Кто осуществляет технический контроль при строительстве судового корпуса

Обновлено: 27.03.2024

Назначение и виды надзора. Морские суда, взаимодействуя с водной средой и находясь в сложных навигационных условиях, представляют собой объекты повышенной уязвимости. Для своего движения они используют огнеопасное топливо и перевозят грузы, опасные в отношении пожара или взрыва. Они одновременно являются объектами не только производственной деятельности, но и проживания на них судового экипажа. В течение длительного времени морские суда удалены от береговых баз. Все эти факторы являются основополагающими при организации надзора за судами. Виды надзора за судами определяются Положением о технической эксплуатации морских и речных судов. В соответствии с ПТЭ все суда с момента проектирования и до списания подлежат следующим видам надзора: технический надзор; надзор за состоянием противопожарной защиты и охраны судов; надзор за предотвращением загрязнения моря с судов; санитарный надзор; надзор за состоянием техники безопасности и охраны труда.

Надзор осуществляют с целью соблюдения условий, обеспечивающих безо­пасное плавание, надлежащую противопожарную защиту и санитарное состояние судов, выполнение международных конвенций, требований по охране труда и техники безопасности.

Организация надзора. Технический надзор за морскими судами в эксплуа­тации и ремонте осуществляют Регистр судоходства и судовладелец.

Регистр судоходства – это орган государственного технического надзора в области морского судостроения и мореплавания, орган классификации морских судов. В области технической эксплуатации Регистр судоходства выполняет сле­дующие основные функции:

- устанавливает технические требования, обеспечивающие безопасное плава­ние морских судов;

- осуществляет технический надзор за строящимися, ремонтирующимися и находящимися в эксплуатации судами;

- присваивает класс морским судам и выдает установленные документы; за­прещает эксплуатацию судов при невыполнении технических требований.

Цель технического надзора заключается в определении и удостоверении годности судна к безопасному плаванию в соответствии с его назначением и в обеспечении охраны человеческой жизни на море и надежной перевозки груза.

Технический надзор производится в пределах Правил, разрабатываемых Ре­гистром судоходства. Осуществляя технический надзор за строящимися судами, Регистр судоходства присваивает судну класс и выдает соответствующие доку­менты. В процессе эксплуатации судов Регистр судоходства подтверждает нали­чие у судна класса. Наличие класса у судна свидетельствует об удовлетворении требований Правил классификации и постройки морских судов и о том, что судно находится в годном для эксплуатации техническом состоянии.

Технический надзор и классификацию осуществляют путем освидетельство­ваний судов с выдачей, продлением или подтверждением сроков действия соот­ветствующих документов Регистра судоходства.

Технический контроль за качеством постройки судна на отечественных судостроительных заводах осуществляют специальные отделы технического контроля (ОТК). Однако этот контроль не освобождает рабочих, мастеров и другой административно-производственный персонал завода (цеха, участка) от ответственности за выпуск недоброкачественной продукции. Необходимо всегда помнить, что за качество и комплектность изготовляемой продукции в первую очередь несут полную ответственность рабочие, бригадиры, мастера, начальники участков и цехов, которые принимали участие в изготовлении этой продукции.

Основными задачами отдела технического контроля являются: :
1) контроль за соответствием качества и комплектности выпускаемых заводом изделий, а также судов в целом требованиям действующей технической документации, контроль за соответствием качества продукции в процессе производства требованиям технической, технологической документации и производственными инструкциям;
2) окончательная техническая приемка и испытание готовой продукции, а также сдача готовой продукции совместно с цехами-изготовителями заказчику;
3) учет и анализ брака и претензий (рекламаций) и разработка совместно с цехами и отделами завода мероприятий по ликвидации брака, а также контроль за выполнением этих мероприятий и некоторые др.

Основными видами технического контроля являются: пооперационный, промежуточный и окончательный. Как следует из названия, первый вид относится к контролю выполнения отдельных операций при изготовлении изделий. Например, при изготовлении секций корпуса может контролироваться качество сборки под сварку, сварка, проверка на непроницаемость, грунтовка и т. п. Второй вид контроля представляет собой контроль на промежуточных этапах изготовления изделий и строительства судна. К этому виду контроля можно, например, отнести контроль непроницаемости отсеков в процессе постройки судна, контроль качества окраски корпуса судна и многие др. Окончательный вид контроля представляет собой контроль готового изделия. После окончательного контроля изделие может быть передано заказчику.

Готовое судно в целом сдается представителям Регистра СССР (морские суда) и Речного Регистра РСФСР (суда внутреннего плавания).

Регистр СССР представляет собой организацию, которая осуществляет:
— технический надзор за постройкой, восстановлением, переоборудованием и капитальным ремонтом судов;
— присвоение вполне исправным судам класса на основании освидетельствования согласно Правилам классификации;
— технический надзор за судами, находящимися в эксплуатации.

Представители Регистра СССР на заводах, как уже было сказано выше, осуществляют технический надзор за постройкой судна и могут принимать участие во всех трех этапах технического контроля. Объем пооперационного и промежуточного контроля, результаты которого предъявляются представителям Регистра СССР, заранее согласовывается с ними.

Необходимо отметить, что технический контроль корпуса судна осуществляется на всех этапах его постройки, начиная от разбивки на плазе. В корпусных цехах применяется как пооперационный, так и промежуточный технический контроль. Однако объем контроля в различных цехах неодинаков. Так, в корпусообрабатывающем цехе, где обрабатывается большое количество деталей корпуса, практически невозможно организовать пооперационный контроль всех деталей, да это и не требуется. В сборочно-сварочных цехах, наоборот, при изготовлении секций, особенно сложных, пооперационный контроль проводится весьма широко. Представители ОТК обычно проверяют сборку секций под сварку, сварку секций, наличие и правильность установки на секции деталей насыщения. При формировании корпуса на построечном месте также широко осуществляется пооперационный контроль. На построечном месте ОТК контролирует правильность подготовки построечного места к закладке судна, установки секций, сборки монтажных соединений секций под сварку, качество сварки, результаты испытания отсеков на непроницаемость и многое др.

Серьезным шагом в деле повышения качества продукции явилось создание системы организации бездефектного труда и сдачи его результатов с первого предъявления.

НД N 2-020101-040

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 27.06.2013

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ СУДОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с 1 июля 2013 года.

Настоящее издание Правил подготовлено на основе Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов издания 2012 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания Правил.

Правила изданы в трех томах, в которые включены следующие части.

Том 1: часть I "Общие положения по техническому наблюдению";

Том 2: часть III "Техническое наблюдение за изготовлением материалов";

часть IV "Техническое наблюдение за изготовлением изделий".

Том 3: часть V "Техническое наблюдение за постройкой судов".

С вступлением в силу данных Правил теряют силу Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (2012 г.).

Настоящее издание Правил (2013 г.), по сравнению с предыдущим изданием (2012 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

1. Глава 1.1: уточнено определение "Дата постройки судна" в соответствии с процедурным требованием МАКО N 11*.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Раздел 2: в пункт 2.26 внесены уточнения.

3. Раздел 3: в пунктах 3.4 и 3.5 уточнены сроки подтверждения и приостановления действия свидетельств.

4. Раздел 4: в пункт 4.4 добавлена ссылка на пункт 3.1;

в пункте 4.5.1.1 уточнено требование по срокам проведения периодических освидетельствований объекта технического наблюдения и предприятия (изготовителя).

5. Раздел 6: исключен пункт 6.5.2;

в пункте 6.8 исключено ограничение срока действия СОТПС.

6. Глава 8.1: из таблицы 8.1.1 исключен вид деятельности с кодом 22010100 "Испытание систем защитных покрытий в соответствии с требованиями резолюции ИМО MSC.215(82)".

7. Глава 9.1: таблица 9.1.1 дополнена новыми испытаниями и измерениями с кодами 21002900МК и 21003000МК;

глава дополнена новым пунктом 9.1.6 с требованием к испытательным лабораториям, осуществляющим деятельность с кодом 21003000МК.

8. Глава 9.3: в пункте 9.3.2.1 уточнено требование;

глава дополнена новым пунктом 9.3.8 с требованием к испытательным лабораториям, осуществляющим деятельность с кодом 21002900МК.

9. Приложение 1: внесены новые объекты наблюдения в разделы: "Навигационное оборудование", "Автоматизация", "Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения с судов";

внесены изменения в разделы: "Корпус", "Устройства, оборудование и снабжение", "Противопожарная защита", "Системы и трубопроводы", "Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением", "Электрическое оборудование", "Холодильные установки".

10. Приложение 2: в пункте 5.5.5 уточнено требование по объему клеймения и маркировки спасательных кругов.

11. Приложение 3: в пункте 7.1 Таблицы, в графе "Справочный материал" исключена ссылка на пункт 3.3 части III "Техническое Наблюдение за Изготовлением Материалов" Правил в связи с аннулированием процедурного требования МАКО N 34, изменением унифицированной интерпретации МАКО SC223 (Согг. 1 June 2012) и унифицированного требования МАКО Z23 (corr. 1 Aug. 2012), а также изменениями части III "Техническое Наблюдение за Изготовлением Материалов" Правил, в числе которых исключен пункт 3.3.

ЧАСТЬ II. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Раздел 3: в пункте 3.12 уточнена ссылка;

2. Раздел 5: в пункте 5.9 уточнены требования в отношении применения правил PC к запасным частям изделий, находящихся в эксплуатации.

3. Раздел 8: в пункты 8.2 и 8.3 внесены изменения с учетом принятых новых форм штампов PC.

4. Раздел 9: в пункте 9.3 уточнены требования в отношении срока действия одобрения технической документации запасных частей для изделий, находящихся в эксплуатации.

5. Раздел 10: в пункт 10.1 внесено дополнение с учетом практики рассмотрения проектной документации судов.

6. Приложение: в пункт 13.1 внесены изменения с учетом пункта 4.2.8 Руководства ИМО в соответствии с Резолюцией МЕРС. 212(63);

в пункт 13.2.2 внесены изменения с учетом правила 23 Приложения I к МАРПОЛ 73/78.

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

1 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов, приведены в части I "Классификация" Правил классификации и постройки морских судов.

В дальнейшем - Правила.

В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения.

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Администрация - Администрация согласно определениям в международных конвенциях.

Главное управление PC - администрация Регистра и отделы Главного управления.

Головное судно - судно единичной постройки или первое судно серийной постройки, строящееся под техническим наблюдением Регистра.

При постройке судов по одному проекту на разных верфях головным судном считается первое судно, построенное на каждой из верфей.

Головной образец (головная партия) - материал или изделие (партия), на котором Регистром путем испытаний и освидетельствований проверяются и подтверждаются его соответствие требованиям PC и возможность применения по назначению при его изготовлении на данном предприятии (изготовителе)

Дата постройки судна - день, месяц и год фактического окончания освидетельствований Регистра, предусмотренных при техническом наблюдении за постройкой судна.

Дата постройки судна для целей применения требований международных конвенций - день, месяц и год согласно определениям международных конвенций.

Договор о техническом наблюдении - соглашение в письменной форме, устанавливающее права и обязанности PC и организации (предприятия) при техническом наблюдении за объектами наблюдения.

Дополнительные требования - не предусмотренные правилами PC требования, вызванные особенностями объекта или условиями эксплуатации, предъявляемые PC в письменном виде с целью обеспечения безопасности объектов технического наблюдения.

Под безопасностью в данном случае понимается: безопасность мореплавания судов, морских стационарных платформ, охрана человеческой жизни на море, сохранность перевозимых грузов, экологическая безопасность.

Инспектор - должностное лицо PC, уполномоченное осуществлять (выполнять) определенные виды технического наблюдения PC.

Испытание - техническая операция, состоящая в определении одной или нескольких характеристик или эксплуатационных параметров объекта технического наблюдения в соответствии с установленной или определенной процедурой.

Компетентная организация - организация, признанная в качестве имеющей соответствующие знания и опыт в конкретной области.

Компетентное лицо - лицо, считающееся достаточно квалифицированным, чтобы выполнить работу в конкретной области, используя соответствующие знания и опыт.

Нормативно-технические документы - стандарты, руководящие документы, технические требования, нормы, методики расчетов, инструкции, руководства и другие документы, устанавливающие конструктивные, технические или технологические нормативы при проектировании, постройке (изготовлении), монтаже, испытаниях и эксплуатации объектов технического наблюдения PC.

Объекты технического наблюдения (объекты наблюдения) - суда и другие плавучие сооружения, морские стационарные платформы, изделия, материалы, работы, услуги и процессы, относящиеся к компетенции PC в соответствии с действующим законодательством и Уставом.

Одобрение материала, изделия, процесса - подтверждение клеймением и/или документом PC соответствия материала, изделия, процесса требованиям PC при положительных результатах их освидетельствования.

Одобрение (согласование) технической документации - подтверждение штампом и/или документом PC соответствия технической документации требованиям PC при положительных результатах ее рассмотрения.

Одобрение типового материала, изделия, процесса (типовое одобрение) - одобрение материала, изделия, процесса, рассматриваемого PC в качестве представителя данной продукции без отнесения к конкретному объекту технического наблюдения.

Опытный образец (опытная партия) - материал или изделие (партия), изготовленные по вновь разработанной технической документации для определения возможности применения по назначению в соответствии с требованиями PC посредством рассмотрения технической документации и проверки в процессе испытаний или исследований конструктивных решений, а также совокупности свойств и параметров.

Организация (предприятие) - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, а также физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие деятельность, относящуюся к объектам технического наблюдения.

Освидетельствование - составная часть технического наблюдения, включающая в себя:

проверку наличия одобренной технической документации на объекты технического наблюдения;

проверку наличия документов PC, признанных и компетентных организаций или лиц на объекты технического наблюдения;

осмотры, в том числе (при необходимости) со вскрытием и демонтажом;

участие в проведении замеров, испытаний;

оценку результатов замеров, испытаний;

оформление, подтверждение, возобновление и продление документов PC;

клеймение и пломбирование (при необходимости) объекта технического наблюдения.

Переоборудование судна существенного характера (существенное переоборудование судна) - переоборудование, при котором значительно изменяются основные характеристики или конструктивные параметры судна (такие, как: весовые характеристики, вместимость, габариты, надводный борт, мощность силовой установки, ледовые усиления и пр.), которые могут повлечь за собой изменение типа, главных размерений, пассажировместимости, грузоподъемности, грузовместимости, увеличение срока эксплуатации судна или изменение символа класса. Характер переоборудования (существенное/несущественное), если особо не оговорено положениями международных конвенций, определяется Главным управлением РС в каждом конкретном случае.

Подразделение PC - филиал, отделение филиала, региональное управление, отделение регионального управления, дочернее общество, ЗАО, представительство PC. Имеет утвержденное в соответствующем порядке Положение, определяющее статус, район/направление деятельности, задачи и функции подразделения, обязанности, права и ответственность руководителя подразделения.

Правила PC - свод нормативно-технических требований к объектам технического наблюдения.

Признание изготовителя - подтверждение документом PC способности изготовителя производить материалы и изделия в соответствии с требованиями PC.

Признание испытательной лаборатории - подтверждение документом PC технической компетентности испытательной лаборатории в проведении испытаний в соответствии с требованиями PC.

Признание организации (предприятия) - подтверждение документом PC способности организации (предприятия) оказывать услуги (выполнять работы) в соответствии с требованиями PC.

Проектная документация судна в постройке (технорабочий проект) - совокупность конструкторских документов, дающих полное представление о конструкции судна в объеме, достаточном для определения его соответствия требованиям Регистра и (если применимо) международных конвенций, обеспечения технического наблюдения за его постройкой и присвоения класса.

ГрК РФ Статья 53. Строительный контроль

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 53 ГрК РФ

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

РАЗРАБОТАН ФГУП ЦНИИЭВТ

Директор института В.Г.Фомин

Руководитель подразделения-разработчика В.Ф.Митин

УТВЕРЖДЕН Заместителем министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирновым 20 декабря 2001 г.

1. Общие положения

1.1. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее Руководство) разработано в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ, а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов.

1.2. Настоящее Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.

1.3. Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.

1.4. Действие настоящего Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Определения и понятия

2.1. Гарантийный срок - период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения правил эксплуатации.

2.2. Инспекторский осмотр судна - проверка содержания судна специалистами судовладельца.

2.3. Испытание судна (судовой техники) - натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники).

2.4. Оценка качества технической эксплуатации - оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна.

2.5. Освидетельствование судна - определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующим нормативно-техническим документам.

2.6. Ремонт судна - элемент технической эксплуатации, выполняемый для восстановления исправного технического состояния и установленных технико-эксплуатационных характеристик.

2.7. Расписание по заведованию членов судового экипажа (расписание по заведованию) - документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.

2.8. Техническое использование - эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем.

2.9. Техническое обслуживание судна - комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.

Техническое управление - управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания.

2.10. Эксплуатационная готовность - состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы.

3. Основные требования

3.1. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные Кодексом внутреннего водного транспорта и/или Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3.2. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа должны обеспечивать:

- безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;

- безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;

- сохранность перевозимых грузов;

- заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;

- постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;

- предотвращение загрязнения окружающей среды;

- соответствие судов требованиям уполномоченных надзорных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы.

3.3. Порядок использования несамоходных судов, эксплуатируемых без судовых команд, документально устанавливается судовладельцем и доводится для исполнения до экипажа буксира-толкача. В случае, если судно работает без постоянного закрепления за буксиром-толкачом, то судовладелец должен заключить договор на портовое обслуживание судов.

4. Организация технической эксплуатации судов

Техническая эксплуатация - комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.

4.1. Задачи и функции судовладельца

4.1.1. Назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведении которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов.

4.1.2. Утверждение режима работы судна, штатного расписания, режима несения вахт, а также системы технического обслуживания судна.

4.1.3. Контроль за выполнением на судах требований национальных, а для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы, и международных актов, а также сроков действия судовых документов.

4.1.4. Организация освидетельствования судов.

4.1.5. Организация обеспечения судов необходимым снабжением.

4.1.6. Организация связи между судовладельцем и судами.

4.1.7. Обеспечение судов нормативной и конструкторско-технической документацией, доведение до судов национальных и международных актов и правил.

4.1.8. Организация ремонта судов и контроль за сроками, стоимостью и качеством его выполнения.

4.1.9. Осуществление анализа транспортных происшествий, выработка мероприятий по их предотвращению.

4.1.10. Организация проведения технической учебы на судах.

4.1.11. Установление порядка и сроков проведения инвентаризации на судах.

4.2. Задачи и функции экипажа

4.2.1. Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет капитан судна (командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка на судне, защите окружающей среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

4.2.2. Капитан закрепляет членов экипажа по заведованиям.

4.2.3. Капитан составляет и утверждает расписание по вахтам.

4.2.4. Члены экипажа должны:

4.2.4.1. содержать судно в исправном техническом состоянии и опрятном виде, проводить техническое обслуживание в соответствии с системой, установленной судовладельцем и инструкцией по эксплуатации технических средств;

4.2.4.2. обеспечивать безаварийное и эффективное использование всех механизмов и устройств по назначению с установленными техническими показателями, следить за наличием необходимых предметов снабжения;

4.2.4.3. соблюдать режим работы судна, установленные нормы расходования топлива, смазочных материалов, воды, а также их сортность и качество. Учет расходования топлива и смазки ведется в порядке, установленном судовладельцем;

4.2.4.4. выполнять требования технической, нормативной и конструкторско-технологической документации;

4.2.4.5. принимать участие в технической учебе. План технической учебы и порядок проведения занятий утверждается капитаном судна;

4.2.4.6. вести судовую документацию по заведованиям.

4.2.5. Работы по технической эксплуатации судовых технических средств, систем, палубных устройств выполняются под руководством механика, а на судах смешанного (река-море) плавания - старшего механика.

4.2.6. При назначении на судно лица командного состава должны:

4.2.6.1. осмотреть механизмы и системы своего заведования, опробовать их в работе (если в период приемки они могут быть приведены в действие);

4.2.6.2. проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;

4.2.6.3. проверить наличие снабжения;

4.2.6.4. оформить приемку заведования актом, с указанием в нем технического состояния, готовности к работе или необходимость ремонта и доложить механику (старшему механику) или первому штурману (старшему помощнику капитана), которые докладывают капитану судна.

4.2.7. При смене капитана или механика (старшего механика) судна лица командного состава (члены экипажа судна) докладывают о техническом состоянии своего заведования соответственно вновь назначенным капитану или механику (старшему механику).

4.2.8. При приеме на судно предметов снабжения, оборудования, сменно-запасных частей, механизмов и материалов проверять наличие сертификатов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра.

4.3. Техническое использование судов

Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.

4.3.1. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления - с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов - без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.

4.3.2. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.

4.3.3. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.

4.3.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, должны устраняться с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные обязаны принять все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.

4.3.5. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.

4.3.6. Контроль за состоянием и режимом работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.

4.3.7. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты должны постоянно находиться в действии и периодически проверяться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их на время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем делается соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).

4.3.8. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы и опломбированы. Случайные снятия пломб в период эксплуатации должны быть зафиксированы в машинном журнале. Пломбирование должно быть восстановлено в первом порту захода.

4.3.9. Все средства измерений и контроля должны быть исправны и иметь действующие свидетельства или клейма поверок.

4.3.10. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании указанных средств вахтенный может их отключить и восстановить режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком должны быть приняты меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно-предупредительная сигнализация или аварийная защита.

4.3.11. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно или дать указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах должны быть сделаны соответствующие записи.

4.3.12. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) обязан немедленно предпринять необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал обязан запустить резервные технические средства (если они имеются) и доложить об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи обязательно фиксируются в судовом и машинном журналах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: