Кто обеспечивает безопасность свидетелей в судах

Обновлено: 24.04.2024

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
    • Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите
    • Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту
    • Статья 4. Принципы осуществления государственной защиты
    • Статья 5. Правовая основа государственной защиты
    • Статья 6. Меры безопасности
    • Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица
    • Статья 8. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности
    • Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице
    • Статья 10. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица
    • Статья 11. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица
    • Статья 12. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место
    • Статья 13. Обеспечение безопасности военнослужащего
    • Статья 14. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания
    • Статья 15. Меры социальной поддержки
    • Статья 16. Основания применения мер безопасности
    • Статья 17. Основания применения мер социальной поддержки
    • Статья 18. Порядок применения мер безопасности
    • Статья 19. Порядок применения мер социальной поддержки
    • Статья 20. Отмена мер безопасности
    • Статья 21. Конфиденциальность осуществления государственной защиты
    • Статья 22. Обязательность исполнения решений об осуществлении государственной защиты
    • Статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц
    • Статья 24. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту
    • Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты
    • Статья 26. Ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности
    • Статья 27. Ответственность защищаемого лица
    • Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты
    • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ
    "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

    С изменениями и дополнениями от:

    29 декабря 2004 г., 24 июля 2007 г., 5 апреля, 28 декабря 2010 г., 30 ноября 2011 г., 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 7 февраля 2017 г., 1 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

    Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в преамбулу к настоящему Федеральному закону внесены изменения

    Настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

    Президент Российской Федерации

    20 августа 2004 года

    Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

    Определен перечень участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, органы, обеспечивающие государственную защиту, а также виды государственной защиты.

    Установлены права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту, а также ответственность за нарушение требований Федерального закона.

    Определен порядок финансирования и материально-технического обеспечения государственной защиты.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

    Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 25 августа 2004 г. N 155-156, в "Российской газете" от 25 августа 2004 г. N 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3534

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 352-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

    Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 45-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Данная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

    Кроме того, данная деятельность регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 21 сентября 2012 г. № 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 14 июля 2015 г. № 705 «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице».

    Какие основания необходимы для применения в отношении участников уголовного судопроизводства мер государственной защиты?

    Для применения мер государственной защиты необходимо наличие установленных органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, данных о реальной угрозе убийства участника уголовного судопроизводства, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве.

    Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних – на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

    В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

    Кто принимает решение о применении мер безопасности в отношении участника уголовного судопроизводства?

    В отношении кого могут быть применены меры государственной защиты?

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственной защите подлежат участники уголовного судопроизводства, к которым относятся:

    подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

    эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

    гражданский истец, гражданский ответчик;

    законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

    Кроме того, государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного судопроизводства.

    Могут ли применяться меры государственной защиты до возбуждения уголовного дела либо после постановления приговора?

    В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

    Частью 5 статьи 2 Федерального закона установлено, что меры государственной защиты в отношении защищаемых лиц могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера

    Каков порядок принятия решения о применении мер безопасности?

    О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

    Меры безопасности, способы их применения избираются и определяются органом, осуществляющим меры безопасности.

    Орган, осуществляющий меры безопасности, для избрания мер безопасности, предусмотренных пунктами 1 – 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», заключает с защищаемым лицом письменный договор, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении.

    Кроме того, орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица.

    Можно ли обжаловать решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении?

    Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

    Какие органы исполняют мотивированное постановление (определение) о применении в отношении участника уголовного судопроизводства мер безопасности?

    Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности.

    Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда (судьи) или Следственного комитета Российской Федерации, осуществляются по решению суда (судьи), руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации или следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности, таможенными органами Российской Федерации или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенными по местонахождению защищаемого лица.

    Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

    Органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации меры безопасности осуществляются в отношении лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания.

    Какие меры безопасности могут быть применены в отношении участника уголовного судопроизводства?

    В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» в отношении защищаемого лица могут применяться следующие меры безопасности:

    личная охрана, охрана жилища и имущества;

    выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

    обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

    переселение на другое место жительства;

    изменение места работы (службы) или учебы;

    временное помещение в безопасное место;

    применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

    Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4 – 7 части 1 статьи 6 Федерального закона, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

    Каков порядок принятия решения об отмене мер безопасности?

    Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, если защищаемое лицо отказывается от заключения договора об условиях применения мер безопасности, правах и обязанностях сторон при их применении, либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий данного договора, а также по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.

    Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.

    Постановление (определение) об отмене мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

    УПК РФ Статья 56. Свидетель

    1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

    (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 73-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном статьями 187 - 191 настоящего Кодекса.

    3. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:

    О выявлении конституционно-правового смысла п. 1 ч. 3 ст. 56 см. Постановление КС РФ от 07.07.2020 N 33-П.

    1) судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

    2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, за исключением случаев, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого с согласия и в интересах подозреваемого, обвиняемого;

    (в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 17.04.2017 N 73-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи, за исключением случаев, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат с согласия лица, которому он оказывал юридическую помощь;

    (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 73-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

    5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий;

    6) должностное лицо налогового органа - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с предоставленными сведениями, содержащимися в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях;

    (п. 6 введен Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ)

    7) арбитр (третейский судья) - об обстоятельствах, ставших ему известными в ходе арбитража (третейского разбирательства);

    (п. 7 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

    8) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации без их согласия - об обстоятельствах, ставших им известными в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей.

    (п. 8 введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 130-ФЗ)

    4. Свидетель вправе:

    1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

    2) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

    3) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

    4) заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;

    5) заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6) являться на допрос с адвокатом в соответствии с частью пятой статьи 189 настоящего Кодекса;

    7) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса.

    5. Свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 179 настоящего Кодекса.

    6. Свидетель не вправе:

    1) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;

    (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;

    3) разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса.

    7. В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.

    8. За дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    9. За разглашение данных предварительного расследования свидетель несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Приподнять завесу тайны: как засекречивают участников уголовного процесса

    Многие из нас смотрели иностранные детективы, в которых полицейские на протяжении нескольких месяцев сопровождают ценных свидетелей по делу, выдают им новые паспорта и даже придумывают легенду. Возможно ли такое на самом деле? Да, если над свидетелем или другим участником уголовного дела висит реальная угроза. О том, как это происходит на практике, читайте в материале.

    Меры защиты предоставляются тем, кто помогает в расследовании преступлений, если им при этом угрожают. Самый популярный прием – засекречивание. В этом случае следователь (дознаватель, прокурор, суд) выносит постановление о сохранении в тайне данных о личности (фамилии, имени, отчества, места и даты рождения), которое упаковывает в конверт, опечатывает и в таком виде приобщает к делу. Вскрыть конверт может только лицо, засекретившее участника процесса, и суд – для всех остальных данные должны быть недоступны.

    Основания для засекречивания

    Применение мер защиты часто вызвано страхом мести. Одним из самых известных случаев засекречивания свидетелей было дело организованной преступной группировки "Хади Такташ". Обвинение строилось лишь на показаниях киллера этой ОПГ, который в дальнейшем полностью отказался от них. Поскольку другие свидетели, опасаясь расправы со стороны оставшихся на свободе членов банды, не соглашались давать показания, следователи были вынуждены обеспечить их полную конфиденциальность. "Чтобы добиться этого, стражи порядка натягивали простыню в дверных проемах своих кабинетов, надевали на очевидцев преступлений вязаные балаклавы и наносили им на лица профессиональный грим. Несмотря на беспрецедентные меры безопасности, всех свидетелей уберечь не удалось. И в ходе следствия, и во время процесса при невыясненных обстоятельствах погибли несколько человек, дававших показания против лидера "Хади Такташ", – рассказал руководитель Уголовно-правовой практики АБ "А-ПРО" Валерий Волох.

    Засекречивание также нужно осужденным, которые оказывают помощь в расследовании преступлений. "Поскольку в среде осужденных не принято содействовать правоохранительным органам и суду, таких лиц преследуют по негласным законам тюрем, применяя к ним насилие вплоть до реальной угрозы жизни", – сообщил Волох. Еще одной причиной соблюдения конфиденциальности может являться занимаемая лицом должность. "К примеру, разглашение сведений о личности оперативного сотрудника МВД, ФСБ или иного органа, являющегося свидетелем по уголовному делу, вне всякого сомнения поставит под удар его дальнейшее участие в таких оперативно-разыскных мероприятиях, как проверочная закупка, оперативное внедрение и контролируемая поставка. Кроме того, оперативному сотруднику и сотруднику Службы внешней разведки могут угрожать представители криминального мира и зарубежные спецслужбы", – добавил Волох.

    Даже если участнику процесса действительно угрожает опасность, его засекречивание не всегда имеет смысл. "Не представляется возможным засекретить лицо на стадии возбуждения уголовного дела, так как заявление о преступлении подписывается заявителем (ч. 2–3 ст. 141 УПК)", – сообщил Юдин. Он также отметил: проблемы возникают, когда участник уголовного процесса сначала был допрошен под его настоящими анкетными данными, а после этого в его адрес стали поступать угрозы. "Как показывает практика, засекречивание потерпевших не всегда приводит к окончательной цели и бывает результативным. Оно имеет смысл, лишь когда до инцидента подсудимый и потерпевший знакомы не были. Засекречивание свидетелей более эффективно, так как их круг может быть неограничен, а сведения о каждом из них не всегда известны подсудимому", – отметил управляющий партнёр АК "Бородин и Партнёры" Сергей Бородин.


    "Засекречивание участника процесса – важный институт уголовно-процессуального права. Правоохранительные органы должны весьма ответственно относиться к соблюдению режима конфиденциальности в отношении таких лиц, ведь они зачастую передают бесценные сведения о готовящемся или совершенном преступлении, рискую собственной жизнью и жизнью своих близких".

    Валерий Волох, руководитель Уголовно-правовой практики АБ "А-ПРО"

    Порядок засекречивания

    Процессуальные действия с засекреченными лицами проводятся несколько иначе:

    • таким лицам присваивается псевдоним, впоследствии используемый во всех процессуальных документах. "Ограничений на использование псевдонимов нет, поэтому на практике участниками уголовного производства часто становятся люди с анкетными данными героев кино, актеров, музыкантов и политиков", – рассказал Малюкин. При этом личность анонима может удостоверить только судья;
    • лица, подлинные данные которых изменены, подписывают все документы новым образцом подписи;
    • допрос, очная ставка и опознание с участием засекреченных лиц проходят в условиях, исключающих визуальное наблюдение и с использованием технических средств, изменяющих голос. Например, мобильная версия системы для анонимного допроса свидетелей "Фемида" представляет собой два ноутбука, устройство для изменения голоса и веб-камеру для того, чтобы аноним мог видеть происходящее в зале, а его – нет;
    • все постановления, в которых фигурирует засекреченное лицо, оглашаются лишь частично – чтобы из содержания документа нельзя было установить личность анонима;
    • вопросы, ответы на которые могут раскрыть данные о засекреченном лице, во время допроса не задаются (а при их постановке снимаются судом). Обычно у такого лица лишь выясняется, знаком ли он с подсудимым и не испытывает ли к нему неприязненного отношения;
    • сведения, сообщенные анонимным лицом, который не может указать источник своей осведомленности (или ссылается на слухи, догадки и предположения), признаются недопустимыми доказательствами (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК);
    • подписку об уголовной ответственности за заведомо ложные показания или отказ от дачи показаний у засекреченного лица отбирает судья, а не секретарь судебного заседания;
    • данные о засекреченных свидетелях могут быть раскрыты только по решению суда после заявления сторонами обоснованного ходатайства (ч. 6 ст. 278 УПК).

    Когда засекречивания недостаточно, то могут применить переселение, замену документов, изменение внешности. "Активно применяется легендирование – лицу выдаются новые документы об образовании, опыте работы, предыдущем месте жительства", – рассказал адвокат АБ "Юсланд" Илья Журавков. Однако такие меры безопасности осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в рамках закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (119-ФЗ).


    Проблемы засекречивания

    Эксперты отметили: на практике защите засекреченного лица часто мешает плохое материально-техническое обеспечение следователей и судов. "Не во всех судах есть специально оборудованные помещения и возможность обеспечить аудиосвязь между ним и залом суда. Кроме того, доставить, сопроводить и конвоировать засекреченных лиц в изоляции довольно сложно, особенно когда уголовные дела рассматриваются в судах длительное время", – уверен Журавков. "В некоторых залах судебных заседаний (особенно в регионах) нет устройства, позволяющего изменить голос, и отдельной комнаты. В связи с этим приходится идти на разнообразные ухищрения, чтобы обеспечить анонимность и не вступить в противоречие с нормами УПК. К примеру, иногда свидетелей доставляют в суд в тонированных автомобилях, с надетыми масками и балахонами, а затем допрашивают в цокольном этаже здания. При этом судья собирает вопросы в письменном виде, спускается к анониму и задает их. Затем возвращается в зал, оглашает ответы и предоставляет возможность сторонам задать дополнительные вопросы", – рассказал Волох.

    Порой проблемой становится человеческий фактор. "При передаче объемного уголовного дела от одного следователя к другому круг лиц, осведомленных об анониме, заметно расширяется, и вероятность утечки информации возрастает. Бывает, суды не желают допрашивать засекреченное лицо в связи с техническими сложностями и незаурядностью допроса и ограничиваются оглашением показаний, данных в ходе предварительного следствия", – рассказал Бородин. "Иногда судьи просто удаляют подсудимого и его защитника из зала на время допроса засекреченного лица. Я считаю, что это влияет на справедливость судебного разбирательства. Право подсудимого задать вопросы свидетелю, который дает против него показания, – важный элемент в достижении объективной истины. Тем более, что сторона защиты о показаниях такого свидетеля может узнать лишь из протокола судебного заседания", – считает старший юрист АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Андрей Тузов.

    По мнению экспертов, используемые для работы с засекреченными лицами меры не всегда обеспечивают их безопасность. "В моей практике было несколько уголовных дел экономической направленности, в которых засекречивались анкетные данные свидетелей. Но от этого правоохранительные органы не получили должного эффекта: в показаниях свидетелей содержалась информация, доступ к которой в компании был ограничен. Соответственно, всем было очевидно, кто эти свидетели", – поделилась юрист Практики уголовно-правовой защиты бизнеса Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP адвокат Анжела Гламаздина. "Почти в каждом уголовном деле, рассматриваемом с участием адвокатов нашего бюро, на стадии предварительного расследования имеется свидетель под псевдонимом. При этом следователь в ходе допроса такого свидетеля в основном выполняет лишь формальные требования, и, исходя из анализа показаний этого свидетеля, о нем можно многое понять. Еще были случаи, когда конверт с постановлением следователя об использовании псевдонима вместе с другими материалами уголовного дела предъявлялся стороне защиты для ознакомления", – рассказал управляющий партнер АБ "Коблев и партнеры" Руслан Коблев.


    "Сложность расследования и рассмотрения уголовных дел с участием лиц, данные о которых скрыты, заключается в финансировании, профессионализме сотрудников, а также больших временных затратах на производство указанных мероприятий".

    Илья Журавков, адвокат АБ "Юсланд"

    Правовое регулирование

    Все меры защиты применяются к участникам уголовного процесса либо на основании УПК, либо на основании 119-ФЗ. По УПК они длятся столько же, сколько длится расследование и рассмотрение дела; при этом применяет такие меры следователь и дознаватель по отношению к потерпевшему, его представителю, свидетелю (ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК).

    По 119-ФЗ меры защиты действуют до тех пор, пока не отпадут соответствующие основания (в том числе после постановления приговора, применения принудительных мер медицинского характера, вынесения постановления об освобождении от уголовной ответственности или наказания). При этом они распространяются на более широкий круг лиц:

    • потерпевшего;
    • свидетеля;
    • частного обвинителя;
    • подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
    • эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагога и психолога;
    • гражданского истца, гражданского ответчика;
    • законных представителей, представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя (ст. 2 119-ФЗ).

    По мнению Журавкова, наряду с другими субъектами госзащиты целесообразно законодательно закрепить присяжных заседателей. Сейчас присяжные находятся под защитой судебных приставов только в здании суда.

    Иностранный опыт

    ЕСПЧ неоднократно высказывался, что засекречивание свидетелей является исключительной мерой и применяется только в случае, когда другие меры не могут обеспечить безопасность подлежащего защите лица (например, дело "Доорсон против Нидерландов" и дело "Ван Мехелен и др. против Нидерландов"). Это обусловлено требованиями Европейской Конвенции по правам человека – в ней закреплено право обвиняемого на допрос показывающих против него лиц (п. "d" ч. 3 ст. 6 Конвенции). Совет Европы даже принял рекомендацию № R (2005) "О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием", согласно которой причины применения меры безопасности к участнику уголовного процесса должны быть исключительными (т. е. серьезная угроза жизни). По словам Журавкова, в Бельгии и Италии меры защиты применяются при расследовании специфических преступлений (о наркотиках, деятельности мафии, умышленных убийствах), а также преступлений, наказание за которые составляет от 5 до 20 лет лишения свободы. В Румынии засекречивание применяется только по исчерпывающему списку преступлений, в Литве – по тяжким преступлениям, в Венгрии – в отношении организованной преступности, в Словакии и Словении совершенное преступление при применении мер защиты роли не играет.


    В странах ближнего зарубежья институт засекреченных участников уголовного производства является более востребованным. "В Казахстане одной из мер безопасности лица, участвующего в уголовном процессе, является ограничение доступа к сведениям о нем. Такое ограничение очень похоже на то, что есть в России: только там анкетные данные анонима хранятся отдельно от основного производства", – рассказал Юдин. Ст. 172 УПК Республики Таджикистан предусмотрено: при наличии оснований полагать, что необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля и членов их семей, следователь вправе не приводить данные об их личности в протоколе.

    В США программа по защите свидетелей "Organized crime control act" действует уже более 40 лет и применяется во время сложных судебных процессов. По словам Волоха, засекреченного свидетеля в США могут доставить в суд на вертолете, в почтовом грузовике или рыбацкой лодке. "Однажды в целях отвлечения внимания маршалы создавали картинку, будто бы свидетеля перевозят в суд на броневике с полным конвоем, в то время как настоящий свидетель прибыл на скромном такси и зашел в здание суда через боковую дверь. Подобные меры весьма окупаемы. С момента создания программы (1970 год) в 89% случаев свидетели были защищены и дали в суде требуемые показания. В результате их свидетельств было осуждено более чем 10 000 особо опасных преступников. После принятия свидетеля в программу служба судебных маршалов создает ему новую личность и выбирает новое место жительства", – сообщил Волох.


    "Участвуя в делах с такими особенными свидетелями, защитнику нужно быть максимально внимательным, исследуя основания засекречивания и показания этих лиц. За использованием засекреченного лица может скрываться не только неполнота и недоказанность обвинения, но и фальсификация доказательств по делу".

    Если у вас появились предложения по улучшению
    портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

    Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

    Обратная связь

    Обратная связь

    Аккредитация

    Ошибка!

    Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»

    Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

    В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

    • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
    • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
    • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
    • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
    • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

    Клавиатура:

    • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
      При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
    • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
    • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
      У активной ссылки будет подсвеченный фон.
    • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
    • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
      Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
    • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
      Нажатие Tab после этого вернет активацию.

    Обновлено 4 часа назад

    Иногда при расследовании уголовного дела или его рассмотрении в суде возникает необходимость обеспечить безопасность потерпевшего или свидетеля. Принятие в отношении потерпевшего или свидетеля мер безопасности может быть обусловлено наличием данных о возникновении реальной угрозы жизни, здоровью, имуществу указанных лиц, или их близких родственников. Принятие мер безопасности в отношении потерпевшего и свидетеля может быть вызвано угрозой применения к нему физического воздействия, шантажа, попытками их подкупа и другими обстоятельствами.

    Для обеспечения безопасности свидетеля и потерпевшего закон предусматривает комплекс мер, которые принимаются на стадии расследования и судебного рассмотрения уголовного дела с учетом, возникшей конкретной ситуации.

    В целях обеспечения безопасности свидетеля или потерпевшего следователь может принять меры о сохранении в тайне сведений о личности данного лица в порядке ч. 9 ст. 166 УПК РФ. В этом случае свидетелю или потерпевшему присваивается псевдоним, который используется при проведении следственного действия. При этом в протоколе следственного действия или протоколе судебного заседания сведения о личности свидетеля или потерпевшего не указываются, указывается присвоенный данному лицу псевдоним. Аналогичные меры может принять суд при рассмотрении дела в суде. Решение о засекречивании данных о личности свидетеля или потерпевшего оформляется постановлением следователя или судьи, в данном постановлении указываются причины принятия решения о сохранении в тайне сведений о личности, псевдоним участника следственного действия и другие сведения. Сведения о личности засекреченного лица и постановление следователя или судьи помещаются в конверт, который запечатывается и хранится при деле.

    Вскрыть указанный конверт имеет право только судья, рассматривающий уголовное дело, для установления и проверки личности свидетеля или потерпевшего, сведения о котором сохранены в тайне.

    Засекреченные лица в суде допрашиваются в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного заседания. Личность такого лица проверяется председательствующим судьей в отсутствии других участников процесса.

    При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении свидетеля и потерпевшего, или их близких родственников в период следствия по заявлению указанных лиц на основании судебного решения допускается контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ). Для обеспечения безопасности потерпевшего и свидетеля предъявление для опознания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, осуществляется в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).

    По постановлению судьи слушание уголовного дела может быть проведено в закрытом судебном процессе, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц. При проведении закрытого разбирательства посторонние в зал судебного заседания не допускаются.

    Помимо мер обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации, существует еще система мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, установленных Федеральным Законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных частников уголовного судопроизводства от 20.08. 2004 года № 119- ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Этим законом также определены основания применения мер защиты, порядок их применения, процедура отмены мер безопасности при устранении оснований их применения.

    Указанным законом предусмотрены, такие меры защиты, как, личная охрана, охрана жилища и имущества; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; временное помещение в безопасное место; замена документов; переселение в другое место жительства и другие.

    Государственные меры защиты принимаются при наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества, в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Меры безопасности применяются по письменному заявлению защищаемого лица и с его согласия, по решению судьи, начальника органа дознания, руководителя следственного органа или следователя.

    старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в апелляционной и кассационной стадиях уголовного судопроизводства прокуратуры Хабаровского края

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: