Кто написал страшный суд и сотворение адама

Обновлено: 17.04.2024

«Страшный суд» — наиболее масштабная из сохранившихся картин Иеронима Босха (Jheronimus Bosch), один из самых пугающих и зловещих шедевров мирового искусства. Произведение представляет собой триптих и состоит из частей:

  • левой створки под названием «Рай»;
  • центральной панели, изображающей Страшный суд;
  • правой стороны, рисующей картину ада;
  • портретов апостола Иакова и святого Бавона на внешних створках.

Рай на картине Босха вовсе не похож на идиллию. Перед зрителем последовательно снизу вверх разворачиваются несколько сцен. Вначале — это картина сотворения Евы: Господь рядом с лежащим Адамом держит женщину за руку и благословляет ее. Далее следует эпизод грехопадения — совращения первых людей Змеем. Затем предстает изображение ангела с мечом, который изгоняет первых людей из Эдема. Завершает эту створку сражение служителей тьмы и света, на которое взирает Бог. Таким образом, в первой части триптиха художник показывает первопричину Страшного суда. Именно из рая грех пришел на землю, поработив человечество.

Центральная панель картины представляет сцену Страшного суда. В верхней трети композиции в светлом облаке зритель видит Господа, Божью Мать и Иоанна Крестителя. Возле них совсем немного праведников, которых взяли на небеса. Несравнимо больше на земле остается осужденных грешников: они еще не в аду, но уже терпят нечеловеческие муки. Иероним Босх демонстрирует это множеством страшных сцен, например, изображает огромную мясорубку, через которую люди проходят как живое мясо, или рисует толстого обжору, которого бесы заставляют пить жижу из большой бочки. Одних грешников варят в большом казане, других жарят на сковороде. Людей режут, давят, пилят, кругом голые тела, которых совращают демонические существа.

Живописец обличает отдельные человеческие пороки и одновременно создает целостную кошмарную сцену человеческих страданий, агонии людей, гибнущих во вселенском катаклизме. Земля становится похожа на ад, изображенный на правой створке триптиха. Нижняя часть центральной композиции по контрасту с небесами предстает в темных, мрачных красках, по колориту тождественна преисподней.

«Ад» в произведении Босха — апогей ужаса и безысходности, устрашающее место с монстрами, пытающими грешников. Несчастных здесь протыкают мечами и копьями, подвешивают, как туши животных, рвут на куски. Среди всего этого кошмара торжествует Люцифер — он изображен в своей башне в нижней половине створки. Владыка преисподней назначает наказания грешникам, а те рыдают на крыше башни, в раскаянии заламывая руки. В верхней же части адской композиции разворачивается эффектный ландшафт пылающей Геенны огненной.

Иероним Босх. Картина «Страшный суд», 1504

На внешних створках религиозного триптиха автор изобразил святых Иакова и Бавона. Их портреты Босх воплотил с помощью техники гризайли, используя разные оттенки серого цвета. Иаков представлен странником в плаще и с посохом на фоне холмистого пейзажа. А Бавон окружен нищими, которым он подает милостыню. Справа от святого в дверном проеме открывается вид на город.

Иероним Босх. Внешние створки триптиха «Страшный суд», 1504

  • Название картины: «Страшный суд» (нид. Het Laatste Oordeel).
  • Автор: Иероним Босх (1450-1516).
  • Год написания: 1504 г.
  • Размер: 163,7 х 247 см.
  • Стиль: Северное Возрождение.
  • Жанр:Религиозная сцена, аллегория, портрет.
  • Техника:Масло.
  • Материал: Дерево.
  • Местонахождение: Академия изобразительных искусств, Вена.

Иероним Босх — легендарный нидерландский живописец XV-XVI вв., мастер аллегории и гротеска, известный своими странными сюжетами, экспрессивными образами, неповторимой манерой письма. Гений жил на стыке эпох Средневековья и Возрождения, в неспокойное время, пропитанное апокалипсическими предчувствиями. Тема конца света была созвучна мироощущению художника, поэтому картина «Страшный суд» вполне закономерно появилась в его творчестве.

По мнению исследователей, триптих заказал Филипп I Красивый, король Кастилии. Но размеры произведения, упоминаемого в документах, отличаются от параметров венского шедевра. Поэтому, возможно, музейный экспонат является уменьшенной авторской копией работы, заказанной знатной особой.

Апокалипсический сюжет довольно распространен в искусстве, но до Босха и после него живописцы не изображали расплату людей за грехи так неординарно, фантасмагорично. Созданные автором жуткие сцены пугают и завораживают одновременно, кажется, что гений своими глазами видел адских чудовищ и муки грешников. На спасение же человечества и мира автор смотрит пессимистично, потому и рай у него не столь выразителен, как преисподняя.

Картина «Страшный суд» Иеронима Босха — работа, на которую нельзя взглянуть мимолетно. Триптих можно рассматривать очень долго, поражаясь безграничной фантазии и творческой энергии мастера. Произведение, созданное в начале XVI века, сегодня воспринимается как шедевр сюрреализма.

Роспись Сикстинской капеллы и фреска «Страшный суд»

Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы: ему принадлежат такие шедевры, как «Сотворение Адама» и «Страшный суд». Обсудим идеи и сюжеты фресок.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.












1. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия, 1473–1481
2-5. Росписи Сикстинской капеллы, конец 15 в.
6-9. Примеры реставрации Сикстинской капеллы

Обратимся к росписи потолка Сикстинской капеллы — живописному шедевру Микеланджело, который забрал у него много сил, нервов и четыре года жизни.

⛪️ Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Ее построили по заказу папы римского Сикста IV с крепкими стенами — чтобы защищать кардиналов во время собраний. Конклавы для выборов нового папы проводятся там до сих пор. Стены капеллы расписаны в конце 15 века флорентийскими и умбрийскими мастерами — Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли.

👨‍🎨 Для росписи потолка Микеланджело пригласил уже папа Юлий II в 1508 году. Сначала тот отказался, считая себя скульптором, а не живописцем — но в итоге взялся.

⏳ Роспись заняла четыре года. За это время Микеланджело покрыл фресками 600 квадратных метров, работая на высоте 18 метров в положении лежа. Фрески сложно переделывать, их сразу надо делать «начисто» — мастер в совершенстве освоил эту технику.

🎨 Микеланджело должен был заполнить росписями не только среднюю часть пологого свода, но и разные по размерам и площади плоскости: паруса по углам капеллы и между окон, распалубки, полукруглые арки над окнами и так далее. Все это художник сумел объединить сложной нарисованной архитектурной системой.

❓ Роспись капеллы неоднократно реставрировали. Последняя реставрация 1994 года вызвала вопросы у специалистов: изображения стали ярче, но вместе с грязью оказались смыты штрихи углем поверх фресок, сделанные самим Микеланджело: они придавали им рельеф и выразительность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков





1-2. Микеланджело. Росписи свода Сикстинской капеллы, 1508–1512
3. Схема росписи свода Сикстинской капеллы

Система росписи свода капеллы созревала в ходе подготовительной работы. У Микеланджело было свое видение, которое менялось в ходе работы над росписью: композиция стала более сложной.

👥 Первоначально Микеланджело хотел разместить в нишах между распалубками изображения двенадцати апостолов, а все остальные плоскости покрыть орнаментом — к этой схеме часто прибегали создатели монументальных росписей в эпоху Возрождения, в том числе и Рафаэль. Но начав работу, Микеланджело изменил этот план.

📖 В центре композиции — девять сцен из Книги Бытия: Создание Небес и Земли, Адам и Ева, История Ноя. Сцены разделены написанными карнизами и тягами, которые выглядят объемно, как настоящие.

📏 Под карнизом — пророки и сивиллы, каждая фигура около трех метров. В арках над окнами — эпизоды из Библии и предки Христа, показанные простыми людьми, которые занимаются повседневными делами.











Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы, 1508–1512

1. Отделение света от тьмы
2. Отделение суши от вод
3. Создание небесных светил
4. Сотворение Адама
5. Сотворение Евы
6. Грехопадение и Изгнание из Рая
7. Жертвоприношение Ноя
8. Всемирный потоп
9. Опьянение Ноя
10. Микеланджело. Страшный суд. 1537–1541

Перед нами центральная часть композиции в росписи потолка Сикстинской капеллы: сцены на темы создания Небес и Земли, Адама и Евы и Истории Ноя.

🎨 В каждой теме по три сцены, построенные по канонам средневекового триптиха: главное событие в центре, а сцены на боковых панелях дополняют рассказ. В некоторых сценах персонажи изображены дважды, совершая разные действия.

Присмотримся к ним повнимательнее 👇

🌏 Создание Небес и Земли. Микеланджело изобразил первые три дня сотворения мира, описанные в Библии: создание света и отделение света от тьмы, отделение суши от вод, создание Земли с растительностью и небесных светил.

👈 Адам и Ева. Сотворение Адама — одно из самых известных изображений в искусстве. Существует множество трактовок этой фрески: гимн человеку, силе, творению божьему, все пронизано верой в божественную силу. Здесь особенно сильно воплощается пластическое начало в живописи Микеланджело-скульптора. В центре композиции — сотворение Евы из ребра Адама, а третья фреска изображает Грехопадение и Изгнание из Рая.

🌊 История Ноя. В центре показана сама сцена Потопа. По краям от нее — жертвоприношение, которое сделала семья Ноя после спасения, а также сцена опьянения Ноя — в ней работающий Ной также показан на заднем плане.

🔥 Еще одна крупная живописная работа Микеланджело тоже связана с Сикстинской капеллой. Это сцена Страшного суда, написанная через 25 лет после создания потолочных фресок. Но об этом мы поговорим позже.

О росписи свода Сикстинской капеллы







1. Микеланджело. Пророк Захария, 1508–1512
2. Рафаэль. Портрет папы Юлия II, 1511
3. Герб семейства делла Ровере
4-5. Микеланджело. Сонет, перевод А. Эфроса






1, 2. Микеланджело. Страшный суд, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия, 1537–1541
3. Папский церемонемейстер Бьяджо да Чезена в образе Миноса с ослиными ушами
4, 5. Подготовительные рисунки к фреске

Теперь поговорим о фреске «Страшный суд».

👨‍🎨 В 1535 году папа Павел III назначил Микеланджело художником, скульптором и архитектором Ватиканского дворца. Ему поручили расписать алтарную стену Сикстинской капеллы в Ватикане. Темой стали Второе пришествие Христа и Страшный суд. Работа заняла четыре года — с 1537 по 1541.

🎨 Фреска занимает всю стену. Это сложная композиция, ритмически объединяющая множество групп и фигур. Пространство фрески неглубоко, но оно словно обладает способностью к бесконечному расширению во все стороны, создавая эффект масштабности, монументальности изображения.

👥 Многие персонажи сильно индивидуализированы. В образе Варфоломея узнается известный литератор и памфлетист того времени Пьетро Аретино, отношения с которым у Микеланджело были сложными. На коже, которую держит в руках Варфоломей, Микеланджело написал автопортрет в виде трагической маски. Среди грешников находили портретные сходства с папами Николаем III, Павлом III и Климентом VII.

🔥 В нижней части фрески, под фигурами трубящих ангелов, показан ад. Как ни странно, изображение адской тверди вносит ощущение относительной устойчивости в общее решение фрески. Мы видим адскую реку и Харона — перевозчика душ грешников. Это мотив, навеянный «Божественной комедией» Данте. Здесь также изображена масса персонажей с остро характерными, почти портретными чертами. В отталкивающем образе Миноса, судьи с ослиными ушами, современники Микеланджело замечали сходство с папским церемонемейстер Бьяджо да Чезена.

🤬 Вазари рассказывал, что Бьяджо да Чезен критиковал фреску за излишнюю откровенность: «Полное бесстыдство. сколько голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы». Когда Микеланджело изобразил критика среди обитателей ада, тот обратился к папе с просьбой повлиять на ситуацию. Якобы Павел III ответил Бьяджо: «Я могу решать божественные вопросы на земле, но в аду я ничего не могу сделать».



Курс лекций поможет начать ориентироваться в главных музеях Москвы: Пушкинском, Историческом, Третьяковской галерее. После него музеи станут местом, куда хочется заглянуть в выходной или после работы — прогуляться по знакомым залам и не торопясь рассмотреть детали любимой картины.

На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.

ФОТО 1 Сотворение Адама Микеланджело (1511).jpg


«Сотворение Адама», Микеланджело (1511)

«И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей.

«Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.

Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.

Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом.

Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. Этим Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь бог предстает здесь как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело. Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа. Но на этом козни Браманте не закончились. Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.


ФОТО 2 Потолок Сикстинскои капеллы.jpg

Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)


Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик.

Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел.

На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.

ФОТО 3 Портрет Микеланджело Буонаротти. Якопо дель Конте. 1540 .jpg


Портрет Микеланджело Буонарроти. Якопо дель Конте, 1540


Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.


Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.

Это самый большой триптих Босха,дошедший до нас и думаю,что самый страшный.Здесь Босх дал волю своей фантазии в изображении страданий и зверств над грешниками.Если внимательно рассмотрите все детали,(помещу их в комментариях),то совсем не захочется грешить.
Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы.

Центральная панель триптиха представляет собой последний суд и семь смертных грехов. Внутренняя панель слева изображает падение ангелов с небес, сотворение Евы, Грехопадение и Изгнание, в то время как правое крыло показывает ад и князя тьмы.

На облаке мы видим Иисуса в окружении ангелов, Девы Марии, Иоанна Крестителя и Апостолов — традиционные иконографические признаки этой темы.Справа и слева от Христа - две маленькие группы из шести или семи апостолов и святых.Слева от ангелов несколько благочестивых душ возносятся на небеса через разрыв облаков.

Остальное пространство посвящено детальному представлению о земном мире и о грехах, мучениях и человеческих преступлениях, о кошмарном видении агонии человечества, которая умирает в катаклизмах.

Человечество видит этот огромный панорамный кошмар, наблюдая землю в последних предсмертных судорогах. Земля разрушается ,горит в огне, предсказанном в известном гимне тринадцатого века, посвященном мрачному судному дню:«День гнева, в тот же день, когда мир раствориться в светящемся пепле»

Огромный темный пейзаж, усеянный человеческими фигурами, по-видимому, является la valle di Giosafat, , и именно там, согласно Книге di Gioele, будет заключительный суд над людьми. На заднем плане отражены огни - это стены огненного земного Иерусалима. Слева небо остается синим, а справа чернильно-черным.

Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира.

Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек.

Террор инквизиции порождает такие страшные картины изуверств, изображенные на картинах Босха. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. Но первопричину всех земных настроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук.Например, на блюдце установлен мельничный жёрнов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.

На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заострённых стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.

В центральной части триптиха, в центре ее, мы видим огромную мясорубку, в которую попадают люди. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо.

На крыше дома слева, и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Везде режут, давят, насилуют, убивают. Ножи, острые палки и мечи - символы мучений - наполняют картину земных страданий.

На Страшном Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели.

Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер.

На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.

ЛЕВАЯ СТВОРКА -РАЙ.

Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия . Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.

В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. На этой картине Босх запечатлел пришествие Греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда.

Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха. В деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.

На Страшном Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели. Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер. На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.

Левая внешняя створка. Святой Иаков Великий. 167;60 см
Правая внешняя створка. Святой Бавон. 167;60 см

Апостол Иаков изображён на фоне угрюмого, внушающего беспокойство пейзажа. Ни это панно, ни парный к нему образ Святого Бавона не могут подготовить зрителя к восприятию апокалиптических сцены, разворачивающихся на трёх внутренних досках, где показана вся история человечества, начиная с грехопадения.

Однажды мне пришлось ехать в скоростном поезде.Там всё время крутили ролик о фресках Сикстинской капеллы, особенно часто повторялась эта фреска "Сотворение Адама."Она очень знаменита и популярна,мне захотелось о ней рассказать.


Микеланджело" Сотворение Адама"Она одна из самых сильных,эмоциональных и прекрасных композиций росписи Сикстинской капеллы.

Очам моим открылась благодать,
Когда они узрели огнь нетленный
И лик божественный и вдохновенный
Того, с Кем горд в родстве я состоять.
Не будь мы Господу душой под стать,
Погрязли бы в никчемности презренной,
А нас пленяет красота Вселенной,
И тщимся тайну вечности познать.

Эти стихотворные строки, написанные самим Микеланджело, как нельзя лучше отражают строй его мыслей при создании сюжета «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы. Здесь первый человек и его Создатель выступают на равных.

Это атлетически сложенный юноша с безвольно протянутой рукой, в которую могучая рука творца словно вливает жизненную энергию. Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не раскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его Богу.

Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека. Идеальная юношеская красота Адама как бы находит развитие в образах обнаженных юношей — декоративных фигурках, обрамляющих малые поля. В них Микеланджело показывает внутреннюю жизнь человека через разнообразные движения прекрасного обнаженного тела.
С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как "дуб", из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.

Светлый и сильный взор Творца встречает взгляд человека, ждущего и жаждущего, и от вытянутого пальца его правой руки пробегает к Адаму божественная искра. Микеланджело не показывает нам сотворение человека, он передает момент, в который тот получает душу, свое страстное искание божественного. Под левой рукой Бога, в сонме ангелов остается Ева, еще не созданная во плоти.

Крупнейший искусствовед В. Н. Лазарев дает очень точное описание микеланджеловского шедевра: «Это едва ли не самая прекрасная композиция всей росписи. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. Позади него развевается огромный, надутый как парус плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией.
Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление.

В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которым начинается бесконечное мировое пространство. И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого. Прав был немецкий живописец Корнелиус, который утверждал, что с эпохи Фидия не было создано более совершенной фигуры».

Впервые с такой ясностью звучит мысль о самодостаточности и всесилии человека. «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты выбрал по собственному желанию, согласно твоей воле и решению», - так обращается Творец к Адаму в трактате Пико делла Мирандолы; «Если с помощью морали страсти будут напряжены до разумных пределов, если с помощью диалектики мы будем развивать разум, то, возбужденные пылом Муз, мы будем упиваться небесной гармонией. И тогда, подобно окружающим нас пылким серафимам, мы, полные божеством, станем тем, кто нас создал».

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие )

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Бытие)

В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

Учитывая что это фреска, а делать ее совсем не простая задача. Взята, конечно, сопоставлением динамик движения и покоя. Если пошутить, то Адаму бог мог бы и приличнее размер одной части дать, а то ведь за весь род мужской обидно, да и Ева-этакая красавица смотрит с каким-то укором. Если серьезно, то можно увидеть что и у великих тоже случается что-нибудь этакое. Бог-то смотрите с какой длинной левой рукой и чтобы сие значило?- обнять Еву, да еще досталась ангелу. На мысль нехорошую наталкивает.

Это вы правильно заметили,слишком скромно он изобразил эту часть.Если рядом была бы Ева,возможно всё бы изменилось. Рядом с богом за процессом наблюдают ангелы,некому его вдохновить.

Не оттуда ли тянется эта неудовлетворенность полов: одни ищут одно, другие не могут вынуть и положить что надо и сколько следует?

Это вечная неудовлетворённость.Всегда ищут острые ощущения на стороне. С опытом жизни ,пришла к выводу,что это от недостатка полового и сексуального воспитания.
Тем более наше советское поколение.

Можно с Вами согласится по этому поводу, но я бы еще добавил, что это бывает от недостаточной загруженности черепной коробки и какой-то процент можно отнести к биологии

И все-таки что-то Микеланжело либо библию плохо читал, либо нас умышленно запутывал: В Адама только вдыхает жизнь, а Еву уже обнимает, а кого ж он тогда из ребра создавал? Вы, Алина, там поближе к Ватикану, может растолкуете неверующему.

Бог знает что делает,нужно в жизни ловить момент..

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: