок, неожиданный для всех и в первую очередь для его родителей. Он решил отказаться от мирской жизни и посвятить себя служению Богу. Дело в том, что у него умер близкий друг, и Мартин почему-то решил, что он виновен в его смерти, что он грешен и нужно отмаливать у Господа прощение.

Монастырь

В монастыре Мартин брался за любую работу. В его обязанности входило заводить часы на башне, помогать старшим, подметать церковный двор, подменять привратника.

Чтобы помочь Лютеру победить человеческую гордыню, монахи изредка отправляли молодого богослова в город, просить милостыню. Он подчинялся безропотно, в точности соблюдая все их распоряжения. В 1506-м Мартин стал монахом, спустя год – священником. Теперь его звали брат Августин.

Мартин Лютер

В 1511-м Мартин побывал в Риме, куда был отправлен представителями священного ордена. Там он впервые открыл противоречивые факты в католицизме. В 1512 году Лютер занял место профессора теологии, выступал с проповедями, был смотрителем одиннадцати монастырей.



Мартин Лютер (1483-1546) был немецким священником, который наиболее известен тем, что играл ведущую роль в протестантской Реформации, религиозном и политическом движении XVI века в Европе, которое считается одним из самых влиятельных событий в истории западного христианства. Лютер прославился как лидер Реформации, подняв свой голос против индульгенций, практики в римском католицизме, в которой духовенство прощало грехи людей в обмен на деньги. Есть много интересных инцидентов в жизни Мартина Лютера, включая момент с его похищением, дабы обеспечить ему безопасность. Кроме того, есть поразительное сходство между Лютером и святым, в честь которого он был назван. А ещё было удивительное пророчество другого революционного монаха, предсказавшего успех Лютера в его стремлении реформировать христианство.

1. Гроза изменила его судьбу

Реформация Мартина Лютера «Буря» - это картина Тами Далтона, продемонстрированная 5 ноября 2015 года. \ Фото: fineartamerica.com.

В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Теперь он имел право заниматься одной из трёх «высших» дисциплин: юриспруденцией, медициной или теологией. Поскольку его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, он поступил на юридический факультет. Примерно в это же время произошёл случай, изменивший ход жизни Лютера. Возвращаясь в университет после поездки домой, он попал в сильную грозу недалеко от деревни Стотернхайм и был почти поражён молнией. Погода так напугала его, что Лютер закричал Святой Анне: «Спаси меня, св. Анна, а я стану монахом!» . Когда ему удалось благополучно сбежать, Мартин решил выполнить своё обещание. Многие историки, однако, считают, что этот инцидент был лишь катализатором, и идея стать монахом уже была сформулирована в уме Лютера. Более того, его друзья полагали, что недавняя смерть двух друзей также могла сыграть определённую роль в том, что он стал монахом.

2. Девяносто пять тезисов

Изображение Мартина Лютера, прибивающего свои 95 тезисов к двери церкви. \ Фото: tinlanh.ru.

В 1516 году Альбрехт фон Бранденбург, архиепископ Майнца, который был глубоко в долгах, получил разрешение от Папы Льва X провести продажу особой пленарной индульгенции, которая давала бы отпущение временного наказания за грех. В ответ на это 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал письмо Альберту Бранденбургскому, в котором приложил копию своего «диспута Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», ставшего впоследствии известным как Девяносто пять тезисов. Согласно популярной легенде, Лютер прибил копию своих девяносто пяти тезисов к двери церкви Виттенбергского замка. Тем не менее, многие учёные теперь считают, что он не прибивал тезисы, а скорее повесил их, как это было принято, чтобы начать академическую дискуссию о своей работе. Как бы то ни было, 31 октября 1517 года, день, когда он совершил этот акт, считается началом протестантской Реформации, а 31 октября ежегодно отмечается как День Реформации.

3. Печатная пресса

Иоганн Гутенберг - человек, который изобрёл первый печатный станок. \ Фото: thoughtco.com.

Учение Мартина Лютера распространилось, как лесной пожар, по всей Германии и за рубежом, поскольку оно обращалось к простым людям, которые были сыты по горло коррумпированными практиками католической церкви. Однако это стало возможным в первую очередь благодаря изобретению печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году. С помощью печатного станка Лютер начал печатать брошюры, которые печатались всего за один день и занимали от шестнадцати до восемнадцати страниц. Его первая немецкая брошюра была напечатана в 1518 году и была известна как «Проповедь об индульгенциях и благодати». Из-за скорости печатного станка, по крайней мере четырнадцать тысяч экземпляров проповеди были напечатаны в один год. Это позволило Лютеру распространить своё послание далеко и широко. Фактически, за первые десять лет реформационного движения было напечатано около шести миллионов брошюр. Удивительно, но целых двадцать пять процентов из них были написаны Мартином Лютером.

4. Лютер был похищен

Вормсский рейхстаг: Лютер на Диете червей - картина 1877 года Антона фон Вернера. \ Фото: ethikapolitika.org.

15 июня 1520 года Папа Лев X издал публичный указ, который предупреждал Мартина Лютера, что он рискует быть отлученным от церкви, если не отречётся от сорока одного приговора, взятых из его сочинений в течение шестидесяти дней. Лютер вместо этого публично поджёг декрет 10 декабря. Таким образом, он был отлучен от церкви Папой 3 января 1521 года. Затем, 18 апреля, строптивый и справедливый монах появился на заседании Сейма (ассамблеи) Священной Римской Империи, состоявшемся в Вормсе, Германия. На Вормсском рейхстаге (Диета Червей) Лютера снова попросили отречься от своих писаний. Однако, он подчеркнул, что будет поколеблен только разумом или если это будет написано иначе в Священном Писании. Лютер закончил своё свидетельство вызывающим заявлением: «Вот я стою. Боже, помоги мне. Я не могу поступить иначе». Учитывая напряжённую ситуацию, защитник Лютера, Фридрих Мудрый, понял, что его нужно спрятать, пока напряжённость с Церковью не спадёт. Поэтому он приказал группе рыцарей «похитить» Лютера, который затем был доставлен в замок в Эйзенахе, где он скрывался в течение десяти месяцев.

5. Предшественники

Проповедь Яна Гуса на Козим Градку (na Kozim hradku). \ Фото: pragagid.ru.

Попытки подавить Лютера и его последователей римско-католическими правителями оказались безуспешными, и в течение двух лет стало очевидно, что движение за реформу было очень сильным. В мае 1522 года Лютер вернулся в церковь Виттенбергского замка в Эйзенахе. К этому времени Реформация приобрела более политический характер, и другие реформаторы, в том числе Томас Мюнцер, Халдрих Цвингли и Мартин Бюсер, собрали массу последователей. Благодаря этому, после 1522 года, Мартин стал несколько менее влиятельным лидером движения. Кроме того, следует отметить, что у него было несколько предшественников, которые также недвусмысленно критиковали коррупционные практики римского католицизма. Джон Уиклифф и Ян Гус были самыми известными из этих критиков. Уиклифф был английским интеллектуалом, учёным и теологом. Он критиковал церковную практику индульгенций, а также показные церемонии и пышный образ жизни духовенства. Ян Гус был чешским священником, который также критиковал учение Церкви, произнося проповедь в своей собственной церкви. Он был казнён в 1415 году за своё восстание. Его работа, однако, привела к движению под названием Гуситы - до-протестантское христианское движение против Римско-Католической Церкви.

6. Его брак с бывшей монахиней создал огромный скандал

Катарина фон Бора и Мартин Лютер. \ Фото: mtzionlutheran.org.

Катарина фон Бора провела свою раннюю жизнь в монастырских школах, а затем стала монахиней. Однако после нескольких лет религиозной жизни она стала недовольна своей жизнью в монастыре и вместо этого заинтересовалась движением Реформации. Катарина вступила в сговор с другими заинтересованными монахинями и написала Мартину с просьбой о помощи. В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать. Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина. 13 июня 1525 года Мартин Лютер женился на Катарине фон Бора. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства.

7. Антисемитские взгляды

Антисемитские взгляды Мартина Лютера. \ Фото: evangelisch.de.

Одними из наиболее тревожных аспектов учения Мартина Лютера являются его глубоко антисемитские взгляды. В своё время он был более мягким и даже критиковал Католическую Церковь за её жестокое обращение с евреями. Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям. Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол» . Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными. Основные труды Лютера о евреях включали «О евреях и их лжи» и «Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi» (о святом имени и происхождении Христа). Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти. В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола». Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах.

8. Его назвали в честь святого

Слева: «Святой Мартин отказывается от меча» - картина Симоне Мартини. \ Справа: Мартин Лютер. \ Фото: artchive.ru.

Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге (ныне Вормс, Германия). Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом. Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции. Мартин Лютер был назван в честь Святого Мартина, поскольку он был крещён в День Святого Мартина (11 ноября). Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами. Более того, Мартин Турский устроил свой протест в городе Вормс, там же, где проходила знаменитая Диета Червей Лютера.

9. Его имя носил один из величайших лидеров ХХ века

Мартин Лютер Кинг. \ Фото: eurotopics.net.

В 1934 году Майкл Дж. Кинг, пастор из Атланты в американском штате Джорджия, отправился в Германию. Посещая места, связанные с Мартином Лютером, он был настолько вдохновлён Лютером и историей Реформации, что решил изменить своё имя на Мартин Лютер Кинг. Следовательно, он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга младшего. Как мы все знаем, Мартин Лютер Кинг-младший стал одним из самых известных лидеров XX века. Он боролся против дискриминации афроамериканцев в Соединенных Штатах и был самым видным лидером американского движения «За гражданские права». Он организовал и возглавил множество маршей за избирательное право чернокожих, десегрегацию, трудовые права и другие основные гражданские права. Его усилия принесли свои плоды, когда были приняты «Закон о гражданских правах 1964 года» и «Закон об избирательных правах 1965 года», и большинство из этих прав были введены в законную силу. 14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за руководство ненасильственным сопротивлением расовым предрассудкам в США. В возрасте тридцати пяти лет он был самым молодым получателем премии в то время.

10. Пророчество

Казнь Яна Гуса. \ Фото: spiritualpilgrim.net.

Ян Гус, чьё имя буквально означает «Гусь» на чешском языке, был чешским священником, который был важной фигурой в Богемской Реформации, движении против католической церкви, которое предшествовало протестантской Реформации. За выступление против церкви Гус был отлучён от неё и сожжён на костре 6 июля 1415 года. Перед самым сожжением он сказал: «Сейчас вы сожжёте гуся, но через столетие у вас будет лебедь, которого вы не сможете ни зажарить, ни сварить» . Почти ровно столетие спустя (сто два года), 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, положив начало протестантской Реформации. Таким образом, многие считают, что пророчество Яна Гуса сбылось. Более того, Мартин Лютер находился под сильным влиянием учения Гуса и называл себя лебедем, о котором Гус пророчествовал. На похоронах Лютера в 1546 году это пророчество было упомянуто в проповеди. Кроме того, благодаря пророчеству Яна Гуса лебедь стал популярным символом, связанным с Мартином Лютером, и поэтому его часто можно увидеть в Лютеранском искусстве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: