Кто из сотрудников аппарата суда непосредственно отвечает за работу канцелярии

Обновлено: 27.03.2024

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда:

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Правила внутреннего распорядка суда регулируют совместный труд судей и других работников суда, основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда, администратора суда, режим работы и отдыха и другие положения. Правила внутреннего распорядка суда устанавливаются на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Важное место в организации работы суда занимает работа с кадрами. В этих целях председатель суда организует мероприятия по повышению квалификации судей, решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса, обращается в соответствующую квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, проводит учебные занятия с работниками суда.

Председатель суда осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей или в соответствующем подразделении суда, за соблюдением процессуальных сроков их рассмотрения, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве. В этих целях проводятся оперативные совещания, заслушиваются отчеты судей, руководителей соответствующих подразделений суда, проводятся служебные проверки и т.д.

В целях улучшения судебной деятельности председатель суда регулярно организует обобщение судебной практики.

Важный участок работы в каждом суде - обеспечение организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства суда. Председатель назначает приказом ответственного за делопроизводство и контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований инструкции по судебному делопроизводству.

Организационно-штатная работа - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых федеральным судам и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ для выполнения возложенных на них задач и функций.

Организационно-штатная работа в суде ведется под руководством председателя суда в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе.

В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел государственной службы и кадров (государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда) совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего суда.

Правильное распределение обязанностей между работниками суда является важнейшим условием слаженной работы всего суда. При распределении служебных обязанностей председатель суда должен учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата суда, их квалификацию, способность решать поставленные задачи. В целом работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между всеми работниками суда.

При этом судьи должны быть освобождены от обязанностей выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей.

Судьи призваны осуществлять правосудие путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров. Обязанности и права судей предусмотрены в процессуальных кодексах.

Работники аппарата судов исполняют должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами по направлениям деятельности, утвержденными председателем соответствующего суда. Содержание конкретного должностного регламента зависит от организационно-штатной структуры соответствующего суда.

Планирование работы в судах - важный элемент организации работы. План является организующим документом в работе суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников суда на выполнение стоящих задач.

В судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал) планы работы. Кроме того, могут составляться отдельные планы по направлениям деятельности суда (например, юридической и специальной учебы судей и работников аппарата суда, устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности суда или какого-то подразделения суда, проведения отдельных мероприятий и т.д.).

Организация контроля и проверки исполнения принятых решений - одно из условий надлежащей организации работы суда. Поскольку председатель суда отвечает за организацию работы суда, он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей и плановых заданий, выполнения поручений. По указанию председателя суда отдельные направления деятельности суда могут контролировать его заместитель и иные работники аппарата суда.

Действенной формой контроля в судах являются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и по мере необходимости. На этих совещаниях судьи и работники аппарата суда отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий и плановых мероприятий. Это повышает чувство личной ответственности работников аппарата суда, мобилизует их на повышение исполнительской дисциплины.

II. Руководство делопроизводством суда и распределение

основных обязанностей между работниками аппарата суда

1. Председатель суда руководит делопроизводством и отвечает за его состояние.

Председатель суда и по его поручению заместитель и судьи систематически проверяют состояние делопроизводства в суде и своевременно принимают меры к исправлению вскрытых ошибок и недостатков.

Председатель суда (в его отсутствие - заместитель или исполняющий обязанности):

а) организует работу канцелярии суда в соответствии с настоящей временной Инструкцией и Инструкцией по ведению судебной статистики в судах общей юрисдикции Российской Федерации, управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также выполнение канцелярией требований государственных стандартов на организационно - распорядительную документацию;

б) в целях повышения производительности труда, наиболее четкого исполнения служебного долга распределяет должностные обязанности между работниками аппарата суда и осуществляет систематический контроль за их выполнением;

в) распределяет между судьями дела и материалы, контролирует сроки их производства в суде;

г) организует хранение, отбор и сдачу в архив документов суда, ежегодный отбор и уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли;

д) не реже одного раза в квартал проверяет правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевременность исполнения приговоров, решений, определений, постановлений в части вещественных доказательств;

е) дает разрешение на выдачу или высылку по запросам компетентных органов судебных дел, материалов, документов;

ж) внедряет в практику суда передовой опыт работы других судов по делопроизводству, средства оргтехники, решает вопросы организации рабочих мест;

з) обеспечивает регулярное проведение занятий с работниками канцелярии по повышению деловой квалификации, организует освоение ими смежных профессий и наиболее рациональных приемов труда.

2. Заведующий канцелярией, старший секретарь (а в тех случаях, где эта должность не предусмотрена, - секретарь суда) в соответствии с требованиями настоящей временной Инструкции организует работу канцелярии, руководит работой секретарского состава и архива суда.

На него возлагается:

а) распределение работы между сотрудниками канцелярии суда и контроль за исполнением ими своих обязанностей;

б) распределение поступившей корреспонденции;

в) учет явки на работу и ухода с работы сотрудников аппарата суда;

г) ведение нарядов;

д) контроль за ведением документов первичного статистического учета (учетно - статистических карточек по уголовным и гражданским делам и др.), правильным и своевременным составлением секретарями суда статистических отчетов форм N 1, 1-АП, 2, 4;

е) учет и регистрация поступающих в суд предложений, заявлений, жалоб (кроме жалоб на приговоры, решения, судебные приказы, определения и постановления), контроль за сроками их рассмотрения;

ж) контроль за исполнением указов Президента Российской Федерации о помиловании;

з) контроль за своевременной отправкой дел с кассационными, частными жалобами и протестами в вышестоящий суд;

и) учет частных определений и контроль за ведением переписки по их исполнению;

к) ведение финансовой документации, а также учет хозяйственного инвентаря и канцелярских принадлежностей;

л) ведение книги приказов и распоряжений по суду, личных дел и карточек учета на сотрудников суда;

м) обеспечение сохранности и правильности заполнения трудовых книжек сотрудников суда;

н) учет юридической литературы, поступающей в суд;

о) учет и контроль за исполнением судебных поручений, направленных в другие суды или поступивших из других судов, в том числе связанных с исполнением обязательств по международным соглашениям;

п) организация работы по учету и хранению гражданских, уголовных, административных дел, других материалов и вещественных доказательств;

р) ведение архива в судах, где не предусмотрена должность архивариуса;

с) ведение сводных и контрольных исполнительных производств, составление статистических отчетов, связанных с этой работой;

т) выполнение другой работы по поручению председателя суда.

3. На других секретарей суда возлагается ведение делопроизводства соответственно по гражданским, уголовным, административным делам, в частности:

а) регистрация, учет и хранение гражданских, уголовных, административных дел, а также жалоб и протестов на решения, приговоры, определения и постановления суда;

б) ведение журналов и карточек;

г) составление статистических отчетов форм N 1, 1-АП, 2, 4;

д) учет и хранение вещественных доказательств;

е) регистрация и учет исполнительных документов, переданных на исполнение судебным приставам - исполнителям;

ж) выдача подлинников документов из дела по распоряжению председателя суда или судьи;

з) подготовка и сдача в архив законченных дел, журналов и карточек;

и) контроль за результатами рассмотрения дел и материалов, переданных на рассмотрение общественности и комиссий органов местного самоуправления либо для проверки и расследования органам предварительного следствия или дознания;

к) выполнение другой работы по поручению председателя суда и заведующего канцелярией (старшего секретаря).

4. На секретаря судебного заседания возлагается:

а) выполнение необходимой работы при приеме судьей граждан;

б) вызов участников процесса и свидетелей;

в) подготовка и вывешивание списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;

г) проверка явки лиц, которые вызывались в судебное заседание, и отметка в повестках времени их нахождения в суде;

д) ведение протоколов судебных заседаний и ознакомление с ними участников процесса по их ходатайствам;

е) оформление гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях после их рассмотрения;

ж) отметка в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, о результатах их рассмотрения;

з) выписка исполнительных документов по делам, решения по которым подлежат немедленному исполнению (статья 210 ГПК РСФСР);

и) вызов народных заседателей и учет их работы;

к) выполнение другой работы по поручению председателя суда, заместителя председателя, судьи и заведующего канцелярией (старшего секретаря).

5. Делопроизводитель выполняет работу по поручению заведующего канцелярией (старшего секретаря), секретаря суда.

6. В судах, где предусмотрена должность консультанта, на него могут быть возложены:

а) учет юридической литературы, систематизация законодательства и судебной практики вышестоящих судов; информирование сотрудников суда об изменениях в законодательстве и о судебной практике вышестоящих судов;

б) участие в обобщениях судебной практики;

в) учет частных определений и контроль за их исполнением;

г) контроль за сроками рассмотрения предложений, заявлений и жалоб непроцессуального характера, поступающих от граждан;

д) ведение протоколов оперативных совещаний;

е) выполнение другой работы по поручению председателя суда.

На консультанта суда, кроме того, могут быть возложены обязанности, предусмотренные в подпункте "с" пункта 2 и в подпунктах "г", "ж", "и" пункта 3 настоящей временной Инструкции.

7. На архивариуса, а в тех судах, где эта должность не предусмотрена, на секретаря суда возлагается:

а) прием, учет, хранение и выдача дел, материалов, иных архивных документов;

б) обеспечение сохранности судебных дел и документов, создание необходимого режима хранения, ведение журналов архива суда;

в) подготовка и оформление дел, подлежащих сдаче в архивное учреждение для хранения;

г) передача дел (по согласованию с архивным учреждением) в государственный архив; представление графиков такой передачи на утверждение председателю суда;

д) отбор судебных дел, материалов, нарядов и других документов для постоянного хранения или оформление их для уничтожения;

е) участие в работе экспертной комиссии по экспертизе документов;

ж) рассмотрение годовых описей судебных дел и документов постоянного хранения, подлежащих передаче в государственный архив;

з) снятие с разрешения председателя суда копий с документов, необходимых для вручения или высылки гражданам и должностным лицам;

и) выдача с разрешения председателя суда документов из дел и дел из архива;

к) выполнение другой работы по поручению председателя суда и заведующего канцелярией (старшего секретаря).

8. На консультанта суда по информатизации возлагается:

а) обеспечение функционирования электронных средств связи и передачи данных (включая Интернет) при взаимодействии с другими судами, органами Судебного департамента, органами государственной власти и правоохранительными органами;

б) установка средств системного и прикладного программного обеспечения на персональные компьютеры суда;

в) обеспечение эксплуатации программных средств, систем электронного документооборота и делопроизводства в суде;

г) создание локальной вычислительной сети суда и ее администрирование;

д) организация создания и ведения банков данных по судебной практике, статистике, финансовому, материально - техническому обеспечению деятельности суда и другим направлениям, требующим информатизации;

е) установка и проведение обновлений баз данных законодательства;

ж) оказание помощи в организации создания и ведения в суде накопителя всех решений и определений суда (регистра суда) в электронной форме;

з) организация обучения судей и сотрудников аппарата суда работе с компьютерной техникой и программным обеспечением.

Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

(часть 7.1 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

(часть 7.2 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(часть 7.4 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

А) Приказное, коллежское, министерское, делопроизводство 1917-1941 г., делопроизводство 1941-1990 г.

Б) Приказное, министерское, коллежское, делопроизводство 1917-1941 г., делопроизводство 1941-1990 г.

В) Министерское, приказное, коллежское, делопроизводство 1917-1941 г., делопроизводство 1941-1990 г.

8.Какой из документов относится к информационно-справочным:

9. Какой документ является распорядительным:

10. Виды судебного делопроизводства:

А) Архивное, секретное, несекретное.

Б) Общее, конфиденциальное, архивное.

В) Служебное, архивное, секретное.

11. Кто из сотрудников аппарата суда непосредственно отвечает за работу канцелярии, правильность учета и хранения поступивших в суд документов, обращений граждан, заявлений, судебных дел и вещественных доказательств:

А) Администратор суда.

Б) Начальник отдела.

В) Помощник председателя.

12. Кто из сотрудников аппарата суда принимает меры по организационному, материальному, техническому обеспечению суда:

А) Помощник судьи.

В) Помощник председателя.

13. Какое определение наиболее точно отображает понятие судебного делопроизводства:

А) Информационный процесс, под которым понимают сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и распределение информации.

Б) Регулируемая правовыми нормами деятельность, направленная на регистрацию, учет, движение судебных дел и других материалов, справочно-информационный поиск и контроль за исполнением документов, подготовку материалов к последующему хранению и использованию.

В) Деятельность, осуществляемая с целью обеспечения соблюдения процессуальных норм, исполнения приговоров, решений, определений, постановлений суда, четкого обслуживания обращающихся в суд граждан, юридических лиц.

14. Какая форма используется для регистрации поступивших в суд уголовных дел:

15. В какой срок с момента поступления гражданского дела в суд судья обязан рассмотреть вопрос о принятии его к производству:

16. В какой срок должен быть изготовлен протокол со дня окончания судебного заседания:

Установленный законодателем порядок деятельности районного суда обеспечивает Федеральная служба судебных приставов России, в лице ее судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан (ст. 11 Закона о судебных приставах):

▪ обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

▪ обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

▪ поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

▪ выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

▪ осуществлять охрану здания, помещений суда;

▪ на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

▪ на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

8. 3. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов

Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции и составляют среднее звено в системе судов общей юрисдикции. Эти суды образуются и действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ: в республиках в составе РФ (22 суда); в краях (9 судов); в областях (46 судов); в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (по одному суду); в автономной области (1 суд) и в автономных округах (4 суда).

Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе и имеют одинаковые полномочия. Они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной, кассационной инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 20 ФКЗ « О судебной системе») и осуществляют надзор за судебной деятельностью районных судов и мировыми судьями.

Суды среднего звена создаются и упраздняются на основании федерального закона. Порядок образования, состав и компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа регламентируется Законом о судах общей юрисдикции.

Структура и штатное расписание суда среднего звена.[46] Штатное расписание суда среднего звена ежегодно утверждается приказом председателя соответствующего суда после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, издания приказов Судебного департамента об утверждении численности на очередной год и доведения соответствующих приказов до председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов.

Структура верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа зависит от численности работников суда. Например, суд среднего звена с численностью работников менее 40 единиц включает: председателя суда; помощника председателя суда; заместителей председателя суда и их помощников; судей и помощников судей; администратора суда, который подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения, но в штат не включен; отделы: финансово-бухгалтерский; государственной службы и кадров; обеспечения судопроизводства; судебной статистики и правовой информатизации; кодификации и систематизации законодательства; обобщения судебной практики; материально-технического обеспечения, эксплуатации ремонта зданий; персонал по охране и обслуживанию зданий.

К работникам аппарата суда среднего звена относятся: начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник судьи, советники, старшие консультанты, консультанты, главные специалисты, секретари судебного заседания, секретари президиума, секретари судебных коллегий, ведущие специалисты, специалисты 1 и 2 категории, специалисты, заведующий хозяйством, комендант, персонал по охране и обслуживанию зданий судов, водитель, уборщик производственных и служебных помещений, сторож).

Количественный состав судов среднего звена определяется с учетом административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ и расчетного объема и характера судебной работы.

Состав верховного суда республики, края, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (см. схема 10)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: