Кто изобрел судебную фотографию

Обновлено: 24.04.2024

Судебно-оперативная фотография (криминалистическая запечатлевающая фотография) — это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, слежащая для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств.

Под её методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.

Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.

Основное назначение судебной фотографии – фиксация фактов или действий.

Содержание

Виды судебно-оперативной фотографии

Виды судебно-оперативной фотографии - совокупность методов и приемов фотографирования, применяемых при съемке отдельных видов объектов

Виды судебно-оперативной фотографии можно разделить по виду следственного действия:

По объекту съёмки:

1) фотосъёмка живых лиц;

2) фотосъёмка трупов;

4) фотосъёмка вещественных доказательств;

5) фотосъёмка документов.

Методы судебно-оперативной фотографии

Методы судебно-оперативной фотографии - совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств, условий съемки с целью получения изображения, отвечающего требуемым характеристикам

Существуют следующие методы судебно-оперативной фотографии:

Панорамный метод

Это последовательная съемка объекта, изображение которого при заданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок - панораму. При съемке панорамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватывалась небольшая часть предыдущего кадра (10—15% площади от края предыдущего снимка), т.е. на смежных кадрах дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир.

Различают следующие виды панорамы:

Линейная панорама


Фотосъемка производится с нескольких точек, расположенных на одной линии параллельно снимаемому объекту. Бывает горизонтальная (например, панорама многоподъездного дома) и вертикальная (панорама высотного дома с одним подъездом).

1) линия съёмки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта;

2) точки съёмки должны располагаться на линии съёмки;

3) точки съёмки должны быть выбраны таким образом, чтобы каждый последующий кадр имел с предыдущим общую границу;

4) Зона перекрытия между снимками должна быть не менее 10-15%, то есть снимки должны делаться "внахлёст";

5) снимки должны печататься в одном масштабе и при одной и той же выдержке.


кликнуть для увеличения


кликнуть для увеличения

Круговая панорама


Производится с одной точки, при этом фотоаппарат желательно закрепить на штативе и производить съемку с последующим поворотом вокруг вертикальной оси.

кликнуть для увеличения

Ярусная панорама

Используется в тех случаях, когда снимаемый объект располагается в пространстве не только по линии горизонта, но и имеет значительную высоту. Ярусная панорама — это комбинация вертикальной и горизонтальной панорамы. В некоторых случаях ярусная панорама может называться ступенчатой и использоваться, например, для фотографирования дорожки следов ног.

Yarus.jpg

Измерительная (метрическая) съёмка

Фотосъемка с линейным масштабом


Фотосъемка с линейным масштабом позволяет определить размеры предметов, следов повреждений, а также позволяет увеличивать масштаб изображения и производить по снимку измерения.

Для данного метода существуют следующие правила:

1. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета и не должна маскировать его;

2. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе;

3. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

Фотосъемка с глубинным масштабом


Фотосъемка с глубинным масштабом используется, когда необходимо запечатлеть на снимке значительный по размеру участок местности или закрытого помещения. По данным снимкам можно определить размеры предметов, а главное, расстояния между ними, как в глубину снимаемого пространства, как и в ширину. Глубинный масштаб представляет собой длинную ленту с нанесенными на нее делениями, используют бумажную ленту с делениями в виде черно-белых квадратов, со сторонами, равными кратному фокусному расстоянию объектива фотоаппарата.

Для данного метода существуют следующие правила:

1. фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна полу (поверхности местности);

2. необходимо уложить масштабную ленту вглубь от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. При этом начало ленты должно быть расположено строго под объективом - для этого используется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату.

Фотосъемка с квадратным масштабом


Этот метод применяется, если необходимо запечатлеть объекты, расположенные на различном расстоянии от фотоаппарата по ширине. Представляет собой разновидность фотосъемки с глубинным масштабом и отличается от последней тем, что вместо ленты в кадре помещают квадратный масштаб, изготовленный из картона, со сторонами, также равными кратному расстоянию объектива - 25, 50, 100см.

Фотография с различных ракурсов

При производстве судебно-оперативной фотосъемки запечатлеваются объекты с одной, двух и нескольких точек. Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек – (метод встречной съемки) необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый. Этот метод используется при фотосъемке объектов, вытянутых в длину: коридоров, трупов.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «перекрестная съемка». Таким методом, как правило, фотографируют транспортные средства и небольшие строения.

Cross.jpg

Cross1.jpg

Репродукционная съёмка


Производится для получения копий, схем, чертежей, фотографий, различных текстов и различных изображений на плоскости. Репродукционная фотосъемка позволяет получить точную копию оригинала путем использования обычных фотоаппаратов и специальных репродукционных установок.

В настоящее время для получения значительного количества копий документа используются способы компьютерного копирования с использованием оперативной множительной техники, однако данные копии документа не всегда отражают весь объем информации и имеющиеся вещественные следы преступления.

Элементы репродукционной установки на примере ПАПИЛОН-ЭкспертЛаб:

2 – осветитель заполняющего света,

3 – осветитель узконаправленный,

4 – осветитель инфракрасный,

5 – держатель линеек,

6 – светильник ламповый,

7 – держатель предметов [1]

Фотокопии с документов могут быть получены и без применения фотоаппарата — методом рефлексной фотографии (устаревший метод). Этот метод прост и позволяет в короткий срок изготовить большое количество фотокопий. Однако качество снимков в этом случае значительно хуже, чем при репродукции с помощью фотоаппарата. Это особенно сказывается в полутонах, которые при этом методе скрадываются. Кроме того, все изображение в целом теряет нормальную контрастность.

Рефлексная фотосъемка производится следующим образом. На поверхность документа при красном или оранжевом свете накладывается эмульсионной стороной и плотно к нему прижимается специальная рефлексная фотобумага. Затем на рефлексную бумагу со стороны ее подложки направляют свет, т. е. дают выдержку. Рефлексная бумага при экспонировании должна освещаться равномерно.

Во время выдержки свет, пройдя через толщу фотобумаги, отражается светлыми и поглощается темными участками документа. Отражённые лучи вызывают появление скрытого негативного изображения на фотобумаге.

Опознавательная съёмка

Signalet.jpg

В криминалистике она считается средством уголовной регистрации живых лиц и трупов (сигналетическая фотография). Кроме этого, опознавательная съемка применяется для фотографирования предметов, в целях последующего их опознания.

Фотографирование живых лиц для уголовной регистрации производится в анфас, правый профиль и ¾ левого полупрофиля. Левый профиль фиксируют в том случае, если на левой половине лица имеются какие-либо особые приметы. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Масштаб изображения на фотоснимке должен составлять 1/7 от натуральной величины (расстояние между зрачками на снимке должно быть около 1 см). Фотография лица производится без головного убора и без очков, даже если человек носит их постоянно. Волосы зачёсываются назад, чтобы были видны ушные раковины (независимо от того, какую причёску человек носит в повседневной жизни).

Если для опознания предполагается предъявить не самого человека, а его портретное изображение, целесообразно сделать дополнительный снимок во весь рост, в 3/4 поворота головы, в головном уборе и очках, если их носит данное лицо.

При опознавательной съемке неопознанных трупов в необходимых случаях перед фотографированием проводится «туалет» трупа для придания ему прижизненного вида (припудривание, гримирование имеющихся повреждений, восстановление прически). После завершения этой процедуры фотографируют левый, правый профиль, анфас, в полный рост в одежде, в которой он был обнаружен, а иногда для фиксации особых примет - обнаженным. Решение о возможности опознавательной съёмки трупа принимает эксперт.

Освещение при павильонной (стационарной) опознавательной съемке должно быть двухсторонним. Основной, более сильный источник света располагается несколько выше фотоаппарата, а дополнительный – справа от фотоаппарата (при съемке в правый фас) и слева (при съемке в левый фас). При этом фотографируемое лицо усаживают на специальный стул со спинкой. В полевых условиях положение снимаемого лица и трупа и освещение выбираются с учетом сложившейся ситуации.

Опознавательная съемка предметов производится по правилам детальной съемки.

Стереоскопическая съёмка

Stereo.jpg

Даёт возможность запечатлеть участок местности с объектами (или отдельные сложные объекты) объемными, т. е. так, как мы их видим в действительности двумя глазами. Трёхмерное изображение на плоскости отличается от двумерного тем, что включает построение геометрической проекции трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ.

Трехмерную съемку применяют в случаях, когда на месте происшествия находится множество различных предметов и передать их форму, размеры, расположение друг относительно друга с помощью обычной фотографии трудно (например, при авариях на предприятиях, стройках, крупных дорожно-транспортных происшествиях). На узловых участках, где находятся наиболее важные следы или предметы размещаются масштабные линейки, которые могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от размеров снимаемого участка линейки могут достигать 1м и более. Для съемки используют обычную фотокамеру со специальными насадками для объектива или специальные фотоаппараты.

Трехмерный фотоаппарат имеет два (или более) объектива, которые удалены друг от друга на расстояние, равное среднему расстоянию между человеческими глазами. Это позволяет фотоаппарату объект с разных углов, в результате чего достигает объемная картинка. Для просмотра объемных цифровых фотографий сделанные на трехмерную фотокамеру существуют специальные трехмерные мониторы, стереоскопические фоторамки, которые позволяют показывать трехмерные картинки при помощи генерирования разного изображения для каждого глаза, также существуют трехмерные принтеры, на которых можно распечатать объемные картинки. Принтер наносит фотографию на полимерное покрытие, в структуре которого огромное количество мельчайших линз. До сих пор широкого применения в следственно-криминалистической практике трехмерная фотография не нашла, в виду все еще остающихся высоких затрат на ее производство.

Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)

Макросъёмка – это съёмка мелких объектов в натуральную величину либо с небольшим увеличением. Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер. Макросъёмка - это принцип формирования увеличенного изображения с передачей деталей, видимых невооруженным глазом. Для этих целей используются цифровые фотоаппараты с повышенной разрешающей способностью матрицы - более 10 мегапикселей.

Приёмы судебно-оперативной фотографии

Приёмы судебно-оперативной фотографии - это правила и рекомендации по применению выбираемой фототехники, а так же действия, касающиеся не всего процесса съемки, а его отдельных элементов, например построения кадра. Если методы фотографии обусловлены техническими аспектами съемки, то приёмы составляют тактическую часть фотосъемки. Выбор приёмов судебно-оперативной фотографии входит в компетенцию следователя.

Ориентирующая съёмка

Предполагает запечатление объекта вместе с окружающей обстановкой.

Ориентиры: близлежащие дороги, сооружения.

Позволяет ответить на вопрос: Где расположено место происшествия?

Снимок может выполняться панорамным методом либо одиночным кадром (это зависит от характера объекта и обстоятельств).

Обзорная съёмка

Фиксация места происшествия без окружающей обстановки, осуществляется с нескольких точек. Обзорная фотосъемка, как правило, проводится на этапе общего осмотра сразу после производства ориентирующей фотосъемки, либо после того как место происшествия будет разбито на участки. Основная задача данной фотосъемки создание общей картины места происшествия в целом.

Позволяет ответить на вопрос: Что собой представляет место происшествия?

Методы обзорной съемки: метрическая съёмка с глубинным и квадратным масштабом

Узловая съёмка

Фиксация «узловых точек», места наибольшего сосредоточения следов и иной значимой информации, вместе с окружающей обстановкой.

Узловая фотосъемка делается для уяснения взаиморасположения, пространственной связи обнаруженных следов и предметов с окружающей обстановкой и другими следами и предметами.

Узловая фотосъемка проводится с расстояния 2-4 м, при этом в кадре, помимо следов, обязательно должен находится хотя бы один неподвижный объект места происшествия. Желательно, чтобы данный объект прослеживался на одном из обзорных фотоснимков. Основная задача узловой фотосъемки – создание образной картины отдельного небольшого участка места происшествия, с привязкой к основным неподвижным объектам данной местности.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядит место происшествия и следы на нём?

Методы узловой съемки: опознавательная съёмка, встречная, крестообразная, макросъёмка.

Детальная фотосъемка

Фиксация отдельного объекта (следа и т.п.), без окружающей обстановки выполняется масштабным методом.

При производстве детальной фотосъемки необходимо строго соблюдать ее правила:

1. Фотосъемка осуществляется строго под прямым углом к плоскости фотографируемого объекта;

2. Фотосъемка осуществляется с минимально возможного расстояния;

3. Фотографируемый объект или след и масштабная линейка должны точно вписываться в размер кадра;

4. Масштабная линейка должна находиться в одной плоскости с поверхностью фотографируемого объекта, если объект круглый, то линейка помещается в одной плоскости с осью симметрии объекта.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядят следы, предметы или объекты на месте происшествия?

В силу особенностей своей профессии следователь постоянно сталкивается с необходимостью отражать в протоколах осмотра места происшествия, протоколах проведения других следственных действий состояние обстановки, свойства предметов — вещест­венных доказательств, следов. Аналогичные вопросы возникают у эксперта-криминалиста при проведении экспертных исследований и составлении заключений.

Словесное описание обстановки следственного действия, раз­личного рода предметов, следов весьма трудоемко и не отобража­ет всех особенностей исследуемого события, предмета. Данному методу отображения информации присущи такие недостатки, как субъективность отбора информации и оценки свойств объектов. Более совершенным средством фиксации является судебная фото­графия.

Судебная фотография представляет систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых при собирании и исследовании судебных доказательств для раскрытия и предотвращения преступлений, розыска и изобличения пре­ступников.

Преимущества фотографического метода перед визуальным наблюдением можно сформулировать в виде следующих положений.

Фотографический метод дает стойкие в течение неограниченно­го времени изображения (документально фиксируемая информа­ция в виде зрительных ощущений сохраняется лишь в течение 1/7 с), которые можно тиражировать, изменять (увеличивать или умень­шать). Он одновременно и с большой точностью позволяет фикси­ровать огромное число предметов; выделять среди них информа-

цию, необходимую для расследования; фиксировать чрезвычайно кратковременные явления, а длительные процессы расчленять на отдельные фазы.

Фотографические материалы способны аккумулировать световую энергию, регистрировать световые воздействия, не воспринимае­мые зрительно. Они обладают гораздо более широкой спектраль­ной чувствительностью, позволяя регистрировать изображения в невидимой части электромагнитного спектра. Динамическая фото­графия (кинематография) позволяет фиксировать динамику про­цессов, сокращать или удлинять время их протекания в киноизо­бражении.

Преимущества фотографии, как метода фиксации и исследова­ния материальных объектов, обусловливают ее большое практиче­ское значение в деятельности органов суда, прокуратуры и мили­ции по предупреждению и раскрытию преступлений. Вместе с тем фотографическому методу присущи и некоторые недостатки. Избе­жать их позволяет знание научных основ фотопроцессов, возмож­ности ее методов, аппаратуры, светочувствительных материалов.

Области применения судебной фотографии.Судебная фото­графия используется на всех стадиях расследования уголовных преступлений. Ее методы и средства применяют при проведении оперативных мероприятий, в оперативно-разыскной деятельности; при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел в ходе таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, освидетельствование, следственный эксперимент, проверка показаний на месте и др.; в экспертной практике — при проведении криминалистических, судебно-медицинских и других экспертиз, а также в гражданском и арбитражном процессах.

Объекты судебной фотографии.При расследовании преступ­лений криминалистическая фотография используется как средство фиксации или исследования тех явлений и материальных предме­тов, с которыми приходится иметь дело следователю или эксперту-криминалисту и которые могут иметь доказательственное значение.

На практике в качества доказательств по уголовным делам мо­гут фигурировать самые различные предметы: следы рук или ног, следы орудий взлома и инструментов, следы транспортных средств, холодное и огнестрельное оружие, различного рода доку­менты, ряд других предметов и явлений, исчерпывающий перечень которых дать не представляется возможным. Однако некоторые из них можно объединить в однородные группы.

Среди объектов судебной фотографии можно выделить: участки местности, помещения, обстановку и действия, связанные с собы­тием преступления; следы и предметы — вещественные доказа­тельства, документы, обнаруженные и изъятые или используемые при проведении оперативных мероприятий, следственных дейст­вий, криминалистических экспертиз; экспериментальные объекты и следы, используемые при производстве криминалистических экс­пертиз (пули и гильзы, оттиски печатей и штампов, представлен­ные в качестве образцов, и т. п.); живые лица (осужденные, обви­няемые и т. п.); трупы, части трупов.

Значение судебной фотографии.Судебная фотография явля­ется вспомогательным средством фиксации доказательств. Однако это не уменьшает ее значения в раскрытии преступлений. Это ста­новится очевидным, если сравнивать фотографическое изображе­ние с таким средством фиксации, как описание в протоколе.

Требование закона об обязательном ведении протокола следст­венного действия (ст. 166 УПК РФ) основано на исключительном его значении как процессуального документа. Согласно ст. 83 про­токолы следственных действий допускаются в качестве доказа­тельств по уголовному делу, если они соответствуют требованиям, установленным УПК РФ. К числу таких требований относятся свое­временность и объективность проведения следственного действия, полное и точное описание исследуемых событий, фактов, матери­альных предметов. Естественно, в начальной стадии расследова­ния трудно, а порой и не представляется возможным предвидеть и отразить в протоколе все, что впоследствии может оказаться суще­ственным для ведения дела.

Совершенно очевидно, что необходимо использовать такие средства фиксации, которые давали бы ясное и максимально точ­ное представление об исследуемом объекте. Именно таким техни­ческим средством и является фотография, которую регламентиру­ют использовать при производстве следственных действий (ст. 164, 179, 189 УПК РФ). Фотоснимки же, получаемые в ходе осмотра места происшествия и проведения других следственных действий, входят в число приложений к протоколу и являются его составной частью (ст. 166 УПК РФ).

Вопрос о целесообразности применения фотографии в ходе следственных действий предоставляется решать следователю. Однако ряд статей УПК РФ характеризуют исключительную роль фо­тографии как технического средства фиксации доказательств. Так, обязательное фотографирование в случае производства следст-

венного действия без участия понятых предписывает ст. 170 УПК РФ. Обязательному фотографированию подлежат неопознанные трупы (ст. 178 УПК РФ); вещественные доказательства в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться в материалах уголовного дела (ст. 82 УПК РФ).

Свое современное значение судебная фотография приобрела благодаря своим исследовательским возможностям. В настоящее время нет такого вида криминалистической экспертизы, в которой не использовались бы методы судебной фотографии. Как средство исследования вещественных доказательств судебная фотография применяется для усиления слабовидимого и выявления невидимо­го в судебно-технической экспертизе документов, для выявления микрорельефа следов на пулях и гильзах при исследовании огне­стрельного оружия, для выявления и фиксации особенностей рель­ефа в следах при исследовании трасологических, баллистических объектов, при проведении иных исследований. Поэтому фотосним­ки, согласно ст. 204 УПК РФ, иллюстрирующие заключение экспер­та, являются его составной частью.

Судебная фотография как один из разделов криминалистической техники, представляет собой систему научных положений и разработанных на ее основе фотографических методов, приемов и средств, используемых для фиксации и исследования криминалистических объектов в целях раскрытия и расследования преступлении.

Криминалистическая исследовательская фотография призвана решать задачи по выявлению признаков, которые невидимы или слабопомитни при обычных условиях наблюдения Криминалистическое значение применения фотографии состоит в том, что она позволяет:

§ при проведении следственных действий зафиксировать (запечатлеть) объекты, их детали и обстоятельства, связанные с расследуемым событием;

§ при проведении оперативно-розыскных действий получить данные о преступнике и совершаемых им криминальных действиях;

§ при проведении экспертиз, связанных с уголовными делами, запечатлеть общий вид поступивших на исследование вещественных доказательств, выявить невидимые и слабовидимые признаки, получить изображения исследуемых объектов для их идентификации и иллюстрации выводов.

Система криминалистической фотографии состоит из двух частей: оперативной и исследовательской, дифференцированных по сферам применения

Криминалистическая оперативная фотография является средством фиксации следов, вещественных доказательств и других криминалистических объектов, внешние особенности и местоположение которых имеют значение для раскрытия и рассев следования преступлений Фотографии представляют собой наглядный материал, позволяющий точно воспринимать описано в протоколе, визуально воспринимать форму, размеры и расположение объектев.

Типичными объектами криминалистической оперативной фотографии являются: различные следы, несущие информацию о событии преступления и личность преступника; обстановка на месте совершения преступления или выявления его следов зага альной вид, признаки и свойства орудий преступного посягательства и предметов, причинно связанных с ним; признаки внешности человека для его опознания, розыска и регистрации; следственные действия Объектами могли бы ути и другие предметы и явления, представляющие криминалистический интерес для расследуемого уголовных дели.

Криминалистическая исследовательская фотография призвана решать задачи по выявлению признаков, которые невидимы или слабопомитни при обычных условиях наблюдения К методам исследовательской фотографии относятся: макросъемка, репродукционная и микросъемки, контрастируя фотосъемка, фотосъемка в невидимых лучах спектра, а также кольорофотографични методы исследования криминалистических объектов и некоторые другие Экспертиза с помощью фотографических средств и методов позволяет выявить слабопомитни и невидимые признаки криминалистических объектов, их различия по цвету и яркости, механизм образования микронак ладаннь.

Методы и приемы криминалистической исследовательской фотографии позволяют выявлять и анализировать мелкие признаки объектов, восстанавливать с пеплом содержание сожженных документов, читать вытравлены, смыты, залитых те красителем тексты, решать многие другие экспертных задач С помощью исследовательской съемки эксперт получает новые доказательства и фиксирует их в специальном документе - Выводыу.

Типичными объектами криминалистической исследовательской фотографии есть скрытые, неочевидные свойства и признаки следов и вещественных доказательств

16.Методы и виды судебно-следственной фотографии

Судебно-следственная (судебно-оперативная) фотография это система научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при производстве следственных действий и розыскных мероприятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.

К методам судебно-следственной (судебно-оперативной) фотографии относятся

Панорамная съемка - съемка протяженных планов, не входящих в кадр аппарата[5]. Панорамная фотосъемка применяется в случаях, когда не удается запечатлеть интересующий объект полностью, даже с помощью широкоугольного объектива, либо не представляется возможным отойти на достаточное расстояние от фотографируемого объекта (ограниченность пространства, нежелательность получения снимка со значительным уменьшением).

Панорамную съемку производят с помощью специального аппарата или объект фотографируют по частям, последовательно получая ряд снимков. Каждый следующий снимок должен охватывать краевую часть участка, запечатленного на предыдущем снимке, перекрывая около 10% его площади. Все снимки производятся в одинаковых условиях (расстояние, освещение, выдержка и т.д.). Правильность установки аппарата определяют, глядя в видоискатель. При этом замечают какую-либо деталь, расположенную у края кадра. Эта деталь служит ориентиром при съемке следующего кадра, на котором она также должна быть изображена. При необходимости прибегают к искусственным ориентациям (колышки и т.п.). С полученных таким образом негативов изготавливают (в одинаковых условиях) фотоотпечатки, которые разрезаются по имеющимся на них общим линиям и подклеиваются один к другому.

Панорамная фотосъемка подразделяется на линейную и круговую. При линейной съемке фотоаппарат перемещают параллельно переднему плану фиксируемого участка. При этом по шкале контролируют, чтобы расстояние от аппарата до переднего плана было постоянным. Особенно следят за тем, чтобы аппарат не имел перекоса (рис.1).

При круговой съемке фотоаппарат поворачивают в горизонтальной плоскости вокруг оси штатива (или воображаемой оси штатива - при съемке с рук) (рис.2). Круговая съемка применяется в случаях, когда передний план объекта значительно удален от аппарата (например, съемка большого двора из его центра), в противном случае возможны сильные искажения.

Панорамная съемка может осуществляться и с помощью специальной аппаратуры.

Способом панорамной съемки (линейной и круговой) могут быть получены фотоснимки места происшествия, места обыска или проведения следственного эксперимента.

Также, выделяют ярусную панорамную съемку. В отличие от круговой, ярусная фотосъемка осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси. Она применима для случаев, когда требуется фиксация высоких объектов. При этом масштаб отображения нижних и верхних частей объекта будет неодинаковым вследствие увеличения расстояния до точки съемки. В результате высотное здание, например, приобретает на фотопанораме форму усеченной пирамиды. Чтобы избежать этого нежелательного явления, при ярусном панорамировании лучше перемещаться вдоль фронтальной плоскости объекта, что, правда, далеко не всегда возможно.

Стереоскопическаяфотосъемка позволяет получать объемное восприятие предметов, что дает возможность полнее судить об их форме и взаимном расположении. Она производится из двух точек, находящихся одна от другой на расстоянии, называемом базисом стереоскопической съемки. Величина базиса равняется среднему расстоянию между зрачками глаз человека (65-70 мм). Таким образом, при съемке из каждой точки получают изображения, как бы видимые раздельно левым и правым глазом. Оба снимка наклеивают на картонку (левый - слева, правый - справа), чтобы расстояние между их центрами составляло 65 мм. Рассматривают такую пару через стереоскоп. Устройство прибора позволяет приблизить и удалить стереопару от окуляров для получения лучшего объемного эффекта.

Измерительная съемка - съемка с масштабом изображения. Она дает возможность определения по фотоснимку размера натуры запечатленных объектов и расстояний между ними. Простейшим и наиболее распространенным способом измерительной съемки является масштабная съемка - съемка со специальной или обычной линейкой с сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Линейка укладывается рядом с объектом съемки в плоскости наиболее важных его деталей: фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы фокальная плоскость его располагалась параллельно верхней плоскости фотографируемого объекта. Более сложной является съемка с глубинным масштабом. В качестве масштаба в этом случае используется лента с нанесенными на нее черными и белыми квадратами с размером фокусного расстояния применяемого объектива. По количеству таких квадратов (первый из них располагается под вертикалью от объекта) рассчитываются расстояния между объектами съемки.

Крупномасштабная съемка - съемка мелких объектов и следов (стреляных пуль, гильз, следов рук и др.). Крупномасштабная съемка применяется для фиксации мелких следов предметов или их деталей. При наличии фотоаппарата с раздвижной приставкой к объективу легко получить изображение объекта в натуральную величину, если оно умещается в кадре.

Для фотографирования объекта малоформатной камерой в более крупном часом лбе имеется несколько способов. Чаще всего прибегают к дополнительному выдвижению объектива путем удлинительных колец или муфт. Они представляют собой короткие полые металлические трубки, снабженные резьбой. Кольца укрепляются между объективом и фотоаппаратом. Всего в фотокомплект может входить 3 кольца длиной 5,25.16.66 и 25 мм или 4 кольца (5, 8.16 и 25 мм) [6].

В зависимости от масштаба съемки, который необходимо получить, подбирают кольцо или комбинацию из них, ориентируясь по таблице. Соединив кольца и поместив их между объективом и аппаратом, производят наводку на резкость. При съемке фотоаппаратами с зеркальной на резкость фокусировку осуществляют по матовому стеклу аппарата.

Крупномасштабная съемка используется при фотографировании мелких объектов, деталей следов, документа в целом или его отдельных фрагментов. В подобных случаях аппарат можно закрепить на вертикальном штативе фотоувеличителя с помощью универсального штатива или специального кронштейна.

5. репродукционная и

Репродукционная съемка - съемка плоских объектов (рукописей, чертежей, документов и т.п.). Репродукционная фотосъемка - метод получения фотокопий с машинописных, рукописных, машиночитаемых и других документов, рисунков, чертежей, иных плоских объектов. Фотосъемка общего вида документа призвана отобразить его наиболее важные признаки. На снимке должны быть видны: сам документ, включая поля и все детали текста (пометки, оттиски печатей и штампов, подписи и др.), а также имеющиеся повреждения (разрывы, обугливания, линии перегиба и т.п.).

Фоторепродуцирование осуществляется, как правило, двумя способами: на репродукционной установке и контактным путем. В первом случае фотосъемку делают при освещении оригинала двусторонним равномерным светом, падающим под углом 25-30 градусов. Документ должен быть параллелен плоскости фотопленки, а оптическая ось объектива направлена в его центр. С оригиналов на прозрачной основе фоторепродукции изготавливают контактным путем при проходящем освещении. С непрозрачных документов репродукции получают так называемым рефлексным способом, в отраженном свете. Копируемый оригинал кладут на твердую ровную основу, а на него, эмульсионным слоем вниз, рефлексную фотобумагу. Затем бумагу плотно прижимают к оригиналу стеклом и освещают через подложку. После проявки получается негатив, с которого аналогичным способом печатают позитивные фотокопии.

6. опознавательная фотосъемка.

Опознавательная фотосъемка требуется для регистрации, розыска и опознания преступников, а также неизвестных субъектов по их трупам для установления личности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отождествления посредством опознания или фотопортретной экспертизы.

С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кадрах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных раковин. На погрудных снимках арестованный запечатлевается без головного убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был задержан. Погрудные портреты традиционно выполняют в 1/7 натуральной величины, подбирая такое освещение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенности лица. Фон должен быть однородного светло-серого цвета.

Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением приведенных рекомендаций, однако, погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет обнаженным. В необходимых случаях трупу перед съемкой судебный медик придает прижизненный вид: умывает, причесывает, открывает глаза, припудривает кровоподтеки.

Методы

Приемы - это совокупность правил и рекомендаций по правильному выбору места съемки, направления расстояния фотографирования, определяющих содержание фотографической съемки. Для фиксации хода и результатов осмотра места происшествия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная приемы фотографирования. Рассмотрим отдельно каждый прием.

Ориентирующая фотосъемка применяется для запечатления какого-либо участка или объекта одновременно с окружающей обстановкой. На ориентирующем фотоснимке места происшествия должны быть видны территория осматриваемого участка или сооружения, окружающие его строения, заграждения вокруг него, рельеф местности. Съемки производятся из различных точек, достаточно удаленных от места, интересующего следователя. Неплохие результаты могут быть получены при съемке с возвышения (например, холма, невысокого сооружения). При значительной протяженности места происшествия (например, при авиакатастрофах) ориентирующие снимки делают с вертолета.

Обзорная фотосъемкаслужит для запечатления участка или объекта без окружающей обстановки. Так, на обзорном фотоснимке места происшествия должен быть изображен осматриваемый следователем дом или участок с находящимися на нем предметами, участок ДТП, комната и т.п. Обзорная съемка проводится с более близкого расстояния, чем ориентирующая. На снимке должны быть отчетливо видны объекты, имеющие криминалистическое значение. Для этого фотографирование производят из нескольких точек, иногда противоположных (встречная съемка). Снимки должны дополнять друг друга, так как основная цель обзорной съемки - дать наиболее полное представление о фотографируемом объекте (месте происшествия, обыска, следственного эксперимента). При этом обстановка и предметы фиксируются в том виде, как они открываются наблюдателю[7].

Узловая фотосъемка используется для запечатления наиболее важных участков, объектов, следов преступного действия. Выбор объекта производится с учетом характера совершенного преступления, причем может быть намечено несколько узлов. Так, при осмотре места происшествия по делу о краже с взломом с помощью узловой фотосъемки фиксируют пролом в стене, участки с разбросанными вещами и т.п. В ходе обыска она применяется для запечатления тайников с обнаруженным в них содержимым. При следственном эксперименте узловой фотосъемке подлежат отдельные этапы или эпизоды проводимых действий (например, отдельные моменты преодоления человеком преграды).

Узловая фотосъемка осуществляется с расстояния меньшего, чем обзорная. Точку съемки выбирают с таким расчетом, чтобы полностью охватить участки и объекты, имеющие существенное значение для дела, и получить наглядное представление о них. Положение фотоаппарата при этом может быть произвольное - сверху, сбоку, снизу.

Детальная фотосъемка служит для запечатления внешних признаков вещественных доказательств и следов. Сюда относится фиксация оружия, пуль, гильз, орудий преступления и их следов, следов рук, ног, транспортных средств, похищенных предметов и иных объектов, имеющих криминалистическое значение для расследуемого дела.

Детальную съемку производят с такого расстояния, чтобы в кадре находился только объект - вещественное доказательство или его часть. Детальную съемку всегда выполняют по правилам масштабной фотографии.

Ориентирующая и обзорная фотосъемки осуществляются в самом начале проведения следственного действия (осмотра, обыска, следственного эксперимента). Узловая и детальная - в ходе следственного действия, когда имеется определенное представление о происшедшем событии и установлено значение следов, предметов.

При фотографировании вещественных доказательств особое внимание уделяют передаче имеющихся на них следов, повреждений, индивидуальных признаков (например, марок, номеров). Для этого объект можно фотографировать в различных положениях с разных сторон, а также по частям.

Fotograf 125.jpg

Судебная (криминалистическая) фотография — одна из отраслей криминалистической техники, представляющая совокупность научных положений и разработанных на её основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

Основоположником судебной фотографии является российский учёный Евгений Фёдорович Буринский.

Содержание

Задачи судебной фотографии:

1) разработка фотографических приёмов съёмки различных объектов в следственных или судебных целях;

2) запечатление хода и результатов производства отдельных следственных или оперативно-розыскных действий;

3) разработка фотографических методов исследования вещественных доказательств.

Направления:

1) запечатление событий:

2) исследование вещественных доказательств, следов;

Виды судебной фотографии:

История фотографии

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

В 1726 году А. П. Бестужев-Рюмин (1693—1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель и Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет . В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. В 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785—1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.


Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке — решётчатое окно дома Тальбота.

Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.

Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.

В фотографии использовалась как негативные, так и обращаемые фотоматериалы.

В 1889 году в Санкт-Петербурге Е. Ф. Буринским была открыта первая в мире судебно-фотографическая лаборатория при Санкт-Петербургском окружном суде. В этой лаборатории были впервые применены фотографические методы для исследования документов, в том числе архивных документов 14 века, выполненных на коже.

Судебная, или криминалистическая фотография — это способ зафиксировать место преступления и вещественные доказательства в первоначальном виде для дальнейшего расследования и судебного разбирательства. Судебная фотография отличается от большинства видов фотоискусства тем, что эстетичность и творческий подход в ней не ценятся. Главная цель — получить максимально точные изображения объектов во всех подробностях. Криминалистическая фотография близка к репортажной, также в этом направлении используются панорамная, макросъемка и другие методы.

Судебная фотография. Отпечатки пальцев

История судебной фотографии

Судебная фотография как инструмент расследования и поиска преступников начала формироваться в конце XIX века. В этот период система правосудия подверглась реформам, а техника уже гарантировала высокую реалистичность изображений. Первые попытки создать фотогалерею заключенных предпринимались значительно раньше — историю судебной фотографии можно отсчитывать с конца 1840-х годов. Но тогда фотодокументация еще никак не регламентировалась: съемку часто вели любители, которые пользовались разными камерами и снимали портреты в случайных условиях.

Судебная фотография. Альфонс Бертильон. «Фотопортрет»

Судебная фотография была стандартизирована и приблизилась к современной благодаря французскому фотографу-криминалисту Альфонсу Бертильону (Alphonse Bertillon). Он первым понял, что идентифицировать преступников и подозреваемых по фото намного легче, если всегда обеспечивать одинаковые условия съемки: освещение, масштаб и ракурс. В 1890 году вышла его книга с правилами создания наиболее точного судебного портрета, который отличался бы от коммерческого. После этого повсеместное распространение получила практика съемки заключенных в профиль и анфас.

Судебная фотография. Альфонс Бертильон. «Убийство вдовы Бол», 1904

В России в это же время работал ученый-криминалист Евгений Буринский, открывший в Санкт-Петербурге первую в мире судебно-фотографическую лабораторию. Он внес огромный вклад в развитие судебной фотографии и ее внедрение в следственную работу. За открытый фотографический метод усиления контраста Буринский получил Ломоносовскую премию.

Судебная фотография. Леон Драйвер. «Автокатастрофа в Лос-Анджелесе», 1928

В дальнейшем криминалистическая фотография развивалась вместе с совершенствованием фототехники. Новые технологии часто оказывались полезными для проведения расследования и экспертизы. Например, съемка в инфракрасном или ультрафиолетовом диапазоне используется для фиксации отпечатков пальцев или микроскопических следов крови на месте происшествия.

Судебная фотография. Стейси Пирсолл. «Иллюстрация спирального метода документирования места преступления»

Особенности судебной фотографии

Криминалистическая фотография, в отличие от художественной, носит исключительно прикладной характер. Изображения изучаются следователями, судьями, адвокатами и свидетелями, поэтому творческие поиски и любые искажения в них недопустимы. Главный объект должен быть в фокусе. Также важна реалистичная цветопередача, которую бывает трудно обеспечить из-за плохого освещения. Чтобы избежать дрожания камеры, используется штатив и тросик. Для определения масштаба объекты часто снимаются с линейкой или рулеткой.

Судебная фотография. Стейси Пирсолл «Изображение сверху улик на инсценированном месте преступления»

Судебный фотограф должен работать быстро и безошибочно: у него нет возможности долго выбирать ракурсы или ждать, когда ночь сменится утром. Профессия требует отличного владения техникой. Помимо обычного объектива, используется широкоугольный, а также может понадобиться макрообъектив и цветные фильтры.

Судебная фотография. Триш Барини. «Урок судебной фотографии»

Самые известные примеры судебной фотографии

Имена судебных фотографов редко становятся известными, но есть исключения. Наибольшей славы добился репортер Артур Феллиг (Arthur Fellig) по прозвищу Виджи, работавший в середине XX века. Он приезжал на место происшествия раньше полиции, делал шокирующие или курьезные фото и продавал их газетам и журналам. Сейчас снимки этого автора хранятся в Нью-Йоркском Музее современного искусства и в других известных галереях. Снимок резонансного происшествия может стать знаменитым, даже если сделан рядовым сотрудником полиции или случайным свидетелем. Приведем несколько самых известных примеров судебной фотографии:

  • Бойня в День святого Валентина. Организованное Аль Капоне (Al Capone) убийство семерых человек из банды конкурентов, произошедшее 14 февраля 1929 года, нашло отражение в художественных фильмах и компьютерных играх.
  • Убийство Джузеппе Массерии. Знаменитая фотография, на которой застреленный в ресторане «Джо Босс» Массерия сжимает в окровавленной руке пиковый туз, стала символом мафии. . Калифорнийская девушка Эвелин Макхейл (Evelyn McHale) совершила самоубийство, спрыгнув со смотровой площадки небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг. Она умерла мгновенно, но на фотографии выглядит спящей.
  • Массовые самоубийства в Джонстауне. Событие, произошедшее 18 ноября 1978 года, несколько месяцев не покидало первые страницы газет и журналов. В результате массового самоубийства сектантов погибло 918 человек.

Судебная фотография. «Бойня в День святого Валентина», 1929

Судебная фотография. Фото из архива Беттмана. «Убитый главарь мафии Джо Массерия лежит мертвым на полу ресторана на Кони-Айленд», 1931

Судебная фотография. Роберт К. Уайлс. «Самое красивое самоубийство», 1947

Судебная фотография. «Массовые самоубийства в Джонстауне»

Судебная фотография может фиксировать ужасные моменты, но в расследованиях без нее не обойтись. Такие снимки помогают раскрывать преступления и служат доказательствами в зале суда. Большой популярностью пользуются криминальные шоу на телевидении, где также востребована работа судебных фотографов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: