Кто из философов права разграничил гражданское общество и государство

Обновлено: 24.04.2024

Гражданское общество – это сфера самопроизвольного самопроявления свободных индивидов и добровольных союзов, и объединений, ограждённая законами от открытого вторжения и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственного управления.

Гражданское общество состоит из совокупности неполитических отношений в обществе. Здесь экономические, социальные, семейные, духовные, нравственные, национальные, религиозные и т.п. Оно выполняет роль противовеса государства, гражданское общество как совокупность различных и достаточно крепких неправительственных институтов выполнят функции миротворца и арбитра между основными группами интересов. Таким образом, удерживает желание государства к всемогуществу и атомизации общества.

История гражданского общества

Понятие "гражданское общество" впервые использовал ещё в XVI в. в отношении книги "Политика", которая была написана Аристотелем. В комментарии гражданское общество противопоставлялось политическому обществу или миру профессиональной политики. Традиционно, гражданское общество, которое благодаря К. Марксу стало возможным, противопоставляется государству.

Цицерон утверждал, что народ – это не просто группа людей, которые связаны между собой тем или иным способом. Народ возникает там, где люди объединяются посредством согласия по причине прав и законов, более того, народ объединяет желание действовать в соответствии с конкретной целью.

А. де Токвиль много писал на тему общественных условий, которые способствую поддержанию демократии в Америке. В этой связи он выделял склонность американцев создавать различные гражданские и политические организации. Они, по его мнению, положительно влияют на развитие у всех членов общества духа сотрудничества, солидарности и преданности обществу. Индивиды, которые добровольно включаются в состав подобных групп с широким разбросом целей и предпочтений среди её членов, обрастает не только навыками кооперации и ощущения гражданской ответственности за коллективные начинания, но и непроизвольно обучаются самодисциплине, терпимости и уважительному отношению к мнению других людей, даже если оно серьёзно отличается от их собственного мнения.

Государство всегда преследует цель подчинить себе граждан, ограничить их сферу нерегламентированной деятельности и разобщить их. Гражданское общество, будучи противовесом государству, пытается ограничить его действия политической сферой, оставляя при этом все оставшиеся области их деятельности без контроля. Гражданское общество не даёт возможности государству увеличить область собственной деятельности и распространить её нравственные, духовные, религиозные, национальные и другие отношения людей.

Основное условие для создания гражданского общества – капиталистическое государство. Именно государство формулирует законы, которые способны оградить индивидов и их добровольные организации от вмешательства со стороны органов государственного управления. Однако это не свидетельствует о том, что государство занимает позиции выше гражданского общества. Гражданское общество в свою очередь, перманентно оказывает воздействие на государство, в отсутствии которого государство никогда не смогло бы пойти на серьёзные ограничения в сфере собственной компетенции.

Демократия как общественное явление

Важнейший механизм, который выполняет роль обратного воздействия гражданского общества на государство, называется демократия или иными словами периодическое доминирование управляемого над управляющими. Данное противостояние и вместе с тем взаимозависимость государства и гражданского общества отображено в схемах:

Государство – законы – гражданское общество.

Гражданское общество – демократия – государство.

Гражданское общество отделяется от государства при капиталистическом строе, но важно заметить, что элементы гражданского общества существовали ещё в античных демократических государствах. Если говорить о средневековом феодальном обществе, то гражданское общество в нём отсутствовало, более того не было даже предпосылок для его возникновения. В таком обществе политическая и экономическая сферы, закреплённые законом и ритуалом, были представлены наглядно и воочию, а их соотношение понятно. По факту отсутствовал водораздел между этими областями, и проявлялось это как единый – политический и экономический – социальный строй.

С появление капитализма государство и экономика понемногу отделяются друг от друга, что способствует созданию одной из главных предпосылок для формирования гражданского общества.

Экономическая децентрализация – это важнейшая черта индустриального общества и обязательное условие для формирования гражданского общества в любом значении этого слова.

Одним из важнейших источников структуризации общества является государство. При этом основной источник коммунитарных социальных отношений – отношения равенства – гражданское общество. С одно стороны, государство даёт определённую упорядоченность в гражданском обществе, оно предостерегает его от вмешательства, диктует собственные правила игры. А с другой стороны гражданское общество с достаточной периодичностью обновляет и освежает структурные отношения, которые устанавливаются и оберегаются государством.

В качестве инструмента, который оказывает воздействие на государство, гражданское общество использует демократию.

Демократические выборы органов государственной власти – это краткие, повторяющиеся с определённой периодичностью периоды безраздельного преобладания гражданского общества над государством, коммунитарных отношений над структурными.

Итогом такого доминирования равенства над иерархией является обновлённое государство, которое способно на протяжении определённого периода находится в известной гармонии с гражданским обществом.

Понятия демократии и гражданского общества в этой связи неразрывны между собой. Полноценная демократия представляется возможной только в том случае, когда существует устоявшееся гражданское общество, которое способно использовать её как инструмент обновления государства. Важно понимать, что само по себе существование гражданского общества, которое соответствует правилам жизни, установленными государством, принимает вид стабильного и продуктивного, если оно может свободно распоряжаться демократией в качестве средства, которое воздействует на государство.

Такая связь демократии и развитого гражданского общества представляет собой ключ к пониманию демократии и интерпретации того, почему в тех странах, где государству не противостоит гражданское общество, не может даже идти речи о демократии и её эффективности, более того, там, где нет устойчивого гражданского общества, демократия может сыграть отрицательную роль.

Демократия – от греческого означает народовластие, и определяется как общественный строй, которому характерно сосредоточение власти в руках народа.

Хотя стоит отметить, что такое определение весьма поверхностно и оно не удовлетворяло интересов даже Платона и Аристотеля, которые находились еще на начальном пути исследований в данной области. Они различали демократию, которая регулируется законом и демократию, которая лишена всяких норм и правил. Более того, последний случай вообще вопиющий, в силу того, что в при такой форме демократии устанавливалось господство большинства, иными словами попадая под влияние демагогов, устанавливалась власть над теми, кто остался в меньшинстве.

Эффективность демократии зависит от ряда социальных условий и институтов, которые имеют возможность реализации только в тех обществах, где условия и институты могут существовать. Очевидно, что для многих обществ демократия не является каким-то необходимым инструментом. Среди них закрытые общества от крайнего до умеренного типа. Ошибочно полагать, что демократия – это общечеловеческий идеал для одного конкретного типа человека – индивида современного открытого общества, где рассматривается данный человек как человек вообще.

Коллективистические или стремящиеся к данному образу общества, не нуждаются в реальной демократии, они могут прибегать к формальной демократии, которая обеспечивает молчаливое согласие избирателей с проводимой правящей верхушкой политикой. Подобная стратегия в современном мире достаточно распространена. По факту не существует ни одного государства, которое не называет себя демократичным, хотя совершенно очевидно, что есть ряд специфических систем правления, которые охватываются данным термином. И дело здесь не только в риторике. Государства, которые приписывают себе наличие демократии, зачастую имеют вполне очертаемые процедуры вовлечения граждан в процессы управления, какими бы минимальными они ни казались на практике.

Руководители современных государств уже давно нашли способы эффективного управления, при которых граждане активно молчаливо соглашаются со всем, что им рекомендуют, причём это принимает формы, которые совершенно не похожи на те, что принимались в государствах, предшествующих им.

Условия современной демократии

Демократия – важнейший инструмент воздействия гражданского общества на своего устойчивого оппонента – государство.

При условиях, когда практически отсутствует в государстве гражданское общество и ли оно не имеет никакого веса, то демократия приобретает весьма формальный характер. Связь гражданского общества и государства настолько сильна, что их противостояние лишено всякого здравого смысла.

Политическая свобода – это право гражданина принимать участие в управлении государством.

Этот вид свободы осуществим только в условиях реальной демократии. Иначе говоря, при возможном участии всех в изъявлении воли. За политической свободой самой по себе нет никакой социальной программы. Однако нужно учитывать тот факт, что чистая и ничем не ограниченная демократия может привести к плачевным последствиям, в том числе к установлению самых крайних форм государственного управления – тоталитарного общества.

К. Ясперс писал: "Формальная демократия, т.е. право на свободное, равное и тайное голосование как таковое, отнюдь не является гарантией свободы, напротив, скорее угрозой ей".

Устойчивое гражданское общество является одним из условий успешного функционирования механизма демократии. Такое общество ограждено от не санкционированного законом вмешательства. В качестве ещё одного условия выступает правовое государство, в котором законы принимаются и подвергаются изменениям посредством правовых преобразований и распространяются на всех в одинаковой степени. В таком государстве человек защищён от насилия, его взгляды и воля учитываются на государственном уровне.

Демократия предполагает возможность открытой дискуссии, которая ничем не ограничена. Такая дискуссия возможна только при наличии в государстве свободы прессы, собраний и слова. Как требование от демократии – конкурирующие политические партии. С демократией также связывается демократический образ жизни. Состояние политической свободы сохраняется только в том случае, когда большая часть населения поддерживает идеи сознания свободы и придерживаются её. В таком случае оно направлено на все реалии этой свободы и люди могут заботится о том, чтобы сохранить её. Важно осознавать, какой ценой данная свобода была получена, в ходе каких исторических действий или в процессе самовоспитания народа в целом. Демократия не представляется возможной без либеральности. Она тесно связана со свободой, иначе она перерождается в охлократию или тиранию.

Понимание ценности свободы большей частью населения должно быть дополнено наличием у неё конкретных манер (этоса) совместной жизни, которые становятся привычными свойствами человека. Среди таких привычек уважительное отношение к законодательству, естественная гуманность в общении, уважение прав окружающих, внимание и готовность помочь, отказ от насилия над группами меньшинства, перманентная готовность идти на уступки в житейских вопросах и т.п.

К эффективным условиям демократии также относится достаточно высокий уровень социально-экономического развития общества. На протяжении двух последних веков наиболее значимым был фактор жизни западного общества промышленная революция. Она стала толчком к резкому увеличению числа жителей городов, метаморфоз в классовой структуре, значительному повышению стандартов жизни, уровня образования и здравоохранения.

Эмпирический опыт говорит о том, что эффективная демократия взывает к социально-экономической модернизации. Благосостояние может облегчить трудности, вызванные общественными и частными причинами социального устройства.

Образование способствует увеличению числа грамотных профессионалов, тем самым отражается на повышении уровня сознательности населения. Экономический рост закрепляет средний класс в его перманентном положении, который по сути является гарантом эффективной демократии.

Демократия предполагает конституцию писанную и неписанную, которая ограждает свободу, права человека и правовое государство от покушений со стороны пребывающей у власти партии большинства.

Демократия предъявляет требования отделить политику от экономики и проблем, связанных с мировоззрением, разделение властей и эффективного функционирования судебной системы.

Все, перечисленные выше условия, которые необходимы для демократии как эффективного инструмента, показывают, что она не сводится только к всеобщему избирательному праву, которое присваивает право быть властью в ходе честных выборов, избранных большинством голосов. Демократия существует только в конкретном социальном контексте, поэтому логично, что её формы, размах и эффективность реагируют на изменение данных условий.

Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому – к "Политике" Аристотеля, "Государству" Платона, другим древнегреческим учениям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, но сам термин "гражданское общество" стал устойчиво употребляться лишь в XVIII в.

Гражданское общество- сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество- совокупность неполитических отношений, т.е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Государство- это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны(государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно- территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство,подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

Право- это нормативно-регулятивная система, включающая в себя совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства. Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем, что их нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять друг другу, тем более отрывать одно от другого. Гражданское общество и государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению друг к другу, вместе с тем составляют единое, не лишенное противоречий целое. Ни государство, ни гражданское общество не способны к самостоятельному, более того — взаимоисключающему сосуществованию. Государство—закономерный продукт развития общества, оно появляется тогда, когда в недрах этого общества объективно назрела потребность в таком образовании как государство.

Г.В.Ф. Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее ($1770-1831$) в своих политических воззрениях являлся сторонником идеалов, заявленных во времена Французской революции. Но в его трудах, посвященных политической философии, мыслитель критически оценивал сложившуюся идеологию гражданского общества, т.к. в ней он видел как положительные стороны, так и отрицательные. Здесь можно вспомнить гегелевскую идею отчуждения.

Многие исследователи считают, что смысл общественно-политической мысли Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее сокрыт в его крылатом выражении, согласно с которым все разумное действительно, а все действительное разумно.

Идея гражданского общества

Государство с объективной точки зрения - централизованная организация власти, с субъективной стороны – духовное сообщество, любящее свою страну.

Государства, взявшие для развития своих институтов за основу политический опыт Французской революции, по мнению Гегеля, далеки от идеала. С его точки зрения, таковым является античный полис, отличающийся гармоничностью устройства общественной жизни.

Выше идеи гражданского общества нет, считает Гегель. Здесь он исходит из того, что развитие общества и государственных устоев направлено по пути обретения свободы. Гражданское общество является в наибольшей степени отражением идеи свободы. Сдерживающей силой «свободного» общества является правовое государство. На основе правовых императивов общество может достичь состояния «всеобщего благосостояния». Оно выражается не в удовлетворении эгоистических желаний отдельных индивидов, а в реализации общего государственного интереса.

В данной точке зрения заметен идеализм Гегеля в политических взглядах. Это также проявляется в том, что человек может преодолеть отчуждение только лишь в сфере идеального, в сфере абсолютного духа.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория государства и права

Гегель является создателем целостной философской системы. В ее рамки также попадают вопросы и политической философии. Так все науки он делит на три направления: логика, науки о природе и философия духа. Учение о государстве и праве мыслитель относит к последнему направлению.

Таким образом, в рамках философской системы Гегеля теория политического является частью философии. С этой точки зрения политика оценивается как проявление сознания человека в его совместной жизни с другими людьми, что оформляется в конкретные общественно-политические институты.

По мнению Гегеля, философия права не должна заниматься осмыслением эмпирических данных, связанных с политической деятельностью, либо непосредственно те или иные законодательные акты. Ее предметом является выявление идеи, лежащей в основе идей государства и права.

Понятие права

Понятие права Гегель выделял из идеи свободной воли человека. Свобода является всеобщей. Но всеобщая свобода ограничивается подчинением нравственному долгу. Таким образом, свобода в рамках политико-общественных отношений частично окрашена необходимостью.

Идея права имеет свое развитие и проходит три этапа: абстрактное право, мораль и нравственность.

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов.

Под гражданским обществом понимаются все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. Понятие гражданского общества длительное время проходило эволюцию. Так, Джон Локк рассматривает гражданское общество с либеральной точки зрения, как отражение уровня исторического развития человечества. Гегель придерживался позитивно-либеральной трактовки, утверждая, что гражданское общество основано на частной собственности, а движущей силой прогресса является государство, которое способно обеспечить справедливость, защитить человека от случайности, реализовать всю общность интересов.

Марксистская концепция, которой придерживались Карл Маркс и Фридрих Энгельс, представляет собой понятие гражданского общества как фундамента человеческого существования. Жизнедеятельность индивидов при этом рассматривалась в качестве решающего фактора исторического развития.

Гражданское общество характеризуется следующими признаками:

  • Наличие экономической свободы и частной собственности.
  • Наличие социальной стабильности гарантий.
  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
  • Наличие самоуправляемости, гражданской активности со стороны общества.
  • Существование конкуренции мнений, плюрализма.
  • Толерантность и открытость, легитимность власти.
  • Наличие правового государства, в котором имеются действующие нормативно правовые акты, подробно регламентирующие существующие общественные отношения.

Функции гражданского общества заключаются в том, что оно побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивая социализацию и воспитание граждан. Кроме того, общество должно защищать граждан и объединения от незаконного вмешательства в их деятельность, причем не только со стороны преступного контингента, но и со стороны государства в принципе. Гражданское общество также способствует формированию демократических органов государственной власти, оказывая развитие на всю политическую систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимоотношения между обществом и государством зависят от того типа политического режима, который установился на данный момент времени. Так, при тоталитарном режиме государство контролирует все сферы жизнедеятельности человека, практически не оставляя пространство для свободного существования гражданского общества. В данный момент гражданское общество существует. При авторитарном режиме гражданское общество находится в более свободном состоянии, однако не развито до конца, свобода слова не присутствует. Демократический режим создает условия для свободного функционирования и развития зрелого гражданского общества, а также для развития правового государства.

Рисунок 1. Гражданское общество и государство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Связь гражданского общества и правового государства

Для существования гражданского общества необходимо наличие правового государства. Это означает, что все общественные отношения в данном государстве должны быть урегулированы нормами действующего законодательства. Так, нормативно-правовой акт регламентирует практически все сферы жизнедеятельности людей, в том числе и самые незначительные. Это делается для того, чтобы в случае возникновения споров можно было максимально быстро их разрешить.

Законодательство в гражданском обществе должно отвечать некоторым признакам. Так, правовое государство характеризуется гуманизмом по отношению к людям, в том числе к лицам, совершающим правонарушения и преступления. Например, в России проявлением гуманизма является введение моратория на смертную казнь как на запрет уголовного наказания.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество характеризуются действием принципа разделения властей. Ветви власти делится на три основных – законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная ветвь власти представлена законодательными органами, которые обладают правом законодательной инициативы. Исполнительная ветвь власти реализует нормативно-правовые акты, которые существуют на территории государства. Судебная ветвь власти следит за тем, чтобы все субъекты гражданского общества соблюдали нормы действующего законодательства, а в случае выявления нарушителей – следуют санкции по отношению к ним. Все ветви власти находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, при развитом гражданском обществе они характеризуются независимостью.

Система сдержек и противовесов

Разделение власти характеризуется наличием принципа сдержек и противовесов. Так, законодательная власть, которая избирается всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть занимается реализацией законов, а судебная власти является стержнем формирования правовой системы. Воплощение идей сдержек и противовесов нашло отражение в труде американского государственного деятеля Д. Мэдисона. Он представил данную систему в виде схемы, в которой сила каждой из 3 ветвей власти уравновешивая другую, становится относительно равной, чтобы удержать две другие ветви власти от злоупотреблений. Данный механизм сдержек и противовесов до сих пор существует во многих странах. В качестве механизма сдержек и противовесов также называют частное частичное совпадение полномочий трех ветвей власти.

По мнению некоторых ученых-правоведов, существует должность, которая не относится ни к одной из ветвей власти. В России – это Президент РФ. По мнению специалистов, Президент не относится ни к одной из ветвей власти, не реализует ни исполнительную, ни законодательную, не судебную власть. Некоторые даже называют его четвертой ветвью власти в силу сильного влияния на ряд законодательных и исполнительных субъектов.

Правовое государство – это государство, в котором закон ставится превыше всего, то есть каждый человек независимо от статуса, ограничен в своих действиях общепринятым законом, который призван защищать свободу личности, и обязывает власть подчиняться воле суверенного народа.

Верховенство закона имеет древние исторические корни. Закон есть комплекс общепризнанных, формально оформленных, гарантированных государством норм, т.е. норм поведения общего характера, которые служат регулятором общественных отношений. Закон – это средство организации власти в государстве. Посредством правовых норм государственная власть осуществляет возложенные на нее функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

Свойства правового государства:

  • конституционный режим правления;
  • развитая правовая система, в которой отсутствуют противоречия;
  • эффективный контроль политики и власти в целом.

Правовое государство должно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику в рамках Государственной конституции По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и международных законов. Функциональность государственных органов и всех высокопоставленных должностных лиц связана с правовыми нормами, и их деятельность подчинена им. Суть правового государства определяет правовое равенство всех граждан, ставит права человека превыше закона государства, закрепляет суверенитет гражданского общества.

Признаки правового государства

В теории правового государства принято выделять следующие признаки, отличающие правовое государство от других:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Суверенитет народа, законно-правовое регулирование государственного суверенитета. То есть, народ – это и есть власть, государственный суверенитет имеет свойства представителя своего народа.
  2. Верховенство закона - это нормы, которые выражают правовые нормы принципов общества. Конституция государства обладает наивысшей обязательной силой. Закон не подлежит отмене или изменению. В демократическом правовом государстве закон соответствует праву, закон должен быть гуманным, справедливым и представлять права человека.
  3. Всеобщность права – это связь права с государством и его органами власти. Таким образом, государство не вправе нарушать законы, им созданные. Все государственные органы и лица, представляющие государство, обязаны действовать строго во исполнение законов.
  4. Взаимная ответственность государства и общества. Государство и должностные лица, как представители этого государства несут ответственность перед гражданским обществом, сам гражданин ответственен перед государством. Общество соглашается на определенные государством ограничения и обязуется им подчиняться, государство обязуется соблюдать права личности, гарантируя обществу достойные условия жизни. Правовое государство стремится оградить гражданина от государственного террора, гарантирует индивидуальную свободу.
  5. Разделение властей. Основой разделения власти является самостоятельность, независимость, определенное разграничение компетенций трех властей, обязательное существование системы сдержек и противовесов, которая помогает ограничивать каждой ветви власти друг друга, присутствие определенного верховенства законодательной власти, законные решения которой обязательны для всех.
  6. Неприкосновенность свободы личности. Защита прав, чести, достоинства личности - одна из основ правового государства. Признание прав и свобод человека и гражданина, обязывает государство гарантировать защиту всех прав и свобод личности, которые принадлежат ему от рождения.
  7. Эффективные формы контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Правовое государство обязуется обеспечить существование действенной и развитой системы судебных органов.

Правовое государство способствовало расширению свободы индивида и общества в целом. Основой правового государства является формальное, правовое равенство, которое не учитывает проблемы фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому правовое государство невозможно без развития социальной политики в государстве.

Теория социального государства

Социальное государство – это государство, которое стремится обеспечить достойные условия для жизни для всех членов гражданского общества, удовлетворяющие материальные и духовные потребности, социальную защищенность. Осуществление этих условий достигается с помощью перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев общества, проведения эффективной политики занятости, обеспечение охраны труда, развития доступного образования, здравоохранения и др.

Социальное государство реализует свои цели в форме правовой государственности, стремясь расширить права и свободы граждан, достигнуть большей социальной справедливости, сгладить социальное неравенство.

Для конституционного фактического закрепления правового, социального статуса необходимы: политическая воля, соответствующие политические реформы, создание социально-экономической базы.

Гражданское общество

Правовое государство формируется на основе развитого гражданского общества.

Гражданское общество – это совокупность независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации индивидов или коллективов.

По своей структуре гражданское общество имеет сложное строение, включая в себя различные общественные институты (экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные), не контролируемые государством. Гражданское общество охватывает частную жизнь населения, традиции народа, нравы, обычаи и др.

Потребности индивидов и групп гражданского общества осуществляются через институты семьи, церковь, политические партии, профессиональные и различные творческие объединения, кооперативы. В гражданском обществе, преобладают горизонтальные связи в отличие от горизонтальных связей государственных структур.

Гражданское общество формируется в основном снизу, неожиданно, как результат раскрепощения индивидов, которые готовы нести хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество неделимо связано с государством. Гражданское общество является сферой для реализации индивидуальных интересов и потребностей. Государство является представителем воли всего призвано обеспечить консенсус по основным вопросам общественно-политической жизни.

Саморазвивающееся гражданское общество, испытывает постоянное давление со стороны государства. Неразвитость гражданского общества провоцирует государство к узурпации его прав и присвоению себе функций гражданского общества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: