Кто из российских юристов обращался к вопросам адвокатской этики фио основные идеи тезисно

Обновлено: 24.04.2024

Термин «этика» (в переводе с греч. ethica – «обычай», «нравственный характер») впервые был введен греческим философом Аристотелем в IV в. до н. э. для обозначения науки, изучающей добродетели.

Предметом регулирования общей этики является нравственное поведение человека вообще, любой профессии и в любых обстоятельствах.

В соотношении с общей этикой адвокатская этика является производным понятием. Предметом ее регулирования служат профессиональные отношения адвокатов, их помощников и стажеров.

Необходимость выделения профессиональной адвокатской этики вытекает из особенностей адвокатской деятельности. Адвокат, с одной стороны, осуществляет функции по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, возложенные на него государством, а с другой стороны, выполняет поручение лица, нуждающегося в юридической помощи, по защите его субъективных прав, нередко от того же государства в лице должностных лиц.

Адвокатская этика базируется на принципах независимости, соблюдения законности, доминантности интересов клиентов, недопустимости представительства клиентов с противоречивыми интересами (конфликт интересов), конфиденциальности, честности и добросовестности, уважения к адвокатской профессии, культуры поведения, ограниченного рекламирования деятельности адвокатов.

Доминантность интересов клиента является важнейшим этическим принципом адвоката. Адвокат обязан в своей профессиональной деятельности исходить из преимущества интересов клиента (естественно, в рамках законности) перед своими собственными интересами, интересами коллег, партнеров, сотрудников. Адвокат обязан избегать компромиссов, если таковые расходятся с законными интересами клиента.

Помимо принципов адвокатской этики важно соблюдать и правила профессиональной этики; в частности, эти правила предусматривают, что тактический прием не должен содержать сведения, унижающие честь и достоинство какого?либо участника процесса, если таковые не обоснованы материалами дела. Такие данные нельзя использовать в любом случае, если они не влияют на вопросы доказанности виновности подзащитного или степень его ответственности. Адвокат не может:

– оправдывать само совершение преступления;

– побуждать или провоцировать своего подзащитного или иных лиц на оговор ими невиновных, а также на обвинение виновных лиц в большем объеме, нежели это соответствует фактам;

– препятствовать сознательному и свободному желанию подзащитного признать свою вину, в том числе и в совершении преступлений, не вменяемых ему;

– использовать в защите заведомо ложные сведения, в частности о происхождении предметов и документов, подрывать авторитет следственных и судебных органов и т. д.

В этой связи на адвоката возлагается целый комплекс обязательств как юридического, так и морального характера, зачастую вступающих во взаимное противоречие и условно подразделяемых на следующие категории обязательств:

– обязательства перед доверителем;

– обязательства перед судом и другими органами власти, с которыми адвокат вступает в контакт, будучи доверенным лицом доверителя или действуя от его имени;

– обязательства перед другими адвокатами;

– обязательства перед обществом, для членов которого существование свободной и независимой профессии адвоката наряду с соблюдением правовых норм выступает важнейшей гарантией защиты прав человека.

Комплекс обязательств формирует и задачу адвокатской этики – соблюдение баланса между всеми этими категориями обязательств, между профессиональным долгом адвоката и интересами общества и государства.

В Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского Сообщества говорится, что в любом правовом обществе адвокату уготована особая роль[78].

Его обязанности не ограничиваются добросовестным исполнением своего долга в рамках закона. Адвокату следует действовать в интересах как права в целом, так и тех, чьи права и свободы ему доверено защищать, не только выступать в суде от имени доверителя, но и оказывать ему юридическую помощь в виде советов и консультаций.

Закон об адвокатуре содержит ряд положений, ориентирующих адвокатов на реализацию морально-этических правил и нравственных норм. Так, п. 1 ст. 7 вышеназванного Закона, формулируя обязанности адвоката, закрепляет, что он обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами.

Сравни п. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката: «При осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан:

1) честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом…»

Категории «честность» и «добросовестность» содержатся и в ст. 13 Закона об адвокатуре, в соответствии с которой претендент на присвоение статуса адвоката, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу, где есть слова:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».

Дореволюционный российский адвокат, вступая в сословие, также клялся «не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению… доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого на себя звания».

Преемственность данных основополагающих этических принципов очевидна.

Честность в деятельности адвоката заключается в том, чтобы при защите прав клиента не нарушать закон и использовать все законные способы защиты.

Под компетентностью следует понимать как собственно глубокие знания о правовом регулировании, умение правильно разобраться в ситуации, так и наличие навыков, необходимых для применения соответствующих правовых норм. В том случае, если адвокат недостаточно компетентен в правовой проблеме, он должен прямо предупредить об этом клиента. При этом адвокат может порекомендовать клиенту конкретного специалиста в соответствующей области права или с согласия клиента привлечь такого специалиста к совместной работе.

Добросовестность предполагает, что адвокат, оказывая клиенту юридическую помощь, использует все известные ему законные способы для разрешения проблемы, действуя при этом настойчиво, смело, проявляя должную выдержку.

Рассматривая вопросы этического поведения адвоката, следует особо выделить этические нормы, заложенные в присяге адвоката. Принесение присяги – не простая формальность: только с момента ее принесения претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

В тексте присяги соединены два важнейших принципа адвокатской работы: законность и профессиональная нравственность. Одно немыслимо без другого, и оба находятся в постоянном единстве.

Необходимость соблюдения норм адвокатской этики закреплена в п. 1 и 4 ст. 7 Закона об адвокатуре, согласно которым адвокат обязан соблюдать кодекс профессиональной этики. В случае нарушения моральных норм вмешательство каких?либо юрисдикционных органов, государственных или негосударственных, недопустимо. За нарушение норм адвокатской этики законодатель установил дисциплинарные санкции. Так, п. 1 и 5 ст. 17 Закона закрепляет, что совершение поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры, является основанием для прекращения статуса адвоката. В Кодексе профессиональной этики адвоката целый раздел (разд. 2) посвящен вопросам регулирования процедурных основ дисциплинарного производства.

Правила профессиональной этики имеют огромное практическое значение. При их наличии адвокат уже не терзается сомнениями «что такое хорошо и что такое плохо», а следует предписанным нормам поведения. И это является для него дополнительной гарантией собственной безопасности: соблюдение правил этики позволит избежать возможности быть привлеченным к ответственности. Все это является правовой основой этического поведения адвоката (нормативно-правовое регулирование)[79].

Одним из первых отечественных юристов, обративших внимание на проблему взаимодействия права и морали, был А. Ф. Кони. Его перу принадлежит труд под названием «Нравственные начала в уголовном процессе»[80].

Сегодня в России при осуществлении профессиональной деятельности адвокаты руководствуются положениями Закона об адвокатуре[81] и Кодекса профессиональной этики адвоката.

В основу последнего были положены работы специалистов современной российской адвокатуры Михаила Александровича Гофштейна (проект кодекса Гильдии российских адвокатов), Михаила Юрьевича Барщевского (проект Кодекса адвокатской этики[82]) и др.

Как указывают сами авторы, данные документы были созданы в дополнение к действующим правилам, установленным законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, в развитие требований, предусмотренных ст. 7 Закона об адвокатуре, в целях соблюдения профессиональной чести и нравственной ответственности перед обществом, развивая традиции российской присяжной адвокатуры.

Кодекс устанавливает обязательные для каждого адвоката правила и принципы его поведения при осуществлении адвокатской деятельности на основе нравственных критериев и традиций адвокатуры.

Кодексы адвокатской этики существуют практически во всех адвокатских сообществах цивилизованных стран. Так, в частности, в США еще в 1908 г. были приняты Правила профессиональной этики, содержавшие 70 параграфов и дававшие достаточно полный перечень установлений по вопросам взаимоотношений с судом и коллегами, добросовестного отношения к обязанностям, честности и откровенности, умеренности в вопросах назначения гонорара.

В настоящее время в США действуют различные кодексы адвокатской профессиональной этики: есть этические кодексы адвокатских фирм, штатов, а также федеральный кодекс адвокатской этики. При этом все американские кодексы основаны на прецедентах.

говоря о нормативном регулировании профессиональных этических взаимоотношений, нужно понимать, что большинство этических норм находится за пределами правового регулирования (и могут возникнуть ситуации, требующие применения нравственных оценок), а следовательно, их исполнение обеспечивается не государственным принуждением, а средствами самого адвокатского сообщества.

Нравственные кодексы адвокатской профессии разрабатывались во многих странах: в Польше – в 1970 г., в Венгрии – в 1972 г., в Литве (когда она еще входила в состав СССР) – в 1974 г.

В 1985 г. такие же Правила были приняты в Минской городской коллегии адвокатов. В октябре 1999 г. утверждены Правила адвокатской этики адвокатов Украины.

Интеграционные процессы в странах Европейского Сообщества обусловили принятие Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества.

На конференции, которая состоялась в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке, Международной ассоциацией юристов был принят правовой документ «Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов»[83].

Хотя наш профессиональный Кодекс принят в январе 2003 г., в Российской Федерации на тот момент уже существовала обширная практика применения норм адвокатской этики. Так, 4 сентября 1997 г. президиумом Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и граждан были утверждены Правила профессиональной этики этой коллегии.

Кодексы адвокатской этики существовали в Международном союзе (Содружестве) адвокатов и в Гильдии российских адвокатов.

Кроме того, ряд этических правил профессионального поведения адвоката был закреплен в процессуальном законодательстве (ст. 49, 51, 53, 72 УПК РФ)[84].

Как известно, в Положении об адвокатуре 1980 г. (ст. 16) были также сформулированы основные требования, предъявляемые к адвокату:

Адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию, активно участвовать в пропаганде права.

Адвокатура, правоохранительные органы, суд призваны выполнять одну и ту же задачу – способствовать осуществлению правосудия, т. е. стоять на страже закона, защиты прав, свобод и интересов граждан, как потерпевших, так и подозреваемых. В то же время очевидно, что обязанности, полномочия, методы по ее выполнению у этих институтов различаются. Это различие закреплено в статье 15 пункта 2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в которой отмечено: «Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо».

Адвокатура – профессия творческая, девиз адвоката – исследование и свобода. Однако свобода деятельности адвоката ограничена: принципами адвокатуры, правилами профессии, рамками закона. Помимо этого профессия адвоката основывается на развитом внутреннем контроле за словами, действиями и намерениями своих клиентов. Защищая их права, адвокат вступает в сложные отношения с судом, правоохранительными и другими государственными органами, организациями, гражданами. Адвокат считается независимым профессиональным советчиком по любым правовым вопросам, помогающим в защите любых интересов частных лиц или же предприятий. Помощь адвоката заключается не только по защите прав в суде или арбитраже, но и оказании необходимых консультаций по всем областям права.

Характерной особенностью для России последних лет является повышенный интерес общества и адвокатской корпорации к профессиональной этике и поведению адвокатов. Частично это объясняется возросшей ролью адвокатов как в экономической, так и в политической сферах жизни нашего государства.

Предметом адвокатской этики является надлежащее поведение адвоката, основанное на нравственных критериях традиции морали и стандартах поведения в профессии.

На сегодняшний день вопросы адвокатской этики можно отнести к числу важнейших проблем в деятельности адвоката. Эти вопросы являются достаточно актуальными, так как это, во-первых, связано с бурным увеличением числа лиц, занятых в этой профессии, во-вторых, с развитием и усложнением правового поля в Российской Федерации.

До недавнего времени в России не было документально оформленных правил профессионального поведения адвоката. Но между тем, адвокатурой России накоплен значительный опыт в создании этических норм, стандартов и правил адвокатской профессии.

2. Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Закрепление этических правил и норм в специальных нормативных актах явилось началом нового этапа в истории адвокатского сообщества.

Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) и образование на Первом Всероссийском съезде адвокатов в 2003 году единой адвокатской корпорации позволило адвокатскому сообществу закрепить нормы и правила профессионального поведения в Кодексе профессиональной этики адвоката, принятом Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года. На Втором Всероссийском съезде адвокатов, который проходил 8 апреля 2005 года, в Кодекс был внесен ряд изменений и дополнений. Последние изменения и дополнения в данный Кодекс были приняты на Третьем Всероссийском съезде адвокатов, который проходил 5 апреля 2007 года.

Основные принципы профессиональной этики адвоката закреплены в Законе об адвокатуре. Закон регламентирует сложную систему отношений, на которых строится существование и деятельность адвокатской профессии. В статье 2 Закона об адвокатуре определено, что адвокат – это независимый профессиональный советник по правовым вопросам.

В статье 3 (п. 1, 2) зафиксирован характер взаимоотношений адвоката с государством. «Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов». Это означает, что ведение адвокатом конкретных дел, внутренняя жизнь адвокатской корпорации не подлежат контролю со стороны административных органов.

Закон об адвокатуре (статья 7, п. 4) возлагает на адвоката обязанности «соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее – адвокатская палата) и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее – Федеральная палата адвокатов)». В пункте 4 статьи 7 ставится акцент на профессиональную этику, которая может помочь адвокату не только построить доверительные отношения с клиентами, но и регулировать его отношения с судом, органами государственной власти, коллегами по профессии и т. д., тем самым поддерживая авторитет адвокатской профессии.

С требованиями этики адвоката мы встречаемся также в статье 13 (п. 1) Закона об адвокатуре, которая обязывает адвоката принести присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и Кодексом профессиональной этики адвоката». Текст присяги включает в себя принципы честности и добросовестности адвоката. Только после успешной сдачи квалификационного экзамена и принятия присяги претендент в соответствии с законом официально получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты (п. 2 статьи 13). В статье 17 указывается, что адвокат может быть лишен своего статуса на основании «совершения поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры».

В целях поддержания профессиональной чести, развития традиций российской адвокатуры и ввиду осознания нравственной ответственности перед обществом был принят Кодекс профессиональной этики адвоката (далее – Кодекс). Данный Кодекс состоит из двух разделов. Первый раздел рассматривает принципы и нормы профессионального поведения адвоката (статьи 1–18). Второй раздел Кодекса посвящен процедурным основам дисциплинарного производства (статьи 19–27). Практически каждая из статей Кодекса уделяет внимание какой-либо моральной проблеме.

Например, в статье 4 (п. 1) говорится, что «адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии».

Статья 8 (п. 1, 2) обращает внимание на то, что при осуществлении своей профессиональной деятельности адвокат должен «честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом; уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, соблюдать деловую манеру общения и деловой стиль одежды.

Принцип уважения к суду формулируется в 12-й статье Кодекса. В частности, в ней записано: «Участвуя или присутствуя на судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и другим участникам процесса, следить за соблюдением закона в отношении доверителя и в случае нарушений прав доверителя ходатайствовать об их устранении».

Статья 13 определяет стандарты поведения адвоката в процессе защиты по уголовному делу. В других статьях Кодекса определяются этические требования к адвокату, которые регламентируют отношения адвоката с коллегами, вопросы получения гонорара, предоставление информации об адвокате; устанавливают санкции, предусмотренные в случае нарушения адвокатом Кодекса, а также определяются процедурные основы дисциплинарного производства.

Нормы Кодекса являются одновременно корпоративными, поскольку вырабатываются и принимаются высшим органом самого адвокатского сообщества, и правовыми, так как обязательность их соблюдения для адвокатов установлена законодательством. Данный Кодекс призван регламентировать принципы и нормы профессиональной деятельности адвокатов. Контроль за соблюдением норм Кодекса профессиональной этики возлагается на квалификационную комиссию, которая согласно пункту 1 статьи 33 Закона об адвокатуре «создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов». Квалификационные комиссии создаются при адвокатских палатах. Они осуществляют разбирательство по результатам жалоб на деятельность адвокатов и выносят заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм Кодекса этики – о совершении ими поступков, порочащих честь и достоинство адвоката или умаляющих авторитет адвокатуры, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей.

3. Генеральные принципы этики адвокатов

Нравственные принципы адвокатской деятельности изложены в Генеральных принципах этики адвокатов, одобренных Правлением Международной ассоциации юристов (МАЮ) – крупнейшим профессиональным общественным объединением юристов мира – в 1995 году. Эти принципы устанавливают общепринятые профессиональные стандарты поведения в деятельности адвоката в любой стране мира.

Генеральные принципы этики адвоката предусматривают, что:

1. Адвокаты должны поддерживать высочайшие стандарты доверия и сопричастности по отношению к тем, с кем они вступают в контакт.

2. Адвокаты должны относиться к интересам своих клиентов как к самому важному, при условии выполнения обязанностей перед судом, соблюдении требований правосудия и профессиональных этических стандартов.

3. Адвокаты должны уважать любое обязательство, данное при выполнении профессиональных обязанностей, до тех пор, пока это обязательство не выполнено либо отменено.

4. Адвокаты не должны принимать поручение, если интересы их клиентов находятся в противоречии с интересами самих адвокатов, их партнеров или других их клиентов.

5. Адвокаты должны всегда соблюдать конфиденциальность в отношении бывших и настоящих клиентов за исключениями, предусмотренными законодательством.

6. Адвокаты должны уважать право клиента на свободный выбор адвоката.

7. Адвокаты должны точно учитывать деньги клиентов, которые клиенты дали им на доверительное хранение, и должны держать эти деньги отдельно от собственных денег.

8. Адвокаты должны поддерживать высокую степень собственной независимости, для того чтобы иметь возможность дать клиентам беспристрастный совет.

9. Адвокаты должны высказать своим клиентам беспристрастное мнение о вероятном исходе их дела и не создавать условий для ненужной работы, оплачиваемой клиентом.

10. Адвокаты должны прилагать все силы для выполнения своей работы компетентно и без задержки и не должны принимать поручение, если они не уверены в его квалифицированном выполнении.

11. Адвокаты вправе назначить разумный гонорар за свою работу. Требование гонорара не должно быть условием выполнения работы, которая заняла больше времени, чем было необходимо, либо сопровождалась ненужными действиями адвоката.

12. Адвокаты всегда должны относиться к своим коллегам в духе уважения, сотрудничества и справедливости.

Согласно вышеуказанным принципам адвокат должен обладать такими качествами, как:

– добросовестность и обязательность в ведении дел (п. 3);

– конфиденциальность и чувство ответственности (п. 5);

– порядочность в отношениях с доверителем (п. 9);

– профессионализм (п. 10);

– сдержанность и корректность – этот принцип важен при публичном выступлении в суде;

– скромность и самокритичность – адвокат всегда должен сохранять способность критически оценивать уровень своей эрудиции и не стесняться спрашивать совета у более опытных коллег;

– принципиальность и настойчивость – эти качества важны для адвоката при отстаивании в суде своей позиции по делу и ее аргументации.

Все вышесказанное позволяет нам сделать следующий вывод: существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры. Лишь действуя в соответствии с определенными этическими принципами, адвокат способен сохранить свою автономию, соблюдать требования закона, поддержать свой авторитет и престиж в обществе и реализовать в согласованных формах свою социальную (этическую) ответственность перед обществом.

Будущему юристу необходимо помнить, что высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату, формируются и поддерживаются в процессе всей жизни человека с ее сложностями и противоречиями. Кроме того, не следует забывать, что практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, также способствует нравственному становлению личности. Личность формируется и под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. И здесь большая роль отводится авторитету преподавателя, руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы поведения которых также служат нравственному воспитанию человека и гражданина.

Малкина Оксана Анатольевна, соискатель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета.

Часть 1 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката закрепляет очень важную заповедь адвокатской профессии: "Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом". Однако нередко бывает, что степень эффективности тех или иных действий адвоката прямо пропорциональны уровню их безнравственности. В данной статье рассматриваются особенности реализации в российском и мусульманском праве таких основополагающих принципов адвокатской этики, как честность и добросовестность.

Кодекс профессиональной этики адвоката, принятой Всероссийском съездом адвокатов 31.01.2003 (в ред. от 05.04.2007) // СПС "КонсультантПлюс" (В данном виде документ опубликован не был).

Ключевые слова: нравственность, этика, адвокат, честность и добросовестность.

The Part 1 of the Clause 10 of the Code of Ethics of Lawyer specifies a fundamental rule of legal profession: "The Law and good morals of legal profession have the priority over the Grantor's will. None of the Grantor's wishes, requests or instructions, intended to disregard the law or violate the rules, foreseen by this Code, cannot be executed by the Lawyer." However in many cases it happens that the level of efficiency of various causes of the Lawyer's actions is directly proportional to the level of its immorality. This Clause considers particular issues associated with implementation in Russian and Islamic Law such fundamental rules of the Lawyers' Ethics as honesty and fair practices.

Key words: good moral, ethics, lawyer, honesty and fair practices.

Важнейшим институтом гражданского общества является адвокатура. Адвокатура выполняет государственно значимую функцию в сфере отправления правосудия, относящуюся к защите неограниченного круга физических и юридических лиц, нуждающихся в квалифицированной юридической помощи .

Грудцына Л.Ю. Адвокатура в России как институт гражданского общества // Адвокатская практика. 2008. N 1. С. 2.

При этом в Российской Федерации факт институциональной принадлежности адвокатуры к системе гражданского общества законодательно подтверждается п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре"), который устанавливает, что "адвокатура является профессиональным обществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления". Данный институт в России имеет богатую историю и является достаточно урегулированным нормативными актами.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2008) // СПС "КонсультантПлюс" (В данном виде документ опубликован не был).

Страны, население которых исповедуют ислам, обладают почти одинаковым юридическим строем вследствие того, что их законодательство проистекает из одного и того же источника, из Корана. Священная книга Мухаммеда является как религиозным, так и гражданским кодексом для мусульман. Поэтому отправление правосудия организовано во всех мусульманских странах приблизительно одинаково, но об адвокатуре практически нет каких-либо сведений.

Процессуального права в строгом смысле слова шариат не знает. Но, несмотря на то, что адвоката, в привычном нам понимании, в мусульманском процессе нет, указанный вид юридической деятельности имеет достаточно широкое распространение. Особый интерес представляет вопрос об адвокатской этике, поскольку мусульманское право - это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.

В юридической литературе существует мнение, что "хорошая" адвокатура должна базироваться на трех китах - демократической структуре ее организации, гарантиях независимости конкретного адвоката, своде этических правил профессии . Последняя составляющая данной триады особенно актуальна.

Барщевский М.Ю. Адвокат, адвокатская фирма, адвокатура. М., 1995.

Как пишет А.Д. Бойков, "правовая зрелость специалиста не может характеризоваться лишь определенной суммой знаний, умений, навыков, она включает и соответствующий уровень нравственного развития личности, овладения ею моральными требованиями данной профессии" .

Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978.

Крупнейший знаток истории и этики адвокатского дела в России Е.В. Васьковский, акцентируя отдельное внимание на вопросах адвокатской этики, отмечал следующее: "Нужно иметь в виду, что адвокатура, вращаясь постоянно в сфере борьбы нравственного с безнравственным, дозволенного с недозволенным, справедливого с несправедливым, подвержена тысяче таких искушений, которые не знакомы другим профессиям. Честности врача или архитектора грозит испытание только в очень редких случаях, честности адвоката - на каждом шагу. Кто будет предлагать доктору или архитектору вознаграждение за то, чтобы он отнесся недобросовестно к своей обязанности, затянул болезнь пациента, построил дом из плохого материала? Адвокаты же получают подобные предложения чуть ли не каждый день. Выиграть процесс, как бы ни был он неправ с нравственной или юридической точки зрения и какие бы способы ни пришлось для этого употреблять, а если не выиграть, то хоть затянуть его. в уголовном процессе избегнуть наказания хотя бы с помощью лжесвидетелей и поддельных документов, - вот с какими просьбами обращаются нередко тяжущиеся и подсудимые к адвокату. Поэтому адвокатура в отличие от других либеральных профессий требует особой и притом крепкой внутренней организации, которая бы гарантировала честность и добросовестность членов сословия" .

Васьковский Е.В. Организация адвокатуры // Адвокат в уголовном процессе / Под ред. и с предисл. д.ю.н., проф. П.А. Лупинской, сост. С.Н. Гаврилов. М., 1997. С. 63.

Сама по себе профессия адвоката не является запретной для мусульман.

Так, шейх Абдуль-Азиза ибн База в своей фетве (богословско-юридическом заключении) говорит следующее: "Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, так как это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав. Это подобно любому другому представительству".

Так, если адвокатская деятельность будет направлена на защиту добра, то это будет дозволенным и похвальным делом, которое приказал Аллах: "Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности" (сура аль-Маида, 2).

Исходя из этого, тому, кто решил заняться адвокатской деятельностью, следует обязательно, прежде чем зайти в конкретное судейское дело, изучить судейство и изучить дело того, кто обратился к нему за помощью. И если истина будет с тем, кто обратился к нему, тот он должен начать содействовать ему в истине и защищать его. Однако если истина будет не с тем, кто обратился к нему, то он все равно должен зайти в это дело с целью обратной, т.е. сделать так, чтобы не зашел тот, кто обратился к нему, в грех перед Аллахом: "Помоги своему брату злотворящему и тому, над кем совершается зло!".

Так, в хадисе (предание о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада, имеющее правовое значение) имама аль-Бухарий (6552), от Анаса, говорится о человеке, обратившимся с вопросом: "О посланник Аллаха, я помогу тому, кому причиняется зло, а как мне помочь тому, кто совершает это зло?" И посланник Аллаха сказал: "Удерживай его (или запрещай ему) от совершения зла, и это будет твоей помощью ему!"

В другой версии хадиса у имама аль-Бухарий (2312) пророк ответил: "Возьми его за руку (и удержи)".

И если известно адвокату, что тот, кто просит его о помощи, не на истине, то адвокат обязан сделать ему наставление, предостеречь его от последствий, предостеречь его от того, чтобы он заходил в этот процесс, а также разъяснить ему весь вред последствий и ложность его просьбы, до тех пор, пока он не оставит это.

Когда адвокат знает о деле и знает, что в нем нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.

Когда идет защита лжи или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.

Аллах сказал своему пророку: "Не будь заступником для изменников (обманывающих)" (сура ан-Ниса, 105) .

Мусульманские юристы полагают, что все поступки и даже мысли людей так или иначе предопределяются волей Аллаха . Кроме того, мусульманские ученые-юристы считают, что любое неправомерное в юридическом смысле поведение не просто представляет собой отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая "земная" санкция, но в то же время оно выступает и как религиозный грех, влекущий наказание в потустороннем мире . Подобный подход накладывает отпечаток на всю правовую мусульманскую концепцию, в которой широкое понимание правонарушения как серьезного греха сочетается с его узким определением в формально-юридическом значении .

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Отв. ред. В.А. Туманов. М.: Наука, 1986. С. 182.
Лихачев В.А., Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока // Мусульманское право: структура и основные институты. М.: ИГПАН, 1984. С. 77.
Манна Аммар Абдуль Карим. Преступление и наказание по мусульманскому праву: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2007. С. 46.

Аналогичной позиции в решении вопроса о недопустимости "защиты лжи" придерживается и российское законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Необходимо обратить внимание, что не в права, а именно в обязанности адвоката входит честность и добросовестность в осуществлении защиты. Так, согласно нормам Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", а именно:

  • подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона: "Адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами";
  • подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона: "Адвокат обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката".

По мнению многих российских ученых, в т.ч. действующих адвокатов, нельзя назвать честным и добросовестным поведение адвоката, если он помогает преступнику уйти от ответственности путем лжи и обмана. Так, М.Ю. Барщевский в разработанном им проекте кодекса адвокатской этики предлагает установить следующие правила:

"Адвокат не должен, например:

  • осознанно содействовать или разрешать клиенту делать что-либо, что сам адвокат считает нечестным и недостойным;
  • осознанно пытаться обмануть, либо участвовать в обмане суда, либо влиять на ход правосудия, давая фальсифицированные показания, фальсифицировать факты. ".

В качестве иллюстрации одного из запретов М.Ю. Барщевский приводит достаточно распространенный пример, когда обвиняемый признался в совершении преступления. Если адвокат уверен, что признания правдивы и добровольны, то он может возражать только по поводу юрисдикции данного суда; по квалификации предъявленного обвинения; по поводу допущенных процессуальных нарушений; достаточности и достоверности собранных по делу доказательств, но он не должен выдвигать предположение о том, что какое-либо другое лицо совершило данное преступление, либо использовать какое-либо доказательство, которое по причине сделанных обвиняемым признаний адвокат обязан рассматривать как ложное и недостоверное. Адвокат не может пытаться создать систему доказательств, не соответствующую таковым признаниям обвиняемого, например, путем привлечения доказательств в поддержку алиби своего подзащитного, того, что обвиняемый не мог фактически совершить инкриминируемого ему деяния .

Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М., 2000. С. 198 - 203.

Заметим, что недобросовестный адвокат знает правду о совершенном преступлении из конфиденциальной и доверительной беседы с подзащитным. Но установление истины по делу защитника явно не всегда устраивает. Он стремится освободить лицо, совершившее преступление, от неминуемой, в случае дачи правдивых показаний, ответственности. Основное средство для этой цели - ложь. В данной связи необходимо вспомнить наставления Р. Гарриса о том, что ради служения своему клиенту адвокат не должен забывать своих обязанностей как человека, а потому не должен затрудниться отказаться от ведения дела, которого не может выиграть честными средствами .

Гаррис Р. Школа адвокатуры. Тула, 2001. С. 210.

Российский правовед Г.А. Джаншиев считал, что "только там и процветает адвокатура, как учреждение общественное, где оно руководствуется правилом: non omne, quod licet honestum est ("Не все дозволенное достойно уважения"). Способствовать тому, чтобы на суде внешняя законность не прикрывала внутреннюю неправду, чтобы приличная форма не скрывала под собою отвратительного содержания, вот трудная, но достойная задача, выдвигаемая идеалами адвокатской этики" (Г. Джаншиев. Ведение неправых дел (Этюд по адвокатской этике)) .

Адвокатура в России: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. В.И. Сергеева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011 // СПС "Гарант".

В своей работе о правовых и нравственных устоях сословия присяжных поверенных под названием "Заметки о русской адвокатуре" один из создателей адвокатской этики в России К.К. Арсеньев подчеркивал, что "адвокат - не юридический толмач, он принимает на себя нравственную ответственность за все то, что требует от имени и в пользу другого, он служит посредником между тяжущимся и судом, и именно в этом качестве он должен по возможности предупреждать обращение к суду с неосновательными или несправедливыми домогательствами" .

Чельцов М. Об адвокатской профессии и юридической природе советской адвокатуры // Сов. государство и право. 1940. N 7. С. 116.

Опытные следователи, прокуроры, судьи и другие участники процесса хорошо понимают сложный, неоднозначный характер самой адвокатской деятельности, правовой и нравственный статус адвоката. Но тем не менее не только представители стороны обвинения, но и все законопослушные граждане надеются, что адвокат в своей нелегкой работе всегда будет выбирать законную и этичную линию поведения и, как предостерегал А.Ф. Кони, защищая своего клиента, не станет его слугой, пособником в желании уйти от заслуженной кары правосудия .

Гармаев Ю.П. Пределы полномочий защитника в уголовном процессе и типичные правонарушения, допускаемые адвокатами. Практический комментарий законодательства // СПС "КонсультантПлюс".

Нельзя назвать честным и добросовестным поведение адвоката, если он помогает преступнику уйти от ответственности путем лжи и обмана, даже если этот обман используется для достижения законной цели - защиты от обвинения. То есть законная цель достигается безнравственными средствами.

Как видно из приведенных выше положений российского и мусульманского права в обеих правовых системах прослеживается одинаковый взгляд на то, каким должно быть поведение адвоката с точки зрения его честности и добросовестности как по отношению к лицу, обратившемуся к нему за помощью, так и к другим участникам процесса, о необходимости понимания защитником той роли, которую он может сыграть в разрешении сложившейся ситуации и недопустимости отстаивания своих или чьих-либо интересов любыми способами, в частности, тем, которые являются далекими от честности и добросовестности.

Но данная схожесть - больше внешняя, чем внутренняя. Даже при отсутствии в мусульманском праве четкого законодательного регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, безусловно, принцип честности и добросовестности адвокатов имеет больше шансов на свое соблюдение в силу высокой правовой культуры, которая формируется под воздействием мусульманского права не только на поступки людей, но даже и их мысли.

В Российской Федерации в настоящее время среди адвокатов весьма распространены такие проступки, как отказ либо уклонение от защиты, разглашение адвокатской тайны, лжезащита. Не редкими также являются случаи, когда статус адвоката приобретают как люди, имеющие недостаточный уровень юридических знаний, так и люди, обладающие низкими нравственными качествами.

Ю.А. Цветков справедливо отмечает, что в правоприменительной практике часто встречаются случаи так называемого "криминального" консультирования, когда адвокат, используя свои профессиональные знания, подсказывает заинтересованной стороне юридически наименее уязвимые способы совершения конкретных преступлений, а также последующего сокрытия их следов и легализации преступных доходов. Привлечь при таких обстоятельствах адвоката за соучастие в форме интеллектуального пособничества почти невозможно, поскольку его советы были связаны не столько с тем, как совершить само преступление, а скорее с тем, как впоследствии уйти от ответственности, что, в свою очередь, укрепляет решимость злоумышленников реализовать преступный план и снижает вероятность раскрытия такого преступления и изобличения виновных .

Статья Ю.А. Цветкова "Уголовная ответственность адвокатов" включена в информационный банк.

Цветков Ю.А. Уголовная ответственность адвокатов // Уголовное право. 2002. N 4. С. 50 - 52.

Зачастую адвокат, действуя в интересах клиента, умышленно причиняет вред правосудию и правоохранительной деятельности. Наиболее распространенным здесь является преднамеренный срыв следственных действий и судебного заседания. Иногда адвокаты сами осуществляют контакты с преступной средой, являясь посредниками между заключенными и их "подельниками" на свободе, сообща планируют акции, направленные на противодействие правосудию.

К сожалению, на сегодняшний день в России отсутствует эффективный механизм контроля за качеством оказываемой адвокатами юридической помощи, за исключением дисциплинарной ответственности, которая представляет собой лишь механизм последующего контроля, не позволяющий в полной мере обеспечить надлежащее качество работы адвокатов .

Адвокатура в России: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. В.И. Сергеева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011 // СПС "Гарант".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

§ 3. Понятие адвокатской этики. Принципы адвокатской этики

Термин "этика" происходит от греческого ethos - обычай, нравственный характер. Впервые он был введен Аристотелем как "обозначение особой области исследования - практической философии, ибо она пытается ответить на вопрос, что мы должны делать" . Предметом регулирования общей этики является нравственное поведение человека вообще, любой профессии, в любых обстоятельствах.
--------------------------------
См.: Википедия. Этика.

По мнению некоторых авторов, существует общечеловеческая нравственность, обязательная для всех без исключения, и никакая другая не только не нужна, но и невозможна . "Почему требование особенной честности должно касаться исключительно профессии адвоката? Честность обязательна для любого гражданина, это есть общечеловеческая обязанность, а не только адвокатская". Если это так, то не существует необходимости в специальной профессиональной этике; достаточно, чтобы адвокат был честным человеком, тогда непосредственная интуиция подскажет ему, как он должен поступить в каждом конкретном случае, причем подскажет значительно лучше любых теоретических рассуждений, поскольку, по словам Паскаля, "истинная нравственность смеется над нравоучением" .
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Статья Е.В. Васьковского "Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник гражданского процесса", 2015, N 4.
Васьковский Е.В. Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики. Варшава, 1934. С. 3 - 10.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья Е.В. Васьковского "Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник гражданского процесса", 2015, N 4.
Там же. С. 3 - 10.

"Хотя подобного рода отождествление адвокатской и общечеловеческой этики на первый взгляд кажется справедливым, однако при более тщательном исследовании с ним нельзя согласиться. Любая профессия накладывает на работающее по ней лицо особые обязанности, которые не существуют для других людей. Профессиональная этика, как правильно отметил один автор, "иногда превосходит частную этику" .
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Статья Е.В. Васьковского "Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник гражданского процесса", 2015, N 4.
Там же. С. 3 - 10.

Предметом же адвокатской этики становится поведение представителя этой профессии, члена соответствующей корпорации, преимущественно в обстоятельствах, где он действует именно как профессионал, либо представляет свою профессию, либо воспринимается окружающими именно как представитель корпорации адвокатов. Именно адвокатская этика велит ему защищать всех, кто прибегает к его помощи. Верно выразился по этому поводу Erskine: "Адвокат, который отказывается от защиты по личным своим воззрениям на обвиняемого, становится в эту минуту судьей, осуждающим еще до приговора, и бросает на весы правосудия тяжесть своего осуждения, быть может, ошибочного, но очень веского в силу того, что оно исходит от адвоката.
Останавливать же свой выбор исключительно на благодарных защитах, брать лишь те дела, в успехе которых нет сомнения, значит создавать себе какой-то рекорд непобедимости; это может быть истолковано как удовлетворение своего тщеславия и погоня за рекламой".
Адвокат как член независимой организации должен всемерно упрочивать честь и достоинство адвокатского корпуса, соблюдать правила адвокатской этики не только при исполнении адвокатских обязанностей, но и в быту, в общественной жизни, осознавать свои правовые и нравственные обязанности в отношении конкретного клиента и общества в целом. Он может придерживаться любого этического учения, но для него возможна одна система ценностей, один выбор стандартов поведения. Прежде всего деятельность адвоката состоит в оказании квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам.
Как указывает Е.В. Васьковский, из сущности и задач адвокатуры с логической необходимостью вытекают два основных принципа адвокатской этики: 1) адвокат как представитель общества должен в своей профессиональной деятельности охранять общественные интересы; 2) будучи органом правосудия, адвокат обязан сохранять авторитет и достоинство, присущее другим органам правосудия - судьям и прокурорам .
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Статья Е.В. Васьковского "Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник гражданского процесса", 2015, N 4.
Там же. С. 3 - 10.

Мировой практике уже давно известны этические кодексы адвокатов - кодексы, представляющие собой свод этических правил профессионального поведения адвокатов. В США еще в 1908 г. появились Правила профессиональной этики, содержавшие 70 параграфов, дававшие достаточно полный перечень установлений по вопросам взаимоотношений с судом и коллегами, добросовестного отношения к обязанностям, честности и откровенности, умеренности в вопросах назначения гонорара .
--------------------------------
См.: Ватман Д.П. Адвокатская этика. М.: 1977. С. 27.


В статье выявлены особенности профессиональной этики. Также в статье изучены нормы Кодекса профессиональной этики. Корпоративные нормы рассматриваются как правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Ключевые слова: права, этика, делегирование полномочий.

В современном мире всё большую актуальность приобретают общечеловеческие ценности, среди которых на особом месте стоят права человека. Но без эффективных средств защиты права человека, к сожалению, так и останутся лишь формально провозглашенными правомочиями. Важную роль в обеспечении и защите их играет такой институт гражданского общества как адвокатура.

Именно на данный институт возложена функция оказания квалифицированной юридической помощи лицам, нуждающимся в защите, обеспечении или восстановлении своих прав. Особое место адвокатуры как негосударственного института в системе механизма защиты прав человека нисколько не умаляет его важности.
В своей деятельности адвокат опирается не только на правовые предписания, содержащиеся в профильном Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», но и на Кодекс профессиональной этики адвоката [1].

Природа норм, содержащихся в данном акте, и явилась предметом нашего исследования. В настоящее время в научном сообществе активно обсуждается вопрос о моральной и нравственной стороне личности современного адвоката в контексте соблюдения традиций и норм профессиональной этики. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о дискуссионности вопроса о действии и пределах действия моральных, нравственных, корпоративных и иных социальных норм в контексте формирования профессиональных правил поведения в адвокатской деятельности.

Нормы Кодекса профессиональной этики адвоката породили проблемы, связанные с их персонализацией в системе социальных регуляторов [3].

Этика как термин максимально приближен к такой философской категории как мораль. С этих позиций мы говорим о поведении человека с точки зрения добра и зла, добросовестности и недобросовестности, порядочности и непорядочности и др. Собственно, этика и есть учение о морали.

Отдельные авторы, принимая во внимание обязательность норм Кодекса для адвокатского сообщества, рассматривают последние в качестве норм новых нетрадиционных источников права — «этических кодексов». Есть точка зрения, что нормы, содержащиеся в кодексах профессиональной этики, несмотря на наличие общих черт с правовыми нормами, должны рассматриваться как особый специфический регулятор общественных отношений [4].

Этические требования профессий, согласно такой позиции, должны быть выделены в отдельную группу социальных норм (нормативных регуляторов) и стать, наравне с нормами обычаев, религии, морали, права, корпоративными.
Определение Конституционного суда РФ нормы, содержащейся в п. 2 ст. 4, как бланкетной не добавило ясности в вопрос о природе норм Кодекса профессиональной этики. По мнению других, делегирование полномочий возможно только органам государственной власти, к которым адвокатура не относится. В силу этого обстоятельства однозначно оценивать нормы Кодекса как правовые нельзя.

Представляется, что, исследуемые нормы имеют ряд признаков, характерных для корпоративных норм. Корпоративные нормы рассматриваются как правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Корпоративные нормы, несмотря на свою специфику, имеют сходство с правовыми: формальная определенность, особый процедурный порядок принятия, систематизированность, неперсонифицированность. Наряду с этим, можно выделить специфические признаки корпоративных норм. Так, для них норм характерна точная количественная определенность субъектов воздействия [5].

По своей природе корпоративные нормы регулируют ту часть общественных отношений, которая не урегулирована правовыми нормами. Нередко правовые нормы ссылаются на корпоративные нормы как на дополнительный, субсидиарный механизм регулирования конкретных общественных отношений, — например, п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

По своему содержанию нормы Кодекса профессиональной этики адвоката, безусловно, связаны с нормами морали. Это проявляется в этических требованиях, предъявляемых Кодексом к поведению адвоката в его профессиональной деятельности. Так, преамбула Кодекса провозглашает нравственную ответственность адвоката перед обществом, необходимость соблюдения профессиональной этики, сохранения чести и достоинства адвоката, авторитета адвокатуры.

Однако есть отличие общечеловеческой морали от норм профессиональной этики. Применительно к профессиональной этике адвоката это выражается в некоторых случаях в прямом противопоставлении профессионального поведения адвоката нормам морали.

Есть и иная точка зрения. Так, Ю. С. Пилипенко, анализируя положения п. 2 ст. 18 и п. 2 ст. 19 Кодекса, выделяет предметы дисциплинарного разбирательства в отношении адвоката. Не являясь формально правонарушениями, данные предметы, по мнению Ю. С. Пилипенко, определяют сферы противоправного поведения адвоката [5].

Далее Ю. С. Пилипенко обращает внимание на тот факт, что перечисленные сферы противоправного поведения адвоката не всегда находятся в плоскости его непосредственной профессиональной деятельности [5].

Таким образом, понятие «профессиональные обязанности адвоката» следует толковать расширительно, принимая во внимание тот факт, что обязанности адвоката, следуя логике статей Кодекса профессиональной этики адвоката, можно разделить на обязанности, возникающие в процессе осуществления адвокатской деятельности, и иные профессиональные обязанности, вытекающие из правового статуса адвоката (обязанность еже месячных отчислений на общие нужды адвокатской палаты, обязанность при всех обстоятельствах сохранять честь и достоинство, присущие профессии, и др.).
Полагаем, что для единообразного понимания и толкования соответствующих норм Кодекса было бы целесообразно получить разъяснения Федеральной палаты адвокатов РФ.

Думается, что современные кодексы профессиональной этики, в том числе Кодекс профессиональной этики адвоката, представляют собой особую разновидность норм, которые по своей природе, будучи корпоративными, содержат элементы норм права и этики. Появление такого рода норм обусловлено усложнением общественных отношений и социальных процессов, повышением роли институтов гражданского общества и совершенствованием их не правовых инструментов воздействия на личность [4].

Своеобразным показателем, позволяющим признать юридическую помощь качественной, является отсутствие жалоб и претензий со стороны доверителя, суда и надзорных органов.

Применяемые к адвокатам меры ответственности за оказание некачественной юридической помощи напрямую зависят от причин, по которым адвокат такую помощь оказал. Выделяют такие причины, как:

  1. Недостаточная квалификация адвоката — стоит отметить, что, даже, несмотря на довольно высокие требования к лицам, претендующим на приобретение статуса адвоката, эта причина является достаточно распространенной.

Для того, чтобы получить право заниматься адвокатской деятельностью, необходимо сдать квалификационный экзамен и получить статус адвоката. Но этого мало, чтобы оказывать качественную юридическую помощь — важно помнить также о том, что правовая база находится в постоянном развитии, и если у адвоката долгое время отсутствовала юридическая практика, квалификация его может быть утрачена.
Недостаточная квалификация может выражаться: в незнании норм материального и процессуального права, в отсутствии у адвоката актуальных сведений о сложившейся судебной практике по конкретной категории дел, неумение ориентироваться в конкретной процессуальной ситуации [7];

  1. Недобросовестность адвоката — зачастую, доверителю, не обладающему серьезными познаниями в правовой сфере достаточно трудно выявить недобросовестность, но, если, же все-таки это удалось сделать, то доверителю необходимо не просто отказаться от услуг такого «специалиста», но и приложить все усилия для привлечения его к ответственности.

Стоит отметить, что в практике привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности нередки случаи, когда адвокаты не выполняют обязанности по постоянному совершенствованию своих знаний самостоятельно и повышению своего профессионального уровня, которая возложена на них п. 3 ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

За нарушение данной обязанности их привлекают к дисциплинарной ответственности и назначают меру пресечения в виде предупреждения и продления срока исполнения обязанности по повышению профессионального уровня. Но и это не стимулирует недобросовестного адвоката к выполнению своих прямых обязанностей, что вновь влечет возбуждение в отношении него дисциплинарного производства и назначение названной меры пресечения повторно.

Основная проблема при привлечении адвоката к гражданско-правовой ответственности — сложность выработки чётких критериев (стандартов) качественной юридической помощи, оказываемой адвокатами [4].

Стоит отметить, что в нашей стране существует большая потребность в конкретизации критериев качественной юридической помощи, которые можно было бы назвать «Стандартами адвокатской деятельности». Стандарты адвокатской деятельности, по нашему мнению, необходимо включить в Кодекс профессиональной этики адвоката, что придало бы им нормативное значение и сделало бы обязательными, в том числе для суда.

3. Уголовная и административная. При наличии в действиях лица, имеющего статус адвоката, признаков преступления, которое предусмотрено нормами УК РФ, (например, фальсификация им доказательств по гражданскому или уголовному делу, разглашение данных предварительного расследования и др.) его можно привлечь к уголовной ответственности. Уголовная ответственность лица, имеющего статус адвоката, наступает на общих основаниях и каких-либо особенностей не имеет.

  1. Бегова Д. Я.Ответственность адвоката-защитника за некачественную юридическую помощь // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 4. — С. 268–270.
  2. Быков А. В.Уголовно-правовая защита адвокатской тайны // Адвокатская практика. — 2017. — № 2. — С. 3- 7.
  3. Давидян Г. М. Некоторые проблемы профессиональной этики юриста в Российской Федерации // Закон. — 2013.– № 11. — С.45–49.
  4. Колесникова М. М., Денисов, Ю. В. Нравственные основы профессиональной деятельности адвоката // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 17. — С. 45–50.
  5. Пилипенко Ю. С. К вопросу о пределах дисциплинарной ответственности адвоката // Вестник университета им. О. Е. Кутафина. –2014. — № 1. — С. 38–47.
  6. Пищулина, Т. В. Этические основы адвокатской деятельности //Вестник Уральского финансово-юридического института. –Екатеринбург, 2015. — С. 46–50.
  7. Скабелина, Л. А. Психологические аспекты установления доверия профессиональном общении адвоката // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире. Часть 2. — М.: Проспект, 2017. — С. 62–66.

Основные термины (генерируются автоматически): адвокатская деятельность, профессиональная этика, профессиональная этика адвоката, норма, адвокат, качественная юридическая помощь, Кодекс, норма Кодекса, гражданское общество, дисциплинарная ответственность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: