Кто осуществляет высший государственный надзор за охраной труда рб

Обновлено: 23.04.2024

С 28 июня 2020 г. начнет действовать новый порядок осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях . С этой же даты утратят силу правила, предусмотренные Типовой инструкцией N 159, которая действует в настоящий момент. В связи с этим нанимателям нужно будет пересмотреть свои ЛПА по контролю за охраной труда и внести соответствующие корректировки. Остановимся на основных, на наш взгляд, изменениях, которые предусматривает новая Инструкция N 51.

Какие виды контроля регулирует Инструкция N 51

Новая Инструкция N 51 регламентирует проведение :

— периодического контроля. Отметим, что в Инструкции N 51 проводимый контроль прямо не назван периодическим. Тем не менее по своей сути он является таковым, поскольку установлена периодичность его проведения: ежедневно, ежемесячно и ежеквартально;

— контроля, проводимого по мере необходимости.

На заметку
Иную периодичность контроля за охраной труда в соответствии с СУОТ смогут установить :
— организации сферы услуг;
— микроорганизации.
При этом такая индивидуально установленная периодичность должна быть не реже одного раза в месяц.

Типовая инструкция N 159, действующая в настоящий момент, регулирует проведение двух видов контроля за соблюдением законодательства об охране труда :

— контроля, проводимого руководителями и специалистами организации.

На заметку
В Типовой инструкции N 159, действующей в настоящий момент, упоминаются также другие виды контроля за охраной труда, которые регламентированы иными НПА :
— контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации;
производственный контроль;
общественный контроль.

Кто и где осуществляет контроль

Новой Инструкцией N 51 установлено, кем и где проводится контроль за охраной труда. Отметим, что, как и в настоящее время, это зависит от частоты проведения контроля. Какие корректировки произошли в рассматриваемом вопросе, наглядно рассмотрим в сравнительной таблице .

С участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха и представителей службы охраны труда (инженера по охране труда).

С участием руководителей служб, отделов, общественного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников).

Непосредственными руководителями признаются должностные лица, ответственные за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда, а также при выполнении отдельных видов работ, назначенные из числа работников, в непосредственном подчинении которых находятся другие работники .

В проведении контроля также участвуют:
— специалист по охране труда;
— члены комиссии по охране труда, если она создана в организации. Напомним, что в состав данной комиссии входят как представители нанимателя, так и представители профсоюза ;
— руководители структурных подразделений, непосредственные руководители и иные работники организации.

Внимание!
С 28.06.2020 представители профсоюзов, в том числе общественные инспекторы по охране труда, могут участвовать в проведении контроля за охраной труда. В настоящее время участие общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (при наличии в организации профсоюза) в проведении периодического контроля является обязательным .

Какие действия предпринимаются при выявлении нарушений

Выдача предписания специалистом по охране труда

Новая Инструкция N 51 дала право специалисту по охране труда в случае выявления нарушений нормы охраны труда выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания. В них следует отражать следующее :

— наименование структурного подразделения, в котором выявлено нарушение требований по охране труда;

— фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность служащего, которому выдано предписание;

— выявленные нарушения требований по охране труда;

— требование о приостановлении эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг) в случае выявления нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих.

Отменить такое предписание полностью или частично по обоснованным причинам смогут :

— руководитель службы охраны труда либо

— руководитель организации или его заместитель.

Как оформляются результаты контроля

Ежедневный и ежемесячный контроль

Новая Инструкция N 51 устанавливает, что результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в один журнал контроля, и определяет сведения, которые нужно в него вносить. Это, в частности :

— наименование структурного подразделения;

— дата проведения ежедневного или ежемесячного контроля;

— фамилия, инициалы непосредственных руководителей, руководителей структурных подразделений, их подписи;

— выявленные нарушения требований по охране труда;

— мероприятия по устранению нарушений, сроки их выполнения

— фамилия, инициалы и должность служащего (профессия рабочего), ответственного за выполнение вышеназванных мероприятий, его подпись;

— информация о выполнении мероприятий по устранению нарушений.

При этом саму форму журнала новая Инструкция N 51 не предусматривает. Следовательно, нанимателям нужно будет разработать ее самостоятельно.

Внимание!
Если у непосредственных руководителей (руководителей структурных подразделений) есть ЭЦП, то журналы контроля можно будет вести в электронном виде .

Напомним, что в настоящее время результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в разные журналы контроля по формам согласно приложениям 1 и 2 к Типовой инструкции N 159 .

Ежеквартальный контроль

Как и в настоящее время, по результатам ежеквартального контроля за охраной труда будет составляться акт . Новая Инструкция N 51 более детально регламентирует, какую информацию нужно вносить в данный документ. Итак, в акте следует указывать:

— дату проведения ежеквартального контроля;

— фамилии, инициалы, должности служащих, участвующих в проведении ежеквартального контроля;

— выявленные нарушения требований по охране труда;

— сроки устранения этих нарушений;

— фамилии, инициалы и должности служащих, ответственных за устранение нарушений.

Как рассматриваются результаты контроля

С 28.06.2020 результаты контроля за охраной труда рассматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев .

На заметку
В организациях сферы услуг и микроорганизациях результаты контроля за охраной труда рассматриваются по мере необходимости в порядке, установленном в СУОТ .

Установлено, что в рассмотрении результатов участвуют :

— руководитель организации или его заместитель;

— руководители структурных подразделений;

— специалист по охране труда;

— члены комиссии по охране труда (при ее создании).

Если при рассмотрении результатов принимаются решения о совершенствовании организации работы по охране труда, поддержании функционирования СУОТ и по иным вопросам охраны труда, то они оформляются протоколом. Данный документ подписывает :

— руководитель организации или его заместитель либо

— председатель комиссии по охране труда (при ее создании).

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

1. Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Министерство) с правами юридического лица, наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

В состав Департамента входят управления, отделы, обособленные территориальные подразделения (областные, Минское городское управления). В состав обособленных территориальных подразделений (областных управлений) входят межрайонные отделы.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Положением о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589

3. Департамент имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь, со своим наименованием и наименованием Министерства, а также иные печати и штампы.

4. В своей деятельности Департамент взаимодействует со специально уполномоченными государственными органами контроля (надзора), республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, Следственным комитетом Республики Беларусь, Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, органами прокуратуры, профсоюзами.

5. Задачами Департамента являются:

5.1. осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

5.2. выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда.

6. Департамент осуществляет полномочия в соответствии с законодательством и не является органом по рассмотрению трудовых споров.

7. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

7.1. осуществляет надзор за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, работодателями законодательства о труде и об охране труда;

7.2. заслушивает на заседаниях коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и работодателей по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений;

7.3. вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде и об охране труда нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов;

7.4. вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и об охране труда, вплоть до освобождения их от занимаемых должностей;

7.5. осуществляет надзор за проведением государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда и требует в необходимых случаях проведения внеочередной проверки знаний по этим вопросам;

7.6. информирует при необходимости государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, работодателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

7.7. в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни, здоровью и работоспособности работающих в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавливать действие специального разрешения (лицензии), аттестацию, аккредитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты;

7.9. участвует в приемке законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения;

7.11. требует путем выдачи предписания внесения изменений в технологическую документацию на производственное оборудование, технологические процессы на соответствие требованиям по охране труда;

7.12. проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а также осуществляет надзор за соблюдением работодателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

7.13. согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетенции проекты технических нормативных правовых актов;

7.14. осуществляет надзор за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты;

7.15. осуществляет анализ нарушений законодательства о труде и об охране труда, несчастных случаев на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению;

7.15-1. оказывает консультативную помощь сторонам коллективных трудовых отношений в целях предотвращения возникновения коллективных трудовых споров;

7.15-2. ведет учет возникших коллективных трудовых споров и созданных трудовых арбитражей;

7.16. ежегодно подготавливает проект доклада Правительству Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде и об охране труда в Республике Беларусь;

7.17. ведет прием граждан, уполномоченных должностных лиц работодателей по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

7.18. составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

7.19. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

7.20. содействует изучению работодателями и работающими законодательства о труде и об охране труда;

7.21. выявляет факты заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора, и уведомляет органы прокуратуры о выявленных фактах нарушения законодательства для принятия необходимых мер;

7.22. устанавливает факты совершения правонарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;

7.23-1. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, представляет интересы Министерства в этих органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;

7.24. осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

8. Департамент для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право:

8.1. вносить на рассмотрение Министерства предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам для их утверждения;

8.2. привлекать при необходимости соответствующих специалистов и работодателей к участию в проведении проверок состояния охраны труда на производстве;

8.3. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

8.4. требовать от проектных организаций, организаций-производителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции станков, машин и другого оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и вносить в установленном порядке предложения о прекращении их производства;

8.6. содействовать в установленном порядке в формировании государственных программ в пределах своей компетенции;

8.7. организовывать обучение и повышение квалификации государственных инспекторов труда и других работников Департамента, формировать его кадровый реестр;

8.8. обращаться в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о ликвидации организации, в которой выявлено систематическое грубое нарушение законодательства о труде и об охране труда;

8.9. привлекать на договорной основе научные коллективы, учреждения образования для разработки проектов нормативных правовых актов;

8.10. рассматривать в установленном законодательством порядке обращения граждан и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

8.11. осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством;

8.11-1. вызывать представителей проверяемого работодателя, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого работодателя;

8.12. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

9. Должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами труда, имеют право:

9.1. для проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда свободно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя в порядке, установленном законодательством;

9.2. знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;

9.3. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

9.4. получать от работодателей и их уполномоченных должностных лиц необходимые документы, связанные с выплатой заработной платы;

9.6. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов;

9.6-1. в случаях выявления нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, вручать (направлять) работодателю предложение о приостановлении (запрете) деятельности работодателя (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения;

9.7. изымать для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя, уполномоченного должностного лица работодателя и отсутствия ограничений на изъятие;

9.8. устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде и об охране труда, коллективного договора (соглашения) или трудового договора (контракта), дающего право работнику требовать досрочного расторжения трудового договора (контракта);

9.12. расследовать в установленном законодательством порядке несчастные случаи на производстве, принимать участие в расследовании профессиональных заболеваний;

9.13. участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых (реконструируемых) объектов производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

9.14. в случаях, предусмотренных законодательством, составлять протоколы по делам об административных правонарушениях;

9.15. составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на уполномоченных должностных лиц работодателя в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд;

9.16. требовать от работодателей создания необходимых условий для осуществления государственными инспекторами труда своих полномочий;

9.17. участвовать в работе комиссий для проверки знаний законодательства о труде и об охране труда;

9.18. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

9-1. Директор Департамента, его заместители, начальники областных (Минского городского) управлений, их заместители, начальники межрайонных отделов, уполномоченные в соответствии с их компетенцией, рассматривают материалы проверки и по результатам рассмотрения при установлении нарушений законодательства о труде и об охране труда требуют их устранения в соответствии с законодательством.

9-2. Директор Департамента, его заместители, начальники управлений, отделов, их заместители, начальники межрайонных отделов, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента.

10. Государственный инспектор труда осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных актами законодательства.

12. Государственный инспектор труда в своей деятельности независим при принятии решения в соответствии с законодательством.

13. Государственному инспектору труда запрещается разглашать сведения об источнике получения информации о нарушениях законодательства о труде и об охране труда в случаях, определенных законодательством.

14. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Директор Департамента подчиняется Министру и его заместителю, курирующему деятельность Департамента.

Директор Департамента является членом коллегии Министерства по должности, имеет заместителей, в том числе одного первого. Заместители директора Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Министр) по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь. Заместители директора Департамента являются государственными инспекторами труда Республики Беларусь.

15. Директор Департамента:

15.2. руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за реализацию государственно-властных полномочий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда и выполнение возложенных на Департамент задач и функций;

15.3. издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения по направлениям деятельности Департамента, утверждает положения о структурных подразделениях и об обособленных подразделениях Департамента;

15.4. распределяет обязанности между заместителями;

15.5. представляет интересы Департамента в государственных органах и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

15.6. в пределах, определенных Министерством, на основании законодательства распоряжается имуществом Департамента, в том числе денежными средствами, без доверенности действует от имени Департамента, открывает счета в банках;

15.7. обеспечивает соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины работниками Департамента;

15.8. осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции.

16. Директор Департамента является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь, который:

16.1. подготавливает рекомендации по организации и проведению надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

16.3. ставит вопрос перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности должностных лиц, грубо нарушающих законодательство о труде и об охране труда;

16.4. принимает решения о направлении государственных инспекторов для проведения проверок, расследования и рассмотрения несчастных случаев на производстве;

16.5. при рассмотрении жалоб работников и иных граждан, работодателей и их уполномоченных должностных лиц на действия (бездействие), решения государственных инспекторов труда принимает одно из следующих решений:

16.5.1. оставляет решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;

16.5.2. отменяет решение и направляет жалобу на новое рассмотрение;

16.5.3. отменяет решение и удовлетворяет жалобу;

16.5.4. изменяет санкции в пределах, предусмотренных нормативными правовыми актами;

16.6. выносит в пределах своих полномочий постановления о применении санкций и дает указания, обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями, другими работодателями;

16.7. принимает решения по вопросам, не урегулированным в нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах по охране труда;

16.8. утверждает по согласованию с Министром структуру и штатное расписание Департамента в пределах установленных численности работников Министерства и расходов на его содержание.

17. Работники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности директором Департамента. Директор применяет к работникам меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания.

18. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов по решению Министерства в Департаменте может создаваться коллегия численностью 7 человек в составе директора Департамента (председатель коллегии), его заместителей, заместителя Министра, курирующего деятельность Департамента, и иных руководящих работников Департамента.

Положение о коллегии и ее персональный состав утверждаются Министром по представлению директора Департамента.

В случае возникновения разногласий между директором Департамента и членами коллегии решение принимает директор Департамента, докладывая о нем Министру. Члены коллегии могут проинформировать Министра о своем мнении.

Решения коллегии Департамента оформляются протоколом.

19. Финансирование деятельности Департамента осуществляется на основании сметы, утверждаемой Министром в пределах расходов, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование Министерства.

Ведение бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства осуществляется Департаментом.

20. Имущество Департамента является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

21. Местонахождение Департамента: 200004, г. Минск, проспект Победителей, д. 23, корпус 2.

В соответствии со статьей 462 ТК и статьей 34 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года № 356-3 «Об охране труда» (в редакции от 12 июля 2013 года № 61 -3) надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством.

Согласно статье 464 ТК и статье 39 указанного Закона при осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля взаимодействуют между собой, а также с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами.

В настоящее время в республике существует целый ряд государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности. Один из них - Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - является надзорным органом общей компетенции, т. е. он осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда всеми нанимателями независимо от форм собственности, видов деятельности и ведомственной подчиненности, по всем (без каких-либо изъятий) вопросам.

Кроме того, следует назвать и другие государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства:

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор);

Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госатомнадзор);

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, являющиеся органами государственного пожарного надзора;

Министерство энергетики Республики Беларусь, государственное производственное объединение электроэнергетики «Белэнер - го», республиканские унитарные предприятия электроэнергетики «Брестэнерго», «Витебскэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнер - го», «Минскэнерго» и «Могилевэнерго»;

государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии;

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Указанные органы осуществляют надзор (контроль) за определенным кругом предприятий, производств или видов деятельности в рамках их компетенции, определенной в положениях об этих органах, утвержденных в установленном порядке.

Имеются государственные органы, которые осуществляют такую деятельность только в масштабах одного ведомства (Дорожный центр стандартизации и метрологии, Дорожная инспекция котлонадзора, Военизированная охрана Белорусской железной дороги, Центр гигиены и эпидемиологии на воздушном транспорте, Белорусская инспекция речного регистра и др.).

В какой-то степени вопросы безопасности труда контролируются ГАИ, Инспекцией по безопасности полетов Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Белорусской инспекцией речного судоходства Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Департаментом контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, ревизорскими службами Белорусской железной дороги и др.

Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности, и с этой точки зрения контроль присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководству) всеми сторонами деятельности подчиненных предприятий и организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения нарушений и недостатков в работе подчиненных предприятий и организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачи входят выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и др.). В задачу надзорного органа или должностного лица не входит выяснение того, насколько эффективно и рационально налажена работа, и дача рекомендаций, как улучшить организацию дела.

Как правило, надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к предприятиям и организациям, где они осуществляют возложенные на них функции.

Большинство государственных органов являются надзорноконтрольными, т. е. ими осуществляются как функции надзора, так и функции контроля.

Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Контрольные органы, хоть и не наделены такими полномочиями, однако имеют немало средств воздействия на деятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда на производстве.

Несмотря на различия между надзором и контролем, надзор и контроль сопровождаются вмешательством в деятельность проверяемого хозяйствующего субъекта, в том числе путем принятия мер государственного принуждения к выполнению установленных государством требований по охране труда.

Предприятия и организации малого и среднего бизнеса, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких предприятий и организаций по всем аспектам подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегистрировавшим их учредительные документы.

Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года № 356-3 «Об охране труда» (в редакции от 12 июля 2013 года № 61-3) местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют надзор за соблюдением законодательства об охране труда, законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории, и ведомственный контроль.

В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Право работника на безопасный труд - одна из важнейших гарантий в области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь.

Отличительная черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь - это активное влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне.

Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь "Об охране труда", который был принят в 2008 году.

На основании данного закона создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющая роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: от республиканского уровня до конкретных организаций, должностных лиц и работников. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту работником своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, формируемая за счет взносов работодателей, обеспечивает социальную защиту работников, получивших производственную травму или профессиональное заболевание.

В республике на законодательном уровне урегулированы вопросы обучения работников и руководителей по вопросам охраны труда, проведения медицинских осмотров работающих, предоставления средств индивидуальной и коллективной защиты, расследования несчастных случаев на производстве.

Осуществляется мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную оплату труда, сокращенный рабочий день, дополнительный трудовой отпуск.

Для отдельных категорий работников предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию - на 5 и 10 лет. В этих целях с 2009 года в республике специальным законом введена система профессионального пенсионного страхования, основанная на дополнительных взносах работодателей в зависимости от наличия у них рабочих мест с вредными условиями труда.

В целях обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный орган - Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В решении вопросов охраны труда активно участвуют и социальные партнеры. Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах" наделил профсоюзы правами по защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного контроля.

Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. В этой работе учитываются особенности конкретного предприятия, те риски, с которыми связаны осуществляемые на нем производственные процессы.

Учесть данные особенности и обеспечить комплексную работу по управлению рисками в области охраны труда призвана система управления охраной труда. Закон Республики Беларусь "Об охране труда" обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.

С 2005 года в Республике Беларусь действует национальный стандарт СТБ 18001 "Системы управления охраной труда. Требования", устанавливающий основные требования к системе управления охраной труда в организации. В 2009 году с учетом общепризнанных международных стандартов он изложен в новой редакции.

Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи - сокращение производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось достичь положительных результатов.

По сравнению с показателями 1991 года в 2021 году:

  • количество работников, получивших травмы на производстве, сократилось в 12 раз;
  • показатели смертельного травматизма снизились в 5 раз;
  • коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом на 100 тыс. работающих снизился с 8,7 в 1991 году до 2,5 в 2021 году и находится на уровне европейских стран.

В то же время современное развитие требует новых идей и концепций, делая акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: