Кто отказался от своих учений перед судом инквизиции

Обновлено: 27.03.2024

Здравствуйте!
Инквизиция - это преследование неверующих и атеистов, выступающих против догматов Церкви. Особо остро это проявлялось в Средневековье в Европе, когда не только позорили тех, кто выступал против Церкви, но и преследовали и требовали под угрозами расправы отказаться от своих открытий (например, Коперник и многие другие) , и даже сжигали на кострах (например, Джордано Бруно и многие другие) .
Каждый раз, как во главе государства и у власти становится Церковь, она начинает гонения и предания анафеме всех, кто не согласен или отрицает догматы Церкви. В этом вопросе Церковь неспособна на плюрализм мнений и на толерантность к другим точкам зрения!
Сейчас у нас в России под покровительством государства происходит ренессанс Церкви, ей за гос. деньги строят храмы, приглашают представителей Церкви на всякие заседания и форумы. И начались действия Церкви по борьбе за влияние на общественную жизнь - они рвутся в школы и ВУЗЫ, на экраны ТВ и т. д. Стали даже представлять "преимущества" высказываться верующим, а неверующим, по возможности мешать высказаться - сейчас это практически общая политика в этом вопросе. Сейчас при наличии массы религиозных передач по ТВ не осталось ни одной атеистической и антирелигиозной! Например и здесь, на ответах, мои атеистические ответы верующим в Категории "Наука" на их религиозные вопросы (в Категории Наука. ) стали регулярно удалять со странными формулировками "оскорбления" "отсутствие ответа на вопрос", хотя ответ был предельно вежлив (я один на ответах Здороваюсь, Прощаюсь лично с каждым и обращаюсь только на "Вы") и даю всегда точный, развёрнутый и содержательный и научный Ответ! Меня штрафовали за "непослушность", а я был уверен, что Защищён Законом и Конституцией! Но не тут то было! Меня "штрафовали" на сотни и тысячи баллов, удаляли на часы а потом до трое суток. Надеялись, что я так поверю в Бога? Похоже на инквизицию? Да, конечно! Благо, и спасибо большое, что не преследуют и не казнят! А всякие "баллы" и звания меня не волнуют - я на Проекте в продолжение моей любимой преподавательской деятельности, профессор 68 лет от роду и просто люблю отвечать научно на вопросы! При этом, конечно, при таких удалениях и штрафах нарушается Конституция России, по которой каждый имеет право верить или нет и открыто высказывать своё мнение! И этот ответ я Вам дал точный, подробный, научный и вежливый! Мною здесь не нарушено ни одно из Правил Проекта! Поэтому если этот мой ответ удалят и меня "оштрафуют", то это и будет как раз - современная «мягкая» инквизиция! Интересно, правда?
Всего Вам доброго.

По существу вопроса только первое предложение. А всё остальное - обиды, типа какой же я хороший, и почему МЕНЯ никто не ценит.

В и х р ь Высший разум (135154) Здравствуйте! Извините, Вы ничего не поняли. Речь идёт о принципах, не о личном, это примитивно сводить общественные проблемы к личным! К тому же сообщу Вам лично, не имею ВООБЩЕ никаких обид ни на кого и никогда, живу по другому принципу, который узнал ещё в юности. Мудрость: "ГЛУПЕЦ - волнуется и обижается, МУДРЕЦ - спокойно изменяет мнение." Вы тем самым кем меня посчитали? Это точно по психологическому закону отражения - каждый видит у окружающих СВОИ недостатки. В результате Вашего странного выступления я просто изменил мнение о Вас, без каких либо обид! Вы просто выступаете на стороне верующих и за юридический беспредел в этом вопросе. И Ваша "оценка" мне не требуется! Тем не менее, я к Вам, в отличие от Вас, с глубоким уважением и любовью Разумом и ко всем людям, и к лично Вам, как к человеку! Всего Вам доброго.

Ложь и провокация! Государство за свой счет восстанавливает то, что было уничтожено безбожниками. И если уж выбирать между церковью и той идеологией, которая резала людей за их веру, я выберу первое. Потому что церковь (православная) никого не призывала казнить. Первый закон, предполагавший смертную казнь за колдовство в России был издан в 1720 г. Петром I. Это статья Устава морского. и это сделала не церковь! А католики - бог им судья, что взять с людей сделавших идола из своего понтифика?

В и х р ь Высший разум (135154) Как это "Государство за свой счёт восстанавливает"? Разве ЭТО государство разрушало? А сейчас это делается незаконно и в нарушение Конституции РФ и ИЗ КАРМАНА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ? А это - непостроенные школы, дороги, жильё, больницы, стадионы . и без референдума граждан, в т. ч. и неверующих? ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Недостойны общения. Фанатик.

Здравствуйте!
Хочу выразить вам свою благодарность, за то, что многие ваши ответы мотивируют заниматься наукой.

Очень интересно все рассказали. Все по полочкам, привели пример, вы меня заинтересовали! Спасибо за такой развёрнутый ответ. Мне бы хотелось с вами по-общаться.

ИНКВИǘИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск) , в католической церкви в 13-19 веков особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями) . Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 веках одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.

грубо говоря, это легальная охота на ведьм, колдунов.. . Ну, то есть, на людей, которых в силу их к-л способностей, или поведения, считали таковыми и поэтому периодически жгли на кострах.

Инквизиция (лат. Inquisition) — в древне-римском уголовном процессе, который был исключительно обвинительный, так называлось собирание доказательств. В случае надобности обвинитель, в предварительной стадии процесса, получал от претора официальные полномочия и снабжался открытым листом (litterae), в силу которого мог добывать нужные ему доказательства, даже принудительными мерами. Известный исторически пример такой Inquisitio — обширное исследование, которое Цицерон произвел в Сицилии, прежде чем выступил с обвинением Верреса перед судом. Когда во времена империи обвинительный процесс уступил место следственному, под И. стали подразумевать должностной розыск, а затем специальное судилище, созданное римско-католической церковью для преследования еретиков.

ИЛИ
инквизи́ция в католической церкви в XIII-XIX вв. особые церковные суды по делам о еретиках. С XIII в. все функции по розыску, суду и наказанию еретиков были переданы специальным уполномоченным - инквизиторам (из числа доминиканцев, а позднее и францисканцев) . Сфера их деятельности, организация их судов и формы судопроизводства вырабатывались постепенно по указанию из Рима. Сначала инквизиторы были странствующими, затем в ряде европейских стран (Германии, Франции и др. ) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел, вынесение и исполнение приговоров. Судопроизводство было тайным, обвиняемый не знал имён свидетелей, широко применялись пытки. Оправдательный приговор выносился крайне редко. После оглашения приговора приговорённых к смерти обычно сжигали на костре (аутодафе) . В XVI в. инквизиция стала основным орудием в борьбе с Реформацией. В 1542 г. в Риме был учреждён верховный инквизиционный трибунал. Жертвами инквизиции стали Дж. Бруно и др. За годы деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (XV в. ) было сожжено более 10 тыс. человек. Инквизиция искореняла иудейскую и мусульманскую “ереси”, лютеранство и всякого рода отклонения от католицизма, а также преследовала ведьм. В XVIII-XIX вв. инквизиция была отменена в большинстве стран Западной Европы.

Не засоряйте мозг этой энциклопедической гадостью. чтобы понять что это такое, почитайте Главу "Великий Инквизитор" В "Братьях Карамазовых" Ф. М. Достоевского. Там четко представлена инквизиция и её философия.

Глобально если рассмотреть вопрос, византийская чума вместе с близлежащими странами не сможет поглотить сердца Русских людей, хранящих древние традиции и обычаи. А уже дальше - судить вам, и выбор тоже за вами.

Святая инквизиция боролась, как полагают многие, не только с ведьмами -
данный орган карал всех, кто хоть немного отклонялся от католической веры.
Роль инквизиции заключалась в том, чтобы понять, виновен ли обвиненный
в ереси, однако допросами дело не ограничивалось, применялись пытки.
Довольно часто подозреваемый умирал в ходе "расспросов", если же такого
не случалось, и он признавался в своих грехах (а до этого доводили),
материалы дела отправлялись в суд, который, как вы уже догадались,
мало кого миловал. Пытки были, что называется, на любой вкус.

Например, в статье «Как распознать ведьму» описывается: «считалось,
на теле ведьмы должны быть области, нечувствительные к боли -
так называемые «метки дьявола». Поэтому подозреваемых кололи иглой,
чтобы найти такие места. Если находили, ведьма считалась изобличенной».
«Кресло допроса» применялось в Центральной Европе. В Нюрнберге и Фегенсбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с его использованием. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в его кожу вонзались шипы. Палачи зачастую усиливали муки агонизирующей жертвы, разводя костер под сиденьем. Железное кресло быстро нагревалось, вызывая сильные ожоги. Во время допроса жертве могли протыкать конечности, применяя щипцы или другие орудия пытки. Подобные кресла имели различные формы и размеры, но все они были оборудованы шипами и средствами обездвиживания жертвы.
В прошлом не существовало ассоциации «Международная амнистия», никто не вмешивался в дела правосудия и не защищал тех, кто попал в его лапы. Палачи были вольны выбирать любое, с их точки зрения подходящее средство для получения признаний. Часто они использовали и жаровню. Жертву привязывали к решетке и затем «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание, что приводило к обнаружению новых преступников. И цикл продолжался.
В прошлом не существовало ассоциации «Международная амнистия», никто не вмешивался в дела правосудия и не защищал тех, кто попал в его лапы. Палачи были вольны выбирать любое, с их точки зрения подходящее средство для получения признаний. Часто они использовали и жаровню. Жертву привязывали к решетке и затем «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание, что приводило к обнаружению новых преступников. И цикл продолжался.

Какая путаница в головах
Свята́я инквизи́ция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности»)
Это опера, оперативные работники. А судили светские власти или церковный суд.
Так Галилея судил суд Конгрегации.
Джордано Бруно - "По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению. в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori)".
Да и Жанну д’Арк судил не суд инквизиции, а английский трибунал, хоть и возглавлял его священник, епископ Пьер Кошон.

Не засоряйте мозг этой энциклопедической гадостью. чтобы понять что это такое, почитайте Главу "Великий Инквизитор" В "Братьях Карамазовых" Ф. М. Достоевского. Там четко представлена инквизиция и её философия.

мммм инквизиция говорите бесполезный мусор вот кто они такие так же как и церковь никчёмные глупцы мнящие себе что их вера чего то стоит как и все люди на этом куске глины в чёрной бездне всё ясненько

10. Что называется годичным параллаксом звезды:
а) наименьшее отклонение звезды от ее среднего положения в течение года
б) наибольшее отклонение звезды от ее среднего положения в течение года +
в) интервал времени между видимостью звезд в течение года

11. Какая звезда наиболее близка к Земле:
а) Альфа Центавра +
б) Сириус
в) Альтаир

12. Кто впервые попытался измерить параллактическое смещение звезд, чтобы проверить теорию Коперника о системе мира:
а) Симон Марий
б) Тихо Браге +
в) Иоганн Кеплер

13. Кто впервые открыл спутники у Юпитера:
а) Галилей +
б) Ломоносов
в) Браге

14. Кто из учёных первым доказал, что все планеты движутся по эллиптическим орбитам, в одном из фокусов которых находится Солнце:
а) Галилей
б) Марий
в) Кеплер +

15. Кто первым предположил, что пепельный цвет Луны связан с отражением света от Земли:
а) Галилей +
б) Марий
в) Клавдий Птолемей

16. Кто впервые предположил, что звезды – далекие Солнца, вокруг которых так же вращаются планеты:
а) Браге
б) Бруно +
в) Кеплер

17. Кто впервые утверждал, что на Луне есть горы и впадины подобно земным:
а) Клавдий Птолемей
б) Ломоносов
в) Галилей +

18. Представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел:
а) системы галактики
б) системы мира +
в) системы Вселенной

19. Одна из систем мира:
а) Центрическая
б) Гелиоцентрическая
в) Геоцентрическая +

20. Одна из систем мира:
а) Циклическая
б) Гелиоцентрическая +
в) Классическая +

21. Планеты солнечной системы делятся на … вида:
а) два +
б) три
в) четыре

22. Одна из внутренних планет:
а) Плутон
б) Меркурий +
в) Юпитер

23. Одна из внутренних планет:
а) Уран
б) Сатурн
в) Венера +

24. Одна из внешних планет:
а) Венера
б) Сатурн +
в) Меркурий

25. Одна из внешних планет:
а) Венера
б) Меркурий
в) Юпитер +

26. В гелиоцентрической системе с помощью простых геометрических рассуждений и немногих наблюдательных данных легко определяются отношения средних расстояний от … до планет:
а) спутников
б) Солнца +
в) галактик

27. Где возникла геоцентрическая система мира:
а) в Древней Греции +
б) в Древнем Мире
в) в Древнем Египте

28. В ходе научной революции 17 века геоцентризм постепенно:
а) ушел в небытие
б) вышел на первое место
в) был оставлен учёными +

29. Геоцентрическая система отсчета — это просто система отсчета, где начало координат размещено в центре:
а) Земли +
б) Солнца
в) Вселенной

30. С древнейших времён … считала(о)сь центром мироздания:
а) Солнце
б) Земля +
в) Галактика

Дело Джордано Бруно

Джордано Бруно – знаменитый итальянский ученый, философ, поэт, последователь учения Коперника. С 14 лет он обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив имя Филиппо на Джордано. Однако Бруно вынужден был покинуть монастырь за резкие выступления против церковных догматов. Преследуемый церковью, он несколько лет путешествовал по Европе: читал лекции, выступал на публичных богословских диспутах.

В 1584 году в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным был труд "О бесконечности вселенной и мирах" (миром называли тогда Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно создал свое, еще более смелое учение о мироздании, предугадав многие будущие научные открытия. Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли.

В тоске по родине он вернулся в Италию, где по просьбе веницианца Джованни Мочениго стал преподавать ему мнемонику.

Историческая справка:

Николай Коперник, (Copernicus), знаменитый астроном, 1473-1543, положивший начало современному представлению о системе мира. По происхождению поляк; 1491 поступил в краковский университет; 1503 профессор этого унив.; с 1510 был каноником в Фрауенбурге. К. первый выставил положение о неподвижности солнца и о движении вокруг него земли и планет в сочинении "De revolutionibus orbium coelestium". Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя — Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) — центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания, синтезировавший в своем учении апофатическую теологию и натурализм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориентацию.

Но со временем философия Бруно показалась Мочениго более чем необычной. Он решил, что приютил у себя чародея и начал собирать на учителя "досье", которое затем передал Инквизиции. Утром 23 мая 1592 года Джордано был схвачен и отправлен в тюрьму.

Процесс

Сначала был произведен опрос всех возможных свидетелей, но дальнейшее следствие основывалось лишь на словесных и письменных показаниях Мочениго. Суд рассматривал отдельные высказывания и положения Бруно в отрыве от текста его произведений. Бруно пояснил, что никогда не порывал с христианством как с учением, даже не порывал с церковью. Наоборот несколько раз он размышлял над официальным возвращением в лоно католичества.

Когда во время суда речь заходила о его философии, он разъяснял инквизиторам моменты, которые могли показаться неясным. Бруно был настолько прост и спокоен, что иногда окружающих охватывал трепет. Не известно, чем бы кончилось дело в Венеции, если бы папа и римская инквизиция не потребовали доставить Бруно в Рим. В этот город его привезли 27 февраля 1593 года и придали ранг вождя еретиков.

Свыше шести лет Бруно держали в тюрьме, хотя обычно такие дела делались быстро. От него требовали отречения от своих взглядов без всяких оговорок. Бруно не мог отрешиться от всего, что составляло самую суть его. Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине.

Главным обвинением инквизиторов было утверждение Бруно о бесконечности миров. Не смотря на пытки, он не отказался от сути своего учения: мысли о душе мира и первой материи, о всеобщей одушевленности природы и ее бесконечной потенции, о движении Земли и о существовании множества миров, в том числе и обитаемых, отражают истину.

Ему были представлены "8 еретических положений", извлеченных из материалов процесса и замечаний цензоров. В шесть дней Бруно должен был или признать вину и отречься или продолжать упорствовать. Было решено дело Бруно закончить, осудить его как еретика, нераскаянного и упорствующего. Книги его надлежало сжечь. При оглашении приговора Бруно сказал: "Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!".

20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. 9 февраля он был отправлен во дворец великого инквизитора Мадручи, где был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его "самому милосердному наказанию без пролития крови", что означало сожжение на костре

Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством. Только один раз он нарушил молчание: "Быть может, вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю".

На 12 февраля было назначено исполнение приговора, однако оно не состоялось. Инквизиция все еще надеялась, что Бруно откажется от своих взглядов. Но Джордано Бруно сказал: "Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай".

Его казнили утром 17 февраля 1600 года. По иронии судьбы в этот день в Риме праздновался юбилей: 50 кардиналов, толпы паломников со всей Европы съехались в город ко гробу апостолов искать отпущения грехов. На этом празднике христианской любви и всепрощения был сожжен на Площади Цветов человек, толковавший о вселенской любви, движущей всем созданием.

Более 400 лет прошло со времени сожжения выдающегося ученого Джордано Бруно. Сегодня его имя знают буквально все, хотя помнят, прежде всего, как жертву инквизиции.

Альтернативный взгляд на дело Джордано Бруно

Существует гипотеза: идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей, а позже Ньютон.

Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д.

Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого он допускал весьма грубые ошибки.

Бруно пошел гораздо дальше Коперника, который проявлял чрезвычайную осторожность и отказывался рассматривать вопрос о бесконечности Вселенной. Правда, смелость Бруно была основана не на научном подтверждении его идей, а на оккультно-магическом мировоззрении, которое сформировалось у него под влиянием популярных в то время идей герметизма.

Историческая справка:

"Герметизм — магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом "Герметическом корпусе"… Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту,который выступал как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах… Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии… — убежденность в божественной – нетварной — сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая".

Что утверждал Джордано Бруно

В своей идее о бесконечности Вселенной Бруно обожествлял мир, наделял природу божественными свойствами. Такое представление о Вселенной отвергало христианскую идею Бога, сотворившего мир из ничего. Бог в учении Бруно переставал быть Личностью. Кроме того, Бруно отстаивал идею переселения душ (душа способна путешествовать не только из тела в тело, но и из одного мира в другой), подвергал сомнению смысл и истинность христианских таинств (прежде всего таинства Причастия), иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д. Все это не могло не привести к конфликту с католической Церковью. Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры.Таким образом, согласно данной гипотезе, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника. С точки зрения науки, Бруно скорее компрометировал идеи Коперника.

Джордано Бруно утверждал:

1. Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена.

2. И солнце вращается вокруг своей оси.

3. "…земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу".

4. Неподвижные звезды суть также солнца.

5. Вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния.

6. Кометы представляют лишь особый род планет.

7. Миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется.

Конфликт ученых и церкви. Наши дни

22 июля 2007 года в электронных СМИ появился текст открытого письма к президенту России Владимиру Путину, подписанного 10 академиками РАН. Физики Евгений Александров, Жорес Алферов, Лев Барков, Виталий Гинзбург, Эдуард Кругляков и Анатолий Черепащук, биолог Гарри Абелев, гематолог Андрей Воробьев, геофизик Михаил Садовский и генетик Сергей Инге-Вечтомов обеспокоены "возрастающей клерикализацией российского общества" и "активным проникновением Церкви во все сферы общественной жизни". Вспомнили и призывы ввести в образовательную программу российских школ "Основы православной культуры", и внесение специальности "теология" в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии, и критику "засилья материализма" в образовании со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ).

Представители РПЦ резко отреагировали на открытое письмо академиков. Зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин сравнил письмо академиков с "окриком и доносом", призвал "развенчать химеру так называемого научного мировоззрения" и отказал науке в возможности "убедительно объяснить происхождение мира".

Более того, православное политическое движение "Народный собор" и организация "Центр народной защиты" обратились в прокуратуру Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела против академика Виталия Гинзбурга. По мнению истцов, академик и лауреат Нобелевской премии виновен в разжигании религиозной вражды. Причиной послужило высказывание Гинзбурга, сделано им в одном из интервью: "Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей".

Цитаты:

Джордано Бруно: "Я учу бесконечности Вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. Планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом".

Джованни Мочениго, венецианский магнат: "Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он… не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…"

Владимир Арнольд, академик РАН: "На этом заседании (сессия Папской академии наук в Ватикане в 1998 году) меня больше всего поразил своей разумностью сам папа Иоанн Павел II, который сделал доклад о взаимодействии науки (которая, по его словам, одна имеет средства для отыскания истины) и Церкви (которая, он думает, квалифицированнее решает вопрос о том, в каком направлении использовать научные открытия вроде атомных бомб). Папа Иоанн-Павел со мной говорил по-русски. Он сказал мне, что мое предложение реабилитации Джордано Бруно принять нельзя, так как Бруно в отличие от Галилея осужден за неверное теологическое утверждение, будто его учение о множественности обитаемых миров не противоречит Священному Писанию. "Вот, дескать, найдите инопланетян — тогда теория Бруно будет подтверждена и вопрос о реабилитации можно будет обсудить". Там же я узнал и об обвинении Галилея. Оказывается основное инкриминируемое ему утверждение состояло не в том, что Земля вертится, а в том, что, по его словам, "теория Коперника не противоречит Библии". Галилей (в основном) реабилитирован, ибо справедливость его утверждения теперь признана Ватиканом.

Предложение реабилитировать Джордано Бруно я делал в ответ на предложение вступить в Ватиканскую Академию, в которую я из-за этого отказа и не стал вступать. Джордано Бруно был, говорят, другом Шекспира, который, по-видимому, описал его в виде Просперо в "Буре" и в виде Бирона (или Байрона?) в "Напрасных усилиях любви". Бруно некоторое время работал в Оксфорде и вообще сменил много профессий (в том числе наборщика в типографии, учителя и священника, последнее было для него роковым).

Мультимедиа:

Секреты инквизиции: Плененный разум (документальный фильм)

70-летний старик опустился на колени. «Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентиец… — слова гулким эхом отдавались под сводами базилики Святой Марии, — с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю ересь, несогласную со святой церковью…» Члены суда одобрительно переглядывались: пожалуй, святая церковь может простить этого грешника. Отзвучали последние слова. Старик с трудом поднялся с колен и вдруг вскинул голову: «А всё-таки она вертится!»

Знаменитый Галилей и учение Коперника

В начале XVII века Галилей был не просто известен — он был знаменит. Профессор Пизанского и Падуанского университетов, математик, механик. Студенты толпами рвались на его лекции. В 1609 году он сконструировал первый телескоп и направил его в небо. Галилей открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера. В его честь слагались оды, его сравнивали с Колумбом. И Галилей-астроном не скрывал, что является сторонником учения Коперника.

До XVII века церковь смотрела на учение польского каноника сквозь пальцы как на эксцентричную выходку. Да, книга. Коперника «О вращении небесных сфер» несколько противоречила Священному Писанию, но, во-первых, осторожный издатель снабдил её обращением к читателю, в котором объявил новую модель мира всего лишь «полезным математическим инструментом, придуманным для сокращения расчётов», а во-вторых, написана она была на непонятной широким массам латыни, для узкого круга образованных людей. Высшие иерархи церкви порой почитывали подобные сочинения для развлечения и гимнастики ума.

А для простого народа оставалась Библия, в которой истинный христианин мог найти ответы на все интересующие его вопросы, в том числе и об устройстве мира: «Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки» (Псал103:5), «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл 1:5). Что здесь непонятно? Земля неподвижна, Солнце движется. А для тех, кто с этим не согласен, есть святая инквизиция.

Первое дело на Галилея

20 марта 1615 года священнослужитель доминиканского ордена брат Фома постучал в двери римской инквизиции: «Галилей утверждает, будто Солнце неподвижно, а Земля вращается вокруг него, что противоречит Священному Писанию. Он имеет многих последователей-галилеистов, которые разделяют и превозносят его учение».

В инквизиции сразу же осознали всю важность доноса: Галилей посмел нести идеи Коперника в массы! Представляет учение церкви как ложное! Не какой-то безвестный монах или бродячий философ, а сам Галилей подвергает сомнению авторитет церкви.

Учёный был вызван в Рим. Вести дело поручили кардиналу Беллармино, известному борцу с еретиками. В своём рвении он не уступал основателю испанской инквизиции Томасу Торквемаде. Именно Беллармино был главным обвинителем на процессе Джордано Бруно и отправил того на костёр. Над головой Галилея собирались тучи.

Но гроза прошла мимо. Всё ограничилось краткой беседой с кардиналом. Если Галилею нравится учение Коперника — да ради бога! Он может даже использовать его для своих астрономических расчётов, если ему так удобнее. Но что касается физического устройства мира — пусть читает Библию, там всё написано. И на будущее церковь настоятельно рекомендует учёному воздержаться от распространения гелиоцентрической системы.

Беллармино правильно рассудил, что процесс над известным учёным только привлечёт внимание к прославляемому им учению, и решил ограничиться предупреждением. Но из случившегося был сделан правильный вывод, и в феврале 1616 года учение Коперника официально признали ересью, а его труд включили в «Индекс запрещённых книг».

Галилей много лет честно молчал. Однако знания тяготили его. Он, глубоко верующий человек, не понимал позиции церкви. Какое там умаление славы Божьей? Сложность нашего мира лишь подтверждает величие Создателя, его мощь, его силу!… Но кто посмеет спорить со святой инквизицией?

«Диалог»

В 1623 году в Риме умер папа Григорий XV. Его преемник Урбан VIII вовсе не был невеждой. Он окончил университет в Пизе, был юристом с опытом дипломатической работы, покровительствовал искусствам и наукам. Они с Галилеем даже были некогда знакомы, почти дружили! Новый папа был для своего времени образованнейшим человеком. Однако же запрета на ересь Коперника это не отменяло…

Несколько лет Галилей внутренне боролся. Наконец стремление дать миру новые знания пересилило страх. Человечество не должно быть слепым! И в 1630 году он издал «Диалог о двух главнейших системах мира».

Книга написана в форме спора сторонников системы Птолемея, поставившего в центр мира Землю, и сторонников системы Коперника, поставившего в центр мира Солнце. Галилей прекрасно понимал, что «Диалог» необходимую церковную цензуру не пройдёт, поэтому в предисловии написал, что цель сего труда — развенчать учение Коперника. Уловка удалась, папский цензор одобрил рукопись (эта ошибка будет стоит ему должности), и в 1632 году «Диалог» увидел свет.

Ватикан, папская резиденция

— Что случилось, Антонио? — Урбан VIII с тревогой смотрел на секретаря вселенской инквизиции, попросившего о внеочередной аудиенции.

— Ваше святейшество, Галилео Галилей написал труд, якобы направленный против коперниканства, но на самом деле защищающий ересь.

— Галилей — верный сын католической церкви. Не ошибаетесь ли вы?

— Увы, ваше святейшество. Вы сами можете убедиться в этом, — и инквизитор положил перед папой увесистый том.

Урбан VIII раскрыл книгу.

— Но она на итальянском языке!

— Совершенно верно, и поэтому вдвойне опасна.

Папа закрыл фолиант.

— Если вы правы, эта книга для церкви страшнее писаний Кальвина и Лютера! Можете идти, я сообщу вам своё решение.

30 сентября 1632 года посланник папской инквизиции передал Галилею повеление немедленно прибыть в Рим. Если Галилей по каким-либо причинам откажется ехать, он будет доставлен в кандалах.

Галилей против трибунала

Галилей надеялся на научный спор: на аргументы церковников он, будьте уверены, найдёт чем ответить, он докажет, что система Коперника нисколько не противоречит католической вере! Однако на первом же допросе надежды рассеялись как дым: о научном споре и речи не шло. В центре мироздания находится Земля — так уже много веков учит церковь. Святая церковь не может ошибаться. Значит, ошибается Галилей.

Галилей отнюдь не собирался идти на костёр. Но и стать отступником в глазах своих последователей и учеников он тоже не хотел. Учёный выбрал третий путь: он заявил, что истинная цель книги — критика учения Коперника, но он немного перестарался, увлёкся изложением… Он надеялся, как и в прошлый раз, проскочить между Сциллой и Харибдой. Но суд был неумолим: или признание своих взглядов ересью, покаяние и отречение от них, или костёр.

Под надзором

21 июня 1633 года Галилей на коленях зачитал текст отречения, написанный для него судом, признал свои взгляды на устройство мира не соответствующими истине и подписал необходимый документ. За это он объявлялся не еретиком, а только заподозренным в ереси, а это означало, что вместо костра его ждала «всего лишь» тюрьма до последних дней жизни. «Диалог» вносился в «Индекс запрещённых книг» и подлежал уничтожению.

Копия приговора и текст отречения личным распоряжением папы были разосланы во все университеты Европы: пусть все знают, что происходит с теми, кто посмеет идти против церкви!

Стараниями тосканского герцога тюрьму Галилею заменили домашним арестом в посёлке Арчетри, недалеко от Флоренции, под надзором инквизиции. Поездки в город были запрещены, встречи с гостями допускались только с разрешения представителей инквизиции и в их присутствии, каждое написанное слово просматривалось цензорами. Та же тюрьма, только в пределах дома и его двора. Так Галилей прожил почти 10 лет.

Он умер 8 января 1642 года. Церковь не предоставила учёному свободы и после смерти: его не позволили похоронить в семейном склепе. Галилей был погребён на общем кладбище. Поставить памятник на могиле великого учёного Урбан VIII тоже запретил.

Запах дыма

Выступление обвинителя на суде инквизиции было жёстким. Он напомнил что однажды церковь уже указа Галилею на его заблуждения, однако подсудимый не внял её увещеваниям а продолжил распространять учение официально объявленное ересью. Он не заблуждающийся, а закоренелый еретик! В суде потянуло дымке костра…

Журнал: Все загадки мира №14, 8 июля 2019 года
Рубрика: Судьба человека
Автор: Клим Подкова

Telegram-канал Багира Гуру

Как развлекались распутные короли Франции

Эпоха «религиозных войн» во Франции (XVI век) была временем удивительным. Католики и гугеноты (протестанты) резали друг друга на улицах, на троне восседали короли-извращенцы из вырождающейся династии Валуа, а французские дворяне предавались циничному разврату…

Самолёты на волжских кораблях в Гражданскую войну

В разгар Гражданской войны, в 1918 году, один из самых напряжённых фронтов молодой Советской Республики проходил по Волге, где, по признанию ЦК партии, решалась судьба революции. Колчак и Деникин обладали в этих районах весьма внушительными силами, и для победы над ними требовались не только революционная стойкость, но и самое современное оружие. Так на Волге появились «красные… авианосцы».

За Джордано Бруно закрепился образ мученика науки, которого сожгла инквизиция за веру в то, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. Историк Ованес Акопян объясняет, почему это не соответствует действительности


Джордано Бруно. Гравюра 1830 года по оригиналу начала XVIII века © Wellcome Library, London

«…Ученый был приговорен к сожженью.
Когда взошел Джордано на костер,
Верховный нунций перед ним потупил взор…
— Я вижу, как боитесь вы меня,
Науку опровергнуть не умея.
Но истина всегда сильней огня!
Не отрекаюсь и не сожалею».

Италия эпохи Возрождения не знала, пожалуй, фигуры более масштабной и одновременно сложной и противоречивой, чем Джордано Бруно, известного также как Бруно Ноланец (по месту рождения — Нола, город в Италии). Доминиканский монах, знаменитый скиталец, один из самых скандальных людей своего времени, яростный сторонник гелиоцентрической системы, создатель секты под названием «новая философия» — все это одно лицо. Трагическая смерть Ноланца, сожженного в Риме в 1600 году, стала одной из самых мрачных страниц в истории инквизиции. Казнь Бруно неоднократно интерпретировали как попытку католической церкви остановить распространение гелиоцентрической системы Коперника, за которую ратовал Ноланец. Со временем это стало совершенно общим местом (см. стихотворный эпиграф). Вот характерный пассаж из школьных заданий к уроку обществознания 11-го класса: «В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали… Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба… Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции».

Однако документы инквизиционного процесса над Джордано Бруно полностью опровергают эту точку зрения: Ноланец погиб не из-за науки, а потому, что отрицал основополагающие догматы христианства.

В 1591 году, по приглашению венецианского аристократа Джованни Мочениго, Бруно тайно вернулся в Италию. Причина, по которой он решился на это, в течение долгого времени оставалась загадкой: некогда он покинул Италию из-за преследования, появление в Венеции или других городах могло грозить Бруно серьезными последствиями. Вскоре отношения Бруно с Мочениго, которому он преподавал искусство памяти, испортились. Судя по всему, причиной было то, что Бруно решил не ограничиваться преподаванием одного предмета, а изложил Мочениго собственную «новую философию». Видимо, это же побудило его пересечь границу Италии: Бруно планировал представить в Риме и других городах Италии новое, стройное и целостное религиозное учение.

К началу 1590-х годов он все яснее видел себя религиозным проповедником и апостолом реформированной религии и науки. В основе этого учения лежали крайний неоплатонизм Неоплатонизм — течение в античной философии, развивав­шееся с III в. вплоть до начала VI в. н. э. Оставаясь последователями Платона, представители этого учения развивали собственные философские концепции. К числу наиболее выдающихся неоплато­ников можно причислить Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Дамаския. Поздний неоплатонизм, в особенности Ямвлиха и Прокла, был пропитан магическими элементами. Наследие неоплатонизма оказало большое влияние на христианское богословие и европейскую культуру эпохи Возрождения. , пифагорейство Пифагорейство — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Греции и названное по имени своего родоначальника Пифагора. В основе его лежало представление о гармоническом устройстве мироздания, подчиненного числовым законам. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. В результате последующих интерпретаций оно приобрело ярко выраженный эзотерический характер. Пифагорейская магия числа и символа оказала большое влияние на каббалистическую традицию. , античный материализм в духе Лукреция Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н.э.) — автор знаменитой поэмы «О природе вещей», последователь Эпикура. Приверженец философии атомизма, согласно которой чувственно воспринимаемые пред­меты состоят из материальных, телесных частиц — атомов. Отвергал смерть и потусто­роннюю жизнь, считал, что материя, лежащая в основе мироздания, вечна и бесконечна. и герметическая философия Герметическая философия — мистическое учение, возникшее в эпоху эллинизма и поздней Античности. По преданию, Гермес Трисмегист («трижды величайший») даровал тексты, содержавшие мистическое откровение, своим последователям и ученикам. Учение носило ярко выраженный эзотерический характер, соединяя в себе элементы магии, астрологии и алхимии. . При этом нельзя забывать одной вещи: Бруно никогда не был атеистом; несмотря на радикальность высказанных им суждений, он оставался глубоко верующим человеком. Коперниканизм же для Бруно был отнюдь не целью, но удобным и важным математическим инструментом, который позволял обосновать и дополнить его религиозно-философские концепции. Это заставляет лишний раз усомниться в тезисе о Бруно как «мученике науки».

Амбиции Бруно, вероятно, способствовали его разрыву с Мочениго: на протяжении двух месяцев Бруно на дому обучал венецианского аристократа мнемотехнике, однако после того, как он заявил о своем желании покинуть Венецию, Мочениго, недовольный преподаванием, решил «настучать» на своего педагога. В доносе, который он отправил венецианским инквизиторам, Мочениго подчеркивал, что Бруно отрицает основополагающие догматы христианского вероучения: о божественности Христа, Троице, непорочном зачатии и другие. Всего Мочениго написал три доноса, один за другим: 23, 25 и 29 мая 1592 года.

«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.
Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что Дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому… что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков».

Объем еретических тезисов был столь велик, что венецианские инквизиторы отправили Бруно в Рим. Здесь в течение семи лет ведущие римские богословы продолжали допрашивать Ноланца и, судя по документам, стремились доказать ему, что его тезисы полны противоречий и нестыковок. Однако Бруно твердо стоял на своем — порой он, казалось, был готов пойти на уступки, но все же в последний момент менял свое решение. Вполне возможно, причиной тому было ощущение собственной высокой миссии. Одним из краеугольных камней обвинения стало чистосердечное признание Бруно в том, что он не верит в догмат Святой Троицы.

«Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, единую в существе.
Ответил: „Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа… ибо, согласно св. Августину, этот термин не древний, а новый, возникший в его время. Такого взгляда я держался с восемнадцатилетнего возраста по настоящее время“».

Спустя семь лет безуспешных попыток переубедить Бруно инквизиционный трибунал объявил его еретиком и передал в руки светских властей. Бруно, как известно, решительно отказался каяться в ересях, об этом, в частности, свидетельствует отчет конгрегации инквизиторов от 20 января 1600 года: «По поручению светлейших брат Ипполит Мариа совместно с генеральным прокуратором ордена братьев проповедников беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них. Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы».

В дошедшем до нас смертном приговоре Бруно не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука. Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно вменялось в вину отрицание церковных догматов. Ниже упоминаются «донесения… о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии».

В приговоре упоминаются некие восемь еретических положений, в которых упорствовал Бруно, однако они не конкретизируются, что дало некоторым историкам, в том числе советской школы, основание предполагать, что часть документа, где подробно описываются обвинения инквизиции, была утрачена. Сохранилось, однако, письмо иезуита Каспара Шоппе, который, по-видимому, присутствовал при оглашении полного приговора и позже кратко пересказывал в письме его положения:

«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос — не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедо­вавшиеся».

Нетрудно видеть, что и в этом пересказе (достоверность которого — вопрос отдельного научного обсуждения) не упоминается гелиоцентрическая система, хотя и упоминается идея о бесчисленности миров, а список ересей, которые приписывались Бруно, связаны именно с вопросами веры.

В середине февраля на Кампо-деи-Фьори в Риме «наказание без пролития крови» было приведено в исполнение. В 1889 году на этом месте был установлен памятник, надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: