Кто из мыслителей казахстана 19 столетия выступал против судебной реформы

Обновлено: 24.04.2024

Проникновение русских войск на юг Каз и завершение завоевания Каз или Проникновение русских войск на юг Казахстана и завершение завоевания всей территории края.

Большинство территории Мл. и Ср. жузов было включено в состав Российском империи в конце XVIII, начале XIX веков. В 1824 году в состав России вошла территория Семиречья, Таким образом к середине XIX века неподвластными России оставалась лишь территория Южного Казахстана от Ташкента до Чу на юге и от среднего течения Сырдарьи до Ак-Мечети на севере, поскольку эта часть края находилась под властью Кокандского ханства.Опорными пунктоми России на юге Казахстана стали военные крепости. В 1825 году в Старший жуз был отправлен вооруженный отряд из 120 казаков под командованием коменданта Ямышевской крепости подполковника В. Шубина. Здесь были возведены укрепления Алатау, Капал, Сергиополь, Лепсинск, организованы приказы Аягузский, Кокпектинский. 10 января 1848 года в Старшем жузс был назначен российский пристав.В марте 1858 года в районе Аулие-Аты началось одно из самых крупных восстаний казахов против кокандского владычества. Восстание охватило огромную территорию от Шымкента до Пишпека. Повстанцы нанесли ряд успешных ударов по кокандцам под Пишпеком, в районе Шымкента, осадили Аулие-Ату. Основные центры восстания были подавлены. Восстание ускорило свержение власти кокандских правителей и завершение присоединения К.-на к России.Успешное наступление России началось весной 1864 года. Выступившие из Верного войска под командованием полковника Черняева 4 июня штурмом взяли Аулие-Ату, войска полковника Веревкина, выступившие из Ак-Мечети 12 нюня заняли Туркестан, 22 сентября был взят Шымкент. 17 июня 1865 года после штурма и трехдневных уличных боев русские войска овладели Ташкентом. Весной 1866 года русские войска достигли территории Бухарского эмирата, а в 1867 году значительная ее часть вшила в состав созданного Туркестанского генерал-губернаторства. Таким образом в 1868 году территории Казахстана, находившиеся ранее в зависимости от Средне Азиатских ханств вошли в состав Российской империи. Присоединение Казахстана к России завершилось.

Для подготовки реформ в 1865 году была создана спец. Степная комиссия, эта комиссия должна была выработать проект реформ. В 1865-1866 годах комиссией был составлен проект но управлению Каз. степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр II подписал Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».Согласно реформе вся территория К.-на делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражд. власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская; в Западно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская; в

Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии; Мангыстау - под управление Кавказского военного округа, а позже вошел в Закаспийскую область. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хоз.-го и судебного. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники - офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять лишь должность младшего помощника уездного начальника.Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части. Уезды делились па волости по территор. принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов. В админ. аулы входило от 100 до 200 кибиток; в волости от 1000 до 2000, иногда до 3000 кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов.По реформе судебное устр.-во в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п.Реформы устанавливали ежегодный денежный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве 2 рубля 75 копеек; в Оренбургском и Западно-Сибирском - 3 рубля. Для оседлого земледельческого населения сохранялся традиционный налог -одна десятая часть урожая натурой или деньгами. Устанавливались различные повинности по содержанию местной администрации, почтовых дорог, мостов, школ, больниц, обеспечение подводами военных частей и т.п.Положения 1867-1868 годов были «Временными»; поскольку царское правительство рассчитывало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопротивление со стороны местного населения, понимавшего, что эта реформа окончательно превращает Казахстан в колонию Российской империи, и этот процесс растянулся на 20 лет.

Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли К.-на государственной собственностью Рос. империи. Терр.-ный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелым бременем легли налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать.2 июня 1886 года было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», а 25 марта 1891 года «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». На территории Казахстана было два генерал-губернаторства: Туркестанское с центром в Ташкенте, в состав которого входили Ферганская» Самаркандская и Сырдарьинская области деление областей на уезды в основном сохранилось прежнее; вторым стало Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, в него вошли Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская (которая в 1897 году была передана в состав Туркестанского края), Уральская и Тургайская области. Еще более усиливалась власть генерал-губернаторов. В областных центрах Верпом, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске были созданы полицейские управления, а в уездных городах Акмолинске, Кокчетаве, Зайсане, Павлодаре, Усть-Каменогорске Джаркенте, Капале, Лепсииске, Костанае вводились полицейские приставства. Размер кпбиточной подати повысился до 4 рублей, в общей сложности налоги и повинности достигли 10 рублей в год с кибитки. Все земли объявлялись государственной собственностью. Судебное устройство в основном сохранило принцип, заложенный «Временными положениями». Сохранялось низшее судебное звено «народный суд» (суд биев), который почти утратил самостоятельность. В целом значительно усиливалась власть судебных и полицейских органов.

811. Какой отряд, направленный для восстановления крепости на Куандарье, в 1845 году был уничтожен.
А) Кокандский.
+В) Хивинский.
С) Башкирский.
D) Уральских казаков.
Е) Ойратский.

812. В какой местности 9 января 1857 года состоялось решающее сражение между отрядами Жанхожи Нурмухамедулы и карателями Фитингофа?
А) В урочище Арыкбалык.
+В) В низовьях Сырдарьи.
С) На правом берегу Амударьи.
D) На берегу озера Балхаш.
Е) На Мангистау.

813. В каком году руководитель восстания Эмбенских казаков Есет Котибарулы поехал в Оренбург и признал царскую власть?
А) В 1856 г.
В) В 1857 г.
+С) В 1858 г.
D) В 1859 г.
Е) В 1860 г.

814. Против кого было направлено восстание кыргызских крестьян и казахов Южного Казахстана весной и летом в 1858 г.
А) Против хивинцев.
+В) Против кокандцев.
С) Против китайцев.
D) Против бухарцев.
Е) Против Хорезмшахов.

815. Кто из предводителей восстания совершил ошибку, привлекая силой народ на свою сторону?
А) Сырым Датулы был отравлен в 1802 г. ставленниками казахских султанов.
В) Исатай был убит карателями.
+С) Кенесары убит кыргызскими манапами, голову убитого отправили в Петербург.
D) Жанхожа Нурмухамедулы ранен в бою с карателями.
Е) Есет Котибарулы перешел на сторону царизма

816. Выделите цель, объединявшую все восстания:
+А) Восставшие вели борьбу против усиления колониализма со стороны Российского царизма, кокандских, хивинских и бухарских правителей.
В) Предводители восстаний стремились к личной власти.
С) Восставшие были против феодального гнета.
Е) Восставшие были против жестокости царских карателей.

817. Укажите, кто из руководителей восстаний был ближе к народу, демократичнее.
А) Сырым Датулы пытался создать новые формы казахской государственности.
+В) Исатай Тайманулы, поддержанный крестьянами, установил реальную власть в Прикаспийском регионе.
С) Кенесары Касымулы, будучи ханом трех жузов, упорядочил налоги.
D) Жанхожа Нурмухамедулы был против занятия казачеством казахских земель.
Е) Есет Котибарулы признал власть царизма.

818. В каком году хивинский хан Мухамед-Рахим подверг грабежу около двух тысяч казахских аулов в 1 четверти 19 века?
А) В 1819 г.
+В) В 1820 г.
С) В 1821 г.
D) В 1825 г.
Е) В 1830 г.

819. Какой хивинский хан в 1831 г. совершил крупное вторжение на территорию казахских племен?
А) Худояр-хан.
В) Муххамед-Рахим.
+C) Аллакул.
D) Мубарак-ходжа.
Е) Даваци.

820. В каком году на территории Южного Казахстана в районе Аулие-Аты развернулось самое крупное восстание против кокандского владычества?
А) В 1856 г.
В) В 1857 г.
+С) В 1858 г.
D) В 1859 г.
Е) В 1860 г.

821. Главное последствие восстания 1858 против кокандского владычества:
+A) Восстание подготовило условия для свержения власти кокандцев.
B) Восставшие были реабилитированы.
C) Казахи юга получили право свободного перемещения.
D) Был ослаблен налоговый гнет.
E) Развивалась торговля.

822. Какие потери понесли стороны в результате битвы 19-21 октября 1860 года в близи Узунагаша?
+А) Кокандцы потеряли 400 человек, казахи — 2.
B) Кокандцы потеряли 380 человек, казахи — 8.
С) Кокандцы потеряли 220 человек, казахи — 6.
D) Кокандцы потеряли 200 человек, казахи — 4.
Е) Кокандцы потеряли 180 человек, казахи- 10.

823. Когда царь Александр II подписал проект Положения об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями?
+А) 11 июля 1867 г.
В) 15 июля 1867 г.
С) 14 августа 1888 г.
D) 15 августа 1886 г.
Е) 18 сентября 1867 г.

824. Когда был подписан царский проект Положения об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями?
А) 22 сентября 1867 г.
В) 28 октября 1864 г.
С) 18 октября 1865 г.
+D) 21 октября 1868 г.
Е) 14 июня 1867 г.

825. Что было главным принципом административного устройства Казахской степи, согласно реформ 1867-1868 годов?
А) Административное правление в Казахстане на началах народного самоуправления.
В) Социально-экономические нововведения.
C) Неразделенность военной и гражданской властей.
+D) Расшатывание патриархально — феодального уклада жизни кочевников.
Е) Повышение материального благосостояния и благополучия казахов.

826. Кто назначался во главе областей Казахстана согласно реформ 1867-1868 г.г.?
А) Султаны.
В) Бии.
С) Старшины.
+D) Военные генерал — губернаторы.
Е) Представители гражданского населения, избранные народом.

827. Реформы 1867-1868 годов были введены временно в виде опыта на два года. Фактически на сколько лет затянулся этот российский «опыт»?
А) 5 лет.
В) 18 лет.
+С) 20 лет.
D) 15 лет.
Е) 25 лет.

828. К какому времени относится зарождение промышленности в Казахстане?
+А) Середина 19 века.
В) Конец 18 — начало 19 века.
С) Вторая половина 18 века.
D) Конец 18 века.
Е) Последняя четверть 19 века.

829. Кто положил начало производству меда в Заилийском Алатау в середине 19 века?
+А) Осип Мамнев сибирский казак.
В) Ученый-путешественник Семенов-Тян-Шанский П.П.
С) Крестьяне-переселенцы из Украины.
D) Капитан К.Гутковский.
Е) Ученый — путешественник М.Пржевальский.

830. Когда на территории Верного в районе Татарской слободки была построена первая водяная мельница?
A) В 1854 г.
В) В 1855 г.
С) В 1856 г.
+D) В 1857 г.
Е) В 1858 г.

831. На кого распространялся введенный во второй половине XIX века на Юге Казахстана ташкентским правителем Мырзой-Ахметом дополнительный налог, приравненный к 3 рублям 50 копейкам?
А) На торговцев и ремесленников.
В) На холостых мужчин.
+С) На незамужних женщин и девушек.
D) На жатаков.
Е) На временно приезжающих в край.

832. Назовите положение реформы 1867-1868 годов, которое более всего подрывало родовое устройство казахов:
А) Губернаторства.
В) Области.
C) Уезды.
D) Волости.
+Е) Административные аулы.

833. Куда вошла территория бывшего Букеевского ханства в результате реформы 1867-1868 гг.?
А) В Западно-Сибирское генерал- губернаторство.
B) В Оренбургское генерал — губернаторство.
+С) В Астраханскую губернию.
D) В Закаспийскую область.
Е) В Туркестанское генерал — губернаторство.

834. Какие области вошли в Туркестанское генерал-губернаторство по реформе 1867-68 годов?
+А) Сырдарьинская и Семиреченская.
В) Уральская и Тургайская.
С) Акмолинская и Семипалатинская.
D) Усть-Каменогорская и Семипалатинская.
Е) Ферганская и Ташкентская.

835. Какому генерал-губернаторству подчинялась Акмолинская область по реформе 1867-68 гг.?
А) Туркестанскому.
В) Оренбургскому.
+С) Западно-Сибирскому.
D) Степному.
Е) Омскому управлению.

836. Кто возглавил комиссию по составлению проекта реформы 1867-68 гг.?
А) Военный министр Милютин.
+В) Член Совета Министров внутренних дел А. Гирс.
С) Полковник главного штаба А.Гейнс.
D) Генерал-губернатор А.Безак.
Е) Капитан А.Проценко.

837. Сколькизвенная система управления была введена в Казахстане по реформе 1867-68 г.г.?
А) Двухзвенная.
В) Трехзвенная.
С) Четырехзвенная.
+D) Пятизвенная.
Е) Шестизвенная.

838. В каком регионе Казахстана во второй половине XIX века полицейская и исполнительная власть была передана аксакалам?
А) В Акмолинской области.
+В) В Сырдарьинской области.
С) В Петропавловской области.
D) В Закаспийской области.
Е) В Тургайской области.

839. Назовите самое тяжелое последствие реформы 1867-68 г.г. для казахов:
А) Объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи.
В) Усиление налогов.
+С) Усиление социального расслоения аула.
D) Уничтожение традиционной системы землепользования.
Е) Ущемление местной знати в правах.

840. Какие требования выдвигали казахские шаруа в ходе восстания в Уральской и Тургайской областях в 60-е г.г. XIX в.?
А) Избавить от податей.
В) Сохранить свободу перекочевок.
С) Отменить продажу земли.
D) Ликвидировать принцип назначения уездных начальников.
+Е) Все перечисленное.

Ликвидация традиционной казахской политической системы.

1362. Ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение судебного управления на северо-востоке Казахстана была главной целью

«Устава о сибирских киргизах» 1822 г.

1363. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. в Среднем жузе

Был ликвидирован институт ханской власти.

1364. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. Средний жуз был поделен на административные единицы и составляла

«Область сибирских киргизов».

1365. По «Уставу о сибирских киргизах» территория Среднего жуза была разделена на административные единицы

Аул, волость, округ.

1366. Усиливая политическое дробление Среднего жуза, правительство назначило в 1815 г. второго хана

1367. Положение после смерти хана Букея в 1817 г. и Уали-хана в 1819 г. царизмом было использовано для

ликвидации ханской власти в Среднем жузе.

1368. После смерти хана Букея в 1817 г. и Уали-хана в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе

1369. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. формальное руководство округом передавалось

1370. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. руководство округом передавалось старшему султану, который

Избирался только султанами.

1371. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. по наследству переходила власть

1372. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. через девять лет службы (3 срока) на дворянское звание мог рассчитывать

1373. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. Старший султан через девять лет службы (3 срока) мог рассчитывать на

1374. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822г. все султаны не избранные на должности. без права вмешательства в управление

Сохраняли свое наследственное звание.

1375. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822г. все султаны не избранные на должности сохраняли свое наследственное звание, но

Без права вмешательства в управление.

1376. Судебные дела по «Уставу о сибирских киргизах» делились на три категории

Уголовные, исковые, жалобы.

1377. По «Уставу о сибирских киргизах» уголовные дела рассматривались на основании

Законов Российской империи.

1378. По «Уставу» 1822 г. караванная торговля между Россией и Казахстаном

Не облагалась пошлиной.

1379. По «Уставу о сибирских киргизах» в Казахской степи запрещалась продажа

1380. По «Уставу о сибирских киргизах» территория Среднего жуза с 1839 г. вошла в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в городе

1381. По «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 г. ханская власть была ликвидирована в

1382. Ханская власть в Младшем жузе была ликвидирована по

«Уставу об оренбургских киргизах».

1383. «Устав об оренбургских киргизах» разработанный П.К. Эссеном, после рассмотрения в Азиатском комитете, был принят в

1384. «Устав об оренбургских киргизах», принятый после рассмотрения в Азиатском комитете в 1824 г., был разработан

1385. Административно-политические реформы натолкнулись на сопротивление казахского общества, и длительное время оппозицию в Степи возглавлял

1386. Ханская власть сохранялась до 1845 г. в

1387. Ханская власть во Внутренней( Букеевской) орде сохранялась до

1388. С отменой крепостного права в России совпало время проведения в Казахстане реформ

1389. Время проведения реформы 1867 — 1868 гг. в Казахстане совпала с

Отменой крепостного права в России.

1390. Для подготовки проекта управления казахским краем в 1865 г. была образована

1391. Степную комиссию созданную в 1865 г. для составления проекта управления казахским краем возглавил член Совета

Министерства внутренних дел А.Гирс.

1392. При подготовке реформ 1867 — 1868 гг. за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предложил

1393. Перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления, предложил Шокан Уалиханов в период подготовки реформ

1394. Абай Кунанбайулы и Ибрай Алтынсарыулы подвергли критике отрицательные последствия для Казахстана реформы

1395. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» Александр II утвердил в

1396. «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства» Александр II утвердил

1397. По реформе 1867-1868 гг. вся территория Казахстана делилась на

1398. Вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства по реформе

1399. По реформе 1867 — 1868 гг. военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачивалась в руках

1400. По реформе 1867-1868г.г. Уральская и Тургайская области вошли в состав

В понимании современного образа социального государства необходимо учитывать историческую традицию формирования отношений человека и общества, гражданина и власти, которая характерна для разных эпох и стран. Так, специфику подхода к построению социального государства в современном Казахстане невозможно понять без обращения к традициям менталитета и образу человека, общества, власти в тюркоязычном мире в целом и в казахской степи – в частности. Именно здесь картины общественно-политической жизни стали фоном для размышления мыслителей Востока о предназначении государства, его роли и функциях, типах правления, характеристиках народа и др. вопросах. Идеи Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Султанмахмута Торайгырова опирались на признание человека, его жизни, достоинства, свободы высшей ценностью, мерой всех вещей. Для их творчества характерны высокий гражданский долг и ответственность перед обществом, перед своим народом. Их путь, так же как и путь других общественных деятелей и просветителей казахского народа - это путь служения своему народу, путь к созиданию и знаниям.

Казахские мыслители показали нравственную природу справедливости и значение таких ценностей обще- ственной жизни, как трудолюбие, взаимопомощь, сострадание, милосердие, достоинство и др. Это и выделяет их как носителей высокого духовного потенциала своего народа и выразителей основополагающих идей социального государства. Вклад казахских мыслителей прошлого следует рассматривать как формирование теоретических представлений о социальном предназначении жизни людей, выраженных в памфлетической, поэтический, публицистической, научной формах изложения. Так как труды и деятельность казахских просветителей были известны в сопредельных странах, то не только в казахской степи, но и у соседей, благодаря этому формировалось представление о ценностях и традициях казахского народа.

В понимании современного образа социального государства необходимо учитывать историческую традицию формирования отношений человека и общества, гражданина и власти, которая характерна для разных эпох и стран. Так, специфику подхода к построению социального государства в современном Казахстане невозможно понять без обращения к традициям менталитета и образу человека, общества, власти в тюркоязычном мире в целом и в казахской степи – в частности. Именно здесь картины общественно-политической жизни стали фоном для размышления мыслителей Востока о предназначении государства, его роли и функциях, типах правления, характеристиках народа и др. вопросах.

Существенное влияние на передовую тюркоязычную мысль оказала деятельность крупнейшего ученого-энциклопедиста, «Второго учителя» (после Аристотеля) Абу Насра аль-Фараби Ему принадлежат социально-политические трактаты, в которых он рассуждает о важности знания об обществе для того, чтобы достигать благонравного поведения и добродетельной жизни. В работе «О взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби попытался соединить греческий политический идеал города - государства с мусульманской моралью и традициями. Развивая мысли Платона и Аристотеля, ученый писал, что государство возникает как объединение людей для удовлетворения их потребностей. Усилия мыслителя были направлены на выражение универсальной теории образцового государства, которое может реализовать основную цель жизни каждого человека и общества в целом как достижение счастья и осуществление нравственного идеала гражданского типа [1, с.239].

Только «через объединение многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по природе» [2, с.303]. Аль-Фараби уже в далекие средние века обозначал основные принципы социального государств, в его представлении добродетельным является такое государство, деятельность которого направлена на заботу обо всех гражданах и на создание атмосферы помощи друг другу.

Сведения политического характера той эпохи имеются в знаменитой поэме «Наука быть счастливым» Жусупа Баласагуни (XI в.), выходца из знатной тюркской семьи. В этом произведении характеризуются различные сословия и описываются правила взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основным принципом, на основе которого должен, по мысли Баласагуни, управлять счастливый и праведный государь, является принцип соблюдения твердых законов в союзе с разумом, счастьем и праведной жизнью.

Представления о демократизации жизни общества выражены в политической мысли XIX века великими просветителями казахского народа Чоканом Валихановым, Абай Кунанбаевым. В работах «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи» Ч.Валиханов отвечает на вопрос «что делать?», поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казах- ского народа – это путь просвещения, приобщения к науке: «Мы думаем, что усвоение общеевропейского, общечеловеческого просвещения и энергическая борьба с препятствиями, мешающими достижению этой цели, должна составлять конечную цель для всякого народа, способного к развитию и культуре». В «Записке о судебной реформе» Ч.Валиханов отмечал, что обычное право казахов имеет более гуманных сторон, чем законодательство мусульманское, китайское и русское. Он отмечал, что «для нормального роста народа, на какой бы степени развития он ни стоял, необходимы: саморазвитие, самозащищение, самоуправление и самосуд» [3, с.80, 95]. Образование является краеугольным камнем свободного общества, тем фундаментом, на котором строится и держится сильное и здоровое государство [4].

Духовное наследие Абая Кунанбаева стало достоянием общечеловеческой культуры. Его обще- ственно-политические взгляды отражены в поэзии, в «Назиданиях» и в своде законоположений под названием «Бий ережелерi» и выразили условия жизни казахского народа, его судьбу. В этих работах осуждаются и бичуются пороки в жизни феодально-родовой и чиновничьей знати, казахский народ призывается к просвещению, преодолению нищеты, невежества, рабской покорности, межродовой вражды и разобщенности. Абай последовательно проводит идею о том, что знание, вера и нравственность это основные ценности, которые формируются и сохраняются народом: «Лишь знанием жив человек. Лишь знанием движется век». «Благословенны будьте – труд земной, ученье доброе и знания покой. Все остальное – власть ли, своевластье – тщета пред этой мудростью простой» [5, с.196].

Идее справедливости как одном из главных принципов социального государства пронизаны произведения Махамбета Утемисова. В произведении «Что толку?» он пишет: «Что толку народу от тронов златых, что толку народу от ханов лихих, если для немощных и бедняков нет справедливости, правды у них?» [6, с.126]. Особый вклад в развитие идеи социального государства внес Шакарим Кудайбердиев. Сущность и девиз его творчества – восхождение народа к прогрессу: «Коль честно разделить дары природы всей, то может и земля всех накормить людей. Труд в сочетании с любовью создает благополучие и счастье наших дней» [5, с.63-64]. Привлекает внимание его призыв к «честному разделению даров природы», что весьма актуально в наше время.

О милосердии и необходимости социальной помощи нуждающимся писал народный поэт, просветитель и общественный деятель Ахмет Байтурсынов: «Нет лучше милосердья в этом мире, чем поделиться помощью в нужде! В большие муки попадает тот, кто избежит на время малых мук» [5, с.86].

Призывами к овладению знаниями пронизано творчество казахского поэта Султанмахмута Торайгырова: «Знаний жаждет народ – за наукой иди! Пробивайся вперед, будь всегда впереди!» [5,с.149]. В поэме «Заблудившаяся жизнь» публицист рассуждает о сущности человеческой жизни, ее смысле применительно к развитию общества и показывает разные пути человеческого становления и утверждения: через стремление к счастью, богатству, власти и др. Но богатство, которое достигается ценой обнищания других, не делает человека счастливым: «Не счастье, нет, скорей, наоборот, копить богатство, чтоб беднел народ…» [7,с.189]. Если власть поддерживает сильных, то она, утверждает несправедливость. Справедливость власти - в оказании помощи слабым, защите бедных. Причину бедности С.Торайгыров видит исключительно в отсутствии справедливости, имущественном неравен- стве. Его общественный идеал – такая система, где труд на благо всех и каждого выступает главным богатством. Справедливость должна основываться на законе: «Да, человек понятлив и смышлен. А коли так, тогда сумеет он понять и справедливость, отучиться от зла, поверить в правду и закон» [7, с.229].

Идеи Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Султанмахмута Торайгырова опирались на признание человека, его жизни, достоинства, свободы высшей ценностью, мерой всех вещей. Для их творчества характерны высокий гражданский долг и ответственность перед обществом, перед своим народом. Их путь, так же как и путь других общественных деятелей и просветителей казахского народа - это путь служения своему народу, путь к созиданию и знаниям. «Духовно политические ценности свобода, справедливость, равенство – воплощается в комплексе идей, доктрин, концепций» [8].

Казахские мыслители показали нравственную природу справедливости и значение таких ценностей общественной жизни, как трудолюбие, взаимопомощь, сострадание, милосердие, достоинство и др. Это и выделяет их как носителей высокого духовного потенциала своего народа и выразителей основополагаю- щих идей социального государства. Вклад казахских мыслителей прошлого следует рассматривать как формирование теоретических представлений о социальном предназначении жизни людей, выраженных в памфлетической, поэтический, публицистической, научной формах изложения. Так как труды и деятель- ность казахских просветителей были известны в сопредельных странах, то не только в казахской степи, но и у соседей, благодаря этому формировалось представление о ценностях и традициях казахского народа.

Первой, наиболее крупной реорганизацией судебной системы колониального Ка­захстана во второй половине XIX века было введение общеимперскйх су­дебных органов и новой структуры судов биев в 1867-1868 гг.

Важнейшим элементом колониальной администрации были судебные органы, созданные по реформам 1867-1868 гг. В своей высшей инстан­ции на территории Казахстана суды не были отделены от администра­ции. Судебное отделение, представлявшее высшую судебную инстан­цию, составляло структурную часть областного правления. Несмотря на введение в России прогрессивных принципов судопроизводства, но реформе 1864 г. деятельность судебных отделении областных правле­ний основывалась на нормах дореформенного судопроизводства. Осно­вой процессуальной деятельности судебных отделений являлась теория формальных доказательств и инквизиционный процесс. Нижестоящей инстанцией были уездные судьи, которые по реформам 1867-1868 гг. назначались министром юстиции. Они, как правило, назначались из числа отставных военных, не имевших специального юридического об­разования. Низкий образовательный уровень был характерен для всего судейского корпуса, действовавшего в Казахстане.

Уездные судьи могли возбуждать уголовные дела по своей инициа­тиве и на них лежала обязанность расследования и раскрытия преступ­лений; уездный судья, бывший одновременно и следователем, сосредо­точивал в своих руках не только функции расследования, но и функции решения дела по существу. Данная форма судопроизводства, положен­ная в основу деятельности уездных судей в Казахстане, фактически не знала судебных сторон. Обвиняемый, лишенный всех прав, был объек­том исследования, а потерпевший был только жалобщиком. В деятель­ности уездных судей господствовала канцелярская тайна, которая усу­гублялась незнанием практически всеми судьями казахского языка, что создавало почву для злоупотреблений.

Повседневная практика колониального управления показала, что су­дебная система, введенная по реформам 1867-1868 гг., оказалась неэф­фективной.

В начале 70-х годов XIX века в связи с разработкой новых проектов ре­форм административного управления, местная колониальная администра­ция все настойчивей стала поднимать вопрос о реформировании судебной системы. Один из первых вариантов реформирования судебной системы был представлен в проекте административной реформы, разработанном под ру­ководством генерал-губернатора Туркестанского края К. П. Кауфмана в 1872-1873 гг. Проект предусматривал введение многих элементов судебной реформы 1864 г: института мировых судей, съезда мировых судей и судеб­ной палаты; следствие отделялось от судебной деятельности.

В проектах, разработанных администрацией Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств тоже содержался призыв об отказе от дореформенных форм судопроизводства.

Практически во всех этих проектах красной нитью проходила мысль об отделении судебных органов от администрации. Но это позитивное направ­ление в развитии судебной системы не получило соответствующей поддер­жки в центральных ведомствах Российской империи, от позиции которых зависело законодательное оформление подготовленных проектов.

Особенно консервативные позиции в этом направлении занимало Воен­ное министерство, которое считало, что коренное население Средней Азии и Казахстана не доросло до решения общегосударственных задач, что оно не поймет гласное, устное и демократичное судопроизводство, так как оно, якобы, привыкло к деспотической власти ханов, единолично решавших все судейские дела. При этом совершенно игнорировался многовековой опыт функционирования суда биев, который устно, гласно и довольно демокра­тически решал правовые конфликтные ситуации, возникавшие в казахском обществе еще до присоединения Казахстана к России.

По реформам 80-90-х годов в Туркестанском и Степном генерал-губер­наторствах порядок судопроизводства остался в основном без изменений. Особенно консервативно он выглядел в областных судах, которые действо­вали на основе прежних дореформенных порядков.

В 1896 г. Министерство юстиции обратилось с письмом к генерал-губер­наторам Туркестанского и Степного краев о возможности применения н регионе судебной системы по реформе 1864 г. в России. Такие же письма были разосланы председателям местных областных судов и областным про­курорам. В ответных письмах в Министерство юстиции генерал-губернато­ры и чиновники местного судебного ведомства высказали позитивное от­ношение к предложению Министерства юстиции. В 1897 году Министер­ство юстиции закончило работу по подготовке проекта судебно-правовой реформы в Степном и Туркестанском генерал-губернаторствах, который содержал объемную пояснительную записку. В ней давались подробные комментарии к основным элементам структуры судебной системы, объем;! полномочий ее отдельных звеньев, изменений в гражданском и уголовном процессе.

Наиболее крупным нововведением по готовящейся судебно-правовой реформе в Казахстанском регионе было введение судебных палат и окруж­ных судов. Окружной суд был апелляционной инстанцией по отношению к

делам, решенным мировыми судьями. Судебные палаты являлись апелля­ционной и надзорной инстанцией по отношению к окружным судам. В ка­честве суда первой инстанции они решали наиболее сложные дела.

Прокуратура создавалась на началах строгой централизации и подчине­ния нижестоящего прокурора вышестоящему. Законодательство установи­ло, что сущность прокурорской обязанности заключалась: 1) в наблюдении за единообразным и точным применением закона; 2) в обнаружении и рас­смотрении перед законом всякого нарушения законного порядка и в требо­вании распоряжений к его восстановлению; 3) в предложении суду предва­рительного заключения в случаях, означенных в уставах гражданского и уголовного судопроизводства.

Судебная реформа 1898 года предусматривала регулирование правовой основы деятельности адвокатуры. В ст. 24 «Временных правил» от 2 июня 1898 г. предусматривалось, что свидетельства на ведение адвокатской дея­тельности выдавались окружными судами. Эти же свидетельства давали право вести адвокатскую практику и в мировых судах.

В 1909 г. был введен закон «О введении учреждений суда присяжных заседателей в областях Акмолинской, Семипалатинской и Уральской». По закону 1909 г. в Акмолинской, Семипалатинской и Уральской областях общие списки присяжных заседателей составлялись на общем основании и особо по каждому уезду.

Введение в начале XX века в Казахстане суда присяжных заседателей было заметной вехой в развитии судебно-правовой системы в колониаль­ном Казахстане.

Царское правительство, наряду с введением общеимперских судов, рас­ширением их компетенции, стремилось сохранить суд биев как судебный орган. Но в то же время, сохраняя суд биев, царское правительство стара­лось ограничить и сузить круг его деятельности.

В середине 60-х годов XIX в. царизм провел ряд модификаций, призван­ных еще в большей мере использовать то значение, которое еще сохраня­лось за судом биев.

По реформам 1867-68 гг. были созданы 3 инстанции суда биев: первая инстанция - это единоличный суд биев, вторая - волостной съезд биев и третья - чрезвычайный съезд биев.

Первая инстанция - единоличный суд биев, на основании 192 параграфа Временного положения 1867 года должен был решать «окончательные дела не свыше 100 рублей (5 лошадей, 50 баранов)».

Второй инстанцией был волостной съезд биев, он состоял из -авыбран-ных» биев-судей всех аулов волости. Волостной съезд биев более или менее периодично, по мере надобности, созывался уездным начальником. Состав­ляемый таким образом волостной съезд биев рассматривал на основании 193 параграфа Временного положения 1867 года дела стоимостью свыше 100 рублей, то есть те дела, которые выходили за рамки юрисдикции едино­личных судов биев. Кроме того, по параграфу 197 Временного положения 1867 года уточнялись пределы компетенции этого суда. Так, по этому пара­графу волостные съезды имели право решать дела на всякую сумму, но ре­шения их были окончательными по делам на сумму до 1000 рублей. Третьей и последней инстанцией суда биев являлся чрезвычайный съезд биев-су­дей. Ведению чрезвычайного суда биев подлежали дела, если истцы по тем или иным судебным искам происходили из разных волостей нескольких уездов. Эти чрезвычайные съезды должны были созываться по инициативе уездного начальника, далее об этом должен был извещаться военный гу­бернатор, который давал разрешение на проведение съезда.

Положением 1867—68 гг. был установлен принцип выборности биев-судей, бии избирались сроком на 3 года, одновременно с выборами волостных управителей, и утверждались в этом звании военным губернатором облас­ти. На основании параграфа 185 Временного положения 1867-68 гг. «бием может быть выбран всякий, кто пользуется уважением и доверием народа, не опорочен по суду и имеет от роду не менее 25 лет».

Являясь первой инстанцией суда биев, единоличные аульные бии-судьи, которых должно было быть в волости от 4 до 8 согласно Временному поло­жению 1867—68 гг., разрешали поступившие дела на следующих основани­ях: 1) аульный бий-судья должен был рассматривать дела на основании ка­захского обычного права; 2) он должен был разрешать и разбирать дела только по заявлению аульного старшины или по жалобам пострадавших лиц и ему запрещалось подвергать суду казахов по своему усмотрению.

Единоличный бий-судья должен был разрешать:

а) денежные, имущественные, земельные и другие споры, когда сумма иска не превышает 100 рублей;

б) рассматривать дела тех жителей аула, которые не исполняли требова­ния аульного старшины или были виноваты «в нарушении тишины и спо­койствия»;

в) дела по кражам одного верблюда или вещей, денег, скота, стоимость которого не превышает стоимости одного верблюда и если при этом вор не применит насилие или угрозу оружием;

г) дела лиц, обвиняемых в буйстве, драках, нанесении побоев палкой, камнем или кулаком, но когда при этом не употреблялось огнестрельное или холодное оружие;

д) дела лиц, обвиняемых в ругательстве или клевете;

е) по обвинению в обманах, мошенничестве на сумму до 100 руб.;

ж) распри между супругами, но без права производить их окончатель­ный развод;

з) жалобы родителей на непослушание взрослых детей. За совершение вышеизложенных проступков и преступлений аульный бий-судья имел право помимо наказания, которое полагалось по казахскому обычному праву, возложить на проигравшую сторону компенсацию расходов, понесенных выигравшей стороной.

Помимо лиц казахской национальности у судьи-бия могли судиться рус­ские купцы-торговцы, если их иски предъявлялись к казаху.

Волостной съезд биев являлся апелляционной инстанцией по отноше­нию к делам, решенным единоличными бия ми-судьями, а также в качестве суда первой инстанции он рассматривал уголовные и гражданские дела, подсудные его юрисдикции. Волостной съезд биев также «разрешал вопро­сы, связанные с отстранением биев от должности». В ходе развития судеб­ной системы в Казахстане во второй половине XIX в. волостной съезд биев в силу разных причин не достиг того значения, которое предполагалось ему придать проектами Временных положений. Наиболее действенной формой суда биев, как показала судебная практика, оказался чрезвычайный съезд биев. Работу чрезвычайного съезда биев обычно открывали уездные началь­ники. Если чрезвычайный съезд биев происходил между волостями разных уездов и даже областей, то на них должны были присутствовать либо их старшие помощники, либо представители администраций разных областей. Результаты чрезвычайных съездов биев в письменной форме должны были докладываться военному губернатору области для их утверждения.

Для разбора дел чрезвычайных съездов биев из их состава избирался председатель съезда, или, как его еще называли, тобе-бий, т. к. хотя по про­екту Временных положений выборы тобе-бия не предусматривались, но ча­сто разногласия между биями-судьями разных волостей и уездов между со­бой не позволяли быстро решать судебные дела и администрация была вы­нуждена на практике внести это правило. Права и обязанности председате­лей съездов заключались в:

а) приеме на местах съезда от уездных начальников, волостных управи­телей и заинтересованных в делах сторон просьб и других бумаг, по коим должно быть произведено биями судебное разбирательство;

б) ведении переписки с административными и судебными властями, как по вызову их к суду, так и по другим вопросом съезда, для чего при них должны быть свои входящие и исходящие журналы и различные книги, ве­дение этих документов и вообще всей переписки по делам съездов относит­ся к обязанностям писарей волостных управителей, которые за этот труд должны получить по определению биев особое вознаграждение;

в) руководстве порядком прений на съездах;

г) том, что при разногласии во мнениях биев, разбирающих дело и при равенстве голосов, голос председателя, присоединившегося к кому-либо из них, имеет перевес, «таким образом мнение биев, к которому присоединит­ся председатель, должно иметь для дела решающее значение и согласно с тем мнением постановляется определением.

Исходя из негативного опыта по ликвидации суда биев, колониальная администрация признала факт, что процессуальное обычное право казахов, вырабатывавшееся в течение столетий и вобравшее в себя народную муд­рость и отражавшее реальный менталитет казахского народа, а также уро­вень его правосознания, в большей мере приспособлено к борьбе с правона­рушениями в казахском обществе, чем колониальные судебные институты.

Основные моменты в деятельности суда биев: выборное судейское нача­ло, гласность и быстрота судопроизводства, а также сложившиеся тради­ции: гарантии доброго имени подсудимого родственниками, имевшими ав­торитет честных и порядочных людей, всеобщим интересом к коллегиаль­ному, гласному процессу, который создавал определенный уровень конт­роля общества над судебным процессом - все эти обстоятельства делали суд биев более предпочтительным для казахского общества, чем колони­альные судебные институты.

На рубеже XIX-XX веков происходил рост национального самосозна­ния казахского общества. Именно в этот исторический отрезок времени казахский народ выдвигает из своей среды выдающихся личностей А. Бу-кейханова, М. Дулатова, Ж. Акпаева, М. Тынышпаева, Жаншу и Халела Досмухамедовых, А. Байтурсынова. А. Ермекова, Ш. Кудайбердиева, У. Танашева, Б. Сыртанова, М. Чокаева и многих других.

Значительное внимание в своих публицистических произведениях, в газетных и журнальных статьях они уделяли проблемам казахского обычного права, деятельности суда биев и изменениям в судебно-правовой системе царских судов в колониальном Казахстане, и, в частности, судебной рефор­ме 1898 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: