Кто осуществлял суд над грабителями ворами убийцами
Обновлено: 23.04.2024
Весной 1911 года в Киеве жестоко убили 12-летнего мальчика Андрея Ющинского. Настоящий убийца неизвестен до сих пор, но судебный процесс по этому преступлению стал знаковым для всего мира и вошёл в историю как «дело Бейлиса». В этой истории сплелись антисемитские настроения и организованная преступность. Оказалось, что черносотенные организации и сочувствующий им министр юстиции могут серьёзно влиять на ход расследования, а часть общества готова признать преступником невиновного человека исключительно из-за его национальности.
VATNIKSTAN разобрался, как проходило расследование, почему изначально несостоятельная версия убийства стала основной и удалось ли невиновному избежать тюрьмы.
Преступление
12 марта 1911 года в Киеве по дороге в школу пропал 12-летний мальчик Андрей Ющинский. Исчезновение ребёнка заметили не сразу: родители — мать и отчим — не занимались сыном. 20 марта тело мальчика нашли в маленькой пещере в пригороде Киева. Он сидел со связанными руками в одном белье. Опознать Андрея удалось только благодаря лежащим рядом тетрадям. Современники говорили, что погибший был смелым и богобоязненным, а в будущем собирался стать священником.
Мальчик Андрей Ющинский в гробу
Появилось три версии преступления:
1. Кровавый навет. Убийство мальчика — это часть еврейского ритуала накануне религиозного праздника. Версию поддержали антисемитски настроенные горожане и активисты черносотенных организаций.
2. Наследство. Было предположение, что убийцами Андрея Ющинского стали его же родители: отчим хотел забрать у мальчика большую сумму денег, которую якобы оставил его отец.
3. Андрюшу Ющинского убили преступники. У мальчика был друг Женя, мама которого Вера Чеберяк имела связи в преступной среде. Она являлась хозяйкой воровского притона, сама покупала и продавала краденые вещи, укрывала преступников, а её брат слыл профессиональным вором. Однажды мальчики поссорились, и Андрей сказал, что расскажет о «тёмных делишках» его матери.
Политизация процесса
Экспертиза установила, что мальчику нанесли 47 колотых ран, труп был обескровлен. Последний факт взбудоражил весь город, именно он стал основанием первой версии. По городу распространились слухи, что это ритуальное убийство, и совершили его евреи, которым нужна кровь для приготовления мацы на еврейский праздник Песах (еврейская Пасха). Эта необоснованная теория о том, что каждый год евреи убивают христианина для использования их крови в ритуальных целях, была распространена и в средневековой Европе, и в России XIX века. Несмотря на отсутствие объективных доказательств этих обвинений, фантасмагорические идеи оставались на плаву и в XX веке.
Газета «Двуглавый орёл» с антисемитским объявлением о смерти Ющинского
Родственники и полицейские получали анонимные письма, в которых говорилось, что Андрея «убили жиды», а в самом Киеве начали распространяться антисемитские листовки: «Православные христиане! Мальчик замучен жидами, поэтому бейте жидов, изгоняйте их, не прощайте пролития православной крови!». Но родственники не верили в религиозную версию убийства.
Министр юстиции Иван Григорьевич Щегловитов и глава правительства Пётр Аркадьевич Столыпин обратили внимание на это дело, потому что пресса обвиняла власть в бездействии. В итоге прокурору Киевской судебной палаты Георгию Чаплинскому поручили наблюдать за ходом расследования. Но ситуация усугубилась тем, что сам Чаплинский был антисемитом.
Первоначально делом занимался Евгений Мищук — начальник Киевского сыскного отделения. Он допускал разные версии убийства, но отвергал ритуальную и предполагал, что убийство совершил преступник, боявшийся раскрытия воровского притона. Главной подозреваемой стала Вера Чеберяк. Но версия Мищука не устраивала Чаплинского и Щегловитова: сыщика отстранили от дела и заменили Николаем Красовским. Как и его предшественник, Красовский отверг версию ритуального убийства. Попытки вывести дело из политической плоскости были тщетны.
Под напором общественности, которая в основном считала убийство ритуальным и совершённым евреями, следствие сконцентрировало свои силы на этой версии убийства. Авангардом «прогрессивной общественности» стал Владимир Голубев — студент, председатель общества «Двуглавый орёл». Он провёл своё «независимое расследование»: изучив территорию возле места преступления, Голубев «нашёл» убийцу — им стал приказчик Мендель Бейлис. Скорее всего, Голубев не столько искал преступника, сколько живущего или находящегося рядом еврея. И нашёл Бейлиса. В конце июля 1911 года подозреваемого арестовали.
Бейлис под стражей
Мендель Бейлис служил приказчиком на кирпичном заводе неподалёку от Киева. Современный аналог этой должности — менеджер, продавец, доверенное лицо. Мендель воспитывал пять детей (четырёх сыновей и одну дочь), работал с утра до вечера. Он брался за любую работу, чтобы прокормить семью и обеспечить детей хорошим образованием. Отношения Бейлиса с соседями были преимущественно дружескими. Его репутация была настолько хороша, что даже во время еврейских погромов 1905 года черносотенцы уверяли, что ему нечего бояться.
С каждым днём уголовное расследование превращалось в политическую игру. Получалось, что находящееся под напором правой общественности следствие не столько разбирается в деле, разыскивая настоящего убийцу, сколько ищет подходящего на роль убийцы еврея.
Полосы газет и трибуна Думы как поле брани
За месяц до убийства депутаты Государственной думы обсуждали закон об отмене черты оседлости, введённой ещё Екатериной II в 1791 году. Правые депутаты выступали резко против этого закона. Убийство мальчика стало железным аргументом на их стороне. Аффилированная с правыми депутатами пресса и общественность широко распространяли гипотезу о ритуальном убийстве. Газеты «Земщина» и «Русское знамя», крайне правая организация «Союз русского народа», депутаты Марков и Пуришкевич, «представители благоразумной общественности» Голубев и другие начали активную информационную кампанию, цель которой было превращение уголовного дела в политическое. Трудно сказать, насколько искренне они верили в то, что говорили и распространяли.
Крайне правая газета «Земщина» писала:
«Мендель Бейлис — типичный преступник, с выдающейся нижней челюстью, покатым лбом. Голова с широким иудейским затылком густо поросла жёсткими, матово-чёрными волосами. Фигура широкая, сутуловатая, крепкая… Старые художники изображали убийц и заговорщиков с такими лицами и фигурами. Он часто подносит платок к глазам и делает вид, что плачет…»
Государственная дума превратилась в театр. Одни депутаты смеялись над другими. Правый депутат Марков произнёс эмоциональную речь, наполненную фантасмагорией:
«…Подкрадывается еврейский резник с кривым ножом и, наметив резвящегося на солнышке ребёнка, тащит к себе в подвал».
Менахем Мендель Бейлис во время следствия
Черносотенные пресса и организации возмущались действиями полиции. По их мнению, полиция скрывала истину — зверское убийство совершено еврейской сектой. Газета «Русское знамя» шла ещё дальше:
«Признав жидовскую религию изуверской, правительство не остановится перед мерами ликвидации жидов тем или иным способом».
После предъявления обвинения Бейлису эта часть общества ликовала. Газета «Земщина» торжественно отмечала:
«Наша юстиция не дрогнула. И не только поставила определённое обвинение Бейлису, но решилась поставить вопрос об убийстве с ритуальной целью».
Художник Илья Репин и писатель Корней Чуковский читают либеральную газету «Речь» с материалами по делу Бейлиса. Выборгская губерния, Куоккала. 1913 год
Битва была не только между защитой и обвинением. Борьба велась на страницах газет. Либеральная газета «Киевлянин» писала:
«Оперативно расследуя убийство, как раз накануне православной пасхи, киевская полиция вышла на след одной воровской шайки. Не чуя беды, приятель Андрюши Женя точь-в-точь передал слова Ющинского своей матери Вере Чеберяк. Шайка, в которой Чеберяк содержала притон, последнее время переживала серию обысков и арестов. Недолго думая, они решили избавиться от опасного свидетеля, наведя следствие на ложный след. Казалось, справедливость восторжествует и преступники вскоре получат по заслугам…»
«Многие убеждены, что убийство Ющинского, — убийство „под ритуал“. Убийство это, по мнению этих людей, совершено ради того, чтобы вызвать еврейский погром и во время погрома поживиться еврейским добром».
Не еврей и не либерал, а киевский митрополит Флавиан также отрицал ритуальность убийства мальчика. С черносотенцами и правыми депутатами, призывавшим чуть ли не убивать евреев, был не согласен видный монархист и консерватор Василий Шульгин:
«Не надо быть юристом, надо быть просто здравомыслящим человеком, чтобы понять, что обвинение против Бейлиса есть лепет, который любой защитник разобьёт шутя. И невольно становится обидно за киевскую прокуратуру и за всю русскую юстицию, которая решилась выступить на суд всего мира с таким убогим багажом».
Общая картина заседания суда по делу Бейлиса. Рисунок Владимира Кадулина
Это очень показательно. Сражение шло не столько между правыми и левыми, ведь и среди правых были несогласные со стороной обвинения. Дело Бейлиса — это битва на смерть между здравым смыслом и наглой, радикальной глупостью.
Защищали Бейлиса не только на страницах газет, брошюр или с трибуны Государственной думы. Депутат Маклаков уехал в Киев, где выступил защитником Бейлиса. На одном из заседаний суда он произнёс речь, которая, вероятно, повлияла на итоговое решение:
«Бейлис — смертный человек, пусть он будет несправедливо осуждён, пройдёт время и это забудется. Мало ли невинных людей было осуждено; жизнь человеческая коротка — они умерли и про них забыли, умрёт Бейлис, умрёт его семья, всё забудется, всё простится, но этот приговор… этот приговор не забудется, не изгладится, и в России будут вечно помнить и знать, что русский суд присяжных, из-за ненависти к еврейскому народу, отвернулся от правды».
Сам Маклаков и его речь очень контрастировали с депутатом-черносотенцем Марковым, о чём было написано выше. Сам обвиняемый, Бейлис, в своём последнем слове заявил:
«Я устал. Я невиновен. Прошу вас, господа судьи, господа присяжные, оправдайте меня. Я могу многое кое-что сказать. Сейчас не могу. Я устал. Защитники всё сказали обо мне. Дайте мне видеть семью, детей. Они ждут меня два с половиной года».
Сувенирные открытки, посвящённые судебному процессу над Бейлисом, на идише. 1910‑е годы
Дело Бейлиса получило резонанс не только в Российской империи. Весь мир встал на защиту Бейлиса. В Великобритании, США, Германии, Австро-Венгрии, Франции профессора, журналисты и писатели открыто выступали против обвинения.
«Судный день»
28 октября 1913 года Киев стал объектом мирового внимания. В тот день присяжные должна были вынести вердикт обвиняемому Бейлису. Они советовались чуть больше полутора часов. Атмосфера в зале суда была тяжёлая, всё близилось к развязке. Старшина присяжных, выйдя из комнаты совещаний, огласил: «Не виновен». Все глаза устремились на Бейлиса, который тяжёлым взглядом смотрел на старшину. Его лицо не выражало никаких эмоций. Через мгновение молчание остолбеневшей публики нарушил глухой плач Бейлиса. Конвойные вложили шашки в ножны. Бейлису подали воду и сообщили, что он свободен. Заседание закрыто.
За месяц до начала самого судебного процесса, согласно сводкам новостей в газете «Петербургский листок», какие-то торговец и мануфактурщик заключили пари по поводу исхода дела Бейлиса. Поспорили на 20 бутылок шампанского. Торговец, к счастью, проиграл, отчего ему пришлось угощать своего приятеля-мануфактурщика.
Мендель Бейлис в кругу семьи
После оправдания присяжными Бейлис эмигрировал сначала в Палестину, а после в США. Друг убитого Андрюши Ющинского и сын Веры Чеберяк Женя умер от дизентерии ещё во время расследования. Саму Чеберяк расстреляли во время Гражданской войны, как и министра юстиции Щегловитова. Черносотенных депутатов Маркова и Пуришкевича ждала разная судьба: один эмигрирует, а второй будет убит в 1920 году.
Дело Бейлиса в литературе и кинематографе
Дело Бейлиса стало привлекательным сюжетом для фильмов и книг. К примеру, уже в 1913 году вышел роман «Кровавая шутка». Её автор, Шолом-Алейхем, был русским евреем, который на себе испытал всю тяжесть антисемитских гонений.
В русских кинотеатрах появлялись фильмы о деле Бейлиса. В августе 1912 года вышла первая документальная лента, но её показ был ограничен. А вот французский фильм про Бейлиса запретили вовсе. В 1917 году про дело Бейлиса никто не забыл — вышел новый фильм, в котором в художественной форме была пересказана история следствия.
Афиша фильма «Процесс Бейлиса» 1917 года
Перед Великой Отечественной войной Сергей Эйзенштейн предложит снять фильм о деле Бейлиса. Однако идея осталась только на бумаге — такой фильм посчитали «не представляющим сейчас интереса». В 1968 году в США на экранах появился фильм «Посредник», сюжетом которого стал судебный процесс над Бейлисом. В 1992 году Григорий Илугдин и Анатолий Козак сняли документальный фильм «Долгая ночь Менахема Бейлиса».
14-15 февраля 1867 г. Московским окружным судом с участием присяжных заседателей было рассмотрено дело по обвинению бывшего студента Алексея Михайловича Данилова в грабеже, убийстве,· мошенничестве и наименовании себя ложными фамилиями. Данилов обвинялся в том, что 12 января 1866 г. он убил отставного капитана Попова и его служанку, уроженку Финляндии Марию Нордман.
Попов приехал изг Петербурга в Москву в октябре 1865 г. и решил заняться ссудой денег под проценты. По сведениям родственников, у него было 23 — 29 тыс. рублей. Большая часть денег и несколько оставленных под залог вещей были похищены. Подозрение пало на Данилова, но ни на следствии, ни в суде он виновным себя не признал.
Это дело похоже на дело студента Родиона Раскольникова. Только здесь вместо старухи-процентщицы — ростовщик, вместо Петербурга — Москва… Но Данилов не мог прочесть роман Ф.М. Достоевского и не мог служить прототипом Раскольникова, так как «Преступление и наказание» было уже написано, но еще не опубликовано, когда были убиты Попов и Нордман. Не похожи и преступники, реальный и книжный: несмотря на тяжесть улик, Данилов так и не сознался в совершенном преступлении.
Присяжные признали его виновным в умышленном убийстве с корыстной целью, но заслуживающим снисхождения, а также виновным в именовании себя чужими фамилиями. На основании вердикта присяжных заседателей суд приговорил Данилова, лишив всех прав состояния, сослать на каторжные работы в рудниках на 9 лет; а затем поселить его в Сибири навсегда.
На этот приговор Даниловым была принесена кассационная жалоба, но определением Сената жалоба подсудимого была оставлена без последствий.
В речи обвинителя М.ф. Громницкого преступление бывшего студента было описано следующим образом:
«Преднамеренное, с целью грабежа убийство отставного капитана Попова и его служанки Марии Нордман, мошенническое присвоение чужой собственности и наименование себя чужими фамилиям и — вот совокупность тех преступлений, в которых обвиняется подсудимый. Так как убийство составляет здесь неизмеримо важнейший пункт обвинения, то я начну с этого пункта.
Чтобы вы могли лучше судить о личности покойного Попова и дабы вам понятнее стала сама цель преступления, я познакомлю вас с обстоятельством, предшествовавшим 12 января. До 1865 г. отставной капитан Попов проживал в Финляндии, где у него были родные и недвижимое имение. В 1865 г. он продает свое недвижимое имение и переселяется в Москву. За имение он выручил 23 тыс рублей. В верности этой цифры удостоверяет и список банковских билетов, найденных в квартире убитого, и такой же список, присланный его родными. Были ли у него наличные деньги, неизвестно. Но если и были, то немного.
В сентябре 1865 г. он переселился в Москву и 5 октября поселился в квартире дома Шелягина. Если его кто и подбил к этому переезду, то это, вероятно, был не кто иной, как кухарка его Нордман. Это была женщина чрезвычайно домовитая и большая экономка. С этой женщиной, сорока четырех лет, жил Попов в совершенном уединении. И вот 13 января оба они найдены убитыми.
Следы крови заметны были повсюду до самой лестницы. Что убийство совершено с целью грабежа, доказывалось тем, что не найдено ни банковских билетов, ни наличных денег. Следов убийца не оставил, кроме крови. Следователи смело определили, что убийство совершено 12 января, и притом вечером. Далее, следователи определили, что у убийцы непременно должна была ранена левая рука. Наконец, следователи не могли не обратить внимания на две записки, найденные тут, которые были подписаны Григорьевым.
По книге, в которой записывались заклады, оказалось, что Григорьев заложил Попову перстень и билет за номером 09828. В книге адресов адрес Григорьева был записан. Адрес этот, по справкам, оказался фальшивым. Кроме того, сделаны справки о самой личности Григорьева. Такой личности во всей Москве не оказалось. Все эти данные дозволяли предположить, что убийца скрывается под именем Григорьева. Кроме того, найдено было письмо Попова к Феллеру, которое указывало на знакомство последнего с убитым, и у него-то добыты первые указания на таинственного обладателя перстня.
Феллер и его приказчики, в особенности мальчик его, Шохин, заявили, что черта этого господина, которые они описали, врезались в их память.
31 марта было Светлое воскресенье. Зная, что в дни больших праздников больше всего бывает движения на московских улицах, полиция поручила своим агентам и Шохину следить особенно зорко за проезжими. Шохин подметил знакомое ему лицо, проследил его до квартиры. Оказалось, что это студент Данилов. Он взят был в том самом пальто, в котором был в магазине Феллера. Первоначально замечено было, что у Данилова находятся следы ранений на левой руке. По обыску в его квартире ничего подозрительного не нашли, но захватили несколько бумаг, написанных рукой Данилова, для сличения его почерка.
На первом допросе Данилов от всего отрекся: он показал, что никогда не знал Попова, никогда не бывал у Феллера, никакого перстня не закладывал и Григорьевым не назывался, весь день 12 января и вечер провел безвыходно дома. Но полицией собрано уже было тогда против него достаточно улик.
Случайно узнали о его отношениях с закладчиком Рамихом, имя которого он шепнул своей матери при свидании. От Рамиха узнали, что он приносил оценивать к нему перстень и что у него был заложен билет номер 09828. Билет этот, выкупленный у него Даниловым 8 января и заложенный 11 января у Попова, тот самый билет, который оказался похищенным в числе других из квартиры Попова. Записки, подписанные Григорьевым, оказались писанными его рукой.
Депутат от университета Должиков заявил следователям о записке, переданной ему Даниловым, в которой он просил заготовить для него свидетелей насчет 12 января. Отец и мать передали о рассказе его насчет происхождения раны на руке. Студент Трусов подтвердил тот же рассказ, и, кроме того, сообщил о пятнах на пальто и о том, как они продавали бриллианты. Девица Швалленгер и Малышев, на которых он сослался в подтверждение того, что он был дома, этого не подтвердили. Этого не подтвердили и его родные.
Ввиду таких улик молчать было невозможно и неблагоразумно. Ему оставалось или сознаться, или выдумать ка-кую-нибудь историю. И вот он выдумывает фантастическую историю, в которой сознается в укрывательстве преступления.
Одним ли совершено убийство или несколькими? Я, со своей стороны, полагаю, что одним. Я думаю гак потому, что убийство Попова и Нордман совершено в разное время. Основываясь на драгоценном указании часов, можно с достоверностью сказать, что убийство Попова совершилось в 7 часов, а. в 7 часов, как известно, Нордман находилась в аптеке Кронгельма. А если убийство совершено в разное время, то нет основания предполагать, что его совершил не один.
Далее спрашивают, возможно ли, чтобы Данилов, будучи еще так молод, совершил такое зверское преступление. Но имеем ясные доказательства, что он созрел вполне, как умственно, так и физически. Мы знаем его уже как жениха, знаем также, что с 17 лет он жил жизнью самостоятельной, сам зарабатывал деньги.
Что же касается его нравственности и душевной теплоты, свойственной молодости, то какие имеем мы на этот счет указания? У него счастливая наружность и недюжий, ум. А между тем, где его друзья? Мы знаем только, что в семействе Соковниных он был как жених Алябьевой; он пользовался доверием г-жи Соковниной. Но мы знаем также, как воспользовался он этой доверчивостью. Кража бриллиантов — один этот факт может служить меркой его нравственности.
Я обвиняю его в предумышленном убийстве Попова и Марии Нордман, в мошенническом присвоении денег, принадлежавших г-же Соковниной, и в наименовании себя фальшивыми фамилиями».
В 1533 г. трехлетний Иван IV Васильевич вступил на великокняжеский престол. Его правление растянулось на 51 год, вплоть до 1584 г. Оно стало знаменательным в истории России. Здесь было все — большие достижения и глубокие провалы, победоносные и проигранные войны, ожесточенная борьба с истинными и мнимыми противниками, оплаченная кровью и невероятными страданиями народа. В конце жизни Иван, прозванный Грозным, установил жестокую личную диктатуру, подобной которой Россия еще не знала, и расправился со всеми, кого считал своим врагом. Но все это было впереди. А пока подданных спешно приводили к присяге трехлетнему мальчику.
Власть отделяет, в руках совета. Его сформировал к концу жизни сам Василий III. Он понимал, что его жена, великая княгиня Елена Глинская, молода и неопытна в государственных делах. Поэтому опеку над ней и сыном он поручил своим ближайшим помощникам — боярам Захарьину и Глинскому, дяде жены, дворецкому, князьям Шуйским и еще нескольким родовитым боярам, членам Боярской думы. На первых порах опекуны действовали дружно. Вместе с великой княгиней Еленой Глинской они нанесли упреждающий удар по брату Василия III — Юрию, который претендовал на трон и отказался присягнуть своему малолетнему племяннику. Юрия бросили в темницу, и через три года он там умер. Второй брат умершего великого князя, Андрей Старицкий, присягнул Ивану IV.
Елена Глинская никак не могла согласиться со своей второстепенной ролью во дворце и, опираясь на помощь князя Телепнева Оболенского, начала борьбу против Опекунского совета. Телепнев-Оболенский был одним из лучших русских полководцев, заслужил боярский чин и представительствовал в Думе. В борьбе с опекунами его поддерживали Боярская дума и многие влиятельные дьяки, не желавшие подчиняться любимцам покойного великого князя.
Власть Опекунского совета продержалась меньше года. Вскоре Михаил Глинский по приказу племянницы был арестован и брошен в тюрьму вместе с женой и детьми. Елена Глинская пожертвовала дядей и его сторонниками, выходцами из Литвы, ради укрепления собственной власти. Опекунский совет пал. Началось правление матери Ивана IV — Елены Глинской.
Но и среди победителей не было единства. Часть их, во главе с князьями Шуйскими, отстаивали былые княжеские и боярские вольности, ратовали за войну с Литвой. Другие, во главе с Еленой Глинской и князем Телепневым-Оболенским, стояли за усиление центральной власти и за мирные отношения с соседними странами.
Правление Елены Глинской.
Новое правительство, где получили большой вес сторонники укрепления центральной власти, предприняло ряд мер по ее усилению. Прежде всего расправились со сторонниками удельного раздробления России. Их лидера, князя Андрея Ивановича Старицкого, последнего оставшегося в живых сына Ивана III, бросили в темницу и уморили до смерти. Его сподвижников в Москве и Старице казнили. С тех пор между Старшими домами царской семьей возникла смертельная вражда.
Была несколько стеснена власть бояр. Из их ведения изъяли суд над лихими людьми (разбойниками), который был передан судьям, выбранным местным дворянством. Новое правительство провело финансовую реформу. Была введена новая полновесная монета— знаменитая копейка, на которой был изображен всадник, вооруженный копьем; отсюда и название монеты. Старое боярство ненавидело Елену Глинскую и ее окружение за то, что они не оправдали их надежд и не дали им той власти, которую они надеялись обрести после смерти Василия III.
В 1538 г. Елена Глинская внезапно умерла. В Москве считали, что ее отравили. Боярство ликовало. Бояре тут же расправились с любимцем великой княгини — князем Телепневым-Оболенским. В их руках оказался и восьмилетний Иван IV, оставшийся и без отца, и без матери.
Боярские группировки у власти.
Захватив власть, бояре принялись раздавать своим сторонникам земли и различные привилегии, освобождать их от налогов, предоставлять право вершить судебное разбирательство над зависимым населением. Шло расхищение государственной казны, происходили расправы с политическими противниками. Больше всего от этого самоуправства страдал черный люд — крестьяне и ремесленники. Но недовольные были и среди боярства и духовенства. Они стояли за порядок и стабильность в государстве, за укрепление центральной власти. И все свои надежды связывали со взрослеющим Иваном IV. Пока же он находился в полной власти бояр.
Одинокий, всеми брошенный, порой голодный, во время пышных официальных празднеств и приема иностранных послов он занимал почетное место на великокняжеском троне, был одет в богатые одежды, всесильные бояре угодливо сгибались перед ним, славя его как правителя Русского государства. Потом наступали будни, и мальчик — великий князь снова оставался в небрежении и одиночестве.
Иван IV рос человеком недоверчивым, скрытным, нервным. Сцены боярского своеволия, расправы с людьми, которые порой происходили на его глазах, пробуждали в нем жестокость. Очевидцы рассказывали, что уже в 12 лет он отличался буйством нрава. Одним из любимых развлечений подростка стало сбрасывать кошек и собак с крыши теремов. А то соберет ватагу сверстников и мчится на лошади по московским улицам и площадям, топча народ. Люди в страхе шарахались в сторону, завидя царскую кавалькаду.
В 13 лет Иван принял свое первое волевое и жестокое решение — приказал предать смерти князя Андрея Шуйского. Два часа его тело лежало на дворцовом крыльце. Впервые в облике мальчика промелькнули черты будущего Грозного царя. В запуганном отроке окружающие почувствовали властного и жесткого правителя. От тех мест, — свидетельствует летопись, — начали бояре от государя иметь страх и послушание.
Венчание на царство.
В душе молодого великого князя постепенно вызревали идеи об исключительности его власти, ее божественном происхождении. Об этом ему твердило и окружение, стремящееся возвышением великого князя укрепить собственное положение при дворе. В частых беседах мысль о его богоизбранности внушал Ивану митрополит Даниил, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти, которая, считал он, должна находиться в тесном союзе с сильной и богатой Церковью. Об исключительности роли русского монарха в тогдашнем мире говорили и приверженцы теории «Москва — Третий Рим», которые видели в московском правителе единственного покровителя и спасителя православия, наследника божественной власти римских и византийских императоров. В среде развивающегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи.
Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого самолюбивого 16-летнего монарха созрело осознание необходимости принятия Иваном царского титула. Название титула произошло от римского слова «цезарь». Так именовали в Риме, а потом в Византии императоров, наследников знаменитого Гая Юлия Цезаря. В представлении русских царский титул являлся высшим титулом в тогдашнем мире. Он был равен по значению титулу императора Германской империи и считался выше титулов европейских королей.
16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. После торжественной службы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бармы, якобы присланные византийским императором в начале XII в. Владимиру Мономаху. Отныне Россия становилась царством, а Москва — царствующим градом. Через месяц молодой царь женился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева — юной красавице Анастасии Романовне.
Восстание 1547 г.
Недовольство москвичей властями зрело давно. Оно прорвалось в дни сильнейших пожаров, которые вспыхнули в городе один за другим в летние месяцы 1547 г. Пожар спалил дотла деревянную Москву. По городу пошел слух, что Москву подожгли по приказу Глинских и что бабка царя — колдунья. Вооруженные горожане ворвались в Кремль.В это время в Успенском соборе шла служба, на которой находились царь и близкие к нему люди. Разъяренная толпа выволокла из храма одного из князей Глинских и забила его камнями до смерти. Бабка царя и другие Глинские бежали из города. Москва оказалась во власти восставшего народа.
Спасаясь от пожара и от разъяренных жителей, царь спешно выехал из города и укрылся на Воробьевых горах. Но возбужденная толпа подступила к его покоям, требуя выдачи уцелевших Глинских. Уговоры царя не действовали, и лишь когда он объявил, что Глинских во дворце нет, толпа разошлась. Царь приказал провести сыск, и вскоре зачинщики восстания были публично казнены. Правительство Глинских пало. Пришел конец боярскому правлению в стране.
Реформы Избранной рады.
Восстание 1547 г. показало, что в обществе существует острое недовольство положением дел в стране. За долгие годы боярского всевластия и беспорядков терпение народа истощилось. Недовольны были и дворяне, которые оказались полностью зависимы от всесильных боярских группировок, а в уездах — от воли кормленщиков. За разумную политику выступали многие представители духовенства. Молодой монарх решил устранить наболевшие язвы общества.
Иван IV втрое увеличил состав Боярской думы, включив в нее менее знатных, но способных и энергичных людей — своих сторонников. Вместо старых, родовитых и влиятельных бояр около него сложился круг молодых, незнатных, но умных и просвещенных людей, которые мечтали о превращении России в сильное и процветающее государство. На первое место среди новых советников царя выдвинулись костромской дворянин Алексей Адашев, священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр и талантливый военачальник, князь Андрей Михайлович Курбский.
Не доверяя родовитому боярству, Иван IV возвысил многих представителей приказной администрации — дьяков и подьячих, в чьих руках находилась вся документация страны. Наиболее близким к царю среди них стал глава Посольского приказа дьяк Иван Висковатый. Видное место среди реформаторов занял митрополит Макарий, ставший, по существу, духовным наставником государя. Позднее князь Курбский назвал круг лиц, близких в то время к, Ивану IV, Избранной радой. Большинство их были молоды, энергичны, воодушевлены идеалами справедливого и разумного управления страной.
В 1549 г. Иван IV созвал Собор примирения. Во дворец были приглашены члены Боярской думы, церковники, воеводы, дворяне. Впоследствии такие соборы стали называть Земскими соборами, т. е. соборами от всей земли. Собор ознаменовал собой начало сословного представительства в России, когда монарх правит страной совместно с представителями сословий. Такие же собрания при королях стали возникать и в западных странах, где все больший вес приобретали богатые горожане и купечество. Это говорило о зарождении первых признаков гражданского общества в России, т. е. такого общества, когда народ получил Большая доступ к влиянию на решения властей, когда воля Государственная монарха ограничивалась. Поначалу Иван IV добровольно и сознательно пошел на совет со всей землей. Собор примирения наметил ряд реформ, которые и начали осуществляться членами Избранной рады под руководством царя.
Прежде всего преобразования коснулись армии. Появились новые воинские части — стрелецкие полки. Стрелецкое войско было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. Стрельцы получали обмундирование и денежное жалованье. В мирное время им разрешалось заниматься ремеслами и вести мелкую торговлю. По существу, стрельцы стали царской гвардией.
Были предприняты реформы в области финансов. Разоренная боярами страна нуждалась в деньгах. Их взяли у церковных хозяйств и монастырей. Все их налоговые льготы были отменены. Теперь церковников обязали платить налоги со своих земель, как это делали все землевладельцы. Одновременно в стране вводились новые налоги, повышались старые. Государство стремилось воспользоваться развитием крестьянского хозяйства и увеличением доходов посадского населения. В 1550—1560-е гг. налоговое ярмо увеличилось в несколько раз.
Были проведены реформы местного и центрального управления. Пришел конец безобразиям кормленщиков — этих насильников, вымогателей и взяточников, по общему мнению. Кормления отменялись, место кормленщиков заняли органы земского самоуправления. Отныне все дела на местах вершили выборные от дворянства — головы и их помощники — целовальники. Так их называли потому, что они, принося клятву судить и управлять честно и справедливо, целовали крест. Там же, где жили черносошные (государственные) крестьяне, они сами выбирали своих управителей — старост и целовальников. Такие же порядки были введены в Городах, среди посадского населения. Реформа наделяла правами провинциальное дворянство и свободных, т. е. не принадлежащих частным владельцам, крестьян и посадских людей.
Усилилось центральное управление страной. В Москве окончательно сложилась система приказов во главе с боярами и дьяками.Посольский приказ ведал отношениями с иностранными государствами, Разрядный — дворянским войском. Поместный наделял землей служилых людей. Разбойный осуществлял суд над грабителями, ворами и убийцами. Стрелецкий занимался стрелецким войском, Ямской — почтовой службой (от татарского слова «ям» — «почта»). Челобитный приказ, которым ведал Алексей Адашев, разбирал жалобы, поданные царю, и докладывал все дела самому Ивану IV. Позднее, по мере усложнения хозяйства страны, роста ее территории, появлялись и другие приказы. Все они строго подчинялись воле монарха.
По наказу Собора в 1550 г. был разработан новый свод законов — «Судебник». В нем появились статьи, которые ликвидировали податные льготы монастырей. Теперь они должны были сполна уплачивать все налоги в государственную казну. «Судебник» встал на защиту дворян: их запрещалось за долги превращать в холопов. Что касается возможности перехода крестьян от одного хозяина к другому, то она сохранилась. Русский крестьянин, хотя и ограниченный правом перехода в Юрьев день, все же был лично свободен.
§ 3. Реформы Избранной рады
Уже в это время в уме молодого великого князя, которого долгие годы унижали и оскорбляли, постепенно созревали идеи об исключительности его власти, ее божественном происхождении. Эту идею он взял от своих «прародителей», деда и отца. Об этом же ему твердило и его окружение, стремящееся укрепить возвышением великого князя свое собственное влияние. В частых беседах эту мысль внушал ему новый митрополит Мака- рий, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти, которая бы находилась в тесном союзе с сильной и богатой церковью. Наконец, в среде развивающегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи.
Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого самолюбивого 16-летнего монарха созрела в 1547 г. мысль о принятии им царского титула.
Принятие такого титула имело огромное значение для судеб российского государства. Царями в Древней Руси называли византийских императоров. Позднее царями именовали уже золотоордынских ханов. Дтя русского сознания царский титул являлся высшим титулом в тогдашнем мире. И это было действительно так. Он был равен по значению титулу императора Германской империи и считался выше титулов европейских королей.
Теперь, после падения Византии и освобождения Руси от ордынской зависимости, титул царя обозначил претензии России на бывшее византийское наследство и на обладание всем объемом власти и суверенитета, который прежде принадлежал Золотой Орде.
16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался в Успенском соборе Московского Кремля на царство. После долгой и торжественной службы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бармы, якобы присланные византийским императором в начале XII в. Владимиру Мономаху. Отныне Россия становилась царством, а Москва — «царствующим градом».
Вскоре эта борьба получила развязку в связи с тем, что в этом же году молодому царю пришлось столкнуться с еще одной неведомой для него силой — народной яростью.
Недовольство москвичей властями зрело уже давно. Оно прорвалось в дни сильнейших пожаров, которые вспыхнули в городе один задругам в летние месяцы 1547 г. Последний пожар в конце июня спалил почти дотла всю деревянную Москву. Сгорело 25 тыс. дворов, 1700 человек погибло. А в это время по городу пошел слух, что Москву подожгли по приказу Глинских и что бабка царя — колдунья. Не исключено, что слух был пущен сторонниками бояр Захарьиных, родственников царицы.
Вооруженные горожане порвались в Кремль, где в это время в Успенском соборе у молитвы стоял царь и близкие к нему люди. Разъяренная толпау него на глазах выволокла из собора одного из князей Глинских и на площади забила его камнями до смерти. Бабка царя и другие Глинские бежали из города. Народ разграбил их дворы, а заодно и дворы знатных и богатых людей.
Царь после событий в соборе спешно выехал из Москвы, спасаясь от пожара и восставших жителей. Он укрылся в селе на Воробьевых горах. Но народ достал его и там, возбужденная толпа приступила к покоям Ивана IV, требуя выдачи уцелевших Глинских. Уговоры царя не действовали; лишь когда он объявил, что Глинских в его загородном дворце нет, толпа ушла. Вспоминая впоследствии эти дни. Иван IV писач: «От сего вниде [вошел] страх в душу мою и трепет в кости моа».
Царь приказал провести сыск. Все зачинщики восстания были схвачены и публично казнены. Но правительство Глинских пало. Отныне пришел конец боярскому правлению в стране.
Молодой царь бросил прежние забавы, прекратил опалы и казни неугодных ему бояр. Восстание 1547 г. доказаю, что в обществе существует острое недовольство положением дел. Долгие годы боярского всевластия, беспорядков, расхищения страны и нажима на простых людей истощили терпение народа. Недовольны были и дворяне, которые оказались полностью зависимы от всесильных боярских группировок, а в уездах — от воли кормленщиков. За разумную политику выступали и многие представители духовенства.
На первых порах Иван IV начат решать эти вопросы осмотрительно, осторожно, устраняя наиболее наболевшие язвы общества. Во-первых, он втрое расширил Боярскую думу, включив туда менее знатных, но способных и энергичных людей, которые полностью поддерживали его. На первое место среди новых советников царя выдвинулся костромской дворянин Алексей Федорович Адашев, вошедший в Боярскую думу. Он обратил на себя внимание Ивана IV, когда трудился в его канцелярии — Челобитном приказе и докладыват царю поступавшие на его имя прошения. Другим влиятельным царским советником стал Сильвестр, священник Благовещенского собора — домовой церкви царской семьи. Честный, религиозный, фанатично преданный сильной царской власти в России, Сильвестр одновременно осуждал стяжательство церковников. Царя он поразил своей открытостью и бессребреничеством. Для себя лично Сильвестр не искал никаких выгод. Близок к царю в это время оказался и молодой князь Андрей Михайлович Курбский, талантливый военачальник, образованный человек. Он видел процветание России в содружестве монарха со своими «смышлеными» советниками, был противником тиранства и сторонником справедливого суда.
Не доверяя родовитому боярству, Иван IV возвысил многих представителей приказной администрации — дьяков и подьячих. В их руках была вся деловая документация. Они приводили в движение государственный механизм. Наиболее близким к Ивану IV среди этих людей стал глава Посольского приказа дьяк Иван Михайлович Висковатый. Человек из низов, всего в жизни он достиг своими дарованиями, преданностью государству.
Видное место среди реформаторов и успокоителей Русской земли стал митрополит Макарий, который по своему солидному возрасту и сану стал, по существу, духовным наставником царя.
Позднее князь Курбский назвал круг лиц, близких в то время к Ивану IV, Избранной радой, т. е. советом.
Именно вереде Избранной рады и родились в конце 40-х — 50-е гг. реформы, которые прославили первый период правления Ивана IV.
Этот Собор ознаменовал собой начало сословного представительства в России, когда монарх правит совместно с представителями сословий. Такие же собрания при королях возникали и в западных странах, где все больший вес приобретали богатые горожане, купечество. Это говорило о зарождении первых признаков гражданского общества в России, т. е. такого общества, когда сословия получают доступ к влиянию на решение властей, когда воля монарха начинает ограничиваться. Поначалу Иван IV добровольно и сознательно пошел на совет со «всей землей».
Собор примирения наметил ряд преобразований, которые и начали осуществляться членами Избранной рады под руководством царя.
Первые преобразования коснулись армии. Местнические споры воевод во время походов были запрещены. Появились новые воинские части — постоянные стрелецкие полки.
Стрелецкое войско имело на вооружении не только холодное оружие, как дворянское ополчение, но и огнестрельные пищали. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ремеслами и вести мелкую торговлю. По существу, стрельцы стали царской гвардией.
Был установлен единый порядок призыва на военную службу из поместий и вотчин. Чем больше давалось земли, тем больше воинов в полном вооружении должен был привести помещик или вотчинник. Перед страной стояли важные военные задачи — борьба с Крымским ханством, поволжскими татарскими ханствами, Ливонским орденом, Польско-Литовским государством. Понятно, что центр реформ был повернут в военную сторону. Страна, как и прежде, продолжала военизироваться.
Во-вторых, были предприняты реформы в области финансов. Разоренная боярами страна нуждалась в деньгах. Их взяли из церковных хозяйств; монастырей. Теперь церковники были обязаны платить налоги со своих земель, как и другие землевладельцы. Одновременно были введены новые налоги с населения, повышены старые.
В-третьих, были проведены реформы местного и центрального управления. Пришел конец безобразиям кормленщиков — этих насильников, вымогателей и взяточников. Кормления были отменены, а на место кормленщиков пришли органы местного, земского самоуправления. Отныне все дела вершили выборные люди от дворянства — «головы» и их помощники — целовальники. Так их называли потому, что они целовали крест, обещая судить и управлять честно и справедливо. Там же, где жили государственные, или, как их называли, черносошные, крестьяне, они сами выбирали своих управителей — старост и тех же целовальников. Такие же порядки были введены в городах среди посадского населения. Эта реформа давала определенные права провинциальному дворянству и свободным, т. е. не принадлежащим частным владельцам, крестьянам и посадским людям, что тоже был цивилизационный шаг вперед.
Усилилось и центральное управление. В Москве окончательно сложилась система приказов во главе с боярами и дьяками. Посольский приказ ведал отношениями с иностранными государствами. Разрядный — дворянским войском. Поместный наделял землями служилых людей. Разбойный осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами. Стрелецкий ведал вновь созданным стрелецким войском. Ямской занимался почтовой службой (от татарского слова«ям» — почта). Челобитный приказ, которым ведал Алексей Адашев, разбирал жалобы, поданные царю, и докладывал вес дела самому Ивану IV. Позднее, по мере усложнения хозяйства страны, ее управления, роста территории появлялись и другие приказы. Все они строго подчинялись воле монарха.
По наказу Собора был разработан новый свод законов — Судебник 1550 г. Многие статьи старого свода законов 1497 г. остались в силе. Одновременно Судебник встал на защиту дворян: их запрещаюсь за долги превращать в холопов. Что касается возможности перехода крестьян с места на место, то она сохранилась.
На созванном в 1551 г. Церковном соборе царь поставил церковникам сто вопросов о жизни и быте Церкви. Прежде всего Иван IV настаивал на укреплении в Церкви порядка и дисциплины. Попытался он провести закон о конфискации земельных владений Церкви.
В основном предложения монарха были поддержаны (Стоглав), но все Церковники во главе с митрополитом Макарием воспротивились конфискации земель. Однако кое-чего царь добился: Церкви было запрещено приобретать новые земли без доклада царю, а все земли, перешедшие в пользу Церкви в период боярского правления, возвращались государству.
Обвиняемой по делу, которое суд рассматривал в конце 1860-х годов, была простая крестьянка, однако решение присяжных вызвало бурную реакцию общества.
Это дело, как сегодня может показаться, не должно было вызвать большого общественного резонанса. На скамье подсудимых сидела простая крестьянка Мавра Волохова. Преступление было, в общем-то, бытовое — жену обвиняли в убийстве мужа, который примерным поведением не отличался. Однако на решение присяжных отреагировала, что называется, вся прогрессивная общественность.
Бытовое убийство
В XIX веке на территории, которую сейчас занимает район Нагатино, находилась деревня Садовая Слобода. Местные крестьяне издавна занимались выращиванием овощей и фруктов для Коломенского. В 1860-е здесь жило около 700 человек (не считая детей), в целом Садовая Слобода была достаточно благополучной и тихой.
В августе 1866 года в этой самой деревне исчез крестьянин Алексей Волохов, известный не самым примерным поведением. В день пропажи его, как нередко бывало, встретили пьяным на улице, плюс он повздорил с кем-то в трактире. Через пять дней после исчезновения тело Волохова, разрубленное на две части, обнаружили в погребе — холодной яме, которая находилась вне дома. Вызвали судебного следователя, который пошел по самому очевидному пути: заподозрил родственников. Коих в деревне было немало.
Собственно, Алексей Волохов вместе с женой Маврой и малолетним сыном Гришей жил вместе с родственниками — он занимал только половину дома, а вторую — его родной брат с семьей. Дом был большой, не бедный, о чем свидетельствует хотя бы то, что окна были застеклены. Для крестьянского жилища — не самое обычное дело. Однако благополучной семью назвать было сложно. При осмотре следователь обнаружил, что ни одного целого стекла в окнах не было, в комнате на втором этаже на стенах и между досками пола нашли следы крови. Мавра, впрочем, дала внятное объяснение — муж являлся домой пьяным с разбитой головой. Но следствие этим не удовлетворилось, и женщина стала основной подозреваемой.
Косвенные улики: суд готов искать
Суд присяжных, только появившийся в России в 1864 году, взялся за процесс с энтузиазмом: да, улик недостаточно, однако «мы во всем разберемся». Обвинителем на процессе выступал Михаил Громницкий, о котором Анатолий Кони писал: «Сочетание силы слова с простотою слова, отсутствие всяких ненужных вступлений и какого-либо пафоса, спокойное в своей твердости убеждение и самое подробное изучение и знание всех обстоятельств и особенностей разбираемого преступления делали из его речи то неотразимое «стальное копье закона», о котором говорит король Лир».
Адвокатом Волоховой стал совсем молодой, фактически вчерашний выпускник университета Александр Урусов. К моменту суда он был лишь «кандидатом на судебные должности» — стажер при суде. Казалось бы, силы не равны: пусть Громницкий не был самым известным обвинителем, но Урусов не имел практически никакого опыта. Однако дело повернулось совершенно особенным образом.
Слово обвинению: кто убил Алексея Волохова?
Аргументация Громницкого основывалась на показаниях родственников убитого. Первое — это слова сына Алексея и Мавры, малолетнего Гриши. Он сказал, что видел, как лежащего на полу отца мать била топорищем. Далее показания дал брат убитого, Терентий Волохов. За день до того, как труп Алексея обнаружили, он видел, как Мавра якобы что-то закапывала в погребе. Родственница Марья Волохова вспомнила, как Мавра сильно побледнела, когда нашли тело ее мужа. И наконец, нашлись односельчане, которые будто бы слышали, как при аресте Мавра сказала родственнику мужа: «Что будет мне, то и тебе. На одной доске будем стоять». Эти слова, по мнению обвинения, могли расцениваться практически как признание.
Строго говоря, все показания были косвенными, однако Громницкий брал ораторским мастерством. В его речи все мелкие детали сложились в неопровержимую картину виновности Мавры, но были моменты, которые Громницкий не учел.
Во-первых, он сказал, что буквально все в деревне указали на виновность женщины. Это не соответствовало действительности. В Садовой Слободе был проведен так называемый повальный обыск. Это особого рода следственное действие, когда опрашивают всех взрослых, а потом случайным образом выбирают несколько показаний. Все они оказались вполне доброжелательные: Мавра — женщина работящая, честная, а вот муж у нее, мягко говоря, не «подарок».
Во-вторых, за несколько недель до убийства Мавра украла у своей снохи (жена брата Алексея Волохова) 150 рублей. Женщины были между собой в конфликте, эта самая сноха буквально травила Мавру, так что женщина хотела отомстить. Но в своем «злодеянии» Мавра быстро призналась священнику и деньги вернула. Громницкий пытался представить этот инцидент так, будто Мавра хотела «подставить» своего мужа и выставить его вором. А раз поступила так, то могла и убить.
Однако все обвинения в итоге рассыпались.
Присяга: свидетели меняют показания
На суде, давая показания под присягой, свидетели оказались не так категоричны, как во время следствия. Сын Гриша рассказал, что его подучил дядя. Мальчик, может быть, и видел, как мать ударила отца, но не избивала его до крови. Плюс медицинская экспертиза установила, что при расчленении трупа Алексея Волохова использовались минимум три инструмента — шило, нож и топор. Представить, что одна женщина разделалась с мужем с помощью трех орудий достаточно сложно. В пользу Мавры говорило и ее поведение на суде: она держалась с удивительным достоинством и спокойствием.
В итоге Урусов смог использовал все аргументы в своей речи. Кони писал о нем: «Войдя в зал судебного заседания Московского окружного суда по делу Мавры Волоховой, обвиняемой в убийстве мужа, как скромный кандидат на судебные должности, назначенный защищать, он вышел из нее сопровождаемый слезами и восторгом слушателей и сразу повитый славой, которая затем, в течение многих лет, ему ни разу не изменила. Я был в заседании по этому делу и видел, как лямка кандидатской службы, которую был обречен тянуть Урусов, сразу преобразилась в победный лавровый венок».
Присяжные совещались около 10 минут и признали Мавру невиновной. На это, казалось бы, малозначимое дело отреагировали и Герцен, и Катков. Последний отметил: «В этом отношении общественная совесть может вполне успокоиться: присяжные сделали свое дело, как следует».
Правда, кто именно убил Алексея Волохова, так и не установили. Но это, что называется, было уже вне компетенции того суда.
Автор статьи
Читайте также:
- В процессе правотворчества государственная воля становится правовой нормой
- Пмр как правовое государство
- Порядок взыскания задолженности судебными приставами с юридического лица
- Чего боятся адвокаты больше всего
- Реферат на тему патриотизм как основа сознательного отношения граждан к защите государства