Кто не соглашается с решением суда что он предпринимает мальцев

Обновлено: 15.04.2024

• работая над текстом произведения, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выразительного чтения, воссоздающего и творческого пересказа.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читатьхудожественное произведение; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни.

Метапредметные УУД: определять цель, проблему в деятельности; планировать деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; представлять информацию в разных формах; сравнивать; создавать устные и письменные тексты; излагать своё мнение; организовывать работу в паре, в группе.

Личностные УУД: уметь самостоятельно делать свой выбор в решении учебной задачи; вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам; формировать нравственные качества ребёнка такие, как доброта, бескорыстие, а также уверенность в себе, самостоятельность; развивать творческие способности учащихся.

Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе,

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

· С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

· Какие философские и нравственные проблемы подняты в рассказе «Юшка»?

· Прочитайте, какие записи вы сделали в тетради?

· Какие размышления вызвал у вас рассказ «Юшка»?

III. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока.

Прочитайте эпиграф урока, скажите, какие цели преследует наш урок? Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет автобиографические элементы.

· Что вы знаете об Андрее Платонове?

IV. Работа над темой урока.

1. Беседа об эмоциональном восприятии рассказа и его названия.

· Как можно объяснить заглавие рассказа?

· О чём поведал автор читателю?

· На д чем заставил задуматься?

2. Беседа по содержанию рассказа.

· От чьего лица ведется повествование в рассказе?

· Что узнаете о работе машиниста Мальцева?

(Ребята отмечают присутствующую в сознании героя мысль о власти над миром.)

· Почему машинисту Мальцеву было грустно со своими помощниками?

(Он не мог передать секреты своего мастерства и страдал от этого: какой-то профессиональный эгоизм «вгонял» его в постоянную грусть и равнодушие к своим помощникам по паровозному делу).

· Кратко расскажите о последней поездке Мальцева в качестве машиниста курьерского поезда.

· Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?

(Герой как бы бросил дерзкий вызов природе и гордился этим).

· Какие чувства он вызывает у вас?

· Опишите его внешность, поведение.

· Что помогает нам понять характер этого человека?

(Ярко нарисованная картина грозы, которую бесстрашно преодолевал отважный машинист).

· Почему такое большое впечатление производит на вас описание разбушевавшейся природы?

(Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мастерство писателя выражается в том, что мы как будто видим, слышим, осязаем грозу).

· Как переживает свое горе Мальцев? (Мужественно, хотя находится в состоянии тяжелого удручения).

Ведется следствие. Мальцева признают виновным и осуждают.

· Каким образом объясняет он свою способность в ослепленном состоянии вести поезд?

· Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?

· Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит «весь свет», обретая вновь любимое дело.

· Что же помогает вернуться к полноценной жизни? /Собственная воля, человеческое участие, милосердие, самоотверженность помощника/.

· Расскажите о помощнике Мальцева, не оставившем его в беде.

· С каким чувством вы дочитывали последнюю страницу рассказа?

· Какие эпизоды, картины запомнились вам больше всего?

· Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?

3. Физминутка.

4. Творческое задание. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Есть ли сходство платоновских героев (Юшки, неизвестного цветка) с Мальцевым? В чём оно? В чём их непохожесть?

V. Подведение итогов урока.

· Почему Платонов назвал рассказ «В прекрасном и яростном мире»?

Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.

– А теперь о последней фразе рассказа. Платонов называет наш мир «прекрасным и яростным». Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.)

Этому нас учит Андрей Платонов, в каждой строчке рассказа которого «присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь».

– «Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А.П.Платонова? (Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости.)

СИСТЕМА УРОКОВ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВ «В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ».

Цель урока: знакомство с биографией писателя. Первоначальное восприятие текста рассказа, Беседа по прочитанному.

I. Беседа учителя с учащимися.

* Ребята, известно ли вам имя писателя Андрея Платонова?
* Что вы знаете о нем? Какие его сказки, рассказы, повести читали? Поделитесь своими впечатлениями.

Выступление учеников (с использованием описания своих эмоций при прочтении тех или иных моментов рассказа) и обобщение учителя.

II. Слово учителя о писателе

* Ребята, вы хорошо почувствовали, что А. Платонов-писатель удивительный, писатель огромного гуманистического дарования.
* Слово "гуманизм" вам понятно? Подберите синонимы, объясняя значение слова.

Всю жизнь А. Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь в таком неустроенном тревожном мире, полном жестких опасностей и поворотов истории.

Андрей Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Может быть, поэтому однажды он признался: "Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека". На портрете писателя обратите внимание на его взгляд, грустный, даже тоскливый. На нас смотрит человек, раньше многих убедившийся в том, что чужого страдания и боли не бывает. На этом лице, пожалуй, замечаешь одни глаза – "живую поверхность его сердца". В портрете нет ни примет внешнего успеха, ни бесчувственной важности. Внешне Платонов-человек кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку. Это делало его прекрасным (чтение эпиграфа).

Эпиграф:"Надо относиться к людям по-отцовски"

Жизнь Платонова была связана с важными историческими событиями: Первой мировой войной, коллективизацией в деревне.

Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры), познать непосильный наемный труд, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти "университеты" сформировали душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

Платонов - псевдоним писателя, образованный из имени отца Платона Фирсовича; родовая фамилия его - Климентов.

Андрей Платонович Платонов родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года недалеко от Воронежа, Ямской слободе. Дед будущего писателя был шахтером, отец - мастеровым человеком, мать - Мария Васильевна - домохозяйничала, своей теплотой и сердечностью поддерживала многочисленное семейство. Несмотря на хроническую нужду, род Климентовых дал стране выдающегося писателя Андрея Платонова и крупного ученого-гидрогеолога Петра Платоновича Климентова, известно не только в нашей стране, но и за рубежом.

Андрей Платонов был участником Великой Отечественной войны, которая до конца дней осталась для него сильнейшим потрясением. Летом 1944 года попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: оказались поврежденными легкие. 5 января 1951 года Андрей Платонович Платонов скончался. Так война настигла его в мирное время. Писатель ушел из жизни, но оставил свои книги, полные добра и человечности.

3. Беседа с учениками: Попытайтесь передать свои эмоции относительно того, что узнали из биографии писателя.

4. Беседа по содержанию рассказа.

1. Вопрос, выявляющий восприятие учащимися произведения:

* О чем этот рассказ?

О том, как трудно жить; об опасностях, которые подстерегают человека в жизни; о преодолении трудностей; о высоком мастерстве и профессионализме; о радости делать любую работу; о душевной красоте и щедрости; о чести и совести; ответственности за тех, кто рядом; о важности человеческого участия, т.е. о множестве житейский и нравственных проблем размышляет писатель в своем произведении.

* Какое впечатление рассказ произвел на вас?
* О чем вы думали, читая произведение?
* Какие открытия сделали для себя, знакомясь с новым автором?
* С каким чувством вы дочитывали последнюю страницу рассказа?
* Какие картины, эпизоды запомнились вам больше всего?
* Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?
* Почему Платонов назвал рассказ "В прекрасном и яростном мире"?

2. В рассказе много специальных терминов, которые необходимо объяснить. Дома выпишите из словарей значение непонятных вам слов, подумайте, каким должен быть механик. На следующем уроке мы проведем игру-конкурс на лучшего механика.

Цель второго урока: анализируя рассказ, помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, наполненной трудом, вызвать уважение к человеку-труженику, воспитывать ответственность, милосердие; работая над текстом произведения, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выразительного чтения, воссоздающего и творческого пересказа.

Эпиграф: "В каждой строчке рассказа. присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная помощь" (В. Боков).

I. Игра-конкурс на лучшего механика.

В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: "почему рассказ называется "В прекрасном и яростном мире"?

* От чьего лица ведется повествование в рассказе?
* Что узнаете о работе машиниста Мальцева?

Ребята отмечают присутствующую в сознании героя мысль о власти над миром.

* Почему машинисту Мальцеву было грустно со своими помощниками?

Он не мог передать секрета своего мастерства с страдал от этого: какой- то профессиональный эгоизм «вгонял» его в постоянную грусть и равнодушие к своим помощникам по паровозному делу.

* Кратко расскажите о последней поездке Мальцева в качестве машиниста курьерского поезда.
* Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?

Герой как бы бросил дерзкий вызов природе и гордился этим.

* Какие чувства он вызывает у вас?
* Опишите его внешность, поведение.

Устное словесное рисование

* Что помогает нам понять характер этого человека?

Ярко нарисованная картина грозы, которую бесстрашно преодолел отважный машинист.

* Почему такое большое впечатление производит на вас описание разбушевавшейся природы?

Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мастерство писателя выражается в том, что мы как будто видим, слышим, осязаем грозу.

* В дерзком вызове природе уже содержалось и поражение героя: из троих человек, находящихся в кабине машины, молния ослепила одного Мальцева. Что говорит по этому поводу рассказчик?

"..Я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека; я почувствовал тайный и неуловимый расчет этих сил - в том, что губили именно Мальцева, а, скажем, не меня. Я понимал, что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных для человеческой жизни обстоятельств, и эти губительные силы сокрушают избранных, возвышенных людей".

* Как переживает свое горе Мальцев?

Мужественно, хотя находится в состоянии тяжелого удручения.

* Ведется следствие. Мальцева, к которому вернулось зрение, признают виновным и осуждают на тюремное заключение. Каким образом объясняет Мальцев свою способность в ослепительном состоянии вести поезд?

Видел свет в своем уме, воображении, верил в действительность указывающего ему путь света.

* Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?
* Помощник. С какой целью проводится экспертиза и чем она заканчивается? Цель экспертизы – доказать невинность Мальцева, однако герой снова слепнет.
* Что переживает помощник Мальцева, узнав об этом? Обратитесь к тексту рассказа.
* Смирился ли он со случившимся? Прочитайте заключительные строки 4-й главы. "Я решил не сдаваться. "
* Что происходит потом?

Комментированное чтение 5-й главы

Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит "весь свет", обретая вновь любимое дело.

* Что же помогает ему вернуться к полноценной жизни?

Собственная воля, человеческое участие, милосердие, самоотверженность помощника.

* Расскажите о помощнике Мальцева, не оставившем его в беде.
* Почему же рассказ называется "В прекрасном и яростном мире"?

Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремится к духовному единению с людьми.

Этому учит нас Андрей Платонов, в каждой строчке рассказа которого "присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная помощь".

Итак, анализ рассказа Платонова определяется возрастными психологическими особенностями шестиклассников. Идя "вслед за автором", мы стремились к тому, чтобы анализ был целостным, проблемным и образно-концептуальным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с фактами биографии А.П.Платонова и произведением, связанным с его биографией; анализируя рассказ, помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, наполненной трудом; вызвать уважение к человеку-труженику; воспитывать ответственность, милосердие; работая над текстом произведения, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выразительного чтения, воссоздающего и творческого пересказа.

Оборудование: портрет А.П.Платонова, выставка книг писателя.

Эпиграф: «Надо относиться к людям по-отцовски».

( А.Платонов).

Проверка домашнего задания

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие философские и нравственные проблемы подняты в рассказе «Юшка»?

- Прочитайте, какие записи вы сделали в тетради?

- Какие размышления вызвал у вас рассказ «Юшка»?

Объявление темы и определение целей урока.

Прочитайте тему урока, скажите, какие цели преследует наш урок? Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет автобиографические элементы.

- Что вы знаете об Андрее Платонове?

Учитель пополняет знания учащихся сведениями из биографии писателя:

Исследователь творчества А.Платонова В.Шемталинский писал: «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… и есть – опережающие время, до которых надо еще дотянуться…» К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Всю свою жизнь А.Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.

Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

А.Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Может быть, поэтому однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

Просмотрите, пожалуйста, на портрет писателя.

Перед нами человек с приятным лицом. Большой лоб, плотно сжатые губы, выразительные глаза. Он, кажется, много видел. Лицо мужественное. Прекрасный русский писатель. Наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошло его детство и юность. Многое из того, что написано им, связано с Воронежем.

Да, у него выразительные глаза, но взгляд грустный, даже тоскливый. На нас смотрит человек, раньше многих, убедившись в том, что чужого страдания и горя не бывает. Внешне Платонов-человек кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку. Это делало его прекрасным. (Чтение эпиграфа).

Он родился на рубеже двух веков. Жизнь Платонова была связана с важными историческими событиями: войной, революцией, коллективизацией деревни.

Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя до конца дней его. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры), познать непосильный наемный труд, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Родовая фамилия его – Климентов.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с 13-его возраста, чтобы прокормить братьев и сестер.

За свою жизнь Андрей Платонов прошел через много специальностей. Посыльный, подручный слесарь, помощник машиниста, журналист, писатель дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом его жизни.

Андрей Платонов был участником Великой Отечественной войны, которая до конца дней осталась сильнейшим потрясением. Летом 1944 года он попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: оказались поврежденными легкие. 5 января 1951 года писатель скончался. Так война настигла его в мирное время.

Писатель ушел из жизни, но наследие его велико. Он оставил нам свои книги, полные добра и человечности. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы сегодня стоим на пороге этой школы.

Беседа по содержанию рассказа.

О чем этот рассказ?

(О том, как трудно жить; об опасностях, которые подстерегают человека в жизни; о преодолении трудностей; о высоком мастерстве и профессионализме; о радости делать любую работу; о душевной красоте и щедрости; о чести и совести; ответственности за тех, кто рядом; о важности человеческого участия, - т.е. о множестве житейских и нравственных проблем размышляет писатель в своем произведении).

Какое впечатление рассказ произвел на вас?

О чем вы думали, читая произведения?

Какие открытия сделали для себя, знакомясь с новым автором?

От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Что узнаете о работе машиниста Мальцева?

(Ребята отмечают присутствующую в сознании героя мысль о власти над миром.)

Почему машинисту Мальцеву было грустно со своими помощниками?

(Он не мог передать секреты своего мастерства и страдал от этого: какой-то профессиональный эгоизм «вгонял» его в постоянную грусть и равнодушие к своим помощникам по паровозному делу).

Кратко расскажите о последней поездке Мальцева в качестве машиниста курьерского поезда.

Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?

(Герой как бы бросил дерзкий вызов природе и гордился этим).

Какие чувства он вызывает у вас?

Опишите его внешность, поведение.

Что помогает нам понять характер этого человека?

(Ярко нарисованная картина грозы, которую бесстрашно преодолевал отважный машинист).

Почему такое большое впечатление производит на вас описание разбушевавшейся природы?

(Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мастерство писателя выражается в том, что мы как будто видим, слышим, осязаем грозу).

Как переживает свое горе Мальцев? (Мужественно, хотя находится в состоянии тяжелого удручения).

Ведется следствие. Мальцева признают виновным и осуждают. Каким образом объясняет он свою способность в ослепленном состоянии вести поезд?

Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?

Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит «весь свет», обретая вновь любимое дело.

Что же помогает вернуться к полноценной жизни? /Собственная воля, человеческое участие, милосердие, самоотверженность помощника/.

Расскажите о помощнике Мальцева, не оставившем его в беде.

С каким чувством вы дочитывали последнюю страницу рассказа?

Какие эпизоды, картины запомнились вам больше всего?

Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?

Составление цитатного плана рассказа

Примерный цитатный план рассказа “В прекрасном и яростном мире”:

1. “Он скучал от своего таланта, как от одиночества”.

2. “Дальше ты поведешь машину, я ослеп”.

3. “Мальцева отдали под суд”.

4. “Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?”

5. “Ты видишь теперь весь свет!”

Почему Платонов назвал рассказ «В прекрасном и яростном мире»?

Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.

– А теперь о последней фразе рассказа. Платонов называет наш мир «прекрасным и яростным». Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.)

Этому нас учит Андрей Платонов, в каждой строчке рассказа которого «присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь».

– «Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А. П. Платонова? (Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости.)

-_Что не удалось?

Прекрасный, яростный,

Радует, печалит, тревожит.

Нужно помогать друг другу.

Жизнь.

Домашнее задание.

- Выписать из словарей значение непонятных слов. Ответить на вопрос: с какой целью в рассказе употреблено большое количество профессионализмов?

- Прочитать рассказ Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»

Историческая справка

Время, показанное в рассказе в «Прекрасном и яростном мире», называют временем первых пятилеток (с 1928 года до начала войны). Главной задачей введенной плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально быстрыми темпами. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности. Развитие транспорта – одно из ведущих направлений пятилетнего плана.

Используя средства массовой информации, руководство страны пропагандировало массовую мобилизацию населения для решения этих задач. Миллионы людей, почти вручную строили сотни заводов, прокладывали железные дороги, метро. Типичные плакаты часто изображали мчащиеся поезда – символ времени, движения вперед к поставленным целям быстрыми темпами.

4 октября 1932 года выпущен новый пассажирский паровоз, по решению рабочих завода ему была присвоена серия ИС (Иосиф Сталин).

В 1937 году один из паровозов серии ИС был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил премию Гран-при (обойдя при этом польский, считающийся в то время лучшим).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с фактами биографии А.П.Платонова и произведением, связанным с его биографией; анализируя рассказ, помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, наполненной трудом; вызвать уважение к человеку-труженику; воспитывать ответственность, милосердие; работая над текстом произведения, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выразительного чтения, воссоздающего и творческого пересказа.

Оборудование: портрет А.П.Платонова, выставка книг писателя.

Эпиграф: «Надо относиться к людям по-отцовски».

( А.Платонов).

Проверка домашнего задания

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие философские и нравственные проблемы подняты в рассказе «Юшка»?

- Прочитайте, какие записи вы сделали в тетради?

- Какие размышления вызвал у вас рассказ «Юшка»?

Объявление темы и определение целей урока.

Прочитайте тему урока, скажите, какие цели преследует наш урок? Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет автобиографические элементы.

- Что вы знаете об Андрее Платонове?

Учитель пополняет знания учащихся сведениями из биографии писателя:

Исследователь творчества А.Платонова В.Шемталинский писал: «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… и есть – опережающие время, до которых надо еще дотянуться…» К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Всю свою жизнь А.Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.

Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

А.Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Может быть, поэтому однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

Просмотрите, пожалуйста, на портрет писателя.

Перед нами человек с приятным лицом. Большой лоб, плотно сжатые губы, выразительные глаза. Он, кажется, много видел. Лицо мужественное. Прекрасный русский писатель. Наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошло его детство и юность. Многое из того, что написано им, связано с Воронежем.

Да, у него выразительные глаза, но взгляд грустный, даже тоскливый. На нас смотрит человек, раньше многих, убедившись в том, что чужого страдания и горя не бывает. Внешне Платонов-человек кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку. Это делало его прекрасным. (Чтение эпиграфа).

Он родился на рубеже двух веков. Жизнь Платонова была связана с важными историческими событиями: войной, революцией, коллективизацией деревни.

Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя до конца дней его. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры), познать непосильный наемный труд, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Родовая фамилия его – Климентов.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с 13-его возраста, чтобы прокормить братьев и сестер.

За свою жизнь Андрей Платонов прошел через много специальностей. Посыльный, подручный слесарь, помощник машиниста, журналист, писатель дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом его жизни.

Андрей Платонов был участником Великой Отечественной войны, которая до конца дней осталась сильнейшим потрясением. Летом 1944 года он попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: оказались поврежденными легкие. 5 января 1951 года писатель скончался. Так война настигла его в мирное время.

Писатель ушел из жизни, но наследие его велико. Он оставил нам свои книги, полные добра и человечности. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы сегодня стоим на пороге этой школы.

Беседа по содержанию рассказа.

О чем этот рассказ?

(О том, как трудно жить; об опасностях, которые подстерегают человека в жизни; о преодолении трудностей; о высоком мастерстве и профессионализме; о радости делать любую работу; о душевной красоте и щедрости; о чести и совести; ответственности за тех, кто рядом; о важности человеческого участия, - т.е. о множестве житейских и нравственных проблем размышляет писатель в своем произведении).

Какое впечатление рассказ произвел на вас?

О чем вы думали, читая произведения?

Какие открытия сделали для себя, знакомясь с новым автором?

От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Что узнаете о работе машиниста Мальцева?

(Ребята отмечают присутствующую в сознании героя мысль о власти над миром.)

Почему машинисту Мальцеву было грустно со своими помощниками?

(Он не мог передать секреты своего мастерства и страдал от этого: какой-то профессиональный эгоизм «вгонял» его в постоянную грусть и равнодушие к своим помощникам по паровозному делу).

Кратко расскажите о последней поездке Мальцева в качестве машиниста курьерского поезда.

Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?

(Герой как бы бросил дерзкий вызов природе и гордился этим).

Какие чувства он вызывает у вас?

Опишите его внешность, поведение.

Что помогает нам понять характер этого человека?

(Ярко нарисованная картина грозы, которую бесстрашно преодолевал отважный машинист).

Почему такое большое впечатление производит на вас описание разбушевавшейся природы?

(Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мастерство писателя выражается в том, что мы как будто видим, слышим, осязаем грозу).

Как переживает свое горе Мальцев? (Мужественно, хотя находится в состоянии тяжелого удручения).

Ведется следствие. Мальцева признают виновным и осуждают. Каким образом объясняет он свою способность в ослепленном состоянии вести поезд?

Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?

Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит «весь свет», обретая вновь любимое дело.

Что же помогает вернуться к полноценной жизни? /Собственная воля, человеческое участие, милосердие, самоотверженность помощника/.

Расскажите о помощнике Мальцева, не оставившем его в беде.

С каким чувством вы дочитывали последнюю страницу рассказа?

Какие эпизоды, картины запомнились вам больше всего?

Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?

Составление цитатного плана рассказа

Примерный цитатный план рассказа “В прекрасном и яростном мире”:

1. “Он скучал от своего таланта, как от одиночества”.

2. “Дальше ты поведешь машину, я ослеп”.

3. “Мальцева отдали под суд”.

4. “Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?”

5. “Ты видишь теперь весь свет!”

Почему Платонов назвал рассказ «В прекрасном и яростном мире»?

Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.

– А теперь о последней фразе рассказа. Платонов называет наш мир «прекрасным и яростным». Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.)

Этому нас учит Андрей Платонов, в каждой строчке рассказа которого «присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь».

– «Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А. П. Платонова? (Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости.)

-_Что не удалось?

Прекрасный, яростный,

Радует, печалит, тревожит.

Нужно помогать друг другу.

Жизнь.

Домашнее задание.

- Выписать из словарей значение непонятных слов. Ответить на вопрос: с какой целью в рассказе употреблено большое количество профессионализмов?

- Прочитать рассказ Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»

Историческая справка

Время, показанное в рассказе в «Прекрасном и яростном мире», называют временем первых пятилеток (с 1928 года до начала войны). Главной задачей введенной плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально быстрыми темпами. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности. Развитие транспорта – одно из ведущих направлений пятилетнего плана.

Используя средства массовой информации, руководство страны пропагандировало массовую мобилизацию населения для решения этих задач. Миллионы людей, почти вручную строили сотни заводов, прокладывали железные дороги, метро. Типичные плакаты часто изображали мчащиеся поезда – символ времени, движения вперед к поставленным целям быстрыми темпами.

4 октября 1932 года выпущен новый пассажирский паровоз, по решению рабочих завода ему была присвоена серия ИС (Иосиф Сталин).

В 1937 году один из паровозов серии ИС был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил премию Гран-при (обойдя при этом польский, считающийся в то время лучшим).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с фактами биографии А.П.Платонова и произведением, связанным с его биографией; анализируя рассказ, помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, наполненной трудом; вызвать уважение к человеку-труженику; воспитывать ответственность, милосердие; работая над текстом произведения, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выразительного чтения, воссоздающего и творческого пересказа.

Оборудование: портрет А.П.Платонова, выставка книг писателя.

Эпиграф: «Надо относиться к людям по-отцовски».

( А.Платонов).

Проверка домашнего задания

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие философские и нравственные проблемы подняты в рассказе «Юшка»?

- Прочитайте, какие записи вы сделали в тетради?

- Какие размышления вызвал у вас рассказ «Юшка»?

Объявление темы и определение целей урока.

Прочитайте тему урока, скажите, какие цели преследует наш урок? Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет автобиографические элементы.

- Что вы знаете об Андрее Платонове?

Учитель пополняет знания учащихся сведениями из биографии писателя:

Исследователь творчества А.Платонова В.Шемталинский писал: «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… и есть – опережающие время, до которых надо еще дотянуться…» К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Всю свою жизнь А.Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.

Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

А.Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Может быть, поэтому однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

Просмотрите, пожалуйста, на портрет писателя.

Перед нами человек с приятным лицом. Большой лоб, плотно сжатые губы, выразительные глаза. Он, кажется, много видел. Лицо мужественное. Прекрасный русский писатель. Наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошло его детство и юность. Многое из того, что написано им, связано с Воронежем.

Да, у него выразительные глаза, но взгляд грустный, даже тоскливый. На нас смотрит человек, раньше многих, убедившись в том, что чужого страдания и горя не бывает. Внешне Платонов-человек кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку. Это делало его прекрасным. (Чтение эпиграфа).

Он родился на рубеже двух веков. Жизнь Платонова была связана с важными историческими событиями: войной, революцией, коллективизацией деревни.

Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя до конца дней его. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры), познать непосильный наемный труд, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Родовая фамилия его – Климентов.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с 13-его возраста, чтобы прокормить братьев и сестер.

За свою жизнь Андрей Платонов прошел через много специальностей. Посыльный, подручный слесарь, помощник машиниста, журналист, писатель дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом его жизни.

Андрей Платонов был участником Великой Отечественной войны, которая до конца дней осталась сильнейшим потрясением. Летом 1944 года он попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: оказались поврежденными легкие. 5 января 1951 года писатель скончался. Так война настигла его в мирное время.

Писатель ушел из жизни, но наследие его велико. Он оставил нам свои книги, полные добра и человечности. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы сегодня стоим на пороге этой школы.

Беседа по содержанию рассказа.

О чем этот рассказ?

(О том, как трудно жить; об опасностях, которые подстерегают человека в жизни; о преодолении трудностей; о высоком мастерстве и профессионализме; о радости делать любую работу; о душевной красоте и щедрости; о чести и совести; ответственности за тех, кто рядом; о важности человеческого участия, - т.е. о множестве житейских и нравственных проблем размышляет писатель в своем произведении).

Какое впечатление рассказ произвел на вас?

О чем вы думали, читая произведения?

Какие открытия сделали для себя, знакомясь с новым автором?

От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Что узнаете о работе машиниста Мальцева?

(Ребята отмечают присутствующую в сознании героя мысль о власти над миром.)

Почему машинисту Мальцеву было грустно со своими помощниками?

(Он не мог передать секреты своего мастерства и страдал от этого: какой-то профессиональный эгоизм «вгонял» его в постоянную грусть и равнодушие к своим помощникам по паровозному делу).

Кратко расскажите о последней поездке Мальцева в качестве машиниста курьерского поезда.

Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?

(Герой как бы бросил дерзкий вызов природе и гордился этим).

Какие чувства он вызывает у вас?

Опишите его внешность, поведение.

Что помогает нам понять характер этого человека?

(Ярко нарисованная картина грозы, которую бесстрашно преодолевал отважный машинист).

Почему такое большое впечатление производит на вас описание разбушевавшейся природы?

(Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мастерство писателя выражается в том, что мы как будто видим, слышим, осязаем грозу).

Как переживает свое горе Мальцев? (Мужественно, хотя находится в состоянии тяжелого удручения).

Ведется следствие. Мальцева признают виновным и осуждают. Каким образом объясняет он свою способность в ослепленном состоянии вести поезд?

Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?

Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит «весь свет», обретая вновь любимое дело.

Что же помогает вернуться к полноценной жизни? /Собственная воля, человеческое участие, милосердие, самоотверженность помощника/.

Расскажите о помощнике Мальцева, не оставившем его в беде.

С каким чувством вы дочитывали последнюю страницу рассказа?

Какие эпизоды, картины запомнились вам больше всего?

Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?

Составление цитатного плана рассказа

Примерный цитатный план рассказа “В прекрасном и яростном мире”:

1. “Он скучал от своего таланта, как от одиночества”.

2. “Дальше ты поведешь машину, я ослеп”.

3. “Мальцева отдали под суд”.

4. “Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?”

5. “Ты видишь теперь весь свет!”

Почему Платонов назвал рассказ «В прекрасном и яростном мире»?

Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.

– А теперь о последней фразе рассказа. Платонов называет наш мир «прекрасным и яростным». Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.)

Этому нас учит Андрей Платонов, в каждой строчке рассказа которого «присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь».

– «Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А. П. Платонова? (Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости.)

-_Что не удалось?

Прекрасный, яростный,

Радует, печалит, тревожит.

Нужно помогать друг другу.

Жизнь.

Домашнее задание.

- Выписать из словарей значение непонятных слов. Ответить на вопрос: с какой целью в рассказе употреблено большое количество профессионализмов?

- Прочитать рассказ Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»

Историческая справка

Время, показанное в рассказе в «Прекрасном и яростном мире», называют временем первых пятилеток (с 1928 года до начала войны). Главной задачей введенной плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально быстрыми темпами. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности. Развитие транспорта – одно из ведущих направлений пятилетнего плана.

Используя средства массовой информации, руководство страны пропагандировало массовую мобилизацию населения для решения этих задач. Миллионы людей, почти вручную строили сотни заводов, прокладывали железные дороги, метро. Типичные плакаты часто изображали мчащиеся поезда – символ времени, движения вперед к поставленным целям быстрыми темпами.

4 октября 1932 года выпущен новый пассажирский паровоз, по решению рабочих завода ему была присвоена серия ИС (Иосиф Сталин).

В 1937 году один из паровозов серии ИС был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил премию Гран-при (обойдя при этом польский, считающийся в то время лучшим).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: