Кто осуществляет технический надзор за судами
Обновлено: 24.04.2024
Технический надзор предназначен для обеспечения безопасности мореплавания. Это значит, что судно может быть допущено к плаванию только после того, как компетентными органами будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. От технического состояния судов зависит не только эффективность их работы, но и безопасность плавания. За судами флота рыбной промышленности осуществляются технический, пожарный, санитарный и другие виды надзора.
Технический надзор и классификация судов
Органом государственного технического надзора и классификации гражданских судов является Регистр.
За рубежом вопросами технического надзора и классификации ведают акционерные классификационные общества:
- в Англии — Регистр Ллойда;
- во Франции — Бюро Веритас;
- в США — Американское бюро судоходства и др.
Кроме того, в ряде капиталистических стран существуют правительственные органы надзора, например:
- в США — Береговая охрана;
- в Англии — Министерство транспорта.
Они издают правила судоходства и эксплуатации.
Классификации подлежат все самоходные суда флота рыбной промышленности мощностью главных двигателей 55 кВт и более и несамоходные валовой вместимостью 80 рег. т и более. Пассажирские, нефтеналивные и буксирные суда Морские буксирные суда, классификация и виды классифицируются без указанных ограничений.
Присвоение, возобновление или восстановление класса судну означает, что оно удовлетворяет требованиям Правил классификации и постройки морских судов (в дальнейшем Правил) и оформляется выдачей классификационного свидетельства.
Класс судну присваивается на 4 года, однако в технически обоснованных случаях Регистр может продлить срок на 1 год.
При классификации судам присваивается основной символ, обозначающий класс Регистра.
Если судно имеет ледовые условия, удовлетворяющие требованиям Правил, то в зависимости от примененной категории усиления к основному символу класса добавляется один из следующих знаков: УЛА, УЛ, Л1, Л2, ЛЗ. Суда, удовлетворяющие требованиям Правил «Деление на отсеки», к основному символу класса имеют добавления одного из следующих знаков: 1, 2 или 3 (в рамках), который показывает число отсеков, при затоплении которых судно должно оставаться на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия. Знаки 2 и 3 указывают число смежных отсеков.
Судам с ограниченным районом плавания к основному символу класса добавляются соответствующие знаки I, II, II СП, III. Уровень автоматизации на судах обозначается знаками:
- А1 — судно может эксплуатироваться без постоянной вахты в машинном помещении и в центральном посту управления;
- А2 — судно может эксплуатироваться без постоянной вахты в машинном помещении, но с постоянной вахтой в центральном посту управления.
Повышенная противопожарность обозначается знаком F.
Суда внутреннего плавания Буксирные суда внутреннего плавания, отечественного и зарубежного производства поднадзорны Речному Регистру, но если они используются в смешанном плавании (река — море), то могут быть признаны годными к морскому плаванию при выполнении требований Правил Регистра.
Кроме основных судов:
- добывающих;
- приемно-транспортных;
- обрабатывающих и вспомогательных Регистру подведомственны также плавучие краны и доки.
Правовое положение и функции Регистра
Регистр является юридическим лицом; на него возлагаются следующие функции:
- разработка и издание правил и технических требований, направленных на обеспечение безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охрану человеческой жизни на море и надежную перевозку грузов;
- согласование технической документации на постройку, переоборудование и ремонт морских судов;
- технический надзор за проектированием и строительством судов, механизмов, оборудования и устройств как в, так и за границей;
- согласование проектов, стандартов, нормалей и технических условий по номенклатуре Регистра;
- технический надзор за судами, находящимися в эксплуатации;
- контроль за выполнением требований международных
- конвенций, касающихся морских судов и ратифицированных;
- присвоение судам класса Регистра с выдачей им классификационных свидетельств;
- разработка на основе достижения науки и техники новых норм и предложений по повышению надежности и безопасности судов;
- учет судов, поднадзорных Регистру и издание Регистровой книги самоходных морских судов.
Выполняют эти функции бассейновые инспекции Регистра. Юридическое значение выдаваемых Регистром судовых документов состоит в том, что в случае необходимости судовладелец может не доказывать факт мореходности судна, так как указанные документы дают законное предписание того, что судно находилось в мореходном состоянии.
Особенностью правового положения Регистра является то, что хотя он и входит в состав Минморфлота, однако его деятельность распространяется на морские суда всех ведомств, кроме кораблей и судов ВМФ.
Виды и периодичность освидетельствований судов
Технический надзор Регистром проводится в пределах действующих Правил путем освидетельствования корпуса судна, энергетической установки, электрооборудования, холодильной установки, радиооборудования, судовых устройств и механизмов, а также наличия регламентированного Правилами бортового запаса приборов и частей. Технический надзор за неклассифицированными холодильными установками осуществляется только с точки зрения безопасности судна и людей. По заявке судовладельца Регистр производит их классификацию.
Инспекция Регистра проводит освидетельствование состояния судна не только в случаях, определенных Правилами, но и выборочно в виде активного надзора.
Регистр проводит первоначальное, очередное, ежегодное и внеочередное освидетельствование судов, находящихся в эксплуатации.
Первоначальное освидетельствование устанавливает возможность присвоения класса судну, впервые предъявленному для классификации Регистру. Первоначальному освидетельствованию подвергаются суда, построенные не по Правилам Регистра, без его надзора или надзора органа, уполномоченного Регистром к замещению. Первоначальное освидетельствование имеет целью определение технического состояния судна (его конструкции, механизмов, устройств и снабжения) и пригодности его для того рода эксплуатации, для которого оно предназначено, а также определения возможности выдачи документов, предусмотренных международными конвенциями и соглашениями.
Буксир Рефола, река Днепр
Для этого судовладелец должен принять меры для представления Регистру достаточной информации с выполнением в необходимых случаях расчетов, испытаний, предъявлением технической документации.
Первоначальное освидетельствование состоит в осмотре, проверке, испытаниях и измерениях корпуса, механизмов, оборудования, приборов и устройств в зависимости от наличия технической документации, возраста судна и его технического состояния. Этим освидетельствованием устанавливается или подтверждается район плавания, надводный борт с оценкой остойчивости, прочности, непотопляемости, присваивается регистровый номер, выдаются регистровые документы.
Ежегодное освидетельствование проводится по истечении года эксплуатации судна в объем надзора, установленного Правилами. Срок ежегодного освидетельствования по согласованию с инспекцией может быть перенесен до 3 мес в ту или другую сторону.
При освидетельствовании выявляются изменения в составе корпуса, механизмов, судового оборудования и судовых устройств и их техническое состояние.
По результатам ежегодного освидетельствования производится подтверждение класса судна и холодильной установки, свидетельств на спасательные и сигнальные средства, радио и навигационное оборудование. Продляется срок действия свидетельства на годность к плаванию каждый год, при ежегодном доковании и через год при доковании раз в 2 года. Доковый осмотр проводится для подводной части корпуса судна, рулевого и гребного устройства, донной и бортовой арматуры, на что составляется соответствующий акт.
Очередное освидетельствование проводится через 4 года на возобновление класса Регистра. Освидетельствование может быть продлено на период не более 12 мес (к указанному сроку) по просьбе судовладельца, если позволяет техническое состояние судна. В зависимости от технического состояния объекта, подлежащего освидетельствованию, Регистр имеет право сократить период между очередными освидетельствованиями до 2 лет.
В целях экономии стояночного времени на очередное освидетельствование (оно связано с большим объемом предъявления на класс) практикуется судовладельцами и Регистром система непрерывного классификационного освидетельствования, которая организуется в течение всех стоянок судна в порту. Объекты надзора предъявляются к освидетельствованию по заранее разработанному плану таким образом, чтобы весь объем освидетельствования на класс был осуществлен в сроки, установленные Правилами.
При очередном освидетельствовании возобновляются классификационные свидетельства.
Внеочередное освидетельствование судов проводится в случаях, если:
- необходимо восстановить ранее утраченный класс Регистра;
- в результате аварии произошло нарушение конструкции по корпусу, механизмам, оборудованию и устройствам, поднадзорным Регистру;
- судовладельцем внесены в период межрейсового или текущего ремонта, не совпадающего с очередным ежегодным осмотром, какие-либо конструктивные изменения или замена механизмов, оборудования и устройств, поднадзорных Регистру.
Для освидетельствования Регистр направляет своих инспекторов, как правило, по заявкам судовладельцев или завода, если судно находится в заводском ремонте или на переоборудовании.
Судовая администрация и представители судоремонтного завода обязаны:
- предоставить возможность инспектору освидетельствовать судно;
- провести надзор за выполнением ремонтных работ и испытанием материалов, машин, механизмов, устройств и оборудования;
- представить всю необходимую документацию и провести измерения деталей, параметров;
- выполнить анализы и расчеты, необходимые для подтверждения выполнения требований Правил Регистра.
Инспекция Регистра после освидетельствования выдает на суда и направляет в соответствующие подразделения Регистра документы, подтверждающие выполнение Правил и международных конвенций.
Документы, выданные Регистром, можно разделить на 4 группы.
- Выдаются от имени правительства РФ о том, что судно соответствует требованиям международных конвенций, ратифицированных (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, Международная конвенция о грузовой марке, Международная конвенция Международные морские кодексы по опасным грузам по предотвращению загрязнения моря с судов).
- Свидетельствуют о том, что судно, механизмы, оборудование и устройства пригодны для безопасной эксплуатации в соответствии с их назначением.
- Классификационные документы.
- Содержат сведения об освидетельствовании и испытаниях элементов судна, осуществляемых при техническом и классификационном надзоре, которые служат основанием для выдачи судовых документов. Сюда же относятся построечные документы Регистра, в которых отражаются результаты надзора за постройкой корпуса, судовых механизмов, оборудования и устройств, а также за изготовлением изделий ответственного назначения.
Регистр выдает все документы, необходимые для эксплуатации судна, активно сотрудничает с классификационными обществами стран СЭВ. В 1961 г. подписано Межправительственное соглашение правительствами стран — членов СЭВ по созданию более благоприятных условий для технического прогресса в судостроение и судоходстве, технического надзора и классификации морских гражданских судов.
В соответствии с этим Соглашением классификационные общества: Польский Регистр судов, Чехословацкий судовой Регистр, Немецкая Судоревизионная и классификационная организация в ФРГ, Регистр осуществляют обмен информацией по организации своей работы, действующими правилами и нормативными материалами, формами применяемых судовых документов, а также информацией по техническим проблемам.
Ведомственный надзор
Суда флота рыбной промышленности, не поднадзорные Регистру, освидетельствуются специалистами флотов и рыболовецких колхозов в соответствии с Положением о порядке освидетельствования, выдачи судовых документов и снабжения маломерных, не подлежащих техническому надзору Регистра, судов флота рыбной промышленности и рыболовецких колхозов.
Помимо Регистра в системе Минрыбхоза технический надзор за состоянием судов ведут службы управления флота, проводящие инспекционные осмотры. Система ведомственного контроля необходима, потому что оценка технического состояния судна Регистром не дает полного представления о фактическом техническом состоянии добывающего или обрабатывающего судна, так как наблюдение Регистра не распространяется на все части судна. В частности, Регистру не поднадзорны промысловое и технологическое оборудование, неисправность которого лишает возможность использовать судно по прямому назначению.
В соответствии с Положением об инспекторских осмотрах судов флота рыбной промышленности и рыболовецких колхозов уровень технического состояния судна оценивается по трехбалльной системе:
- хорощее;
- удовлетворительное;
- неудовлетворительное.
Осмотры проводятся бассейновыми инспекторами Госрыбфлотинспекции. На судах маломерного флота проводятся осмотры администрацией судовладельца, которые контролирует Госфлотинспекция.
Наблюдение за техническим состоянием судов возлагается также на механико-судовую службу (МСС) управления флота, МСС для улучшения технического состояния судов организует разработку и внедрение прогрессивных нормативов предельно допустимых износов в целях продления срока службы техники и увеличения межремонтных периодов. На основе анализа причин аварий на флоте и отказов судовых технических средств МСС разрабатывает и осуществляет организационно-технические мероприятия, направленные на повышение надежности судовой техники и показателей качества технического обслуживания судна в эксплуатации.
Для решения этих задач привлекаются научно-исследовательские, проектно-конструкторские и высшие учебные заведения, которые проводят исследования по установлению качественных и количественных характеристик эксплуатационной надежности судов и судовых механизмов.
Ведомственный контроль за состоянием всего флота осуществляет Главная государственная инспекция безопасности и портового надзора Минрыбхоза (Главгосрыбфлотинспекция). На каждом бассейне также имеется инспекция, которая осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией флота на бассейне.
Главгосрыбфлотинспекция направляет свою деятельность на предупреждение аварий и нарушений установленного порядка на флоте, сохранность жизни людей на море и на внутренних водоемах или нарушений границ зарубежных режимных зон. Она осуществляет контроль за соблюдением на флоте рыбной промышленности и рыболовецких колхозов Кодекса торгового мореплавания, Правил технической эксплуатации флота рыбной промышленности, Устава службы на судах флота рыбной промышленности, законодательств, приказов и инструкций Минрыбхоза, международных конвенций и межправительственных соглашений, в которых участвует Россия, по вопросам безопасности мореплавания, речного судоходства и рыболовства.
Главгосрыбфлотинспекция контролирует соблюдение на флоте рыбной промышленности и рыболовецких колхозов требований Регистра и Речного Регистра в части наличия и исправности судовых спасательных средств, штурманского, аварийного и противопожарного оборудования и снабжения, исправности водонепроницаемых и люковых закрытий и наличие на судах документов на право плавания. Она осуществляет контроль за обеспечением безопасности работы флота непосредственно в районах промысла путем систематического направления работников Главгосрыбфлотинспекции на суда в море, а также производят в установленном порядке расследование промысловых происшествий на флоте рыбной промышленности и рыболовецких колхозов. Контролирует в порядке надзора ход и результаты расследования промысловых происшествий бассейновыми рыбфлот-инспекциями и их инспекциями по районам.
Органы технической инспекции профсоюза рабочих пищевой промышленности осуществляют надзор за выполнением требований охраны труда и техники безопасности на действующем флоте, участвуют при приемке судов из среднего и капитального ремонтов, из постройки; рассматривают и согласовывают проекты строительства новых судов, а также переоборудования и модернизации действующих.
Органы санитарного надзора на водном транспорте (Министерство здравоохранения) осуществляют надзор за общим санитарным и санитарно-техническим состоянием судов, оборудованием судовых помещений, системами вентиляции Система вентиляции буксирных судов , водоснабжением, контролирует выполнение требований Санитарных правил для судов флота рыбной промышленности и Санитарных правил для морских судов. Рассматривают и согласовывают техническую документацию на постройку, переоборудование или модернизацию, средний и капитальный ремонты судов. Их инспекторы участвуют в приемке судов из постройки и после переоборудования.
Органы пожарного надзора освидетельствуют противопожарные системы Противопожарные системы буксирных судов , оборудование и снабжение судов и согласовывают условия перевозки пожароопасных и взрывоопасных грузов. Все освидетельствования технического состояния элементов судна оформляются актами установленного образца с требованиями к выполнению правил и положений.
Контроль за техническим состоянием судна со стороны экипажа по заведованиям отражается в журналах технического состояния. Журналы на все виды судового оборудования заполняются регулярно судоэкипажем. В них вносят измерения всех деталей и зазоров, выявленных в процессе эксплуатации и в ремонте; неисправности и отказы с указанием времени и режима работы; выполненные ремонтные работы. Журналы технического состояния постоянно находятся на судне.
Назначение и виды надзора. Морские суда, взаимодействуя с водной средой и находясь в сложных навигационных условиях, представляют собой объекты повышенной уязвимости. Для своего движения они используют огнеопасное топливо и перевозят грузы, опасные в отношении пожара или взрыва. Они одновременно являются объектами не только производственной деятельности, но и проживания на них судового экипажа. В течение длительного времени морские суда удалены от береговых баз. Все эти факторы являются основополагающими при организации надзора за судами. Виды надзора за судами определяются Положением о технической эксплуатации морских и речных судов. В соответствии с ПТЭ все суда с момента проектирования и до списания подлежат следующим видам надзора: технический надзор; надзор за состоянием противопожарной защиты и охраны судов; надзор за предотвращением загрязнения моря с судов; санитарный надзор; надзор за состоянием техники безопасности и охраны труда.
Надзор осуществляют с целью соблюдения условий, обеспечивающих безопасное плавание, надлежащую противопожарную защиту и санитарное состояние судов, выполнение международных конвенций, требований по охране труда и техники безопасности.
Организация надзора. Технический надзор за морскими судами в эксплуатации и ремонте осуществляют Регистр судоходства и судовладелец.
Регистр судоходства – это орган государственного технического надзора в области морского судостроения и мореплавания, орган классификации морских судов. В области технической эксплуатации Регистр судоходства выполняет следующие основные функции:
- устанавливает технические требования, обеспечивающие безопасное плавание морских судов;
- осуществляет технический надзор за строящимися, ремонтирующимися и находящимися в эксплуатации судами;
- присваивает класс морским судам и выдает установленные документы; запрещает эксплуатацию судов при невыполнении технических требований.
Цель технического надзора заключается в определении и удостоверении годности судна к безопасному плаванию в соответствии с его назначением и в обеспечении охраны человеческой жизни на море и надежной перевозки груза.
Технический надзор производится в пределах Правил, разрабатываемых Регистром судоходства. Осуществляя технический надзор за строящимися судами, Регистр судоходства присваивает судну класс и выдает соответствующие документы. В процессе эксплуатации судов Регистр судоходства подтверждает наличие у судна класса. Наличие класса у судна свидетельствует об удовлетворении требований Правил классификации и постройки морских судов и о том, что судно находится в годном для эксплуатации техническом состоянии.
Технический надзор и классификацию осуществляют путем освидетельствований судов с выдачей, продлением или подтверждением сроков действия соответствующих документов Регистра судоходства.
Правила
технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха населения на водоемах, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденные приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 501
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха населения на водоемах, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция).
ГАРАНТ:
1.2. Технический надзор осуществляется должностными лицами государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации (далее именуются - территориальные государственные инспекции).
1.3.Технические требования, нормативы, условия, объемы технических освидетельствований и специальных осмотров, а также формы бланков технической документации разрабатываются и утверждаются Главным управлением Государственной инспекции.
1.4. Размеры платы за проведение работ по техническому надзору (техническое освидетельствование, специальный осмотр, классификация судов и др.) и порядок ее осуществления устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
1.5. Пользование поднадзорными Государственной инспекции судами и базами (сооружениями) для стоянок этих судов, состояние которых угрожает безопасности их эксплуатации, окружающей природной среде и безопасности судоходства, а также открытие пляжей и других мест массового отдыха населения на водоемах, состояние которых не соответствует требованиям правил охраны жизни людей на воде, запрещается в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Минприроды России.
1.6. Лица, нарушившие настоящие Правила, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
2. Технический надзор за судами
2.1. Технический надзор за судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе эксплуатации, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и специальных осмотров.
2.2. Контроль за техническим состоянием осуществляется в отношении принадлежащих физическим и юридическим лицам судов и других водных транспортных средств (далее именуются - суда) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью до 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности.
2.3. Техническому освидетельствованию подлежат указанные в п.2.2. суда, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных судов - менее 225 килограммов.
2.4. При первичном техническом освидетельствовании устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по грузоподъемности и пассажировместимости судна, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), высоте волны, при которых судно может плавать, надводному борту, осадке, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
Установленные условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна и судовую книгу.
2.5. Количество индивидуальных спасательных средств на судне должно соответствовать установленной норме по пассажировместимости. Эти средства (круги, жилеты или нагрудники) должны соответствовать требованиям стандартов и на них должен быть нанесен бортовой номер судна.
2.6. Установленные на судне отличительные огни, звуковые и световые сигналы должны соответствовать требованиям Правил плавания по внутренним водным путям (ППВВП) или Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС).
ГАРАНТ:
В настоящее время действуют Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129
2.7. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия эксплуатации.
2.8. Техническое освидетельствование проводится на пунктах технического осмотра подразделений территориальных государственных инспекций или непосредственно в местах базирования (стоянки) с предъявлением судового билета и представлением соответствующего платежного документа.
Место, время, организация работы пунктов технического осмотра и графики проведения технического освидетельствования доводятся до сведения судовладельцев.
2.9. Техническое освидетельствование судна проводится, как правило, на плаву. В необходимых случаях государственный инспектор по маломерным судам (далее именуется - государственный инспектор) вправе потребовать от судовладельца создания дополнительных условий (создание крена, дифферента или подъема судна на берег) для объективного заключения.
2.10. Оценка технического состояния судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для судов индивидуальной постройки - также по мореходным качествам.
Для определения годности судна к плаванию предусматриваются три оценки его технического состояния: "годное", "ограниченно годное", "запрещенное к эксплуатации". Оценка технического состояния судна в целом устанавливается по низшей оценке одного из элементов, перечисленных в первой части настоящего пункта.
2.11. Суда, имеющие оценку технического состояния "ограниченно годное", могут быть допущены к плаванию с ограничениями, обеспечивающими безопасность плавания:
2.11.1. по волновому режиму;
2.11.2. по району плавания и удалению от берега;
2.11.3. по допустимой мощности двигателя;
2.11.4. по грузоподъемности и пассажировместимости;
2.11.5. по площади парусов.
Установленные ограничения вносятся в судовую книгу и судовой билет.
2.12. Оценка технического состояния судна вносится в судовой билет и заверяется подписью должностного лица, проводившего техническое освидетельствование.
На судно, получившее оценку "запрещенное к эксплуатации", составляется акт, один экземпляр которого передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию на общих основаниях.
2.13. Специальные осмотры проводятся после ремонта, переоборудования и аварии судов, а также по просьбе судовладельца.
Результаты осмотра оформляются актом, один экземпляр которого передается судовладельцу.
2.14. Должностные лица территориальных государственных инспекций имеют право запрещать пользование поднадзорными судами при наличии следующих технических неисправностей:
2.14.1. по корпусу:
имеются свищи, пробоины набора и обшивки (независимо от местонахождения);
отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики;
2.14.2. по рулевому устройству:
не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 градусов на борт), затруднено вращение рулевого штурвала;
повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;
отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т.п.);
2.14.3. по двигателю, подвесному мотору:
топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга, системы питания;
имеется значительная вибрация;
отсутствует или неисправен глушитель;
повреждена система дистанционного управления двигателем;
не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях "вперед", "назад", "нейтрально" (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией;
2.14.4. отличительные огни не соответствуют требованиям ППВВП (МППСС) или неисправны;
2.14.5. комплектация и оборудование судна не соответствуют нормам, указанным в судовом билете.
3. Технический надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов
3.1. Технический надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов (далее именуется - базы) включает проведение ежегодных технических освидетельствований и осуществление контроля за из техническим состоянием во время эксплуатации.
3.2. Учет баз ведется в соответствующих подразделениях территориальных государственных инспекций.
3.3. Ежегодные технические освидетельствования баз проводятся, как правило, до начала навигации, с целью проверки их готовности к эксплуатации и обеспечению безопасности стоянок маломерных судов.
Конкретные сроки проведения технического освидетельствования устанавливаются подразделениями территориальных государственных инспекций по согласованию с владельцами баз.
3.4. При техническом освидетельствовании проверяется законность образования баз, техническая документация, техническое состояние береговых и плавучих сооружений, хранилища горючих и смазочных материалов, укомплектованность противопожарным оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и техническими средствами, предотвращающими загрязнение окружающей среды, организация выпускного режима, обеспечение безопасной стоянки судов и соответствие количества судов установленным нормам базирования.
3.5. Результаты технического освидетельствования базы оформляются актом, один экземпляр которого передается владельцу базы.
3.6. Решение о запрещении пользования базой выносится начальником территориальной государственной инспекции или его заместителем на основании составленного акта.
4. Технический надзор за пляжами и другими местами массового отдыха населения на водоемах
4.1. Технический надзор за пляжами и другими местами отдыха населения на водоемах (далее именуются - пляжи) включает проведение ежегодных технических освидетельствований и осуществление контроля в период их эксплуатации за соблюдением требований правил охраны жизни людей на воде.
4.2. Учет пляжей ведется в соответствующих подразделениях территориальных государственных инспекций.
4.3. Техническое освидетельствование пляжей производится ежегодно до начала купального сезона. Конкретные сроки устанавливаются подразделениями территориальных государственных инспекций по согласованию с владельцами.
4.4. При проведении технического освидетельствования проверяются:
готовность и укомплектованность спасательных постов, наличие помещений для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
состояние территории пляжа, техническое состояние мостков, вышек и других сооружений, используемых для схода и прыжков в воду, детских купален;
соответствие установленным требованиям обозначения границы заплыва в местах купания;
письменное заключение результатов осмотра пляжа органами санэпиднадзора и акт водолазного обследования дна пляжа в границах заплыва;
наличие стендов с материалами по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде, правилами поведения и купания на пляже, данными о температуре воздуха и воды; схемой акватории пляжа с указанием глубин и опасных мест.
4.5. Результаты технического освидетельствования оформляются актом, один экземпляр которого передается владельцу пляжа.
4.6. Решение о запрещении открытия пляжа выносится начальником территориальной государственной инспекции или его заместителем, на основании составленного акта.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения;
3. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях. Условия плавания указанных судов по внутренним водным путям Российской Федерации определяются постановлениями Правительства Российской Федерации.
4. На участках внутренних водных путей Российской Федерации, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства, в том числе проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а отношения, возникающие из договора перевозки, - настоящим Кодексом.
Статья 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Статья 3. Основные понятия
внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;
судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей;
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов;
судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;
судовождение - деятельность, связанная с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям;
судовладелец (далее также - владелец судна) - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;
перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;
причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;
путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях;
пункт отстоя - земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов;
инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, суда технического флота (суда, предназначенные для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием внутренних водных путей работ), и иных обеспечивающих их функционирование объектов.
Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта
1. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно либо через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
3. Правила и другие нормативные правовые акты, указанные в пункте 2 настоящей статьи, а также внесенные в них в установленном порядке изменения и дополнения публикуются в издаваемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта.
4. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта.
6. Нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные по вопросам деятельности на внутреннем водном транспорте, не должны противоречить положениям настоящего Кодекса.
Статья 4.1. Государственный надзор в области внутреннего водного транспорта
1. Государственный надзор в области внутреннего водного транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области внутреннего водного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 7 настоящей статьи.
3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области внутреннего водного транспорта требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области безопасности судоходства, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта (далее - обязательные требования).
1) истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объекты внутреннего водного транспорта, за исключением портовых и судоходных гидротехнических сооружений, объектов обеспечения безопасности судоходства;
2) истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих портовые и судоходные гидротехнические сооружения, объекты обеспечения безопасности судоходства;
3) эксплуатация юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на внутренних водных путях судов и иных плавучих объектов при приемке судов и иных плавучих объектов в эксплуатацию после строительства, ремонта (планового, аварийного) или после отстоя, в том числе в зимнее время года.
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;
2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварий и транспортных происшествий, связанных с нарушениями требований обеспечения безопасности судоходства, правил эксплуатации внутреннего водного транспорта, о фактах гибели или повреждения судна, нарушений судами ограничений по району и условиям плавания, установленных при регистрации и классификации судов, о непригодности судна к плаванию, о фактах нарушений требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или о фактах наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, нарушений правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
2. Органы технического надзора и классификации судов издают правила о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации, об изготовлении материалов и изделий для судов.
Органы технического надзора и классификации судов имеют право при невыполнении указанных правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию, ранее выданные такими органами документы.
3. Органы технического надзора и классификации судов действуют на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта учредительных документов.
Комментарий к статье 22
§ 1. Технический надзор за пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт и несамоходными судами вместимостью не менее 80 регистровых тонн осуществляют Российский Морской Регистр Судоходства (далее - Морской Регистр) и Российский Речной Регистр (далее - Речной Регистр) в соответствии с их компетенцией.
§ 2. Морской Регистр - государственное учреждение, находящееся в ведении Минтранса России, действующее на основании Устава, утвержденного в 1997 г. Генеральный директор Морского Регистра назначается министром транспорта.
Деятельность Морского Регистра направлена на обеспечение условий безопасного мореплавания морских судов в соответствии с их назначением, охраны человеческой жизни на море, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности морских судов. В этих целях Морской Регистр издает Правила, устанавливающие технические требования, обеспечивающие условия безопасного плавания судов в соответствии с их назначением, охраны человеческой жизни на море и перевозки грузов на море и на внутренних водных путях, предотвращения загрязнения с судов, осуществляет технический надзор за выполнением этих требований, производит классификацию и реклассификацию судов, удостоверяет валовую и чистую вместимости морских судов и обмерные характеристики находящихся под надзором Морского Регистра судов внутреннего плавания.
Морской Регистр ведет учет судов, находящихся под его надзором, и издает Регистровую книгу судов. Согласно абз. 10 п. 4.1 Устава Морского Регистра он имеет право при невыполнении его правил и требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств (при этом Морской Регистр приостанавливает или изымает выданные им документы, разрешающие эксплуатацию). Морской Регистр вправе создавать свои филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. При Морском Регистре создается Научно - технический совет, выполняющий функции совещательного и консультативного органа по вопросам, связанным с научно - техническими аспектами деятельности Морского Регистра.
§ 3. Речной Регистр - государственное учреждение, находящееся в ведении Минтранса России, действующее на основании Положения о нем, утвержденного в 1995 г. Директор Речного Регистра назначается министром транспорта.
Основными задачами Речного Регистра являются: классификация судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания; классификация внутренних водных путей по условиям плавания судов; по поручению Минтранса России - установление границ районов морского плавания поднадзорных судов и условий, которым должны отвечать эти суда; разработка, утверждение и введение в действие правил, устанавливающих принципы классификации судов и технические требования, обеспечивающие условия безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охрану жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранность перевозимых грузов, экологическую безопасность судов; технический надзор за соблюдением действующих правил и технических требований Речного Регистра предприятиями, организациями и лицами, осуществляющими проектирование, постройку, переоборудование, модернизацию, ремонт и эксплуатацию поднадзорных ему судов, а также изготавливающих для таких судов механизмы, оборудование, судовые устройства и материалы. Для выполнения возложенных на него функций Речной Регистр издает Правила.
Речной Регистр в соответствии с Положением о нем осуществляет технический надзор за пассажирскими, пассажирскими самоходными с мощностью главных двигателей 55 кВт и более судами, самоходными и несамоходными валовой вместимостью 80 тонн и более судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания независимо от их принадлежности и форм собственности и предназначенными для эксплуатации на внутренних водных путях Российской Федерации и в морских районах. Речной Регистр осуществляет технический надзор за судами смешанного (река - море) плавания, удовлетворяющими требованиям п. 2 ст. 23, если только эти суда не выходят в заграничное плавание, когда требуется выдача судовых документов в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Суда, плавающие под военно - морским флагом, а также используемые исключительно для спортивных соревнований, не подлежат классификации и техническому надзору, осуществляемому Речным Регистром.
Согласно подп. "б" и "в" п. 10 Положения о нем Речной Регистр имеет право приостанавливать работы на строящихся, переоборудуемых и ремонтируемых судах и объектах, запрещать эксплуатацию судов в случае нарушения установленных им правил и технических требований, запрещать использовать для постройки, переоборудования, модернизации и ремонта судов устройства, механизмы, оборудование или материалы, не имеющие сертификатов или других документов Речного Регистра.
Автор статьи
Читайте также:
- Сколько лет военным судам
- Верховный суд рф в судебной системе российской федерации состав и порядок его формирования
- Снятие с учета в пфр адвоката
- Система государственных органов призванных осуществлять задачи и функции государства это
- Полномочия государственных органов это составная часть компетенции и статуса органа его права и