Кто из философов утверждал что государство не может быть продуктом общественного договора

Обновлено: 24.04.2024

Существуют различные концепции о происхождении общества и государства, возникшие ещё в древности.

Древнегреческий философ Платон отождествлял общество и государство. Он представлял последнее как форму совместного существования людей. Государство, по мнению Платона, должно обеспечивать защиту не только территории проживания граждан , но и защиту их интересов, стимулировать развитие производства, а также поддерживать порядок внутри страны.

Аристотель же считал недопустимым отождествлять понятия государства и общества. По мнению философа, государство представляет собой систему, основанную на механизмах силового регулирования отношений между его гражданами. Эти отношения господства и подчинения получили название политических. Сопоставив различные формы государственного устройства древнегреческих городов-государств, Аристотель выдвинул идею создания так называемой политии, нечто среднего между монархией, аристократией и демократией.

В Средневековье господствовало представление о том, что государственная власть от Бога, поэтому необходимо смириться и безропотно подчиняться воле монарха. Правосудие также воспринималось как проявление Божьего суда. Таким образом государство с монархом во главе, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти, представлялось в средние века вечным, необходимым и неизменным.

В эпоху Просвещения ведущей становится идея веры во всесилие науки и человеческого разума. Мыслители того времени критиковали всё, что угнетало человека, заставляло беспрекословно подчиняться чужой воле, не задумываясь о причинах происходящего, а всецело полагаясь на «Божью волю». Просветители требовали равенства всех граждан перед законом, неприкосновенность частной собственности, отстранения церкви от светской жизни, справедливых налогов и поддержки науки. Философы эпохи Просвещения выдвинули ряд концепций происхождения государства, которые будут нами рассмотрены ниже.

Предметом нашего исследования являются теории общественного договора.

Цель данной работы – изучить интерпретации теории общественного договора, представленные различными философами.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: изучить теории общественного договора, предложенные Эпикуром, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Монтескье, Жан-Жаком Руссо, И. Кантом и дать им оценку.

Методом исследования в данной работе является метод комплексного подхода.

2. Понятие теории общественного договора.

Перейдем к теме данной работы – теориям общественного договора.

Основой этих теорий является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Нам известно из курса истории, что государство как таковое возникло не сразу. Долгое время люди жили первобытнообщинным строем. Отношения в каждом отдельном племени регулировались посредством традиций и обычаев, передающихся из поколения в поколение. Чёткой социальной и имущественной дифференциации на заре человечества ещё не существовало. Но с течением времени выделились группы людей, которые стояли на уровень выше своих соплеменников. Эти люди – старейшины, вожди и жрецы – сосредоточили в своих руках власть и богатства. Появляется частная собственность, и личные корыстные интересы верхушки общества становятся для неё гораздо важнее интересов всего племени. Так постепенно с зарождением имущественного и социального неравенства формируется новая организация жизни людей – государство. Появляется политическая власть, которая посредством законов и силы регулирует отношения людей, заботится о сохранности границ государства, о его благосостоянии. Так власть отделилась от народа.

Почему же произошли эти изменения? По этому поводу были высказаны различные причины возникновения государства. Мы рассмотрим одну из этих причин – добровольное соглашение людей, договор между ними. Разберёмся в чём же смысл теории общественного договора. Если бы не существовало законов и властных структур, следящих за исполнением законов и регулирующих взаимоотношения в обществе, это неизбежно привело бы к анархии, бесправию. Безграничная свобода, как известно, порождает беззаконие и беспорядок. Поэтому-то люди, согласно теории общественного договора, добровольно передали власть группе лиц, которые должны заботиться о порядке в государстве, следить за исполнением законов и охранять от внешних врагов.

3. Трактовки теории общественного договора.

Одна из древнейших теорий общественного договора – теория древнегреческого философа Эпикура (341 – 270 гг. до н. э.). Мыслитель считал, что до возникновения государства между племенами велась «война всех против всех». Жить в постоянном страхе, рискуя потерять не только имущество, но и свою жизнь, было крайне тяжело. Эта война мешала развитию общества. Таким образом, борясь за выживание, человечество осознало, что для всеобщего блага крайне необходимо иметь покровителя и защитника – государство.

Государство как новая форма общежития людей в лице отдельной их группы, обязано чётко регламентировать отношения граждан посредством законов. Это обеспечило бы сохранность жизни и имущества каждого отдельного человека. Но для того, чтобы небольшая группа людей могла контролировать действия гораздо большего количества граждан, необходимы бюрократический аппарат и силовые структуры, которые будут заставлять при необходимости исполнять волю правителей. Эти же силы обеспечивают также сохранность границ государства, что тоже немаловажно для общего блага. Таковой была позиция Эпикура в раскрытии отношений между государством и его гражданами.

Одним из тех, кто стоял во главе естественной школы права был Т. Гоббс. Он был одним из первых философов, употребивших понятие «общественный договор». Что же подразумевал под этим понятием Т. Гоббс? Он считал, что человек от рождения наделён естественными правами – на жизнь, на свободу, на частную собственность и т.д. Но безграничное использование этих прав приводит к бесправию, к социальному хаосу. Поэтому крайне необходимо ограничение абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны добровольно и взаимно установить рамки своих взаимоотношений, за пределы которых выходить нельзя. Это обеспечит мир в обществе и государстве в целом. Такое взаимное самоограничение Т. Гоббс и называл «общественным договором».

При этом граждане государства передают власть отдельной группе лиц либо одному человеку, которые и осуществляют надзор за выполнением данного договора. Так возникает государство. Оно представляется философу суверенным, как внутри, так и извне. По убеждению Т. Гоббса власть в государстве должна быть абсолютной, то есть законодательная, исполнительная и судебная функции должны быть сосредоточены в руках монарха. Последний вправе принуждать своих подданных выполнять все указы и предписания, причём монарх может действовать в этом случае крайне жёстко. Таким образом, как мы видим, идеалом государства для Т. Гоббса была абсолютная монархия.

3.3.Джон Локк

На рубеже XVII – XVIII вв. в Европе возникло новое идейное течение – Просвещение. Развивались капиталистические отношения, основанные на частной собственности, произошёл естественно-научный переворот, возникла вера в безграничные возможности человеческого разума. Все эти изменения и обновления в условиях жизни и мировоззрении людей привели к формированию новых идеалов – мира, ненасилия, веротерпимости, вольнодумства, свободы, благосостояния и счастья людей.

Предшествующий эпохе Просвещения XVII век был наполнен войнами. В XVIII веке уже наблюдалась относительная политическая стабильность, развивалась экономика, совершенствовались условия быта людей, значимыми были культурные достижения. Жизнь человека изменялась к лучшему, и эти сдвиги вселяли надежду на то, что человеку под силу перестроить общество на разумных началах. Для чего достаточно реализовать заложенные в каждом способности, но прежде, чем человек раскроется, ему необходимо учиться. Поэтому мыслители эпохи Просвещения считали первостепенным распространять в обществе полезные знания и научные открытия. По глубочайшему их убеждению достичь благосостояния и процветания можно лишь только с помощью знаний. И эта вера в силу знаний заложила основу для идеи прогресса – стремительного и непреклонного движения человечества вперёд.

В XVII веке образцом общественного прогресса выступала Англия. Поэтому не случайно главные идеи той эпохи зародились именно там. У основ английского Просвещения стоял выдающийся мыслитель Джон Локк (1632 – 1704). Он был убеждён в том, что все люди рождаются свободными и равными. Каждый из нас имеет естественные права на жизнь, свободу и собственность. Но чтобы эти права выполнялись, необходимо наличие государства, которое бы обеспечивало и защищало права своих граждан. С этой целью и был, по мнению Д. Локка, заключён общественный договор между людьми. Но если государственная власть нарушает условия общественного договора и вместо защиты прав граждан ущемляет их личную свободу и посягает на частную собственность своих подданных, граждане в таком случае имеют право свергнуть такую власть.

Джон Локк был ярым противником абсолютизма. Ему даже пришлось во время реставрации Стюартов покинуть Англию и выехать в Голландию. На родину Локк вернулся лишь тогда, когда в Англии установилась конституционная монархия. Он долго размышлял над тем, как ограничить абсолютную власть монарха и пришёл к идее разделения властей. Джон Локк считал, что принятие законов необходимо передать парламенту, в состав которого будут входить депутаты, избранные народом. Исполнительная власть, по мнению Локка, пусть остаётся в руках монарха и его министров. Таким образом, как мы видим, Джон Локк был сторонником конституционной монархии. Во главу угла он ставил принцип законности и утверждал, что «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».

3.4.Шарль Монтескье

В XVIII веке центром европейской интеллектуальной жизни была Франция. Здесь сформировался достаточно многочисленный круг выдающихся просветителей, идеи которых распространялись по всей Европе. Одним из них был Шарль Монтескье (1689 – 1755). Родился он в семье чиновника-дворянина, но не пошёл по стопам отца, а стал светочем новых идей, зарождающихся в обществе. Монтескье высмеивал пороки абсолютной монархии – распущенность и своеволие аристократии, произвол королевской власти, войны, которые велись с корыстными целями и доставляли много бед простому народу, а также непомерные налоги, ложившиеся тяжким бременем на плечи простых тружеников.

Монтескье заявлял, что человек волен делать всё, «что не запрещено законом», а также отстаивал принцип неприкосновенности частной собственности. Он был солидарен с Джоном Локком в вопросе государственного устройства и считал лучшей формой организации государственной власти конституционную монархию. В своём произведении «О духе законов» Монтескье настаивает на разделении властей на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (монарх) и судебную. Такая система власти будет служить противовесом друг другу и не позволит превышать полномочия, так как каждая ветвь власти будет находиться под постоянным, неусыпным контролем со стороны других ветвей. Этот принцип Монтескье считал важнейшим в деле обеспечения законности.

3.5.Жан-Жак Руссо

Особую позицию среди французских просветителей занимал Жан-Жак Руссо (1712 – 1778). Он поддерживал своих единомышленников в том, что человек – это часть природы, представляющей собой гармонично взаимосвязанную систему. Но Руссо не признавал положительных для человечества последствий прогресса. Он считал, что всякого рода изобретения и усовершенствования пагубно отражаются на естественном состоянии общества, разрушая гармонию между человеком и природой. Такое негативное отношение к достижениям науки и искусства вызывало едкую критику в адрес Руссо со стороны французских просветителей. Но мыслитель был непреклонен и абсолютно убеждён в том, что цивилизация портит общество. Его идеалом было размеренное деревенское существование, без излишеств, с незатейливым досугом на лоне природы.

Жан-Жак Руссо с детства был не безразличен к нуждам простого народа. Праздное существование французских дворян вызывало у него отвращение. Руссо, как и другие просветители, считал, что люди рождаются равными в правах, и народ имеет право сам избирать себе правителей и свергать тиранов. Таким образом мы видим, что Жан-Жак Руссо был приверженцем республиканской формы правления.

Кант заявлял, что человек отличается от остальных составляющих природы особым сознанием, которому присуща нравственность. От уровня нравственности человека зависит его поведение. Эту взаимосвязь Кант определил как «категорический императив». Он считал, что в основе общественного договора лежит именно «категорический императив». Человечество пожертвовало своей необузданной свободой, чтобы установить всеобщий порядок, передав полномочия по охране прав государству. По мнению Канта это проходит добровольно и является взаимовыгодным актом, в результате чего формируется гражданское общество. Под этим процессом Кант и подразумевал «общественный договор», главным условием которого является, по мнению Канта, принцип «не делать другого средством для достижения своей цели». Здесь мы видим, что Кант воспринимал каждого отдельного индивида как морального субъекта, осознающего свой долг перед государством и обладающего волевыми качествами. Исходя из этого мыслитель считал, что государство не вправе воспринимать граждан как безропотных существ, не способных принимать самостоятельно каких-либо решений.

Одной из особенностей концепции Канта в понимании происхождения общественного договора, является отказ от представления последнего как реального исторического события. В понимании Канта, общественный договор помогает судить о справедливости конкретных законов, раскрывая сущность определённого государственного строя.

Кант поддерживал взгляды на государственное устройство Жан-Жака Руссо и считал, что народ имеет право участвовать в принятии законов. Но не о полном народном суверенитете высказывался Кант. В отличие от Руссо, мыслитель отводил представителям народа в парламенте довольно скромную роль, где депутатам лишь изредка будет предоставлена возможность отклонить решения правительства. К тому же Кант не всех граждан признавал правоспособными, так стариков, женщин и детей он относил к категории неполноправных (пассивных) граждан.

И действительно, вряд ли когда-то реально был заключён общественный договор. Теория общественного договора – это идеалистическое учение о возникновении государства и права. Трудно себе представить, что народ добровольно передал власть над собой группе лиц, добровольно согласился признать социальное неравенство общества. Общественный договор, это скорее некий эталон, основополагающий принцип, по которому можно представить идеальную форму общественных отношений. Но несмотря на это, теория общественного договора всё же сыграла достаточно важную роль в развитии демократических принципов и отношений, как в теории, так и на практике. Под непосредственным влиянием теории общественного договора формировалась гражданственность, как, например, в США.

Список использованной литературы

1. Берк Э. Размышления о революции во Франции. Журнал "Социологические исследования" за 1991 г., №№ 6, 7, 9, за 1992 г., № 2 и за 1993 г., № 4.

2. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Просвещение, 200 4. - Т.2.С.245.

3. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 2004.С.317.

4. Григорьев С.И., Ростов Ю.Е. Основы современной социологии. – М.: ВЛАДОС, 2004.С.421.

5. Зотова Л.В. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2003. - № 4.С.289.

6. Касьянов В.В. Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.С.257.

7. Локк Дж. Сочинения. - М.: Мысль,2003. - Т. 3. С.437.

8. Манхейм К. Консервативная мысль. См. в кн.: Диагноз нашего времени. М., 1994 г.

9. Рассел Б. История западной философии: Кн.3. – Ч.2: От Руссо до наших дней. – М.: Мысль, 2002.С.341.

10. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1938.

11. Современная западная философия: Словарь. / Сост. Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Издательство политической литературы, 2003.С.283.

12. Философский словарь. / Под ред. Фролова И.Т. – М.: Издательство политической литературы, 2004.С.382.

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Отрасль политологии, в которой путем сравнения выделяют общие черты и специфические различия разнообразных политических объектов, называется:

  • a) Теория политики;
  • б) Сравнительная политология;
  • в) Прикладная политология.

Вопрос 2. Какой период развития характерен для современной политической науки:

  • а) Постбихевиористский;
  • б) Бихевиористский;
  • в) Институциональный.

Вопрос 3. Кто из философов утверждал, что государство не может быть продуктом общественного договора:

  • а) Т. Гоббс;
  • б) Дж. Локк;
  • в) Ж.Ж. Руссо;
  • г) Г.В.Ф. Гегель.

Вопрос 4. Представительство интересов политического меньшинства осуществляется:

  • а) Массовой партией;
  • б) Правительственной партией;
  • в) Оппозиционной партией;
  • г) Кадровой партией.

Вопрос 5. Кому принадлежит определение человека как «политического животного»:

  • а) Сократу;
  • б) Аристотелю;
  • в) Т. Гоббсу;
  • г) Ж.Ж. Руссо.

Вопрос 6. Какая из приведенных ниже идей не была характерна для русской политической мысли периода Средневековья:

  • а) Церковная власть должна иметь превосходство над светской властью;
  • б) Светская власть должна иметь превосходство над церковной властью;
  • в) Царская власть имеет божественное происхождение.

Вопрос 7. Какой способ влияния на органы власти составляет основу нелегального лоббизма:

  • а) Личные встречи, контакты, переговоры;
  • б) Использование методов пи-ар для формирования общественного мнения;
  • в) Финансирование избирательных компаний;
  • г) Прямой подкуп должностных лиц.

Вопрос 8. Особый вид государственного устройства, основанный на безусловном подчинении всех граждан и общества в целом системе права, носит название:

  • а) Социального государства;
  • б) Тоталитарного государства;
  • в) Правового государства.

Вопрос 9. Избирательная система, при которой избранным является тот кандидат, за которого было подано больше всего голосов – это:

  • а) Мажоритарная система;
  • б) Пропорциональная система;
  • в) Смешанная система;
  • г) Преференциальная система;
  • д) Полупропорциональная система.

Вопрос 10. Понятие «форма правления» означает:

  • а) Административно-территориальное деление страны;
  • б) Политический режим в государстве;
  • в) Структуру высших органов власти в государстве и распределение власти между ними;
  • г) Легитимность власти.

Вопрос 11. В Российской Федерации президент:

  • а) Может распустить верхнюю палату парламента;
  • б) Может распустить нижнюю палату парламента;
  • в) Не может распустить нижнюю палату парламента.

Вопрос 12. Какое определение политического института характерно для современной политологии:

  • а) Это реальные государственные учреждения, партии, бюрократия;
  • б) Это комплекс правил, принципов, норм и установок, характеризующих качество политической системы общества и регулирующих политическое поведение и деятельность людей.

Вопрос 13. В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

  • а) Парламентом;
  • б) Президентом;
  • в) Верховным судом;

Вопрос 14. Формой правления в Российской Империи XIX века была:

  • а) Парламентская республика;
  • б) Президентская республика;
  • в) Полупрезидентская республика;
  • г) Абсолютная монархия;
  • д) Дуалистическая монархия;
  • е) Парламентская монархия.

Вопрос 15. Совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории, носит название:

Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».

Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.

Договорная теория Т.Гоббса

Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».

Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.

Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.

Теория общественного договора Дж.Локка

Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.

Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.

Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.

Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.

Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.

Из современных мыслителей можно отметить Дж. Ролза (1921 – 2002), который взял договорную теорию как основу в свою концепцию справедливости. В работе «Теория справедливости» Ролз отмечает, что в условиях отказа людей от «природного состояния» существовало два варианта: первый вариант - выбор принципа равенства в приписывании основных прав и обязанностей, включая равенство в собственности. Данный принцип означает выбор коллективистического государства и коллективистического общества. Второй вариант – принцип социального и экономического неравенства, по которому неравное положение людей справедливо в том случае, если оно приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека и, в частности, для менее преуспевающих членов общества. Этот принцип означает выбор индивидуалистического государства и индивидуалистического общества.

Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.

Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.

Существование различных подходов к вопросу происхождения государства говорит о том, что эта проблема остается актуальной до сих пор.

В 1651 году Гоббс разорвал отношения с роялистами и попытался обосновать с идеологической точки зрения диктатуру О. Кромвеля. Он изложил апологию сильной абсолютной власти в одном из своих самых крупных и важных произведений – «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

В первой части данного произведения Гоббс выдвигал общефилософские вопросы, среди которых поднималась и тема толкования природы человека. По Гоббсу задачей политики было познание государства, изучение которого подобно устройству часов: его необходимо начинать с изучения его отдельных пружин, колес, составных частей. Поначалу философ рассматривал государство в состоянии разложения, изучая природу отдельно взятого человека для того, чтобы узнать, способны ли люди образовать государство и каким образом они должны действовать, чтобы соединиться в общество.
Для того, чтобы водворить порядок и удовлетворить основные требования человека, нужно с помощью человеческой изобретательности создать великого Левиафана – всемогущее искусственное животное, называемое государством.

Учение Гоббса о государстве

Государством является механическое соединение разных людей, которые представляют огромную силу вместе.
Государство не является извечной категорией, его предшественник – это естественное состояние людей, чья жизнь подчиняется естественным законам, которые вытекают из природы самих людей. Первое основание естественного права, которое согласуется со здравым смыслом – это необходимость сохранения жизни на протяжении максимально долгого времени. Согласно естественным законам природы, человек предусматривает необходимость искать мир в борьбе за свое самосохранение, а для сохранения мира он вынужден столкнуться с необходимостью ограничить свои притязания.

Охраняя мир, Гоббс на основе общественного договора выводит свою систему нравственных и юридических законов. Для того, чтобы законы получили силу в социуме, изначально должна утвердиться власть, которая будет устанавливать порядок и сдерживать необузданные страсти отдельно взятых людей, пытающихся покуситься на общественную безопасность и мир. Государство возникает в результате общественного договора. Как определял Гоббс, «государство есть единое лицо, которого воля, вследствие договора многих людей, является волей всех и может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты». Этим лицом является верховная власть, а остальные – подданные.

Подданные полностью передают свои права верховной власти, которая обязана быть неограниченной и безусловной, вне зависимости от формы правления. Глава государства не может быть неправым и не связан ничем по отношению к народу. Тем не менее, подданные, которые получают все свои права от верховной власти, лишены всех прав по отношению к ней. К примеру, гражданам не принадлежит право собственности, т.к. данное право устанавливается не естественным законом, который подразумевает, что у людей все общее, а гражданским. В связи с этим подданные обладают правом от государства и сохраняют его, пока государство того хочет. «Кто имеет господина, тог не имеет собственности, все здесь принадлежит государству».

Государственная власть является суверенной, нераздельной, а также стоит выше всех законов, которые устанавливает и не может подлежать контролю. Власть устанавливается благодаря воле граждан и ее нельзя устранить по их произволу. У граждан сохраняются обязанности по отношению к абсолютной власти до тех пор, пока власть способна защищать своих граждан. Граждане не обязаны подчиняться свергнутой власти, а должны служить той, которая на самом деле управляет страной, выстраивая порядок в государстве.

Гоббс в качестве приверженца авторитаризма наделил суверена неограниченными полномочиями – он видел в нем сосредоточие всех видов власти: исполнительной, законодательной и судебной. В связи с этим он был против того, чтобы делить власть между палатой лордов, королем и палатой общин, т.к., по его мнению, это была бы одна из причин распада и гибели государства.

Для того, чтобы предоставить верховной власти единство и неограниченность, Гоббс отвергал смешанные формы правления, т.к. он и подумать не мог о том, что суверенитет может принадлежать нескольким людям, а не одному человеку. Верховная власть способна быть троякой – аристократической, монархической и демократической. Гоббс симпатизировал монархическому абсолютизму и для него важность имел государственный абсолютизм в принципе. Гоббс защищал верховную власть в качестве средства защиты гражданского порядка, отмечая плюсы и минусы каждой из форм правления, в которых проявляет себя та или иная власть. Если сравнивать монархию с аристократией и демократией, то монархия является лучшим образом правления, а аристократия становится тем лучше, чем ближе она к монархической форме.

Между тем, несмотря на то, что Гоббс стоял за монархию, он в то же время не отрицал правомерность демократии, полагая, что народное правление наименее способно достичь истинной цели – сохранности спокойствия в государстве. Гоббс видел следующие слабости в демократической форме власти:

  • в ней столько же правителей, сколько и пустословов, которые стремятся добиться богатства и власти;
  • властное большинство мало осведомлено о делах, и по большей части принимает неверные решения;
  • исключено ведение тайных государственных дел;
  • источником смуты будет бесконечная борьба партий (Гоббс предлагал распустить партии);
  • «законы перемещаются из одной стороны в другую, как бы плавая по волнам»

Философ проповедовал государственный абсолютизм и абсолютизм верховной власти, выступая против клерикализма. Гоббс понимал, что причиной гражданских войн была борьба между светской и духовной властью. Выходом из данного состояния он считал необходимость духовной власти подчиниться авторитету светской. Данный тезис был выгоден О. Кромвелю, использовавшему его, требуя безусловного господства светской власти.

Во времена Реставрации Стюартов (1660-1685) Гоббс пережил сложные времена. Его обвиняли в распространении ереси, и он был вынужден защищаться в небольших специальных работах. Через 10 лет после его смерти, в 1688 году, Оксфордский университет внес труды Гоббса «Левиафан» и «О гражданине» в список злонамеренных сочинений, которые были нацелены против священных особ монархов, их правительств и государств и подрывающих устои всякого человеческого общества». Вместе с другими крамольными сочинениями, эти два труда были сожжены.

Освоенные умения : ориентироваться в системе социально-гуманитарных наук, понимать их взаимосвязь и значение для формирования специалиста.

Освоенные знания: предмет, объект политологии. Роль политики в жизни современного общества.Историю становления политологии как самостоятельной научной дисциплины.

Изучение нового материала:

1. Объект и предмет политологии.

2. Становление и развитие политологии. Социально- исторические и культурные предпосылки зарождения политических учений в Древнем мире, Античности, средневековье, в эпоху Возрождения. Реформация и Просвещение как этапы развития политической мысли. Марксистская концепция политики. Развитие политической мысли в России в 19-20 в.в

1. Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. Подразумевая всю совокупность политических наук: политическую философию, политическую экономику, политическое право и т. д.

В узком смысле под политологией понимается наука, непосредственно исследующая политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

Различия между политологией как наукой, с её задачей изучения политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике большому количеству людей.

Объект исследования политологии — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, т.е. определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки или исследования.

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования как психологии ( социальная психология), так и социологии, политологии, этнологии и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Значит, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования можно выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Функции политологии :

1.Теоретико-познавательная - формирует знания о политике и её роли в обществе.

2. мировоззренческая (идейно-воспитательная) - связана с выработкой политических идеалов и ценностей.

4. регулятивная (инструментальная).

6. оценочная - позволяет давать точную оценку событиям.

Т.О. Политология — это наука о политике, о закономерностях политических явлений, способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т.

П редметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Как наука политология выполняет ряд важных функций в обществе.

2. Политология как самостоятельная научная дисциплина сложилась в конце XIX – начале XX вв. В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра "История и политическая наука». В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук, это говорило о признании данной науки на национальном уровне. В странах Западной Европы также возникает широкая сеть политических научных и учебных центров. В XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину завершился, выделились ее важнейшие национальные школы и направления.

Тесная связь характерна для политологии с философией, с социологией, экономическими науками, психологией, географией, политической теорией и многими другими Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой.

В древности наивысшего развития политическая мысль достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Этические взгляды Платона были направлены на общество, поэтому предназначение человека — служить государству. Управлять государством должны философы-мудрецы. Идеальной формой государственного устройства - правление аристократии и монархия. Аристотель определял государство как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Наиболее правильной формой государственного правления он считал политику, в которой сочетались бы черты олигархии и демократии. Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство, и утверждал, что человек есть существо общественное( «политическое животное»).

В период средневековья Августин Аврелий считал, что в мире существуют две общности: «град божий» (церковь) и «град земной» (государство). Государство основано на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. По его мнению, чтобы государство оправдало свое существование, оно должно служить церкви. Фома Аквинский считал, что неравенства установлены Богом. Также божьей воле он приписывал и существование монархии на земле. Считал, что церковь должна контролировать государство, науку и искусство.

Николо Макиавелли , представитель эпохи Возрождения связывал возникновение государства с необходимостью обуздания эгоистической натуры человека. Он считал, что народ не играет никакой роли в государстве, правитель сам определяет цели своей политики и добивается их, используя любые средства. Томас Мор описал идеальное государство. В нем отсутствует частная собственность, трудовая деятельность является обязанностью каждого члена общества. Государство занимается учетом и распределением всех богатств. Люди живут в согласии с природой и друг с другом. Томмазо Кампанелла считал совершенным государство, в котором господствуют философы-священники во главе с Метафизиком.

Развитие науки в Новое время представлено идеями Томаса Гоббса, который рассматривал государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к состоянию «войны всех против всех». Для этого оно должно применять сильные и жестокие меры. Правитель не ограничен в своих действиях волей подданных. Джон Локк рассматривал право людей на жизнь, на свободу, на собственность как их естественное право. Государство не должно посягать на эти права, а обязано защищать их. Он утверждал, что государство не может быть продуктом общественного договора, выдвинул идею разделения власти между органами. Жан Жак Руссо отрицательно относится к народному представительству, разделению властей, доказывая необходимость прямого народного правления.

Развитие политических идей в России происходит в XVIII в., когда стали проникать и находить своих сторонников идеи европейских политических мыслителей. В.Н.Татищев был ярым сторонником самодержавия и считал, что эта форма необходима для такой большой страны как Россия. Западники призывали к более быстрому развитию в России промышленности, предлагали освободить крестьян с небольшими наделами земли. Славянофилы доказывали, что православная Россия станет ядром мировой цивилизации. М.А.Бакунин кроме взглядов народничества отстаивал идеи анархизма. В конце 80-90гг. XIX века развивается либерально-народническое направление, представители которого стремились обратиться к самодержавию. В.И.Ленин – сторонник пролетарской революции, в результате которой было бы построено коммунистическое общество. По его мнению, политическая партия - важнейший инструмент в завоевании политикой власти рабочим классом. 1917 - 1990 года - эпоха материалистических воззрений на историю, на политику в советской государственности. В наши дни идет возврат к либеральным взглядам. В отечественной научной литературе сложились две точки зрения по отношению к политологии. Первая: политология в широком смысле слова – это интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Она синтезирует и объединяет выводы, полученные другими науками, изучающими политику. Согласно второй точке зрения, политология в узком смысле слова – это общая теория политики, т.е. специальная научная теория, изучающая лишь политическую сферу жизни общества во всех ее проявлениях.

Закрепление:

1. Кому принадлежит определение человека как «политического животного»:

2. Кто из философов утверждал, что государство не может быть продуктом общественного договора:

3. Какая из приведенных ниже идей не была характерна для русской политической мысли периода Средневековья:

а) Церковная власть должна иметь превосходство над светской властью;

б) Светская власть должна иметь превосходство над церковной властью;

в) Царская власть имеет божественное происхождение.

4. Политология - это наука, изучающая
а) процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений
б) психологические факторы политического поведения людей
в) строение общества и поведение людей в нем
с) общие закономерности и принципы организации и функционирования политической сферы человеческого общества
д) регулирование отношений и поведения людей в процессе общественной жизни
5. Объектом политологии является
а) закономерности становления, функционирования и изменения политической власти
б) экономическая сфера жизни общества
в) политическая система и жизнь общества
с) политические партии
д) закономерности становления судебной системы
6. Предметом политологии являются
а) социально-экономическая сфера жизни общества
б) закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, развитие политических процессов
в) политика, политическая сфера жизни общества
с) политические партии, организации и движения
д) закономерности становления судебной системы реальность, данная нам в ощущениях
7. Представитель политической мысли Древнего Востока
а) Конфуций
б) Платон
в) Фома Аквинский

г) Сократ
д) М. Вебер
8. Представителем политической мысли Древней Греции является
а) Аристотель
б) Конфуций
в) Лао-цзы
г) Фома Аквинский
д) Томас Мор
9. Фома Аквинский является представителем политической мысли
а) нового времени
б) древнего Востока
в) древней Греции
г) древнего Рима
д) средневековья
10. Жан-Жак Руссо является представителем политической мысли
а) Древней Греции
б) Средневековья
в) Нового времени
с) Новейшего времени
д) Эпохи Возрождения
Правильные ответы:

1б,2б,3б, 4 с,5в,6б,7а,8а,9д,10в

2.В виде схемы отобразите отношение политологии с другими общественными науками.

Домашнее задание: изучите данную лекцию и материал по теме в учебнике.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: