Кто не принял братьев на ночлег в произведении шемякин суд

Обновлено: 22.04.2024

Сказка по темам: бедность и богатство, отзывчивость и равнодушие, справедливость | Герои сказки: братья, поп, судья | Ещё немного об этой сказке Форма произведения: бытовые, сказка | Вид сказки: Русские народные сказки | Возраст: дети 3-6 лет, дети 6-9 лет | В школе: 1-4 класс, 5 класс | Время чтения: до 30 минут | Найти сказки по различным темам, героям и другим критериям можно на странице поиска сказок.

Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе. Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?

— Пойду к брату, попрошу коня.

Неласково принял его богатый брат.

— Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.

Привел бедняк коня домой и вспомнил:

— Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего — не даст брат.

Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал.

На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня. Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост. Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:

— Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю!

И подал на бедняка в суд.

Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд. Идут они, идут. Бедняк думает: «Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня ».

Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю. Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.

Купец ухватил бедняка:

И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.

Совсем бедняк пригорюнился: «Теперь уж наверняка засудят». Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху: «Семь бед — один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью».

Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.

А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:

— Суди, судья, да поглядывай сюда.

Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: «Уж не золото ли мужик показывает?»

Еще раз взглянул — посул большой. «Коли и серебро, денег много».

И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет.

— За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.

На том суд и кончился.

Богатый брат говорит:

— Ну ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.

— Что ты, братец, — бедняк отвечает. — Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.

Стал богатый брат уговаривать:

— Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.

— Ну ладно, давай деньги.

Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили.

Тут и купец стал просить:

— Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.

— Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.

— Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам, — просит купец.

Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:

— Ну, давай посуленное.

Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.

— Вот чего тебе показывал да приговаривал: «Суди, судья, да поглядывай сюда». Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.

«Вот и хорошо, — думает судья, — что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть». А бедняк веселый, с песенками, домой пришел.

Кто не принял братьев на ночлег в произведении «Шемякин суд»?

На ночлег братьев не приняли судья, боярин и князь

Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.

Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.

Для меня основная мысль этого рассказа Голявкина заключена в том, что скука на того нападает, кому заняться нечем, или точнее на кого лень навалилась. Вот мальчик, о котором повествует автор, не только прогуливает школу, где ему надо ума-разума набираться, он еще и праздно шатается по улицам, проявляя даже не любознательность, а любопытство, прося, например, прокатить его в экскаваторе.

Если в самом начале рассказа у мальчика еще возникает желание чем-то помочь людям, например, починить с дядей машину, однако отсутствие нужных знаний не позволяет ему поучаствовать в процессе, т.е. мальчик становится только наблюдателем. А только смотреть и не делать - скукотища/не интересно. Гораздо веселей участвовать в процессе.

Послонявшись так по городу, у героя даже улыбка становится глупой, потому что он не знает как спрятать за ней растерянность своего незнания. Он наполняется скукой, и еще полностью не осознает, что . приводим пословицы:

a5kwMvjNAJMaCrYmtzkjYW6Nt0aFnSAq.jpg

"Листы и корни" - еще одна басня великого писателя, в которой поднимается тема хвастовства. Только теперь в роли хвастунишек выступают гордящиеся своей красой зеленые листья. Когда в их беседу с ветром вклиниваются корни, листья их возмущенно обрывают - как вы мол смеете влезать, копающиеся в грязи. Но корни за словом в карман не лезут и сообщают зарвавшейся листве, что не только питают ее, но и в отличии от нее не облетают на зиму, а если погибают, то и все дерево гибнет. Мораль же этой истории в том, что вся красота этого мира построена на труде и чтобы хвастать этой красотой надо иметь на то право, которое дает только труд создателя. Неплохо бы помнить об этом тем, кто делает кучу пластических операций и подтяжек и считает, что становится красивее всех.

Дочь Эммы и Шарля Бовари из романа Гюстава Флобера "Госпожа Бовари" звали Берта. Эмма мечтала о сыне, но родила дочь и решила назвать ее Бертой, т.к. ей очень понравилось имя незнакомой женщины, которую она видела в Вобьесарском замке на приеме, который героиня очень долго вспоминает.

В финале романа Берта остается сиротой. И лично у меня при упоминании данного романа в памяти встает маленькая девочка в грязном платье и рваной одежде. Именно в таком виде Берта предстает перед нами в конце.

Можно придумать такое продолжение рассказа "Вертел" со счастливым концом. Прошка очень долго болел, но продолжал работать. Алексей Иванович стал бережнее относиться к Прошке и отдавал часть своего обеда. А однажды в мастерскую забежал Володя и принес целую корзинку пирожков и немножко конфет. Володя со слезами стал уговаривать Прошку поесть, он сказала, что мама не знает о том, что он убежал из дома. Прошка , видя переживания мальчика, который от всей души хотел ему помочь, съел два пирожка, а Алексей Иванович отпустил мальчиков погулять. Володя и Прошка долго разговаривали и когда Прошка вернулся в мастерскую, его щеки горели, а глаза блестели. У него появился друг и это грело сердце бедного мальчика.

С каждым днем Прошке становилось легче, а Володя прибегал каждый день. Анна ивановна больше не ругалась на сына и давала ему монетки для Прошки.

Мозговой штурмО каком писателе идёт речь? Первые рассказы этого писателя бы.

Мозговой штурм
О каком писателе идёт речь?
Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

«Шемякин суд»
как сатирическое произведение
XVII века.

«Повесть о Шемякином суде» (читаем статью)Как вы понимаете, что такое демок.

«Повесть о Шемякином суде» (читаем статью)
Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра?

Кто был героем демократической л – ры?

Демократическая литература XVII века 4Создавалась в народной среде, отражала.

Демократическая литература
XVII века

4
Создавалась в народной среде, отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни
Герои – простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки

Художественные «завоевания» демократической литературырешительный отказ от ис.

Художественные «завоевания» демократической литературы
решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы

новый герой не историческая личность (князь, военачальник, священник), а бытовая (простой человек разных сословий)

безымянность литературных героев

постепенное освобождение литературы от религиозной опеки, отстаивание права на вымысел

появление жанра сатирической повести

6Дмитрий Шемяка (1420–1453), князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя.

6
Дмитрий Шемяка (1420–1453),
князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского.

С 1436 г. возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против политики московского великого князя.

Известен тем, что в гражданских делах был за справедливость и древние уставы, а в 1446 году, предательски ослепив Великого князя Василия Темного, захватил великокняжеский престол.

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» – произведение демократической литературы XVII в.

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» –
произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках

Шемякин суд. Лубочная книга. Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.Луб.

Шемякин суд. Лубочная книга. Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.
Лубо́чная литерату́ра — дореволюционные дешёвые и примитивные по содержанию массовые издания, зачастую снабжённые ярко раскрашенной картинкой; примитивная литература, рассчитанная на невзыскательный вкус.

Сюжетистория бедняка, которому после несчастий неожиданно улыбнулась удачаИз.

Сюжет
история бедняка, которому после несчастий неожиданно улыбнулась удача
Из иллюстрации к сказке
«Шемякин суд» (гравюра на меди, первая половина XVIII в.).
Из собрания Ровинского

КомпозицияСУД ШЕМЯКИ – узелок с камнемИстория с лошадью братаИстория с сын.

Композиция
СУД ШЕМЯКИ – узелок с камнем
История
с лошадью брата
История
с сыном попа
История
с отцом горожанина
Приговор
брату
Приговор
попу
Приговор
горожанину
1

Как вы считаете, брат бедняка положительный или отрицательный образ? 11Предпр.

Как вы считаете, брат бедняка положительный или отрицательный образ?
11
Предприимчивость-способность использовать текущую обстановку и положение дел для получения выгоды, пользы

Гравюра на меди, первая половина XVIII в.Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд.

Гравюра
на меди, первая половина XVIII в.
Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского.

«Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего».

Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.
12

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta – грот) – своео.

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta – грот) – своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора
Квятковский А. П.
Школьный поэтический словарь
Зачитать фрагменты повести, где встречается сочетание жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим.

Где «звучит» безобидный юмор?

Найдите явный сарказм в этом произведении.

Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется?

Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

Вопросы и задания

Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть Напоминает бытовую.

Жанровые особенности «Шемякина суда»
Сатирическая повесть
Напоминает бытовую сказку
14

ШЕМЯКИН СУД – иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судеб.

ШЕМЯКИН СУД –
иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судебное разбирательство (ирон., презрит.)

Тест по произведению «Шемякин суд»

Тест по произведению «Шемякин суд»

1. Кто братья по жизненному статусу? 1)Землемеры 2) землепр.

1. Кто братья по жизненному статусу?
1)Землемеры 2) землепроходцы
3) землепашцы 4) земледельцы

2. Что просил бедный брат у богатого?
1) Хомут, лошадь 2) уздечку, хомут 3) лошадь, телегу 4) лошадь, уздечку

3. Как перевести «дровни»?
1) Дрова 2) дровосек 3) воз 4) сани

4. Что значит «бить челом»? Бить кого – нибудь 2) стукнуться 3) про.

4. Что значит «бить челом»?
Бить кого – нибудь 2) стукнуться
3) просить 4) бить человека

5. Кто принял братьев на ночлег?
Судья 3) князь
Поп 4) боярин

6. Зачем бедняк завернул камень в платок:
Ударить попа 2) отдать судье
3 ) собирал редкие камни 4) пришибить брата

7. Фамилия судьи: Шемякин 2) Шемяка 3) Шемякинов 4) Шемячкин 8. Что п.

7. Фамилия судьи:
Шемякин 2) Шемяка 3) Шемякинов 4) Шемячкин

8. Что показывал бедняк судье во время суда:
шапку 2) камень в платочке
3) деньги 4) платок в деньгами

9. За сколько забрал лошадь богатый у брата?
Десять рублей 2) пять рублей
3) бесплатно 4) за пятнадцать рублей

10. Зачем поп дал бедному 10 рублей?
За молитву 2) за попадью
3) чтобы отстал 4) за лошадь

11. Кто в произведении самый умный? Поп 2) Судья 3)Богаты.

11. Кто в произведении самый умный?
Поп 2) Судья 3)Богатый брат 4)Бедняк

12. Жанр произведения:
житие 2) сказка 3) повесть 4) рассказ

13. Кто высмеивается в этом произведении?
Судья 2) крестьянин 3) народ

14. Выражение « Шемякин суд» обозначает:
Смешной веселый суд
Справедливый и честный суд
Народный крестьянский суд
Продажный несправедливый суд

Проверь себя!

Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёр.

Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас
повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив
выражение «шемякин суд» как поговорку.
3. Прочитать «Недоросль».
22

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Цель: познакомить с закономерностями развития в литературе XVII в.

рассмотреть и изучить основные признаки новой демократической прозы на

примере «Повести о Шемякином суде»;

показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического

 навыки монологической речи,

воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые

для формирования у учащихся гражданской позиции в отношении

І. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ учителя о демократической литературе.

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства,

государственная система спаивания народа через "царев кабак". Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны. Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма,

определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно

освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.

2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде»(стр.29-30) Как вы понимаете, что такое демократическая литература? (Создавалась в народ. Среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)

предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи –речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи. Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и

прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемякини стало нарицательным.Повесть встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным

силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.

Название повести — “Шемякин суд” — стало народной

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 Расскажите, как меняются в литературе XVII века герой и принципы художественного воспроизведения действительности. Почему повесть называется бытовой (бытовой сюжет, вымысел, "бытовая личность")?

 Перескажите сюжет "Повести о Шемякином суде".

 Выделите элементы сатиры.

 Какие, по вашему мнению, народные мотивы и жанры отражены в ней? Какие сказки на эту тему вам известны?

 Что общего в русских сатирических сказках и в повести (быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений "бедного" мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования)? Найдите все эти особенности в повести и прокомментируйте их.

 Почему можно считать повесть образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества?

 Почему В.Г. Белинский назвал повести "драгоценнейшими историческими документами" и увидел в них отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью?

Обдумайте и объясните его суждения.

 Что же означает выражение « Шемякин суд». (Теперь оно стало крылатым)?- Продажный, коррупционный.

V. Дополнительные задания:

1. Два брата: богатый и бедный

2. Лошадь без хвоста

3. Сорвался с полатей

4. Предать себя смерти

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не

6. Камень, завернутый в платок

7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул —мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь

бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья

приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него

пападью и с ребенком». Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост,

— говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и. ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи. Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что

суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство. Запись в тетрадях:

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

VІ. . Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ?

(ДА, позитивный . НЕТ, негативный) –работа в тетрадях записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. :

VІІ. Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

 «Ш. суд» определён как сатирическая повесть, но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в

его пользу. «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Шемякин суд (8 класс, Коровина, 1 часть, стр. 39-40)

Заказ сочинений

Размышляем о прочитанном

1. Кто герои «Повести о Шемякином суде»? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Героями повести «Шемякин суд» являются два брата-земледельца (убогий и богатый), поп, «житель града» и судья Шемяка. Богатый, поп и горожанин в результате случайностей становятся несчастными: у богатого лошадь осталась без хвоста, поп потерял сына, горожанин – отца. Они вправе были искать правды в суде.

Автор произведения ведет повествование отстраненно, что не дает возможности понять, на чьей он стороне. Следует обратить внимание на начало повести и подумать, почему при противопоставлении братьев написано не богатый и бедный, а богатый и убогий. Мы узнаем, что богатый постоянно помогал убогому, но все без толку. Думается, что слово «убогий» здесь обозначает не только бедность материальную, но и духовную, умственную. Убогий вообще не думает о последствиях своих действий.

Убогий совершает три преступления: по своей халатности: оставляет лошадь без хвоста, в доме у попа сваливается с полатей и убивает младенца в люльке, а в городе, задумав самоубийство, бросается с мота и убивает старика.

В конце повести наказанными остаются пострадавшие: они не только не нашли справедливости в суде, но и вынуждены откупаться от убогого, чтобы он не потребовал исполнения судебных решений.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

Повесть высмеивает судебную систему, где законы устанавливают люди. Эти законы можно трактовать, как угодно. Сочувствие вызывают герои, пострадавшие от убогого и от судьи. Поп и горожанин потеряли близких людей, а судья принял в отношении их издевательские решения.

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.

4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.

Повесть «Шемякин суд» – сатирическое произведение, где главным приемом является гротеск. (Гротеск – это прием, когда изображенные явления не просто преувеличиваются, но доводятся до абсурдности и фантастики). Мы видим, что происходящее в повести дается с преувеличением (у лошади оторвали хвост, убогий скинулся с мота – человека убил, а сам остался невредим), и это можно назвать гиперболой. Но в повести смешное переплетается с трагедией людей, а судебные решения доведены до абсурда – пострадавшие люди еще более наказываются. Именно в действиях Шемяки мы видим гротеск: сына попа убил убогий, а священнослужителю предлагается отдать убогому попадью, пока она не родит ребенка от убогого; горожанину предписывается сброситься с моста на убогого, чтобы убить его так же, как он отца горожанина.

5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте раз­вёрнутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как по­говорку.

Повесть «Шемякин суд» появилась в середине XVII века и относилась к первым произведениям демократической сатиры. В произведении явно высмеиваются судебная система и законодательство того времени. Конечно, такое вряд ли могло быть на самом деле, но несправедливые решения суда встречаются до сих пор, и в кинофильмах можно встретить продажного судью или служащего правоохранительной системы. Так что впечатление от повести довольно печальное: прошло почти 400 лет, а подобные шемякины суды возможны и в XXI веке.

Слушаем актёрское чтение

«Шемякин суд»

Вспомните, какие произведения из древнерусской литературы из­учали до восьмого класса и какие из них вам хотелось бы пере­читать? «Шемякин суд» — небольшое произведение, но необычайно значительное.

Ранее из произведений древнерусской литературы мы знакомились с «Подвигом отрока-киевлянина и хитростью воеводы Претича», летописью «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Более всего мне запомнились отрывки из «Повести временных лет», и хочется не перечитать, что изучали, а познакомиться с другими отрывками из этой самой древней летописи.

1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает со­чувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипер­бола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками поль­зуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?

Гротеск и гипербола применяются автором в изображении действий убогого и Шемяки, и эти сатирические приемы помогают понять, кого автор высмеивает, а кому можно сочувствовать.

Читать текст, в котором отсутствуют описания, сложно. Актер в передаче смысла произведения использует логические ударения и паузы, неторопливый темп, повышение и понижение силы голоса и интонации.

2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского ис­полнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мне­нию, могло бы прозвучать иначе? Попробуйте в выразительном чте­нии передать ваше личное восприятие текста.

Приемы, которые использует Анатолий Вологдин при чтении текста, помогают понять мысли автора и смысл произведения. Мне думается, что читать по-другому этот текст будет неправильным. Например, нельзя насмешливо или язвительно читать слова Шемяки по отношению к людям, ищущим у него правды. Нужно читать именно так, как это делает актер, как будто то, что говорит Шемяка, серьезно. Ведь Шемяка, произносил свои глупые решения, как произносят торжественную речь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: