Кто из детективных классиков основал ассоциацию для расследования ошибочных судебных приговоров

Обновлено: 28.03.2024

Америк. актриса Ава .. (гарднер)

Американская актриса, одна из ярчайших звезд Голливуда 1940-х и 1950-х годов. Номинантка премии «Оскар». Вошла в список величайших кинозвезд в истории Голливуда. Обладательницу «лица ангела и тела богини», часто называют одной из самых красивых актрис XX века. Трижды была замужем, в том числе за Мики Руни и Фрэнком Синатрой. (фамилия) (гарднер)

Американский математик, писатель, популяризатор науки. Опубликовал более 70 книг. (фамилия) (гарднер)

Американский писатель, классик детективного жанра. Опубликовал свыше 100 романов. Также писал под псевдонимами А. А. Фэйр, К. Кендрейк, Ч. Дж. Кенни. (фамилия) (гарднер)

Американский писатель. Наиболее известен своим романом «Грендель» (гарднер)

Английский купец, основатель фарфорового завода в с. Вербилки в Подмосковье (гарднер)

Английский писатель. (фамилия) (гарднер)

Исполнительный директор Фонда Викимедия в Сан Франциско. Ранее директор веб-сайта CBC . са компании Canadian Broadcasting Corporation . (фамилия) (гарднер)

Историк, исследователь русского церковного пения, православный регент. В 1942-1944 годах (гарднер)

Обрусевший английский купец, создавший в 1766 фарфоровую фабрику в селе Вербильцы, Дмитровского уезда Московской губернии. (фамилия) (гарднер)

Один из основателей русских фарфоровых заводов (гарднер)

Американский классик детективного жанра (гарднер)

Американский писатель, автор романов "Адвокат Перри Мейсон", "Дело ее зеленоглазой сестры", "Дело о хромой канарейке" (гарднер)

Американский писатель, автор романов "В горах Самоубийства", "Книга Фредди", "Призраки Микельсона" (гарднер)

Американский писатель, автор романов "Дело об отпечатке губ", "Дело очаровательного призрака", "Мейсон рискует", "Показания одноглазой свидетельницы" (гарднер)

Американский писатель, автор романов "Диалоги с Солнечным", "Осенний свет", "Никелевая гора" (гарднер)

Американский писатель, автор сборника повестей "Староиндийская защита", книг "О нравственности литературы", "Жизнь и время Чосера" (гарднер)

Жена Фрэнка Синатра (гарднер)

Кто из детективных классиков основал ассоциацию для расследования ошибочных судебных приговоров? (гарднер)

Писатель Эрл Стенли . (гарднер)

Ава (родился в 1922) американская актриса (гарднер)

Американская киноактриса, к/ф "Снега Килиманджаро" (гарднер)

Американский писатель, автор детективных романов (1889-1970) (гарднер)

Джон (1933—1982) американский писатель, литературовед, романы «Диалоги с Солнечным», «Никелевая гора», «Осенний свет» (гарднер)

Франц, англ. купец, с середины XVIII в. в России, основ. фарфоровый завод в селе Вербилки (гарднер)

актриса Голливуда Ава . (гарднер)

американская актриса Ава . (гарднер)

классик детективного жанра Эрл Стенли . (гарднер)

Американская актриса, одна из ярчайших звезд Голливуда 1940-х и 1950-х годов. Номинантка на премию 'Оскар'. Вошла в список величайших кинозвезд в истории Голливуда. Обладательницу 'лица ангела и тела богини', часто называют одной из самых красивых актрис XX века. Трижды была замужем, в том числе за Микки Руни и Фрэнком Синатрой. Снималась в фильмах: 'Убийцы', 'Снега Килиманджаро', 'Рыцари Круглого стола', 'Могамбо', 'Босоногая графиня', 'И восходит солнце', 'На берегу', 'Ангел в красном', '55 дней в Пекине', '7 дней в мае', 'Ночь игуаны', 'Библия', 'Майерлинг', 'Жизнь и времена судьи Роя Бина', 'Землетрясение', 'Синяя птица', 'Перевал Кассандры', 'Часовой', 'Город в огне', 'Похищение президента', 'Наша эра', 'Тихая пристань', 'Гарем' (гарднер)

Эрл Стенли Гарднер (17 июля 1889, Мэлден, штат Массачусетс - 11 марта 1970, ранчо Темекул, Калифорния)


американский писатель, один из ярчайших представителей детективного жанра. Свое детство Гарднер провел в Калифорнии, которую он полюбил на всю жизнь и которая стала местом действия его основных романов.

Его отец был горным инженером, и значительная часть детства Эрла Стенли прошла в поселках горняков. С этих детских лет он на всю жизнь сохранил неуемную тягу к частым перемещениям, к путешествиям, перемене мест, а также глубокое уважение к простому рабочему люду, их трудному ремеслу.

Хороший спортсмен, он с младенчества увлекался боксом, плаванием, в 17-ти летнем возрасте побывал на Клондайке, еще юношей начал работать, в 1910 поступил в адвокатуру при Калифорнийском суде, по существу, юристом-самоучкой. Позднее приобретает практический опыт, получает юридическое образование, став со временем опытным, умным и прогрессивным адвокатом, довольно известным и популярным, особенно в среде малоимущих клиентов, делами которых он периодически успешно занимался. Он даже завоевал репутацию справедливого адвоката-защитника нацменьшинств в США.

Писать Эрл Стенли Гарднер начал ещё в начале своей адвокатской практики, параллельно со своей основной работой, судебным адвокатом. И довольно успешно.

Вскоре Эрл Стенли Гарднер примыкает к группе прогрессивных писателей-детективистов, сторонников реально-жизненного, современного, "жесткого" детектива так называемой "черной школы", среди которых были Кэролл Д. Дейли, Сэмюэл Дешил Хэммет, а чуть позднее и Реймонд Чендлер. Сгруппировавшись, как единомышленники, вокруг массового популярного журнала "Черная маска", каждый из них печатал на его страницах свои "крутые" (по американской терминологии) детективные произведения, создавая собственную школу в жанре, называемую иногда "черной школой". Эти "крутые детективы" потом становятся очень популярными среди читателей, особенно после публикации "Мальтийского сокола" Дешила Хэммета.

Свои первые детективные произведения, тоже "жесткие", Эрл Стенли Гарднер начал печатать в журнале "Черная маска" с 1923, под псевдонимом Чарлз М. Грин. В тех первых детективных рассказах и небольших повестях описывались чаще всего приключения некоего Эда Дженкинса, известного еще как "Жулик-фантом", а также ковбоя по прозвнщу "Черный Барр" и жонглера сыщика, который выбивал злодеям зубы кием, служившим сыщику тростыо; заставляя их признаваться в содеянном преступлении.
В те годы писать детективы под псевдонимом (частенько даже под несколькими именами) было широко распространено, и Эрл Стенли Гарднер тоже пользовался несколькими псевдонимами: вначале - Чарлз М. Грин, при публикации коротких детективных историй в "Черной маске"; затем - Карлтон Кендрейк, Чарлз Дж. Кении, А. А. Фэйр.

Под такими разными псевдонимами Эрл Стенли Гарднер публикует в последующее десятилетие несколько сотен детективных рассказов для массовых деше ных литеоатуоных журналов. Видимо, тогда же он знакомится и сближается с основателями "черной школы (Кэроллом Дейли и Дешилом Хэмметом), а несколько позднее и с талантливым Реймондом Чендлером, который потом в одном; из интервью назовет Эрла Стенли Гарднера "своим ближайшим другом".

За первое творческое десятилетие (1923-1932) Эрл Стенли Гарднер становится весьма популярным детективным писателем, и неплохо при этом зарабатывает, как он сам признается друзьям. Так, по свидетельству журналистов, Гарднер в 1932 на одних лишь журнальных публикациях заработал более 20000 долларов.

Но по-настоящему широкую известность, популярность и большой успех Эрл Стенли Гарднер приобретает с 1933, с "рождением" своего основного героя, умного и ловкого адвоката-детектива Перри Мейсона, с выхода в свет первого романа "Случай с фальшивым глазом" (1933), первого из большого цикла увлекательных романов, мастерски описывающих интересные расследования этого нового героя в жанре. В то время уже опытному и известному адвокату и популярному писателю-детективисту Эрлу Стенли Гарднеру было уже 44 года.

Этот большой цикл романов о Мейсоне (82 романа) потом образно назовут "Мейсоновками", и все они будут подписаны настоящим именем автора, как бы свидетельствуя об их добротности. С тех пор и до самой своей смерти Эрл Стенли Гарднер уже не расстанется со своим так удачно найденным литературным героем, оригинальным персонажем, существенно отличавшимся от других, уже привычных героев-сыщиков у других своих коллег-писателей.

Но и в других циклах романов Гарднера, не менее интересных, но видимо менее значимых для самого автора, Эрл Стенли Гарднер привлекал в качестве героев и других персонажей. Так, в период 1955-1970 Эрл Ст. Гарднер под псевдонимом А. А. Фэйр опубликовал 25 интересных детективных романов в стиле "черной школы", довольно "жестких", "крутых", как их охарактеризовали критики. В их числе можно назвать "Безумцы умирают в пятницу" ("Глупцы умирают по пятницам" - другое название этого интересного романа), "Для западни нужна живая наживка", "Кошки охотятся ночью" и др.

Есть еще у Гарднера небольшая серия (девять романов) с участием окружного прокурора штата Калифорния Дуга Сэлби. Эти книги также очень интересны и добротно написаны, как и все, что выходит из-под его пера.

Как видно из этого сжатого перечня литературных трудов Эрла Стенли Гарднера, он писал много и плодотворно, а главное, очень интересно.

С завоеванием широкой известности и большой популярности как в качестве умного, опытного адвоката, так и отличного, пользующегося славой писателя, к Эрлу Стенли Гарднеру приходит и признание и крепкое материальное благополучие. Это дает ему возможность прервать свою профессиональную адвокатскую практику (после 22 лет успешной деятельности) и всецело посвятить себя любимому литературному творчеству.

Позднее, с еще большим ростом благосостояния, Эрл Стенли Гарднер уже имеет огромное ранчо в 1000 акров в Телекуле, штат Калифорния, большой персонал помощников (до 20 человек), в том числе шесть секретарш-стенографисток, осуществляющих техническую часть его "творческой кухни". Работая зачастую по 16 часов в сутки, и иногда, в особо удачные творческие периоды, надиктовывая "с ходу" на магнитофонную ленту целые страницы увлекательных детективных историй, талантливый писатель мог при особом творческом подъеме подготавливать к изданию до 5-7 книг почти одновременно, "выдавая на гора" свыше миллиона слов в год. Невероятная писательская активность и плодовитость, наряду с несомненным мастерством и увлекательностью написанного, способствовали еще большей популярности талантливого писателя. И все же, несмотря на то, что и до 1933 года (дня "рождения" адвоката-детектива Перри Мейсона) и после этой даты, Эрл Стенли Гарднер написал немало интересных книг с участием других, не менее колоритных героев, его больше всего знают в США и в других странах именно как творца популярного адвоката-детектива Перри Мейсона. Этот поистине громадный цикл из 82 романов и трех рассказов повсюду в мире наиболее известен и любим, многократно переиздавался, переводился на многие языки и регулярно экранизировался. Да и сам автор не оставлял надолго своего основного героя, посвящая ему большинство детективных историй на протяжении долгих творческих 37 лет, с 1933.

Во всех романах этого большого цикла неизменно действует не традиционно-привычный частный детектив или сыщик-любитель, как во многих сотнях детективных произведений многочисленных коллег Гарднера, а совсем иной герой - ловкий, опытный, умный адвокат-детектив Перри Мейсон, официально состоящий на государственной службе и имеющий функции защитника в судебном процессе. Привычного для читателя независимого частного детектива, постоянно противостоящего не только преступникам, но и полиции, в интересных романах Эрла Стенли Гарднера ("Мейсоновках") уже совсем нет. Его здесь удачно заменил преуспевающий юрист, имеющий солидную собственную контору. Несмотря на "непривычность", новизну этого персонажа, уверенный в себе, хитрый и умный адвокат-детектив Перри Мейсон быстро з-авоевал читательскую популярность, и стал любим не менее чем такие известные герои как бельгиец Эркюль Пуаро Агаты Кристи, Ниро Вульф Рекса Стаута, Лемми Коушн Питера Чейни, Лео Арчер Росса Макдональда, комиссар Жюль Мегрэ Жоржа Сименона. По сравнению со своими громкими литературными героями, адвокат-детектив Перри Мейсон, можно сказать, менее колоритная фигура (по автору): ни в его внешности, ни в привычках нет ничего традиционно-экстравагантного или хотя бы "неповторимо своего" - ни орлиного поофиля и неизменной трубки Шерлока Холмса, ни тучности, малоподвижности и инертности Ниро Вульфа, ни яйцевидного черепа и ухоженных усов Эркюль Пуаро.

Перри Мейсон представлен автором всего лишь как "идеальный американец": красив, силен, мужествен, нравится женщинам, но спокойно реагирует на их чары, оставаясь всегда неприступно влекущим. Да и образ жизни у него "идеально американский"; есть роскошная квартира, прекрасно обставленная канцелярия, отличный автомобиль, видимо, немало денег на банковском счете. В год своего появления на страницах детектива у Гарднера (1933) он ездил на лучших марках автомашин, а сегодня он чаще летает по делам на реактивных лайнерах, и все. так же преуспевает в своих сложных, но интересных делах, еще более опытен, умен, популярен. У адвоката-детектива Перри Мейсона есть обаятельная и надежная в делах секретарша Делла Стрит. Она (по намекам автора) давно и безнадежно влюблена в своего неприступного шефа, всецело ему предана, и является неизменной участницей всех его расследований, играя при нем вроде бы роль "доктора Уотсона при Холмсе", хотя и совершенно по-другому. Она частенько задает такие же недоуменные вопросы (как и доктор Уотсон) при расследовании Перри Мейсоном сложных, запутанных дел, предлагая иногда свои версии (конечно же, наивные и ложные) интригующе-интересных происшествий. Перри Мейсон очень ценит преданность и умение отлично работать своей секретарши-помощницы. Он даже "чуть-чуть влюблен в нее", как намекает автор, иногда даже полушутливо признаваясь ей в своих чувствах, но дальше этого ничего между ними, в личном плане, не происходит. Да и сама Делла Стрит понимает, что, став его женой, она наверняка отошла бы от их общих, увлекательно-интересных дел, и тогда она уже не будет, как прежде, рядом с ним в делах, не будет нужна ему ежедневно, почти ежечасно, а это для нее было бы просто нетерпимым. Поэтому, как бы по обоюдному молчаливому соглашению, они всегда и везде остаются дружественно деловыми. на протяжении всех 82-х книг.

Есть у адвоката-детектива Перри Мейсона еще один преданный ему, надежный помощник и давний друг. Это Пол Дрейк, владелец большого детективного бюро, всегда готового действовать в нужном Перри Мейсону направлении. Это он, умный и опытный Пол Дрейк, вместе со своими умелыми сотрудника-ми, систематически добывает необходимые данные, сведения (вплоть до конфиденциальных- у знакомых полицейских и газетчиков), разыскивает нужных свидетелей по очередному делу, в общем, "разнюхивает" скрытые от глаз факты и улики. И очень оперативно, всегда вовремя, приносит все это "для размышления, осмысливания н сопоставления" умному и опытному Перри Мейсону. А тот отлично умеет "строить логические выводы", отнюдь не хуже прославленного Шерлока Холмса! Так что здесь имеется своеобразное разделение т-руда: вся "черновая", кропотливо-трудная работа по сбору фактов, улик, слухов и всяких данных лежит на Дрейке и его опытных сотрудниках, а обдумывание я логическое взвешивание, составление общей картины из добытых детективами мозаичных камешков-фактов, а затем и умное участие защиты в судебном процессе - это уже прерогатива адвоката Перри Мейсона. И со всем этим он блестяще и всегда отлично справляется, даже в, казалось бы, безнадежных случаях.

В обычной жизни адвокат-детектив Перри Мейсон мало чем отличается от окружающих, "простых смертных". А вот как только дело доходит до судебных заседаний, где официально слушается история очередного преступления, здесь Перри Мейсон преображается, чувствуя себя в суде "как рыба в воде". Вот где адвокат-защитник предстает во всем своем блеске: на судебном процессе он находчив, проницателен, ловок, тонок, коварен для обвинителя; едок на реплики, всегда уместно-своевременные, умно-проницательные. При этом Перри Мейсон всегда предельно вежлив, юмористичен и даже изящен и неповторимо популярен для публики. Опытный и находчивый, умный и ловкий, адвокат-защитник Перри Мейсон неизменно разоблачает и изобличает тайну расследуемого преступления именно на заключительных заседаниях суда, при острых перекрестных допросах свидетелей и обвиняемых, несколько даже "театрально играя на публику" и одновременно торжествуя на процессе, и всегда, вольно или невольно, закрепляя свой очередной успех, свою неизменную непогрешимость в расследованиях запутанных, таинственных дел. И популярность Перри Мейсона, .как умного защитника, неуклонно растет от дела к делу, за которые он берется. Именно блестящая, остроумная и глубоко мотивированная доказательствами речь Перри Мейсона на процессе, защищающего несправедливо обвиняемого человека, и произнесенная на решающем, заключительном судебном заседании,- это "конек" прославленно-талантливого адвоката! И, естественно, писателя.

Все это, вероятно, и для читателя более интересно, да и внешне гораздо эффективнее, чем например описание скрупулезного сбора улик и фактов, или же заключительное разоблачение виновника преступления при общем сборе всех подозреваемых у себя в кабинете, как это всегда делает умный толстяк Ниро Вульф Рекса Стаута для заключительного "аккорда" детективного повествования. Так же частенько поступает Эркюль Пуаро у Агаты Кристи.

У Эрла Стенли Гарднера вся увлекательная детективная история раскрывается и "венчается" именно на судебном заседании блестящей заключительной речью адвоката-защитника Перри Мейсона, обрамленной интересной предварительной словесной дуэлью с прокурором-обвинителем, с характерным для Перри Мейсона театральным эффектом неожиданного поворота и раскрытия потрясающих и публику и даже судью деталей и подробностей только что окончательна распутанного им преступления, тонко мотивированного объяснения всего запутанного "клубка преступления". Здесь все окончательно решает последнее, весьма неожиданное для доказательство или еще более неожиданное появление нового свидетеля в самый последний момент наивысшего напряжения судебного разбирательства. Это и есть блестящий, заключительный аккорд умного и популярного адвоката-детектива Перри Мейсона, "рожденного" талантливым пером Эрла Стенли Гарднера!

Эрл Стенли Гарднер - поистине прирожденный эпический писатель. Вся многомиллионная читательская аудитория в США и во многих других странах обычно увлечена не только остроумным решением таинственной загадки происшедшей трагедии, неистощимой изобретательностью автора, проявлявшейся в каждом романе, но и тонкой, безошибочно закрученной нитью интересного сюжета, крутыми и внезапными его поворотами, рафинированными юридическими схватками защиты и обвинения и эффектными сценами заключительного акта. Именно в суде, на последнем его заседании, под ураганным огнем перекрестных вопросов и реплик со стороны защиты, умной и мотивированной напористостью блестящего адвоката Перри Мейсона распадается, как карточный домик на ветре, казалось бы очень доказательное обвинение прокуратуры, называется и разоблачается истинный виновник совершенного преступления. И вновь празднует свое торжество победителя неувядаемый на протяжении долгих творческих 37-ми лет блестящий адвокат-детектив Перри Мейсон, и его талантливый творец Эрл Стенли Гарднер, сам отлично знающий все тонкости судопроизводства.

Эрла Стенли Гарднера, постоянно описывающего казалось бы скучное судопроизводство, да еще на протяжении большого цикла из 82-х романов вроде бы единой схемы развития действий, однако, никак не упрекнешь в отсутствии профессионального изобретательства и динамизма повествования. С самого начала романа интрига сюжета у Гарднера набирает головокружительный, истинно американский темп и выдерживает его до самых последних страниц книги, неослабно держа в напряжении интерес читателя. Эрл Стенли Гарднер заслуженно пользуется широкой популярностью у миллионов читателей многих стран.

Книги Гарднера издаются повсюду большими тиражами, часто инсценируются и экранизируются. Не считая его ранних детективных произзедений, печатавшихся в различных массовых журналах 20-30-х годов (несколько сот рассказов), плодовитый писатель опубликовал не менее 120 книг.

С самого начала творчества и через все годы активной деятельности Эрла Стенли Гарднера, и как профессионала-юриста, и как талантливого писателя, четко проходит излюбленная тема: спасение человека, невольно попавшего в сложную житейскую ситуацию, несправедливо заподозренного или даже обвиненного в несовершенном им преступлении. В таких случаях и адвокат и писатель дружно выступают в его защиту, чтобы обелить невиновного и одновременно разоблачить истинного преступника.
Широта интересов талантливого писателя и юриста была поистине поразительной.

Помимо перечисленных выше многочисленных детективных произведений, Эрл Стенли Гарднер писал и серьезные книги по археологии, криминологии, судебной фотографии. Он всегда был в курсе всех достижений судебно-медицинской экспертизы, неплохо разбирался в ядах и оружии, знал и криминалистику. Он основал ассоциацию для расследования ошибочных судебных приговоров. Его "Трибунал Окончательной Апелляции" частенько вел дополнительную следственную работу, не удовлетворяясь официальному заключению следствия и даже суда.

В журнале "Аргоси Мэгезин" Эрл Стенли Гарднер вел адвокатский раздел, занимаясь судьбами тех осужденных, в вине которых сомневался (особенно малоимущих), и всегда пытался найти правильное решение их дел. Однажды ему удалось добиться освобождения из тюрьмы человека, и вызвав сенсацию, доказать, что десять отпечатков пальцев убийцы на оружии были идентифицированы полицией неправильно, поскольку у осужденного в действительности отсутствовал на руке один палец.

В ряде серьезных книг, начиная с 50-х годов, истории Эрла Стенли Гарднера посвящались отдельным выдающимся представителям криминалисшки, а их деятельность оценивалась в предисловиях.

Кроме всего перечисленного, Эрл Стенли Гарднер написал восемь книг на другие темы, в большинстве посвященных любимому хобби - рыболовству и охоте.

По мнению некоторых литераторов, образ популярного адвоката-детектива очень похож на самого автора. Черты характера, взгляды и поступки, некоторые особенности личной и общественной жизни у них действительно схожи. К тому же, и сам Гарднер жил отдельно от жены, а прообразом его преданной секретарши, Деллы Стрит послужила одна из реальных его секретарш, с которой он десятилетиями вместе работал.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: