Кто не поддерживал идею правового государства ленин

Обновлено: 15.04.2024

В.И.Ленин является признанным в мире лидером коммунистического движения и основателем партии большевиков. Лениным оставлено большое теоретическое наследие. Полное собрание его сочинений насчитывает 55 томов. Историография советского времени подробно изучала наследие Ленина и выделила два периода: развитие марксистской политической мысли до и после октября 1917 года.

В первом периоде в работах Ленина прослеживается определение и обоснование тактических и стратегических действий новой партии. Ленин выдвигает идею о социалистической революции, диктатуре пролетариата, государстве нового типа.

Многие работы подчеркивают значение коммунистической партии как ведущего звена классовой организации пролетариата. Ленин утверждает, что только хорошо организованный пролетариат способен выстроить новое государство.

Партия – руководитель пролетариата, она опирается на передовые теоретические основы и использует методы борьбы легального и нелегального порядка.

Учение о диктатуре пролетариата

Книга «Две тактики социал-демократии в демократической революции» излагает теорию перерастания буржуазной революции в социал-демократическую. Буржуазия хотела частичных уступок политического и экономического характера. На крестьянство рассчитывали как на ведущую социальную силу. Ленин поддерживает идею наличия в революции трех лагерей: правительственного, либерального, демократического. Пролетариат должен стать во главе демократического лагеря, а крестьянство становится его союзником. Именно такая расстановка сил приведет к победе революции.

Учение о диктатуре пролетариата Ленин излагает в этой же книге, далее учение получило развитие и в других работах Владимира Ильича Ленина. Диктатура пролетариата явилась следующим этапом перманентной революции. Ленин характеризует ее как опирающуюся на силу, а не на закон власть. Диктатура пролетариата предполагает широкий круг демократических преобразований, поэтому Ленин дает ей характеристику демократического инструмента.

Вместе с этим диктатура пролетариата имеет революционные, репрессивные свойства, выражающиеся в отношении к помещикам и капиталистам, так как сопротивление эксплуатирующего класса неизбежно.Победу диктатура пролетариата одержит тогда, когда уничтожит буржуазный общественный строй.

Вопрос о государстве и нации рассматривается Лениным в тесной связи с революционным вопросом. Нации формируются в период социально-экономического развития. Нация обобщена одним языком, культурными традициями, территорией, кроме этого, она едина экономически. С появлением наций возникает и национально-освободительное движение. Национальный вопрос имеет два направления: стремление к созданию суверенного государства и установление между государствами прочных экономических контактов.

Теоретический труд Ленина «Государство и революция»

Свое учение о государстве Ленин строил, опираясь на трактовку Маркса о государстве – политическом институте системы классового общества, осуществляющем управление обществом, охраняющем его структуру: экономическую, политическую, социальную. В классовом обществе, согласно политическим взглядам Ленина, государство – это инструмент подавления своих социальных противников. Ленин дал развитие марксистскому определению государства, выделил его идейную основу как продукта непримиримых классовых противоречий, как органа классового господства.

Эксплуататорскую сущность государства невозможно уничтожить без революции, поэтому учение о государстве и революционное учение тесно связаны.

После победы революции диктатура пролетариата уничтожает старый государственный аппарат, подавляет сопротивление помещиков и буржуазии, утверждает рабоче-крестьянскую власть. Сущность диктатуры сохраняется и при переходе от диктатуры пролетариата к коммунизму. Ленин говорит о задаче пролетариата по созданию собственного государственного аппарата. Не следует допускать превращения служащих нового госаппарата в бюрократов. Принцип выборности, сменяемости власти, запрет на социальные привилегии – вот основные условия для формирования нового аппарата государства. Завершением государства является коммунизм. Ленин говорит о том, что отмирание государства процесс неизбежный, но он очень длительный. Насколько быстро разовьется высшая фаза коммунизма не может предположить никто.

После революции 1917 года перед Лениным встают практические задачи, необходимо претворять в жизнь политическую программу большевиков. Поэтому учение о государстве и праве подкрепляется еще и на практике.

Ленин много внимания уделяет национально-государственному строительству, связи диктатуры пролетариата и революционной законности в условиях Советского государства.

Лекция «О государстве» противопоставляет диктатуру пролетариата буржуазному государству.

Ленин называет пролетарскую диктатуру школой, в которой пролетариат учится управлять государством и обучает этому всех трудящихся. Союз пролетариата с крестьянством – «высший принцип» диктатуры пролетариата. В годы Гражданской войны диктатура пролетариата провозглашалась как террор по отношению к сопротивляющимся эксплуататорским классам. Диктатура пролетариата не означает окончание классовой борьбы, а лишь ее продолжение на следующем историческом этапе.

Наилучшей формой диктатуры пролетариата Ленин назвал Республику Советов. Советы являются школой коммунизма и в работах Ленина показаны как более демократические органы. Социалистические Советы являются новой формой демократии. Высшие Советы берут в свои руки высшую законодательную власть, контролируют исполнение законов. Местные Советы более действенны, обладают большими возможностями самоуправления.

Советы привлекают к управлению государством все большее число граждан, а поэтому служат рычагом в борьбе с местничеством, бюрократизмом и буржуазными пережитками.

Советское государство осуществляет внутренние и внешние функции. В первых Декретах Ленин сформулировал направления внутренней и внешней политики государства рабочих и крестьян. Необходимо было предпринять экономические и политические шаги, направленные на организацию нового социалистического общества. Главная задача – подавление буржуазии, учет и контроль при обобществлении производства. То есть экономические и политические задачи тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь ярко проявилась при обосновании Лениным «военного коммунизма» и НЭПа.

Функции внешней политики Ленин изложил в виде принципа мирного сосуществования. Он не стал разрабатывать теорию мировой революции в отличие от «левых» коммунистов. Об этом свидетельствуют его послеоктябрьские работы и Декрет о мире. Ленин стал сторонником теории построения социализма в отдельно взятой стране. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» не был отвергнут, но Ленин считал, что предпосылки революции находятся внутри государства, а не в экспорте революции извне.

Национально-государственное строительство

Лениным разработана концепция национально-государственного строительства и федеративного устройства России. Она предполагала добровольное вхождение в РСФСР национальных автономий. Принцип демократического централизма является ведущим, он позволяет исключить национальные конфликты в государстве. В процессе образования СССР ленинская концепция получила свое развитие. В основе концепции лежит идея двойного суверенитета. Суверенитет принадлежит как союзному государству, так и республикам. В Конституции 1924 года ленинская концепция была закреплена.

Ленину принадлежит теория насилия, согласно которой власть, которая завоевана и поддерживается насилием пролетариата над буржуазией, есть «власть, не связанная никакими законами». Буржуазные законы полностью отвергались, действовала революционная законность. Ленин не отвергал действие юридических законов, новая власть должна была сформулировать свои правовые нормы.

Одновременно с установлением новых законов Ленин пропагандировал чрезвычайные меры в виде политики «красного террора».

На деле, правовой хаос оказался намного опаснее, чем предполагал Ленин. Он понял это и требовал скорейшего создания советского права. Это видно по его законотворческой работе.

НЭП, который провозгласил Ленин, ощущал потребность в принятии советского законодательства, прежде всего гражданского, трудового, уголовного кодексов.

Ленин всегда трактовал право как волю господствующего класса, возведенную в закон. Классовые материальные условия определяют его содержание. Право должно применять к правоотношениям революционное правосознание. Поздние работы Ленина дают общую картину советского отраслевого права.

В гражданском праве во главу угла Ленин поставил публичное право, полностью отрицая частное. Он провозгласил жесткое государственное регулирование, только общественную собственность.

В трудовом праве главным было то, что уничтожался слой эксплуататоров, трудящиеся получили возможность работать как на себя, так и на общество. Согласно новому, революционному принципу: «Кто не работает, тот не ест!», буржуазные элементы, отказывающиеся от общественного труда, были репрессированы.

Семейное право провозглашало семью важным видом социальной общности, который построен на супружеском союзе и родственных связях. Семья претерпела существенные изменения, так как церковь была отделена от государства. Осуществлялся поиск новых форм и типов семьи.

Уголовное право усиливало репрессии, тоталитарные функции в отношении не только врагов по классовому признаку, но и союзников, социал-демократов. Они были причислены к политическим врагам и Ленин был сторонником репрессий, «вплоть до высшей меры наказания».

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?»

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового государства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности. Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной организации. Вот почему и философы, и юристы, и историки обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию.

Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Так, древнегречес-кий философ Платон в диалогах «Государство», «Законы» высказывал суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями, тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций или лиц, действующих независимо от закона.

Аналогичную идею обосновывал древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там, где отсутствует «власть закона», утверждал Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.

С такими идеями мыслителей Древней Греции согласуются взгляды на государство древнеримских политических и общественных деятелей. Показательны в этом плане работы римского политического деятеля, оратора и писателя Цицерона. В произведениях «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» он обосновал вывод о том, что государство есть «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права» и сформулировал правовой принцип, согласно которому «под действие права должны подпадать все».

Подобные правовые взгляды о торжестве права и закона обосновывались философами и юристами Древнего Китая. В рукописях того периода времени проводится мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», страна управляется справедливостью, а не силой, насаждающей порядок.

Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыс-лители последующих, особенно ХУШ-ХХ вв. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т. Гоббса, Д. Локка, французского философа, правоведа Ш.Л. Монтескьё, наших соотечественников А. Радищева, А. Герцена и др. В основных сочинениях Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии» проводится мысль о том, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни. Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства — положение о разделении властей на законодательную и исполнительную. Ш.Л. Монтескьё развил далее, вслед за Локком, теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах выдающихся немецких философов Г. Гегеля и И. Канта. В знаменитой работе Г. Гегеля «Философия права» глубоко осмыслено и дано понятие гражданского общества, которое органически связано с правовым государством. Такое государство, по Гегелю, характеризуется разделением властей, что теснее связывает их с действием права. И. Кант в своих исследованиях отмечает необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать с правом свою деятельность. Он обосновал идею свободы личности, значимость ее защиты от произвола коллективного целого, т.е. государства. Цель закона — обеспечение торжества права. И. Канта, в связи с обоснованием им названных и других подобных идей, принято считать основоположником учения о правовом государстве. Вместе с тем надо заметить, что сам он понятие «правовое государство» в своих трудах не использует.

Определенный вклад в теорию правового государства внес французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо. В сочинении «Об общественном договоре» он выступал против социального не-равенства, деспотизма королевской власти. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Оно должно базироваться на законе, регулировать отношения между людьми, определять их права и обязанности.

В работах теоретиков марксизма вопрос о правовом государстве не рассматривался. Вероятно, одна из причин этого состоит в том, что К. Маркс и В.И. Ленин обосновывали вывод о неизбежности диктатуры пролетариата. Она приходит на смену буржуазному государству в ходе социалистической революции. Основа диктатуры пролетариата — классовая борьба, подавление путем насилия сопротивления классов и слоев общества, так или иначе препятствующих процессу социальных преобразований.

Такое теоретическое обоснование необходимости диктатуры пролетариата несовместимо с принципами правового государства. Согласно таким принципам, у всех членов общества должны быть равные права и возможности для участия в социальной и политической жизни. Практика социалистического строительства в нашей стране (принудительная коллективизация, сталинский террор и др.) также позволяет понять, почему учение о правовом государстве стало привлекать внимание ученых-юристов и других специалистов только в последнее десятилетие.

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительно освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия. С точки зрения теории правового государства можно провести переоценку прошлого политико-правового опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государственные деятели, не имея достаточно четкого представления о том, что это такое.

Утверждения типа «Россия есть правовое государство» не следует принимать на веру. В этой связи одна из задач, которую ставит перед собой автор, — рассмотреть исходные тео-ретико-правовые положения, характеризующие правовое государство. Это оправдано в связи с тем, что названное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства и права, закреплено Конституцией Российской Федерации.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

1) Правовое государство – это историческое достижение человеческой цивилизации.

Термин "правовое государство" – сформировался и утвердился довольно поздно – в немецкой юридической литературе в первой трети 21в. (в работах К.Т. Велькера, Р.фон Моля и др.).

В дальнейшем этот термин получил распространение. В России (дореволюционной) идею правового государства поддержали: Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, В.М. Гессен, Н.И. Палиенко и др. В английской литературе данный термин не используется. Его эквивалентом является термин "правление народа" (rule of Law).

Вывод: но: суть дела не в терминах и не во времени их появления (!).

2) Исторические условия появления идеи правового государства.

1. Смысл идеи правового государства появился впервые в античном мире, а его теоретические конструкции были сформированы позже – при переходе от феодализма к капитализму.

2. Историческо-мировоззренческая ситуация формирования идеи правового государства.

А) Исторически это происходило:

-в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и мировой мысли.

-становления и развития нового юридического мировоззрения (антифеодального, светского, антитеологического);

- критики феодального произвола и беззаконий;

- утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей;

- поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение властей, конституционализм, верховенство закона и т.д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом.

Б) Историческая преемственность. Идеи правового государства.

-при всей своей новизне идеи правового государства (разработанные в трудах Д.Локка, Ш.Монтескье, Д.Адамса, Д.Мэдисона, Т.Джефферсона, И.Канта, Г.Гегеля и др.) опирались на опыт прошлого, на апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции;

- значительное влияние оказали политически-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима;

-уже античные философы задумывались над необходимостью изобретения оптимальной конструкции взаимоотношений между властью (силой) и правом (равенством и свободой, справедливостью);

-был даже придуман символический образ Богини Правосудия – единение силы (власти) и права.

3. Исторические имена, обеспечившие единение силы и права:

А)6в. до н.э. правитель Солон – один из знаменитых греческих мудрецов: сознательно проводил в своих реформах в организации Афинского государства идею единения силы и права;

Б) Сократ, Платон, Аристотель считали, что единение власти и права, возможно, только там, где действуют справедливые законы;

Пример: Платон в проекте идеального государства, говорит о разделении труда между тремя сословиями – философами (мыслителями, управленцами), стражами и ремесленниками.

В) свой вклад в развитие идеи правового государства внес Аристотель:

Государственный строй он делит на «три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы». По его мнению – это основы всякого государства.

Г) в вопросе о преемственности идей правового государства имеет значение:

-мысль античных философов (Аристотель, Полибий, Цицерон) о различении «правильных» и «неправильных» форм правления;

- идеи «смешанной» формы правления;

- Полибий в своей «Всеобщей истории» отмечал, что наилучшим устройством отличается римское гос-во.

NB: не очень высоко Полибий оценивал государственное устройство Фив и Афин того времени.

Д) значителен вклад римских авторов (станков, юристов, особенно Цицерона) в разработку проблем взаимосвязей права и государства:

-сделали разграничение права на частное и публичное;

- утвердили принцип правового равенства в области публично-властных отношений;

Пример: Цицерон трактовал государства как публично-правовую общность. В этой трактовке присутствуют идеи республиканизма и народного суверенитета (по естественному праву).

-эти идеи потом были продолжены французским мыслителем Монтескье.

NB: здесь речь шла о правовом ограничении власти монарха.

NB: в целом в исторической перспективе более значительными див развития права были античные идеи не монархической формы правления, а смешанного правления. Это отражено в работе Монтескье «О духе законов»

Е) Существенная новизна позиции буржуазных мыслителей:

-идеи конституционной монархии и разделение властей (Локк, Монтескье, Кант, Гегель и др.)

Пример 1: Политические свободы (в отличие от античных мыслителей) они рассматривают и в отношении к гражданину, личности.

Пример 2: В документах Англии, в конституции США 1787, во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789г., в документах других стран - эта идея звучит так:

=статья 16 французской Декларации 1789г: «Общество где не обеспечена гарантия прав и не проведено разделение властей, не имеет конституции»

Пример: И.Кант обосновал либеральную теорию правового государства, где высшее благо государства – это согласованность государственного устройства с правовыми принципами;

- если у Канта правовые законы и правовое государства – это долженствование, то у Гегеля – это действительность. По Гегелю государство – это тоже право.

Вывод: в целом гегелевская конструкция правового государства (этатизма – eta – государство) направлена против произвола, бесправия и в ней надо видеть не идеологическую подготовку тоталитаризма, а авторитетное философское предупреждение о его опасностях.

- далее была: либерально-демократическая концепция правового государства. Главная идея – суверенитет народа (в отличие от недемократической концепции Гегеля, где суверенитет монарха) и суверенитет государства.

-правовая обоснованность применения силы государством;

- были развиты идеи полномочия и правомочия;

- была разработана специальная концепция правового государства (идеи: их высокий уровень);

- идеи государства именно правовых законов и правовой законности;

NB: правовое государства и правовой закон – необходимые всеобщие формы выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Большевизм – радикальное направление в российском революционном движении, основанное на марксистской идеологии, но испытавшее влияние и взглядов русских революционеров Н. Г. Чернышевского, П. Н. Ткачева, С. Г. Нечаева, а также вобравшее в себя опыт революционного движения во Франции периода якобинской диктатуры.

Термин появился в 1903 г., когда на II съезде российской социал-демократической партии (РСДРП) произошел раскол между сторонниками В. И. Ленина, отстаивающими идею рабочей партии нового типа, основанной на жесткой организации и безусловном подчинении всех низовых ячеек партии руководящему центру (большевики), и сторонниками Л. Мартова и Г. Плеханова, выступавшими за построение массовой партии по европейскому образцу (меньшевики).

Во время первой мировой войны большевики выступили за поражение царского правительства и превращение империалистической войны в войну гражданскую, поражение в войне использовать для осуществления буржуазно-демократической, а затем социалистической революции. Придя к власти, большевики осуществили радикальные преобразования в общественной и экономической сферах, исходя из идеи диктатуры пролетариата, что в реальности означало монополизм большевистской партии.

В. И. Ленин – главный идеолог и лидер большевизма. Его учение, развившее в новых исторических условиях (эпохи империализма) теорию марксизма получила название ленинизм. Термин «ленинизм» впервые был введен Л. Мартовым в 1904 г. для обозначения «якобинских взглядов и методов» в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма.

Ленинизм – политическое учение В. И. Ленина, развившего теорию марксизма: материалистическую диалектику, теорию классовой борьбы и диктатуры пролетариата, учение о государстве и революции, о решающей роли революционной партии в социальных преобразованиях.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич(1870-1924 гг.) Основные произведения: «Государство и революция», «Материализм и эмпириокритицизм», «О праве наций на самоопределение», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Апрельские тезисы» и др.

Основные положения большевизма (ленинизма):

1. Классовость государства– как врожденная, неотъемлемая черта государства. Она присуща ему всегда. Характерные черты: комплектование аппарата государства из среды господствующего класса; осуществление политики, в интересах господствующего класса (идея государства как орудия диктатуры господствующего класса).

2. Диктатура класса – господство определенного класса над всеми остальными; ориентация власти на насилие в самых разных формах. Непременным признаком диктатуры класса является несвязанность какими-либо законами.

3. Пролетарская (социалистическая) революция. Задача пролетарской революции - насильственное уничтожение буржуазного государства, а цель – завоевание рабочими массами власти и установление диктатуры пролетариата.

4. Диктатура пролетариата. В случае победы социалистической революции появляется новое государство – государство диктатуры пролетариата.

Это - централизованная организация силы, организация насилия для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства населением страны в деле «налаживания» социалистического хозяйства. Государство диктатуры пролетариата – необходимая переходная форма к будущему безгосударственному устройству. Диктатура пролетариата по мысли В. И. Ленина несовместима с принципами демократии - это система власти, не ограниченная формальным законом, опирающаяся на силу победившего класса – пролетариата.

5. Решающая роль революционной партии в социальных преобразованиях.Ленин выдвинул идею пролетарской партии (партии нового типа), как главного средства подготовки и осуществления революции. Эта партия, вооруженная революционной теорией, должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат. Эта партия – авангард рабочего класса, который и осуществляет диктатуру. Более того волю (диктатуру) одного класса «иногда осуществляет диктатор», «который иногда один более сделает и часто более необходим». Необходимость единоличной диктаторской власти объяснялась следующим образом: как всякая крупная машинная индустрия требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен тысяч людей, так и революционные социалистические преобразования требуют беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей.

6. Советское государство – государственная форма диктатуры пролетариата, построенной на принципах демократического централизма, что предполагает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность депутатов, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. Советы «есть единственная возможная форма революционного правительства». Признаки Республики Советов: сочетание законодательной и исполнительной власти, устранение полиции, чиновничества, выборность и сменяемость всех должностных лиц, отказ от всеобщего и равного избирательного права.

7.Возможность пролетарской революции и построения социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

Государство.

Происхождение государства. До возникновения государства существовала патриархальная семья, основанная на «господстве обычаев, авторитета, уважения», где не было аппарата управления. Ленин, соглашаясь с теорией марксизма происхождения государства, обращает внимание на то, что государство появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые, когда появляется особая группа людей, которая для управления нуждается в особом аппарате принуждения. Государство – это машина для поддержания господства одного класса над другим.

Форма государства. Ленин полностью разделял предложенную Марксом классификацию типов государства в зависимости от господствующих в них производственных отношений: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Рассматривая отдельные формы государства: монархия, республика, аристократия, демократия, он указывал, что при всем многообразии государственных форм все эти государства объединяет одно: по своей сути они являются диктатурой господствующего класса.

Право.Право неразрывно связано с государством. Государство непосредственно устанавливает правила поведения. За этим правом стоит государственное принуждение. Право «есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Именно неразрывная связь с государством – один из специфических признаков права. На формирование и развитие права существенное воздействие оказывают религия, господствующая идеология, исторические особенности и национальные традиции страны (идея Ш.Монтескьё).

Право (буржуазное) в понимании В.И. Ленина, есть совокупность правовых норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии, как господствующего класса и обусловленную, материальными условиями существования этого класса.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Согласно Ленину и марксизму вообще государство есть надстройка, обусловленная экономическим базисом. Именно базисные отношения определяют собой государство и это положение наводит на мысль понимания государства как второстепенного социального явления. Однако Ленин, как и Маркс, подчеркивая всемерно активную роль надстройки, исходит из того, что государство может перевернуть все. Это страшный рычаг, который и перевернул в бывшем СССР за 75 лет экономику, культуру, мораль, человеческие отношения, нарушил экологию так, что нужны многие десятилетия, если не века, чтобы восстановить все порушенное.

Основу марксистско-ленинского понимания государства образует представление о том, что государство есть особый аппарат насилия, использующий публичную власть в целях поддержания политического господства того класса, который является главенствующим в экономике. Исходя из положения «Манифеста Коммунистической партии» о том, что государство представляет собой организованное насилие одного класса для подавления другого, Ленин считал, что функция насилия, осуществляемая государственной машиной, является превалирующей, если не единственной в деятельности государства.

Сердцевину ленинского понимания государства составляет и утверждение о возникновении государства как продукта распада общества на враждебные классы, противоречия между которыми и борьба которых непримиримы.

Если государство связано с насилием, то до тех пор, пока существует государство, свободы нет. А тогда, когда будет свобода, государства не будет.

Если государство есть лишь орудие насилия в руках господствующего класса, то оно представляет собой абсолютное зло, которое подлежит уничтожению.

Ленин утверждает, что буржуазия, называя свое государство свободным, лжет, ибо до тех пор, пока есть частная собственность, буржуазное государство, будь оно демократической республикой или монархией, всегда является машиной для подавления рабочих.

В то же время Ленин, для того чтобы противопоставить буржуазному или иному «эксплуататорскому» государству переходное государство рабочих, использует понятие «государство в собственном смысле слова» и «не государство в собственном смысле слова». К первым он относит государства, действующие как аппарат насилия меньшинства над большинством, а ко вторым – государство, переходное от капитализма к коммунизму, государство, подавляющее сопротивление меньшинства большинством бывших угнетенных.

Ленин считает, что большевики ставят своей конечной целью уничтожение государства как всякого организованного и систематического насилия над людьми. В процессе перерастания социализма в коммунизм, по мнению автора «Государства и революции», будет исчезать надобность в насилии вообще, в подчинении одних людей другими, одной части населения другой. И постепенно люди привыкнут к соблюдению элементарных правил поведения без всякого насилия и подчинения. Именно коммунизм, по мнению Ленина, создает всякую ненадобность государства, ибо некого подавлять в смысле класса, в смысле постоянной борьбы с определенной частью населения. По Ленину, задача пролетарской революции чисто отрицательная – уничтожить насильственное буржуазное государство, буржуазное общество. На смену уничтоженной государственности должна, по Ленину, прийти диктатура пролетариат

Владимир Ильич Ленин (1870 — 1924) — последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX — XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

В областидиалектического материализма — это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания, опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, — писал Ленин, — подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Социальная революция — это скачок, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, переход общества из одного качественного состояния в новое качественное состояние, движение общества к качественно новому, более высокому этапу развития. Маркс поэтому называл социальные революции «локомотивами истории».

Революция, как скачок в качественном изменении сущности, структуры общества, не является мгновенным, кратковременным актом. Революции охватывают относительно длительный период. В. И. Ленин писал, что «скачком» учителя социализма называли перелом под углом зрения поворотов всемирной истории и что скачки такого рода обнимают периоды лет по 10, а то и больше.

В процессе перехода от старой общественно-экономической формации к новой, более высокой, происходит ликвидация отживающего способа производства и утверждение нового, более прогрессивного, упразднение старой надстройки и утверждение новой, свержение политического господства старых реакционных сил и утверждение политического господства новых, прогрессивных общественных классов. Социальная революция является необходимой формой перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Отдельные исследователи, однако, считают, что социальные революции имели место лишь при переходе от феодализма к капитализму и от капитализма к социализму. Революция с этой точки зрения возможна лишь при достаточно высокой степени сознательности и организованности тех общественных сил, которые творят революции. А так как при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и далее к феодальному этих признаков революции (т. е. организованности и сознательности) почти не было, значит этот переход, занявший к тому же очень длительное время, нельзя рассматривать как социальную революцию. «Как закономерно обусловленное звено исторического прогресса, как наиболее эффективный способ разрешения самых острых конфликтов в определяющих сферах жизни общества, социальная революция, по-видимому, созревает лишь тогда, когда общество достигает сравнительно высокого уровня своей организации, а именно — в эпоху становления капитализма. Социальная революция достигает своего апогея в эпоху перехода от капитализма к социализму и изживает себя с победой социалистического строя во всем мире» Главный вопрос социальной революции — вопрос о власти. Государство реакционного класса является той крепостью, которая стоит на страже отживших производственных отношений, всего общественного строя. Социальная революция непосредственно ломает старую политическую надстройку, ликвидирует государственную власть реакционного класса, создает новую политическую надстройку, устанавливает государственную власть нового, прогрессивного класса. В. И. Ленин указывал, что «революция есть. ломка старых надстроек и самостоятельное выступление различных классов, стремящихся. создать новую надстройку» . При помощи своей государственной власти новый революционный класс окончательно ликвидирует старый экономический базис, создает и укрепляет новый экономический базис. Движущими силами социальной революции являются те классы и социальные группы, которые осуществляют переход от одной формации к другой, ликвидируют отживший общественный строй. Гегемоном, вождем революции является класс, который возглавляет борьбу против старого строя. Для того чтобы быть гегемоном социальной революции, каждый общественный класс должен иметь соответствующие предпосылки. Он должен являться носителем нового, более передового способа производства. Рабы и крестьяне не могли быть носителями нового способа производства. Поэтому они и не могли осуществлять гегемонию в революциях, не могли стать вождями революции. Из трудящихся классов только рабочий класс является носителем социалистического способа производства, и потому он является гегемоном революции. Создавая передовой способ производства, новый общественный класс тем самым выражает интересы большинства общества. В силу этого он способен повести за собой широкие слои народа — недовольных отжившим социальным строем. Поэтому новый общественный класс становится гегемоном революции.

Вопрос 40. Социология А.А. Богданова. /Концепция тождественности общественного бытия общественному сознанию. Социальность и сознательность. Типы культуры. Коллективистское общество и тождество «пролетарской» культуры. Смысл прогресса. Истоки авторитаризма. Общество как «контролер условий жизни». Тектология – учение о строительстве./

Основой своих философских обобщений Богданов всегда считал учение Маркса, прежде всего «социальный материализм». В то же время он был убежден, что в самом современном естествознании рождаются новые философские идеи, переводящие материалистическую философию на новый уровень. Такого рода идеи Богданов усматривал в концепциях Э.Маха и Р.Авенариуса.

Работы:"Основные элементы исторического взгляда на природу", 1899, "Познание с исторической точки зрения", 1901, "Эмпириомонизм. Статьи по философии", кн. 1—3, 1904—06, "Философия живого опыта", 1913, "Тектология"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: